Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
Тема 1. Проблема, предмет и тема речи. Практические задания. Внимательно прочтем и изучим речь архиепископа Амвросия
Харьковского (Ключарева), обращенную к воспитанникам Харьковской Духовной
семинарии в день храмового праздника Св. апостола и евангелиста Иоанна
Богослова в 1883 году. Любезные юноши! Помолившись вместе с вами и о вас, мне
желательно оставить вам на память и добрый совет относительно вашего
воспитания. В воспитании самое трудное дело -
направление свободы человеческой. С нею
часто, особенно в наше время, не могут справиться воспитатели при руководстве
своих воспитанников; гибнут и сами воспитанники при неумении владеть ею.
Очевидно, здесь главная часть задачи принадлежит самим воспитанникам: что может
сделать воспитатель для блага человека, который имеет свободу не принять этого
блага? Итак, какие же условия находятся в ваших собственных руках для
правильного развития вашей свободы, от которого зависит ваше будущее - на Земле
и в Вечности? Во-первых, требуется с вашей стороны
должное внимание и уважение к самой свободе вашей как неоценимому дару Божию,
которым на Земле обладает один человек и которым нельзя злоупотреблять
безнаказанно. Поэтому берегитесь быстро решаться на что бы то ни было, - в чем
часто погрешает юность, - а привыкайте зрело обдумывать каждый шаг свой.
Моисей, повторивши израильскому народу пред вступлением в Землю обетованную
Закон Божий, сказал: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и
проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» / Автор. 30, 19/ Избери,
значит, подумай, осмотри пути, которые подлежат твоему избранию, и вступай на
тот, который ведет к жизни, а не к смерти. Трудно и для зрелого человека в каждом
частном случае с уверенностью определить, к какому исходу ведет то или другое
решение; тем более это трудно для молодости. Но Господь, даровавший свободу
человеку при сотворении его и восстановляющий ее после его падения, указал путь
жизни в виде общего закона, или начала, из которого при нашем размышлении
должно исходить определение каждого частного случая нашей жизнь. В чем же
состоит этот закон? «Чтобы ты любил, - продолжает Моисей в указанном нами
наставлении, - Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в
этом жизнь твоя и долгота дней твоих». /20/ Итак, второе условие правильного
направления нашей свободы есть тщательное определение, - согласно ли
принимаемое нами решение с волею Божией. А так как не на всякий отдельный, боле
или менее важный, случай нашей жизни тотчас можно найти ясное указание в Законе
Божием, то Моисей и говорит: «прилепляйся к Нему», то есть входи во внутреннее
общение с Богом молитвою, сердечным желанием, любовию, и Он скажет волю Свою в
твоем сердце и совести и укажет путь
жизни. Берегись, юноша, необдуманно поддаваться ныне обычным, шумным
движениям и порывам легкомысленных сверстников, кто бы они ни были, столь же
неопытных, как и сам ты; не отдавай никому своей свободы, за которую ты один
отвечаешь; а в трудных обстоятельствах уединись, призови в сердце своем единого
непогрешительного советника - Господа Бога твоего, и Он вразумит тебя, как
поступить и кого держаться. Одно это движение души к общению с Богом мгновенно
освободит твое воображение и сердце от обольщения и твой разум от увлечения;
все силы души твоей возвратятся в твое обладание и ты будешь в состоянии
направлять их куда должно. Но кроме познания воли Божией о нас,
для утверждения нашей свободы непременно требуется исполнение Заповедей Божиих
как уроков и упражнений для нашей воли. Чтобы показать народу, как Господь
облегчил для нас этот труд познания и исполнения Его заповедей, Моисей говорит,
что заповедь Божия «не на небе и не за морем», чтобы нужно было высоко
подниматься или далеко ходить за нею, но «весьма близко к тебе слово сие; оно в
устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его». /Автор. 11-12/ Эти
прекрасные слова имеют особую силу по отношении к вам, воспитывающимся под
покровом св. Церкви. Истинно, уста ваши, сердца ваши, ум и память ваша
постоянно наполняются словом Христа Спасителя, Его Пророков и Апостолов. Не
подвергнитесь осуждению, произнесенному пророком Иеремиею на сынов Израиля и
Иуды, делавших злое от юности своей. «Они
обратились ко Мне, - говорит пророк от имени Божия, - спиною, а не лицом; и Я учил их, с раннего утра учил, они не
хотели принять наставления». /Иер.22, 30,33/ Те же самые наставления, писанные
в книгах, обращаются к вам и в живом голосе ваших наставников и начальников,
приближающих и применяющих Слова Божия к различным обстоятельствам вашей жизни,
и особенно к вашему призванию. С ответственностью за вас пред Богом, пред
отечеством и родителями вашими они взяли на себя руководство вашего ума и
свободы вашей - не становитесь к Богу и к ним, Его наставника, спиною , обратив лицо и сердце и уши
ваши к ложным учителям и ложным учениям века. Не забывайте, что вы еще юноши,
что жизнь для вас неизведанное море, что все в вас еще молодо, незрело, шатко и
хрупко. Отнять у вас веру, возмутить умы ваши сомнениями, распалить сердца
нечистыми вожделениями, подорвать ваше доверие к благонамеренности и опытности
ваших руководителей и сделать вас орудиями чужой и злой воли, - вот цель новых
непризванных просветителей современных молодых поколений. Направляйте свободу и
волю вашу прежде всего не к движениям общественной жизни, для вас еще
недоступной, а на самих себя, на сохранение
в себе заложенных в души ваши начал жизни
и на борьбу с началами смерти.
Укрываясь под кров благодати Божией, вспоминая трогательное слово пророка
Иеремии: «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти
идущего давать направление стопам своим» /Иер.10,23/. Наконец, ищите подкрепления воли и
свободы вашей в выяснении для себя и постоянном сознании идеала как истинного
человека вообще, так и истинно полезного деятеля на том поприще жизни, какое
для себя избираете. Если совершенное отвержение воли Божией ведет к смерти, то
постепенное уклонение с ранних лет свободы вашей от заповедей Божиих есть и
постепенное расслабление и искажение природы нашей, лишаемой силы и красоты,
какие сообщает ей добродетель. Имейте жалость в самим себе. Желайте найти себя
в будущем в том виде, какими может сложить и благоустроить вас правильное
употребление свободы, то есть здравомыслящими, кроткими, трудолюбивыми,
любящими и от всех любимыми; в противном же случае, при постепенном умножении в
вас пороков, бойтесь оказаться дерзкими, себялюбивыми, ленивыми, жестокими,
едва терпимыми в обществе или извергаемыми из него. А эта последняя участь
постигает людей, не приучающих себя к послушанию закона, неизбежно, хотя и
незаметно. Пороки развиваются в нас легче и быстрее, чем добродетели, подобно
тому, как сорные травы всегда растут скорее и сильнее, чем пшеница; а обращаясь
в навыки и страсти, пороки так же крепко захватывают свободу нашу, как силки
или сети неосторожную птицу. Спросите бродягу бездомного, обнаженного и
голодного, вора заключенного в тюрьму, убийцу осужденного на каторжные работы,
пьяницу валяющегося в канавах, - думал ли каждый из них в молодости, что он
будет тем, чем стал впоследствии? Каждый из них с грустью скажет вам: «О, нет!
Как можно!» Зачем же из доброй воли подходить к пропасти? Зачем губить свое
будущее счастье, когда можно, с помощью Божиею, наверное приобрести его? Мы верим, что в вашем сознании постепенно выясняется и в вас воплощается идеал не только истинно хорошего человека, но и доброго служителя Церкви, к чему вы предназначаетесь. Воодушевляйтесь ревностью о славе Божией, о благе Церкви и отечества, о просвещении нашего все еще темного простого народа, об избавлении его от губящих его пороков и преступлений, о благоустроении его жизни. Привейте к сердцу убеждение, что только здесь, в нравственном преуспеянии народа и его благосостоянии - истинный источник радостей для пастыря Церкви и единственно верное обеспечение его собственного благосостояния и счастья. Но для этого нужно запасаться и терпением, и самоотвержением, и любовью, а не одними рассуждениями и помышлениями об улучшении своего быта.[i] Задание. Þ
Внимательно прочитайте текст. Найдите в тексте
данные, на основе которых можно судить о культуре аудитории. Дайте
характеристику культурного состояния аудитории. Þ
Найдите в тексте данные, на основе которых можно
определить величину аудитории. К какой аудитории обращается архиепископ
Амвросий - малой, средней или большой? Þ
Является
ли данная аудитория однородной? Обоснуйте ваш ответ. Þ
Найдите в тексте данные, указывающие на
культурные характеристики аудитории. Þ
Как приведенные ниже слова и выражения,
использованные архиепископом Амвросием, указывают на чувства и нравственные качества, свойственные
или несвойственные молодости, зрелости, старости? злоупотреблять
свободой; быстро решаться на что бы то ни было; зрело обдумывать каждый свой
шаг; подумать, осмотреть пути, которые подлежат избранию; необдуманно
поддаваться ... шумным движениям и порывам легкомысленных сверстников; обольщение;
увлечение; быть в состоянии направлять силы души; необходимость уроков и
упражнений; ответственность перед Богом, отечеством и родителями; незрелость,
шаткость, хрупкость; возмущение умов сомнениями; благонамеренность; опытность;
здравомыслие; кротость; трудолюбие; любовь; дерзость; себялюбие; лень;
жестокость; подкрепление воли; сознание идеала; жалость к себе; непослушание
закона; навыки; страсти; ревность; терпение; самоотвержение; помышления об
улучшении быта. Задание 1. Þ
Используя высказывания архиепископа Амвросия в
приведенном тексте и данные истории Русской Церкви (Смолич И.К. История Русской
Церкви. 1700-1917. Часть первая. В кн.: История Русской Церкви. Кн. VIII, М., 1996, с. 452-473), дайте характеристику
проблемы, которую решает оратор, ее содержания и духовного смысла; определите
статус проблемы. Þ
Какие мировоззренческие и политические течения
характерны для того времени? Þ Какие политические события произошли в начале 80-х годов XIX века? Þ
Каким было отношение Церкви к государству? Þ
Как было организовано высшее церковное
управление? Þ
Как было
организовано епархиальное управление? Þ
Каким было
состояние и положение православного духовенства? Þ
Как была устроена приходская жизнь? Þ
Каким было состояние духовного образования в
России? Þ
Как осуществлялась миссионерская деятельность? Þ
Каким было отношение Церкви к другим религиям и
христианским исповеданиям? Þ
Каким было духовно-нравственное состояние
русского общества начала 80-х годов XIX века? Þ
Составьте краткую докладную записку о состоянии
Русской Церкви в 80-х годах XIX
века. Задание
2. Þ
Исходя из
предыдущего задания, предложите обоснование выбора предмета и формулировки темы
речи архиепископа Амвросия. Þ
Укажите,
как в речи архиепископа Амвросия
выполняются основные требования к предмету и теме речи. Þ
Внимательно прочитайте следующую краткую речь
архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического (Борисова), произнесенную в
1856 году. Слово после победы. Приветствуем вас, храбрые
воины, с победой! Слух о ней пронесется на крыльях ветра по всем краям отечества,
обрадует собою сердце Государя нашего, обвеселит города и села, и малой и
большой будет говорить: «Мы победили, славные наши моряки! Дай Бог им
здоровья!» К кому же первее
обратиться нам после победы нашей? Обратимся к Господу, в деснице Коего власть
всей земли, Который един движет ветрами и морями, дает и отъемлет дух и
мужество. Мы победили, потому что
наше дело правое. Россия не ищет завоеваний, она и так сильнее всех. Мы победили, ибо сражались
за Церковь Божию, за Царя православного,
за Русь святую. Мы победили, ибо вышли на
сражение с молитвою, призвав Бога на помощь, предав себя и судьбу оружия своего
на Его святую волю. Посему, торжествуя теперь,
воскликнем все с Давидом: Не нам, Господи, но имени Твоему даждь славу! Тебе
подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает ныне и присно и во
веки веков. Аминь. Þ
Определите предмет речи. Þ
Определите тему речи. Þ
Выделите основные части текста, найдите и
укажите связь между предметом, темой и основными частями текста. Þ
Пользуясь текстами урока как образцами,
подготовьте приветственную речь к ученикам духовной школы. 1.
Определите объем
и состав аудитории. 2.
Определите проблему и найдите ход ее решения. 3.
Определите предмет и сформулируйте тему речи. 4.
Дайте обоснование предмета и формулировки темы исходя
из проблемы речи и особенностей аудитории. 5.
Составьте на одной странице конспект трех- пятиминутной
речи, в котором должны быть
сформулированы: начало речи, тема, пункты плана и конец речи. Þ
Подготовьте и произнесите на уроке краткую
приветственную речь к учащимся. |
|
Полезная информация: Кресло из ротанга, giku подробнее. |