Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Святой
Симеон Солунский Совет
и
пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание 1.
Тогда
благой и всеблагой Бог благостью единою создал всю
тварь и напоследок человека, то от начала отступник и начальник зла
диавол,
позавидовав человеку, многими кознями воспользовался против него,
сперва под
видом дружбы прельстив, удалил от общего Божиего подчинения и
благодати; и
тотчас смерть пришла к нему, изгнанному от прежней красоты и первого
отечества
Едема и его божественной сладости. После же того, как удалил его от
Бога -
защитника в тысячах других несчастий, он стал ему врагом как всегда
ненавидящий
и клевещущий и (никогда) не удовлетворяющийся человеческими бедствиями.
И
побуждает его к убийству брата, нисколько не обидевшего [его], научает
же его и
подталкивает к убийству; затем он осквернил его всякими беззакониями,
из-за
которых людям пришли наводнения, пожары, потопления, пленения, голод и
болезни
и всякий гнев и скорбь; и не было ни одного помогающего, ни из
праведников, ни
из патриархов, ни закон, ни учения и страдания пророков. 2.
Когда по великой (своей) благости Единородное Слово Божие пришло к нам
и
было видимо как один от нас и из -за превосходящей любви предало вместо
нас
Самого Себя оскорблениям и бесчестью, плетям и, наконец, приняло смерть
на
кресте и всесвятую Свою душу и тело через страдание и смерть принесло в
дар
Отцу, и Своим
воскресением совершенную
жизнь нам даровало и извлекло от рабства диаволу и лести идольской, и
удаленных
от Бога привело через Себя назад к Отцу, и прежде отчужденных
человеколюбиво
соделало Своими и сынами Божиими и богами по благодати, то от начала
человекоубийца опять не перестал завидовать этим нашим благам; почему и
беснуясь всяко против нашего спасения, по всяким разным удобным случаям
многих
против нас врагов восставлял и иногда начальников ересей, иногда же
тиранов
против благочестия воздвигал. Но ни один из них не одолел: ибо Самого
Себя
основанием положил Церкви Своей Иисус Христос, Бог крепкий, Живая Сила
Отчая, и
невредиму сию всегда сохранял и сохраняет, и "врата ада", как сказал,
сию не одолели и не "одолеют" (Мф. 16,18). 3.
Однако Его и нас, сущих Его, враг, не прекращает всегда быть врагом,
"яко лев рыкающий" на нас, как сказал Петр. И после многочисленных
ужасных (деяний) против нас, как мы уже сказали, наконец воздвигнул во
многом
безумии более крепкую свою брань и, нашел нечестивый и скверный народ
безбожных
агарян, радующийся необузданности и в сквернословиях погрязший и
поэтому
соответствующий (ему) и достойный его безумия, кровожадного злочестия,
воли и
лукавства, над которым тот - добровольно ставший противным своей
природе,
поскольку пал с неба и через гордость отпал от божественной славы -
несчастно
издевается. Поэтому его, наслаждающегося разбоями, убийствами,
грабежами и
кровью сообразно самому первому человекоубийце, воздвиг он против нас.
И
теперь, в последние уже времена, когда, как написано, и любовь
охладела, и
умалился плод добродетели, более сильную войну............; и против
нас,
христиан, ежедневно и ежечастно дышит, порабощая нас, яростно убивая и
преследуя, используя против нас всю свою ярость к Творцу, и почти всё
уничтожает. Как Он оставил лукавым его, от начала не бывшего таковым,
но
добровольно обнаружившегося своеволием, чтобы только зло пребывало и
славные
выявились самоволием, против лукавого становясь, и чтобы действительно
стали
праведниками и справедливо были оправданы,
так и теперь, чтобы избранные Христовы явились бы
награжденными среди
злочестивых, оказались бы и мучениками и по чину исповедниками. 4.
Но и потому еще ему позволено, потому что (некоторые) из нас
благочестивых и христиан прекрасных оставили все полезное и особенно
мир и
красоту любви и еще более ревность за Христа и людей Его. И теперь
почти некому
и встать за благочестие и веру Христа Бога нашего и нет смелого ни
бороться, ни
выдержать мучение или какие-либо плотские скорби, как изначально
истинные и
настоящие христиане, преследуемые, "скорбяще, озлоблени", как Павел
сказал, гладом снедаеми и, терпяще ежедневно и почти убиваемые,
радовались в
гонениях им за Христа. Но вот теперь все возлюбили земное богатство и
пищу
плотскую, осквернения и мерзости, проклятую и гнушающуюся чистотой
языческую
жизнь, а ещё преходящее и мимотекущее благоденствие и сладость
неверных. А хуже
всего то, что ради этого послабления разрушающемуся и смертному телу,
лучше же
сказать, свирепому и тленному, они, о, безумие, совершенно безумные
ублажают
язычников, безбожников, скверных, и любят сих суть нечистой жизни и
почитают
самым наилучшим вкушать скотский их корм, и, о, горе! оказываются
друзьями их,
рабами и помощниками. И против единоплеменников действуют, наиболее же
против
самого благочестия, и Христа гонят называемые христианами, и не
стыдятся,
зовясь христианами, выступать против братьев-христиан и устремляться
против святых
Христовых и больше неверных беззаконновать и богоненавистное делать и
священное
и относящееся к вере оскорблять более, чем враги Христовы. 5.
Поэтому мы умалились во всех и есмы несчастнейшие днесь на земле ради
беззаконных наши дел и грехов сих и остальных прегрешений. И если бы не
долготерпел всегда медлящий Бог, погибли бы совершенно и стали бы как
Содом и
Гоморра. Однако ещё ради одного правильного исповедания нашего
соединяет нас
Господь и ради нас сохраняет первосвященство и Царство благочестивое, ожидая ради одной нашей
правой веры и некоего
плода. Ибо не одна вера спасает, как нас учит Брат Божий, говоря, что
"вера без дел мертва есть". Поэтому и два избранных града сами с
малыми другими - я имею ввиду Константинополь и Фессалоники - были
заключены
нам в хранилище благочестия и доныне благодатью Божией сохраняются. И
тот
вообще врагам Христовым не покорялся, спасаемый Самой Всецарицей
Приснодевой
Богородицей; этот же в малом рабстве побывав вместе для воспитания и
испытания
[и в] уплату [за грехи наши], ибо мы согрешили, вновь горячими
молениями
великого хранителя его Димитрия рабство сбросил, и избегнув рук
тиранов,
свободный свет увидел и благочестие открыто провозгласил. И чудо об
этом было
великое. Ибо как прежде Бог израильтян чрез Моисея, так град сей чрез
Димитрия
спас. 6.
И да сохранит он его до конца, хотя и всегда беснующийся против нас
общий враг бушует против него и ужасно восстает и искушения воздвигает,
поработить его желая и не вынося успеха нас - благочестивых и
православного
исповедания и нескверной жизни. Откуда (оттого????)
тысячи несчастий
пришли нам, от того враги наши от нас удалились, непрерывные нападения
их и
голод и болезни, стенания, заключения и мириады других несчастий
попустил Бог,
что мы благого Бога раздражаем и неблагодарны и благодетелю,
превозносясь
дарами и во зло употребляя данное нам Владыкой всяческих. Впрочем,
братья мои,
я прошу вас показать твердость нашу и крепость в вере, и выдержать
болезни и
тесноты нужды и любое оскорбление за Христа, как и первые (христиане)
терпели
за Него "разграбление имений ваших с радостью", как свидетельствует
Павел. Поэтому и теперь с радостью терпите, ожидая, как опять Павел
говорит,
"иметь себе имение на небесех пребывающее и лучшее" божественных
даров и харизм. "Не отлагайте убо дерзновения вашего" и похвалу во
Христе и в нынешнем и в будущем. Ведь вы много раз на опыте перенесли
непоколебимо многие скорби за благочестие и казались неподвижными, и
доныне, я
надеюсь, вы таковы силою Христовою. 7.
Итак, все вы оставайтесь в той же мысли и будьте готовы, я прошу, в
удобное время, если возможно, излить и кровь за благочестие наше и не
попасть в
рабство нечестивым врагам. И никто из вас не будет, я полагаюсь на
Христа,
думать что-нибудь другое кроме этого. Если же находятся некоторые,
имеющие
другое мнение, когда враг и клеветник воюет поношением - как я молюсь -
и
лукаво принимающие и считающие благом рабство христиан врагам Христа и
Бога
нашего, и сие множество столь великое и град столь великий и
многолюдный, в
котором столько священных храмов, столько же святых жилищ священников и
монахов
и христиан - мужей и женщин и младенцев неудобоисчислимое собрание,
через
который города и многие из порабощенных нечестивым освобождаются через
мучение
и дар приносятся Христу, многие от неверия к вере приходят и познают
истинную
веру и Христа признают Богом. Однако некоторые предательство сего града
ещё и
добром почитают и поработить град сей нечестивым желают и совершенно
стремятся.
Они не суть христиане, но отступники от Бога, хуже нечестивых и
сквернее и
лукавее самого предателя Иуды. Ведь Иуда телесно предал Спасителя, а
страсть
Господня и смерть стали нам спасением, и еще более прославился
Спаситель и
возвысился, в страдании победив за нас и дав нам воскресение; а
предающие
христиан нечестивым и безбожным врагам, души предают в погибель и
нечестие,
поступая хуже и Иуды. Ибо они из-за преданных братьев часто предают
Христа и
еще более опечаливают Его, не желающего погибнуть ни одному из малых. И
они
хуже всех безбожных тиранов, убивающих святых, потому что тираны мстят
святым,
не смогше склонить их к нечестию, и убивая мучеников исполняли должное;
эти же
христиан предают в рабство, а души порабощают безбожию и повинны в
погубленных
душах. А если предающий одного и соблазняющий одного столь важному
наказанию
повинен, то предающий город и столько душ нечестию, какого возмездия не
достоин? Поэтому виновные в этом Христа отвергают и поступают против
святых Его
таинств и поносят всё христианское. 8.
Поэтому и мерность наша, помышляя о благочестии и спасении христиан, и
имея неизбежную заботу о граде сем и душах в нем, и горячо возревновав
о всех
святых его, призывает всех благородно переносить пришедшие мучения во
славу
Христову, и чтобы не обнаружился бы [среди вас] душепагубный предатель,
бороться за каждого из вас самих и за свободу домов и за всех братьев
по любви
Христовой. Если же кто-нибудь будет найден предавшим себя врагу и
ставшим его
орудием, замыслив или замышляя в пользу нечестивых, власть и господство
их
почитая благом и желая град сей и верных в нем предать нечестивым,
стараясь о
сем или желая или способствуя, во граде сем ли найдется, или и вне,
если и в
каком-нибудь чине будет или положении или почетной степени, да будет
анафема, и
часть его да будет с предателем Иудой и распявшими Господа, и свыше да
придет
на него гнев и скорбь, ярость и возмездие великое и телесный бич и род
его
всегда презираем. Но и мерность наша во Святом Духе напоминает ему, кем
бы он
ни был, [что он будет] под бесконечным и ужасным отлучением от святой и
единосущной
Троицы как предатель душ, убийца и злоумышленник; и никогда не найдет
сей
избавление, если прежде не откажется от столь богомерзкой попытки. 9.
Теперь мерность наша ради осторожности и внимания письменно (все это)
изложила для священного сего Христова стада и повсюду верных, которых я
призываю и прошу встать и быть стойкими за истину и единственную нашу
христианскую веру защищать до смерти ради душ своих и домов чад и ради
славы
Христа, Который, я надеюсь, примет (вас) как мучеников и борцов Своих,
и с исповедниками
Своими увенчает и царства Своего наследниками покажет с боровшимися за
Него,
благодатью Его и милостью. 10.
И на сем теперь окончилось. Совет
равно и о стоянии за Христа и
отечество, и
порицание мыслящим в пользу
нечестивых 1.
Все обитающие в сем христолюбивом граде Фессалоники, вернейшие рабы
Христовы, возлюбленные чада в Господе нашей мерности, да будет
благодать вам,
мир и благословение, свобода от всякого искушения и избавление от
всякой скорби
и нужды и обстояния; и подаяние всякого блага вам да умножится от
единосущной и
нераздельной и неслиянной Троицы, единого Бога нашего, Отца и Сына и
Святого
Духа. 2.
Благодарю за вас, братья, Самого единого в Троице Бога, видя ваше
усердие и чистую веру во Христа Бога нашего и стойкость и терпение во
многих
обстояниях. Итак, радуйтесь и вы в Господе, радуйтесь и веселитесь, что
все
терпите и переносите за Христа и многое воздаяние приобретете за сие. И
пусть
никто в этом не подловит, ни обманывает вас кто-нибудь, что вы,
остающиеся, не
имеете воздаяния. Ибо я уверяю вас, что вы будете иметь то же
воздаяние, что и
мученики. Ведь как те боролись и неповиновались, чтобы не похулить
Христа, так
и вы свидетельствуете совестью и терпением скорбей, чтобы в граде сем
вашем не
хулилось имя Христово. И как многие из святых терпели бедствия,
боролись, уча
благочестию и многих из неверных сделали благочестивыми, так и вы
боритесь,
чтобы никто из благочестивых мужей или жен или детей не погиб и
подвергся
опасности из-за веры. И как многие из святых души свои за братьев
положили и не
выдали скрывающихся, другие же себя самих предали вместо преследуемых
или
подвергающихся опасности, так и вы за укрывающихся в граде сем христиан
души
полагайте, [ведь] многие из пленных освобождаются и многие получают
ослабление,
так как вы страдаете и скорбите. И многие из святых разрушали идольские
храмы и
тиранствующие не пожелали восстановить [их], ни потребовать на это
обола, и
неповиновались в этом и суть мученики; вы же сохранили и отечество ваше
не
разрушенным врагами Христа и Бога нашего и священные храмы и святые
монастыри и
всю святыню их храните неоскверненными от безбожных. И равное воздаяние
вам и
борцам, и с теми будете причтены; и блаженны вы, страдая за Христа. 3.
А не так мыслящий жалок. Если кто-нибудь жизнь нечестивых и питание
плоти почитает благом, отпадает от благ небесных. Нет наследия нам в
настоящей
жизни, братья, нет. Владыка наш распялся и был презираем за нас и
невыразимые
испытания перенес, поругания и скорби и неповинную смерть. И о нас
говорит:
"в мире сем скорбни будете" и "если Меня гонят, и вас гнать
будут" и "будете ненавидимы всеми за имя Мое" и "терпением
вашим спасайте души ваши". Итак, страдая, мы не удивляемся, ведь мы
христиане, и как Христос пострадал, [так] и нам нужно страдать, чтобы
мы
сопрославились с Ним; как пишет божественный Павел, "понеже с Ним
страждем, да и с Ним прославимся" и "недостойны страсти нынешняго
времене к хотящей славе явитися в нас" и "радуйтеся и веселитеся, яко
мзда ваша многа на небесех", сказал Господь. 4.
И кто достоин сих? ибо мы большую часть терпим грехов ради наших и ещё
более из-за малодушия, так как и из-за нерадения нашего терпим все сии
скорби.
Или не знаете, что из-за нерадения град сей едва не подвергся опасности
нападения нечестивого Мусы (Mwsh/) и когда пришла нужда, из-за
нерадения
послали к безбожным послов, что и было ещё большей виной, почему мы
теперь и
злостраждем? Поэтому нерадение, малодушие и беспечные языки не
останавливаются
умножением печалей и дерзкими действиями наших врагов и отнимают от нас
всякую
надежду и препятствуют благу мира. Посмотрим же и таким образом. Ведь
если
малодушие или нерадение было бы в благочестивом Константинополе в тех
величайших долговременных опасностях, где бы был [оплот] нашего
благочестия? Не
повреждена ли, не умалилась ли, не оставлена ли [крепость] нашего
Православия?
Не покорится ли [оплот] Церкви, как в Египте и Иерусалиме, и Антиохии и
иных
местах? Сколько теперь там христиан, сколько архиереев и иереев и
монашествующих? Не умалились ли весьма и презираемы безбожными? Видим
же и все
восточные города, которые стали опустошенными и полностью христианами
необитаемыми; и где некоторые христиане, осмеиваемые,
презираемые каждый день и умалившиеся. И на
Западе видим мало-по-малу исчезающие города. Ведь преследование
продолжается, и
нечестивый сей народ - воистину есть предтеча Антихриста и изображает
змея
того, Адама обманувшего. Он с одной стороны, прикидывается другом и
ложно
сладость и свободу обещает; с другой стороны, порабощает, умерщвляет и
совершенно растлевает и, наконец, Бога хулить понуждает. 5.
Поэтому благородно да встанем за Христа. Град сей от начала есть глава
благочестия после первого и царствующего: он сохраняет христиан здесь,
сохраняет их на Западе - ибо из-за некоторого ослабления они радуются -
сохраняет их на островах, защищает и царицу городов, и есть рука
Православия и
добрый помощник. Поэтому будем беречь его всеми силами и положим за
него души;
и будем сражаться за себя самих и окружающих нас братьев. 6.
Итак, теперь я уверен во Христе, как все вы в высшей степени правые, в
том, чтобы пребывать вокруг отечества и блага непоколебимого и ни один
из вас
не пожелает, даже если бы кто-нибудь и по страсти,. предать сей
богоспасаемый и
христолюбивый град ваш нечестивым и врагам Христовым. И так прекрасно
стоящим я
обещаю от преблагого Владыки земные и небесные блага. Если же кто
злобой
лживого и лукавого демона другое что о сем помыслит и пожелает или
будет
стараться град сей благочестивый и великий предать нечестивым, чуждый
сей Богу
и с нечестивыми да причтется. И мерность наша подвергает сего, кто бы
он ни
был, страшному и непроходимому отлучению от Святой Троицы, и участь его
с
предателем Иудой и распявшими Христа. И так говорю и объявляю, как от
Христа
поставленный милостью Его пастырь сего стада Его и имея нужду
заботиться о нем
и терпя ради него многие злострадания и скорби и не желая никому и
малейшим из
него повредиться каким-нибудь образом совершенно и никому другому из
всяких и
кажущихся ничтожнейшими или
от вне сего
[града] христиан - ибо что? - где бы только ни был. Ведь одной души
весь мир не
достоин. Поэтому все вы, братья, стойте в вере и защите отечества
вашего
благочестивого во Христе. Мужайтесь, укрепляйтесь, да придет на вас
благословение Божие и милость, разрешение страхов и совершенное
спасение. 7.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь и мир и богатая милость
ради пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и защитника нашего и
охранителя
града, в мучении мироточивого и во святых избранного и великого в
чудесах
Димитрия, да будет со всеми вами. Аминь. |
Полезная информация: |