1. Авва Иоанн, бывший игуменом в Раифе, говорил своим инокам: Дети мои! как бежали мы от мира, так бежим и от плотских вожделений; уподобимся отцам нашим, проводившим здесь жительство в строжайшем безмолвии и подвижничестве; не оскверним, дети мои, этого места, которое отцы наши очистили от бесов [1].
2. Он говорил: что может грех там, где покаяние? какое может иметь преуспеяние любовь там, где гордыня [2].
3. Он говорил: Я видел старцев, которые прожили здесь до семидесяти лет, употребляя в пищу лишь финики и зелень [3].
4. Он говорил о себе, что провел в Раифской пустыне семьдесят шесть лет, подвергшись многим тяжким и лютым искушениям от бесов [4].
5. Он говорил: Здесь место иноков, а не торговцев [5].
Авва Иоанн, живший в горе называемой Каламон, имел сестру, которая с детства посвятила себя святому подвижничеству. Она воспитала брата своего, этого авву Иоанна, и внушила ему, чтоб он, оставив суету мира, принял монашество. Вступив в монастырь, он не выходил из монастыря в течении двадцати четырех лет и не виделся с сестрою своею. Она же очень желала видеть: почему часто писала и посылала к нему письма, в которых просила посетить ее прежде исшествия ее из тела, чтоб ей утешиться в любви Христовой присутствием его. Иоанн извинялся, не желая выйти из монастыря. Честная раба Божия, сестра его, опять написала ему письмо, в котором было сказано: так как ты не хочешь придти ко мне, - необходимо мне придти к тебе, чтоб по прошествии столь долгого времени я удостоилась поклониться святой любви твоей. Иоанн, прочитав это, очень опечалился и так рассуждал сам с собою: "если я позволю сестре моей придти ко мне, - это даст повод и прочим родственникам и знакомым моим навещать меня". Он решился - лучше сам посетить сестру. Он пошел к ней, взяв с собою двух братий, иноков своего монастыря. Когда они пришли к дверям уединенного дома, в котором жила сестра, - Иоанн сказал громким голосом: Благословите! примите странников! На голос вышла сестра его с другою рабою Божиею, отворила дверь и не узнала брата своего. Он узнал ее, но не сказал ни слова, чтоб она не узнала его по голосу. Монахи, бывшие с ним, сказали ей: просим тебя, госпожа и мать, повели нам дать воды для утоления жажды, потому что мы устали от пути. Им подана была вода, и они пили. Потом сотворив молитву, возблагодарив Бога и простившись с рабою Божиею, возвратились в монастырь. По прошествии нескольких дней, Иоанн опять получает от сестры письмо, в котором она приглашает его придти к ней для свидания прежде кончины ее и для совершения молитвы в ее келлии. Он написал ей ответ и послал его с монахом монастыря своего. В ответе было сказано: по благоволению и милости Христа моего я приходил к тебе, и никто не узнал меня. Ты сама выходила к нам, подала мне воды; я принял ее из рук твоих и пил, и возблагодарив Господа, возвратился в монастырь. Довольно для тебя, что ты видела меня. Более не стужай мне, но моли о мне непрестанно Господа нашего Иисуса Христа [6].
1. Авва Иоанн, евнух, будучи еще новоначальным, спросил некоторого старца: как могли вы совершать дело Божие с удобством, между тем как мы и с трудом не можем совершать его. Старец отвечал: причина заключается в том, что мы признавали дело Божие главным делом, а попечение о потребностях тела - делом второстепенным; у вас же заботы о потребностях тела считаются главным делом, а дело Божие делом второстепенным. Потому-то тщетен труд ваш. Чтоб устранить учеников Своих от такой неправильной деятельности, Спаситель сказал им: маловери! ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 30, 33) [7].
2. Авва Иоанн говорил: Великий отец наш Антоний сказал: я никогда не предпочитал пользы своей пользе брата моего [8].
Авва Иоанн из Келлий поведал: В Египте была блудница необыкновенной красоты, очень богатая. Ее посещали люди знатные. Однажды она пришла к церкви и хотела войти в нее: но иподиакон, стоявший у дверей, не допустил ее, сказав: ты недостойна войти в дом Божий, потому что ты в нечистоте. Блудница настаивала, чтоб ей дозволен был вход, а иподиакон не допускал ее. Они начали спорить. Епископ, услышав шум, вышел к дверям. Блудница сказала ему: иподиакон не пускает меня в церковь. Епископ отвечал ей: невозможно войти тебе: потому что ты в нечистоте. Пораженная этим, блудница воскликнула: отселе я уже не буду блудодействовать. Епископ сказал на это: если ты принесешь сюда имение твое: то поверю, что престанешь от греха. Блудница принесла пред епископа имущество свое: он бросил его в огонь. После этого блудница, обливаясь слезами, вошла в церковь и сказала: если здесь так поступлено со мною, то что было бы там? - Она принесла покаяние и соделалась сосудом избранным [9].
1. Некто из старцев поведал об авве Иоанне Персянине, что он, по изобилию в нем Божественной благодати достиг совершенного незлобия. Жил он в Аравии Египетской. Однажды он занял у брата золотую монету и купил на нее льну для своего рукоделия. После этого пришел к нему другой брат и начал просить его, говоря: дай мне, авва, немного льну: я сделаю себе левитон. Авва радостно дал ему. Потом пришел к нему еще другой брат и также просил его: дай мне немного льну на полотенце. Старец дал и этому. И иным многим, просившим у него, давал с радостию: потому что был крайне прост сердцем. Пришел наконец к нему и ссудивший его золотою монетою, желая получить ее обратно. Старец сказал ему: я схожу и принесу ее тебе. Не нашедши у кого бы занять монету, он пошел к авве Иакову, заведовавшему раздаянием милостыни, с тем, чтоб попросить у него златник для возвращения брату. Идя к авве Иакову, он увидел на дороге лежащий златник. Авва Иоанн не прикоснулся к нему, но, сотворив молитву, возвратился в келлию. Брат опять пришел, прося возвращения долга. Я забочусь об этом, отвечал старец, и опять пошел к авве Иакову. На дороге он увидел златник на том же месте, на котором он был и прежде: сотворив молитву, старец возвратился в келлию. Брат пришел и в третий раз, прося златника обратно. Старец отвечал ему: непременно схожу и принесу тебе. Он пошел на то место, где прежде нашел монету: она лежала там же. Сотворив молитву, он взял ее, принес к авве Иакову и сказал ему: авва! идя к тебе, я нашел на дороге этот златник: окажи любовь, повести в окрестности, не потерял ли кто его? если найдется потерявший, отдай ему. Авва Иаков ходил три дня и объявлял о найденном златнике; но не нашлось никого, кто бы потерял златник. Тогда старец сказал авве Иакову: если никто не потерял этого златника, то отдай его такому-то брату: я должен ему. Я шел к тебе просить милостыни, чтоб отдать долг, и нашел этот златник. Удивился авва Иаков, что старец, будучи должен и нашедши монету, не взял ее тотчас и не отдал долга. Было достойно удивления в авве Иоанне и следующее: если кто приходил к нему взять что-либо взаймы: то он не давал из своих рук просившему, а говорил ему: поди, возьми, что нужно тебе. Когда взявший приносил взятое, то старец говорил: положи на свое место, откуда ты взял. Если же кто не возвращал долга: то старец и не напоминал о нем [10].
2. Поведали о авве Иоанне Персянине: когда пришли к нему злодеи, - он принес умывальницу и умолял их о дозволении умыть им ноги. Злодеи устыдились, начали просить у него прощения и раскаиваться в своей злонамеренности [11].
1. Авва Иосиф безмолвствовал в пустыне нижнего Египта, прилежащей городу Панефосу. Он был из первых граждан города Тмуя, имел ученость мира сего и знал хорошо греческий язык [12].
2. Авва Пимен спросил авву Иосифа: научи меня: как мне сделаться монахом? Старец отвечал: если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: я - кто? и не осуждай никого [13].
3. Брат вопросил авву Иосифа, говоря: что мне делать? я не могу ни поститься, ни работать, ни подавать милостыни. Старец отвечал ему: если не можешь совершать ни одной из упомянутых тобою добродетелей, то по крайней мере храни совесть и свою и ближнего твоего от всякого зла, - и спасешься: Бог ищет от души безгрешия [14].
4. Поведал некоторый брат: Пришел я однажды в нижнюю Гераклию к авве Иосифу. В монастыре его было великолепное древо - смоковница. При наступлении утра он сказал мне: поди, покушай плодов смоковницы. Была тогда пятница; я не исполнил сказанного старцем, чтоб не нарушить церковного постановления о посте. После этого умолял я его, говоря: Бога ради объясни мне твой поступок. Ты повелел мне с утра употребить пищу, а я по причине поста не сделал этого, - и стыдно мне тебя! недоумеваю, в каком разуме дал ты мне, старец, приказание употребить пищи, и что хотел выразить этим? Авва отвечал: отцы сначала говорят братиям слово наиболее в виде испытания, а не прямо. Когда же увидят, что они исполняют и извращенное приказание: то уже не испытывают их неправильными приказаниями, но наставляют истине, убедившись в их послушании [15].
Такой образ действования не должен быть допущен в наше время по скудости преуспеяния в наставниках и по скудости благого произволения во вступающих в монастырь. Почтим благоговейным созерцанием свободу в действовании древних иноков, родившуюся от великого преуспеяния! почтим ее благоговейным уклонением от подражания ей, в сознании нашего недостаточества!
5. Авва Лот, посетив авву Иосифа, сказал ему: отец мой! по силе моей я исполняю малое молитвенное правило, соблюдая умеренный пост, занимаюсь молитвою, поучением и безмолвием, стараюсь наблюдать чистоту, не принимая греховных помыслов: что надлежит мне еще сделать? Старец встал и простер руки к небу: персты его соделались подобными десяти возженным светильникам. Он сказал авве Лоту: если хочешь, - будь весь, как огнь. Не возможешь соделаться монахом, если не будешь пламенеть весь, как огнь [16].
Благодатное осенение умной молитвы, при котором инок начинает ощущать в себе веяние необыкновенной тишины, стяжавает опытное познание сердечного безмолвия, с особенным удобством отталкивает приближающиеся к нему греховные помыслы и ощущения, - есть первая степень преуспеяния в умной молитве. На ней не должно останавливаться подвижнику: должно, при помощи плача, стремиться к большему преуспеянию, которому нет предела. Умная молитва - жилище небесного Царя: в этом дворце чертогам нет числа; за великолепными и обширными чертогами следуют другие, более великолепные и обширные чертоги.
6. Брат спросил авву Иосифа: если настанет гонение, куда лучше бежать, в мир или в пустыню? Старец отвечал: поди туда, где живут православные, и поместись близ них [17].
7. Брат хотел выйти из общежительного монастыря и избрать жительство отшельника. Он открыл намерение свое авве Иосифу и просил у него совета. Старец сказал ему: живи там, где видишь, что нет ничего вредного для души твоей и где ты можешь пребывать в мире. Брат отвечал: я мирствую и в общежитии и в отшельничестве. Старец сказал на это: положи помыслы твои как бы на весы, и где видишь больше пользы для души твоей, где достигаешь большего смирения, там и живи [18].
8. Один из старцев пришел к другому старцу, возлюбленному своему, чтоб вместе с ним посетить авву Иосифа. Пришедший сказал хозяину: прикажи ученику твоему, чтоб он приготовил в дорогу с нами осла. Хозяин отвечал: пригласи его, и он сделает по желанию твоему. А как его зовут? спросил пришедший. Не знаю, отвечал хозяин. Сколько времени живет он с тобою, что ты еще не знаешь имени его! опять спросил пришедший. Два года, отвечал хозяин. На это сказал пришедший: если ученик твой при тебе живет два года и ты не знаешь имени его: то зачем мне узнавать имя его для одного дня [19].
Древние иноки-безмолвники, храня со всевозможным тщанием безмолвие души, крайне охранялись от любопытства, от всякого излишнего знания, могущего нарушить безмолвие сердца и прервать его таинственную беседу с Богом. Этому должны подражать по нашим силам и мы, иноки последнего времени, чтоб получить возможность хотя несколько сосредоточиваться в себя для умной молитвы. Ученик великого скитского безмолвника, аввы Филимона, поведал: когда я уходил из келлии на какое-либо служение, авва никогда не спрашивал меня: куда и для чего идешь? Опять, когда я возвращался, он никогда не спрашивал: где был и что делал? Однажды я отлучился в Александрию по делу монастырскому, оттуда переехал на корабле в Константинополь для исправления церковных потребностей, занялся там посещением благоговейных братий, потом возвратился в Александрию, не дав о себе никакого известия служителю Божию. Пробыв довольно времени в Александрии, я возвратился к нему в Скит. Он, увидев меня, обрадовался, приветствовал меня и сотворив молитву, сел, но отнюдь ни о чем не спросил меня: потому что умом пребывал в духовном видении, в которое возводит и в котором почти постоянно содержит истинного безмолвника умная молитва [20].
9. Поведали: Когда авва Иосиф Панефосский кончался, - сидели у него старцы. Посмотрев на дверь, он увидел диавола, сидевшего у двери. Тогда, подозвав к себе ученика своего, авва сказал ему: подай жезл: он думает, что я состарился и не могу управиться с ним. Ученик исполнил это: авва взял жезл, и старцы видели, что диавол, в подобии собаки, пробрался в дверь и исчез [21].
Авва Иеракс жил в Нитрийской пустыне. Однажды пришли к нему бесы в образе Ангелов; искушая его, они сказали ему: еще пятьдесят лет тебе жить: как выдержишь такое продолжительное время в этой страшной пустыне? Он отвечал им: огорчили вы меня, назначив мне жить немного лет: я приготовился к терпению на двести лет. Услышав это, бесы удалились, испуская вопли [22].
1. Поведали о авве Кронии, что он принадлежал к числу старейших учеников Антония Великого. Ему было сто десять лет. Он стяжал и удержал до старости такое смирение, что, наставляя других, постоянно укорял себя [23].
2. Брат вопросил авву Крония: что делать мне с забывчивостию, которая пленяет ум мой и столько обладает мною, что я по причине ее впадаю в грехи? Старец отвечал ему: по причине порочного жительства сынов Израиля, иноплеменники пленили кивот Господень, увезли с собою и поставили в храме Дагона, бога своего. Тогда Дагон пал на лицо свое пред кивотом Господним. Брат спросил: что означается этим? Старец отвечал: если забывчивость возобладает умом человека на основании причин, производящих эту забывчивость: то она приводит и к явному исполнению требования страстей. Если ум, отвергнув основания, на которых зиждется забывчивость, обратится к Богу и взыщет Его, воспоминая о разлучении души с телом и о последующем за этим разлучением суде: то забывчивость немедленно оставляет человека и совершенно исчезает. Этому научает и Писание. Егда возвратився воздохнеши, говорит оно, тогда спасешися и уразумееши, где еси был [24].
3. Брат вопросил авву Крония: каким деланием достигает человек смиренномудрия? Старец отвечал: страхом Божиим. Брат снова спросил: каким деланием приходит человек в страх Божий? Старец отвечал: по мнению моему должно отрешиться от всего, возложить на себя телесные труды и всеусильно содержать в себе памятование о исходе души из тела [25].
При таком памятовании о смерти телесный подвиг получает значение деятельно выражаемого, а потому весьма действительного покаяния.
4. Брат сказал авве Кронию: скажи мне назидательное слово. Авва отвечал ему: когда Елисей пришел к Соманитянке: то нашел ее чуждою сношений с кем-либо; по пришествии же пророка она зачала и родила сына. Брат спросил: какое значение имеют эти слова. Старец отвечал: когда душа пребывает в трезвении, хранит себя от вражеского искушения и не исполняет своих похотений, тогда приходит к ней Дух Божий, - и она, быв бесплодною в своем одиночестве, получает способность зачать и родить [26].
5. Сказал авва Кроний: если бы Моисей не привел овец своих к подошве горы Синайской: то не увидел бы огня в купине. Брат спросил: что означается таинственно купиною? Старец отвечал: купиною означаются телесные подвиги, по свидетельству Писания, которое говорит: подобно есть Царство Небесное сокровищу, сокровенну на селе (Мф. 13, 44). Брат сказал на это: следовательно без телесного подвига человек не возможет достичь никакого благодатного состояния! Старец отвечал: об этом ясно свидетельствует Писание. Взирающе, говорит оно, на начальника веры и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест (Евр. 12, 2). И Давид говорит: аще дам сон очима моима, и веждома моима дремания (Пс. 131, 4) [27].
6. Авва Кроний [28] поведал: Авва Исидор Пелусийский рассказывал нам следующее: во время пребывания моего на Синайской горе, был там брат очень подвижной жизни, при том весьма красивый собою. В церковь приходил он в ветхой короткой келейной мантии, которая была вся в заплатах. Видя его в таком одеянии посреди множества братий, однажды я сказал ему: брат! ты видишь, что все братия присутствуют в церкви в приличном одеянии, подобно Ангелам: почему же ты приходишь всегда в такой одежде? Он отвечал: авва! прости меня: у меня нет другой одежды. Я пригласил его в мою келлию, дал ему левитон и все, в чем он нуждался. С этого времени он одевался подобно прочим братиям, и был вид его, как вид Ангела. Встретилась отцам нужда послать к императору десять братий по некоторому делу. В число отправляемых отцы включили и этого брата. Услышав об этом, он пал пред отцами и сказал им: простите меня ради Господа! я раб одного из тамошних вельмож: если он узнает меня, то снимет с меня монашество и принудить снова вступить в услужение к себе. Отцы, поверив сказанному, оставили его. В последствии же сделалось известным от некоторого посетителя, коротко знавшего этого брата, что в мирской жизни он имел сан епарха, но сказал так о себе, чтоб остаться в неизвестности и чтоб не произвести молвы между человеками. - С такою тщательностию избегали отцы славы мира сего и удобств временной жизни [29].
[1], [2], [3], [4], [5], [21] Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.
[6] Patrolog. pag. 760.
[7], [10], [11], [13], [14], [15], [16], [17], [18], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [29] Алфавитный Патерик.
[8], [9], [19] Достопамятные Сказания.
[12] Cassiani collat. XVI, cap. 1.
[20] Слово о авве Филимоне, Добротолюбие, ч. 4.
[28] Этот Кроний, очевидно, жил очень спустя после первого Крония, ученика Антония Великого.
Полезная информация: |