|
Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ
Текст воспроизводится по изданию: Древний патерик,
изложенный по главам. 3-е изд. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря, 1899. 428 с.
Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ
1. Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что сотворил
на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали
и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе
нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали
об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей
есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань.
Спустя несколько времени, авва Антоний вдруг начал плакать, рвать
на себе волося и рыдать. - Ученики спросили его: о чем плачешь,
авва? - Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это
он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал
он, и посмотрите, что случилось! - Ученики идут, и находят монаха
сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. - Увидев
учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил
Бога - дать мне только десять дней жизни, - и я надеюсь очистить
грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался.
2. Некоторые братия и монахи хвалили авве Антонию одного
монаха. Антоний сравнениями испытывал, перенесет ли уничижение,
и увидев, что не переносит презрения, сказал ему: ты подобен селу,
которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками.
3. Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фермейском,
что они более всякого зла ненавидели славу пред человеками. Почему
авва Арсений редко показывался кому-либо; а авва Феодор, хотя
и показывался людям, но был для них, как меч.
4. Авва Исаия сказал: великий и важный подвиг - победить
тщеславие и преуспеть в разум Божий. Ибо впадший в руки злой сей
страсти, тщеславия, очуждается мира и сердце его ожесточается
к святым людям, и в довершение зла он впадает в высокоумие, а
таковая гордость есть мать всех зол. Ты же, верный раб Христов!
держи в сокровенности делание свое, и остерегайся, со скорбию
сердца, как бы из человекоугодия не погубить мзды твоего делания.
Ибо делающий на показ людям уже воспринимает мзду свою (Матф.
6, 2), как сказал Господь.
5. Еще сказал он: любящий прославляться от людей, не может
быть без зависти; а имеющий зависть не может приобрести смиренномудрия;
а таковый предал душу свою врагам своим: они вовлекают ее во всякое
зло, и погубляют ее.
6. Еще сказал: убегай тщеславия, - и удостоишься славы
Божией в будущем веке.
7. Некто Евлогий, ученик святого Иоанна, архиепископа
Константинопольского, пресвитер и подвидник, постился но два дня,
а иногда продолжал пост и по целой неделе, вкушая только хлеб
с солью, и был прославляем людьми. Пришел он к авве Иосифу в Панефо,
надеясь найти у него еше большую строгость в жизни. Старец принял
его с радостью, и предложил в утешение все, что имел. Но ученики
Евлогия говорят: пресвитер, кроме хлеба с водою и солью, ничего
другого не ест. Авва же Иосиф ел молча. В продолжении трех дней
посетившие не слышали, чтобы авва Иосиф и ученики его пели или
молились. Ибо они это делали тайно. - Евлогий и ученики его пошли,
не получив никакой пользы. По устроению Божию сделалось темно,
- и они, заблудившись на пути, воротились к старцу. Прежде нежели
постучались, они услышали, что авва Иосиф и ученики его поют.
Долго простояв, наконец постучались. Старец принял их с радостию.
Ученики Евлогия, так как был сильный жар, и Евлогий томился жаждою,
налили в сосуд воды, и подали ему. Вода эта была смешана из морской
и речной, и Евлогий не мог пить. Размышляя сам с собою, Евлогий
припал к старцу, и просил его объяснить причину поведения ох,
говоря: авва! что это значит: прежде вы не пели, а теперь, когда
мы ушли, стали петь? и взяв сосуд, чтобы напиться воды, я нашел
в нем соленую воду? Старец отвечал ему: брат неосторожен, - и
по ошибке примешал морской воды. Евлогий продолжал просить старца,
желая узнать истину. И Иосиф сказал ему: та малая чаша вина -
есть чаша любви, а это - вода, которую всегда пьют братия. И научил
его разсуждению помыслов и отсек от него человеческое. Евлогий
сделался снисходителен, и в последствии ел все предлагаемое, научился
и сам делать втайне, и сказал старцу: подлинно, ваше делание есть
истинное.
8. Брат пришел однажды к авве Феодору Фермейскому и пробыл
при нем три дня, прося у него наставления. Но авва не отвечал
ему, - и брат пошел печальный. Ученик аввы говорит ему: авва,
почему ты не сказал брату слова? - он пошел с печалью. Старец
отвечал ему: правда, я не сказал ему слова, но потому, что он
торговец, и хочет прославляться чужими словами.
9. Другой брат спросил его: хочешь ли, авва, - в продолжении
нескольких дней не буду есть хлеба? Хорошо сделаешь, отвечал авва,
- я сам сделал так же. - Брат говорит ему: итак я хочу снести
чечевицу мою на толчею, чтобы сделать из нее муку. Авва Феодор
отвечал ему: если ты опять хочешь идти на толчею, то сделай себе
хлеб, - какая же теперь нужда такого выноса чечевицы?
10. Иной брат пришел к нему и начал говорить и рассуждать
о таких делах, в которых он еще не упражнялся. Старец говорит
ему: ты еще не приобрел корабля, не положил на него своих пожитков,
и прежде плавания уже прибыл в город. Но наперед сделай дело,
а потом приходи рассуждать о том, о чем теперь говоришь.
11. Авва Кассиан рассказывал: пришел брат к авве Серапиону,
- старец убеждал его сотворить молитвословие по последованию;
но брат отказался, называя себя грешником, недостойным и самого
образа монашеского. Старец хотел омыть ему ноги; но брат не допустил
его, под тем же предлогом. Авва убедил его вкусить пищи, - и в
то время, как он ел, старался с любовью вразумить его, говоря:
сын мой! ежели хочешь себе пользы, то сиди в келье своей, будь
внимателен к себе и к своему рукоделию; ибо выходя из кельи ты
не получишь столько пользы, сколько пребывая в ней. - Брат, выслушав
наставление, огорчился и так изменился в своем лице, что это не
могло укрыться от старца. Посему авва Серапион сказал ему: вот
сей час ты говорил: я грешник, - обвинял себя, как недостойного
жизни; а теперь так рассердился, когда я с любовью напомнил тебе
о долге! Если хочешь быть истинно смиренным, то учись твердо переносить
сказанное тебе от другого, и не говори праздных слов. - Брат,
выслушав сие, раскаялся пред старцем, и удалился от него, получив
большую пользу.
12. Областной правитель, слышав об авве Моисее, пришел
однажды в Скит, чтобы видеть его. Об этом сказали старцу; он встал
и побежал к болоту. Правитель, встретившись с ним, говорит ему:
скажи нам, старец, где келья аввы Моисея? - Авва отвечал: чего
вы хотите от него? Он человек глупый и грешный. Правитель, когда
пришел в церковь, сказал клирикам: я слышал о делах аввы Моисея,
и пошел посмотреть его, - и вот встретился с нами старец на дороге
в Египет: мы спросили у него - где келья аввы Моисея? а он отвечал
нам: чего вы хотите от него, - он человек глупый и грешный. -
Выслушав его это клирики опечалились и спросили: какой по виду
этот старец, который так поносил святого? - Им отвечали: старец
был высокий и черный, в ветхой одежде. Тогда клироики сказали:
это сам авва Моисей, - он сказал это на самого себя потому, что
не желал встретиться с вами. - Правитель возвратился, получив
большую пользу.
13. Брат спросил авву Матоя: если я уйду жить в какое-либо
место, то как посоветуешь мне жить там? - Старец отвечает ему:
в каком бы месте ни жил ты, не старайся выказывать свое имя тем,
что - вот я не хожу в собрание, или не ем вечери любви. Это приобретет
тебе пустую славу, а в последствии будет беспокоить тебя; ибо
мирские люди, где слышат об этом, туда и бегут.
14. Авва Нистерой великий ходил однажды по пустыне с одним
братом. Увидев дракона, они побежали. Брат говорит ему: и ты,
отец, боишься? - Старец отвечал: нет, сын, не боюся; но мне нужно
было убежать, - иначе я не убежал бы от духа тщеславия.
15. Некогда правитель страны пожелал видеть авву Пимена;
но старец не позволил увидеть себя. Правитель после того взял
сына сестры его, будто бы за какое-то преступление, и посадил
в тюрьму, сказав: если хочет старец, - пусть просит за него, я
отпущу его. - Сестра Пимена со слезами пришла к дверям кельи его;
но старец ничего не отвечал ей. Она начала поносить его и взывала:
медное сердце! сжалься надо мною, - у меня один только сын и есть!
- Старец послал сказать ей: Пимен не родил детей. - Сестра так
и ушла от него. - Правитель, узнав об этом, сказал: хотя бы он
только словесно приказал мне, - и я бы отпустил его. Но старец
отзывался так: исследуй по законам: если он достоин смерти, пусть
умрет; а если нет, то делай что хочешь.
16. Авва Пимен сказал: усильно домогающийся любви человеческой,
лишается любви Божией. Не хорошо всем нравиться, - ибо сказано:
горе, егда добре рекуть вам вси человеци (Лук. 6, 26).
17. Еще сказал: приучай сердце твое соблюдать то, чему
учит язык твой.
18. Еще сказал: люди совершенны только на словах, а делают
очень мало.
19. Некогда авва Аделфий, епископ Нилопольский с братиями
пришел к авве Сисиою, в гору св. Антония. Это было постом. Старец
убедил их вкусить пищи утром. Когда они начали есть, - вот некоторые
стучатся в дверь. - Старец Сисой сказал ученику своему: дай им
немного кашицы: они устали. - Нет, сказал ему епископ, оставь
это, чтобы не сказали, что авва Сисой с утра ест. - Старец, выслушав
его, сказал ученику: пойди, дай им, о чем я говорил тебе. - Те
же, увидев кашицу, говорили: у вас есть странники, - и старец
не ест ли с вами? - Да, отвечал им брат. - Они стали скорбеть
и говорили так: да простит вам Бог, что вы заставили старца в
этот час вкусить пищи! Или вы не знаете, что за эту малую пищу,
он будет изнурять себя в продолжении многих дней? - Услышав это,
епископ поклонился старцу, и говорит: прости мне, авва, - я помыслил
человеческое, а ты сделал, как угодно Богу. - Авва Сисой отвечает
ему: если Бог не прославит человека; то слава человеческая ничего
не значит.
20. Авва Амун Раифский говорил авве Сисою: когда я читаю
Писание, то помысл внушает мне искать изящного слова, дабы я мог
что-либо сказать пред людьми. - Нет нужды стараться об этом, сказал
ему старец; но лучше в чистоте ума приобретай себе то, о чем надобно
помышлять и говорить.
21. Некогда областной начальник пришел видеть авву Симона.
Авва, услышав об этом, опоясался и влез на финиковое дерево, чтобы
очистить его. Пришедшие кричали ему: старец, где здесь отшельник?
- Здесь нет отшельника, отвечал авва. - Получив такой ответ, они
удалились.
22. В другое время пришел иной начальник посмотреть на
Симона. Клирики предварили авву, и сказали: авва, приготовься!
один начальник, услышав о тебе, идет принять от тебя благословение.
- Хорошо, я приготовлюсь, - сказал Симон. Надев на себя кентон,
и взяв в руки хлеба с сыром, авва вышел к воротам, сел и начал
есть. - начальник пришел с своею свитою, и увидев старца, посмотрел
на него с презрением, и говорил: это ли отшельник, о котором слышали?
- И отвернувшись, они тотчас удалились.
23. Святая Синклитикия сказала: как открытое сокровище
оскудевает, так и добродетель узнаваемая и разглашаемая помрачается;
как тает воск от огня, так и душа от похвал разсеивается и теряет
свою силу.
24. Еще сказала: не возможно в одно и тоже время - быть
траве и семени; так точно не возможно, при окружающей нас мирской
славе, сотворить плод небесный.
25. Некогда во время праздника в Келлиях, братия вкушали
трапезу в церкви. Там был брат, не едящий вареной пищи. - прислужнику
сказали: один из братий говорит - я не ем вареного, но соль. -
Прислужник подозвал другого брата, и сказал пред всем собранием:
такой-то брат не ест вареного, - принеси ему соли. Тогда встал
один из старцев, и сказал брату: лучше бы тебе сегодня есть в
своей келье мясо, нежели услышать такое слово пред всем собранием.
26. Один брат - подвижник, не едящий хлеба, пришел к одному
великому старцу. Там случились и другие странники. - Старец приготовил
им немного вареной пищи. - Когда они сели, чтобы вкусить, брат-подвижник
положил для себя только размоченной чечевицы, - и они ели. Когда
встали, старец отвел его, и наедине сказал: брат, если ты прийдешь
к кому, не открывай образа жизни своей, - и если хочешь сохранить
оный, сиди в своей келье, и никуда не выходи. - Убежденный словом
старца, он стал быть снисходительным при встрече с братиями.
27. Сказывали о скитских подвижниках: если кто видел их
дела, то они считали их уже не добродетелью, а грехом.
28. Старец сказал: человекоугодие истребляет всю сочность
человека, и делает его сухим.
29. Еще сказал: открывающий и разглашающий добрые дела
свои подобен сеющему на поверхности земли: прилетают птицы небесные,
и съедают семя. А скрывающий житие свое подобен сеющему на браздах
пашни, - он пожнет обильный плод.
30. Старец сказал: или беги, удаляясь от людей; или шути
с людьми и миром, делая из себя юродивого.
31. Рассказывал один из отцев: в палестине при реке, близ
села, где пребывал блаженный Силуан, жил один брат, принявший
на себя юродство. Если встречался с ним брат, он тотчас начинал
смеяться, так что в последствии все чуждались его, и удалялись.
- Случилось трем отцам прийти к авве Силуану. По совершении молитвы,
они просили его послать с ними кого-либо, дабы посмотреть на братий,
в келиях их. Они говорили старцу: окажи любовь прикажи брату сводить
нас ко всем братиям. - Старец при них сказал брату: своди их ко
всем отцам; а наедине сказал ему: смотри, не води их к юродивому
брату, дабы не соблазнились. - Проходя по келиям братий, отцы
говорили провожавшему: окажи любовь - своди нас ко всем братиям.
- Хорошо, говорил он им. Но, по слову старца, не водил их в келью
юродивого. - Когда они возвратились к старцу, он спросил их: видели
братий? - Да, отвечали они, - благодарим! Только мы скорбим о
том, что не ко всем ходили. - Старец говорит провожавшему их:
не говорил ли я тебе - ко всем своди их? - Я так и сделал, отвечал
брат. - Уходя отцы опять сказали старцу: искренно благодарим тебя,
что видели братий, но только о том скорбим, что не всех видели.
- Тогда наедине брат говорит старцу: я не водил их к юродивому
брату. - Как скоро ушли отцы, старец рассуждая сам с собою о случившемся,
уходит к этому брату, принявшему на себя юродство, и не постучавшись,
но тихонько отворивши дверь, внезапно входит к нему, и находит
его сидящим на скамейке, и при нем две корзины, - одна с правой
стороны, а другая - с левой. - Как скоро он увидал старца, то
по обычаю начал смеяться. - Старец говорит ему: оставь это теперь,
и объясни мне что значит сидение твое? - Он опять засмеялся. -
Авва Силуан говорит ему: ты знаешь, что я кроме субботы и воскресения
не выхожу из кельи, но ныне вышел я среди седмицы, - ибо Бог мой
послал меня к тебе. - Устрашенный сим, брат повергся пред старцем
и говорит ему: прости мне, отец, - я каждое утро сажусь, имея
пред собою сии камешки; и если родится во мне добрый помысл, -
кладу камешек в эту корзину, а если злой, - кладу в левую корзину;
вечером считаю камешки, - и если найду их более в правой корзине,
то вкушаю пищу; а если в левой, - то не вкушаю. И если утром опять
придет ко мне злой помысл, то говорю себе самому: смотри, что
ты делаешь, - ты опять не должен есть! - Услышав это, авва Силуан
подивился и сказал: поистине приходившие отцы были - святые ангелы,
желавшие объявить добродетель брата; ибо в пришествие их произошла
великая во мне радость и веселие духовное.
|
|