|
Добротолюбие в русском переводе. Том третий. Издание второе
Блаженный Авва Зосима (Палестинский) - Краткое сведение о нем
Древний латинский переводчик собеседований
преподобного Зосимы такое предисловие предпосылает им:
"Высоко ставлю и ценю собеседования сии, по причине ясно
излагаемого в них истинного свойства аскетических подвигов,
по причине обильного помазания духовного, коим они
пропитаны, и сладчайшего благоухания святыни, ими
издаваемого. Ничего так охотно я не списывал, ничего не
переводил я с таким услаждением сердечным. Что и заставило
меня исследовать, кто такой был автор их и в какое время
процветал, так как то и другое не было определенно известно.
"Собеседований всех не слишком много сохранилось. Их,
как видно, записывал некий усердный слушатель, как принимал
из уст преклонного летами старца, во время многолетнего
своего пребывания в иночестве прошедшего все степени
христианского совершенства и востекшего на самый верх
святыни, доступной смертному человечеству, при помощи
божественной благодати. Автор собеседований именуется
блаженным Аввою Зосимой. О записывателе намекается только,
что он был один из всегдашних его слушателей, и вероятно
брат той обители, в коей жил Авва Зосима, при Иордане.
"Но кто же сей блаженный Авва Зосима? После долгого и
старательного о сем изыскания, вот на чем наконец
остановилось мое мнение, что автор наших
собеседований есть тот самый славный Зосима, который свыше
избран был для услышания об образе жизни св. покаянницы
Марии Египетской из уст ее самой и для напутствования и
погребения сей преподобной матери".
Подтверждает он такое мнение свое тем, что некоторые
обстоятельства жизни Аввы Зосимы, изрекающего настоящие
наставления, сходны с обстоятельствами жизни Аввы Зосимы,
видевшего св. Марию Египетскую и рассказавшего о ней.
- В сказании о жизни св. Марии Египетской говорится,
что Авва Зосима, с юных лет поступив в некий монастырь,
прожил в нем 53 года; потом, по особому внушению свыше,
перешел в один из монастырей прииорданских; и оттуда уже
исходя видел св. Марию. И в настоящих собеседованиях
поминается, что изрекавший их Авва Зосима прежде жил в
некоем монастыре в Тире (соб. 24); потом собеседования сии
дают видеть его в Неаполе (в Самарии, соб. 14) проходом; и
наконец в обители св. Герасима (соб. 2). Последние указания
очевидно истолковывают первые.
- В сказании о св. Марии, об Авве Зосиме говорится,
что он был богат опытностью духовной и что потому к нему
обращались за советом многие не только из своего монастыря,
но и из других ближних и дальних (п.2 в Греч.).
Видно, что он не любил писать, а только говорил. И о св.
Марии сказание не написал он, а передал устно, как оно
осталось среди братий, пока св. Софроний не предал его
письмени. Что таков же был и изрекатель настоящих
наставлений, доказывает самый образ изложения их: его
спрашивали и он говорил. Двадцать девятое собеседование его
ведется в обители св. Герасима. Можно допустить, что и
другие все слышаны тут же и записаны каким-либо из
ближайших его учеников.
- Авва Зосима, изрекатель наставлений, любящий
приводить отеческие изречения, приводит все древнейших
старцев, и притом так, что память о них тогда была еще
свежа. Это указывает на конец четвертого и начало пятого
века. Находят, что Мария Египетская почила около 430 года.
Авва Зосима перешел в обитель прииорданскую, можно
положить, лет семидесяти. В обители сей ему пришлось
прожить, лет 30; ибо он почил ста лет. Для того, кто жил в
первой половине пятого века, изречения старцев века
четвертого могли быть свежи.
Такие наведения, с коими следует согласиться, определяя
автора собеседований, определяют и время их происхождения,
и то, как они произошли. Авва говорил; любящий духовное
назидание ученик записывал. Так все собеседования и
начинаются: "говорил, или сказал, или рассказывал Авва
Зосима". Можно не сомневаться, что собеседований как было
много держано, так много было и записано. Настоящие
собеседования представляются отрывком, который виден был и
читан Иоанном Мосхом, составителем Луга духовного (лимонаря).
Память преподобного Зосимы четвертого апреля.
В Патрологии, изд. Migne, собеседования сии помещены в
78 т. Есть они и в рукописном Патерике, из обители св.
Саввы Палестинского, и помещены в конце первой главы, в
виде прибавления. В рукописи собеседования идут без всякого
разделения. В печати их означено 14; но так, что в
некоторых из сих отделений содержится не одна беседа. При
переводе сочтено более целесообразным каждое наставление и
каждое сказание означать особым пунктом. Это тем более
нужно было сделать, что в печати не все беседы помещены, и
некоторые из помещенных не вполне помещены. Вышло таким
образом 31 отделение.
|
|