|
Добротолюбие в русском переводе. Том четвертый. Издание второе
Помышляя, до чего возвышено естество наше вознесшимся Господом не допустим и помрачить его недостойной жизнью...
230.
Помышляя, до чего возвышено естество наше
вознесшимся Господом не допустим и помрачить его
недостойной жизнью. [4, 7]
Праздников праздник для нас и при дверех сущее
Вознесение Спасителя нашего, Иисуса Христа, таинство
великое и преестественное: ибо естество наше вземлется за
пределы видимого неба, как написано: Бог, богатый в
милости... нас мертвых прегрешенми сооживи Христом... и с
Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе
(Еф. 2, 4-6), одесную Себе на небесных, превыше всякого
начальства и власти и силы, и всякого имене именуемого не
точью в веце сем, но и в грядущем: и вся покори под нозе
Его: и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его,
исполняющего исполняющего всяческая во всех (Еф. 1,
20-23). Видите, на какую высоту славы подъято человеческое
естество? Не от земли ли на небо? Не от тления ли к
нетлению? Сколько иной трудится, чтоб сделаться другом царю
земному и смертному? Мы же, и притом суще отчуждени и
враги помышленми в делах лукавых (Кол. 1, 21), даром не
только примирены Богу и Отцу Господом нашим Иисусом
Христом, но и до всыновления возвышены. И ныне естество
наше на небесах, от всякой видимой и невидимой твари
поклоняемое. Таково величие неизреченного человеколюбия
благого Бога нашего! Помыслив о нем, и зная недомыслимость
его для нашего ума, блаженный Павел, молится, да Бог
Господа нашего Иисуса Христа даст верующим духа премудрости
в познание Его.... Яко уведети нам, кое есть упование
звания Его, и кое богатство славы достояния его во святых,
и кое преспеющее величество силы Его в нас, верующих по
действу державы крепости Его, юже содея о Христе (Еф.
1, 17-21). Но что ведь и было! Пришел Он к
нам всеблагой чрез девственное рождение, поработился
подобающим законам естества, взошел на крест, пригвоздив
на нем еже на нас рукописание (Кол. 2, 14), низшел в
преисподняя земли, разрешив болезни смертные, воскрес,
совосставив в Себе человеческое естество, наконец, вознесся
во славе, явив Себя Ходатаем за нас Богу и Отцу,
Таково, в кратце сказать, значение сего св. Праздника!
Созерцая его и уразумев, что мы тело Христово есмы,
благоговейно почтим дар, будем хранить свое благородство,
не предадим благодати, не сотворим удов Христовых удами
блудничими (1 Кор. 6, 15), но еще паче очистим себя и в
помыслах и в действиях, еще паче отрешимся от плотских
похотей, воюющих на душу, житие наше имуще добро в
себе самих (1 Петр. 2, 12), мирное, благопокорное,
послушливое, смиренное, благоустроенное, каковое
житие и есть житие блаженное. Утехи же и забавы, смехи и
невоздержание предоставить надо плотолюбцам и животолюбцам,
кои видяще не видят и слышаще не слышат, окамененное имея
сердце, и отягченные ушеса, чтоб не различать добро от зла,
свет от тьмы, жизнь от смерти. Мы же, братие, будем
держаться исповедания, в коем стоим, и хвалимся
упованием славы Божия (Рим. 5, 2), емлемся за труды
подвижнические, в коих подвизались святые, в числе
их и ныне песнословимый Пахомий блаженный, здраво
смотреть будем, здраво слушать, здраво осязать, всеми
членами здраво будем пользоваться, да наследницы будем по
обетованию жизни вечные.
231.
1) В вознесении Господа вознесено естество наше:
почтим величие дара, и будем благоукрашаться всякими
добродетелями. 2) Кто не таков, тот не член Христов:
почему кто порабощен какой-либо страсти, покайся и
упреподобься; кто по временам подвергается движениям
страстей, спеши и всегда восстановлять духовное
благонастроение. 3) Спеши; ибо смерть всегда близ
есть, а по смерти осуждение не покаявшимся. [4, 8]
- Празднуем Вознесение Господне, конец воплощенного
домостроительства Господа нашего Иисуса Христа. Все
совершив по воле отчей, вознесся Он во славе, и нас,
совоскресив, спосадил и на небесных во святой плоти Своей.
Какое богатство славы Его, и кое преспеющее величество
силы Его (Еф. 1, 18. 19), что смиренное и ничтожное
наше естество возвел на божеский Царский Престол, и всякая
небесная сила Ему поклоняется. Помышляя о сем, страха и
трепета исполнимся, благоговейно почтим величие дара, и
достойно Главы нашей будем жительствовать, как уды Христа,
как стелесники Его и сонаследники, в чистоте, в ведении,
в долготерпении в благости, в Духе святе, в любви
нелицемерной, в слове истины, в силе Божией (2 Кор. 6,
6. 7), со всяким послушанием и смиренномудрием, со всяким
тщанием и вниманием, ничего не произнося неуместного, и
ничего не делая против заповеди.
- Итак, оскверняющий тело уже не Христов член,
злопамятствующий уже не Христов член, другой какой страстью
обладаемый уже не Христов член; и потому уже недостоин
причащаться Святых тайн. Ибо Апостол говорит: да
искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши
да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не
рассуждая тела Господня. Сего ради в вас мнози немощны и
недужливы, и усыпают довольно. Аще бо быхом себе
рассуждали, не быхом осуждени были: судими же от Господа
наказуемся, да не с мiром осудимся (1 Кор. 11, 28-32).
Потому упреподобимся и очистимся, да достойно членами
Христовыми наименованы будем, и св. тайн достойно
причащаться будем. Если же случается нам от
невнимания возгореться похотью злою, или гневом, или
завистью, или ненавистью, или другим чем ненавистным Богу,
да не дивимся. Но поскорее восстановим себя в прежнее
доброе настроение, отрезвимся и не замедлим во зле сем; ибо
произвольное замедление в сем приносит неизвинительное осуждение.
- К тому же разве смерть не может нечаянно придти?
Вот вчера посетили мы епископа болящего и нашли его
в большой нужде, всего истощенным огневицей, туда и сюда
обращающим взор и нигде помощи не находящим. Разве мы не
можем тотчас тому же подвергнуться? А эти муки
сравнительно с будущими что суть? Сон и тень. Тот огнь не
угасает, и червь тот не умирает, мрак не рассеивается, узы
не разрешаются, скрежет зубов не пресекается, и все другие
мучения вечны. Действенно помышляя о сем, братие,
перестанем страстолюбствовать, завидовать, гневаться,
осуждать, клеветать, и ничего другого худого делать не
будем; а напротив станем мiрствовать, доброе держать
настроение, сокрушаться, благостынствовать, боголюбезно
любить друг друга, и все повеленное усердно и охотно
делать, чтоб и вечных мук избегнуть и жизнь вечную улучить.
232.
1) Обетовал Господь послать иного утешителя: что
и исполнилось в Пятдесятницу; велико сие. 2) Что же
воздадим? Исповедуем величие царя: воодушевимся на всякое
добро, и против всего страстного и плотского; в чем одна
горечь, утешение же всякое в едином Боге. 3) Бежим
же всего не подобного. [4, 9]
- Пятидесятницу празднуем и Духа Святого сошествие, о
коем говорит Господь: уне есть вам, да Аз иду; аще бо не
иду Аз, Утешитель не придет к вам, аще ли же иду, послю Его
к вам. И пришед Он наставит вы на всяку истину (Ин. 16,
7. 13). Какое это обетование! Какое нас удостоение! Не
Ангела, не человека послать обещал, но самого
соестественного Духа. Итак Сын Божий Единородный, исполнив
отеческое дело, восходит на небеса, а Дух святой нисходит,
не иный Бог, да не будет! но иный
Утешитель, как написано. И, о, неизреченное
человеколюбие! Утешением нам Бог бывает. И утешает Он
скорбную и умученную душу не падать духом в тяжелых
обстоятельствах, как свидетельствует святой Апостол,
говоря: внеуду брани, внутрьуду боязни; но утешаяй
смиренные утеши нас Бог.... (2 Кор. 7, 5). Утешает Он,
устрашенное демонскими страхованиями, сердце, возводя его
чрез дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как
свидетельствует святой Давид: Ты, Господи, помогл ми и
утешил мя еси (Пс. 85, 17). Утешает, воодушевляя
смущенный ум, что ему дан мир с Богом возыметь и покой, как
свидетельствует Апостол, говоря: по Христе молим, яко
Богу молящу нами: молим по Христе, примиритеся с Богом
(2 Кор. 5, 20). Видишь неисследимое снисхождение?
Видишь дар несравненный? Горе Единородный Сын о нас
ходатайствует пред Отцом, как написано: иже есть одесную
Бога, иже и ходатайствует о нас (Рим. 8, 34). Долу Дух
святой утешает многообразно.
- Что же воздадим мы за сие Господу? Нам
остается только восприять песнь псаломскую и взывать:
вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?
Избавляяй нища от руки креплших его, и нища и убога от
расхищающих Его (Пс. 34, 10). И опять: помощь моя от
Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 123, 8). И еще:
аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад
душа моя (Пс. 93, 7). И: Господь мне, помощник не
убоюся, что сотворит мне человек (Пс. 117, 6).
Имея убо такого Утешителя, Духа Святого, непобедимую
силу, Великого Защитника Бога и споборника, не
убоимся страха вражия и не устрашимся сопротивных сил, но,
яко Его имущие помощником и способником нам, мужественно и
твердо поспешим на подвижнические и исповеднические
борения, переживая в них дни за днями, не прельщаясь
обольщениями змия, и не изнемогая под непрестанными его
нападаниями; угасим плотскую любовь, как наполняющую огнем
дом души нашей.
Уверяю вас, что это не удовольствие, а опасная болезнь,
не сласть, а ума исступлние и злое омрачние. Знают сие
укротившие неистовство плоти, омывшие скверны ее, и к
единому Богу прилепившиеся всем сердцем, Коего что
сладчайше, и что вожделеннейше? Кто возымел, сие,
тот во плоти и выше плоти, в мiре и выше мiра, здесь
пребывает и превыше видимого живет; в том волны благодати,
тихими веяниями Духа воздвигаемые, тишиной исполняют душу,
сколько это возможно.
- Зачем же попускаем мы, чтоб сластолюбие, победив
нас, до того извращало и таким изменением изменяло, что мы,
долу поникши к земле, к плоти и крови, совсем отчуждаемся
от всеблагого Бога нашего. Бежим же от всякой
страсти: бежим сребролюбия, источника предательства; бежим
неверия, как отторгающего нас от общения с Господом; бежим
всякой другой страсти, какая бы ни отаковывала душу нашу,
гнева, зависти, ненависти, самолюбия, своеумия,
отъособления: чтоб не застала нас неготовыми смерть и не
отчуждила от Бога; отчуждение же от Бога есть отчуждение и
от царствия небесного. Этого никто не избежит из нетворящих
благоугодного Богу. Да возможем убо избежать грядущего на
сынов противления гнева, начнем неотступно благоугождать
Богу, очистим себя и обновим души своя. Дерзайте! близ
Господь всем призывающим Его.
233.
1) Праздник всех Святых. Кто они? Все
мученики: одни мученики крови, а другие подвигов
самоумерщвления. 2) К сим и мы причисляемся: тираны
наши ( страсти, люди страстные и бесы )
требуют, чтоб мы отступили от Бога и перешли на их сторону;
как мы не соглашаемся, то и несем прискорбности внешних
лишений и внутренних борений. 3) Но пребудем тверды
до конца; и сподобимся части мучеников. [4, 10]
- Праздник праздников, св. Пятидесятницу, сподобились
мы отпраздновать: се предлежит нам и праздник всех Святых.
Сколько и коликие поминаются ныне святые? Кто сочтет
звезды небесные и песок вскрай моря? Так бесчисленны
святые Божии, свидетели истины Божией и мученики, кои верно
сопротивлялись враждебной ей силе тиранов и всякого рода
мучения претерпели мужественно и с радостью огнь,
мечи, зверей, колеса, когти железные и все другое, что
могла придумать злоба, почитая муки утешением, и пролияние
крови радостью, и в сем убеждении ходя по разжженным
углиям, кровью угашая костры горящие, и многое совершая в
своем естестве, что превышало естество, и поражая тем
тиранов и царей, во свидетельство чего? Того,
что Иисус Христос есть Сын Божий, и что о имени Его
даруется жизнь вечная, как написано. Но одни ли только те
суть свидетели истины, кои кровь пролили? Нет;
таковы и все божественной жизнью пожившие, о коих св.
Апостол говорит, что они проидоша в милотех, и в козиях
кожах лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин весь
мiр, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в
пропастех земных. И немного ниже: толик имуще
облежащь нас облак свидетелей, гордость всяку отложше и
удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий
нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя
Иисуса (Евр. 11, 37-38; 12, 1. 2). Видишь, как он
называет мучениками и всех любителей преподобия,
прискорбную произвольно проводящих жизнь с терпением?
- Таким образом, братие, и мы причисляемся к
мученическому сонму: ибо и мы тем,что любим и терпеливо
проходим многоскорбный путь крестоносной жизни, тем, что
храним обет девства и не отрицаемся многих борений нам
стоящего послушания, свидетельствуем, что Иисус есть
Христос Сын Божий, свидетельствуем, что есть суд и
воздаяние, свидетельствуем, что должны пред страшным
судилищем Христовым дать отчет о том, как жили, противостоя
дьяволу, Христову врагу, который мучит и бичует нас
приражениями худых помыслов и смертоносных похотей,
понуждая отрещися Бога. И во истину те, кои, растлившись в
беззаконных помышлениях своих и чувствах, повинуются и
следуют супостату, самыми делами и самым настроением своим
говорят, что для них нет Бога, по Св. Давиду рекшему:
рече безумен в сердце своем несть Бог (Пс. 52, 2).
Ибо враг, если прежде не произведет в душах людей забвения
Бога, и как бы отречения от него, то не может склонить ум к
похотениям плоти, к разрешению на грех, к винопитию, к
непотребствам, к пирам, к любостяжанию, к идолопоклонству и
ко всяким другим неуместностям; успев же в этом,
завладевает душой, и отторгши ее от Бога, ввергает в огнь
неугасимый на вечное мучение с собою. Сколь бедственно
такое обольщение, и какой страшный конец его!
- Но мы, как свидетели Христовы, еще будем давать
доброе свидетельство, еще продолжим доброе исповедание
исповедовать, радуясь со всеми святыми, что сподобились
свидетельствовать о Христе, не преклоняя колен пред ваалом,
т.е. не склоняясь на похоти плоти и другие греховные
сласти; не будем верить врагу, когда он будет подлагать нам
помыслы отречения от послушания, но будем доблестно
противостоять ему, будучи поражаемы, но не побеждаемы.
Какой плод такого мученического свидетельства вы
знаете; знайте, что свидетели Христовы, свидетельствовавшие
о Нем всем, и за истинное свидетельство неимоверные муки
понесшие, в будущем веке сонаследниками Его объявлены
будут, как говорит Апостол: егда же Христос явится,
живот наш, тогда и вы с Ним явитеся во славе (Кол. 3,
4). С ними и мы, до конца жизни продолжив свидетельство
свое, да сподобимся получить вечные воздаяния и со Христом
вовеки пребывать в веселии и радовании.
234.
1) В воскресенье поучением для нас да служит
воспоминание о благах, кои стяжал нам Господь своим
воскресением. 2) Помянув их не можем не восприять
побуждения возлюбить столь возлюбившего нас Господа,
являя ее исполнением заповедей Его и удалением от всего
неугодного Ему. 3) К усилению же такого побуждения
приложим память смертную; к чему подает нам ныне повод
смерть брата Евдокима. [4, 12]
- Самый день воскресный, который празднуем мы ныне,
достаточное подает нам поучение
(Кατηχησις), если
внемлем. Ибо в сей день Господь наш Иисус Христос
совосставил нас, долу поверженных грехам; в сей день
соожжвил Он нас умерщвленных прегрешениями и необрезанием
плоти нашей; в сей день, паки отверз нам рай для вкушения
от древа жизни, которое есть животворящее тело Его и кровь;
в сей день, яко восставленные от смерти, можем мы
пророческим словом взывать: где, ти, смерте, жало? где,
ти, аде победа? (1 Кор. 15, 55). Побеждена ты Тем, Кто
сказал: дерзайте, яко Аз победих (Ин. 16, 33); в сей
день, говоря Апостольскем словом, Бог и Отец совоскресил
и спосадил нас на небесных во Христе Иисусе, да явит в
вецех гредящих презельное богатство благодати своей
благостынею на нас о Христе Иисусе (Еф. 2, 6. 7). О дар
неизъяснимый! От чего и к чему привел Он нас? От смерти в
живот, из тьмы в свет, из рабства на свободу, от вражды в
искреннее содружество, и до того простер милость, что
сделал нас сообразными образу Сына своего (Рим. 8,
29). Какая неизреченная благодать сия! Какая
преизбыточествующая великость любви Его к нам! Что Он
Единородного Сына своего дал в искупление всех нас. И как
нам не взывать при сем: Кто возглаголет силы Господни?
Слышаны сотворить вся хвалы Его? (Пс. 105, 2).
- Возлюбим же так возлюбившего нас, умрем за умершего
за нас, не возвращаясь к плоти и крови, не обольщаясь
прельщениями змия, не увлекаясь сластями житейскими, и не
допуская себя вкусить плода греха, от коего смерть: ибо
написано: волею согрешающим нам по приятии разума
истины, к тому о гресех не обретается жертва: страшно же
некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящего
сопротивныя (Евр. 10, 26. 27). Почему с опаством и
благоговением будем работать Господу, с разумом и добрым
устроением будем проводить жизнь, с благоразумным терпением
будем исполнять возлагаемые на нас служения, в точности
держась повеленного, не в духовных только, но и в телесных
делах, даже до возжигания дров и налития воды.
- Над всем же сим помнить будем, что нам предлежит
неизбежно смерть. Се и ныне брат наш Евдоким отошел
ко Господу. Если смерть брата не вразумляет нас, то
что наконец обратит нас? Если таинство смерти не убеждает
нас, то что еще может удержать нас от пагубных страстей?
Разве неизвестно, что, еще когда говорим и совещаемся о том
или другом, внезапно может постигнуть нас страшный час
смерти? час страшный и нестерпимый для одержимых
грехами, для имевших неочищенные покаяньем падения, для
живущих беспорядочно, бесчинствующих я своенравных,
но сладостный и многожеланный для Боголюбивых,
благочестивых и добродетельных, бдагопокорливых и
смиренных. Почему прошу и напоминаю вам, братие, приемля к
сердцу таковые помышления, будем удаляться от страстей,
сколько сил есть, и, любовью объемля Христа, преуспевать в
добродетелях, чтоб, совершив так все течение жизни,
наследовать Царствие Небесное, во Христе Иисусе, Господе нашем.
235.
1) Помянув, как некто, умирая, воззвал:
"врасплох застигнут я", и испустил дух, не успев докончить
речи своей, выводит урок: так жить, чтоб всегда
готову быть к смерти. 2) Затем, намекнув, что в
общежитии всего удобнее этого достигнуть, жалеет и
живущих в одиночку, и хвалит тех, кои живут вдвоем или
троем, но паче тех, кои живут в общежитии. [4, 13]
- Ныне день воскресный; мне же предлежит говорить вам
о смерти. Видите, как часто братия и отцы, один за другим,
отходят от нас. Для нас это не что иное есть, как
напоминание, что и мы скоро перейдем отсюда, прейдем же не
в какие-либо земные и тленные места, но в невещественные и
вечные обиталища, из которых нет уже возврата тому, кто
однажды туда зашел. Воистину страшна смерть, когда
слышишь о ней; но несравненно страшнее она, когда видишь ее
очами, как за шесть дней пред сим испытали мы при смерти
Халкитского Игумена. Мы застали его при последнем
издыхании, и изумлены были случившимся, как он с нами был и
в одно мгновние отшел от нас, предан будучи смерти.
Страшное воистину слышание и трепетное видение! Еще дыша,
блаженный издал такой глас: "упрежден я" (захвачен
врасплох); и с словом сим, потрясши мало головою и рукой,
замолк, не успев сказать, что такое было. Но мы
чувствовали, что значило сие изумительное событие. Сие
сказал я вам не с тем, чтоб тень некую навесть на
почившего; да не будет! Но чтоб себя устрашить, и
вас воодушевить позаботиться о том, как бы и нас не
застал в расплох последний час, и из гортани нашей не
исторглось такое же воззвание в момент исхода; но да будем
всегда готовы на час сей, и не смущенно сретим его. Ибо
написано: уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60). Но
этого мы не достигнем, если не будем всегда внимать себе, и
если не будем крепко хранить то, что делаем доброго, и
исправлять покаянием того, в чем погрешаем, всегда так
благоустрояя себя, как бы имели тотчас взяты быть на небо.
Ибо кому там должны мы предстать? Не Судии ли всех и
Богу, Ему же поклонится всяко колено небесных, земных и
преисподних, и всяк язык исповестся? (Фил. 2, 10). А в
чем ответ имеем мы дать? Не во всем ли, что совершено нами
в жизни делом, словом и помышлением?
- Во мне это всякой раз, как вспоминается, производит
ужас, и едва не лишает чувства. Вам же можно помышлять о
сем и без страха, вам, говорю, бдагопослушным, и все
попечние возложившим на силу послушания: ибо такова
действительно жизнь в истинном послушании. Но какое
оправдание пред страшным Престолом Христовым уготовят себе
те, кои отвращаются от послушания и живут в одиночку,
кружатся туда и сюда и не находят, где твердо стать ногами
своими? Увы, какая горесть! Как зло увлекательно! Как
обратились вспять право шествовавшие путем монашеского
жития? Лучше бо бе им не познати пути правды, нежели
познавшым возвратиться вспять от преданные им святые
заповеди. Случися бо им истинная притча, пес возвращся на
свою блевотину, и свиния омывшися, в кал тинный (2
Петр. 2, 21, 22). Что ты, друже, что ты? Ярмо раба тянешь?!
Так оправдываются, оставляющие обитель, чтобы жить в
одиночку, говоря, что в обители рабство. Ты, сбросивший иго
мiра, бежавший от него и освободившийся от всех обычаев
плотских? Уж не взять ли тебе и жену!! ибо эти две вещи
неразлучные суть принадлежности мiра и того, что мiре.
Для тех же, кои ведут крестоносную жизнь, чуждо то и
другое. Но причина сему, как обычно, грех. Поелику
мы страстолюбивы и сребролюбивы; то само собою прилагается
к нам и женолюбие. За тем, чтоб не было свидетеля и
обличителя того, что бывает отай, брата иметь сожителем не
хотим, а избираем одиночество, или прямее, рабство
любостяжательности, как совсем уже продавшие себя греху и
ставшие рабами плоти и крови. Отсюда разложние внутреннего
строя; отсюда соблазны; отсюда падения. Мне же отсюда плач
и сетования. Обличаю, запрещаю; но не слушают. Да внемлют
однако же таковые, что говорит Господь: аще не бых
пришел и глаголал им, греха не быша имели: ныне же
извинения не имут о гресе своем (Ин. 15, 22). Чист я от
крови таковых. Можно бы совсем отсечь их от нашего
общества, по заповеди (буди тебе, яко язычник);но,
так как теперь гонение, то отлагаю; еда како возникнут
от даивольские сети, живи уловлени от него в свою его
волю (2 Тим. 2, 26). Вы же благословенны от Господа,
живущие друг с другом вместе вдвоем или втроем, и
что еще более достойно похвалы, живущие по уставу
киновийному, дома сидящие и не делающие безвременных
выходов, кроме крайне нужных, особенно на торжища и
празднества, услуживающие друг другу, и тем господствующие
над мiром, все делающие Боголюбно и благообразно,
вам благодать и мир да умножится, и да узрите благая
вышнего Иерусалима, во Христе Иисусе, Господе нашем.
236.
1) Будем в бодренности, оживляя ее словом
Божиим, и ожиданием внезапного пришествия Господа, когда
бодренные восхищены будут в сретение его. 2) Кто это
такие? Те, кои украшены добродетелями, указанными в слове
Господа о блаженствах. Будем же заботливо совершать свое
спасение сим образом, не боясь наступающего гонения, чем бы
оно ни сопровождалось. [4, 14]
- Говорить нам должно, и никак не молчать долго. Ибо
молчание сон наводит на душу, а сон такой причина есть
смерти, об избавлении от коего молясь, святой Давид
говорит: просвети очи мои, да не когда усну в смерть
(Пс. 12). Слово же движущееся в сердце есть источник воды,
текущие в живот вечный: сего что может быть полезнее? и что
ведая блаженный Апостол говорил: Слово Христово да
вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и
вразумляюще себе самех (Кол. 3, 16). Видишь, как он
повелевает нам самих себя взаимно учить и вразумлять, а не
довольствоваться одними своими собственными напоминаниями.
