Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

1353

Основание Троице-Сергиева монастыря св. Сергием, сыном ростовского боярина Кирилла.

Преставление митрополита Феогноста.

Епископ владимирский Алексий отправляется в Константинополь получить посвящение в митрополиты.

1354

Особым соборным актом Киев утверждается в качестве первого седалища Русской митрополии.

Алексий получает от патриарха Филофея посвящение в митрополиты.

1354-1355

Создание самостоятельной Литовской митрополии при патриархе Константинопольском Филофее.

Посвящение Романа в митрополиты Волыно-Литовские. Роман заявляет притязания на Киев, отданный св. Алексию, как преемнику митрополита Всея Руси Феогноста.

1355

Определение константинопольского патриаршего Синода, утверждавшее перенесение митрополии из Киева во Владимир.

1356

Митрополит Алексий второй раз едет в Константинополь для окончательного разрешения вопроса о Киеве, на который претендует митрополит Роман. Киев остается в подчинении Московской митрополии.

Основан Спасо-Андроников монастырь в Москве.

1357

Митрополит Алексий во время посещения Орды получает новый ярлык, подтверждающий права Русской Церкви и духовенства.

1361

Смерть Волыно-Литовского митрополита Романа. Преемник Романа не назначен, однако Волыно-Литовская митрополия остается автономной.

1365 около

Основан московский Чудов Алексеевский монастырь.

1371

Патриарх Филофей поставляет Антония митрополитом для русских владений (Галич и часть Волыни) польской короны.

1371-1375 гг.

Первые сведения о псковско-новгородской секте стригольников. Три вождя секты утоплены в реке Волхов.

1373

Патриарх Филофей отправляет своего посланника иеромонаха Киприана, разобраться с ситуацией в Литве и на Руси.

1374 около

Киприан отправляется к патриарху Филофею с просьбой поставить митрополита на литовские русские владения.

1375

Киприан поставлен митрополитом Киевским и Всея Руси.

1376 около

Прп. Сергий вводит общежительный устав в Троицкой обители; начало возрождения киновии на Руси.

1378

Киприан предпринимает неудачную попытку утвердиться в Москве.

Преставление митрополита Алексия. Великий князь Дмитрий Иванович не принял митрополита Киприана и послал своего духовника Михаила (Митяя) за посвящением в митрополиты.

1379

Преставление Митяя по пути в Константинополь.

Основан Новый Симонов Монастырь в честь Успения Святой Богородицы.

1380

Патриарх Нил дает посвящение архимандриту Переяславского Горицкого монастыря Пимену в митрополиты. Киев вновь отдан в юрисдикцию русской митрополии (Киприан оставлен митрополитом Малой Руси и Литвы).

Установление дня памяти павших на Куликовом поле за веру и отечество (Димитриевская суббота перед 26 октября).

1381

Дмитрий Донской вызывает в Москву митрополита Киприана.

Митрополит Пимен схвачен и отправлен в заточение в Чухлому.

1382

Дмитрий Донской вновь удаляет Киприана из Москвы после посланий патриарха Нила и возвращает в Москву Пимена.

1383

Дионисий получает от Константинопольского патриарха Нила две увещевательные грамоты против еретиков-стригольников, обращенные ко всему населению Пскова и Новгорода.

Дионисий Суздальский отправляется к патриарху по велению великого князя внести ясность в обстоятельства поставления Пимена митрополитом.

1384

На обратном пути в Москву Дионисий заезжает в Киев, где по приказу Киприана его хватают и сажают в заключение.

Патриаршьи послы в Москве лишают Пимена сана. Пимен бежит в Константинополь за аппеляцией.

1385

Преставление в заключении Дионисия Суздальского.

Новгородцы на вече постановляют не являться на суд в Москву к митрополиту и не давать ему месячного суда в Новгороде.

1386

Литовский князь Ягайло сочетается браком с польской королевой Ядвигой. В Литовском княжестве вводится католичество в качестве государственной религии.

По просьбе Новгородского владыки святитель Стефан составляет "Мерило Праведное", полемический трактат против стригольников.

1387 конец - начало 1388

Митрополитом всея Руси утвержден Киприан.

1389

Новопреставленный патриарх Константинопольский Антоний вновь подтверждает низложение митрополита Пимена. Преставление Пимена в Халкидоне.

1389 около

Обращение зырян и пермяков в христианскую веру Св. Стефаном.

1390

Прибытие в Москву митрополита Киприана.

1392

После поездки в Новгород и отказа новгородцев в суде митрополит Киприан накладывает церковное отлучение на всех новгородцев во главе с архиепископом.

Преставление прп. игумена Сергия, Радонежского и всея России чудотворца (25 сентября).

1392-1406

Попытки митрополита Киприана воссоединить Галичину с митрополией Всея Руси и восстановить единство Русской митрополии.

1394

Константинопольский патриарх издает два послания к новгородцам, подтверждающие их отлучение. Новгородцы, однако, и в последующее время отказывают митрополиту в месячном суде.

1395

Тимур двигается на Москву, но 26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает обратно. В память этого события Василий II закладывает в Москве Сретенский монастырь.

1396

Поездка митрополита Киприана в Литву. Ягайло обсуждает с Киприаном возможность православно-католической унии. Переговоры по этому вопросу с Константинополем.

1397

Преподобный Кирилл Белозерский основывает мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

1404

Грамота Василия II митрополиту Киприану, освобождающая "церковных людей" от княжьего суда.

1406

Преставление митрополита Киприана. На его место присылается из Греции Фотий.

1407

Преставление великой княгини св. Евдокии, супруги Дмитрия Донского и заложение Вознесенского монастыря, где она была впоследствии погребена.

1408

Поставление Фотия митрополитом Всея Руси. При митрополичьей кафедре завершена работа над общерусским летописным сводом (Троицкая летопись).

1409-1413

Фотий проводит комплекс мер, направленных на укрепление экономико-хозяйственной организации митрополии.

1413

Городельский декрет, запрещавший допускать православных на высшие государственные и общественные должности в Литве.

Явление Колочской иконы Божией Матери (9.07.).

1414

Витовт собирает литовских епископов и предлагает им ходатайствовать перед патриархом о поставлении для Литвы особого митрополита. Витовт захватывает в свое владение города и вотчины митрополичьей кафедры.

Осенью Витовт собирает церковный Собор, избирающий Григория Цамблака кандидатом в митрополиты Литовские. Григорий едет в Константинополь для поставления. Патриарх лишает Григория сана и предает отлучению за церковную смуту.

1415

По настоянию Витовта Григорий Цамблак поставлен митрополитом Литовским без благословения патриарха. Патриарх Евфимий предает Григория Цамблака низвержению и проклятию.

1416

Первое послание Фотия псковичам против стригольников.

1418

Преподобный Епифаний Премудрый создает житие Сергия Радонежского (ранее им же написано житие Стефана Пермского).

1419

Григорий Цамблак добровольно удаляется с митрополичьей кафедры и становится схимником Нямецкого монастыря. Русская митрополия воссоединяется под управлением Фотия.

1420

Послание митрополита Фотия против стригольников.

1422

Обретение мощей Св. Сергия, игумена Троицкого.

1427

Второе и третье послания Фотия псковичам против стригольников.

Преставление св. Кирилла, основателя Белозерского монастыря, преподобного Никона, игумена Троицкого, преподобного Павла Комельского и Ферапонта Белозерского. Все четверо причислены церковью к лику святых.

1429

Начало Соловецкой обители, основанной иноками св. Савватием и Зосимою с дозволения Ионы, архиепископа Новгородского.

Четвертое послание митрополита Фотия проитв стригольников. Более упоминаний о секте в летописях нет.

1430

Преставление прп. Андрея Рублева.

1431

Преставление митрополита Фотия.

1432

В Москве Рязанский епископ Иона нарекается в митрополиты: однако, он не едет в Константинополь за посвящением.

Литовский князь Свидригайло посылает в Константинополь ставиться в митрополиты смоленского епископа Герасима.

1433

Герасим поставляется митрополитом всея Руси в Константинополе.

1435

Митрополит Герасим сожжен в Витебске по приказу Литовского князя Свидригайло по подозрению в политический измене.

1436

Иона отправляется в Константинополь за поставлением. Однако еще до его прибытия Патриарх поставляет на русскую митрополию грека Исидора .

1437

Митрополит Исидор и Иона прибывают в Москву. Митрополит Исидор посещает Новгород и восстанавливает месячный суд.

1438-1445

Ферраро-Флорентийский Собор с участием византийских иерархов и митрополита Киевского и всея Руси Исидора , принявший в 1439 г. унию с Западной Церковью.

1439

 Исидор получает от папы сан кардинала-пресвитера и звание легата от ребра апостольского для провинций Литвы, Ливонии, всей России и Польши (Галичины) и отправляется на Русь.

1441

После посещения Литвы и западно-русских городов Исидор возвращается в Москву.

Послание святогорских иноков, разъясняющее вероотступническую сущность Ферраро-Флорентийской унии.

Великий князь Василий Васильевич объявляет Исидора еретиком и заключает в Чудов монастырь.

Собор русских архиереев признал флорентийское определение противным Божественным правилам и преданиям. Исидор бежит в Тверь, затем в Литву и оттуда в Рим.

1448

Собор русских епископов поставляет митрополитом Киевским и Всея Руси ранее уже нареченного на этот пост епископа Рязанского Иону. Положено начало фактической самостоятельности Русской митрополии.

1450

Патриарх Константинопольский Григорий (Мамма), сторонник унии, бежит.

1451

Император Константин отрекается от Ферраро-Флорентийской унии и восстанавливает у себя православие.

Литовский князь Казимир IV присылает в Москву установительную грамоту на управление митрополитом Ионой православными епархиями Литовского княжества.

1452

Император Константин, теснимый осаждающими Константинополь турками, вновь начинает переговоры с папой об унии.

1453

Константинополь взят турками.

Падение Восточно-Римской империи.

1454

Предоставление восточными патриархами русским епископам права избирать и поставлять своего митрополита.

Перенесение Сарайской кафедры в Москву на Крутицкое подворье.

1455-1470

Обращение в христианство всей зырянской Великой Перми свт. епископом Пермским Ионой.

1458

Папа Каллист III оставляет Исидора с номинальной властью над епархиями Московской Руси.

Король Казимир под давлением папы Каллиста III соглашается на выход литовских земель из-под юрисдикции митрополита Ионы.

Каллист III назначает ученика Исидора Григория (Болгарина) для фактического управления Литовско-русской Церковью. Бывший патриарх Константинопольский Григорий (Мамма) посвящает его в Риме в сан митрополита Русского.

Разделение Русской церкви на Восточную (Московскую) и Западно-русскую (Киевскую, Литовскую) митрополии. В составе Московской митрополии осталось 9 епархий: Московско-Владимирская, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарайская, Коломенская и Пермская.

1459

Собор великорусских епископов в Москве, обещавших не отступать от Московской кафедры.

1461

3.2 От разделения митрополии (1461 г.) до установления патриаршества (1589 г.).

1461

Преставление митрополита Ионы.

Собор русских епископов посвящает в митрополиты Феодосия, архиепископа Ростовского, получившего посредством особой грамоты благословение Ионы быть его преемником. Великий князь самолично утверждает Феодосия в сане.

1461-1470

Борьба Пскова за отделение в отдельную (от Новгородской) епархию.

1463

Открыты мощи св. князя Федора Черниговского в Ярославле.

1464

Митрополит Феодосий оставляет кафедру и удаляется в Чудов монастырь (преставился в Троицком Сергиевом монастыре в 1475 г.).

Собор избирает Суздальского епископа Филиппа (I-го) митрополитом Всея Руси.

1469

Константинопольский патриарх Дионисий направляет в Москву грамоту, призывающую Ивана III и архиереев признать Григория истинным митрополитом Всея Руси.

Иван III приказывает не впускать в пределы Московские посланников как Дионисия, так и Григория.

1470

В Новгород в свите брата киевского князя Симеона Михаила Олельковича прибывает некий еврей Схария и кладет начало новгородской секте жидовствующих.

Патриарх Дионисий I признает Григория митрополитом Литовским и Всея Руси и отправляет в Москву и Новгород своего посла с требованием принять Григория как законного митрополита.

После смерти архиепископа Ионы в Новгороде усиливаются сторонники отпадения в сторону Литовской униатской митрополии.

1471

Великий князь Иван Васильевич разбивает новгородцев. Однако церковно-политические волнения в Новгороде продолжаются.

1472

Начата постройка нового Успенского собора в Москве.

1473

Преставление митрополита Филиппа I.

