Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Третья волна — «пауэр-ивэнжелизм»Джон Уимбер и «пауэр-ивэнжелизм»Служение исцеленияК важнейшим чертам «пауэр-ивэнжелизм» Уимбер относит исцеление больных. Он рассказывает, что Бог сказал ему: «Да, христиане призваны исцелять больных в той же мере, в какой они призваны и евангелизировать». В публичных исцелениях больных Уимбер видит действенную поддержку для евангелизации и распространения Царства Божия: «Еще одним основанием молитвы о больных является то, что исцеление содействует евангелизации. Исцеление — это помощник Евангелия. Этому я научился у студентов из третьего мира»..., по утверждению которых «молиться об исцелении людей проще, нежели благовествовать им о Христе. Но рассказывать людям о Христе после того, как они исцелились, очень легко». Уимбер рассказывает, как вследствии одного видения изменилась его прежняя отрицательная позиция по отношению к исцелениям и которое «изменило его жизнь более, нежели все другие переживания». «Вдруг я увидел в своем воображении гряду облаков, как бы растянутую по небу. Но она выглядела совсем иначе, чем когда-либо виденные мною облака. Чтобы разглядеть это явление детальнее, я съехал на обочину и обнаружил, что это совсем не гряда облаков, а медовые соты, из которых каплет мед. Под сотами стояли люди. Их поведение было различным. Одни находились в состоянии благоговения, плакали и воздевали руки, чтобы подхватить капающий мед и вкусить его, и они даже предлагали его другим. Совершенно иной была реакция остальной группы людей. Они сердились и старались очиститься от меда, жалуясь, что все вокруг стало липким. Я застыл в страхе. Что бы это могло значить? «Господи! Что это такое?» — спросил я. Дальнейшие импульсы для служения исцеления Уимбер получил от отца Фрэнсиса Мэкнатта и его книг, часто цитируемых Уимбером. Книга «Сила исцелять» была роздана участникам конференции проходившей в 1985 году в Шеффилде под девизом «Знамения, чудеса и рост общины». Мэкнатт называет себя «христианским гуманистом». Его книги недвусмысленно свидетельствуют о его вере в исцеляющую силу таинств, особенно Евхаристии. Как часто цитируемым авторам, сильно повлиявшим на развитие его мышления, относится также приятельница Мэкнатта Агнесса Занфорд и ученик К. Юнга Мортон Кэлси, который (по свидетельству Давида Хунта в весьма значительной книге «Обольщение христианства») приравнивает Святой Дух к собственному «я», а шаманскую психическую силу к дарам Святого Духа». Кэлси, некоторые книги которого вышли и на немецком языке в издательстве «Франц», представляет следующие воззрения: «Ясновидение, телепатия, знание наперед событий будущего, психокинез и исцеления наблюдались в жизни многих религиозных лидеров и почти у всех христианских святых... Это тот же род силы Духа, которым обладал и Сам Иисус». Что есть болезнь?Соглашаясь со многими пятидесятниками, харизматиками, Уимбер утверждает, что болезнь — последствие и результат греха, орудие сатаны и его бесов. «В Новом Завете болезнь рассматривается как последствие и результат греха и поэтому она является исконным злом и знамением господства сатаны». Правда, Уимбер в противоположность остальным проповедникам исцеления (Оралу Робертсу, К. Хейгену и К. Коупленду) не рассматривает всякую болезнь как прямой результат греха или непослушания. «В отличие от Ветхого Завета, согласно Новому Завету непосредственным результатом конкретного согрешения больного являются лишь некоторые болезни... Бывают болезни, которые объяснить совершенным грехом нельзя. Многие болезни вызываются сатаной». Уимберу, страдающему сердечной недостаточностью, повышенным артериальным давлением, язвой желудка и ожирением приходиться признать: «Мне хотелось бы написать о том, что я полностью исцелен, и у меня отсутствуют телесные недуги, но, к сожалению, это не так». Исходя из своего собственного опыта он заключает: «Положение Епафродита, Тимофея, Трофима и Павла, как и мое собственное — воздействует усмиряюще и напоминает нам, что наше полное искупление будет явлено нам лишь в пришествии Иисуса. Мы знаем, что примирительная жертва Христа принесла исцеление нашему телу. Если же Богом услышана не каждая молитва об исцелении, то нам не следует думать, что причиной этому наша недостаточная вера или недостаточная верность Божия». Несмотря на это, Уимбер все же продолжает считать, что в большинстве случаев, когда не наступает исцеление, то в этом виновны грех или неверие. Тому факту, что исцеляются не все из тех, над которыми совершается молитва, он дает следующее общее объяснение: «Я делаю окончательный вывод: в примирительной жертве исцеление содержится не в той же мере, что и спасение. Но, несмотря на это, Бог желает исцелять, и я предполагаю, что в сфере созидания Церкви Божией бывает время прилива и время отлива. Эта мысль помогает найти ответ на вопрос, почему в определенное время исцеляются не все и понять, что многие исцеляются по другой причине. Когда я оглядываюсь на пережитый мною опыт воздействия Божия, то вижу такое приливно-отливное движение. Бывает время, когда посредством исцеляющего присутствия Божия совершается невероятное, а бывает время, когда происходит едва ли хоть одно-единственное исцеление. Поэтому, исцеление — это лишь побочное явление примирительной жертвы, и самое лучшее объяснение его содержится в богословском учении о Царствии Божьем». ПрактикаНа практике служение исцеления выглядит следующим образом: Уимбер, по возможности, в присутствии нескольких христиан, «имеющих веру», молится о больном. При этом он или его сотрудник возлагает руки на больные места тела или держит их вблизи этих мест. «Всякий раз, когда я молюсь о больных, я выискиваю из присутствующих людей, имеющих веру. Это члены молитвенной группы: сам больной, его родные, даже дети, которые обычно имеют большую веру для исцеления, друзья и, конечно, я сам. Когда эти люди собраны, я указываю им, как возложить руки на больные места, или как держать их вблизи этих мест и затем прошу Бога действовать Своей исцеляющей силой». В большинстве случаев такое возложение рук связано с эффектом передачи жара и потоков энергии. Любопытно описание первого опыта в переживании таких потоков, которые излились через Уимбера ночью во время сна: «У нее (Кэрол Уимбер) из-за ревматического артрита болела спина. Вот этим-то болям суждено было стать пробным камнем. Однажды ночью, в горах, когда мы ночевали в одной хижине, она подождала, пока я уснул, и затем положила мою руку себе на плечо. Она проговорила: «Вот, Господи, теперь Твоя очередь». В тот же момент она почувствовала в плече поток жара и энергии и боль исчезла. Она получила исцеление. Я проснулся и удивился тому, что моя рука столь горячая». Следующий случай весьма типичен для служения исцеления Уимбера. Во время одной конференции исцеления в одной из баптистских общин Гетеборга Уимбер получил «слово знания» о том, что одной женщине, выписавшейся в тот день из больницы, должно исцелиться от рака груди: «Тогда встала одна дама в длинном шерстяном пальто и сказала: «Да, это правда. Это я». Я просил ее пройти вперед для молитвы и призвал желающих помолиться о ней. Встало трое мужчин из первого ряда. Двое стало позади дамы, а один перед нею. Я попросил ее сложить руки на груди и спросил, согласна ли она, чтобы один из молящихся положил свою руку на ее руки... Молящиеся мужчины, стоявшие позади дамы, положили свои руки ей на плечи. Я же, отступив шаг назад, велел им ожидать, пока я свершу молитву. Но прежде чем переводчица смогла передать им это указание, я вдруг настолько исполнился верой, что громко воскликнул по-английски: «Исцелись во имя Иисуса!» Едва произнес я эти слова, как всех четырех объяла сила Божия, они зашатались и упали на пол. Это выглядело так, словно Божия исцеляющая сила устремилась через женщину на мужчин или же наоборот... Поднявшись, все четверо плакали и славили Бога, а позже дама сообщила о своем исцелении». «Слово знания»Под этим понятием Уимбер подразумевает переживание и практику, которые другие христиане обозначают, как ясновидение. Самый известный пример, который он приводит для объяснения этого понятия, это случай в самолете, где Уимбер заметил одного человека средних лет: «Когда я случайно посмотрел в его сторону, я увидел нечто, испугавшее меня. На его лице я увидел написанное очень отчетливо, вполне разборчиво слово «прелюбодеяние». Я поморгал, потер глаза и опять взглянул на него. Оно все еще было там: «Прелюбодеяние!» Я видел его не телесными глазами, а духовным зрением... Открыл мне это Дух Божий». В практике исцелений Уимбера «слово знания» играет важную роль. Иногда он видит над головами людей «светящиеся конусы», которые указывают ему тех людей, кому должно исцелиться. Иногда он чувствует боль, которая дает ему знать о болезнях, которые Бог намерен исцелить у других. «Во время одного мероприятия (в Лондоне) Бог сказал мне, что некто из слушателей ослеп от осложнений, вызванных диабетом. При этом мне на ум пришло слово «диабет». Иногда у меня самого появляется боль в различных местах тела. Она указывает мне, какие болезни Бог намерен исцелить у других. Бывает и так, что о проблемах другого человека я узнаю молниеносно...» «Покой в Духе» и «святой хохот»Следующий феномен, который имеет место на собраниях не только Уимбера, но и других харизматиков, таких как Кэтрин Кульман, Ким Колиннз, Рейнхард Боннке — это «покой в Духе». Уимбер определяет это явление так: «Об этом феномене, когда люди падают на пол и иногда лежат на спине или животе по нескольку часов, известно нам не только из сообщений истории Церкви. Такое случается часто в наши дни. Большинство людей при этом переживают чувство покоя и совершенной невозмутимости по отношению к своим жизненным обстоятельствам. Как правило, после этого каких-либо положительных или отрицательных последствий не наблюдается. Бывает, что такое состояние длится от 12 до 48 часов. Говорят, что после таких случаев люди потом рассказывают, что в них произошла глубокая духовная перемена. Иногда такое переживание связано с «говорением на языках», видениями и так называемым «святым хохотом». Мэррей Робертсон, пастор одной из баптистских общин Новой Зеландии, рассказывает о своем личном переживании, случившемся во время конференции на тему «Чудеса, знамения и рост общины». Его рука начала вдруг сильно дрожать, «словно я держал отбойный молоток», и затем произошло следующее: «Джон Уимбер продолжал: «Некоторые из вас несут служение длительное время, утомились и потеряли расположение духа. Святой Дух придет и ободрит вас». Во мне нарастало желание расхохотаться, но так как момент для смеха был совершенно не подходящим, я подавил это желание. «Дух будет идти волнами», — продолжал говорить Уимбер. — Каждая последующая волна будет увлекать за собою все больше и больше людей, нежели предыдущая». В первых рядах начали смеяться. Потом засмеялся кто-то в другом месте. «Это, наверное, и есть ободрение Духа» — подумалось мне, и тут я уже не был в силах сдержать смех. Примерно за 10 минут эта радость во Святом Духе распространилась на весь зал и затем постепенно начала угасать. Утихли все смеявшиеся, кроме меня. Я просто никак не мог остановиться. В конце концов я не смог устоять на ногах! Я упал сначала вперед, потом назад и, наконец, растянулся на полу и катался со стороны в сторону, держась за бока от смеха. Тем временем меня окружили зрители: я стал настоящим развлекательным зрелищем! Интересно, что я и сам мог наблюдать за собой. Я понимал, что произошло — месяцы, может быть даже годы разочарований в служении были смыты из моей жизни... Я хохотал на протяжении где-то минут сорока пяти. Когда же я, наконец, прекратил хохотать, ко мне подошел мой коллега, один из моих близких приятелей, и произнес, положив мне на голову руку: «Господь! Дай ему еще больше этого». И мне пришлось хохотать еще 45 минут. После этого я умолял его не произносить больше этого пожелания, так как от этого смеха у меня разболелись ребра! На следующий день у меня была короткая встреча с Джоном Уимбером. Я рассказал ему, что у меня все еще болят ребра. Он же публично рассказал всем участникам о случившемся, добавив при этом, что я первый известный ему «святой хохотун» среди баптистов». «Освобождающее служение»Подобно многим нехаризматикам, Уимбер считает важной задачей избавление христиан и нехристиан от бесов. Контакты и борьба с бесами не представляют для Уимбера уже «более ничего необычного», так как они, по его мнению, появляются всякий раз, когда «Царство Божие приходит в столкновение с царством сатаны». Впервые Уимбер практиковал изгнание бесов в 1978 году, когда один молодой человек в отчаянии умолял помочь его подруге, которая дико избивала себя, издавая звериные звуки: «Девушка (то есть некто в ней) говорила: «Я знаю тебя, — это были ее первые слова ко мне, сказанные хриплым, жутким голосом. — И ты не знаешь, что предпринять». Я подумал про себя: «Ты права». Тогда бес сказал через Мелинду: «Ты не можешь ничего с ней поделать. Она принадлежит мне». Я подумал: «Ты ошибаешься!» Затем началась десятичасовая духовная борьба, во время которой я призывал силы небесные одолеть сатану. Он же давал знать о себе различными способами: воняло гнилью, у Мелинды закатывались глаза... Я был в ужасе, мне было очень страшно. Однако сдаваться я не хотел. Я полагаю, что в конце концов бес исчез, конечно, совсем не потому, что у меня был опыт изгнания бесов, а оттого, что я его изнурил. С тех пор я многое узнал о столкновении с бесами. Думаю, что если бы я знал тогда столько, сколько знаю сегодня, то та встреча не продлилась бы более одного часа... Сейчас подобные встречи и схватки с бесами уже не представляют для меня ничего необычного». Согласно учению Уимбера, согрешившие христиане и продолжающие жить во грехе могут попасть во власть бесов. Поэтому «освобождающее служение» является важной частью каждой конференции, которые он приводит. «Однако, когда христиане совершают грех и не исповедуют его, они тоже могут попадать под влияние и даже под власть злых духов... Новый Завет учит нас, что христиане, живущие во грехе, находятся под угрозой быть преданными сатане... Христиан могут также опутать бесы, полученные в наследство (бесы переходящие от родителей к детям), или бесы, привлеченные каким-либо другим путем».
Освобождение от бесовских сил может, по Уимберу, произойти путем «самоосвобождения», когда каждый лично, без молитвенной поддержки других людей, сам расторгает оковы или же путем «братского», «пасторского» освобождения.
Уимбер убежден, что и сегодня духовные дары и духовные полномочия могут быть переданы возложением рук. Библейские прообразы этого он видит в Моисее и Илии, которые передали таким путем свои «полномочия» другим. Первый случай передачи даров Д. Уимбером описывает его жена Кэрол: «Джона очень беспокоил вопрос, как ему помочь другим испытать силу и присутствие Божие в той же степени, в какой начинает все более и более испытывать их он сам. Тогда нам еще не было известно, что Бог дарует кому-либо возможность передавать дары другим через возложение рук. Сам Уимбер рассказывает о своих отрицательных переживаниях, когда он одно время воздерживался от передачи своих даров через возложение рук. «Я все еще хорошо помню, как Бог впервые дал мне дар знания фактов, информации об особых ситуациях, людях, о особых вещах, которые можно получить лишь сверхъестественным путем. Я стал узнавать тайные мысли людей. Этот дар понравился мне и, так как он не был ничьим достоянием в церкви, кроме меня, я начал превозноситься. Тогда Бог сказал мне, чтобы я передал этот дар и другим. Это значило, что я должен возложить руки на них и передать им этот дар. Я только совершил простую молитву: «Господь! Дай этим людям слова знания!» И большинство из них получило этот дар знания. Но сатана стал нашептывать мне, что сам я лишусь этого дара, если буду продолжать передавать его другим. И я перестал просить об этом даре для других. За последующие четыре месяца я не получил ни одного слова знания. В конце концов я обратился к некоторым своим друзьям с просьбой помолиться обо мне, чтобы дар вновь ожил во мне. Бог услышал их молитву». Уимбер совсем не убежден в том, что каждый христианин может обладать одним или несколькими дарами, а считает, что дары Духа даются в ситуациях особенных. «Многие распространяют учение о том, что одним или двумя дарами может обладать каждый христианин. Они призывают каждого к познанию, в чем состоит его собственный дар. За этим кроется предположение, что на особое служение, например, служение исцеления, призваны лишь некоторые, немногие. Такое учение о том, что будто бы каждый христианин обладает одним или двумя дарами и ими он должен ограничивать свои возможности, я считаю ошибочным». Из 1 Кор. 12 Уимбер заключает, что дары даются в первую очередь не отдельным членам, а всей общине и, таким образом, «все дары находятся в распоряжении всех членов». Случаются ситуации, когда возникают специфические нужды. В этом случае особые дары даются одному какому-либо человеку. Это значит, что в каждой конкретной ситуации дары даются одному конкретному человеку, чтобы он употребил этот дар для благословения всех. Следовательно, каждый христианин может молиться о больных... Является Святой Дух и помазывает христиан дарами, чтобы помочь им в определенных ситуациях. Точно так же дается и дар исцеления. В этой связи представляет интерес статья Зигфрида Гросманна «Евангелизация в силе Духа. — Впечатления с Франкфуртского конгресса Джона Уимбера». Автор — долголетний руководитель Движения глашатаев. В статье он рассказывает о своих впечатлениях и наблюдениях, касающихся передачи даров. «Я разделяю мнение, что нам следовало бы больше и сознательнее обратить внимание на уже имеющиеся дары Святого Духа и просить об их пробуждении. Несомненно, этот конгресс предоставил такую возможность многим. Но почему же было необходимо создавать впечатление, что будто бы каждый христианин в принципе обладает всяким даром и получает его, если только попросит об этом? Чтобы изложить суть проблемы, я опишу немного подробнее то, что мне пришлось пережить на утреннем мероприятии с участием Мэкклюра. |
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице