Добротолюбие - Том четвертый. Указывает, коль велико благо нам во Христе Иисусе обновление жизни...
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Добротолюбие в русском переводе. Том четвертый. Издание второе

Указывает, коль велико благо нам во Христе Иисусе обновление жизни...

250.

1) Указывает, коль велико благо нам во Христе Иисусе – обновление жизни. – 2) Какое назначение трех сил душевных, и как извратило их падение. – 3) Приглашает право действовать всеми силами и хранить благородство, коим облагорожены мы в Господе. – 4) Заключая: так действовали отцы; так будем действовать и мы. [4, 30]

  1. Велико и неизреченно человеколюбие к нам Господа нашего Иисуса Христа, что Он не только пришед благовести мир наш дальним и ближним, как написано (Еф. 2, 17); но и возшед на небеса, оставил нам святых Апостолов тоже самое благовествовать, – как пишет блаженный Павел: по Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе, примирится с Богом: не ведевшего бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем (2 Кор. 5, 20. 21). Какое безмерное о нас попечение! Какое неизреченное человеколюбие! Не ведевшего греха по нас грех сотвори. Как и каким образом? – Не о грехе, как справедливо осуждаемом, беззаконном действии говорит Он. Да не будет! – Ибо греха Он не сотвори, ми обретеся лесть во устех Его (1 Петр. 2, 22). Но о том, что Он облекся в наше, поврежденное грехом, естество, что недуги наши прият и болезни понесе (Мф. 8, 17), что за нас распят был и бесчестнейшей подвергся смерти. Вот что значит: по нас грех Его сотвори! Для чего? да мы будем правда Божия о Нем. Как? Избавившись от греха, осуждения достойного, и в Нем живя и движась. Почему и наводит, говоря: споспешествующе же и молим, не вотще благодать Божию прияти вам (2 Кор. 6, 1). Видите, как уговаривает и убеждает? – Что значит: не вотще благодать Божию прияти вам? То, чтобы мы не возвращались вспять, чтоб не поддавались тем же страстям, от коих отказались и не были нарушителями обетов, какие дали пред лицом Бога и св. Ангелов. – Но что? но да во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 4), – жизни чистой и непорочной, добродетельной небесной.

  2. Дошедши до сего, хочу показать вам некую сокровеннейшую силу слова. Что же именно это такое? – Душа человеческая имеет три силы, – мыслительную, раздражительную и желательную. Дело мыслительной силы – веровать во Святую Троицу; дело раздражительной – гневаться на змия искусителя, отнюдь не подпуская его к себе; дело желательной – вожделевать и любить сотворившего нас Бога. Но дьявол, изменив и извратив сии душевные силы, начал устроять нам чрез них пагубу. Как? – Силу желательную в праотце нашем Адаме соблазнив ко вкушению запрещенного; силу раздражительную в Каине возбудив к убиению брата его Авеля; силою мыслительной уклонив человечество к идолопоклонству. Вот каков образ действования завистливого врага нашего!

  3. Мы же пребудем в том, к чему созданы: всеми тремя силами утверждаясь в добре, и украшаясь Духом, не попустим себе погубить благородство, коим облагородил нас Господь, усыновив нас Богу и Отцу. Елицы же прияша Его, говорит Евангелие, даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12). Поелику, таким образом, мы сделались чадами Божиими, не дадим себе стать чадами гнева; поелику наименованы наследниками Божиими, не попустим себе сделаться наследниками огня неугасимого, поелику признаны членами Христовыми, да не сотворим себя удами блудничими; не будем озираться на мiр и на то, что в мiре, не будем обращать очей на красная здешней жизни, кои суетны и скорогиблющи. Пусть, говорю предположительно, насытимся мы удовлетворением похоти плоти и крови: кая польза в крови, внегда сходити нам во истление?(Пс. 29, 10). Взглянем во гробы, и увидим, чем кончается похотная сласть. Пусть обложены мы стяжаниями и деньгами; что же? Не нагими ли мы вошли в мiр сей? – Нагими и выйдем из него, ничего не унося с собою, кроме дел правых или неправых. Почему св. Давид и вопиет: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню, и посещати храм святой Его(Пс. 26, 4).

  4. Вот блаженная жизнь! Вот благая часть, которую избрали святые отцы наши, как и ныне воспоминаемый Павел, блаженный исповедник, которого каковы и колики борения и подвиги, мы немного слышали, и которому подражая, будем усердно продолжать труды нашего подвижничества, и переносить тяготу гонения, коего удостоились, не отступая и от обычных у нас деланий; будем неутомимо тещи путем своим; и если поткнемся, поспешим скорее встать, побеждая супостата своего дьявола, да и мы получим венец правды со всеми святыми, во Христе Иисусе, Господе нашем.

251.

1) От болезни своей – переходит к мысли о смерти и от страданий в болезни – к мукам вечным. – 2) Сказывает, как в тогдашнем гонении одни прославились, а другие посрамились и совсем потерялись. – 3) К последним – слово сожаления, обличения и устрашения последствиями. [4, 31]

  1. Болел я, и молитвами вашими оздоровел опять. Но доколе будем мы опять таким образом возвращаться к здравию? – Придет всеконечно смертный час, когда не будет иметь места это возвращение; придет и отдалит меня от вас и перешлет отсюда во иную сторону. Однако поэтому вам не следует помышлять о сиротстве: ибо не ложен сказавший: не оставлю вас сирых (Ин. 14, 18), – и: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Кроме того, – увидим друг друга в день оный; но – когда бы можно было сказать: в радости неизреченной и в жизни нескончаемой! – А что перестрадал я во время болезни, знаете; как, будучи схвачен ознобом, подвергся я нестерпимому трясению, как скоро потом был объят палящим жаром целый день. – Страдая так, я подумал тогда в себе самом, – не так ли и в будущем веке от мук в тартаре будут переводить в геенну огненную, так что двум, или и больше того, мукам будет повинен бедный человек? Но одной или двум подвергнется кто там мукам; из здешних страданий можно заключать, сколь нестерпим гнев Божий на грешников, и от сего объявшись страхом и трепетом, принять решение всячески попещись не впасть в нестерпимые оные муки.

  2. Вот и настоящее гонение для одних послужило поводом к проявлению добродетели, и они просияли яко же светила в мiре, слово животное придержаще, в похвалу мне, если можно так сказать, в день Христов (Филип. 2, 15. 16). Сколько добра они сделали? И какого усовершения достигли? Что и себя самих спасли и спасают, став опытными чрез подъятие искушений и очистившись, как злато в горниле, чрез перегорение в огне скорбей и страданий, – и других привлекают к тому же, явясь таким образом спасителями многих и своих, и чужих. Для других же, впрочем очень немногих, гонение было поводом к делам злым, по причине их самопроизвольной жизни, не стесняемой законом послушания и оставляющей им свободу совершать свои стыдения. Почему очень уместно сказать о них словами Писания: потемне паче сажи вид их (плач Иерм. 4, 8).

  3. К таковым и я возопию: сыны беззаконные, вы оставили Господа, изменили законы монашеского жития, право ступать не умеете, но как хромые шатаетесь туда и сюда; отстали вы от спутников своих и стали женолюбивы; иные из вас живут одни; другие же рабов нанимают, и даже в торги пускаются, побуждаемые сребролюбием. Не страшит вас ни кара пророческая, ни угроза Апостольская, ни увещания моего смирения. Один же из таковых, пленившись красотою, поползнулся на хищение, и даже на отречение от Бога. – Что делаешь ты, несчастный сын погибели? – Сколько раз пел ты: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бегу? (Пс. 138, 7). Или увлекшись совсем хочешь ты сдружиться со змием, прельстившим Еву и вместе с нею изгнавшим из рая праотца нашего Адама? Не думаешь ли еще отрещись от Христа, с коим сочетался чрез обет девства и сочетаться с грехом, чрез который смерть вошла в мiр? Не слышишь разве, что вопиет Евангелие о действующих сим образом: червь их не умирает и огнь не угасает? (Мр. 9, 44) ? Не внемлешь тому, что говорит Апостол: блудником и прелюбодеем судит Бог? (Евр. 13, 4) ? Что приобретаешь ты чрез совершение греха? He мрак ли и пронзение сердца, как мечем? Не низвержение ли в глубину отчаяния? Не самого ли, прельстившего тебя сатану, который теперь понуждает тебя ухватиться за петлю, как некогда Иуду? Отрезвись, омраченне; беги от сети смертной, погибельне; не давай себя запутаться в пленке адской, чтоб потом здесь жить жизнью Каина, стеная, трясясь и бегая всякого знакомого лица, и в будущем веке быть осуждену в геенну огненную; когда придет Господь прославиться во святых своих, и дивен быти во всех (2 Сол. 1, 10), верно ходивших по заповедям Его, – им воздавая достойные награды, а противоположных им отсылая в уготованные им нескончаемые муки.

252.

1) Богоявление приводит на ум величие благ от пришествия Господня на землю во плоти. – 2) Что воздадим? – мы воздаем свою крестоносную в подвигах жизнь, и настоящее исповедничество пред иконоборцами: только постоим твердо в том и другом. [4, 32]

  1. Се приближается праздник Богоявления, – и день радости при дверех, радости воистину великой, какой не было от века. Ибо Сын Божий грядет к нам, не в гаданиях и символах, как видим бывал Он ветхозаветными отцами: чрез рождение от Девы нисходя и самолично являясь нам, чего ничего не было блаженнее в родах родов, и ничего предивнее во всех чудесах, какие сотворил Бог от века. Посему Ангелы благовествуют о совершившемся таинстве; звезда указывает, что на земле родился пренебесный; пастыри спешат увидеть благовещенное им спасение; маги несут царственные дары, и поется необычайно новая песнь о необычайно новом деле Божием, коим в вышних Бог прославляется, на земле же мiр водворяется, как свидетельствует и Апостол говоря: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый: вражду плотью Своею, закон заповедей ученми упразднив: да оба созиждет во единого нового человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем (Еф. 2, 14-16). Сие желали видеть от века пророки и праведники, но не видели, как только верою. Мы же и видели и руками своими осязали Его, как написано, – видели и возвещаем о сем Слове животном: живот явился, и мы прияли сыноположение (1 Ин. 1, 1. 2).

  2. Но что воздадим Господу о всех, яже воздаде нам? В ответ на это возгласил предварительно уже св. Давид: чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс. 115, 3). Но будем, братие, радоваться, – что и мы сподобились воздать воздаяние Господу о всех, яже воздаде нам. – Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь, воспринятая нами, и исповедание, в коем стоим и хвалимся упованием Славы Божией (Рим. 5, 2). – И это надлежит нам праздновать не один день, но чрез всю жизнь. Те, которые управляются плотью и в плену находятся у страстей, ни праздновать не могут, хотя кажутся празднующими, ни свободными быть, будучи рабами страстей, проданными под грех, о чем и написано: всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век: Сын пребывает во век (Ин. 8, 34). Так как и мы сподобились названными быть сынами по благодати, то и в доме пребудем во век, аще точью начаток состава даже до конца известен удержим (Евр. 3, 14). Почему Духом Святым будучи укрепляемы, будем стоять в монашеском нашем устроении и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр. 10, 24), – в послушании, смирении, кротости, и во всех других прекрасных рачениях, не ослабевая в своей доброй решимости, но усилия к усилиям прилагая, и это тем паче, чем более приближающимся видим день Господень. Ибо приближается день сей великий и славный, в который Судия всех открыто явится, и узрен будет во славе, в коей виден был Апостолами в божественном Преображении, – и воздаст каждому по делам его. – Буди и нам со всеми святыми узреть Его благоволительным лицом воззревающим на нас и приемлющим в царство Свое небесное.

253.

1) Странствующему в пустыне Израилю был обещан покой; но не все вошли в него. И нам обещан покой; и мы можем не все войти в него. – 2) Как сделать, чтоб войти? – Не надо поступать так, как те поступали. [4, 34]

  1. Се переходим из года в год, из одного времени года в другой, от праздника к празднику, и остановки нет никакой в течении жизни сей. – Всяко однако должны же мы дойти до конца ее и войдти в покой свой. Вшедый бо в покой Его, и той почи от дел своих, якоже от своих Бог, как написано (Евр. 4, 10). Какой же это покой? – Царствие небесное, в которое подвигая нас, Апостол говорит: Потщимся убо внити в покой оный, да не кто в туже притчу противления впадет (Евр. 4, 11). – Что он хочет сказать? То, что как Израильтянам обещал Бог, что введет их в землю обетования; – за то же, что они потом оказались непокоривыми и преогорчали Его, не пришлось им войти: – так и мы, если будем непокорны заповедям Его, никак не войдем в царство небесное. Четыредесят лет, говорит Господь, негодовах ради того, и рех: присно заблуждают сердцем, мии же не познаша путей моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой (Пс. 94, 10. 11). Так было у них; у нас же ни четыредесять лет, но в продолжение всей жизни каждого ожидается покорность. Почему если не постараемся исполнить все заповеди Божии, то Он и о нас скажет: не внидут в покой Мой. Но тех не вошедших кости пали в пустыни; если же мы не войдем, то и тела, и души наши ввержены будут в геенну огненную; а это наказание несравненно тяжелее того, ибо написано: отвергся кто закона Моисеева; без милосердия при двоих или трех свидетелех умирает; колико горшие сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, ею же освяться, и Духа благодати укоривый (Евр. 10, 28. 29).

  2. Какая же причина преградила тем вход? Неверие, ропот, хула, противоречие, ожесточение, гордость, блуд. Вот что погубило тех. – Бежим же от сих страстей, как от лица огня, не неверуя обетованиям Божиим, но веруя, что Он силен и исполнить, что обетовал; и роптать не будем (1 Кор. 10, 10), ни хулить, ни ожесточаться, ни противоречить; будем же друг другу блази, милосерди, прощающе друг другу, яко же и Бог во Христе, простил есть нам (Еф. 4, 32), всегда мертвость Господа Иисуса на теле носяще (2 Кор. 4, 10), всегда готовы будучи на смерть за Христа, всегда обновляясь молитвами, молениями, слезами, созерцаниями небесных видений. Так жительствуя, внидем мы не в землю, текущую медом и млеком, как древние, но в землю кротких, туда, где источник жизни и бессмертия, где красота небесного Иерусалима, где радость и веселие, где блистание блаженной и живоначальной Троицы!..

254.

1) Девство выше брачной жизни. – 2) Благодаря Бога за удостоение нас сего звания, будем внимать, чтоб не пасть. – 3) Какое к тому средство? Борьба и преодоление низшего высшим, к чему направлены все наши подвиги. – 4) Приложу еще одно слово: брат Мемнон возвратился: примите его с братской любовью, как в притче отец принял сына, отходившего от него. [4, 35]

  1. В беге состязающееся на ристалищах однажды в год делают это, – и то на короткое очень время; за тем состязание прекращается: и победители, и побежденные, и зрители расходятся. Но совершающие поприще девства текут не один день, а всю жизнь; и путь их, и течение по нему невидимы, как невидима и брань, какую имеют они с невидимыми врагами. Девство есть величайшая добродетель, досягающая самого верха небес. – Люди по образу жизни на двое делятся: одни живут брачно, а другие безбрачно. Брачно живущие составляют низший мiр, и безбрачные наполняют мiр высший. Те подлежать работе тлению, а эти сподобляются блистать нетлением. И как если бы кто увидел человека окрыленным, справедливо удивился бы, как он имеет вид то человека, то Ангела: так и хранящий подвижнически девство странное некое зрелище представляет и для Ангелов, и для людей: во плоти он и выше плоти; в мiре и выше мiра; почему когда кто отрекается от мiра, говорят, что он избрал образ жизни премiрный: и Господь в Евангелии сказав: суть скопцы, иже из чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе, Царствия ради небесного, приложил: могий вместити, да вместит (Мф. 19, 12). Видите, что для многих дар сей невместим, и отложен только для тех, кои распинают себя образом жизни своей.

  2. Будем же радоваться и срадоваться друг другу, – будем благодарить, безмерно благодарить, что, по человеколюбию Божию, призваны мы в такое достойное звание, коим Бог прославляется и коему люди удивляются. И не только это, но и жизнь будем вести, сколько можно, внимательнейшую, потому что многие падали с такой высоты, как в давние времена, так и ныне, одни надмившись превозношением, другие поражены быв беспечностью и нерадением, из коих то и другое пагубу душе причиняет.

  3. Какое же средство избавления от сего? – Птица в полете своем имеет средство избавления от беды; ибо когда почует близость ловца, расправляет крылья, перелетает в другое место, – и избегает уловления. Так и мы, когда ловец душ наших дьявол приступит, тогда, как окрыленные духом, воспарив созерцанием горе, взыщем вышних и горняя возмудрствуем (Кол. 3, 1. 2). Подлагает ли он сласть похотную? Мы восставим чувство благородства души. Выдвигает ли действо греха? Мы всею мыслью обымем строгость суда. Так противопоставляя одно другому, и помыслы помыслами отражая, спасемся от всегубителя. Какой же потом конец подвигов? Для плотских борцов – венец тленный, а для нас нетленный; для тех – радость временная, а для нас веселие вечное. И блаженны мы, аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим (Евр. 3, 6). Почему, прошу, пребудем в молитвах и молениях, в сокрушении и слезах, в смиренномудрии, послушании, исповедании, и в других подвижнических деланиях, и с Божией помощью одержим победу над врагом. Но об этом довольно.

  4. Теперь о брате Мемноне. Так как он, хоть как-нибудь, опомнился и возвратился; то нам надо приять его, да не како многой скорбью пожрен будет таковой (2 Кор. 2, 7). – Имею однако же сказать вам при сем – что всяк творяй грех не только раб есть греха (Ин. 8, 34), по слову Господа, но и мерзок для любителей добродетели и, может быть, иной устыдился бы облобызать его, чтоб не запятнаться грехом его. Но поелику Господь наш Иисус Христос, расточившего все свое с блудницами, блудного сына не отверг, когда он возвратился, – то и мы не оттолкнем от себя, но примем брата сего дружелюбно, и возвеселимся о возвращении его с благодарностью и помолимся о спасении его. – Так исполняя заповедь, как ученики Господа Спаса нашего, достойны будем наследовать царствие небесное.

255.

1) Сколько у нас скончалось братий в изгнании за иконопочитание и от мук? Это свидетели истины православия. Еретики ничего такого не представляют: ибо чувствуют, как нетверды основы их. Мы же назданы на основании Апостолов и пророков. – 2) Для спасения нам остается только наздавать на сем основании злато и сребро и камение честное, т.е. святую и непорочную жизнь, очищая ее покаянием, коль скоро случится согрешить в чем. [4, 36]

  1. Почил брат наш Феодор, – один из лучших, и по послушанию искусный, и по исповеданию надежный, раны приявший за Христа, в темнице и в изгнании окончивший жизнь. Что может быть радостнее сего? Столько братий наших (до сотни и с прибавком простирается число их) в какие места заброшены были, там, воссияв подобно звездам, оставили и священные тела свои во свидетельство православия ныне живущим и последующим родам. Я говорю не о нашем только братстве, но о братиях и из других монастырей, в изгнании окончивших жизнь свою. Вот величайшее утверждение церкви Божией! Такой облак имеет она свидетелей о поклонении иконе Господа нашего Иисуса Христа, Пречистые Богородицы и всех святых Его: так что, если б ничего другого не имели мы в руках, этого одного достаточно – б было в доказательство истины для тех, кои имеют здравый ум. Да постыдятся же противники православия! Ибо кто из них, борясь за свою веру, подъял когда-либо такие страдания? Никто и никогда; но они, подобно ночным животным, в ночи своей ереси парят и смелы бывают; когда же появится свет дня и православие воссияет, как денница, они укрываются в норы своего лукавого мудрования. – И пусть их плутают при свете своего огня, ими самими зажженного. Мы же, Господом назданные на основании Апостолов и Пророков и Богоносных отцов наших, пребудем твердо укорененными и на последующее время, ни мало не колеблясь от человеческих устрашений.

  2. К получению спасения нам предлежит еще только, по Апостольской заповеди, наздавать, на основании веры своей правой, злато, серебро и камение честное, а не дрова, сено и хврасие (1 Кор. 3, 12) – сию пищу огня. Кто так утвержден, того ничто не может поколебать в его вере в Господа. Христос ны искупил есть от клятвы законным, быв по нас клятва, как написано (Гал. 3, 13). Не попустим же себе опять попасть под клятву. Христос омыл нас в крови Своей, банею пакибытия и обновлением Духа Святого; не дадим же себе отнюдь опять возвратиться к срамным делам, от которых отказались. Если же не сделаем так, то, в день откровения своего, Он может сказать нам: Я сделал вас Своими стелесниками, вы же уды Мои сотворили удами блудничими; Я омыл вас от грехов ваших, так что вы не имели скверны, или порока, или нечто от таковых (Еф. 5, 27), – вы же опять обложили себя зловонием страстей и очернили себя скверной грехов; Я исполнил вас обильно умным светом чрез Духа Святого, а вы ум свой сделали жилищем неистовых страстей; Я сделал вас сонаследниками вечных благ, вы же избрали быть лучше сонаследниками противника Моего: отыдите же от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный дьяволу и аггелом его (Мф. 25, 41). Но да не будет нам никогда услышать такой страшный глас и испытать такой нестерпимый гнев. Почему со всяким рвением возревнуем стяжать чистоту, слезы, сокрушение сердечное, исполняя свои послушания безропотно, бодрствуя в деле Божием день и ночь, чтоб враг, прокравшись, не поглотил невнимательной души. Когда бы нам и при бдении избежать козней змия! При дремании же как достигнуть сего! Но скажет кто: немощно и поползновенно естество наше. Согласен с этим и я, -в том же естестве состоя. Но прошу вот о чем: как только случится что такое, тотчас да будут – раскаяние, исповедание, сокрушение сердца, и живое стремление к восстановлению прежнего доброго состояния. Так действуя каждодневно, достигнем искомого; достигши искомого, и желанный глас: придите – услышать сподобимся, и царствия небесного наследниками сделаемся.

256.

1) Праздновать праздники в духовных утешениях должно. – 2) Праздники проходят и жизнь вся пройдет: не будем забывать о сем, и всегда быть готовыми к исходу. – 3) Благоустрояя для сего жизнь свою, по внешнему и паче еще по внутреннему человеку. – 4) И ни от чего не отступая, что для сего потребно. [4, 37]

  1. Праздники прошли, как Рождества, так и Крещения Господня, которые мы сподобились спраздновать в честь Господа Бога нашего, и в такой крайности нашей. Не печалимся однако же об этом, но радуемся очень, что за Того, Кто нас ради себе умалил, зрак раба прим (Фил. 2, 7), мы изгнание терпим и живем в чужой стороне. И что другое значит праздновать, как не прилепляться к Богу, чрез удаление от вещественного и беспристрастие к мiру и всему мiрскому. Ибо что скажем о тех, кои живут в пустынях, горах и пропастях земных? – Не празднуют они? – Да они еще лучше других празднуют в безмолвии своем, – возвышеннее и Боголепнее, чем те, которые имеют возможность проводить праздники в утехах, пирах, ястьях и питьях, забывая, что сами себя прельщают, – которых потому и Писание окаявает, говоря: возвеселистеся на земли, и насладистеся: упитаете сердца ваша аки в день заколения (Иак. 5, 5): ибо таковые уподобились свиньям, готовым на заклание; имже бог чрево и слава в студе их (Фил. 3, 19); так что у нас лучше праздники празднуются, если внимаем себе, и достойную нашего звания и исповедания Христа проводим жизнь.

  2. Не будем однако же выпускать из виду, что дни наши бегут, как на конях, и время, как некое кружащееся колесо, одних вводит в жизнь чрез рождение, а других выводит отсюда чрез смерть, не в одном однако же возрасте и не в одинаковом благовремении, но и старцев прежде юнейших, и юнейших прежде старцев, отца прежде чад, и чад прежде отцов, иной раз многих вместе всякого возраста людей. Так благоволил установить Бог, чтобы мы, по причине безвестности часа смертного, каждочасно уготовляли себя к исходу. Будем же трезвиться и бодрствовать, чтобы смерть, нечаянно настав, не застала нас неготовыми; раскаемся тогда, но без пользы и плода. Не знаете разве, как в предыдущие дни нечаянно впал я в болезнь? и вмале не вселилась во ад душа моя? И хотя в настоящее время я поправился, но это конечно не навсегда. Должно же будет мне, уже состарившемуся, наконец, оставить вас и переселиться к отцам и братиям моим: только молитесь, чтоб это случилось в полном моем во Христе сознании, и с совершенным очищением совести за всю мою жизнь. Тогда объятый мучениями от болезни, я помышлял, и говорил сам себе: если эта мука такова, то какова же будет в будущем веке? Если в эти три или четыре дня невыносим мы страданий, как стерпеть вечные муки?

  3. О сем и вам советую размыслить, и всегда о сем помышляя жить внимательно, – по внешнему человеку, – со всяким благоговеинством и смиренномудрием, трудолюбием и терпением, – а по внутреннему, – со всяким хранением сердца, не попуская нашептывать нам и нападать на нас змию великому, лукавому и злому, и не делая храма Божия обиталищем страстей, но всячески стараясь чистыми себя представить Господу, и еще здесь, прежде будущего века, начать жить блаженной жизнью. Ибо что блаженнее, как жить в мире с Богом чистым сердцем. Чему однако же невозможно быть, если не предшествуют труды, молитва, слезы, сокрушение, рвение, горение духа; хотя и при них враг не перестает нападать и возжигать в нас брань, без предъявления, нечаянную и невидимую. Делает же он сие, поелику видит, что мы стремимся взыти на небеса и сподобиться там радости неизглаголанной. – Но как во истину недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явиться в нас (Рим. 8, 18); то всеусильно, всею крепостью веры и надежды будем подвизаться так вести брань, чтоб расстраивать все козни демонские, подражая состязающимся на ристалищах, которые так усиливаются бежать, что в конце бега задыхаются и близки бывают к обмороку. Но у них бег часовой и венец тленный; а у нас брань на всю жизнь, почему и венец нетленный, и все другие награды вечные, кои получить и буди нам благодатно и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа.

257.

1) Подражать надо св. отцам; но подражай тем, кои одного с тобою рода жизни: иначе вред выйдет. – 2) Вот примеры... кои и приводятся. – 3) Не берись не за свое: киновит ты? – Киновитам и подражай... указываются лица. – 4) Пустыня пустынникам; а ты терпи общежительские тяготы, как и я. [4, 38]

  1. Читая жития отцов наших и обозревая их, изумляемся им. И справедливо. Ибо воистину дивны отцы наши, потому что, во плоти сей Ангелоподобно жительствуя со всем бесстрастием, угодили Господу. Но должно не дивиться только им, но и подражать, сколько возможно; и подражать с рассуждением, т.е. киновит подражай киновиту, безмолвник безмолвнику, пустынник пустыннику, игумен игумену. Ибо какая польза подражать тому, кто не одинакового с нами чина жизнь проходит, а другого. От этого не только никакой пользы не получим, но встретим и явный вред. Многие, по Боголюбию, оставив свой чин жизни, и устремясь к другому, свой потеряли, а того желаемого не достигли.

  2. В доказательство чего, оставив древние о сем сказания, воспомянем то, что в нашем роде случалось. Какую пользу принес так называемому псаломщику восход на столп? Не снесли ли его оттуда в исступлении? – И ныне он ни киновит, ни столпник. Какую пользу принес тот же столп и некоему Саприту? Не сошел ли он с него ради православия, но потом не впал ли в ересь, сделавшись предателем, и теперь не самый ли он жестокий в ряду гонителей? – Но взглянем и на наше братство: наш Петр, устаревший в послушничестве и добре в нем преуспевши, не ушел ли в пустынь, благочестием влекомый? Но как оттуда воротился, и какой имел конец, знаете, видев то своими глазами. Также Амфилохий, еще и теперь живущий, не стал ли сначала столпником, потом затворником, а теперь срамничает, шатаясь туда и сюда.

  3. Все сие было и бывает, по искушению от дьявола, который внушает браться за не свое, чтоб довести до потери и своего. Чего ради Апостол вопиет: кийждо в немже призван бысть, братие, в том да пребывает пред Богом (1 Кор. 7, 24). Безмолвником ли призван? – нечего тебе думать об общежитии; киновитом ли призван? Нечего тебе гадать о безмолвничестве. Каждый в своем чине угождай Господу. Каждый в своем чине, имеет примеры, по которым и должен благоустроить свою жизнь. Ты подражай просиявшим в общежитии. Каким же это? Не древним только святым, но и тем, кои в нашем братстве и были и есть. Поревнуй блаженному Домитиану, коего вера огненна. Поревнуй блаженному Зосиме, коего послушание нелицемерно. Поревнуй блаженному Марку, который, принимая оскорбления и обесчещение, как добрый почет, умел хранить свое устроение непоколебимым. Поревнуй Терентию, который, многие годы служа больным в кухне, никогда не поддавался малодушию и не уклонялся от труда, но даже, когда предлагали ему перейти на другое послушание, не соглашался, желая лучше злострадать в обычном своем послушании. Поревнуй и другим братиям, многим, отличавшимся в своих послушаниях, коих имена в книге живых. Вот кому подражай, а не пустынникам.

  4. Пусть пустыня и горы останутся для Аввы Иоанникия и подобных ему; ты же возлюби послушание и своей воли отсечение. Тот в настоящее время не терпит гонения, а ты гоним за правду. Тот не заключен в темницу, ты же в темнице пребываешь Господа ради. Тот не бит, а ты потерпел побои за Христа. Все такое, тобою претерпенное несравненно выше покойного пустынного пребывания. – Скажу нечто и о себе самом я смиренный. – Поелику я недостойно поставлен во главу вас; то оставить ли мне настоятельство и удалиться в пустынь, или начать другой, какой представится, род жизни? Но так поступать несвойственно ни главе, ни пастырю, который душу свою должен положить за овец своих. Да и вам не подобает ни замышлять, ни делать что-либо, иное от того, что вы теперь есте. Ибо от сего бесплодие и нестроение предлежащей жизни, а от терпеливого пребывания в порядках заведенной послушнической жизни всякое благоплодие духовное. Почему всякий, как Бог ущедрил его и как Господь позвал, – так пусть ходит, так жительствует, так благоугождает Господу, да сподобится услышать: Добре, рабе благой и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21).

258.

1) Указав, что есть монах, – 2) изображает, в чем нынешние монахи отстали от прежних, – 3) напоминает, что это противно слову Божию, и – 4) как удобно оказаться в сем исправными, – с побуждениями к тому. [4, 39]

  1. Ничего нет блаженнее нашей жизни, ничего нет возвышеннее нашего жительства; если только как называемся, так и живем, а непротивное имени имеем жительство. Монах есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается, мир имеет к Богу, и мира между другими виновником бывает. У кого же этого нет, а напротив есть рвение, зависть, разделение, тот слеп есть, мжай (закрыл глаза), забвение прием очищения древних своих грехов, как написано (2 Петр. 1, 9).

  2. По какой же причине я это сказал, знаете вы, виновные. И говорю, что не для того сделал это, чтоб опять огорчить вас, но чтоб утвердить вас на будущее время не впадать в те же погрешности. При отцах наших не принималось оглаголание, но услышавший оглаголание или уши затыкал, или оглаголанное обращал в добрую сторону. Ныне же мы легко открываем слух оклеветающему и слушаем его с таким желанием, с каким никогда не слушали возглашаемых в церкви чтений. При отцах наших ничто не говорилось не преподобно, но всегда тихо и чинно; ныне же говорят с гневом, криком и искажением лица: чего что может быть безобразнее? При отцах наших не было ропота, но каждый принимал с благодарением, что давалось, и от этого горькое было сладко и неприятное приятно; ныне же мы ропщем, осуждая то и это, не только сами в себе, но и при всех, чтоб побольше наделать ропотников, и побольше Бога преогорчить.

  3. Не подобает сему так быть, братия мои, не подобает. Не монашеское это дело, и не мал грех, грех осуждения и досаждения: ибо сказано, что досадители царствия наследити не могут (1 Кор. 6, 9). Но и роптать не малый грех, – как написано: ни ропщите, якоже нецыи от них (Израильтян в пустыне) ропташа, и погибоша от всегубителя (1 Кор. 10, 10). И буесловие немалый порок; ибо написано: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точью еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим: и не оскорбляйте Духа Святого Божия, имже знаменастеся в день избавления (Еф. 4, 29. 30). Не видите, чем угрожает Апостол? – тем, что, буесловя, мы Духа Святого прогневляем. Или не боимся, что в день суда должны будем дать отчет во всяком слове праздном, как Сам Господь сказал?

  4. Почему же после сего не вникаем себе? Почему не готовимся быть в добром порядке пред тем, что имеет постигнуть нас? Тебя разбранили? перенеси великодушно досаждение, подавив в себе огорчение, – как делал св. Давид: смятохся, говорит, и не глаголах (Пс. 76, 5). Оскорбление таким образом пройдет, а добродетель твоя пребудет вовеки. Пища предложена не такая, какой тебе хочется? – Благодари и за ту, какая есть; ибо что ты осуждаешь, почитая нехорошим, того другие желали бы хоть отведать. При том, если не будет встречаться с нами что подобное, то чем же докажем мы свою послушливость? Что и хвалиться ею? Ибо ни воздержанием, ни бдением, ни спанием на голой земле, ни другим каким подвигом не можем мы оказаться так благоискусными в житии, как отсечением своей воли, этим мученичеством, неразлучным с киновийной жизнью. Отложите убо всяку злобу и всяку лесть и лицемерие и зависть и вся клеветы, как заповедал св. Петр Апостол, яко новорождени младенцы, словесное и не лестное млеко возлюбим, яко да о нем возрастем во спасение (1 Петр. 2, 1-3), если вкусили, что благ Христос Господь, если желаем жизни вечной, если не отказываемся следовать добрым внушениям, если не утомляемся и не падаем в духе, всегда возвращая себя от погрешений и падений. Ибо таким образом бывая благоискусными, сподобимся несомненно жизни вечной во Христе Иисусе.

259.

1) Помня, что даровано нам воплощенным домостроительством, – 2) будем жить в обновлении жизни, по духу его, – 3) бегая ветхости, именно – сласти похотной и зависти, от коих все зло, – и – 4) ревнуя о всяком добре, любя и скорби из-за него. [4, 40]

  1. Как жаждущие хотят пить и алчущие есть, так должны мы вожделевать слышания слова Божия. Ибо от слышания его, мы приобретаем весьма многое: из беспечных становимся ревностными, из ревностных ревностнейшими. Какое же ныне слышится к нам слово? – так, говорит, возлюбил Бог мiр, яко и Сына Своего Единородного даль есть, да всяк веруяй в он не погибнет, но имат живот вечный (Ин. 3, 16). И не просто – дал, но даже до смерти, смерти же крестныя (Фил. 2, 8). Как? мы были порабощены дьяволу преслушанием Адамлим, обладаемы смертью, проданы под грех, повинны тлению. Пришел Единородный Сын Божий, давший Себя в искупление всех, и не только избавил нас от власти смерти, но, омыв нас от грехов наших кровью Своею (Апок. 1, 5), сделал наследниками царствия Своего, как написано. Видишь крепкую и сильную любовь Его? Видишь безмерную милость человеколюбия Его? Как непостижимы милости Его, и как неисследованны щедроты Его, которые богато излил Он на нас чрез Иисуса Христа Спасителя нашего!

  2. Что же скажем на это мы бедные, и что подумаем? Возвратимся ли опять на грех? Возжелаем ли рабства? Изберем ли бесчестие, тление и осуждение? – Да не будет. – Иже бо умрохом греху, как еще будем жити в нем? Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою отчею, тако ими во обповлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 2-4). – Будем же, братие, ходить во обновлении жизни, как и обещались снова и при приятии схимы, будем жить в правде и преподобии, как подобает святым (Еф. 5, 3), в мире и единомыслии, в честности, в благородстве и благоговении, во святыне и бесстрастии, не увлекаясь прежними в неведении нашем похотениями (1 Петр. 1, 14), но как от огня убегая от прежних пристрастий, утверждены быв на камне веры нашей.

  3. Вот что есть обновление! Что же ветхость? – Сласть греховная, коей быв уловлен праотец наш Адам, сделался изгнанником из Рая, и подпал под иго настоящей многоплачевной жизни нашей, – зависть, коей возгордевшись, Каин убил брата своего Авеля, за предпочтение даров его, после чего стенаящим и трясущимся был он всю жизнь свою. От сих двух страстей неисчетное число зол вошло в мiр: отсюда потоп, истребивший все живое на земле; отсюда горькая участь Содома и Гоморры, огнем и жупелом (серою) в пепел обращенных, в показание нечестия их. Видите, что наделал грех, и похоть очес с гордостью житейской?

  4. Но как сказано уже, милостью Божией мы воззваны, улучили свободу, востекли к всыновлению. Будем же стоять в свободе, к коей освободил нас Христос, и в славе, коей Он прославил нас, сохраним себя, от всего суетного отвращаясь, и все ради Христа ни во что вменяя, – бесчестие почитая честью, скорбь радостью, раны наслаждением, гонение блаженством, смерть жизнью, как почитали и ныне поминаемые святые отцы наши и братия, коих имена в книге живых. Так жительствуя, и мы здесь явимся, яко светила в мiре слово животное придержаще (Фил. 2, 15), в будущем же веке царствия Божия наследниками быть сподобимся.

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице