|
Добротолюбие в русском переводе. Том третий. Издание второе
Блаженный Авва Фалассий - Сотня четвертая
- Кто ум свой отрешил от любления и ласкания плоти,
тот Животворящим Духом умертвил деяния плотския
(Рим. 8, 13).
- Не думай отрешиться от склонности к плотскому, если
ум твой еще занимается тем, что свойственно плоти.
- Как плоти свойственно чувство и чувственное, так
душе свойствен ум и мысленное!
- Отвлеки душу от чувств и чувственного, и ум твой
пребывать станет в Боге и заниматься предметами духовными.
- Родственны Божеству умные естества, одним умом
познаваемые; чувства же и вещи чувственные созданы на
служение уму.
- Да служат тебе чувства и вещи чувственные к
духовному созерцанию, а не к удовлетворению похоти плоти.
- Повелено тебе умертвить деяния плотская, чтоб
трудными подвигами воскресить душу умерщвленную сластями плотскими.
- Буди господствуем от Бога. и господствуй над
чувствами, и, будучи лучшим,не давай власти над собою тому,
что хуже тебя.
- Бог вечен, беспределен и неограничен, и блага вечные
беспредельные и неизреченные обетовал слушающимся Его.
- Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем
умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах
Его.
- Имеешь власть склониться на то или другое, но будь
на стороне лучшего, и подчинишь себе худшее.
- Хороши чувства и хорошо чувственное, как творения
благого Бога, никак однако же не могут идти в сравнение с
умом и умовым.
- Разумное и мысленное естество создал Бог способным к
познанию всего и Его самого, а чувства и чувственное
произвел на полезное сему употребление.
- Как неуместно неключимому рабу подчинять себе
благого господина, так неуместно ум разумный подчинять телу
тленному.
- Ум, не властвующий над чувствами, чрез них падает в
грехи: ибо, прельщен бывая чувственными сластями, он обычно
порождает непотребство.
- Держа во власти своей чувства, крепко запирай и
память; ибо прежде чрез чувства полученные впечатления,
потом чрез воспоминание о них снова приводят в движение
страсти.
- Преутруждай тело и чаще молись, и скоро
избавишься от предвзятых помыслов.
- Поучайся непрестанно в словесах Божественных; ибо
трудолюбное в сем упражнение истребляет страсти.
- Избавляют ум от блуждания по вещам страстным чтение,
бдение, молитва и псалмопение.
- Как весна возбуждает растения к оживлению, так и
бесстрастие подвигает ум к познанию Сущего.
- Соблюди заповеди, и найдешь покой; возлюби Бога, и
улучишь ведение.
- В приболезненном труде и поте лица осужден ты
снедать хлеб ведения.
- Нерадение довело праотца до падения, и вместо
утешений райских осудило на смерть.
- Повелевай и ты своей Еве блюстись змия; чтоб
прельщена быв от него, не подала она тебе плода
запрещенного.
- Как по естеству душа животворит тело, так душу
добродетель и ведение.
- Мнящийся быть мудрым ум есть облако безводное,
носимое ветрами тщеславия и гордости.
- Воздерживаясь от тщеславия, берегись и от блуда,
чтоб избегая почестей не впасть в бесчестие.
- Избегая тщеславия, к Богу воззревай, чтоб иначе не
впасть в самомнение, или блуд.
- Тщеславию свойственно действовать на показ; а
гордости уничижат других и гневаться.
- Избегая чревоугодия, блюдись от человекоугодия,
желтизну лица своего притворно показать ухитряющегося.
- Прекрасно пощение, радующееся малоястью, и
довольствующееся скудоястием, избегая притом и человекоугодия.
- Постясь до вечера, не наедайся досыта, чтоб не
оказаться созидающим опять то, что только что разорил.
- Воздерживаясь от вина, не пей много и воды; ибо
иначе все же ты доставишь материал для блуда.
- Гордость заставляет отступаться от Божественной
помощи, на себя надеяться и воздыматься над людьми.
- Два предлежат врачебные средства против гордости,
которыми если кто не воспользуется, встретит, и нехотя
третье очень жестокое.
- Гордость прогоняют молитва со слезами, никого не
уничижение, и невольные скорби.
- Вразумление чрез искушения есть жезл духовный,
научающий смиренномудрию того, кто надымается в неразумии
своем.
- Умное дело не подчиняться помыслу того, кто тайно
наговаривает на ближнего.
- Как огородник, не выпалывающий сорных трав заглушает
чрез них овощи, так ум, не очищающий помыслов губит
подвижнические труды.
- Разумен муж, который слушается совета, особенно
когда совет предлагается по Богу духовным отцом.
- Умерщвленный страстями совета и понять не может, и
подчинится духовному наставлению совсем не способен.
- Не приемлющий совета не правыми путями шествует, но
всегда носится по стремнинам и пропастям.
- Монах ум, отрешившийся от чувственного, и
помысла сластолюбного даже и видеть не попускающий.
- Врач ум себя уврачевавший, и тем, чем сам
уврачевался, других врачующий.
- Взыщи добродетели, и затем, ревнуй не потерять ее,
чтоб не жить срамно, и не умереть немилосердо.
- Господь наш Иисус Христос всем даровал Свет, но не
верующие Ему сами себя держат во тьме.
- Не почитай малым лишение добродетели; чрез это
смерть вошла в мiр.
- Послушное исполнение заповедей есть воскресение
мертвых; ибо жизнь есть естественное следствие добродетели.
- За умерщвлением ума чрез преступление заповеди
необходимо следует и смерть тела.
- Как Адам, преступив заповедь, подпал смерти: так
Спаситель, послушлив быв, умертвил смерть.
- Умертви грех, чтобы не воскреснуть мертвым и от
смерти малой не перейти в великую.
- По причине преступления Адамова Спаситель
воплотился, чтобы разрешив клятву, всех воскресить.
- Из жизни сей в живот вечный переходит тот, кто
умертвил страсти и освободился от неведения.
- исследовав Писания, найдешь заповеди; а исполнив
сказанное, освободишься от страстей.
- Исполнение заповедей очищает душу, очищение же души,
делает ее причастной света.
- Древо жизни есть познание Бога, Которого причастным
сделавшись чистый, пребывает бессмертным.
- Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец
же ее любовь к Богу.
- Иисус Христос есть Господь и Бог наш, даровавший нам
веру в Него для получения жизни вечной.
- Он явился нам, соединив Божество с душой и телом,
чтобы, как Богу, избавить от смерти и душу и тело.
- Стяжаем веру, чтоб придти в любовь, из коей
рождается свет ведения.
- За стяжанием веры вот что последует: страх Божий,
воздержание от сластей, терпение трудов, надежда на Бога,
бесстрастие, любовь.
- Из искренней любви рождается ведение естества; после
же него наступит исполнение верха желаний, т.е. благодать
богословия.
- Ум, обуздывающий страсти, всеконечно обуздывает их
силою страха Божия, веруя в Бога и в то, чем Он угрожал, и
что обетовал.
- Кому дарована вера, от того требуется воздержание,
которое утвердившись, рождает терпение, поддерживающее
трудолюбивый навык.
- Признак терпения есть любовь к трудам, на которых
опираясь ум, восприемлет упование, что улучит, что
обетовано и избегнет, чем угрожается.
- Чаяние будущих благ соединяет ум с чаемым; пребывая
же в сем сочетании он забывает о благах настоящих.
- Бросает настоящее вкусивший чаемого; ибо тогда он
все свое желание предает сему последнему.
- Будущие блага обетовал сам Бог, Которому поверивший
вожделевает будущего, как настоящего.
- Знак того, что ум живет в чаемых благах есть то,
если он старается утвердить в себе совершенное забвение
здешних вещей и расширяется в познании благ будущих.
- Добра истина, коей научает Бог истины, отовсюду
удостоверяя в ней Боголюбивую душу.
- Превечны суть, и прежде всех веков, и паче ума и
слова, блага уготованные наследникам обетования.
- сделаем себя сообразными с правилами благочестия,
чтоб, уклонившись в страсти, не отпасть от упования.
- Иисус Христос Един есть от Святые Троицы, и Его-то
сонаследником имеешь быть ты.
- Наученный от Бога ведению сущего, не станет
затрудняться в веровании Писанию о том, что в нем предсказано.
- Дух святой, находя ум, обнаженным от страстей,
сообразно с тем тайно вводит его в познание уповаемого.
- Сообразно с очищением ума, душа руководится и к
познанию словес Божественных.
- Установивший тело свое в должном чине, и в
Божественном ведении упражняющийся, самым сим ведением все
более и более очищается.
- Ум, начинающий любомудрствовать о Божественных
вещах, от веры начинает, и потом среди сих вещей вращаясь и
шествуя, опять в веру же достигает, но высшую.
- Созерцается, что за началом сего любомудрия
последует страх, а концу его предшествует любовь.
- Ум, начиная любомудрствовать от веры внимающей (или
понимающей во что верить) достигает в богословии,
простирающееся за пределы всякого ума, которое определяют
верою незабываемой (всегда присущей сознанию, неподвижно в
нем пребывающей) и созерцанием сокровенного.
- Словеса о Боге Святыми и блаженными Отцами нашими
созерцаются не такими, чтоб они были по Нему
(соответствовали сущности и величью Его), но такими, кои
суть о Нем (о Нем открывают нам, сколько то вместимо для
ума нашего).
- Разумеются же о Нем, т.е. о Боге, все слова, или
положительно, или отрицательно.
- Так, существо, Божество, благодать, и другое
подобное, говорятся положительно; а безначальное,
беспредельное, невидимое, и подобное отрицательно.
- Поелику едино есть естество, превыше сущее всякого
ума и слова, и едино сокровенное Божество Святые Троицы; то
все, о Ней изрекаемое и созерцаемое, говорится и
созерцается обще.
- Как едино Божество Святая Троица веруется; так и три
лица единого Божества исповедуются.
- Означенные выше положительные и отрицательные
свойства обще прилагаются ко всей Святой и единосущной
Троице, кроме личных свойств, из коих также иные
положительны, а иные отрицательны.
- Личные свойства Божественных ипостасей суть
отчество, сыновство, исхождение и другие собственно
к лицам прилагаемые.
- Ипостась определяют естество с личными свойствами;
так что каждая ипостась имеет и то, что едино обще
естеству, и то, что собственно ипостаси.
- Из общих ко всей Святой Троице прилагаемых свойств
отрицательные почитаются главнейшими; но не так сие
относительно свойств личных. Ибо и из них, как уже сказано,
иные суть положительные, а иные отрицательные как например,
нерожденность и рожденность, и подобные. Нерожденность от
рожденности отличаются по своему значению: ибо
нерожденность означает Отца, а рожденность Сына.
- Речения и наименования употребляются для уяснения
того, что созерцается окрест естества Святые Троицы, как
сказано (см. гл. 81); но не в сущности естества: ибо к ней
относящееся недоведомо для ума и неизреченно для слова, а
ведомо единой Троице.
- Как единое естество Божества именуется
Триипостасным; так Святая Троица исповедуется единосущной.
- Отец созерцается и безначальным и началом,
безначальным, яко нерожденный, а началом, яко родитель Сына
и изводитель Духа Святого, Кои вечно из Него и в Нем суть.
- Единица, до Троицы движась, пребывает единицей; и
Троица, до единицы сводясь, пребывает Троицей. Сие и дивно
есть!
- Сын и Дух святой исповедуются не безначальными,
однако же вечными: не безначальными, яко к началу и
источнику, относимые к Отцу; а вечными, яко от вечности
один рожденно, а другой исходно, сущие с Отцом.
- Нераздельным едино Божество Троицы всегда верно
созерцается и неслиянными три ипостаси единого Божества
всегда верно исповедуются.
- Личные свойства суть Отца
нерожденность, Сына рожденность, Духа Святого
исходность. Начало Сына и Духа Святого исповедуется
безвременным. Ибо, как из Солнца и в Солнце свет, так и Они
из Вечного и в Вечном вечное имеют существование.
- Личные свойства ипостасей неподвижными и неизменными
всегда созерцаются, а общее естество или Божество
нераздельным.
- Единицу в Троице, и Троицу в единице исповедуем, как
нераздельно разделяемую, и раздельно соединяемую.
- Едино начало в Божестве созерцается Отец,
начало Сына и Духа, яко родитель и: источник Их
вечный совечных, беспределный собеспредельных; и три сии
единосущны суть и нераздельны. Тварей же всех Творец,
Промыслитель и Судья есть Триипостасный Бог,
Отец чрез Сына во Святом Духе. Ибо говорится, что из Того,
и Тем, и в Нем всяческая: Тому слава вовеки. Аминь (Рим.
11, 36).
- Совечными Отцу исповедуем Сына и Духа Святого и
собезначальными, яко вечное и безначальное имеющие из Него
и в Нем свое существование и начало. Они вечно с
Отцом и в Отце, и Отец вечно с Ними. Не было момента, когда
бы Отец был без Них, и Они без Него. Таков образ бытия
Единого естеством и Триипостасного в лицах Бога,
Коему слава и держава вовеки веков. Аминь.
|
|