Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

УТВЕРЖДАЮ

декан факультета

Толстихина Г. А.

________________19       г.

 

 

Кафедра                                            теологии

 

 

 

 

 

 

 

Учебная программа

 

 

Дисциплина               Основы христианского искусства (часть 2)                   ДО

 

Специальность          031200 "Педагогика и методика начального образования"

 

Специализация          "Основы православной культуры в начальной школе”"

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждено на заседании кафедры

_______________19      г.                 Протокол №

 

 

Заведующий кафедрой                                                          Авторы

Васечко Н.Л.                                                             Тимофеева Л.В.

                                                                                  Горшкова С.Е.

                                                                                  Васечко В.Н.

 

______________19      г.                                                 ________________19       г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВЕРЬ - 99

 

 


Объяснительная записка

Вторая часть курса "Основы христианского искусства" рассчитана на 10  семестр. Задача курса – познакомить студентов с главными этапами развития христианского искусства и его местом в духовной истории человечества; объяснить, богословские  основы иконографии, храмостроения, раскрыть связь иконы с ее первообразом, которая лежит в основе иконопочитания.

 Христианское искусство рассматривается на фоне общеевропейской культуры и истории Церкви, в тесной связи с духовной атмосферой эпохи, развитием и противоречиями богословской мысли. Поскольку различные виды и жанры искусства развивались в разных странах по-разному, основное внимание уделяется тем жанрам, которые наиболее характерны для той или иной страны в каждый соответствующий исторический период.

В ходе курса студенты также могут получить представление об иконе не только как о произведении церковного искусства, но прежде всего как о духовном явлении, глубоко укорененном в христианском мировоззрении. Раскрытие глубоко христологической связи Слова и Образа, основанной на святоотеческой традиции, помогает понять икону во всей ее полноте и глубине. Программа курса предполагает изучение догматических аспектов иконопочитания, эстетических и богословских концепций иконы в ее историческом развитии.


 

 

Наименование разделов и тем

 

Всего

Аудиторные занятия

 

 

Лекц.

Сем.

Прак.

Лаб. раб.

Контр. раб.

Др.

виды

 

ВВЕДЕНИЕ.

Эстетические ценности  в системе христианского мировоззрения.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА.

Тема 1. Мир накануне пришествия Христа.

4

2

 

2

 

 

 

 

Тема 2. Церковное искусство Византии.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 3. Церковное искусство христианского Востока.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 4. Христианское искусство Европы в раннем Средневековье.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 5. Расцвет христианского искусства Европы в эпоху высокого Средневековья.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 6. Возрождение.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 7.  Искусство и Реформация.  Барокко.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 8. 18 в. Церковное искусство в эпоху Просвещения. 19 – нач. 20 в. Академизм. Романтизм. Модерн. Поиски утраченной гармонии.

2

1

 

1

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО.

Тема 9. Библейские основы христианской эстетики.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 10. Храмовое действо как синтез искусств.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 11. Храм как образ мироздания.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 12.  Храм как образ домостроительства спасения.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 13. Система храмовой декорации.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 14. Прикладное церковное искусство.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 15. Иконостас.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 16. Что такое икона?

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 17. Икона и сточки зрения христианского миросозерцания и библейской антропологии.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 18. Иконоборческие споры и формирование православного взгляда на икону.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 19. Иконография Иисуса Христа.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 20. Иконография Троицы.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 21. Иконография Богоматери.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 22. Иконография праздников.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 23. Иконография святых.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 24. Исихазм в иконописании.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 25. Иконописные трактаты на Руси в 16 и 17 вв.

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 26. 19 –20 вв. Возвращение иконы

2

1

 

1

 

 

 

 

Тема 27. Икона в современном мире

2

1

 

1

 

 

 

 

Итого

56

28

 

28

 

 

 

 


ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА (часть 2).

ДО, 5 курс, 10 семестр.

ВВЕДЕНИЕ.

Эстетические ценности  в системе христианского мировоззрения.

Церковь и культура. Библия о красоте мира и человека. Спасение и творчество. Искусство и проповедь. Искусство и молитва.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА.

Тема 1. Мир накануне пришествия Христа.

Искусство античного мира. Культура Израиля. Афины и Иерусалим. Античная эстетика и Библия. Проблема Востока и Запада. Христианская культура как культура, рожденная на пересечении традиций: ветхозаветной (история как исход, главенство этики) и античной (космос, созерцание, главенство эстетики). Древний мир у колыбели христианской традиции. Первые христиане. Катакомбы – свидетельство ранней Церкви. Поздняя античная живопись и ранний христианский символизм. Христианская античность. Противостояние языческой культуре. ( 4 ч.).

Тема 2. Церковное искусство Византии.

Константинополь, Малая Азия.  Претворение античной культуры в христианскую.  Взаимовлияние христианского искусства Византии и Рима. (2 ч.).

Тема 3. Церковное искусство христианского Востока.

Иерусалим, Александрия, Армения, Грузия. Национально-стилевые особенности выражения общехристианского идеала ( 2 ч. ).

Тема 4. Христианское искусство Европы в раннем Средневековье.

Эпоха великого переселения народов и варварских королевств. Разрушение Рима и поиски античного идеала. Раннее Средневековье. Замок и монастырь. ( 2 ч. ).

Тема 5. Расцвет христианского искусства Европы в эпоху высокого Средневековья.

Этика и эстетика европейского Средневековья. Романская  архитектура  и  живопись. Эпос. Готика: искусство  и  мистика ( 2 ч).

Тема 6.  Возрождение.

Новое мировоззрение Европы. Ренессанс и гуманизм. Леонардо, Рафаэль. Собор  Св. Петра. Северное Возрождение. ( 2 ч. ).

Тема 7.  Искусство и Реформация.  Барокко.

Новая ориентация Европы: Север – Юг. Эстетика  протестантизма. Барокко – искусство  контррефомации. Тридентский собор и задачи искусства с точки зрения Католической Церкви. Болонская Академия. Классицизм во Франции. Кризис традиционной христианской культуры. Попытки выхода из кризиса ( 2 ч. ).

Тема 8. 18 в. Церковное искусство в эпоху Просвещения. 19 – нач. 20 в. Академизм. Романтизм. Модерн. Поиски утраченной гармонии.

Философия и христианская эстетика. Живопись: импрессионизм и постимпрессионизм. Английская романтическая утопия. Религиозные темы в немецком импрессионизме. Русская религиозная живопись ( 2 ч. ).

РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО.

Тема 9. Библейские основы христианской эстетики.

Основные  понятия  о красоте, образе, символе. Творение. Спасение и творчество ( 2 ч. ).

Тема 10. Храмовое действо как синтез искусств.

Литургия и поэтика. Формы и жанры церковного искусства. Литургическое творчество в истории Церкви ( 2 ч. ).

Тема 11. Храм как образ мироздания.

Библейское понятие о храме. Храм в истории различных религий и культур.  Храм в различных христианских традициях. Концепция православного  храма.  Храм как модель мира. ( 2 ч.).

Тема 12.  Храм как образ домостроительства спасения.

Архитектурная и богословская эволюция храма.  Слово в храме. Образ преображенного мира и книга истории спасения. ( 2 ч. ).

Тема 13. Система храмовой декорации.

Икона, фреска, мозаика. Храмовая роспись – “богословие в красках и Библия для неграмотных” ( 2 ч. ).

Тема 14. Прикладное церковное искусство.

Образ в храме. Шитье, металл, эмаль, дерево и т.д. Церковная утварь – виды и назначения, формы и символика. Облачения ( 2 ч. ).

Тема 15. Иконостас.

Эволюция форм и становление идеи. Иконостас – образ Небесного Царствия, откровение будущего века. Структура иконостаса и его смысл ( 2 ч. ).

Тема 16. Что такое икона?

Как “читать” икону? Слово и образ. Цвет и свет. Пространство и время иконы. Основы иконографии. Евангельские основы иконопочитания ( 2 ч. ).

Тема 17. Икона с точки зрения христианского миросозерцания и библейской антропологии.