Церковный Собор избирает митрополитом епископа Коломенского Геронтия.

Обретение мощей супруги великого князя Симеона Гордого в Спасском Соборе.

1476

Константинопольский патриарх Рафаил посвящает Спиридона (Сатану) на литовскую кафедру).

Церковный Собор в Москве, постановивший не принимать на Московскую митрополию лиц, присланных из Константинополя и из Рима.

1479

Основание прп. Иосифом Волоцким монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Отстроен Аристотелем Фиорованти и освящен митрополитом Геронтием собор Успения Пресвятой Богородицы в Москве.

1480

Бескровная победа русских над войском хана Ахмата благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы через ее Владимирскую икону.

Владыка Новгородский Феофил, уличенный в сношениях с королем Казимиром, схвачен и заточен в Чудов монастырь. Новгородцы окончательно теряют право избирать себе владык, и все последующие архиепископы поставляются московскими митрополитами.

Вожди жидовствующих, Алексей и Дионисий, прибывают в Москву и распространяют там ересь. Ересь тайно утверждается в Новгороде и в Москве.

1487

Архиепископ Новгородский Геннадий обнаруживает ересь жидовствующих.

1488

Собор о ереси жидовствующих.

Архиепископ Геннадий искореняет ересь в Новгороде.

1489

Преставление митрополита Геронтия.

1490

Второй Собор в Москве о ереси жидовствующих.

Митрополитом поставляется архимандрит Симоновского монастыря Зосима (по некоторым данным, тайный последователь ереси жидовствующих или новгородских еретиков).

Собор в Москве против иудейской ереси, вскрытой в Новгороде архиепископом Геннадием.

1490-1499

Составление и переписка первого полного кодекса Библии на славянском языке под руководством Геннадия, архиепископа Новгородского.

1492

Собор в Москве, утвердивший пасхалию (миротворный круг) на первые 20 лет восьмой тысячи от сотворения мира.

Новгородский архиепископ Геннадий составляет пасхалию на первые 70 лет и рассылает ее с разъяснениями о сути и исчислении пасхалии.

1493 около

Прп. Иосиф Волоколамский приступил к написанию "Просветителя", сочинения, обличающего ересь жидовствующих и ее приверженца митрополита Зосиму.

1494

Отречение от кафедры митрополиты Зосимы. Зосима удаляется в Симонов монастырь.

1495

Митрополитом всея России избран и наречен игумен Троице-Сергиева монастыря Симон.

1502-1511

Составление прп. Иосифом Волоколамским краткой и пространной редакций "Просветителя".

1503

Собор в Москве о вдовых священниках, об отмене платы за поставление на священные степени и против ереси жидовствующих. На Соборе присутствуют архиепископ Новгородский Геннадий и старцы Нил Сорский, Иосиф Волоколамский и Паисий Ярославов.

К Москве переходит Черниговско-Брянская епархия и временно упраздняется.

1504

Собор в Москве по вопросу, могут ли монастыри владеть вотчинными владениями. Спор между прп. Нилом Сорским (и другими белозерскими пустынниками) и прп. Иосифом Волоколамским ("нестяжатели" и "стяжатели"). Победила точка зрения "стяжателей".

Архиепископ Новгородский Геннадий отрекается от управления епархией и удаляется в Чудов монастырь (где и преставился в 1505 г.).

Собор в Москве против жидовствующих. Еретики преданы церковному проклятию.

Последующие казни еретиков в Москве и Новгороде. Ересь сохраняется, однако, в некоторых вологодских и белозерских монастырях.

1505-1508

Перестройка Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Строительство колокольни Ивана Великого.

1508

Преставление прп. Нила Сорского.

Основание Троицкой Александро-Свирской обители прп. Александром.

1509

Архиепископ Новгородский прп. Серапион налагает запрещение и отлучение на прп. Иосифа Волоколамского, после того как последний добивается перехода Волоколамского монастыря в ведение великого князя.

Сведение прп. Серапиона с кафедры решением Церковного Собора.

1511

Преставление митрополита Симона.

Митрополитом поставляется архимандрит Симонова монастыря Варлаам.

1514

Присоединение Смоленской епархии из-под власти князей литовских к митрополии Московской.

Перенесение из Смоленска в Москву чудотворной Смоленской иконы Пресвятой Богородицы "Одигитрия".

1515

Митрополит Варлаам рукополагает на Смоленскую кафедру чудовского архимандрита Иосифа вместо епископа Варсонофия, сосланного великим князем Василием III в Каменный монастырь за сношения с королем Сигизмундом после присоединения Смоленска к России.

Преставление прп. Иосифа Волоколамского.

1518

По приглашению великого князя в Москву с Афона прибывает инок Максим Грек и поселяется в Чудовом монастыре.

1519

Максим Грек с помощью русских толмачей заканчивает перевод с греческого на славянский толкового Псалтыря. По поручению митрополита он приступает к исправлению богослужебных книг.

1520

Церковный Собор на жидовствующих. Максим Грек пишет отцам Собора "Совет" для искоренения ереси. Однако ересь жидовствующих в скрытой форме сохраняется и впредь.

1521

Установление празднования (21 мая) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Махмет Гирея.

Василий III смещает митрополита Варлаама с митрополии и ссылает его в Каменный монастырь на Кубенское озеро.

Митрополитом поставляется игумен Волоколамского монастыря Даниил.

1523

Основание в Москве Новодевичьего монастыря.

1525

Первый суд над Максимом Греком "за вины против государя и России, за вины против духовенства и Русской Церкви, за вины против православной веры".

В Москве состоялось подряд несколько Соборов на Максима Грека и его единомышленников. Максим сослан в Волоколамский монастырь и заключен в темницу.

1526-1542

Пребывание свт. архиепископа Макария на Новгородской кафедре.

Успешная миссионерская деятельность в северных уездах, населенных финнами, где сохранялись остатки языческого культа.

Макарий вводит общежительный устав в новгородских монастырях и разделяет монастыри на мужские и женские.

1531

Второй суд над Максимом Греком. Он признан виновным в намеренном искажении при переводе святых книг и сослан в Отрочь-монастырь.

В мае открывается новый Собор для суда над старцем Вассианом Косым, обвиняемым в самовольном исправлении и искажении Кормчей Книги, а также в еретических рассуждениях.

Вассиан осужден и сослан в Волоколамский монастырь, где и скончался.

1532

Окончание строительства церкви в честь Вознесения Господня в с. Коломенском.

1533

Преставление прп. Александра Свирского.

Основание прп. Трифоном Печенгского Кольского монастыря.

1539

Во время боярской смуты митрополита Даниила свергают с престола, ссылают в Волоколамский монастырь и заставляют отречься от митрополии.

Избран и поставлен митрополитом игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (Скрыпицин).

1542

Сторонники князя Ивана Шуйского ссылают митрополита Иоасафа в Кириллов монастырь.

Митрополитом избран и поставлен архиепископ Новгородский свт. Макарий.

1547

Преставление митрополита Даниила в Иосифо-Волоцком монастыре.

Собор в Москве, установивший для двенадцати святых праздники во всей отечественной Церкви и для девяти святых праздники местные. По благословению Собора Иван IV обращается ко всем святителям Русской земли с просьбой собрать сведения о новых русских чудотворцах.

1549

Собор в Москве, канонизировавший новых русских чудотворцев. Установлено чествование всех известных русских святых, живших до первой половины XVI века (кроме тех, чествование которых было установлено ранее).

1550

Преставление прп. Арсения Комельского.

1551

После окончания Собора Троицкий игумен Артемий и другие ходатайствуют перед Иваном Грозным за Максима Грека, находившегося в заточении в Тверском Отрочь-монастыре. Максим Грек переведен в Сергиеву Лавру, митрополит Макарий разрешает ему причастие Святых Христовых тайн.

Стоглавый Собор в Москве, подвергший пересмотру все стороны церковной жизни с целью исправления существующих недостатков. Составлен ряд исправительных предписаний относительно епархиального управления, епархиального суда, жизни высшего и низшего духовенства, монашества и мирян. Узаконено заведение училищ и распространение просвещения как в духовенстве, так и в народе. Подтверждено закрепление вотчин за монастырями. Некоторые ошибки Стоглавого Собора были внесены в богослужебные книги и сделались главными началами для последующего церковного раскола.

Двуперстие для крестного знамения утверждено в качестве догмата.

1552

Свт. Макарий заканчивает составление "Великих Макариевских Четьих Миней", впервые собрав воедино всю имеющуюся на Руси церковную литературу.

Также по его указаниям была составлена "Сводная кормчая книга", объединяющая почти весь известный в Русской Церкви канонический материал, и "Никоновская летопись".

1553

Устройство первой типографии в Москве, выпустившей анонимные издания.

1553-1554

Церковный Собор в Москве осуждает еретиков протестантского толка Матвея Башкина и его приспешников и ссылает их в северные монастыри. Суд над белозерским иноком ересиархом Феодосием Косым. Феодосий бежит в Литву, где развивает свое протестантствующее учение. Игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий, также подвергнутый суду по этому делу, сослан в Соловки, откуда в дальнейшем бежит в Литву, где отстаивает православие в полемике с Феодосием Косым.

Собор рассматривает записки, составленные думным дьяком Иваном Висковатым, в которых он обвиняет в отходе от канонов псковско-новгородских живописцев, вновь расписавших выгоревший в 1547 г. московский Благовещенский собор. Собор осуждает Висковатого и накладывает на него трехлетнюю покаянную епитимью.

1555

Преставление митрополита Иоасафа в Троице-Сергиевом монастыре.

Учреждение Казанской епархии. Назначение ее первым архиепископом св. Гурия, игумена Селижаровского.

Заложение в Москве Покровского собора (церковь Василия Блаженного).

1558

Обретение мощей епископа Новгородского св. Луки (Жидяты) и епископа Новгородского св. Никиты и перенесение их в Софийский собор.

1559

Мурза Чюрак от лица всех черкесов просит Ивана Грозного крестить их в христианскую веру.

1561

Соборный акт патриарха Константинопольского Иоасафа II, дающий Ивану III право "быти и зватися царем законно и благочестиво". Этим актом Константинополь фактически ликвидировал свои прежние отлучения, наложенные на Русскую Церковь за поставление митрополита Ионы.

Закончена работа над "Степенной книгой", составленной по указанию митрополита Макария.

1563

Иван Грозный берет Полоцк. Полоцкая епархия присоединяется к Московской митрополии.

Преставление митрополита Макария.

1564

Выходит в свет "Апостол", первая печатная книга на Руси.

Постановление впредь русским митрополитам носить белые клобуки с рясами и херувимами по примеру чудотворцев Петра и Алексия и запечатывать грамоты красным воском.

Митрополитом избран инок Чудова монастыря Афанасий.

1566

Митрополит Афанасий по болезни добровольно оставляет свой престол и удаляется в Чудов монастырь.

Митрополитом нарекается Казанский архиепископ Герман. Однако еще до его поставления Иван III изгоняет Германа из митрополичьих палат.

Митрополитом поставляется свт. Филипп II, игумен Соловецкого монастыря.

1568

Митрополит Филипп во время воскресных служб в Успенском соборе несколько раз открыто обличает Ивана III в несправедливых жестокостях.

Специально созванный Собор для суда над Филиппом. На суде лжесвидетельствовали игумен Соловецкого монастыря Паисий и некоторые иноки, привезенные в Москву с Соловков царскими послами.

Опричники хватают Филиппа, служащего литургию в Успенском соборе. Иван III ссылает Филиппа в Отрочь-монастырь.

Митрополитом поставляется Троицкий архимандрит Кирилл IV.

Основание Троицкого монастыря в Астрахани, в 1554 г. присоединенной к Московской Руси.

1569

Мученическая смерть свт. Филиппа, задушенного в Отрочь-монастыре Малютой Скуратовым.

1570

Иван Грозный совершает карательный поход против Новгорода, уличенного в сношении с польским королем. Разграблены все новгородские монастыри и церкви, включая Софийский собор. Около 500 игуменов, иеромонахов, иеродиаконов и старцев из монастырей насмерть забиты палицами. Архиепископ Пимен был подвергнут поруганию, лишет сана и заточен в Веневский монастырь, где вскоре и скончался.

Открытие епископской кафедры в Юрьеве Ливонском.

1572

Преставление митрополита Кирилла IV. Иван Грозный собирает архиереев для избрания нового митрополита и просит у них прощения за совершенные злодеяния. На царя накладывается трехлетняя епитимья.

Собор избирает митрополитом архиепископа Полоцкого Антония.

1573

Церковный Собор, ограничивший возможности монастырей получать вотчины в дар.

1578

Стефан Баторий завоевывает Полоцк, а Полоцкая епархия возвращается в состав Литовской митрополии. В Полоцке основывается иезуитская школа, а все православные церкви и монастыри передаются иезуитам.

1579

Явления в Казани чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

1580

Церковный Собор, еще более ограничивший права монастырей в отношении их вотчин.

1581

Преставление митрополита Антония.

Митрополитом поставлен архимандрит Хутынский Дионисий.

Собор, отменивший еще ряд льгот монастырского землевладения.

1582

Вологодский епископ посылает в незадолго до этого покоренное Ермаком Сибирское царство десять священников с семействами.

Ливония отходит к полякам. Из Ливонии выводятся все православные церкви, там восстанавливается латинская вера.

1584

Собор, обязавший митрополита, владык и монастыри платить со своих земель государственные подати и земские сборы.

1586

В Москву приезжает патриарх Антиохийский Иоаким. Борис Годунов предлагает Иоакиму поспоспешествовать перед Константинопольским патриархом о благословении Московского патриаршества.

Составление "Уложенной Грамоты", закрепляющей конститутивные перемены в Русской Церкви: учреждение четырех митрополий (Новгородская, Казанская, Ростовская, Крутицкая), шести архиепископий (Вологодская, Суздальская, Нижегородская, Смоленская, Рязанская и Тверская) и восьми епископий (Псковская, Ржевская, Устюжская, Белозерская, Коломенская, Брянская, Дмитровская, Черниговская).

1587

Оклеветанные Борисом Годуновым, митрополит Дионисий ссылается в Хутынский монастырь, а Крутицкий владыка Варлаам в Антониевскую Новгородскую обитель. Место Дионисия занимает Ростовский архиепископ Иов.

1588

Канонизация Василия Блаженного.

По просьбе грузинского царя Александра митрополит Иов направляет в Грузию, незадолго до того присоединенную к России, миссию для исправления там православной веры.

1589

3.3 Период Московского Патриаршества (от постановления патриарха Иова (1589 г.) до кончины патриарха Адриана (1700 г.)).

1589

Патриарх Константинопольский Иеремия 23 января поставляет Иова патриархом всея России, а 26 января посвящает его в этот сан.

Начало Московского патриаршества.

1590

По возвращении в Константинополь патриарх Иеремия собирает Собор, в котором принимают участие все Восточные патриархи (кроме Александрийского). Московское патриаршество утверждается уложенной грамотой. Однако, из-за отсутствия согласия Александрийского патриарха и некоторым другим причинам каноничность решения Собора остается под вопросом.

1591

Патриарх Иов вводит всероссийское прославление Иосифа Волоколамского, до той поры лишь местно чтимого.

Прославление Донской иконы Божией Матери (19.08.).

1592

Заложение Донского монастыря в ознаменование победы над крымскими татарами.

1593

По инициативе митрополита Казанского Ермогена царь Федор распоряжается провести точную перепись новокрещенного населения. Все крещеные поселены в отдельных слободах, с обязательным хождением в церкви и с наказаниями за отпадение от христианства.

Собор в Константинополе, собранный патриархом Мелетием, окончательно утверждает учреждение патриаршества в России.

1598

Учреждение Корельской епархии.

1602

Учреждение Астраханской епископии.

1603

Окружная грамота патриарха Иова, называющая Лжедмитрия отступником от православной веры и поборником католичества.

1604

Лжедмитрий на собрании польских магнатов клятвенно обязуется присоединить русский народ унионально к Римской Церкви. Лжедмитрий тайно переходит в католичество.

1605

Освященный Собор митрополитов, архиепископов и епископов торжественно встречает на Лобном месте вступившего в Москву Лжедмитрия.

Бунтовщики Лжедмитрия грабят патриарший двор в Москве и хватают патриарха Иова. Иов высылается в Старицкий монастырь. По указанию Лжедмитрия на патриарший трон возводится Рязанский архиепископ грек Игнатий.

1606

Убийство Лжедмитрия. Свержение Игнатия с патриаршего престола и заточение его в Чудов монастырь.

Избрание патриархом митрополита Казанского Ермогена.

Перенесение мощей св. блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву.

 

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая
Полезная информация: