|
Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании
Текст воспроизводится по изданию: Древний патерик,
изложенный по главам. 3-е изд. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря, 1899. 428 с.
Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании
1. Спросил брат старца: в чем нужно подвизаться, сидя
в келии? И сказал старец: совсем не иметь в келии и воспоминания
о человеке.
2. Вопрос: Какое же делание полезно иметь в сердце?
Ответ: Сие есть совершенное делание монаха - внимать Богу
неуклонно.
3. Вопрос: Как должен ум изгонять помысл?
Ответ: Не может он всецело сделать сего сам по себе, ибо
не имеет силы. Когда же помысл западет в душу, надлежит прибегать
к Сотворившему ее с молитвою, и Он расплавит помыслы, как воск,
ибо Господь наш есть огнь поядай.
4. Вопрос: Как же отцы скитские употребляли помысл
ратоборствующий?
Ответ: И это есть делание великое и добродетельное, но
трудное и не для всех безопасное. Ибо когда войдет помысл в душу,
и она, много потрудившись, возможет изгнать его, другой помысл,
войдя в душу, занимает ее, и таким образом душа, противодействующая
помыслам, никонда не может быть свободна для созерцания Бога.
5. Вопрос: Каким способом помысл прибегает к Богу?
Ответ: Если придет к тебе помысл блуда, тотчас, отрешивши
ум, вознеси его горе со тщанием, не мешкая, ибо мешканье сопредельно
с соизволением.
6. Вопрос: Если придет в душу помысл тщеславия,
что все совершил, ужели не полезно противодействовать помыслу?
Ответ: В то самое время, как ты противодействуешь ему,
он более тебя находит чем противоречит тебе, и таким образом дух
не может удержать его. Ибо оказывается, что человек как бы говорит:
я сам по себе силен к тому, чтобы бороться со стастьми. Как имеющий
духовного отца, всю заботу о себе предоставляет ему, а сам беззаботен
о всем, и не подлежит осуждению от Бога, так и предавший себя
Богу совсем уже не имеет нужды заботиться о помыслах, отвергая
ли их, или оставляя им место войти в душу. Если и войдет помысл,
вознеси его горе к Отцу твоему и скажи: мне дела нет, вот Отец
мой, - он знает. И когда будешь ты еще возносить его, среди пути
он, оставив тебя, отбежит. Выше и безпечальнее такого делания
нет ничего в Церкви.
7. Вопрос: Как же скитяне угодили Богу ратоборствующим
помыслом?
Ответ: Поелику они делали от простоты и страха божия, ради
сего Бог и помогал им, и впоследствии приходило к ним делание
созерцания, по изволению Божию, ради великих трудов и их любви
к Богу.
8. Вопрос: Как может таковый внимать созерцанию?
Ответ: Писание показало, как. ибо Даниил созерцал Его,
как Ветхаго деньми, Иезекииль на колеснице херувимской, Исаия
на престоле высоком и превознесенном, Моисей Невидимаго терпяше,
яко видя (Евр. 11, 27).
9. Вопрос: Как может ум видеть то, чего никогда
не видел?
Ответ: Царя ли никогда не видал сидящего на престоле, хотя
на иконах?
10. Вопрос: Полезно ли для ума описывать Божество?
Ответ: Лучше описывать Божество, чем иметь сложение к нечистым
помыслам.
11. Вопрос: Не сочтется ли это за грех?
Ответ: Держись того, что видели пророки исторически, и
совершенное само придет, как сказал Апостол: "видим пока в зеркале
и в гадании, а тогда увидим лицем к лицу."
12. Вопрос: Не произведет ли сие изступления мыслей?
Ответ: Если кто поистине подвизается, не потерпит никакого
вреда. Некто сказал, что совершал сие в течение всей седмицы,
не вспоминая памятью человеческой. Говорил же мне, что был он
в пути и видел двух ангелов шедших с ним, по ту и другую сторону,
и не обратил на них внимания, поелику написано, что ни ангелы,
ни силы не могут отлучить нас от любви Христовой. Итак всегда
может ум созерцать, и даже, когда бывает одолеваем помыслами и
не замедлит прибегнуть к Богу, не лишается божественного созерцания.
Говорю же, что если помысл усовершится в сем, удобно созерцает
он и не скоро подвигается с горнего. Ибо как осужденный, содержащийся
под стражей во тьме, когда будет освобожден и увидит свет, уже
не захочет воспоминать о тьме, так и помысл, когда начнет видеть
умный свет. Ибо сказал некто из святых: когда я, желая испытать
помысл мой, пойдет ли он в мире, разрешил его, он остановился
на одном месте, никуда не движась. Ибо он видел, что если пойдет
он кружиться, я могу укротить его; и я опять возвел его горе.
Таковое делание совершает безмолвие с молитвою. Сказал еще, что
постоянная молитва скоро приводит ум к совершенству.
13. Вопрос: Как можно всегда молиться, ибо тело
немощно для службы?
Ответ: Не одно то, чтобы стоять во время молитвы, называется
молитвою; но чтобы всегда, ешь ли, пьешь ли, работаешь ли, не
отставать от молитвы. Посему и сказал Апостол: "всякою молитвою
и молением." Ибо когда не отвлекаешься беседуя с кем-либо,
молись сам в себе молитвою.
14. Вопрос: Какою молитвою надлежит молиться монаху?
Ответ: "Отче наш, Иже еси на небесех."
15. Вопрос: Какую меру полезно иметь для молитвы?
Ответ: Мера не показана. Ибо сказать: всегда и неотложно,
не есть мера, ибо если монах тогда только молится, когда становится
на молитву, таковой совсем не молится. Ибо великий авва говорил
и учил: когда я был в Ските, пришел к одному пребывающему там,
и он только приветствовал меня, и когда ничего не отвечал мне,
то сидя я занимался созерцанием, равно и он плетя веревку. И в
конце дня около девятого часа говорит мне: брат, как обрел ты
сие делание? Я же сказал, что мы от юности научены сему от отцев
наших. А ты как обрел его? И сказал старец скитянин: "этого учения
я не получал от отцев моих, но как видишь меня, так и провожу
все время мое, - немного рукоделия, немного размышления, немного
молитвы и по силе очищение помыслов, и таким образом созерцание
пришло ко мне, так что я не замечал, и совсем не знал, что некоторые
имеют такое делание." Я говорю ему: поистине, авва, так обрели
путь сей великие отцы и так получили дарование сего созерцания.
ибо великий Антоний так делать научен был ангелом. Сказал же он,
что надлежит таковому на всех людей смотреть, как на одного и
удерживаться от оглаголания.
16. Вопрос: Если от монаха необходимо требуется
такая молитва, как может он сохранить ее среди людей?
Ответ: Если человек есть подвижник по самой природе, Бог
требует от него не иметь пристрастия к вещам телесным, даже до
малой иглы, ибо и сие может воспрепятствовать его помыслу в попечении
о небесном и о плаче.
КОНЕЦ
|
|