Грех хуже, чем подвергнуться беснованию Как ты осмеливаешься называться отцом, не сделав сыну необходимого убеждения, но оставив без внимания растление его всеми пороками? Если ты увидишь какого-нибудь беглого раба бьющим твое дитя, то не досадуешь ли, не гневаешься ли и негодуешь, свирепее дикого зверя нападая на лице бьющего; а видя, как диавол каждый день поражает его, как бесы увлекают его ко грехам, ты спишь, не беспокоишься и не отнимаешь сына от свирепейшего зверя? Так же, если он подвергается беснованию, ты бежишь ко всем святым и упрашиваешь живущих на вершинах гор избавить его от этого беснования; а если грех, который хуже всякого беса, непрестанно овладевает им, ты нисколько не беспокоишься? Между тем подвергаться действию беса нисколько не вредно, потому что бес никак не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение доставит нам светлые и славные венцы, если мы станем с благодарностью переносить такие нападения; а кто живет во грехе, тот никогда не может спастись, но необходимо и здесь подвергается бесчестью, и по отшествии отсюда будет наказан бесконечными мучениями. И однако, зная это, мы о маловажном много заботимся, а на важнейшее не хотим и обратить внимание — видя беснующегося, плачем, а видя согрешающего, даже и не чувствуем, тогда как следовало бы сокрушаться и плакать, или лучше не плакать только, но и удерживать, обуздывать, сетовать, убеждать, устрашать, укорять, прогонять эту болезнь всеми способами врачевания. Свт. Иоанн Златоуст Когда человек после покаяния грешит, то злейшие духи и в большом числе приступают к нему и удаляют его от благодати Божией; для чего человек должен употреблять больше трудов к приобретению благодати Божией. Бог, по милосердию Своему к кающемуся грешнику, хотя прощает грехи, но по вторичном согрешении сила злых духов увеличивается, и человек бывает в опасном состоянии; почему грешнику надобно усиливаться по раскаянии в грехах не поддаваться своим греховным страстям; в противном случае может постигнуть внезапная смерть без покаяния, ибо злые духи ежеминутно стараются погубить душу; тогда душа, преданная греховным наслаждениям, остается навечно с теми злыми духами, которых она не только не остерегалась, но еще и угождала им. Враг уловляет пастыря-подвижника даже при исповеди приходящих, развивая от выслушивания греховную мысленную брань, любопытство, дурные чувства и т. п. Враг спасения тогда именно по преимуществу строит козни, когда видит зарождающиеся в нас страсти; тут он и подстрекает и расставляет свои сети. Келейные свои подвиги о. Петр совершал втайне: “О себе не могу объявить, чтобы враг не, мог похитить”. Надобно отвечать бесам так: “Хотя я и многогрешный, но отчаиваться во спасении не хочу ибо надеюсь на милосердие Божие. Богу моему Одному я согрешил. Ему и каюсь; Он Один мой Судия, а не вы, проклятые бесы; какое вам до меня дело”. Афонский подвижник Враг нападает на нас в последний час смертный, употребляя на это всякую страсть, какою кто из умирающих обладаем был в жизни и на какую наиболее был падок, и старается возбудить ее, чтобы он отошел в страстном настроении, имеющем решить участь его. Из “Невидимой брани” О футболе: не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом и последствия ее будут очень плохи. Прп. старец Варсонофий Оптинский Необходим пост и потому, что пост страшен для диавола. Ведь диавол изгоняется постом (Мф. 17, 21). Пусть сообразят отвергающие пост, кому они угождают, под чьим внушением они отвергают... Пища, говорят, не приближает нас к Богу. Верно. Пища не приближает: она сама по себе ни добро ни зло. Грех не в пище, а в невоздержании, в непослушании Церкви в удалении от подвига. Диавол зорко следит за тем, чтобы здоровье ослаблялось настолько, чтобы жизнь казалась тягостью. Смеяться — значит беса тешить. (Истинно, истинно, говорю вам: ныне, когда дел Уже вовсе нет и духовное мудрование крайне редко, ныне диавол столько ненавидит это мудрование, что хотел бы истребить его с лица земли. История всех подвижников показывает, что чем более успевали они порабощать свое тело и отрешались пристрастия к миру, тем сильнее враг спасения воздвигал на них борьбу. Вникни хорошенько в себя и увидишь, что тебя смущают. Смущают тебя оправдания человеческие, паче бесовские, стремящиеся к тому, чтобы ты отреклась от креста. Скажи оправданию: “Иди за мною, сатана, не мыслиши яже суть Божия, но человеческая”. Иду за Христом на крест и клеветы, насмешки, словом, все неприятное и тяжкое приемлю, как слово, как дар Божий, посылаемый мне Его милостию. Свт. Игнатий Брянчанинов Добрый Ангел тих и скромен, кроток и мирен. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, постоянно будет внушать тебе справедливость, целомудрие, чистоту, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Когда все это взойдет на твое сердце, знай, что добрый Ангел с тобою. Послушай и о действиях злого ангела. Когда приступит к тебе гнев или досада, знай, что он в тебе; так же когда взойдет на сердце твое пожелание многих дел, разных и роскошных яств и питий, чужих жен, гордость, хвастовство, надменность и тому подобное, тогда знай, что с тобою злой ангел. Ложный пророк, будучи суетен, суетно отвечает суетным людям, говорит им по вопросам их и наполняет души их обещаниями согласно с их желаниями. Впрочем, он говорит и нечто справедливое, потому что он исполняется от диавола его духом, чтобы привлечь кого-либо из праведных... Спрашивающий лжепророка о каком-либо деле есть идолопоклонник, чужд истины и несмыслен. А всякий дух, от Бога данный, не дожидается спрашивания, но, имея силу Божественную, говорит все сам, потому что он свыше от силы Духа Божия. Дух, который говорит по вопросам и согласно желаниям человеческим, есть дух земный, легкомысленный, не имеющий силы; он совсем не говорит, если его не спрашивают... По жизни узнавай человека, который имеет Духа Божия. Во-первых, имеющий Духа свыше — спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякого зла и суетного желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает по вопросам, но говорит наедине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек желает, но тогда, когда угодно Богу... Слушай теперь и о духе земном, суетном, несмысленном и не имеющем силы. Прежде всего, человек, кажущийся исполненным духа, высит себя, желает иметь предстательство, нагл и многословен, живет среди роскоши и многих удовольствий, берет мзду за свое прорицание, если же не получит, то и не пророчествует. Св. апостол Ерма Совершенные богохульцы никогда на совершенное покаяние обратиться не могут, понеже от таковых благодать Божия отъемляется и владеет ими диавол. Когда читаешь всякие другие молитвы, еще не так нападают помыслы, а как начнешь справлять пятисотницу, сразу нападают помыслы. Враг сразу ополчается. Вот из этого мы познаем, что пятисотница имеет некую силу, если она столь ненавистна врагу. Нередко архимандриты и игумены впадают в страсть копления денег, да и диавол здесь еще вкладывает лукавую мысль, что надо под старость кое-что оставить. И погибают от этого. Поэтому этого надо очень беречься. Иногда враг обмороком старается помешать исповеди. Диавол может беседующим или встретившимся — тому и другому — представить лица совершенно иными, но похожими на действительность. Это нужно нам и всем всегда помнить, ибо враг пользуется этим для того, чтобы поселять между людьми, часто братьями и друзьями, ссору, раздор, ненависть. Прп. Варсануфий Великий Сначала диавол нападает снами, а потом уже и наяву начинает являться. Иногда уходят из храма из-за помыслов. Это, конечно, неразумно. Враг подымает брань помыслов с целью вывести из храма. Силу поста и его значение мы познаем хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Когда приходят ко мне на совет и на исповедь, я, между прочим, советую соблюдать св. посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста — не хочу, не могу и прочее. Враг возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались св. посты. Надо еще и той хитрости вражией избегать, когда враг незаметно для молитвенника старается окрасть молитву неправильным настроением, очень тонко подкрадывающимся в сердце, якобы, молясь, делает что-то для Бога нужное и приятное. Бог в наших молитвах не нуждается, а мы нуждаемся в молитве, подобно тому как нищий нуждается получить милостыню от богатого, а не богач — в прошениях нищего. Прп. Варсануфий Великий Бывают препятствия, и прежде всего от людей, подучиваемых врагом нашего спасения. Враг желает воспрепятствовать доброму намерению и внушает людям мира сего ненависть к рабам Божиим. Прп. Варсонофий Великий Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень верно. Тогда только и можешь победить страсть, когда не будешь считать ее своей. Прп. Варсонофий Великий Кто избежит сетей диавола? Только твердо православно верующий в Христа и в Церковь. Св. праведный Иоанн Кронштадтский Враг нашего спасения — диавол, зная всю спасительность нашего союза с Богом посредством веры и Церкви и благодати Божией, всеми силами и коварствами старается порвать нашу связь с Богом через грех, через страсти плотские, пристрастия мирские. Крепко держаться надо всем союза с Богом и Церковью, соблюдая законы Господни. Св. праведный Иоанн Кронштадтский Христианину православному нужна сильная поддержка свыше от Бога, и от св. воинов Христовых, победивших врагов спасения силою благодати Христовой, и от Церкви земной Православной, от пастырей и учителей, потом от молитвы и Таинств. Вот такая-то помощница человека-христианина в борьбе с невидимыми и видимыми врагами есть именно Церковь Христова, к которой Божию милостию мы принадлежим. Католики выдумали новую главу, унизив единую Главу Церкви — Христа; лютеране — отпали и без Главы остались; англиканцы — тоже: Церкви нет у них, союз с Главою порван, помощи всесильной нет; а велиар воюет всею силою, коварством, и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате. Св. праведный Иоанн Кронштадтский Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Св. Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе со врагом. Когда готовимся причаститься Св. Таин Христовых, то в это время враг всячески силится обличить нашу совесть. Сохраняй себя от собеседования с женщинами и от взирания на них; удаляйся также от сожительства с юными, женовидными и красивыми лицами и от взоров на них удерживайся, ибо это есть сеть диавола. И, если можно, не бывай с ними наедине и в нужной потребе, ибо ничего нет нужнее для души твоей, за которую Христос умер и воскрес... и не желай слушать от кого-либо непрестанных разговоров, которые возбуждают страсти. Свт. Василий Великий Ибо хитрость вражеской злобы для того и наводит на нас уныние, чтобы лишить душу надежды на Бога. Но Бог никогда не допускает, чтобы душу, уповающую на Него, одолевали напасти, ибо знает все немощи наши. Невидимый враг силится исказить и извратить дело наше так, чтобы оно было не для Бога, но из тщеславия и человекоугодия. Поэтому нужно нам во всякое время строго испытывать себя и свои упражнения — внешние и мысленные: для Бога ли и для пользы ли душевной они совершаются? Должно ли умалчивать при исповеди или откровении злые и хульные мысли на духовника (старца), на его жизнь и слабости? — Какой старец. Лучше умалчивать о подробностях помыслов, а сказать только вообще, что были хульные помыслы на вас. Диавол иногда хочет поругать и похулить твоими устами старца, а ты потешишь диавола, ставши его передатчиком. Если же старец опытен, то он, не озлобляясь, тебе это разъяснит, а если малосилен, то возмутится, особенно если такая брань твоя будет продолжительна. Старец может отринуть тебя за твою и свою неопытность. Обличение старца редко Господь попускает сделать младшему, хотя мы должны возлюбить обличающих нас. Многоядение человека не укрепляет, а только расслабляет, и есть не что иное, как прелесть. Проводя жизнь в покаянии, однажды о. Сергий Яновский, приготовляясь к Св. Таинам, написал генеральную личную исповедь. Положивши записку на божнице, за образа, он стал ожидать назначенного времени для исповеди. Размышляя о своих грехах, видит вдруг: входят две старухи в безобразных лохмотьях, ужасного вида. Одна подошла прямо к образам и подняла уже руку туда, где лежала записка. Монах Сергий сотворил молитву и крикнул: “Зачем ты тут? Прочь пошла”. Другая схватила ее за рукав, и обе вышли. Он встал за ними, но никого нигде не было, и дверь была заперта. Из этого явления он уразумел важность исповеди и что враг не дремлет. Прилог — это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум. И, как таковый, прилог называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не зависит от нас: ибо невозможно, чтобы не было приражения к нам вражеских козней, после того как диавол с бесами получил доступ к человеку за преслушание удаленному из рая и от Бога; в этом состоянии удаления диавол может уже колебать мысли и ум всякого, — говорит прп. Симеон Новый Богослов. Разве одни совершенные и вошедшие на высокую ступень духовной жизни могут пробыть непоколебимыми, и то на время, — добавляет св. Исаак... Самая лучшая и благонадежная брань может быть тогда, когда помысл-прилог отсекается в самом начале и когда будет непрестанная молитва. Кто идет иноческим путем самочинно, без евангельского разума и без всякого наставления, тот много претыкается, впадает во многие ямы и сети лукавого, и во многие впадает беды, и не знает, какой конец получит, ибо многие прошли путь свой со многими трудами, подвижничеством и злостраданиями и многие труды претерпели Бога ради; но самочиние, нерассуждение и то, что они не искали от ближнего наставлений, соделало таковые труды их тщетными. Св. Марк Подвижник Пост есть оружие, приготовленное для нас Самим Богом. Сила диавола сокрушается, исчезает от поста. Чем более тело мучается и страдает в то время, как окружает его полк демонский, тем большую крепость получает душа. Кто не любит поста, тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает сим худой признак расслабления души своей. Прп. Исаак Сирин Блюди. Враг всячески покушается не допустить дойти до сего блага (до молитвы, Слова Божия, занятия о спасении души) — все хлопоты его на это направлены. Первый его прием есть подсовывать какие-либо дела и привязать к деланию их. Пусть они не худы, но худо то, что, заняв мысль и чувство, отклоняют от главного, заставляя или отодвигать его на второй план, или совсем позабывать его. Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбору всякий помысл — и явно греховный, и праведный по наружности. Всякий помысл, каково бы ни было его одеяние, если отвлекает от молитвы, то доказывает, что он вражий. Хитрость диавола, направленная к преследованию, притеснению и мучению Святых, всегда сводилась также и к тому, чтобы они не воздевали своих святых рук к Богу; он знает, что молитва Святых дарует миру — мир, а лукавому — мучение. Когда мы пребываем в молитве, то сила и власть лукавого не действуют на нас; когда же мы перестаем молиться, то одолевает нас противник. Лукавый диавол действовал тогда через своих людей в вельможах и сатрапах, чтобы исполнить через них свою собственную волю и низвергнуть пророка Даниила. Подвизайся, сын мой, и о том, чтобы не мечтать о себе: “Я достиг в меру такого-то Святого”, но говори себе всегда так: “Знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никогда не сделали Бога ради, и горе нам, о унизившаяся, что мы сделаем в день судный?” Если по окончании молитвы или псалма мы отходим, не слышав из того ничего, что говорили, то постараемся тотчас снова повторить их, и, если случится опять то же самое, повторим в третий и четвертый раз — и не прежде перестаем молиться, пока произнесем всю молитву со вниманием. Когда диавол увидит, что мы не прежде перестаем, пока произнесем молитву с усердием и вниманием, он наконец оставит свои козни. Свт. Иоанн Златоуст Многие по немощи лежа творили молитву, да бесов стоящих побеждали полки. Иеросхимонах Александр Троице-Сергиевой Лавры Смирение — подражание Христу, а превозношение, вольномыслие и бесстыдство — подражание диаволу. Злопамятствуя — злопамятствуй на бесов, и враждуя — враждуй на тело. Прп. Исихий Самый острый меч на диавола — псалом в устах монаха. Диавол заставляет умалчивать о страстях и не исповедоваться и убеждает стремиться к новым страстям, будто безвредным. Прп. Ефрем Сирин Убойся злых навыков более, нежели бесов. Прп. Исаак Сирин Для всегдашнего памятования о Боге должно приобресть навык непрестанно повторять следующую молитву: “Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися”. И соделывается сия краткая молитва непреоборимою стеною против нападения бесов, разгнательницею худых помыслов, укротительницею страстных движений и воспитательницею всяких добрых насаждений в сердце. Если бы ты знал, какие враг делает усилия, чтобы отклонить человека от молитвы: он готов был дать тому человеку все сокровища мира. Знает он, коварный, какие человек приобретает блага через молитву. Иеросхимонах Александр Троице-Сергиевой Лавры Некоторые иноки утверждают о себе, что они, находясь часто в обществе женщин, не чувствуют вреда. Этим инокам не должно верить: они или говорят неправду, скрывая свое душевное расстройство, или проводят жизнь самую невнимательную и нерадивую и потому не видят своего устроения, или же диавол скрадывает их, отнимая понимание и ощущение вреда, чтобы со делать их монашескую жизнь бесплодною и уготовить им верную погибель. Пьянство — диавольская сеть, пьянство — диавольская отрава; ибо пьянство губит души человеческие, а вместе с душами и тела... От пьянства рождаются все скверные страсти, все преступления совершаются в пьяном виде; пьяный— жилище бесов, плач Ангелов; он не только унижает свое звание, но даже и человеческое достоинство; он отвратителен пред очами Божиими. Святые Отцы учат, что все делаемое или говоримое со смущением происходит от действия врага спасения нашего. Знаю, что враг умеет внушать благовидные причины к негодованию на наставников: “Они ошибаются, они погрешают!”... Но посмотрите на мирские семейства: те ли дома процветают, где глава семейства ума высокого? Нет, но где все послушны главе семейства. “Разум кичит, а любы созидает; тако тецыте, да постигните”. Диавол усмотрел, что искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеках пламенную ревность к перенесению их, и он заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. И эти слабые искушения держат человека в каком-то недоумении, томлении, истощевая душевные силы человека, ввергают его в расслабление, уныние и бездействие. Желающий быть подражателем Христу прежде всего должен переносить благодушно и терпеливо все случающиеся с ним скорби, как-то: телесные болезни, обиды и поругания от человеков и наветы от невидимых врагов, потому что, по Промыслу Божию, распоряжающемуся всем премудро и со всеблагою целию, такие испытания различными напастями попускаются душам, чтобы обнаружилось явственно, которые из них любят Бога искренне. И потому душе, желающей благоугодить Богу, прежде всего должно вооружиться терпением и надеждою, ибо диавол во время нашедшей скорби ввергает нас в уныние с Целью отвратить от упования на Бога. Свт. Игнатий Брянчанинов Кто причащается Тела и Крови Христовой, тому и злые духи не могут причинить никакого вреда. В одной из книг церковных упоминается, что один святой спрашивал у злых духов: чего они более всего боятся в христианах? “Того, что вы едите, то есть Св. Причастия. О, если бы христиане честно соблюдали то, что они вкушают в Причастии, то они были бы неприступны для козней наших”. Вот такова сила Святых Таин! Однажды прп. Нифонт видел духовными очами, что около тридцати мужей собрались идти в церковь на славословие Имени Божия, и вот бес в виде эфиопа подошел к ним, начал шептать некоторым что-то на ухо, и эти тотчас омрачились лицом, начали бесстыдно смеяться, срамословить и петь песни, забыв про храм Божий. Потом встретился им музыкант, и многие пошли за ним, а тех, которые не хотели, бес тянул насильно, и все шли с пением и пляскою. Блж. Нифонт, видя все это духовными очами, с сердечною скорбию воскликнул: “О горе приносящим через игры бесам жертвы!” С тех пор он строго заповедовал своим ученикам: да блюдутся от скверных и бесчинных игр, яко они от диавола суть. Из жития прп. Нифонта Видим, что люди на тех местах, на которых птицы и звери ходят, тайные простирают сети дабы их теми уловить. Так сатана простирает нам сети свои и старается нас уловить в них, Мы во св. Крещении благодатию Божиею взошли на путь спасительный и тем стремимся прийти к небесному нашему отечеству, к которому от Создателя нашего созданы мы, и падшие искуплены, и Словом Божиим позваны, и банею пакибытия обновлены. На сем нашем пути многоразличные сети распростирает враг наш, дабы нас теми в свою погибель уловить. (Далее исчисляет эти сети. Это ереси и расколы, любовь к миру, гордость и суета, прельщение ко греху, злые люди и т. п.) Средства от этих сетей диавола — помощь Божия, испрашиваемая через молитву и верность Закону Божию. Как многие христиане боятся приглашать священника к больному, чтобы, как они думают, не испугать больного мыслью о близкой смерти, и допускают его таким образом таять в своей болезни и оставаться без христианского утешения, без источника бессмертия — Св. Тела и Крови Христовой. О маловерие! О ослепление бесовское! Бояться нашего сладчайшего Спасителя! Бояться Христа Жизнодавца и Его Животворящих Таин... Нужны врачи, но они должны быть употребляемы после принятия животворящего чудного рвачества. Св. праведный Иоанн Кронштадтский Надо заметить, что со своей стороны враг нашего спасения — до последней минуты употребляет самые упорные усилия для того, чтобы не допустить к Св. Чаше Христовой людей, решившихся подойти к ней, возбуждая всякого рода сомнения или развивая мысль о недостоинстве, внушением отложить говение до следующего, более удобного дня, устройством неожиданных из-за пустяков семейных сцен или неприятностей, чтобы, так сказать, испортить настроение. Да ужаснутся самовольно уклоняющиеся от Св. Причащения, ибо этим самым они сильно содействуют диаволу. “Многие, вижу,— говорит св. Иоанн Златоуст, — не часто причащаются. Это от диавола. Это он претит, чтобы не часто Тело Христово принимали”. И это действительно. Ибо кто не причащается часто — этим дает себя во власть диаволу, и он ведет человека на злое. Бесы бессильны, и ничего не могут нам сделать. Но им попускается иногда поближе подступиться к рабам Божиим и потревожить их, частию для испытания, частию для научения. Свт. Феофан Затворник Все мысли, какими дошли вы до права дать себе льготу и развлечение, были врагом спасения внушены и навеяны. Затем им же разжигалась волька — дать себе нагуляться, наговориться и наглядеться досыта. Но впереди всего этого шло добровольное ваше согласие, которое и делает вас во всем вполне виновною. Свт. Феофан Затворник Враг ратует на нас через помыслы, развращая ум и сердце и обременяя их страстями, которыми мы порабощены, а через откровения помыслов получается и прощение, и примирение, и духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и диавола... Отсутствие утешительного чувства и необъяснимая скорбь, которую ты ощущала в 1-й день Пасхи, были тебе внушены от врага. Одни только противники Христовы в этот день плачут, верные же все радуются. Прп. старец Илларион Оптинский Твое рассуждение о том, что не следует доверять всем юродствующим, потому что многие из них находятся в прелести и обманывают других мнимым юродством, и что не следует также и осуждать их — правильно. Прп. старец Илларион Оптинский Ты верно понимаешь, что хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть. Прп. старец Илларион Оптинский В злых мыслях несть греха никоего же, егда воля и разум тем злым мыслям не соизволяют, паче же их ненавидят и не хотят, но они сами на ум лезут нам, а мы их отвращаемся. Прп. старец Илларион Оптинский Про меня говорят, что я принадлежу к какой-то ереси, что я еретик. Это вы ложь и дьявольскую клевету слышите. Нимало не удивляюсь я такой клевете: когда и на святых вопияли и соблазнялись, то кольми паче мне можно потерпеть что-нибудь с благодарностью к очищению грехов моих. Прп. старец Илларион Оптинский Отступничество от Бога, источника жизни, начинается через неразумные действия родителей: часто тотчас же после крещения младенца, по отрицании сатаны и изгнании всякого гнездившегося в его сердце нечистого духа, его несут иногда прямо к бабкам, умеющим будто бы лечить болезни, для умывания. С него слизывают св. миро, подвергают и другим мерзким действиям, оскорбляющим Духа Божия; из-за стыда часто снимают с ребенка крест, и вот для него начало, хотя бы и бессознательного с его стороны, отпадения от Бога. Когда ребенок хворает, родители не у Бога ищут помощи, прибегают не к дозволенным и одобряемым Церковью разумным средствам, а к различным суеверным обычаям, и удивительно ли, что, получив доступ к младенцу через такие нашептывания, умывания и сему подобные языческие обряды, а точнее — через отступничество от Бога родителей, диавол получает власть мучительно действовать на младенца, ребенок часто мучится в различных болезнях, непонятных для врачей хворобах. Если человек во время молитвы увидит свет или другое что-нибудь подобное, да не обращает на это внимания; во время ли молитвы будет то или в другое время, да не верит, ибо враг преобразуется и в Ангела светла, и больше еще. В отношении искушений и страхований старец говорил: “Да! Бесы часто приходят: шумят, кричат, чего не делают? Подходят даже к дверям и, стучась, говорят: “Молитвами...”, а всей молитвы бесы не говорят, но я ни на что не обращаю внимания”. Основываясь на опыте, старец советовал и нам никогда не обращать внимания, в каком бы виде бесы ни являлись и что бы ни делали. Плотская любовь, пьянство, ревность и бес равны между собою. К кому пришли они, у того погублен ум. Для чего слагаем во всем вину на бедного врага, когда сами своею жизнию даем ему над собою власть? Укоряй себя самого или во всем, или в большей части проступков. Огонь зажигаем мы сами, а злой дух раздувает пламень. Первый прием врага спасения есть подсовывать какие-либо дела и привязывать к деланию их. Пусть они не худы; но худо то, что, заняв мысль и чувство, отклоняют от главного, заставляя или отодвигать его на второй план, или совсем позабывать его на время. То и другое крайне опасно, особенно последнее. Второй прием его есть навести на то, чтоб дать покой плоти, допустить льготу в пище, сне, отдыхе, разрешить себе вольнодвижения и свободу во впечатлениях на чувства. Все это будто мелочь, но крайне разорительно. Смотри в оба. Свт. Феофан Затворник Святой Василий Великий, свидетельствует, что полагать крестное знамение установлено Апостолами и что крестное знамение, с верою полагаемое, отражает невидимых врагов, разгоняет все их козни и ограждает от их нападения. Господь крестом разрушил всю силу вражию. Знают сие враги и бежат от крестного знамения. А кто не творит крестного знамения и не ограждает себя им, к тому враги имеют свободный доступ, Христианин без крестного знамения, что воин без оружия. Враг помыкает им, как захочет. Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства; им же совершается освящение и всякой вещи, потребной для жизни. О помыслах: извольте принять и содержать следующие положения св. Отцов. В сумме родящихся внутри нас помыслов есть ангельские, есть человеческие и есть бесовские. Человеческие помыслы — когда думают о вещах, как они есть по естеству, например о золоте как о золоте, о его виде, свойствах, добывании и подобное. Ангельские — когда при сем привходят добрые наведения, к добру располагающие, например прославление Творца при взгляде на золото. Бесовские — когда порождаются наведения страстные, на зло ведущие, например при взгляде на золото возникает мысль повеселиться на него и подобное. К бесовским же должно отнести премножество мыслей пустых, праздных и кажущихся добрыми, но могущих привесть не к добру, особенно когда они рождаются во время добрых занятий: во время молитвы и чтения душеполезного и подобное — и отвлекают от них... Обычное невидимого врага занятие — игра в помыслы. Все подбрасывает то одно, то другое; цель же та, чтобы отвлекать от Достодолжных помышлений и. занимать душу бездельем, имея, однако же, в виду, не откроется ли возможность посеять и что-либо худое. Свт. Феофан Затворник Козни врага: Когда вы слушали врага, по его внушению бросить правило из-за уборки комнаты, тогда он вас по головке гладил: умница! всегда так делай, — что отзывалось приятною льготою. Он думал, что промолчите, и хвалил. А когда вы рассказали о его проделках, это ему не понравилось, и он стал вас теребить и бранить: зачем то написала, зачем это сказала. Свт. Феофан Затворник Относительно хульных помыслов надобно. жалеть и каяться пред Господом, но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог и не гневается на вас. Помыслы не от вас, а враг всевает. И вина на нем. Читайте у св. Димитрия Ростовского об этом статью, в первом томе его творений. Богу молитесь на врага, чтобы отогнал. Почаще сказывайте духовнику. И враг отбежит. Он пристает с такими докуками, когда увидит, что душа робеет. А когда увидит, что душа мужественна и понимает его козни, тотчас отстает. Свт. Феофан Затворник Пашковка говорит, что она чувствует в себе благодать. — Без Таинств нельзя сего иметь, а по самопрельщению можно так думать. Свт. Феофан Затворник Ниже искушение демонское дерзает на постящегося (Триодь, сырный понедельник, стиховня). Пост — такое же оружие страшное для врага, как Крест Христов и другие святыни, коих не выносит нечистая сила демонская. Как молитва, как призывание Имени Божия, пост разит злобу демонскую в самое чувствительное место, и он убегает от постящегося, как безоружный от вооруженного, как безвластный от властного. Бывают минуты в нашей жизни, когда является удивительное желание противоречить и поступать вопреки самым благоразумным советам и убеждениям других, совпадающим даже с нашими собственными желаниями. Этот “дух противоречия”, несомненно, злой дух, нападающий на нас с целью нарушить наш мир и доброе обращение с другими. Враг спасения ловит всяким образом, всякими удочками, тысячами суетных привязанностей и удобно противопоставляет их здесь человеку, чтобы не допустить никак привязаться ему к Богу, Источнику жизни. Берегись же, человек, сего. Я заметил, что враг бесплотный во время сна поставляет нас в бесчисленные неудачные отношения касательно людей: сам являясь в их виде, раздражает нас, смеется над нами, наводя на нас всякую немощь и бессилие сделать что-либо нужное. О какой тонкий хитрец! Как он точно изучил нашу природу и все наши житейские отношения к людям! Какой тонкий психолог! Св. праведный Иоанн Кронштадтский Бесплотный враг, завидуя будущему блаженству рода человеческого, купленному страданиями и смертью Богочеловека, старается прельстить человека в этой жизни всякими прелестями сладости, чести и богатства. Св. праведный Иоанн Кронштадтский Молиться необходимо нам всякий день, а иногда и час; особенно если наступает враг, насильственно внушая вспоминать или вожделевать давно минувшее, то есть грехи юности, представляя прелесть греховную, погибельную. Св. праведный Иоанн Кронштадтский Враг мало-помалу научает и научил православных пренебрегать св. иконами: ставить их не в видных местах своих жилищ, а в невидных комнатах — в спальнях, детских или в кухнях и т.п. Учит не смотреть во время молитвы на иконы, производит в нас какую-то боязнь и отвращение от икон (о злоба диавольская). Берегись нечестия, холодности и пренебрежения св. иконами... Мы стараемся иметь фотографии и альбомы с изображениями любимых лиц. Сколько этих фотографий на стенах жилища или в альбомах имеется почти у всех людей! Альбомы иметь можно, а икон Святых разве нельзя? Что за безумие и несправедливость?! Св. праведный Иоанн Кронштадтский Неоткровенность есть дело сатанинское. Иначе как будет пользовать нас отец, когда не знает, что в нас. Диавол зорко, неусыпно следит даже за самомалейшими помышлениями и деяниями нашими; он, по выражению Царя-пророка, приседит в любительстве. Когда мы заняты житейскими попечениями, тогда он оставляет нас в покое, убаюкивая разными фантазиями и строениями воздушных замков, а в тех случаях, когда мы думаем или делаем что-либо греховное, то он является нашим помощником. Никогда не бывает он праздным зрителем, но постоянно отвлекает человека от всего душеполезного, склоняя его ко всякому злу, в чем каждый из нас может убедиться. Начните, например, молиться, и как бы что отяготеет над вами, откуда возмется сон, леность, недосуг, явятся раздумье, необходимые дела. Пришли в церковь и с удовольствием ожидаете конца службы — значит, она тяготит вас. Так и все душеполезное с трудом и внутреннею борьбою совершается. На роскошь, на удовольствие не жалеем многого, а подать иногда бедному и малого не хочется. Отчего это? Иные любители светского чтения все ночи проводят в этом занятии, но они же как только возьмутся за духовную книгу, то начинается зевота, потягота и кончается тем, что книга откладывается до будущего времени. Все это совершается по действию невидимого нами злого духа, который денно и нощно ищет погибели души нашей. Старец Антоний Афонский Прелесть — это заблуждение, прельщение, обман. Прелесть человека начинается уверением себя о деле духовной жизни, то есть сознанием, что все делаемое в его духовной жизни хорошо и угодно Богу, и человек уже думает, что он несть, якоже прочии, что он святее других и достоин от Бога награды. Прозорливость старца Амвросия Оптинского, давала ему возможность в иных случаях объяснять людям, жаловавшимся на какие-нибудь бедствия (в частности, беснования), что бедствия эти — наказания за их прежние грехи и преступления... Чаще всего старец советовал искать облегчения или исцеления болезни в таинстве елеосвящения (соборования). Затем обыкновенно старец назначал служить молебны пред местными и чудотворными иконами или посылал на целебные источники. Прибав. к Церковным Ведомостям № 13 за 1905 г. С. 542 Не надобно покоряться страху, который наводит на юношей диавол, а нужно тогда особенно бодрствовать духом и, откинув малодушие, помнить, что хотя мы и грешные, но все находимся под благодатью нашего Искупителя, без воли которого не спадет ни один волос с головы нашей. Не нужно внимать подобным хульным мыслям, за которые вечная казнь ждет духа лжи и сообщников его в день Страшного Суда. Искушения диавола подобны паутине: стоит только дунуть на нее — и она истребится. Так-то и на врага диавола: стоит только оградить себя верою и крестным знамением — и все козни его исчезнут совершенно. Все святые подлежали искушениям, но, подобно золоту, которое чем более может лежать в огне, тем становится чище, и святые от искушений делались искуснее, терпением умилостивляли правосудие Творца и приближались ко Христу, во имя и за любовь которого они терпели. Тесным путем надлежит нам, по слову Спасителя, войти во Царствие Божие. Прп. Серафим Саровский При бессоннице будь бдителен. В это время лучше тебе помолиться, положить несколько поклонов, чем подпасть какому-либо вражескому искушению. Об осквернении и очищении: Осквернение (излияние во сне семени) бывает невольно от осуждения ближних, высокоумия и гордости, от многоядения и пития, от слабости и болезни, от лености, многого покоя и неги, особенно когда остаемся в келии во время богослужения. Иногда осквернение бывает от накопившегося излишка мокрот, иногда от зависти демонов, но и тогда оно именуется скверною, требуя отирания тела и прочтения положенного правила от осквернения. Тем более требуется то и другое очищение при осквернении по нашему произволению воображением, мыслию, словом или делом. Белье и одежда, в которых мы были при осквернении, считаются оскверненными, переменяются и моются. В те дни, когда не положено земных поклонов, по правилам прп. Варсонофия Великого, вместо 50 земных поклонов класть 70 поясных поклонов. Не очистившись, нельзя идти в храм, прикладываться к святыням и браться за послушание. При неимении времени можно прочитать одну малую молитву и отпуст. Все остальное исполнить после. В могущих случиться недоумениях обращаться к духовнику. Что может быть ужаснее соблазнителя? Приходят в ужас от поджигателей, воров, убийц, отравителей, но какого ужаса достоин христианин, который всюду разносит заразу греха, отнимает у своих братьев благодатную жизнь, предает их в рабство диаволу, низвергает в ад. У беса одно на уме — извращение чужих слов и поступков. Враг спасения наводит на нас уныние и во время его побуждает развлечься чем-либо греховным. Не следует верить отцу лжи. Ибо после греха от угрызения совести уныние не пройдет, а более увеличится. Враг спасения ненавидит похваляемой добродетели и находит себе покорных рабов, кои из зависти клевещут на добродетельных людей; приписывает добрым делам (добродетельных) худые цели; мстит добрым за добро, а правдивым за правду. Хитер наш враг и коварен! Неважные дела он показывает важными; увлекаясь деланием их, мы откладываем самое нужное и иногда забываем самое главное. Бесовских страхований не бойся, прогоняй их молитвою и крестом. Если Господь не попустит — враг спасения ничего тебе худого сделать не может. Видя кого-либо принимающим сны-мечтания, Демоны преобразуются в образ Пресвятыя Троицы, Христа, Богородицы, святого или Ангела. Все это прелесть, и верующие сим явлениям прельщается. Ты же ничему не верь! Диавол есть дух, он проразумевает помыслы твои: что ты принимаешь, то он и творит тебе. Если ты не веришь, не принимаешь, он не делает тебе мечтаний. Одному иноку враг начал внушать помыслы против старца, но тот не внимал. Однажды, идя к старцу, инок услышал голоса: “Куда идешь, зачем? Не ходи! — старец такой и такой”. Он посмотрел и увидел на крыше корпуса, мимо, которого проходил, несколько безобразных бесов. Когда поведал об этом руководителю, тот сказал: “Из сего познай, что врагу неприятны, старческие наставления и твои откровения; значит, они по Богу, и тем более должен быть ты откровенен к старцу, чтобы незаблудно идти путем благочестия и спастись. Св. Василий Великий говорит, что труднее всего знать и врачевать самого себя, ибо человеку прирождено самолюбие и самопристрастие. Враг нашего спасения всячески вооружается на нас, его козней и коварства нельзя победить без духовного руководителя. Один бывает наиболее способен к искусному чтению, другой особенно приятно поет псалмы, третий более склонен к заклинанию одержимых злым духом, четвертый наиболее подходящ к наблюдению за ризницей. Пусть священнослужитель все это примет к соображению и потом определит каждого на должность, какая ему наиболее подходит. Свт. Амвросий Медиоланский В видениях и чудесах бывает прелесть, надобно их опасаться и говорить: “Я недостойна”. Смиренный не пожелает чудес. Да, не чудес надобно желать нам, а чтобы не согрешить перед Богом. Но есть и ныне чудотворцы — только кто они? Смиренные, терпеливые, кроткие, которые противятся искушениям врага, соблюдают тишину душевную и телесную — вот чудотворцы!.. Творили чудеса молчания и молитвы! Арх. Феофан Новоезерский Враг представляет, что здесь не так полезно, в другом месте лучше. Сказать против этого: “Господь Бог знает лучше нас, куда меня привел”. Арх. Феофан Новоезерский С умной молитвой надобно соединять и устную. Враг и самих слов молитвы боится. Арх. Феофан Новоезерский Не будем стыдиться креста Христова; пусть Другой делает это скрытно — ты явно знаменуй им чело, чтобы диаволы, видя знамение Царя, с трепетом убегали от него. Свт. Кирилл Иерусалимский Как диавол никогда столько не старается стлать нам свои сети, как за столом, возбуждая к невоздержанию и похоти, либо к чрезмерной радости, то мы должны приличным образом вооружаться псалмами пред обедом и во время обеда и, вставая из-за стола, опять возглашать с нами и детьми песни во славу Божию. Свт. Иоанн Златоуст Князем мира диавол называется не как владетель и господин мира. Да идет от нас такая богохульная мысль! — и как возможно, чтобы властвовал над миром тот, кто не имеет власти же над свиньями? Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожеланием богатства и вещей друзей мира сего, берет над ними власть. Князем же тьмы называется он потому, что ниспал от света Божественной славы по причине гордости своей. Прп. Симеон Новый Богослов Прп. Илларион Великий учил, что ради людей диавол иногда овладевает и вьючными животными; он до того пылает ненавистью к людям, то желает гибели не только их самих, но и того, что им принадлежит. Примером этому он приводил, что прежде чем диаволу было дозволено искушать св. Иова, он погубил его имущество. Однажды Александр без благословения старца сделал себе четки из веревки, но, увидя свою ошибку, бросил их в огонь, “яко дело бесовское” На Рождество Христово старец разрешил ем; употреблять “воды горячей”, а он, “по действию бесовскому”, вздумал от нее воздержаться вопреки обету послушания; и от этого чувствовал сильное уныние. И помысл (от Ангела), его укоривши за составление своего разума, сказал: “Хотя бы батюшка тебя благословил мяса наесться или еще какую скверну употребить, то гораздо для тебя лучше было и полезнее твоего самочинного воздержания”. Подвижники благочестия “Держай гнев на своя други в область дается диаволу”: Некто монах Исаак рассказывал следующий случай из своей жизни. Однажды, — говорил он, — я поссорился с братом и стал гневаться на него. Между тем, сидя раз за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, тревожимый страхом ответственности перед Богом, думал: что мне делать? В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как бы следовало, крестного знамения, сказал: “Ты согрешил и тревожишься; отдайся мне и будешь спокоен”. Я же, узнав, что это диавол, отвечал “Уйди, ибо ты не от Бога”. Он же мне: “Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой”. “Нет, — говорю, — не твой я, дьяволе, а Божий”. Он сказал: “Гнев держащих и зло помнящих Бог предал нам; ты же три недели гневаешься на брата своего”. Я отвечал: “Лжешь”. А он: “Ты зло имеешь на него, а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты мой”. Услышав это, я тотчас же пошел к брату моему, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не терпя моего примирения, из злобы сжег мое рукоделие и рогожу, которую я подстилал, когда молился. Диавол всяким образом старается привести нас в отчаяние, ибо знает, что, если и мало покаемся, не без награды останемся, но как за стакан холодной воды подающий получает награду от Бога, так и раскаявшийся о нечестиях, которые сделал, хотя и не покажет достойное грехов исправление, но и за это самое (раскаяние) получит награду. Свт. Иоанн Златоуст Диаволы боятся, трепещут и бегут от лица причащающегося Св. Таин, потому что в тот час причастник дышит огнем Божественным. Видение, дивное для св. Ангелов и страшное для демонов. Не сияет так звезда на небе, как сияет душа христианская от света благодати Божией в час причащения... Если бы душа наша разлучилась тогда с телом, то получила бы себе место с мучениками, девственниками и преподобными. Троицкий лист № 210 Удаляющиеся от Церкви и причащения делаются врагами Божиими и друзьями демонов. Прп. Ефрем Сирин Кто не причащается Чаши Господней, тот претворяется в беса: вот в чем лишение и погибель вечная. Свт. Димитрий Ростовский |