Православное учение об образе и его онтологические, сотериологические, этические и эстетические аспекты. Творение мира как эстетический акт. Ветхозаветное и новозаветное понимание образа; образы и Образ. Тайна Воплощения Слова  - единство Слова и Образа. Евангелие от Иоанна. Апостол Павел о Христе как единственной иконе Бога. Человек как икона. Иконологичность мира. Икона, связующая видимое с невидимым. Зарождение иконографии. Чудотворные иконы.  ( 2 ч. ).

Тема 18. Иконоборческие споры и формирование православного взгляда на икону.

Искусство до и после Константина. 6 и 7 Вселенские соборы об иконе и иконопочитании. Аргументы иконоборцев и иконопочитателей. Догмат об иконопочитании как завершение догматического творчества Древней Церкви. Св. отцы и учители Церкви об иконе: свв.Василий Великий, Григорий Двоеслов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, и др.  Икона в литургическом пространстве. ( 2 ч. ).

Тема 19. Иконография Иисуса Христа.

Икона и христологический догмат. Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница. Пантократор и другие иконографические типы. “Возрастные” типы иконографии: Спас – Эммануил, Отрок. Образ Христа в Апокалипсисе ( 2 ч. ).

Тема 20. Иконография Троицы.

Икона и тринитарный догмат. Иконографические типы: Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная. Богословские интерпретации. Возможно ли изображать образ Бога – Отца? Большой Московский  собор. ( 2 ч. ).

Тема 21. Иконография Богоматери.

Учение о Богородице. Богородичные иконы; иконографические типы и богословские концепции. Эволюция образа: катакомбы, синайские иконы. Византия, Западная Европа, Россия. ( 2 ч. ).

Тема 22.  Иконография праздников.

Иконы праздников как выражение домостроительства спасения.  Праздничные иконы и богослужебный год.  Типы праздничных икон.

Тема 23.  Иконография святых.

Иконы святых как явление образа спасения и единения Церкви земной и Церкви небесной.  Богословский смысл почитания изображений святых.  Типы икон святых.

 Тема 24.  Исихазм в иконописании.

Исихазм и обожение. Свет в иконе. Свв.Феофан  Грек и Андрей Рублев – различные подходы к изображению и интерпретации фаворского света. Исихазм в Византии, на Балканах  и на Руси. Св.Григорий Палама и другие исихасты о созерцании и иконопочитании ( 2 ч. ).

Тема 25. Иконописные трактаты на Руси в 16 и 17 вв.

Иконописание и канон. Иконописные подлинники. “Ерминия” и др.  “Послание к иконописцу” св.Иосифа Волоцкого, дело дьяка Ивана Висковатого. Симон Ушаков и др. Деяния русских соборов об иконописании. ( 2 ч. ).

Тема 26. 19 –20 вв. Возвращение иконы.

Поиски, исследования, экспедиции. Епископ Порфирий Успенский. Коллекционирование иконы в 19 в. Старообрядческие коллекции. Первые иконные выставки. От исследования – к  богословию: Н.П. Кондаков, И.Э. Грабарь, Е.Н. Трубецкой, о. Павел Флоренский, Л.А. Успенский ( 2 ч. ).

Тема 27. Икона в современном мире.

Современная икона – попытки возрождения. Современное богословие иконы. Новые иконописные школы. Интерес к иконе в протестантском мире. Икона – как достояние всего христианского мира ( 2 ч. ).

 


УТВЕРЖДАЮ

декан факультета

Толстихина Г. А.

________________19       г.

                                                                                                         

 

Кафедра                                            теологии

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа

 

 

Дисциплина               Основы христианского искусства (часть 2)       ДО

 

Специальность          031200 "Педагогика и методика начального образования"

 

Специализация          "Основы православной культуры в начальной школе”

 

 

 

 

 

 

Обсуждено на заседании кафедры

_______________19      г.                 Протокол №

 

 

Заведующий кафедрой                                                          Авторы

Васечко Н.Л.                                                             Тимофеева Л.В.

                                                                                   Горшкова С.Е.

                                                                                  Васечко В.Н.

 

 

______________19      г.                                                 ________________19       г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВЕРЬ - 99


 

Семестр

Аудиторные занятия (час.)

Экзамены (кол.)

Зачеты (кол.)

 

Лекц.

Сем.

Практ.

Лаб. Раб.

Итого

 

 

10

28

 

28

 

56

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

28

 

28

 

56

1

 

 


Содержание рабочей учебной программы

Тема, вид занятий

Кол-во часов

Наименование занятий

Литература и задание на сам. работу

ВВЕДЕНИЕ.

Эстетические ценности  в системе христианского мировоззрения.

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА.

Тема 1. Мир накануне пришествия Христа.

 

4

Церковь и культура. Библия о красоте мира и человека. Спасение и творчество. Искусство и проповедь. Искусство и молитва.

 

Искусство античного мира. Культура Израиля. Афины и Иерусалим. Античная эстетика и Библия. Проблема Востока и Запада. Христианская культура как культура, рожденная на пересечении традиций: ветхозаветной (история как исход, главенство этики) и античной (космос, созерцание, главенство эстетики). Древний мир у колыбели христианской традиции. Первые христиане. Катакомбы – свидетельство ранней Церкви. Поздняя античная живопись и ранний христианский символизм. Христианская античность. Противостояние языческой культуре.

 1, 8, 17, 22, 27, 29, 48, 49, 72.

Тема 2. Церковное искусство Византии.

 

 

2

Константинополь, Малая Азия.  Претворение античной культуры в христианскую.  Взаимовлияние христианского искусства Византии и Рима.

1, 2, 11, 17, 27, 29, 31, 37, 40, 47, 49, 51, 72.

Тема 3. Церковное искусство христианского Востока.

 

2

Иерусалим, Александрия, Армения, Грузия. Национально-стилевые особенности выражения общехристианского идеала ( 2 ч. ).

8, 17, 27, 52, 72.

Тема 4. Христианское искусство Европы в раннем Средневековье.

 

2

Эпоха великого переселения народов и варварских королевств. Разрушение Рима и поиски античного идеала. Раннее Средневековье. Замок и монастырь.

2, 7, 8, 21, 24, 27, 29, 49, 66.

Тема 5. Расцвет христианского искусства Европы в эпоху высокого Средневековья.

 

2

Этика и эстетика европейского Средневековья. Романская  архитектура  и  живопись. Эпос. Готика: искусство  и  мистика.

7, 8, 21, 24, 27, 49, 66.

Тема 6.  Возрождение.

 

2

Новое мировоззрение Европы. Ренессанс и гуманизм. Леонардо, Рафаэль. Собор  Св. Петра. Северное Возрождение.

6, 8, 21, 38, 41, 43.

Тема 7.  Искусство и Реформация.  Барокко.

 

2

Новая ориентация Европы: Север – Юг. Эстетика  протестантизма. Барокко – искусство  контррефомации. Тридентский собор и задачи искусства с точки зрения Католической Церкви. Болонская Академия. Классицизм во Франции. Кризис традиционной христианской культуры. Попытки выхода из кризиса ( 2 ч. ).

8, 27, 58, 59.

Тема 8. 18 в. Церковное искусство в эпоху Просвещения. 19 – нач. 20 в. Академизм. Романтизм. Модерн. Поиски утраченной гармонии.

2

Философия и христианская эстетика. Живопись: импрессионизм и постимпрессионизм. Английская романтическая утопия. Религиозные темы в немецком импрессионизме. Русская религиозная живопись.

8, 27, 58, 59.

РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО.

Тема 9. Библейские основы христианской эстетики.

2

Основные  понятия  о красоте, образе, символе. Творение. Спасение и творчество.

7, 10, 17, 20, 29, 65, 67, 72, 74.

Тема 10. Храмовое действо как синтез искусств.

 

2

Литургия и поэтика. Формы и жанры церковного искусства. Литургическое творчество в истории Церкви.

7, 10, 17, 20, 65, 67, 72, 74.

Тема 11. Храм как образ мироздания.

 

2

Библейское понятие о храме. Храм в истории различных религий и культур.  Храм в различных христианских традициях. Концепция православного  храма.  Храм как модель мира.

7, 8, 10, 17, 20, 29, 31, 40, 48, 65, 67, 72, 74.

Тема 12.  Храм как образ домостроительства спасения.

 

2

Архитектурная и богословская эволюция храма.  Слово в храме. Образ преображенного мира и книга истории спасения.

7, 8, 10, 17, 20, 29, 30, 31, 40, 48, 65, 67, 72, 74.

Тема 13. Система храмовой декорации.

 

2

Икона, фреска, мозаика. Храмовая роспись – “богословие в красках и Библия для неграмотных”.

7, 8, 10, 17, 20, 27, 28, 30, 40, 48, 51, 54, 67, 70, 71, 72, 74.

Тема 14. Прикладное церковное искусство.

 

2

Образ в храме. Шитье, металл, эмаль, дерево и т.д. Церковная утварь – виды и назначения, формы и символика. Облачения.

7, 8, 10, 17, 20, 27, 28, 40, 44, 47, 48, 51, 54, 67, 70, 71, 72, 74.

Тема 15. Иконостас.

 

 

2

Эволюция форм и становление идеи. Иконостас – образ Небесного Царствия, откровение будущего века. Структура иконостаса и его смысл.

10, 17, 20, 27, 28, 40, 48, 49, 51, 54, 70, 71, 74.

Тема 16. Что такое икона?

 

2

Как “читать” икону? Слово и образ. Цвет и свет. Пространство и время иконы. Основы иконографии. Евангельские основы иконопочитания.

10, 17, 20, 27, 28, 40, 48, 49, 51, 54, 70, 71, 74.

Тема 17. Икона с точки зрения христианского миросозерцания и библейской антропологии.

 

2

Православное учение об образе и его онтологические, сотериологические, этические и эстетические аспекты. Творение мира как эстетический акт. Ветхозаветное и новозаветное понимание образа; образы и Образ. Тайна Воплощения Слова  - единство Слова и Образа. Евангелие от Иоанна. Апостол Павел о Христе как единственной иконе Бога. Человек как икона. Иконологичность мира. Икона, связующая видимое с невидимым. Зарождение иконографии. Чудотворные иконы.

10, 17, 20, 27, 28, 40, 48, 49, 51, 54, 70, 71, 74.

Тема 18. Иконоборческие споры и формирование православного взгляда на икону.

 

2

Искусство до и после Константина. 6 и 7 Вселенские соборы об иконе и иконопочитании. Аргументы иконоборцев и иконопочитателей. Догмат об иконопочитании как завершение догматического творчества Древней Церкви. Св. отцы и учители Церкви об иконе: свв.Василий Великий, Григорий Двоеслов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, и др.  Икона в литургическом пространстве.

10, 17, 20, 27, 28, 40, 48, 49, 51, 54, 70, 71, 74.

Тема 19. Иконография Иисуса Христа.

 

2

Икона и христологический догмат. Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница. Пантократор и другие иконографические типы. “Возрастные” типы иконографии: Спас – Эммануил, Отрок. Образ Христа в Апокалипсисе .

17, 20, 28, 32, 37, 65, 73, 74.

Тема 20. Иконография Троицы.

 

2

Икона и тринитарный догмат. Иконографические типы: Троица Ветхозаветная и Троица Новозаветная. Богословские интерпретации. Возможно ли изображать образ Бога – Отца? Большой Московский  собор.

20, 27, 37, 57, 64, 67, 72, 74.

Тема 21. Иконография Богоматери.

 

2

Учение о Богородице. Богородичные иконы; иконографические типы и богословские концепции. Эволюция образа: катакомбы, синайские иконы. Византия, Западная Европа, Россия.

20, 27, 33, 60, 67, 74.

Тема 22.  Иконография праздников.

 

2

Иконы праздников как выражение домостроительства спасения.  Праздничные иконы и богослужебный год.  Типы праздничных икон.

20, 27, 33, 48, 67, 68, 70, 74.

Тема 23.  Иконография святых.

 

2

Иконы святых как явление образа спасения и единения Церкви земной и Церкви небесной.  Богословский смысл почитания изображений святых.  Типы икон святых.

20, 27, 48, 67, 72, 74.

Тема 24.  Исихазм в иконописании.

 

 

Исихазм и обожение. Свет в иконе. Свв.Феофан  Грек и Андрей Рублев – различные подходы к изображению и интерпретации фаворского света. Исихазм в Византии, на Балканах  и на Руси. Св.Григорий Палама и другие исихасты о созерцании и иконопочитании.

3, 4, 5, 12, 13, 16, 18, 19, 20, 23, 26, 27, 35,   42,  45, 446, 50, 51, 53, 55, 56, 61, 62, 67, 74.

Тема 25. Иконописные трактаты на Руси в 16 и 17 вв.

 

 

 

Иконописание и канон. Иконописные подлинники. “Ерминия” и др.  “Послание к иконописцу” св.Иосифа Волоцкого, дело дьяка Ивана Висковатого. Симон Ушаков и др. Деяния русских соборов об иконописании.

5, 9, 12, 14, 19, 25, 26, 34, 39, 55, 56,  64, 72, 74.

Тема 26. 19 –20 вв. Возвращение иконы.

 

 

Поиски, исследования, экспедиции. Епископ Порфирий Успенский. Коллекционирование иконы в 19 в. Старообрядческие коллекции. Первые иконные выставки. От исследования – к  богословию: Н.П. Кондаков, И.Э. Грабарь, Е.Н. Трубецкой, о. Павел Флоренский, Л.А. Успенский.

5, 13, 14, 15,  20, 34, 35,  42,  55, 65, 67, 69, 74.

Тема 27. Икона в современном мире.

 

 

Современная икона – попытки возрождения. Современное богословие иконы. Новые иконописные школы. Интерес к иконе в протестантском мире. Икона – как достояние всего христианского мира.

7, 10, 20, 28, 63, 65, 67, 69, 72, 74.

Итого:

56

 

 


Литература

 

1. Айналов Д. В. Эллинистические основы византийского искусства. СПб., 1900.

2. Аверинцев  С.С.  Судьбы западноевропейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью  //  Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М., 1976.

3. Алпатов   М.В.   Андрей Рублев.   М.,   1972.

4. Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971.

5.      Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. М., 1983.

6. Бенеш   О.    Искусство  Северного Возрождения.  Его связь с духовными и интеллектуальными движениями.   М.,  1973.

7. Богословие в культуре средневековья. Киев,  1992.

8. Брунов Н.И.   Очерки по истории архитектуры.   В  3 – х   т.  М.-Л.,   1935.

9. Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., Искусство, 1984.

10. Булгаков  С.Н.    Икона и иконопочитание.   Париж,    1931.

11. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

12. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М., Мысль, 1992.

13. Вагнер Г.К.   Канон и стиль в древнерусском искусстве.  М.,  1987.

14. Вагнер  Г.К.   В поисках истины. (Религиозно-философские искания русских художников.  Середина 19 – начало 20 вв.).  М.,  1993.

15. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи в 19 веке. М., 1986.

16. Вздорнов В.И.  Феофан Грек. Творческое наследие.  М.,  1983.

17. Восточно-христианский храм.  Литургия и искусство  / Сост. Лидов А.М.  СПб.,  1994.

18. Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV-XV веков. Византийский временник. Т.XXIX. М., 1969.

19. Голейзовский Н.К. "Послание иконописцу" и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже XV-XVI веков. Византийский временник. Т. XXVI. М., 1965, С.219-238.

20. Григорий (Круг). Мысли об иконе. Париж, 1978.

21. Данилова И.Е.  Искусство средних веков  и Возрождения.  М.,  1984.

22. Дворжак М. Живопись катакомб начала христианского искусства/В кн.: Очерки по искусству средневековья. СПб, 1934, с.37-72.

23. Демина  Н.А.   Андрей Рублев и художники его круга.  М.,  1972.

24. Добиаш-Рождественская  О.А.  Культура западноевропейского средневековья.  М.,  1987.

25. Евсеева  Л.М.,  Кочетков  И.А.,  Сергеев В.Н.   Живопись древней Твери.  М.,  1974.

26. Ильин  Н.А.  Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева.  М.,  1976.

27. История эстетики.  Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т.  М.,  1962.

28. Иоанн Дамаскин,  преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения.  М.,  1993.

29. Комеч  А.И.  Символика архитектурных форм в раннем христианстве  //  Искусство Западной Европы и Византии.  М.,  1978.

30. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII веков. М., 1987.

31. Комеч А.И. Храм на четырех колоннах и его значение в истории византийской архитектуры/В кн.: Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Сб. статей в честь В.Н.Лазарева. М., 1973, С. 64-77.

32. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т.1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905.

33. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1-2, СПб., 1914-1915.

34. Кондаков Н.П. Русская икона. Ч. III-IV. – Семинар в честь Н.П.Кондакова.  Прага, 1931-1933.

35. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. М., Изд-во МГУ, 1985.

36. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. М., 1973.

37. Лазарев В.Н.  История Византийской живописи.  Т. 1-2.  М.,  1980.

38. Лазарев В.Н.   Происхождение Итальянского Возрождения.  М.,  1956-1959.

39. Лазарев В.Н.    Русская живопись от истоков до начала 16 в.  М.,  1983.

40. Лазарев В.Н. Система живописной декорации византийского храма IX-XI вв./В кн.: Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1970. С.150-178.

41. Лосев А.Ф.  Эстетика Возрождения.  М.,  1978.

42. Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М., Просвещение, 1981.

43. Муратов П.П.  Образы Италии.  М.,  1994.

44. Николаева Т.В.  Древнерусская мелкая пластика.  М.,  1968.

45. Плугин В.А.  Мировоззрение Андрея Рублева.  М.,  1974.

46. Подободеева О.И.  Московская школа живописи при Иване IV.  М.,  1972.

47. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892.

48. Покровский Н.В. Стенные росписи в древних храмах, греческих и русских. М., 1890.

49. Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. Пг, 1916.

50. Попова О.С.  Живопись Новгорода и Москвы 1 половины  14 века. Связи с Византией.  М.,  1980.

51. Попова О.С. Свет в византийском и древнерусском искусстве XII-XIV веков. СИ 1977 (1). М., 1978, С.75-99.

52. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки/Сб., М., Наука, 1973.

53. Псковская икона 13-17 веков.  Л.,  1990.

54. Пэдхем Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. Пер. с англ., М., Мир, 1978.

55. Раушенбах  Б.В.  Пространственные построения в древнерусской живописи.  М.,  1975.

56. Ровинский В.А.  Обозрение иконописания в России до конца 17 века.  СПб.,  1903.

57. Салтыков А.А. Иконография "Троицы" Андрея Рублева/Древнерусское

искусство XIV-XV веков. М., 1984, С.77-85.

58. Синюков  В.Д.  Немецкое искусство в последюреровскую эпоху и церковная реформа Мартина Лютера  //Советское искусствознание.  М.,  1981.

59. Славянское барокко. Историко-культурные  проблемы: Сб.статей.  М.,  1964.

60. Сказание о земной жизни  Пресвятой Богородицы и Ее чудотворных иконах.  М.,  1904.

61. Смирнова Э.С.  Живопись Великого Новгорода.  М.,  1976.

62. Смирнова Э.С.   Московская икона 14-15 вв.   Л.,  1986.

63. Современная православная икона  / Сост. С.В.Тимченко.  М.,  1994.

64. "Троица" Андрея Рублева. Антология. Сост. Вздорнов Г.И. М., 1989.

65. Трубецкой  Е.Н.  Три очерка о русской иконе.  Умозрение в красках.  Пг.,  1916 (или М.,  1991).

66. Тяжелов  В.Н.  Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе.  М.,  1981 (Малая история искусств).

67. Успенский Л.А.  Богословие иконы  Православной  Церкви.  Париж,  1989. 

68. Успенский Л.А. Праздник и икона Пятидесятницы. ЖМП, 1957, N6, С.51-55.

69. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. Сост. Н.К.Гаврюшин. М., Прогресс, 1993.

70. Флоренский П.А.  Иконостас  // Богословские труды № 9.  М.,  1972.

71. Флоренский П.А.   Обратная перспектива // Труды  по    знаковым системам № 3.  Тарту,  1967.

72. Христофор, арх. Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного веросознания. М., 1886.

73. Христофор, арх. Жизнь Иисуса Христа в памятниках христианской иконографии. М., 1887.

74. Языкова  И.К.  Богословие иконы.  М.,  1995.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную


Полезная информация: