Семинарская и святоотеческая библиотеки |
«Крещение Духом»Так называемое «крещение Духом» в большинстве пятидесятнических церквей и в харизматических кругах является одним из основных положений практического опыта веры. Несмотря на это, не существует какого-то единого учения в этом вопросе. Как мы уже знаем, сначала в учении раннего методизма появилось понятие о «втором духовном переживании», которое иногда называли «совершенным освящением». Одним из первых, кто назвал это переживание «крещением Духом», подразумевая под этим принятие особой силы для служения, был Чарльз Финней. Муди рассказывал, что в 1871 году он ощутил «крещение Духом», которое подобно Финнею, принял как «помазание на служение». Его сотрудник, а позже последователь, Р.А. Торрей наиболее понятно устно и письменно возвещал о «крещении Духом», определяя его как облечение силой для служения. Это облечение можно затребовать не один раз, но, при нужде, каждый раз снова. Подобных взглядов придерживались деятели движения за освящение: Ф.Б. Мейер, Эндрю Муррей, А.П. Симпсон, Маркус Гаузер — а порой также и многочисленные отцы немецкого Движения за общение. Сперва вместе с пятидесятническим движением распространилось учение о том, что доказательством «крещения Духом» является «говорение на языках». Исключение составляет лишь «Христианское объединение Мюльхайма», которое в лице своих руководителей И. Пауля, К. О. Фогета, вопреки возникшей поначалу путанице, отверг учение о «говорении на языках». «Попытки представить «крещение Духом» как второе духовное переживание и принципиально отличающееся от возрождения не имеют библейского основания. Как не имеет его ни то, что произошло в движении за освящение благодаря Муррею и Торрею, ни то, что позже произошло с Маркусом Гаузером. Не имеет библейского основания и то вдохновляющее влияние, которое оказали в этом плане названные Божьи мужи. Широкие пятидесятнические круги склонны к такой схеме в учении, что «крещение Духом» при всех обстоятельствах должно быть сопряжено с «говорением на языках» как с начальным признаком такого крещения. В Германии общины, придерживающиеся учения о «крещении Духом» как «втором духовном переживании», это прежде всего общины, объединенные в Союз Свободных пятидесятнических общин (ССП) и общины харизматического направления. Правда, евангелические и католические харизматики с некоторого времени все больше употребляют понятия «обновление духом», «помазание обновления», которые не входят в противоречие с догмами их церкви (крещение = возрождение, помазание = принятие Духа). Приведем выдержки лишь из некоторых издаваемых в обильном количестве книг по теме «Крещение Духом». Деннис Беннет: Что говорит Библия?Сперва важно установить тот факт, что нигде в Библии мы не найдем такого понятия, как «крещение Духом», да и, пожалуй, таких выражений как «крестить в Духе Святом или «в Духа Святого». В семи местах Священного Писания употребляются слова о крещении, и четыре из них содержатся в пророчествах Иоанна Крестителя: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». (Мат. 3,11; сравни Map. 1,8; Лук. 3,16—17; Иоан. 1,33). В трех следующих местах: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1,4—5). Ни в одном из этих мест не говорится о «втором благословении», о «втором переживании» или о «облечении силой» для служения. Вероятно, что понятия «крещение Святым Духом» и «исполнение Духом» поменяли местами и эта путаница в понятиях и привела ко всем этим столь прискорбным последствиям. Приведенные места из Библии говорят не об отдельном переживании верующих, но об одном однократном событии, о котором сообщается в Евангелиях и в Деяниях 1,4—5 и упоминается как о событии уже происшедшем в прошлом (Деян. 11,16 и 1 Кор. 12—13) — о сошествии Святого Духа в День Пятидесятницы и благодаря этому начале новозаветной Церкви — «Духом крещены в одно тело». «Когда говорится о крещении Святым Духом, то всегда под этим подразумевается сошествие Духа Святого в День Пятидесятницы. Тогда Он начал жить в собравшихся верующих и этим сделал их одним телом Христовым, Собранием Божиим. Это — единократный факт, который не повторится. Сегодня, каждый кто верует в Евангелие спасения, принимает Святого Духа как печать и залог. Верующий прилагается к Телу Христовому, но этот факт нигде в Новом Завете не называется крещением Духом Святым или «крещением Духом». Стоит отметить, что во всех местах, где цитируется изречение Иоанна Крестителя, вторая часть — «и огнем» — опускается. Огонь известен как образ суда. Израильский народ, отвергнувший Мессию, был в 70-м году крещен «огнем». Молитва о «крещении огнем» по сути есть просьба о суде. Различные авторы (А. Куен, А. Зайбель, П. Майер и др.) понимают под «крещением Духом Святым» духовное событие, которое присуждает им спасение, и делает нас членами Тела Христова». Другие авторы (например, Вим Оувенил, Хенк Медема), понимают «крещение Духом» прежде всего как историческое событие, записанное во второй главе Деяний Апостолов. Но, в дополнение ко всему, они видят в нем практически действенный процесс крещения Святым Духом при каждом возрождении, которым человек прилагается к Телу Христову.
|
Вернуться к оглавлению раздела | Перейти к главной странице