|
Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия
Текст воспроизводится по изданию: Древний патерик,
изложенный по главам. 3-е изд. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря, 1899. 428 с.
Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия
1. Авва Антоний говорил: как рыба, находясь долго на суше,
умирает, так и монахи, находясь долго вне кельи, или пребывая
с мирскими людьми, делаются неспосбными к подвигу безмолвия. Посему,
как рыбе необходимо пребывать в воде, так и мы должны пребывать
в келье, дабы оставаясь в оной, не забыть о внутреннем бдении.
2. Он еще говорил: кто живет в пустыне и в безмолвии,
тот свободен от трех искушений: от искушения слуха, языка и взора;
одно только у него искушение - в сердце.
3. Авва Арсений, еще находясь при царском дворе, молился
Богу, говоря: Господи! научи меня, как спастись. И был к нему
глас, говорящий: "Арсений! бегай от людей, - и спасешься."
4. Удалившись в монастырь, он опять молился Богу теми
же словами, и услышал глас, говорящий ему: "Арсений! бегай, молчи,
пребывай в уединении. Ибо в этом - корни безгрешности."
5. Авва Марк сказал авве Арсению: почему ты бегаешь от
нас? Старец отвечал ему: Бог видит, что я люблю вас, но не могу
быть вместе и с Богом и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют
одну волю, а у людей - воли различны. Поэтому я не могу оставить
Бога, и быть с людьми.
6. Однажды блаженный Феофил архиепископ с каким-то начальником
пришел к авве Арсению и спросил старца, желая слышать от него
слово. Старец, немного помолчав, говорит им в ответ: исполните
ли, что скажу вам? Они обещались исполнить. Тогда старец сказал
им: если где услышите об Арсении, не ходите к нему.
7. В другой раз архиепископ, желая придти к старцу, послал
наперед узнать, отворит ли он ему дверь? Старец отвечал ему так:
если придешь, отворю тебе дверь; но если для тебя отворю, то и
для всех отворю, - и тогда уже не останусь здесь. Архиепископ,
услышав это, сказал: если я своим приходом прогоню его, то лучше
мне не ходить к святому.
8. Авва Арсений пришел некогда в одно место, где рос тростник
и колебался от ветра. Старец сказал братии: что это за шум? Братия
говорят ему: это шумит тростник. Старец сказал им: подлинно, если
кто пребывает в безмолвии и услышит голос воробья, то сердце его
не может сохранить прежнего состояния; тем более трудно сохранить
его вам, слыша шум сего тростника.
9. Сказывали, что келья его (аввы Арсения) отстояла от
общежития на две мили. Он редко выходил из нее; потому что другие
прислуживали ему. Когда же Скит был опустошен, он вышел из кельи
со слезами и сказал: мир потерял Рим, а монахи - Скит.
10. Некогда, во время пребывания аввы Арсения в Канопе,
одна весьма богатая и богобоязненная девица, сенаторского рода,
пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила
архиепископа убедить старца, чтобы он допустил ее к себе. Архиепископ
пошел к авве Арсению и сказал ему: одна девица, сенаторского рода,
пришла к тебе из Рима и желает видеть тебя. Но старец не хотел
даже и встретиться с нею. Когда сказали об этом девице, она приказывает
запрячь волов, говоря: я верую в Бога, что увижу старца; ибо я
пришла видеть не человека. Людей знатных много и у нас в городе,
но я пришла видеть пророков. Когда она достигла кельи старца,
случилось, по устроению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца,
девица пала к ногам его. Он поднял ее с гневом (истинность
данного выражения весьма сомнительна - ред.), и, обратившись к
ней, сказал: если хочешь видеть лицо мое, то вот, смотри. Девица
от стыда не осмелилась взглянуть на лицо его. Старец говорит ей:
если ты слышала о делах моих, то на них должно смотреть. Как ты
решилась выйти из дома и плыть так далеко? Разве не знаешь, что
ты девица, и что тебе никуда не должно выходить? Или ты для того
пришла, чтобы по возвращении в Рим, сказать другим женщинам: я
видела Арсения? - и море сделается путем женщин, идущих ко мне.
Девица отвечала: если Богу будет угодно, и я возвращусь (в Рим),
то не допущу ни одну женщину прийти сюда. Но ты помолись о мне
и поминай меня всегда. Старец в ответ сказал ей: молюсь Богу,
чтобы Он изгладил из сердца моего память о тебе. Услышав сие,
она пошла в смущении, и, по возвращении в город, от печали впала
в горячку. О болезни ее известили архиепископа. Он пришел к ней
и просил ее сказать, что с нею случилось? Девица отвечала: лучше
бы мне никогда не приходить сюда; я сказала старцу: поминай меня,
а он отвечал: молюсь богу, чтобы изгладилась из сердца моего память
о тебе, - и вот я умираю от печали. Архиепископ сказал ей: или
не знаешь, что ты женщина, и что чрез женщин враг воюет на святых?
Потому так и отвечал тебе старец; а о душе твоей он будет всегда
молиться. Таким образом успокоилась девица в мыслях и с радостью
отправилась в отечество.
11. Однажды пришли к авве Арсению старцы и просили его
сказать им что-нибудь о пребывающих в безмолвии и неимеющих ни
с кем общения. Старец сказал им: пока девица живет в доме отца
своего, многие желают ее иметь своею невестою, но когда станет
выходить из дома, не всем уже нравится. Одни унижают ее, а другие
хвалят; ей нет уже такой чести, как прежде, когда жила она в сокровенности.
Так бывает и с душою: когда она станет проявлять себя, - не может
всех удовлетворить.
12. Авва Диадох говорил: как в бане часто отворяемые двери
скоро выпускают жар вон, так и душа, если желает часто говорить,
то хотя бы говорила и доброе, теряет собственную теплоту чрез
дверь язычную. Хорошо благовременное молчание; - оно ничто иное
есть, как мать мудрейших мыслей.
13. Авва Дула говорил: если враг принуждает нас оставить
безмолвие, мы не должны слушать его; ибо нет ничего равного безмолвию
и посту. Они помогают нам в борьбе против врага: ибо они внутренним
взорам доставляют остроту зрения.
14. Еще говорил: избегай брани и отсекай страсти, чтобы
не возмущался ум твой, и не нарушилось состояние безмолвия.
15. Брат спросил авву Исаию: как должно безмолвствовать
в келье? Старец отвечал: безмолвствовать в келье - значит повергать
самого себя пред Богом и всею силою своею противиться всякому
помыслу, посеваемому от врага. Это значит - бегать мира.
16. Брат спросил его: что есть жизнь по миру? Старец отвечал:
жить по миру - значит заботиться о теле больше, нежели о душе,
и хвалиться тем, в чем имеешь достаток. Всего этого должно избегать,
как говорит Апостол Иоанн: не любите мира, ни яже в мире
( 1 Иоан. 2, 15).
17. Еще говорил: безмолвствующий должен испытывать себя
каждый час, избежал ли он воздушных духов, его одержащих, и освободился
ли от них, находясь еще в сем теле? Ибо кто подлежит рабству их,
тот еще не может безмолвствовать.
18. Брат спросил старца: что должен соблюдать безмолвствующий?
Старец отвечал: безмолвствующий должен исполнять следующие три
добродетели: постоянно иметь страх Божий, просить с терпением,
и не отрешать сердца своего от памятования о Боге.
19. Рассказывали о об авве Исидоре пресвитере: когда приходил
к нему брат, он убегал во внутреннюю свою келью. Братия спросили
его: авва Исидор! что ты это делаешь? Он отвечал: и звери спасаются,
убегая в свои логовища. Это говорил он для пользы братий.
20. Брат пришел в скит к авве Моисею и просил у него наставления.
Старец говорил ему: пойди, сиди в своей келье, она тебя научит
всему.
21. Авва Моисей говорил: человек, бегающий людей, подобен
зрелому винограду, а обращающийся с ними есть как бы незрелая
ягода.
22. Авва Марк говорил: желающий переплыть мысленное море
долготерпит, смиренномудрствует, бодрствует, воздерживается. Без
сих четырех добродетелей, если он решится вступить в море, возмущается
сердце его, и он не может переплыть.
23. Еще говорил: безмолвие тогда приносит пользу, когда
свободно от зла. А если с ним соединяется, по молитве, и означенные
четыре добродетели, то ничто лучше его не способствует к безстрастию.
24. Еще говорил: нельзя безмолвствовать умом без удаления
от тела, и нельзя разрушить этой преграды (духа) без молитвы и
молчания.
25. Авва Нил говорил: любящий безмолвие не уязвляется
стрелами врага; обращающийся же с людьми непрестанно получает
раны. И дух в уединении бывает спокойнее, и похоть молчащая привыкает,
по слову, действовать слабее, и всякая вообще страсть, не будучи
возбуждаема, глубоко молчит, проходит и совершенно успокаивается.
Наконец, человек со временем забывает о прошлой деятельности своей,
и остаются у него только одни слабые воспоминания дел, когда наступит
состояние безстрастия.
26. Еще сказал: безмолвие тем хорошо, что не видит соблазнительного
для себя, а невиденного и ум не принимает, небывшее же в уме не
оставляет следа в воображении, не возбуждает страсти; а когда
не возбуждается страсть, тогда человек имеет глубокую тишину и
великий мир внутри.
27. Авва Пимен сказал: начало зол - рассеянность.
28. Еще говорил авва Пимен: хорошо удаляться плотского.
Человек близкий к плотскому искушению подобен стоящему над глубочайшим
рвом. И когда представится врагу случай, он легко низвергнет его
вниз. Удаляющийся же от плотского подобен стоящему далеко от рва;
так что, хотя бы враг и повлек его, чтобы низвергнуть вниз, но
когда он повлечет человека и будет принуждать ко злу, Бог пошлет
ему помощь.
29. Однажды ученик аввы Сисоя Авраам сказал ему: отче!
не благоугодно ли тебе, чтобы мы поселились несколько ближе к
миру? Пойдем туда, сказал ему авва Сисой, где нет женщины. Где
же нет женщины, кроме пустыни? - отвечал ему ученик. Итак, веди
меня в пустыню, сказал старец.
30. Мать Синклитикия говорила: многие живущие в горе (разумеется
Нитрийской, где был скит), но совершающие дела мирские, погибли.
Ибо, и находясь в обществе, можно быть иноком в мысли; и, будучи
отрешенным от людей, можно жить умом с чернью.
31. Старец сказал: монах должен приобретать себе безмолвие,
дабы мог он презреть телесный вред, если и случится ему.
32. Некто рассказывал: были три трудолюбивые, достолюбезные
монаха. Один из них избрал для себя дело, примирять ссорющихся
между собою людей, по реченному: блаженны миротворцы (Матф.
5, 7). Другой - посещать больных. Третий удалился безмолвствовать
в пустыню. Первый, труждаясь, по причине ссор между людьми не
мог уврачевать всех, и со скорбию пришел к посещающему больных,
нашел его также ослабевшим и нестарающимся об исполнении своего
обета. Согласясь, оба они пошли видеть пустынника, поведали ему
печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне?
Немного помолчав, пустынник вливает воду в чашу и говорит им:
смотрите на воду. А она была мутная, так что ничего не видно было
в ней. Спустя немного он опять говорит: смотрите, - теперь устоялась
вода. Как скоро они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как
в зеркале. Тогда он сказал им: так бывает и счеловеком, живущим
среди людей, - от возмущения он не видит грехов своих; а когда
он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки.
33. Брат спросил старца: что такое безмолвие, и какая
от него польза? Старец отвечал ему: безмолвие состоит в том, чтобы
пребывать в келье в Богомыслии и страхе Божием, чтобы удаляться
от памятозлобия и высокоумия. Такое безмолвие есть мать всех добродетелей,
и охраняет монаха от разженных стрел врага, не допуская его уязвляться
ими.
О безмолвие, преспеяние монашествующих! О безмолвие, лестница
небесная! О безмолвие, путь к царству небесному! О безмолвие,
мать сокрушения! О безмолвие, подательница покаяния! О безмолвие,
зеркало грехов, показывающее человеку его преступления! О безмолвие,
не удерживающее слезы и воздыхания! О безмолвие, просвещающее
душу! О безмолвие, родительница кротости! О безмолвие, сожительница
смирению! О безмолвие, ведущее человека к мирному состоянию! О
безмолвие, собеседница Ангелов! О безмолвие, светоподательница
разуму! О безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, испытательница
помыслов и соспешница разсуждению! О безмолвие, родительница всякого
блага, утверждение поста, обуздание языка, преграда невоздержанию!
О безмолвие, досуг для молитвы, досуг для чтения! О безмолвие,
укрощение помыслов и тихое пристанище! О безмолвие, боящееся Бога,
оружие вступающих в подвиг, соделывающее решимость (их) нераскаянною,
и сохраняющее невозмутимыми желающих пребывать в своих кельях!
О безмолвие, иго благое и бремя легкое, успокаивающее и носящее
понесшего тебя! О безмолвие, ясность души и сердца! О безмолвие,
заботящееся только о самом себе, и беседующее со Христом, постоянно
имеющее пред глазами смерть! О безмолвие, узда для глаз, слуха
и языка! О безмолвие, каждый день и ночь ожидающее Христа, сохраняющее
светильник некгасаемым, стремящееся к Нему и непрестанно воспевающее
так: готово сердце мое, боже, готово сердце мое (Псал.
56, 8)! О безмолвие, истребительница гордости, и вместо смеха
производящее плач в стяжавшем тебя! О безмолвие, враждебница безстыдства
и ненавичтница многоречия, всегда принимающая (странника) Христа!
О безмолвие, мать благоговения! О безмолвие, пленение страстей!
О безмолвие, страна Христова, изобилующая благими плодами! Ей,
брат! стяжи безмолвие, памятуя о смерти!
|
|