Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки.


Третья волна — «пауэр-ивэнжелизм»

Райнхард Боннке - «комбайн Божий»

«Огненная» конференция в Хараре (Зимбабве) — 1986 год

Еще в 1983 году Р. Боннке, планируя провести в Африке «Огненную» конференцию, ездил в Амстердам на конференцию евангелистов, чтобы встретиться там с евангелистами из Африки и установить с ними контакт. И вот в апреле 1986 года в современном здании Центра конгрессов в городе Хараре собралось около 4000 делегатов со всего мира.

Среди докладчиков были такие известные, как Лорен Куниннгем (основатель общества «Молодежь с одной миссией»), Кеннет и Глория Коупеленд, проповедник «позитивного мышления» Роберт Шуллер. На этой конференции отремонтированная палатка была посвящена заново. Ее отстроили за средства, пожертвованные К. Коупелендом. Саму же конференцию назвали «второй Пятидесятницей». Коупеленд восторженно сообщил:

«Мы приближаемся к одному из самых великих периодов спасения Божия. Нам видится спасение целого континента. Я пережил на этой «огненной» конференции такое, чему мне еще никогда не приходилось быть свидетелем. Атмосфера была наэлектризована пробуждением, верой и единством, что весьма благотворно воздействовало на мое сердце. Воистину это стало самым чудесным проявлением духа пробуждения, какое мне когда-либо приходилось переживать».

После того, как Р. Боннке опустился «наземь под помазание Духа», Д. Ньюберри произнес на конференции «пророческое слово». «В нем извещалось о том, что скоро произойдет великое излияние Духа Божия, и Боннке приобретет во имя Иисуса целый народ и предстанет перед властителями и царями мира. Кроме того было сказано, что Господь соберет сильное воинство и укрепит служение общества «Христос для всех наций» и то, что ныне в мире настало время для нового движения Святого Духа».

«Начало величайшего излияния Святого Духа на Европу»
«Огненная» конференция во Франкфурте в 1987 году

Конечно, переезд из ЮАР в ФРГ означал также и то, что деятельность Боннке теперь уже не сосредотачивается преимущественно на Африке, все более распространяется и на Европу. «Дух Божий ясно сказал, что наше переселение во Франкфурт связано с планом Божиим для Европы». Поэтому планирования и проведения во Франкфурте в 1987 году «огненной» конференции были вполне понятными. Пригласительные билеты содержали обещания:

«Начало самого большого в Европе излияния Духа Святого... Бог совершит знамения и чудеса! Для Европы наступил новый день. Германия, Швейцария, Австрия — вся Европа будет объята славой и силой Святого Духа...»

Р. Боннке, очевидно, не придал значения мудрому предостережению Соломона, содержащемуся в Книге Притчей 27,2 и поместил на пригласительных билетах следующее слова:

«После приблизительно семи лет миссионерской деятельности «на слабом огне» в Африке, я пережил духовную перемену... произошли чудеса и знамения. Люди толпами стали обращаться к Господу. На одно единственное богослужение, чтобы услышать Слово Божие, люди устремлялись сотнями тысяч. Для миллионов драгоценных душ я должен был стать путеводной звездой к Иисусу. В 1986 году я пережил момент, когда во время одного из собраний Святым Духом и огнем было крещено около 100 тыс. человек. Столь громадное воздействие Божие можно охарактеризовать только как ДУХОВНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ.

А Европа? Я уверен в том, что Бог намерен совершить в Европе нечто большее. За одну ночь Он в силе превратить отлив в прилив! Час пробил! Волны славы Божией прокатятся над Европой! Ограничить действие Божие не сможет никто... Эту конференцию я рассматриваю как ОГНЕННОЕ СИЯНИЕ Божие, как сигнал для всей Европы. Господь сказал мне это вполне конкретно, и я ничуть в этом не сомневаюсь, что даже наша африканская огромная палатка будет использована и в Европе. Нам она понадобится, когда начнется жатва... Для Европы наступила новая духовная эпоха... Этот листок — Божий призыв, обращенный к Вам, дорогой читатель, что бы и Вы присутствовали при этом вместе с нами во Франкфурте...»

5—9 августа 1987 года на территории франкфуртской ярмарки собралось до 14 тыс. человек. Среди выступивших были: Л. Каннингем, Р. Мэкколи, Б. Хинн, П. Шох, В. Синен.

Особенно высоким был накал атмосферы, царившей во время вечерних собраний. Музыка, пение «на языках», говорение «на языках», пророчества, исцеления, аплодисменты («жертва хлопками») и даже танцы: «Братья и сестры, телевидение тут, телевидение там, а мы будем танцевать!»

Когда было предложено принять «особое помазание», участники устремились вперед, чтобы получить его посредством возложения на них рук и тут же упасть «убитыми Духом». Бенни Хинн осмелился объявить во всеуслышание: «Святой Дух сказал мне, что тот, на кого я сегодня вечером подую, тот примет помазание особое». При этих словах он начал дуть в микрофон. В каком направлении он дул, в том падали люди. Часть из них поднявшись разражались хохотом. Хинн объяснил это как «смех Святого Духа».

Возвещение Евангелия Р. Боннке во время вечерних собраний состояло из смеси проповеди, которую он преподносил слушателям то шепотом, то плаксивым голосом, то, наконец, криком, «пророчеств», «говорения на языках», «пения на языках», возгласов «Аллилуйя!» и аплодисментов слушателей. В последний вечер Боннке пригласил всех присутствовавших евангелистов выйти вперед, чтобы принять «особое помазание». Большинство людей тут же устремились вперед, для того чтобы позволить Боннке по-быстрому возложить на них руки, и в заключение всего упасть, опрокинувшись «от прикосновения силы Божией».

Обозреватель кассельской газеты, комментируя конференцию в воскресном выпуске, пожалуй, попал прямо в точку, написав:

«На этом шоу внушения, изобиловавшем драматургическими шедеврами, Райнхард Боннке после некоторых затруднений вначале (он охрип) смог овладеть десятками тысяч людей».

Редактор «Миссионс-репортаж», подводя итоги, придерживается иного мнения по этому поводу:

«Я убежден, что во Франкфурте начался особый период Божьего плана спасения... Что-то сливается воедино. Множество разрозненных огней объединяются в сплошные пожары, так что вскоре возникнет огненный ураган. Это по-библейски, и таково обетование. Так почему бы нам этого не принять».

Европейская «огненная» конференция в Бирмингеме (Англия) - 1988 год

С 19 по 24 июля в Бирмингеме состоялась следующая «огненная» конференция. На пригласительных Боннке писал:

«...теперь последует повторный удар: с 19 по 24 июля в Бирмингеме в Англии. Мы ожидаем прибытия от 30 до 40 тысяч участников и уже позаботились о том, чтобы арендовать стадион «Вилла Парк», так как залы будут слишком малыми для этого и не смогут вместить всех приехавших. Я рад тому, что среди выступающих будет председатель Евангельского альянса Великобритании Его преподобие Клайв Колвер. За пределами Западной Германии мы пользуемся великим признанием как пятидесятники и харизматики. Огонь Святого Духа захватывает огромный плацдарм среди народа Божия и это причина нашего ликования... Господь показал мне Европу, пылающую в сиянии славы Его! Здесь должен произойти крупный духовный прорыв... Итак, всякий, кто алчет пробуждения и евангелизации во Святом Духе, не может упустить это событие и не приехать в Бирмингем...».

Хотя ожидавшиеся 40 тыс. участников не приехали, а, согласно данных самого Боннке, на заключительном собрании присутствовало всего 19 тысяч, журнал «Миссионс-репортаж» по окончании этого мероприятия поместил статью, где сравнивались Франкфуртская и Бирмингемская конференции:

«Европейская огненная конференция во Франкфурте была бурной, мощной и уж, безусловно, не тихой. О трагизме разделенной страны не было умолчано. Эхо конференции в органах массовой информации было весьма громким и, сверх ожиданий, положительным. Церкви и общины прислушивались и ожидали, что скажет Бог. Европейская конференция в Бирмингеме тоже была слышна и ощутима. Там тоже ликовали, смеялись, танцевали, но и плакали, то печалясь, сознавая грех и провинность, то радуясь. Но все проходило мягче, естественнее, и как-то непринужденнее. Для органов массовой информации эта конференция не стала сенсацией. Но для христиан из многочисленных церквей и общин, конечно, и для тех, кто не смог там присутствовать, эта конференция стала знамением Божиим. Оно имеет огромное значение и достигнет также и континентальной Европы!»

Р. Боннке писал, подытоживая прошедший 1988 год:

«1988 год был для меня и для моих сотрудников самым благословенным и плодотворным годом жизни. Не преувеличивая и со смирением в сердце я могу сказать, что мы еще никогда не собирали столь огромный урожай душ для Иисуса Христа. Миллионы людей услышали Евангельскую весть и приняли Иисуса Христа своим личным Спасителем и Господом. Сотни тысяч получили крещение во Святом Духе и бесчисленное множество испытало на своих больных телах исцеляющую силу Иисуса! Таковы знамения, которые сегодня являет нам Бог, но у нас есть все основания верить, что совершится еще нечто более величественное!... С этим я вхожу в новый 1989 год. Господь дал нам программу: От Африки до Сингапура и Индонезии. От Советского Союза до США. От Южной Америки до Скандинавии!»

Отличительные характерные черты «третьей волны» в служении Р. Боннке

Так как Боннке больше занимается евангелизацией, чем самим учением, то влияние тех или иных учений на него можно определить, лишь анализируя его деятельность, проповеди и сообщения.

Сны и видения

На протяжении всего жизненного пути Р. Боннке сопровождают сны, видения и различные явления. Следующее его высказывание о снах, указывают на его близость к И. Чо:

«Сновидцы — люди, изменяющие мир. Иисус Навин, уже будучи немолодым человеком, заранее отнес к себе пророческое слово Иоиля: «Старцам вашим будут сниться сны». Сны о приобретении мира для Христа — это знамение харизматическое. Это и было, собственно, тем видением, которое в начале пятидесятнического движения побуждало людей настойчиво искать силу Святого Духа. Ради этого и посылает Бог силу Свою. Это третий шаг на пути божественного успеха. Развивай свое духовное представление о том, что ты желаешь совершить для Бога, а затем работай и воплощай свое видение в практику. Без видения народ Божий погибает».

«Четвертое измерение»

И это учение И. Чо отразилось на служении Р. Боннке:

«Мы не можем служить Богу на уровне доступном человеческому пониманию. Я все время удивляюсь, глядя на людей, которые думают, что Божию чудотворную силу можно объяснить логически. Как же тогда, к примеру, объяснить логикой то, что Иисус ходил по морю? Это же не имеет с логикой ничего общего, оно связано с четвертым измерением — чудотворной силой Божией. Здесь мы находимся в другой плоскости, в плоскости Божией...»

«Сила изреченного слова»

Р. Боннке также, как и И. Чо, получает видения и образы исцелений, о которых затем рассказывает:

«В тот момент, когда Райнхард замолчал, чтобы подождать переводчика, он услышал «внутренний голос», произносящий «слова», которые Боннке едва не лишили дара речи. Он услышал: «Мои слова в устах твоих обладают той же властью, что и в устах Моих». Он лихорадочно, будто в горячке соображал, что к чему, а голос все время повторял эту фразу. Затем Райнхард увидел словно на экране, действие силы Славы Божией. Бог сказал, и совершилось. Иисус сказал ученикам, что они изрекут слова обращаясь к горе, то она упадет в море... Переводчик поднялся и Боннке продолжал проповедь. Голос Святого Духа продолжал побуждать его: «Позови всех, кто совершенно слеп, и скажи властное слово». Боннке с трудом верил в то, что слышит внутри себя, но не осмелился проявить непослушание Святому Духу...»

После описания этого события биограф Р. Боннке пишет далее: «Райнхард вступил в новое измерение своего служения Иисусу. Он вкусил настоящего меду и теперь никогда бы не стал довольствоваться его заменителями».

Благосостояние и успех

Влияние И. Чо, тесные связи с Коуплендом, известным проповедником «Евангелия благосостояния», сотрудничество с Р. Шуллером, интенсивные отношения со «Словом веры» в Германии и в последние годы все более тесное сотрудничество с Р. Мэкколи — все это оставило глубокий след в жизни и в служении Р. Боннке. Мэкколи, бывший спортсмен-культурист, а ныне пастор общины в г. Рандбурге (ЮАР) является учеником и близким другом К. Хейгена, а также приятелем К. Коупеленда. Мэкколи открыто проповедует «Евангелие благосостояния» и, кстати, принадлежит к штабу-совету общества «Христос для всех наций».

Р. Стиль, биограф Р. Боннке и Р. Мэкколи, пишет о сотрудничестве этих евангелистов:

«По мере того, как возрастал в служении Р. Боннке, укреплялось и его отношение к Рею. Рей не только участвовал в служении на «огненной» конференции в Хараре в апреле 1986 года, но и, как Боннке, в августе того же года проповедывал за кафедрой Второй конференции веры в Мюнхене. В 1987 году Рея пригласили во Франкфурт на Европейскую «огненную» конференцию в качестве главного докладчика. Есть полные основания полагать, что в ближайшие годы Рей и Боннке начнут еще более масштабную совместную евангелизационную деятельность. Оба деятеля обнаружили в Европе первые предпосылки духовного пробуждения и усматривают здесь еще нивы, поспевшие к жатве, которую предстоит собрать для Господа Иисуса Христа».

Передача духовных даров через возложение рук

Подобно Дж. Уимберу, Р. Боннке убежден, что духовные дары могут быть переданы другому через возложение рук. На «огненной» конференции в Хараре в 1986 году он возложил на делегатов руки, а затем произнес следующее обетование:

«Сейчас произойдет что-то чудесное и это «что-то» относится не только к данной евангелизации. Слушайте слово Господне: «Сейчас вы получите помазание исцеления, и оно будет гореть в руках ваших, как огонь. Если затем вы пройдете вперед и возложите руки на безнадежно больных, то сила Божия, подобно огню, проникнет в этих больных, и они получат исцеление. Таким образом будет созидаться Царство Божие, а дела дьявола разрушаться».

Дар дерзновения

Жизненный путь Р. Боннке пока свидетельствует о том, что этот человек строит большие планы и обладает смелым видением будущего. От некоторых его высказываний создается впечатление, что такие добродетели как скромность и смирение не относятся к плодам Духа Божия:

«Вся Африка получит спасение в крови Иисуса».

«Не боясь преувеличить, мы как миссионерское общество можем сказать, что были свидетелями того, как сила Божия потрясла всю страну. Несколько сотен тысяч душ приняли Иисуса Христа своим Спасителем».

«Господь дал обетование, что когда покорим все страны от Капштадта до Каира, то ко Христу обратятся целые народы».

«Я стоял там и говорил как командующий во Святом Духе, как рупор всемогущего Бога».

«Я вижу себя, иногда почти наяву, в роли новозаветного священника несущего кровь Иисуса Христа народам этого большого и чудесного континента».

«Бог свершит Свое дело в Европе. Этот континент будет потрясен силой Божией. Огненная волна Святого Духа, волна славы Божией покроет эту землю».

«Бог совершит знамения и чудеса. Для Европы наступит новый день!»

«На некоторых собраниях мы пережили нечто потрясающее: призыву ко спасению последовало от 70% до 90% присутствовавших. Воистину гигантские масштабы!»

Некоторые высказывания Р. Боннке дали повод задуматься даже его сотрудникам о том, не слишком ли тот дает волю своему языку. Но возможно и то, что приведенные изречения — это не плод неразумной, завышенной оценки собственных сил, а результат трагического самообмана: «Мои слова в твоих устах обладают той же властью, что и в устах Моих».

Конечно, Р. Боннке исполнен страстным желанием спасать души для Христа. Несомненно, он обладает ярко выраженным даром речи и получил от Бога дар евангелизации, правда, при заметном отсутствии скромности и смирения. Культ «звезды», создаваемой вокруг него, и которому он не противится, угрожает стать для него ловушкой. Если одаренный евангелист, к тому же блестяще владеющий риторикой, сознательно или несознательно пользуется законами внушения и групповой динамики, а в качестве стимулятора прибегает к музыке и танцам, то опасность того, что он превратится в обольстителя масс, весьма велика...

К сожалению, Р. Боннке в своей деятельности с трудом поддается корректировке: «Плевал я на всех моих критиков!» Во всяком критическом замечании он видит врага, «выползающего из своих нор и готовящегося напасть». Таким образом, есть все причины опасаться, что с ним может случиться то, что в последние месяцы с горечью пришлось пережить некоторым «исполненным Духа» евангелистам и что подтвердило справедливость слов Ч. Сперджена: «Еще ни разу не бывало с каким-либо возгордившимся своим красивым оперением святым случая, чтобы Господь не выщипал это оперение перышко за перышком».

Семинарская и святоотеческая библиотеки
Пожелания, исправления и дополнения присылать по адресу: otechnik@narod.ru

Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице