Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Вторая волна — харизматическое движениеНачалоВ 1959 году Деннис Беннет, считавший себя англиканцем с «англокатолическим» мировоззрением, в ужасе стал свидетелем того, как некоторые члены его общины получили «крещение Духом» и начали «говорить на языках». Но впоследствии, увлеченный тем положительным «излучением», исходившим от этих людей, он тоже начинает страстно желать большей «близости Божией» и в конце концов разрешает «крещенным Духом» возложить на него руки. За этим последовало следующее: «Я молился вслух, должно быть минут двадцать... и хотел было уже закончить молитву, как вдруг произошло нечто довольно странное. Язык мой запнулся будто при скороговорке, и я стал говорить на каком-то новом языке... Динамика нового языка была полностью под моим контролем: говорил ли я или нет, говорил ли я громко или тихо, быстро или медленно, высоким тоном или низким. Единственное, что происходило помимо моей воли, так это сами изливающиеся звуки и слова... » Когда на следующее утро он хотел сообщить о пережитом жене, то услышал в ответ: «Когда ты пришел домой, я крепко спала, но, как только ты взялся за ручку входной двери, меня пронзило как бы сильным током. Иначе я назвать этого не могу. Он пронзил весь дом и разбудил меня! Я сразу поняла, что это значит, и узнала обо всем, что ты пережил. Я была настолько усталой, что не могла бодрствовать, но о том, что произошло, я узнала!» В последующие недели некоторые члены его общины, присутствуя на различных домашних кружках или частных молитвенных собраниях, пережили «крещение Духом». Произошло также несколько исцелений больных. Некоторое время спустя, Беннету предоставилось возможность выступить с речью перед группой пятидесятнических проповедников. После доклада попросил слово один из проповедников и сказал следующее: «Отец Беннет, мы бы очень приветствовали, если бы вы присоединились к нам. Вы всегда будете желанным гостем в наших общинах. Однако, мы понимаем, что это для вас не было бы самым правильным решением. Вам следует оставаться в вашей деноминации, чтобы и там узнали о крещении Святым Духом. Потому что вас будут слушать там, где нас не будут... ». Беннет принял эти слова, как «озарение Божие». Рождение харизматического движения датируют 3 апреля 1960 года. В то воскресение Беннет, отложив в сторону подготовленную проповедь, впервые в своей общине открыто рассказал о том, что испытал. Это произвело среди членов общины большое замешательство, которое в конце концов привело к смещению Беннета. В следующие недели об этом появились сообщения в местных газетах, а телевидение подготовило передачу, в которой Беннет молился на языках и примерно миллион телезрителей увидел это собственными глазами. Передача вызвала целый поток вопросов и приглашений, и Д. Беннет скоро стал отцом харизматического движения, которое начало быстро распространяться, благодаря поездкам Беннета.
1961 год.
1962 год.
1963 год. «Господь создал Всемирный Совет Церквей, чтобы они собрались вместе, и я мог говорить с ними! Я усердно их евангелизировал. По-видимому, это и послужило причиной того, что братья исключили меня». В том же году пятидесятнический проповедник Дэвид Вилькерсон опубликовал при помощи Дж. Шерилла книгу «Крест и кинжал». Книга стала всемирным бестселлером. Ее тираж достиг свыше 12-ти миллионов экземпляров. Она была переведена на 24 языка. В этой книге Вилькерсон рассказывает о своей евангелизационной работе среди наркоманов, которую он начал в 1958 году. Шерилл позаботился о том, чтобы дополнить книгу еще двумя главами, в которых рассказывается о переживаниях одного обратившегося наркомана, которые сопровождались «крещением Духом» и «говорением на языках». Вилькерсон потом засвидетельствовал, что книга раскупалась с меньшим успехом лишь в трех странах, на языки которых две последние главы не были переведены. Несомненно, эта книга послужила для многих молодых людей толчком к покаянию, но наряду с этим, своими двумя заключительными главами она проложила путь харизматическому движению, особенно среди читателей-католиков. В августе 1963 года А. Биттлингер пригласил более 80 ведущих духовных деятелей на заседание в Энкенбах, где намеревался порассуждать с ними на тему «Действие Святого Духа в наши дни». Докладчиком по этой теме был Л. Кристенсон. Итак, первым импульсом развитию харизматического движения в Германии послужило не пятидесятническое движение, а деятельность лютеранских пасторов.
1964 год. Позднее он рассказывал: «Здесь присутствовало 2200 епископов, 800 богословов, 3000 католических лидеров. И Господь сказал мне: «Ныне пред тобой собраны все предводители католического мира!» Со всеми поговорить я не мог, но многие подходили ко мне, и я имел возможность видеть действие Святого Духа».
1965 год.
1966 год.
1967 год.
1968 год.
1969 год. С 25 по 27 апреля в Нотр-Даме (США) прошла Первая встреча членов движения харизматического обновления в католической церкви. На встречу приехало 450 участников. В ноябре американские епископы получили сообщение епископальной комиссии, созданной для изучения харизматического движения в католической церкви. В конце этого сообщения, в частности, говорилось: «Ученая комиссия пришла к заключению, что данное движение в его сегодняшнем состоянии следует не сдерживать, а позволить ему развиваться дальше. Подобающий присмотр будет иметь успех лишь в том случае, когда епископы, помня о своей пастырской ответственности, будут наблюдать за этим движением в церкви и управлять им. Нам следует опасаться того, чтобы это движение не повторило ошибок пятидесятнического движения. Нужно отдавать себе отчет в том, что в нашей культуре существует тенденция заменять религиозное учение религиозным опытом. Конкретно же мы рекомендуем епископам ввести в это движение осмотрительных священников для того, чтобы те присоединились к нему. Такое участие и руководство католики-харизматы только бы приветствовали».
1970 год. В этом году Д. де Плесси опубликовал свою книгу «Дух повелел мне идти». В ней он выступил в защиту своих связей со Всемирным Советом Церквей и самым дружеским образом рекомендует экумению своим братьям-пятидесятникам и неопятидесятникам. Среди прочего он пишет: «В настоящее время появилось много тех, кто исследует экуменическое движение, чтобы найти в нем изъяны и ошибки. Они усердно выискивают отдельных людей, высказывания, кажущиеся либеральными или социалистическими для того, чтобы при помощи этих немногих выисканных ими исключений отнести к этой категории все движение целиком. Исходя из этого, я имею полное основание сделать вывод: экумения является пятидесятнической. Экуменическое движение не только распространяет пятидесятнические учения, издавая литературу, но, более того, в Национальном, и Всемирном советах церквей есть много экуменических пасторов, «исполненных Духа» и даже «говорящих на языках». Я не удивлюсь, если наши друзья-фундаменталисты, столь резко атакующие как пятидесятников, так и Всемирный Совет Церквей, начнут разоблачать пятидесятническую тенденцию внутри экуменического движения».
1971 год.
1972 год. Д. де Плесси и К. Мэкдонэлл председательствовали на встрече католического «Секретариата за единство христиан» с ведущими представителями харизматического движения. Встреча проходила с 20 по 24 июня в Цюрихе. Неделю спустя, с 26 по 30 июня в Крахаймском замке встретилось около сотни представителей харизматического движения из большинства европейских стран, Южной Африки, Австралии, Канады, США. Во встрече участвовали представители римско-католической, православной церкви, протестантских, свободных церквей, а также пятидесятничества.
1973 год.
1974 год. На Седьмой съезд членов харизматического обновления в католической церкви в этом году съехалось 25 тыс. участников. Съезд проходил на футбольном стадионе в Нотр-Даме. Кроме кардинала Зюненса присутствовало еще 8 епископов.
1975 год. Речь папы Павла VI начиналась следующими словами: «Возлюбленные сыны и дочери! В заключение своей речи папа Павел воззвал к собравшимся: «И соответственно учению того же апостола празднуйте верно, часто и достойно евхаристию (ср. 1 Кор. 11,26—29). Господь избрал этот путь, чтобы нам иметь жизнь Его в себе (ср. 1 Иоан. 6,53). Подобно сему приблизьтесь с полным доверием к таинству умилостивления. Эти таинства представляют собой знаки благодати, дарованные нам Богом через необходимое посредничество Церкви. Во время празднования евхаристии в соборе св. Петра было возвещено пророчество такого содержания: «Я укрепил тебя силой Моей. Я желаю обновить Церковь Мою и привести народ Мой к новому единству. Я требую: отвратись от никчемных развлечений и да будет у тебя время для Меня. Я хочу в корне изменить вашу жизнь. Взирайте на Меня! Я все еще присутствую в Церкви Моей! Вам возвещается новый призыв. Я вновь создал Себе воинство свидетелей и сведу народ Мой воедино. Сила Моя почивает на нем. Они последуют за Мной, избранным Пастырем. Не отворачивайся от Меня! Проникнитесь Мною! Испытайте жизнь Мою, Дух Мой, силу Мою! Я хочу освободить мир. Я начал обновлять Мою Церковь. Я хочу вести мир к свободе!» Между тем в более чем 50 странах мира уже насчитывается около 3,5 тыс. католических харизматических молитвенных групп с 400 тыс. членов.
1977 год. «Оно (харизматическое движение) только в том случае останется харизматическим, если будет состоять в экумении. Как только оно потеряет экуменический характер, тотчас же исчезнет его харизматическая сила». С 1 по 5 августа в Лондоне проходила экуменическо-харизматическая конференция, в которой участвовало от 2,5 до 4 тысяч человек. Среди выступивших были: Т. Смейл, А. Валлис, Ян ван дёр Векен и кардинал Зюненс, который совершил мессу в Вестминстерском кафедральном соборе.
1978 год. В августе состоялся следующий съезд католического-харизматического обновления в Нотр-Даме. В нем участвовало 20 тыс.человек. Миллионы американцев могли следить за ходом съезда по телевидению. С 15 по 18 июня в Дублине проводился Третий международный конгресс католического харизматического обновления, в котором приняло участие 20 тыс. человек. Было отмечено, что этот конгресс — «важная веха в развитии всемирного харизматического движения». Среди его участников были 2 кардинала, 20 епископов и 1100 священников. Главными темами конгресса были: евангелизация, социальная активность, экумения и Мария. Рабочая группа под руководством мариолога Рене Лаурентина, подготовившая доклад о Марии, по настоятельному желанию слушателей вынуждена была повторить доклад еще раз. Лаурентин сказал, что посредством харизматического обновления он сам получил дар нового отношения к Церкви; и, что Мария в полноте Духа трудилась в ранней церкви и была первой харизматичкой. В то же время она является, по его словам, прообразом харизматической, а значит и пророческой церкви, как то выражено в молитве восхваления. «Преследуя интересы экумении, мы оттеснили Марию на задний план, но теперь становится очевидным, что без нее обновление церкви вперед не продвинется».
1979 год.
1980 год. Спустя два месяца, 27—30 августа в Берлине состоялся Первый европейский конгресс «эглоу» — движения. В Берлин приехало 550 женщин из 10 стран мира, чтобы послушать доклады Ф. Шпитцера, В. Маргиса, Д. Доусона, Б. Лоу и других. «Эглоу» («пылающие») — это международное межконфессиональное объединение христианок. Цели его похожи на цели организации «Бизнесмены полного Евангелия».
1981 год. Правда, в действительности приехало в Берлин лишь 8—15 тысяч участников (сам Шпитцер говорил о 25 тысячах приехавших) из 25 стран мира. Они приехали послушать проповеди Ч. Дьюка, Н. Круза, А. Блессита, И. Чо, П. Робертсона, Р. Боннке, Л. Каннингема, Д. Шакаряна и других. Финалом этих исповедных дней стало пророчество Арила Эдвардсона: «Вот, говорит Господь, Я говорил к вам в эти дни. Эти дни стояли в плане Моем, говорит Господь. Это был Мой план для Европы. Новый день рассветает над Европой. Вновь над Европой засияет солнце с небес. Я хочу, чтобы вы знали: когда у вас появляются проблемы, когда вы находитесь в беспокойстве, Я держу Свои руки над Европой. Мой Дух выйдет, Он свершит прорыв и наступит новый день. Вы являетесь частью всего этого, ибо вы слышали Мою весть. Вы должны пойти и понести Мое солнечное сияние и силу Мою и Мою любовь всем народам Европы».
1982 год. 18—21 августа в Манхайме состоялась конференция «Бизнесменов полного Евангелия», на которой 1500 слушателей внимали речам отца-иезуита Ф. Рицхаупта, Э. Мюлана, Э. Глиде. Отец Рицхаупт свершил католическо-харизматическую мессу. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице