|
Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием
Текст воспроизводится по изданию: Древний патерик,
изложенный по главам. 3-е изд. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря, 1899. 428 с.
Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием
1. Однажды некоторые оз отцев пришли к авве Иосифу в Панефо
спросить у него, как принимать братий, издалека приходящих к ним:
должно ли снисходить им и говорить с ними свободно? И прежде нежели
они спросили старца, старец сказал ученику своему: смотри, что
я хочу сегодня делать, и жди. Старец поставил два стула, - один
по левую, а другой по правую сторону себя и сказал: садитесь.
И взошедши в келию свою, надел на себя ветхую одежду, и, выйдя
из келии, прошел посреди их. И возвратясь, надел свою одежду,
и, опять вышедши, сел в середине их. Отцы же с изумлением смотрели
на действия старца. И сказал им старец: видели ли вы, что я сделал?
Да, говорят они. Говорит им: переменился ли я от презренного одеяния?
Отвечают: нет. Старец еще говорит: не переменился ли я от хорошего
одеяния? Отвечают: нет. На это сказал им: и так, если я один и
тот же в том и другом одеянии, как первое не изменило меня, так
и другое не повредило мне, то и мы таким образом должны поступать
в принятии братий, Кесарева Кесареви, и Божия Богови (Матф.
22, 21). Итак, когда приходят братия, будем принимать их с радушием;
когда же останемся одни, то имеем нужду в сетовании, чтобы оно
пребывало с нами. Они же, услышавши, удивились, что старец сказал
им, что у них было на сердце, еще прежде, нежели они спросили
его, - и прославили Бога.
2. Авва Кассиан сказал: некогда мы пришли из палестины
в Египет к одному из отцев; и когда он принял нас с любовью, мы
спросили его: почему во время принятия чужестранных братий не
соблюдаете правило поста вашего, как мы приняли в Палестине? И
старец в ответ сказал им: пост всегда со мною; а вас я не могу
иметь всегда при себе. Пост хотя дело полезное и необходимое,
однако же он в нашей воле; а дело любви мы исполняем по необходимости,
как требует закон Божий. Итак, принявши одного из вас в виде Христа,
как должник, буду служить со всяким усердием. Когда же отпущу
вас, могу восстановить правило поста. Ибо не могут сынове брачнии,
дондеже жених с ними есть, поститися. Егда же отъимется от них
жених, и тогда по власти своей постятся (Марк. 2, 19.
20).
3. Еще сказал: мы пришли к некоему старцу, и он предложил
нам трапезу. Когда мы насытились, он упрашивал нас еще принять
пищи. Когда же я сказал: не могу, - старец отвечал: шесть раз
я предлагал трапезу различным братиям, и, угощая каждого, ел с
ними, но и теперь еще голоден. А ты, поевши однажды, ужели насытился
так, что не можешь есть более?
4. Некогда в Скиту дано было повеление: поститесь эту
неделю, и сделайте пасху. Случилось же братиям из Египта придти
к авве Моисею. Старец приготовил им немного вареного. Соседи его,
увидев дым, сказали клирикам: вот Моисей преступил заповедь отцев,
и приготовил вареное. Они сказали: когда он придет, мы скажем
ему. По наступлении субботы клирики, зная великую жизнь аввы Моисея,
говорят ему пред народом: авва Моисей! ты преступил заповедь человеческую
и исполнил заповедь Божию.
5. Брат пришел к авве Пимену на второй неделе Четыредесятницы,
открыл помыслы, и получив утешение, говорит ему: едва было я не
оставил намерения быть здесь сегодня. Старец говорит ему: почему
же? Брат отвечал ему: я думал, что ради Четыредесятницы ты не
отворишь мне дверей. Авва Пимен говорит ему: мы не учились запирать
дверь деревянную, но более - язык.
6. Брат сказал авве Пимену: когда я даю брату моему немного
хлеба или иное что, то демоны очерняют это подаяние, как делаемое
из человекоугодия. Старец говорит ему: хотя бы это было и из человекоугодия,
но мы должны давать брату нужное. И рассказал ему следующую притчу:
два земледельца жили в одном городе. Один из них, посеявши, сделал
малое и нечистое; другой же, поленившись сеять, не сделал ничего.
Когда же случится голод, кто из двух найдет пропитание? Брат сказал
в ответ: сделавший малое и нечистое. Старец говорит ему: так и
мы будем сеять хотя немногое и нечистое, чтобы нам не умереть
с голода.
7. Брат спросил его, говоря: скажи мне слово. Старец отвечает
ему: сколько можешь, занимайся рукоделием, чтобы от своего рукоделия
подавать имеющему нужду; ибо написано: милостыня и вера очищают
грехи (притч. 15, 27). Брат говорит ему: что есть вера? Старец
сказал в ответ: вера здесь значит - жить смиренномудренно и подавать
милостыню.
8. Брат пришел к некоему старцу, и, выходя, говорит ему:
прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал
ему в ответ: мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить
с миром.
9. Близ киновии жил отшельник, делающий многие подвиги.
Случилось некоторым придти в киновию, и они принудили его есть
не в свое время. И после сего братия говорят ему: авва! не скорбишь
ли ты теперь? Он сказал им: моя скорбь тогда, когда я исполню
собственную волю.
10. Говорили о некоем старце в Сирии, что он жил при пути
пустыне, и делание его было такое: в какой час приходил монах
из пустыни, с благою предупредительностию делал ему успокоение.
Некогда пришел один отшельник, и старец сделал ему успокоение.
Он же не хотел вкусить пищи, говоря: я пощусь. И старец, опечалившись,
сказал ему: не мини раба твоего (Быт. 18, 3). Прошу тебя,
не презри меня; пойдем помолимся. Вот и дерево здесь; кому преклоншему
колена и молящемуся поклонится оно, тому и последуем. Отшельник
преклонил колена на молитву, - и ничего не было. Преклонил колена
и странноприимец, - и тотчас дерево преклонилось ему; и получивши
такое извещение, они возблагодарили Бога, творящего чудесное.
11. Пришли два брата к некоему старцу. У старца же был
обычай не вкушать трапезы каждодневно. Когда увидел он братьев,
с радостью принял их и сказал: пост имеет награду. И еще: едящий
по любви исполняет две заповеди: потому что он оставляет и собственную
волю и исполняет заповедь, успокоив братьев.
12. Был некто из старцев, живя в пустынном месте. Был
же и другой вдали от него Манихей; и сей был пресвитер из числа
глаголемых у них пресвитеров. Когда Манихей пошел посетить некоего
единоверца своего, то застал его вечер в том месте, где жил старец.
И он колебался, желая постучать в дверь, чтобы взойти ночевать
у него; ибо известно ему было, что старец знал его, как Манихея,
и думал он, что старец не захочет принять его. Но вынужденный
необходимостью постучался. Старец, отворивши дверь и узнавши его,
посадил с радостью, и побудил его помолиться, и успокоивши, сам
почил. Манихей же, пришед в себя во время ночи, удивлялся, говоря:
как же он не возымел на меня никакого подозрения? - по истине
этот человек - Божий. И пришедши, пал к ногам его, говоря: с сего
дня я - православный; и таким образом остался с ним.
13. Некий монах Фивейский имел дар служения Бога, чтобы
каждому из приходящих служить на пользу. Случилось же ему некогда
в некотором селении раздавать христианскую милостыню. И вот пришла
к нему принять милостыню некая жена, одетая в рубище. Увидевши
ее, что она одета в рубище, монах опустил руку, чтобы подать ей
много; но сжалась рука его, и взяла немного. Вот пришла и другая,
хорошо одетая; и видя одежды ее, монах опустил руку подать немного;
но простерлась рука его, и взяла много. И спросил он о той и другой
женщине, и узнал: что носящая хорошие одежды, происходя от знатного
рода, обнищала, и только для виду имела такие одежды; а другая
вдова, имея достаточное состояние, нарочито облеклась в рубище.
14. Был некий монах, имея мирского брата - убогого, и
если что вырабатывал, подавал ему. Но насколько подавал ему, настолько
сей более обнищивал. Брат, пришедши, возвестил это некоторому
старцу. Старец же сказал ему: если ты хочешь послушать меня, то
не подавай ему более; но скажи ему: брат! когда я имел,
то подавал тебе, а теперь ты, что получишь от работы твоей, приности
ко мне; и если он когда принесет, то возьми от него, и где увидишь
странника или нищего, подай ему, и умоли, чтобы о нем сотворили
молитву. Возвратясь, брат так и поступил. Когда пришел мирской
брат его, он сказал ему, как заповедал ему старец; и тот отошел
печальным. И вот в первый день, взявши из огорода своего мелкую
траву, принес ему. Взявши это, брат роздал старцам, упросил их
помолиться о нем, - и мирской, получив благословение, возвратился
в дом свой. После сего принес ему огородного растения и три хлеба.
Брат, взявши это, сделал как прежде, - и мирской, опять благословленный,
возвратился. Пришедши же в третий раз, мирянин принес на большую
цену и вина и рыбы, и брат, видя его, удивился. Он призвал нищих
и успокоил их. Брату же своему сказал: не имеешь ли нужды
в немногих хлебах? Он сказал: нет, господин; ибо, когда я принимал
от тебя милостыню, то как бы огонь входил в дом мой и истреблял
все, что в нем есть. С тех же пор, как ничего не беру от тебя,
я изобилую, и Бог благословляет меня. Пришедши, брат возвестил
все сие старцу. Старец же говорит ему: не видишь ли, что дело
монахов есть огонь, и куда оно приходит, сожигает? А брату твоему
полезнее то, чтобы творил милостыню от труда своего, и принимал
молитву от святых, и таким образом благословлялся.
15. Некий из старцев говорил: есть некто часто делающий
много добра; а лукавый заставляет его тщательно заниматься мелочами,
чтобы погубить мзду за все добрые дела, которые он делает. Когда
жил я в Оксиринхе, он сказал, к некоему пресвитеру, творящему
многие милостыни, пришла вдова, прося у него хлеба. И он говорит
ей: пойди, принеси мне меру, и я отмерю тебе. Она принесла. Пресвитер,
осязавши рукою меру, сказал: велика она, - и пристыдил вдовицу.
Когда вдова ушла, я сказал ему: авва! ты продал хлеб вдовице?
Он сказал: нет! но в милостыню дал ей. Я сказал ему: если ты все
отдал ей в милостыню, то как же ты обратил внимание на мелочь,
и посрамил ее?
16. Некий старец жил с братом по правилу общежития. Старец
был милостив. И когда настал голод, то некоторые начали приходить
к двери его и получать милостыню. Старец всем приходящим подавал
доли хлеба. Брат, видя это, говорит старцу: дай мне часть мою
из хлебов, а ты, как хочешь, распоряжайся своею частью. Старец
разделил хлебы, и творил милостыню из своей части. Многие же,
слыша, что старец подавал всем, приходили к нему. И Бог, видя
его доброе произволениие, благословил хлебы. А брат, съевши свой
хлеб, говорит старцу: авва! так как у меня мало хлеба, то возьми
меня опять в общение с собою. Старец сказал ему: сделаю,
как ты хочешь, - и опять стали жить вместе. Когда же настало доброе
время, нуждающиеся опять начали получать милостыню. И случилось
в один день, - брат, вошедши, увидел, что хлебы оскудели; между
тем пришел бедный, и старец сказал брату дать ему хлеба. Но брат
возразил: авва! нет хлеба. Старец говорит ему: поди и поищи. Брат,
вошедши, внимательно осмотрел, и нашел хлебницу наполненную хлебами.
Увидев сие, он устрашился, - и дал бедному. И, познавши веру
и добродетель старца, прославил Бога.
17. Говорили о некой девице, что у ней умерли родители,
и она осталась сиротою. Размыслив, она сделала дом свой странноприимным
для отцев Скита. Она жила таким образом, принимая странных, и
в удобное время служила отцам. Чрез несколько времени истощилось
имущество ее, и она начала нуждаться. Сблизились с нею развратные
люди и отклонили ее от доброй цели. После сего она начала жить
так худо, что дошла до блудодейства. Услышали о сем отцы, - и
очень опечалились. И призвавши авву Иоанна Колова, говорят ему:
мы слышали о той сестре, что она худо живет. Когда могла, она
оказывала на нас любовь свою, а теперь мы окажем свою любовь и
поможем ей. Потрудись сходить к ней, и по мудрости, которую дал
тебе Бог, воздвигни ее. Авва Иоанн пошел к ней, и говорит привратнице:
скажи о мне госпоже. Она же отослала его, говоря: вы прежде объедали
ее, а теперь она бедна. Авва Иоанн говорит ей: скажи ей, ибо я
много могу сделать ей пользы. Слуги же ее, насмехаясь, говорят
ему: а что ты можешь дать ей, что хочешь видеться с нею? Привратница,
пошедши, сказала о старце госпоже своей. Девица говорит ей: эти
монахи всегда снуют около красного моря и ищут жемчужин. Потом,
нарядившись, говорит ей: позови его. Когда он вошел, она, приняв
его, села на раскошном ложе. Авва же Иоанн, подошедши к ней близко,
и смотря в лице ее, говорит ей: что ты унижаешь Иисуса, что дошла
до этого? Услышав это, она совершенно оцепенела. И старец, приклонив
голову свою, начал сильно плакать. Девица говорит ему: авва!
о чем ты плачешь? Старец восклонился, и, снова приклонивши голову,
со слезами говорит ей: вижу, что сатана смеется тебе в лице; как
же мне не плакать? Девица, услышавши это, поражена была еще более,
и говорит ему: есть ли покаяние, авва? Он отвечает: есть. Она
говорит ему: возьми меня, куда хочешь. Пойдем, отвечал ей старец.
И она встала, чтобы следовать за ним. При этом авва Иоанн заметил,
что девица ничего не сказала о доме своем, - и удивился. Когда
они пришли в пустыню, наступил вечер. Авва, сделавши из песка
как бы небольшое возглавие для нее, и сотворивши крестное знамение,
говорит ей: усни здесь. Сделавши и себе не в далеком расстоянии,
и окончивши молитвы, которые творил, старец преклонился. Проснувшись
же в полночь, он видит как бы некий светлый путь сходящий от неба
до самой девицы, и увидел Ангелов Божиих, возносящих душу ее.
Встав и подошедши, он толкнул ее ногою. Когда же увидел, что она
умерла, повергся на лице, моля Бога, - и услышал глас, говорящий:
один час покаяния ее принят лучше покаяния многих медлящих и не
являющих ничего подобного такому покаянию.
18. Авва Тимофей, пресвитер, сказал авве Пимену: в Египте
есть некая жена, которая блудодействует, и награду свою отдает
в милостыню. Старец сказал в ответ: она не пребывает в блудодействе:
ибо в ней виден плод веры. Случилось же придти матери Тимофея
пресвитера к нему повидаться с ним. Он спросил мать свою: что
та жена, осталась блудодействующею? Мать говорит ему: даже умножила
любителей своих, но и милостыню увеличила. Пошедши, авва Тимофей
пересказал это авве Пимену. Сей же сказал: не пребывает она в
блудодействе. Пришла опять мать аввы Тимофея и сказала ему: знаешь
ли, что та блудница хотела идти со мною, чтобы ты помолился о
ней? - но я не взяла. Он же, услышавши, возвестил это авве
Пимену. И авва говорит ему: лучше ты поди, и повидайся с нею.
Авва Тимофей пошел, и посетил ее. Она охотно, увидев его, выслушала
от него слово Божие, и много плакала, и сокрушалась, и сказала
ему: отныне я прилеплюсь к страху Божию и перестаю быть блудницею.
И, скоро пошедши, поступила в женский монастырь, и весьма благоугождала
Богу.
19. Мать Сарра сказала: хорошо творить милостыню; ибо
если кто и из человекоугодия творит сперва, но от человекоугодия
приходит к страху Божию.
|
|