Я, смиренный, исповедую, что всякий раз, как беседую к вам,
большую от того получаю пользу: воззываю себя от мятежа
жизни сей, делаюсь более трезвенным и прихожу в чувство
своих прегрешений. Ибо во истину жизнь здешняя
многомятежна, каждодневно влагаются в уши злые речи и слухи
суетные, кроме того и дьявол нападает противными добру
помыслами. Все сие должно отгонять словом, и чистою блюсти
совесть, внимая тому, на что лежим. На что же мы лежим?
На то, чтоб служити нам Богу живу и истинну
(Евр. 9, 14), и ждати Сына Его с небес, Егоже воскреси
из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от гнева грядущего
как написано (1 Сол. 1, 10). Но никакой раб не дремлет, не
покоится и не спит, ожидая господина своего, и суду его
повинный, но трезвится и бодрствует, и беспокоится о
сретении его, о коем опять Апостол ясно говорит: яко Сам
Господь в повелении, во гласе Архангелове, и в трубе Божии
низойдет с небесе, и мертвии о Христе, воскреснут первее:
потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищени будем
на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с
Господом будем (1Сол. 4, 16. 17).
- Но кто это такие? Нищие духом, плачущие, чистые
сердцем, кроткие, миротворные, милостивые, иго послушания
понесшие, исповедание ненарушимым соблюдшие, сии с
Ним будут; худых же дел наделавшие, непослушные,
непокорные, отступники от исповедания, отказывающиеся от
послушаний, и всяких других зол делатели, эти ни на
облацех взяты не будут, ни с Господом не будут, но,
что есть самое бедственное, муку примут, погибель
вечную от лица Господня и от славы крепости Его (2 Сол.
1, 9): чего ни помыслить, ни сказать о нас да не будет!
Почему надлежит нам всячески заботиться о деле
спасения нашего, зная, что и гонение пред лицом нашим, и
что искушения приближаются к нам. Но не устрашимся и не
убоимся от восстающих на нас искушений. Аще Бог по нас,
кто на ны (Рим. 8, 31). Если в прешедших гонениях Он
был с нами, почему не быть Ему с нами смиренными и в
настоящих, подавая нам крепость и силу на все, по
обетованию Своему. Да и что сделают нам противники наши?
Опять изгонят? Но Господня земля и исполнение
ея (Пс. 23, 1). Опять заключат в темницу? Но ничего нет
сладче темницы, когда попадаешь туда за Христа. Опять
бичевать станут? Но тем больше доставят нам венцов. Что
если и умертвят? Ибо и Господь наш умерщвлен был. Почему
Апостол и говорит: аще с Ним умрохом, то с Ним и оживем:
аще терпим, с Ним и воцаримся (2 Тим. 2, 11. 12). Таков
был блаженный Феодор, величайший свидетель Христов, коего и
память ныне совершаем. Все с радостью претерпел он за
Христа. С такой же верою и мы смиренные еще послужим
Господу; с таким же упованием претерпим всякую скорбь и
тесноту находящих бед, да как за послушание, так и за
исповедание удостоимся быть наследниками царствия
небесного, во Христе Иисусе, Господе нашем.
237.
1) Рассеяны. Внушает радоваться о сем. 2)
Обличает нелепость иконоборческих суждений. 3)
Оправдывает, что говорит против них. 4) И приглашает
служить истине не словом только, но и делом, или достойной
жизнью. [4, 15]
- Вчера праздновали мы память св. Предтечи Господня, и
вспомянули при том о нашем монашеском жительстве. Но тогда
были мы все вместе, и в дому Божии ходихом в
единомышлении (Пс. 54, 5). Ныне же мы рассеяны,
кто куда, по разным местам и селениям. Однако же,
поелику ради Бога рассеяние сие, то радоваться должны мы,
по данной заповеди; ибо Господь сказал: радуйтеся и
веселитеся, яко мзда ваша много, на небесех (Мф. 5,
12). К тому же чрез это мы уподобляемся и Господу, рекшему:
аще Мене изгнаша, и вас ижденут: аще слово Мое
соблюдоша, и ваше соблюдут. Но сия вся творят вам за имя
Мое, яко не видят Пославшего Мя (Ин. 15, 20. 21).
- И по истине, как Иудеи, не приемля Сына, показали,
что не ведают Отца; так и иконоборцы, не приемля иконы
Христовой, показывают, что не знают Христа. Истина явна;
ведает же ее один из тысячи. Посмотрите, как двоится у них
их злое мудрование: то говорят, что никак нельзя ставить
икону Христову, то, что можно, только в
равном значении с знаками, употребляемыми на войне, и на
охоте; поклоняться же им, утверждают, не должно, как не
кланяются изображению лошади, быка, льва, тигра, змеи,
рыбы, птицы. Слыша сие, кто не восстенает, кто не источить
слез, что икону Христову, пред коей благоговеют Ангелы и
трепещут демоны, не стыдятся сопоставлять с изображениями
четвероногих, пресмыкающихся, рыб и птиц, и подобно им не
считают долгом чтить. Какое страшное измышление, и
какая еще страшнейшая дерзость! Потом что еще?
Изображение человека именуют человеком, быка
быком, верблюда верблюдом, и вообще по имени
изображаемого именуют изображение, икону же Христа
Господа, Богоматери, или кого-либо из святых никак не
допускают называть их именами, ни даже в переносном смысле,
а просто говорят: икона, не прибавляя, чья, чтоб, как им
думается, не погрешить. Такого неразумия и такого хуления
преисполнены они! Вы же, братие, внемлите сказанному от св.
отцов наших и ведайте, что если места, где Христос родился
святы и поклоняемы суть и именуются, и всякий, песок ли
оттуда получит или камень, приемлет, блюдет и чтит
то, как священное сокровище; не тем ли паче достойна
чествования и поклонения икона Христова, на коей Он, как в
зеркале, явно видится и вызывает подобающие к Нему чувства,
как бы к присущему: ибо таково свойство изображения, что
оно представляет лице изображенного.
- Почему, я смиренный, скорбя о заблуждении
иконоборческом сердцем, и боясь наказания за молчание, по
необходимости говорю то, что говорю, хотя мало и кратко.
Если инославные не перестают наедине и публично, письменно
и неписьменно подвигать хульный язык свой на Христа; почему
же нам, сидя дома, не побеседовать между собою о подобающем
в настоящих обстоятельствах? И как стерпим гнев
Господа, если будем поступать иначе? И какие подражатели
будем мы отцам нашим, кои молчать в подобном случае и
прятаться называли справедливо предательством истины.
- Итак, говорить надлежит и слушать, служа истине и
словом и делом. И святые Апостолы не проповедью только
божественной, но и жизнью непорочной покорили вселенную,
просвещая омраченных и солью премудрости осоляя обуявших,
нося с собою только пиру и жезл. Подражая им, братие,
одобрение заслужим и мы, довольствуясь тем, что есть, не
сребролюбствуя, но являясь не стяжательными, не делая
безвременных выходов, не знакомясь с женщинами, от коих
смерть. Если так будем вести себя, то прославится Бог в
нас, возвеличится предлежащее исповедание, и противники
наши хоть мало усрамятся, и расположатся к обращению. Если
же не так; то есть опасность, как бы вместо ублажения не
заслужить вечного осуждения. Сам же Бог мiра, все
претворяюший и прелагающий на лучшее, да умиротворит
Церковь Свою; нас же да сохранить верными истине, и да
введет в царствие Свое небесное.
238.
1) Теперь время жатвы. Похожа на нее и наша
жатва духовная. 2) Плоды у нас добродетели.
3) Житница смирение. 4) Время
вся жизнь. 5) Способы все наши подвиги и
послушания. [4, 16]
- Настоящее время есть время жатвы, время трудов и
потов, когда псаломское исполняется слово: изыдет
человек на дело свое и на делание свое до вечера (Пс.
103, 23), не давая себе покоя, пока не кончит жатвы, не
обмолотит сжатого, и не внесет в житницу полученных семян.
Что сказать на это? Если для плотского
стяжания потребен такой труд, не тем ли паче необходим он
для духовного? Предлежит и нам жатва, как говорится у
Апостола: сеяй скудостью, скудостью и пожнет; а сеяй о
благословении, о благословении и пожнет (2 Кор. 9, 6).
Опять и Господь говорил ученикам Своим: не вы ли
глаголете, яко еще четыре месяцы суть, и жатва придет?
Се глаголю вам, возведите очи ваши, и видите нивы,
яко плавы суть к жатве уже. И жняй, мзду приемлет, и
собирает плод в живот вечный: да и сеяй вкупе радуется и
жнеяй (Ин. 4, 35. 36). Вот указана нам жатва.
- Изыдем же с полным усердием на жатву, соберет плоды,
не плотские и текучие, но духовные и пребывающие в живот
вечный: освящение и мир, любовь и радость, благодушие и
терпение, милосердие и кротость, и всякую другую
добродетель. Сии суть плоды духовные, которые должно
собирать с рассудительностью, так, чтоб к добру не
примешивалось худое что; т.е. любить, но без пристрастия,
соревновать добру, но без зависти, говорить о брате, но не
враждебно, и вообще искренно творить волю Божию, благую,
угодную и совершенную (Рим. 12, 2).
- В житницу же внесение плодов будет у нас крепкое их
спрятание в сокровищницу смиренномудрия, как указал Сам
Господь говоря: егда сотворите вся повеленная вам,
глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом
сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10); и как к сему же
руководит и Апостол, говоря: что имаши его же неси
приял? аще же и приял еси, что хвалишися, яко не
приемь? (1 Кор. 4, 7).
- Вот какая у нас жатва, и каков труд, не два или три
месяца продолжающийся, но простирающийся до самого конца
жизни нашей, который однако же, если сопоставить его с
будущим веком вменится в один день: ибо там нет конца, там
каждый вовеки будет питаться от плодов труда своего, и
вечно будет радоваться о сем.
- Только умертвим уды, яже на земли, блуд,
нечистоту, страсть, похоть злую, и лихоимание (Кол. 3,
5); только смиренно понесем иго послушания, друг друга
поддерживая, и друг друга тяготы нося, и тако исполняя
закон Христов, как написано (Гал. 6, 2). И блажен, кто
всему благоговейно подклоняет главу; блажен, наиболее
потрудившийся: ибо чем боле труда, тем большая награда; и
последнейшее берущий на себя послужение, первенством почтен
будет, как говорит Господь: иже аще хочет в вас старей
быти, да будет всех менший, и всем слуга. Ибо и Сын
человеческий не приде, да послужат Ему, но да послужит и
даст душу Свою избавление за многи (Мар. 9, 35; 10, 44.
45). О сем, братие, помыслим, и так действовать понудимся,
да достойны будем услышать оный глас: добре, рабе,
благой и верный о мале был еси верен, над многими тя
поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21).
239.
1) Жатва. Все трудятся, не зная утомления: так и
нам надо, всякому в своем деле трудиться. 2)
Там могут ссылаться на немощи, а нам нельзя; ибо требуется
только: восхоти и взыщи. 3) Так действовали отцы, и
теперь вкушают плоды того. [4, 17]
- Время жатвы, как видите, и каждый земледелец
поднимается на собрание семян. Ни труд усиленный, ни солнце
палящее не утомляют делателя, но с утра до вечера трудится
он, то сгибаясь, то выпрямляясь, пока не кончит
предлежащего ему дела. А мы, рабами Христовыми
именующиеся, и монашескую проводящее жизнь, имеем ли также
жатву? Да имем, и такую жатву, какую Господь
наш Иисус Христос указал ученикам Своим, говоря: не, вы,
ли глаголете, яко еще четыре месяцы суть и жатва придет? Се
глаголю вам, возведите очи ваши, и видите нивы, яко плавы
суть к жатве, уже. И жняй, мзду приемлет, и собирает плод в
живот вечный: да и сеяй вкупе радуется и жняй (Ин. 4,
35. 36). Очевидно, таким образом, что у нас есть и сеятва и
жатва, и притом не определенное какое время продолжающаяся,
но непрерывно нам предлежащие и на всегда. Будем же,
братие, жать усердно, именно учащий учение,
предстоятельствующий попечение о всем, эконом экономию,
служащий служение, послушник послушание, безмолвствующий
безмолвие, молящийся терпеливое пребывание в молитве, все
всё во всём, сколько сил есть. Ни с чем несообразно было
бы, когда плотски действующие так усердно прилежат к своим
делам, нам к духовным деланиям нашим приступать лениво и
небрежно; когда те, потом обливаясь, не отступают от
трудов, нам отвращение иметь к аскетическим рачениям. Не
царствие ли небесное предлежит нам? не жизнь ли вечная? не
радость ли неизреченная? Да и возможно ли,
предаваясь лености, стяжать что-либо великое и вожделенное?
Никак. Итак воспрянуть надо от сна лености и нерадения, и
со всем рвением взяться за дело: ибо ищется не что-либо
тленное и скоропреходящее, но нетленное и вечное; так что и
о нас можно будет говорить: труды рук твоих снеси,
блажен еси и добро тебе будет (Пс. 127, 2).
- Не говори никто: немощен я, не могу жать. Немощный
телом не может подъять телесных трудов; в духовном же
делании восхоти, и будешь силен творить благое: слезу
имеешь, сокрушение имеешь, хранение ума имеешь, мир имеешь
и святыню, кои паче всего любезны Богу (Евр. 12, 14). Не
говори никто: разбился я в падении, не могу подняться и
право ходить. Ты только восхоти и взыщи, и
воздвигнет тебя воздвизаяй от земли нища, и от гноища
возвышаяй убога (Пс. 112, 7). Еда падаяй не востает?
Или отвращаяйся не обратится? (Иер. 8, 4). Живу Аз,
глаголет Господь, не хощу смерти грешника, но еже
обратиться нечестивому от пути своего и живу быти ему
(Иезек. 33, 11). Какой же благословный предлог можем мы
иметь, какое благовидное извинение в том, что не со всем
рвением приступаем к деланию заповедей, чтоб улучить таким
образом обетованные блага?
- Смотри, как потрудились св. отцы, сеяли, жали,
собирали в житницы свои, и ныне радуются, ожидая явления
последнего дня, в который воссияют они, как солнце. Не
допустим же, братие, себя отчужденными быть от блаженных
оных, и за немногие ничтожные и маловременные удовольствия
не продадим спасения нашего, имея за то бессмертно мучимы
быть; но, сколько сил есть, будем напрягаться тещи вслед
их, все перенося и все претерпевая, да наследуем царствие
небесное во Христе Иисусе, Господе нашем.
|
|