|
Добротолюбие в русском переводе. Том второй. Издание четвертое
Святой Иоанн Лествичник - О бесстрастии
- Великолепие тверди суть звезды, а украшение
бесстрастия добродетели.
- Бесстрастным называется и есть тот, кто плоть свою
сделал нерастлеваемою страстями, ум возвысил превыше всякой
твари, все чувства покорил уму, душу же свою представил
лицу Господа, всегда простираясь к Нему, даже и выше сил
своих.
- Некоторые говорят еще, что бесстрастие есть
воскресение души прежде воскресения тела, а другие,
что оно есть совершенное познание Бога (спознание с Богом),
второе после Ангелов.
- Это совершенное и никогда не завершаемое
совершенство совершенных о Господе, как сказывал мне некто
вкусивший его, так наконец освящает ум и отторгает его от
всего вещественного, что, по достижении сего небесного
пристанища, большую часть жизни во плоти держит его в
видении восторженным в небесное.
- Есть бесстрастный, и есть бесстрастного
бесстрастнейший. Ибо один сильно ненавидит зло, а другой
ненасытно богатится добродетелями.
- Чистота (целомудрие) также называется бесстрастием.
И справедливо; ибо она есть предначатие общего воскресения
и нетления тленных.
- Если знак совершенного порабощения страстям состоит
в том, что человек скоро повинуется почти всем тайно
всеваемым от бесов помыслам, то почитаю за признаки святого
бесстрастия, когда кто может не ложно сказать с Давидом:
уклоняющегося от мене лукавого не познах (Пс. 100,
4), и не знаю, как он пришел, и за чем приходил, и как
ушел; я ко всему тому стал не чувствителен, будучи весь
соединен с Богом, и надеясь всегда быть в таком состоянии.
- Кто сподобился быть в сем устроении, тот еще здесь,
обложенный бренной плотью, бывает храмом живого Бога,
Который руководствует его и наставляет во всех словах,
делах и помышлениях; и он, по причине внутреннего
просвещения, познает волю Господню, как бы слышал некоторый
глас, и будучи выше всякого человеческого учения, говорит:
когда приду и явлюся лицу Божию (Пс. 41, 3)? Ибо не
могу более сносить действа вожделения небесного, но ищу той
бессмертной красоты, какую Ты даровал мне прежде, нежели
впал я в тление.
- Бесстрастный, что много говорить?
не К тому себе живет, но живет в нем Христос (Гал.
2, 20), как сказал подвигом добрым подвизавшийся,
течение скончавший, и веру православную
соблюдший (2 Тим. 4, 7).
- Из одного камня не составляется Царский венец, так и
бесстрастие не совершится, если вознерадим хотя об одной
какой-либо добродетели.
- От послушания рождается смирение, от смирения же
бесстрастие, которым завершается смирение. Начало
смирения послушание; а бесстрастие, которое есть дщерь
смирения, совершает матерь свою.
- Некоторые изнуряют тела свои для получения
бесстрастия и богатства дарований, чудодействия и силы
прозрения; но сии бедные не знают, что не труды, но более
всего смирение есть матерь этих благ.
- Кто с добродетелью смирения сочетался браком, тот
кроток, тих, удобоумилен, милосерд, наипаче же мирен,
радостен, благопокорлив, беспечален, бодр, неленостен, и
что много говорить? бесстрастен, потому что
во смирении нашем помяну ны Господь, и избавил ны есть
от врагов наших (Пс. 135, 23. 24), от страстей и
скверн наших.
- Многие скоро получили прощение грехов, но
никто скоро не приобрел бесстрастия; ибо для приобретения
его нужно долгое время, многий труд любви и помощь Божия.
|
|