Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Вторая волна — харизматическое движениеХаризматическое обновление в католической церкви — Падерборн — 1972 годБез какого-то ни было влияния событий происходивших в замке Крахайм и в Берлине в 1972 году началось движение харизматического обновления в католической церкви. В различных городах (Берлин, Зигбург, Мюнхен, Падерборн, Регенсбург, Вюрцбург) возникли харизматические молитвенные группы, которые послужили сигналом к образованию таких же групп по всей Германии, Австрии и Швейцарии. Спустя три года в Германии уже насчитывалось 150 групп с более чем 6 тыс. членов, которые причисляли себя к движению католическо-харизматического обновления. В отличие от того, как это происходило в США в 1966 году, руководство движением в Германии находилось с самого начала в руках священников или богословски образованных мирян. Это было гарантией того, что движение не будет развиваться вне церкви, а тем более против церкви, и будет целенаправлено на создание «харизматически обновленной церкви». Соответственно этому, католическо-харизматическое обновление подчиняется указаниям церкви и попытки выйти из под этого влияния были почти исключены. По этому поводу профессор доктор Г. Мюлен высказался перед всеобщим заседанием конференции епископов Германии следующим образом: «Католичество харизматического обновления проявляется не в последнюю очередь в том, что отдельные группы и лица являют готовность представить свой духовный опыт на суд всей церкви. Нетрезвых тенденций к разрыву с церковью или выделения в секту в католических молитвенных группах не наблюдается». Вскоре на межепархиальном уровне был создан координационный центр, назначением которого было «заботиться о новой поросли, беречь их и способствовать, чтобы они передавали импульсы и информацию дальше». Координационный центр заботился также и о единстве между отдельными молитвенными группами католиков-харизматиков, об организации встреч по стране и поддерживал постоянную связь с епископатом. Таким образом обеспечивались взаимосвязь харизматических групп и их вживание в католическую церковь. «Двигателем» движения обновления стал профессор догматики богословского факультета, иезуит Герберт Мюлен из Падерборна. Одновременно он был и соиздателем журнала «Обновление в церкви и обществе», издающегося с 1977 года. В Падерборне было организовано издательство «Эрнойерунг» («Обновление»), где кроме названного журнала печатались различные трактаты. Там же и разместилось и «Управление обновлением католической церкви», где под руководством Г. Мюлена начали проводить снискавшие большое одобрение краткосрочные семинары по вводному курсу обновления церкви и дни углубленного изучения этого предмета (часто под руководством Люсиды Шмидер). В 1976 году вышло двухтомное «Введение в элементарный христианский опыт» Г. Мюлена. К 1987 году оно выдержало 14 изданий и служит теперь основным материалом для вводных семинаров, проводимых в рамках католической и евангелической церквей. Евангелическая церковь с самого начала поддерживала близкие с движением церковного обновления. Затем соиздателем журнала «Эрнойерунг» стал А. Биттлингер, а В. Копферман стал вскоре руководителем Харизматического церковного обновления (ХЦО) и с группой сотрудников проводил вводные семинары по всей стране от Гамбурга до Мюнхена. Время от времени проводились совместные экуменические конгрессы, как это было, например, в г. Кенигштайне при сотрудничестве Г. Мюлена, Л. Шмидера, П. Гляйса, А. Биттлингера, В. Копфермана, Г. Берингера и других докладчиков. Книги Г. Мюлена, в частности, сильно повлияли на развитие этого движения в евангелической церкви. Так, например, Ф. Шварц, лидер движения за рост общин в первом томе своей книги «Обозреваемая церковь» делает следующее признание: «В данной книге, скудной на цитаты и ссылки, я должен упомянуть имя Герберта, католического профессора богословия из Падерборна. Его книге «Упражнение в элементарном христианском опыте» (Майнц 1976) я обязан импульсами, повлиявшими на мою духовную жизнь. Уже работая над «Обозреваемой церковью», благодаря Г. Мюлену я понял то, что у меня до сих пор не доставало скорее дерзновения, чем познания. До сих пор я все не решался посмотреть на рост общины в измерении Святого Духа». Это влияние Г. Мюлена особенно достойно внимания, т.к. он является представителем исторически-критической концепции толкования Библии. Евангелие для него представляет собою лишь повествование, в котором евангелисты предоставляют Иисусу слово в молитвах и притчах. «...Мы не знаем, являются ли предсказания Иисуса о своих страданиях и смерти «историческими» в современном смысле слова. «...Переданный нам по преданию вопль Иисуса «Авва!» несомненно восходящий к Нему Самому и отражающий Его собственный первоначальный опыт познания Бога, мог бы нам объяснить основное харизматически-пророческое переживание Иисуса, о котором Он впервые сказал публично во время Своего крещения Духом. Евангелист Иоанн переживает то же самое, когда Иисус у него молится в Своей последней молитве: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего...» Возможно таким или похожим образом Иисус молился и во время своего крещения Духом». Благодаря интенсивной деятельности Г. Мюлена и его сотрудников, движение католическо-харизматического обновления сильно распространилось. В последние годы в его бурном развитии участвовали и другие известные деятели, как например: профессор д-р Норберт Баумерт, иезуитский пастор Фред Рицхаупт, наладивший в окрестностях Равенсбурга весьма интенсивную работу с молодежью. На сегодняшний день внутри католической церкви насчитывается уже около 600 харизматических групп. В 1984 году в г. Майхингене под г. Нердлингеном по инициативе Г. Мюлена был создан Майхингенский католический евангелизационный центр под руководством сестры Л. Шмидер и Г. Буоба. Там, в бывшем монастыре, проводятся евангелизационные обучения, библейские курсы, вводные семинары, обучение руководящих и т.д. С 1987 г. существует еще один журнал движения обновления, адресованный непосредственно молодежи, «Ц-магазин» («Ц-журнал»), издаваемый христианским молодежным центром Равенсбурга. Руководитель центра — Фред Рицхаупт. В настоящее^время этот журнал поддерживает миссия «Проэкцион Йот» (Г. Опперман) и Евангелизационный центр Зальцбурга (Б. Билер). Этот журнал немного отличается от остальных католическо-харизматических изданий, т.к. на его страницах предоставляется слово как папе, так и таким пятидесятникам и харизматикам как Йонги Чо и Джон Уимбер. Тут появляются статьи о «поклонении через Евхаристию» Ф. Рицхаупта, в которых идет речь, разумеется, о превращении хлеба и вина в процессе причащения. С другой стороны, в журнале публикуется статья «Мария и обновление», в которой, к удивлению, весьма критически рассматривается нездравое состояние многих католиков, причиной которому является почитание Марии. Из этого явствует, что католическое движение обновления в Германии многолико, но при всей его открытости по отношению к иным мнениям и том отрадном акценте, который в нем делается на необходимость изучения Библии, необходимости молитвенной жизни, оно не желает и не может оставить наезженную колею католицизма. Так, до сегодняшнего времени тут придерживаются утверждения о том, что возрождение происходит через крещение, а все остальные духовные переживания объясняются, как «обновление посредством крещения, помазания и освящения», в которых то, что согласно католическому учению уже произошло в верующем через таинства, теперь только освежается и обновляется. Связь с Ватиканом еще больше проявляется в том, что последние международные конференции руководителей движения проходили в Риме, где папа, когда это было необходимо, обращался к делегатам с посланиями, призывая придерживаться церковных догм и признавать ответственность епископа за руководство всем Телом Христовым и «харизматическим обновлением включительно». Вот некоторые выдержки из проповеди Иоанна Павла II. 15 мая 1987 г.: «...В этом году движению харизматического обновления в католической церкви исполняется 20 лет. Силу и плодоносность движения обновления, несомненно, подтверждает присутствие в нем Святого Духа, действующего в Церкви на протяжении всех этих лет после Второго Ватиканского собора. Благодаря Духу, Церковь сохраняет свою жизненную силу. Харизматическое обновление являет собой откровение этой жизненной силы в наши дни, ясное объяснение того, что «Дух говорит церквам» (Отк. 2,7). Итак, в любом случае, «видение» Д. Вилькерсона, явившееся ему в 1973 году, не исполнилось. Он пророчествовал: «Католические харизматики, причисляющие себя к невидимой сверхъестественной Церкви Иисуса Христа, приближаются к временам тяжелейших преследований. Католическая церковь вновь начинает свертывать ковер, гостеприимно расстеленный для всех католиков, говорящих на языках и имеющих склонность к пятидесятническому учению о Духе Святом. Высокие инстанции окажут сильное давление на многих священнослужителей, чтобы потушить огонь. Наблюдайте за папой! Он займет негативную позицию в отношении к харизматическому движению. «Медовому месяцу» скоро наступит конец. Затем католические журналы обратятся против этого движения в своих рядах и призовут к очищению... Пройдет немного времени, и католическое харизматическое движение будет насчитывать более чем 500 тысяч католиков. Со стороны же остальных католиков в их адрес посыплются обвинения в недостатке заботы о социальных проблемах и о забвении традиционной Церкви. Их будут обвинять в том, что они отворачиваются от Девы Марии и пренебрегают авторитетом папы». Для того, чтобы понять, что такое движение харизматического обновления в католической церкви, следует прислушаться к сообщениям о духовных переживаниях. Они свидетельствуют о том, что именно эти духовные переживания послужили возникновению более глубокой связи с типичными католическими догмами и традициями: «Матерь Божия стала намного ближе мне. После крещения Духом, я стал молиться с четками... Таинства, в особенности покаяние и причастие, приобрели для многих новый смысл... Я обнаружил в себе глубокое благоговение перед Марией». Здесь самый раз спросить, какой же «дух» действует в этом движении? |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице