|
Древний Патерик, изложенный по главам. Предисловие составителя Патерика
Текст воспроизводится по изданию: Древний патерик,
изложенный по главам. 3-е изд. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря, 1899. 428 с.
Предисловие составителя Патерика
В сей книге описаны доблестные подвиги, образ чудной жизни и
изречения святых и блаженных отцев, дабы соревновали им, учились
у них, и подражали им те, которые желают вести жизнь небесную,
и идти путем, ведущим в царство небесное. Впрочем надобно знать,
что святые отцы, ревнители и наставники блаженнаго жития монашеского,
однажды воспламенившись Божественною и небесною любовию, и ни
во что вменив все мирские блага и почести, более всего старались
о том, чтобы ничего не делать на показ. По преизбытку смиренномудрия,
они сами скрывались и скрывали наибольшую часть своих подвигов:
так они совершали свой путь по Христу. Посему никто не мог подробно
описать нам доблестной жизни их. Но только некоторые краткие их
изречения и деяния описали мужи, особенно занимавшиеся сим делом,
не с тем, чтобы воздать им какую-либо честь, но чтобы возбудить
потомков к соревнованию.
В разные времена они записали таким образом очень многие изречения
и подвиги святых старцев, простым и безыскуственным языком, в
виде повествования, имея в виду единственно пользу многих читателей.
Поелику же смешанное и безпорядочное повествование о множестве
предметов довольно затрудняет соображение читателя, когда нельзя
обнять памятию содержание книги, безпорядочно разбросанного в
ней, то мы избрали изложение по предметам, или главам, которое,
по своему порядку и совмещению изречений одного содержания, желающим
может принести действительнейшую и скорую пользу. Ибо не мало
склоняет к добродетели слово, в одном смысле о ней произнесенное
многими добродетельными мужами. Когда, например, авва Антоний
говорит: "смиренномудрие избегает всех сетей диавола;" а другой
авва говорит: "смиренномудрие есть древо жизни, растущее в высоту;"
третий: "смирение не гневается и не раздражает другого;" и еще
один говорит: "если кто скажет кому со смирением: прости меня,
тот попаляет демонов:" то из всего этого разум читающего получает
полное убеждение к тому, чтобы со всем старанием искать смиренномудрия.
Тоже самое находится и в других главах.
Порядок всех глав в совокупности и каждой порознь весьма много
помогает приступающему к чтению книги. Поелику же каждая глава
содержит в себе различные слова и действия известных и неизвестных
отцев: то, сколько мы нашли сказаний с именами отцев, таковые
сказания мы поместили сперва в каждой главе, по алфавитному порядку
имен, и только в последующих безымянных сказаниях не могли держаться
сего порядка. Но и общая связь глав, не случайно как-нибудь положенная,
также способствует читателю к уразумению содержания книги.
После увещаний (к совершенству) книга начинается частнейшими
добродетелями и преимущественно нужными инокам, каковы суть: безмолвие,
сокрушение и воздержание. Потом, мало по малу восходя как бы по
некоторой лестнице, изображает более совершенное, и наконец переходит
к общеполезным добродетелям, обнимающим вышепоказанные и возводящим
к совершенству, устрояющим общежитие, каковы суть: послушание,
смиренномудрие и любовь; ибо что может быть важнее и полезнее
послушания, или выше смиренномудрия, и что совершеннее любви?
К этому присоединяются некоторые великие дарования: откровения
и истолкования Божественных словес, дар знамений и чудес: это
суть дарования от Бога, а не дела человеческие.
Может быть, не погрешит кто-либо, если причислит к Ангелам человека,
совершенно удаляющегося от общества людей, или постоянно ходящаго
нагим, или питающегося травою. Все это предложено в сей книге
с тою целью, чтобы мы всячески искали означенных добродетелей,
и чтобы знали, какую любовь к Богу имели святые отцы наши, и какими
почестями Сам Он прославлял искренно прилепляющихся к Нему (таковы
вышеозначенные более дарования Божии, нежели добродетели человеческие).
Заключается вся книга достопамятными изречениями святых отцев,
венчающими конец и изображающими вкратце обязанности иноков.
|
|