Семинарская и святоотеческая библиотеки |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Министра образования Российской Федерации ________________ В.Д. Шадриков «_____»_________________ 2001 г. Номер государственной регистрации _____________________________ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НАПРАВЛЕНИЕ 520200 Теология Степень (квалификация) – магистр теологии Вводится
с момента утверждения Москва, 2001 г. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ
520200
Теология 1.1 Направление 520200 Теология утверждено Приказом
Министерства образования России от 02. 03. 2000 № 686. 1.2 Степень (квалификация) выпускника – магистр
теологии. Нормативный срок освоения основной
образовательной программы подготовки магистра по направлению 520200 Теология
при очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки
магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему
направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года). 1.3 Стандарт
по направлению 520200 Теология вводится в систему государственного образования
для преподавания исторически сложившегося традиционного научного и культурного
религиозного наследия, всемирно признанных сокровищ богословской мысли, данных
археологических и исторических исследований памятников религиозной письменности
и искусства, традиционной для этносов этики и аксиологии. Теология – это комплекс наук, которые изучают
историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное
культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности,
религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное
для религии право, археологические памятники истории религий, историю и
современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и
религиозными организациями. Изучение Теологии в системе университетского
образования носит светский характер. Предметом Теологии являются накопленные в течение
длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной
культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство. 1.4 В соответствии с действующим законодательством в
процессе изучения составляющих Теологию отраслей научного знания не
предусмотрено совершение культовых обрядов. Образование специалистов-теологов
не преследует цели подготовки священнослужителей. 1.5 Квалификационная характеристика выпускника. Магистр подготовлен к выполнению
научно-исследовательской, учебно-воспитательной, а также
экспертно-консультативной деятельности, а при условии освоения соответствующей
образовательно-профессиональной программы педагогического профиля — к
педагогической деятельности. 1.6 Возможности продолжения образования. Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре. 1.7 Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное
поле направления подготовки)*: 520201 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ: Вероучение, его специфика на
современном этапе развития конфессии. Влияние традиционного вероучения на
современные формы конфессионального культа. Основные типы вероучения на
современном этапе его развития. Современные теологические системы, их типы.
Конфессиональная апологетика и вероучение в свете данных современной науки.
Современные внутриконфессиональные течения и их представители. Вероучение о
самоопределении конфессии в современном мире. Современное состояние и
перспективы научного изучения конфессионального вероучения. 520202 ТЕОЛОГИЯ И ТЕКСТОЛОГИЯ
САКРАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Современные внутриконфессиональные
течения и трактовка ими сакральных текстов. Современные школы комментаторской
литературы и тематические толкования ими сакральных текстов. Новые исследования традиции теологического
толкования сакральных текстов. Проблемы
текстологии сакральных текстов в свете новейших научных исследований. Актуальные
проблемы палеографии сакральных текстов Современная вероучительная
литература конфессии. Современные издания и
новые переводы памятников вероучительной письменности. Современные
внутриконфессиональные течения и их вероучительная литература. Основные литературные
традиции в конфессии. Современные представители и течения в конфессиональной
вероучительной литературе. 520203 НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КОНФЕССИИ: Новейшая история конфессии и ее
периодизация. Источники по новейшей истории конфессии. Историография конфессии.
Территориальное распространение конфессии на современном этапе. Современные
течения в конфессии. Специфика территориальных государственно-конфессиональных
отношений. Современные проблемы диалога с иными конфессиями. 520204 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО
ПРАВА И ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ: Источники современного
конфессионального права. Современные базовые и территориальные документы по
конфессиональному праву. Новейшее законодательство о религии и традиционная
конфессиональная организация и право. Современное
конфессионально-территориальное право, его эволюция. Современные внутриконфессиональные
течения и дифференциация правовых стандартов. Структура и институты власти в
современной конфессиональной организации, специфика её внутриконфессионального
управления. Современная конфессиональная законодательная и исполнительная системы.
Конфессиональные организации и государственно-правовые взаимоотношения. 520205 ИСТОРИЯ КУЛЬТОВЫХ ФОРМ В
КОНФЕССИИ: Сакральные тексты и генезис
конфессиональной практики религиозной жизни. Генезис культовой практики в
конфессии, основные школы и течения. Эволюция конфессиональной системы
практических предписаний, её основные этапы и фиксация в памятниках.
Внутриконфессиональные вероучительные течения и их влияние на специфику
эволюции культовой практики. Основные понятия и категории современной
конфессиональной культовой практики в свете истории развития культовых форм.
Роль культовой практики в современном существовании и в истории развития конфессии. 520206 СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
ФИЛОСОФИЯ КОНФЕССИИ: Этапы становления религиозной философии конфессии, её школы и
представители. Место религиозной философии в современном мире. Философия
религии и религиозная философия: актуальные проблемы взаимоотношения. Основные
философские проблемы в свете современной религиозной философии. Особенности
решения в религиозной философии современных онтологических, метафизических,
гносеологических, аксиологических, этических и социально-политических проблем.
Взаимоотношение религиозной философии конфессии с религиозной философией иных
конфессий, внеконфессиональной и синкретической религиозной философией. Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук. 2. ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки
магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной
ступени, подтвержденное документом государственного образца. 2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 520400 Философия,
522400 Религиоведение, и 520200 Теология зачисляются на специализированную
магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора
определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению. 2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки
магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование,
профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам
сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки
магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом
подготовки бакалавра по данному направлению. 3. ОБЩИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520200 Теология 3.1. Основная образовательная программа подготовки
магистра разрабатывается на основании настоящего государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных
дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и
научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным
образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило,
несколько магистерских программ. 3.3. Основная образовательная программа подготовки
магистра (далее – образовательная программа) состоит из основной
образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной
подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального
компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента,
дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по
выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины,
указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки
магистра должна иметь следующую структуру: в соответствии с программой подготовки бакалавра: цикл ГСЭ – общие
гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН – общие
математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД – общепрофессиональные
дисциплины направления; цикл ФТД – факультативные
дисциплины; цикл СД – специальные
дисциплины; ИГА – итоговая
государственная аттестация бакалавра; в соответствии с программой специализированной подготовки: цикл ДНМ – дисциплины
направления специализированной подготовки; цикл СДМ – специальные
дисциплины магистерской подготовки; НИРМ – научная
(научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра; ИГАМ – итоговая
государственная аттестация магистра. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной
образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку
выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной
настоящим государственным образовательным стандартом. 4. ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520200 Теология
5. СРОК
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО
НАПРАВЛЕНИЮ 520200 Теология 5.1. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а
также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года
относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего
государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра
– на один год. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки магистранта
устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и
внеаудиторной (самостоятельной) работы. 5.4. Объем
аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в
среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе
подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки
магистра – 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные
практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным
дисциплинам. 5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем
аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.6. При
заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с
преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.7. Общий
объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том
числе не менее двух недель в зимний период. 6. ТРЕБОВАНИЯ
К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 520200 Теология 6.1. Требования
к разработке основной образовательной программы подготовки
магистра, включая ее научно-исследовательскую часть 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно
разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки
магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного
образовательного стандарта магистра. Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего
учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо,
удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено). В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке. Требования к научно-исследовательской части программы: Научно-исследовательская работа магистранта осуществляется под
руководством утвержденного Ученым советом факультета научного руководителя
магистерской программы, имеющего ученую степень не ниже кандидата наук. Магистрант должен в установленные сроки написать
текст диссертации и представить его для обсуждения научному руководителю
магистерской программы. 6.1.2. При реализации основной образовательной программы
высшее учебное заведение имеет права: -
изменять
объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в
пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в
настоящем стандарте; -
предоставлять
студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме
2-4 часов в неделю; -
осуществлять
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на
основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и
профессиональную специфику, при условии реализации содержания дисциплин,
определяемых настоящим документом. 6.2. Требования к условиям реализации
основной образовательной программы
магистра, включая ее научно-исследовательскую часть 6.2.1 Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета. 6.2.2 Требования к кадровому обеспечению учебного
процесса В кадровом отношении реализация основной образовательной программы
подготовки магистра в вузе должна обеспечиваться квалифицированными
педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины или систематически занимающимися
научно-исследовательской работой по данной дисциплине. Лекционные курсы и семинарские занятия по дисциплинам
конфессиональной подготовки должны проводиться преподавателями, имеющими
представление на право ведения индивидуальной педагогической деятельности от
уполномоченного органа соответствующей религиозной организации и УМО
университетов РФ (отделение Теологии). В случае отзыва представления преподаватель
должен быть отстранён от преподавания дисциплин конфессиональной подготовки.
УМО университетов РФ (отделение
Теологии) осуществляет контроль за
наличием у преподавателей дисциплин конфессиональной подготовки представления
на право ведения индивидуальной педагогической деятельности от религиозных
организаций. Реализация основной образовательной программы
теолога должна, как правило, обеспечиваться штатными преподавателями вуза. Вуз
имеет право привлекать для чтения курсов по общепрофессиональным дисциплинам,
входящим в федеральный компонент, до 25% преподавателей сторонних организаций,
а для чтения курсов по дисциплинам конфессиональной подготовки — до 70%
преподавателей сторонних организаций. 6.2.3 Требования к учебно-методическому обеспечению
учебного процесса Учебно-методическое обеспечение реализации основной образовательной
программы магистра включает в себя: -
учебный
план, разработанный в соответствии с требованиями настоящего государственного
образовательного стандарта; -
рабочие
планы на каждый год обучения; -
утвержденные
вузом (факультетом) программы общих курсов федерального компонента, национально-регионального
компонента и курсов по выбору студентов, а также утвержденные руководителем
магистерской программы программ специальных дисциплин; -
утвержденное
вузом (факультетом) положения о научно-исследовательской, педагогической и
производственной практиках магистрантов, государственном экзамене и
магистерской диссертации, а также перечень примерных тем магистерских
диссертаций по каждой магистерской программе, реализуемой в вузе; -
наличие
утвержденных деканом факультета индивидуальных планов работы каждого
магистранта; -
наличие
компьютерного класса, доступного студентам-магистрантам и позволяющего каждому
из них отработать на компьютере не менее 20 часов в год; -
наличие
доступного для магистрантов выхода в систему Internet. -
наличие в
библиотеке вуза учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы по
всем дисциплинам настоящего государственного образовательного стандарта в
объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 магистранта; -
наличие в
библиотеке вуза произведений классиков мировой философской и богословской мысли
в объеме не менее 0,5 экземпляра на 1 студента, а также наличие теологических,
философских и исторических журналов академических институтов и классических
университетов. 6.2.4 Требования к материально -техническому
обеспечениюучебного процесса Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную
программу бакалавра, должно располагать материально-технической базой и
аудиторным фондом, обеспечивающим проведение лекций, семинаров и иных видов
учебной, научно-исследовательской и практической работы студентов,
предусмотренных учебным планом и соответствующих действующим санитарно-техническим
нормам. 6.2.5 Требования к организации практик Научно-исследовательская практика организуется с целью ознакомления студентов с организацией научно исследовательской работы в вузе, научном центре, лаборатории, получения ими навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия студентов в научно-исследовательской работе коллектива исследователей. Практика организуется, как правило, с отрывом от аудиторных занятий под руководством научного руководителя избранной темы магистерской диссертации. Заканчивается практика отчётом и выставлением оценки или зачёта. Научно-педагогическая практика проводится для закрепления теоретических знаний студентов по методике преподавания теологических дисциплин и для получения ими навыков преподавательской деятельности в вузе. Практика проводится в вузе в виде подготовки лекционного и семинарского материалов, методических разработок, чтения лекций и проведения семинарских занятий. Заканчивается практика отчётом с выставлением оценки. 7. ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО
НАПРАВЛЕНИЮ 520200 Теология 7.1. Требования
к профессиональной подготовленности магистра 7.1.1 Общие требования к уровню подготовки магистра
определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки
бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой.
Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по
направлению 520200 Теология. 7.1.2
Требования,
обусловленные специализированной подготовкой магистра включают: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; умения: формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного
исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать
и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; вести библиографическую работу с привлечением
современных информационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде
отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися
требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. Магистр должен обнаружить: понимание предмета
теологии, ёе метода, места теологии в системе наук, и ее внутренней структуры;
знакомство с историей развития данной отрасли знания; знакомство с классической
богословской литературой; знание догматических,
канонических текстов; экзегетической литературы; апокрифической, неканонической
литературы; знакомство с основными
догматическими и каноническими текстами на языке оригинала, умение правильно их
анализировать и использовать, умение адекватно интерпретировать и сопоставлять
терминологические системы различных текстов; знание основ
теологической письменности и традиции, её периодизации, истории,
вероучительного и культурообразующего значения; знание исторических
этапов формирования мировых и региональных религий, вероучений, культа, их
институтов, современных религиозных тенденций; знакомство с новыми
религиозными движениями, их историей, освоение критериев их выделения и
классификации; знание содержания
религиозно-этических учений, основных понятий религиозной этики и аксиологии,
основных религиозно-эстетических категорий; знание истории
формирования и развития взаимоотношений Церкви и государства в России и
зарубежных странах, законодательства о свободе совести; понимание
государствообразующей роли традиционных религий. 7.1.3. Специальные требования. Требования
к подготовке магистранта по научно-исследовательской части программы
специализированной подготовки определяются вузом. УМО университетов РФ (отделение Теологии) может дополнительно рекомендовать требования,
соответствие которым обеспечивает выпускнику возможность заниматься
определёнными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание
специализированной подготовки. 7.1.2
Требования к итоговой государственной аттестации магистра 7.2.1 Общие требования к государственной итоговой аттестации. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерская диссертация) и должна включать государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре по направлению 520200 Теология в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта. По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по направлению 520200 Теология. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по направлению 520200 Теология. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной
аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной
образовательной программе высшего профессионального образования, которую он
освоил за время обучения. 7.2.2 Требования к магистерской диссертация магистра Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации магистра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 520200 Теология и методических рекомендаций УМО университетов РФ (отделение Теологии). Время, отводимое на подготовку квалификационной
работы, составляет для магистра не менее двадцати недель. 7.2.3 Требования к государственному экзамену магистра. Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 520200 Теология определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО университетов РФ (отделение Теологии). Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Министерством образования России, и государственного образовательного стандарта по направлению 520200 Теология. Уровень требований, предъявляемый на
государственных экзаменах в магистратуре должен соответствовать уровню
требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по
непрофилирующим дисциплинам для направления 520200 Теология. СОСТАВИТЕЛИ: Учебно-Методическое
Объединение по образованию в области
истории, теологии Государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании
Учебно-методического совета по направлению 520200 Теология «___» ___________ 2001 г.,
протокол № _____ Председатель Отделения по
Теологии УМО университетов РФ
С.П.
Карпов СОГЛАСОВАНО: Департамент образовательных программ и стандартов
профессионального образования
Л.С.
Гребнев Начальник отдела Гуманитарного, экономического И юридического образования Сотрудник, курирующий данное направление С.А. Гусова * Примечание: конфессиональный
вариант аннотированного перечня магистерских программ разрабатывается на основе
данного инвариантного макета с учётом конфессиональной специфики. |
Полезная информация: |