Подвижник
Ор получил и другую благодать,
именно власть изгонять бесов;
так что многие из одержимых ими
громко проповедовали о его
житии, хотя он и не хотел этого. При моих глазах к св. Макарию привели отрока, одержимого злым духом. Положив правую руку ему на голову, а левую на сердце, святой до тех пор молился о нем, пока он не повис в воздухе. Отрок раздулся, как мех, всем телом своим, сделался по весу весьма тяжел и вдруг, вскричавши, стал всеми чувствами извергать из себя воду. Но когда это кончилось, он опять пришел в прежнюю свою меру. Затем, помазав его св. елеем и окропив освященною водою, Макарий отдал его отцу. Пресвитера Аммона часто мучили демоны и доводили до такой слабости, что он не мог стоять пред жертвенником и приносить дары. Но являвшийся Ангел, взяв его за руку, тотчас возвращал ему силы и становил его здоровым пред жертвенником. Авва Питирион много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. “Итак, чада, — говорил он, — кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти; ибо какую страсть кто победил, такого и беса изгонит. Например, бес действует посредством чревоугодия — если вы преодолеете чревоугодие, то изгоните и демона его”. Когда нас укоряют в чем-либо, это не должно раздражать нас и приводить в уныние, а смирять нас как нравственно ничтожных и обращать к Богу с усердною молитвою, чтобы Он немощное в нас уврачевал и оскудевающее восполнил Своею благодатию. Унывать же совсем безрассудно, ибо христианин при помощи благодати Божией, если восхощет, всегда может измениться к лучшему, — да для этого Господь и посылает нам обличителей, чтобы они открыли нам сердечные очи, чтобы мы увидели безобразие дел своих и, видя, исправлялись, а не для того, чтобы повернуть нас в уныние. Уныние — грех и дело диавола. Обличения должны производить в нас печаль по Бозе, производящую покаяние во спасение, а не печаль самолюбия. Ныне ученые люди поставили и ставят огромного идола и велят всем поклоняться ему, да и сами кланяются ему. Этот идол — отрицательная литература; нечистый дух, нас движущий, — гордый, богопротивный, неверующий разум. Диавол хитер, — о, как хитер! Он и в христианине изобрел тонкое идолопоклонство, сообразно с направлением и духом века и со степенью его умственного развития. Уж какой злой хитрец! Как он ворочает бедным человечеством, удалившимся от сердечной веры во Христа! Как он сильно влечет людей в ад сплетенным и постоянно сплетаемым вервием от самых же людей! Боже мой, Боже мой! Нашим же разумом, который должен был нас вести к живому, вечному Богу, он губит нас! Нашим же почерпалом черпает нам мертвую воду житейского, стихийного, суетного мудрования, подает ее пить нам и другим людям вместо живой воды Слова Божия! А мы пьем да пьем, не подозревая, что то мертвая вода. Ревнующие о благочестии, брат и сестра! Тебе придется слышать и, может быть, нередко, более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек; ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за свое благочестие, хотя враждующие не будут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя, — не возмущайся этим и не приходи в отчаяние, потому что диавол в самом деле может преувеличить до огромных размеров некоторые слабости твои, от которых и ты не свободен как человек, но припомни слова Спасителя: враги человеку — домашние его, и от недостатков исправляйся, а благочестия держись твердо. Чем более умножается внешнее состояние благочестивых, тем более свирепеет против них сатана и вооружается на них искушениями (кознями), как на Иова. Потому, боголюбцы, когда умножается благосостояние дома вашего, ожидайте сильных нападений от сатаны: то на того, то на другого он будет бросаться в семействе и мучить его. Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим. В великие праздники враг и завистник наш — диавол оскорбляет, опечаливает и повергает нас в крайнее уныние или болезнями телесными, удручающими и подавляющими дух, или своими духовными разжженными стрелами, или крайним бесчувствием и холодностью. В скором времени сделается явным, что враг в тебе коварствовал, а не то, чтобы причиною твоей скорби и болезни было мрачное, естественное расположение духа. Нет для бесов печальнее времени, как время поста, потому что они с особенною силою свирепеют во время поста и с особенною лютостию нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенною силою стужают в храме и на дому благочестивых христиан, ревнующих о молитве, посте и покаянии. Кто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремленной во время самого совершения Таин покаяния?! Малейшая оплошность со стороны священника, малейшее неправедное движение сердца — и они со своею бесовскою лютостию входят в сердце священника и долго, долго мучат его, если он усерднейшею молитвою покаяния и живой веры вскоре не изгонит их, незваных гостей. Чем кто благочестивее, на того тем более Диавол понуждает нас озлобляться, как Саула на благочестивого Давида; кто чем святее, на того возводит большую хулу, как например, на Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим; пред простосердечными побуждает возноситься, простоту их веры да и самые предметы их веры и благоговейного поклонения презирает. Да торжествует бесконечная любовь и милосердие Владыки вследствие нашего искреннего признания грехов и да посрамится вконец греховная лесть диавола, научающего нас таить свои грехи и не сознаваться в них, да расторгнутся чрез покаяние все сети и связи диавольские, как паутина. Диавол домогается, чтобы мы утаивались с своими грехами и тем удобнее и больше во тьме предавались им; а мы будем и здесь разрушать его козни, будем исповедовать грехи, чтобы и нам, и всем другим было видно, какой мерзости мы предаемся или предавались, и чтобы тем удобнее, по сознании мерзости, исправлялись в ней. Глаголи, сказано, беззакония твоя, а не молчи о них, да оправдишися. Жизнь христианина должна быть постоянным вниманием к себе самому, то есть к своему сердцу, потому что каждую минуту невидимые враги готовы поглотить нас; каждую минуту зло кипит в них на нас. Диавол имеет обычай нападать на нас в тесных обстоятельствах. Презорство к творению касается и Творца; поэтому не смей говорить эти и подобные им слова: “Мне не нравится лицо этого человека, хоть он, может быть, и хороший человек”. Это диавольская ненависть к созданию Божию, диавольское гаждение. Помни, что всякий человек есть образ Божий и вся слава его внутри, в сердце. Человек зрит на лицо, Бог же — на сердце. Любовь — Бог. Если Бога любишь, Бог в тебе пребывает и ты в Боге. Злоба — диавол. На мгновение озлобишься на ближнего — и бес в тебе; зайдет иголкой и постарается сделаться в тебе горой — так он расширяется и так он тяжел! Итак, люби постоянно Бога и ближнего. Не допускай до сердца своего злобы ни на мгновение, считая ее бесовскою местью. Особенно духа животворящего видишь в святых людях, как в храмах Его. Но в людях неверных и нечестивых видишь почти на каждом шагу и дела злого духа — все страсти, возмущения, вражды, противления. Ангелы хранители необходимы для людей по причине коварства злых духов над людьми: люди их не видят сами. Люди очень немощны для духовной жизни. Кроме благодати Божией, нужно еще лицо, исполненное этой благодати, мудрое, крепкое по своей природе — а таковы Ангелы. Кроме того, по исходе из жизни должны быть свидетели о делах человеческих против бесов. Диавол принимает огромное участие в грехах людей; потому в молитвах пред исповедью грешные люди снисходительно осуждаются в грехах пред Господом, как “прельщенные диаволом”, потому никто не считай себя отверженным, хотя бы и был великий грешник: в твоих грехах много виноват диавол. Вспомни немедленно Иисуса Христа и обратись к нему тотчас о прощении грехов своих. Он — Агнец, вземляй грехи мира: Он на то и Агнец Божий, чтобы принимать на Себя и очищать грехи наши. Между мною и Богом, между мною и ближним часто становится темная, злая сила. Я это знаю по опыту, верно, логически. Чудо могущества веры! Живая мысль о Боге, сердечная вера в Него— и Он со мною; благочестивое чувство — и Он со мною. Но диавол входит в меня через помыслы скверные, лукавые, хульные — сомнения, страха, гордости, раздражительности, злобы, скупости, зависти; значит, и его власть надо мною совершенно от меня зависит: только будь я внимателен к себе да содержи непрестанно в уме имя Господа Иисуса Христа с верою и любовию, и он бессилен сделать мне какой-либо вред. Когда запрещаешь диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый... Где употребляется с верою имя Божие, там оно созидает: ибо самое имя Божие есть сила. Пока мы проводим плотскую жизнь и не приступаем сердечно к Богу, до тех пор бесы таятся в нас, скрываясь под разными страстями: жадностью к пище и питию, блудным разжжением, гордостью и гордым вольномыслием о вере, о Церкви, о догматах веры, злобою, завистью, скупостью, сребролюбием, так что мы живем по их воле; но когда приступим искренне работать Господу и заденем за живое гнездящихся в нас демонов наших страстей, тогда-то они на нас вооружаются всею своею адскою злобою, всеми своими страхованиями огненными и разновидными, сильными, жгучими пристрастиями к земным благам, пока не выгоним их из себя усердною молитвою или Причастием Св. Таин. Так бесноватые бывают покойны до того времени, доколе их не приведут к святыне, а подведут — откуда возьмется сила необыкновенная, отвращение от святыни, хула, оплевание святыни, пронзительный крик. Вот вам объяснение или разрешение вашего недоумения — отчего бесноватые, или так называемые кликуши, кричат в церкви во время обедни или когда их подводят к св. мощам; это потому, что бесы встречаются с благою силою, им ненавистною и сильнейшею их, которая палит, теснит, поражает их праведно, гонит их вон из любимого их жилища. Чем большему числу людей испрашиваешь благ у Господа и чем выше эти блага, тем сильнее диавол противодействует молящемуся священнику, чтобы за его усердную, горячую молитву Бог не дал тех благ, ибо по вере вашей, сказано, будет вам, и еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему. Впрочем, где умножаются козни диавола, там избыточествует благодать Божия. Во время молитвы при сильных искушениях от диавола всю печаль свою возверзи на Господа, яко Тот печется о тебе. На молитве только веруй в Господа, яко одесную тебе есть, и все возможно тебе будет. Где песни развратные, туда собираются бесы. Свт. Иоанн Златоуст Священник всемерно должен стараться поддерживать в себе смелость, мужество, дерзновение, вопреки бесплотному врагу, непрестанно всевающему в него свою мечтательную боязнь, свой нелепый страх; иначе он не может быть ни обличителем пороков людских, ни истинным служителем Таинств. Дерзновение — великий дар Божий и великое сокровище души! В земной брани или войне смелость, или храбрость, много значит, ибо она творит чудеса; а в духовной брани и тем более. Пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы, прежде не ведая, работали, которых коварства — при озарении теперь нас светом благодати Божией — ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей. Диавол через плоть нашу и вообще через вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так, через вино, чай, кофе, через лакомства вообще, через деньги, одежду и проч. он разжигает наши страсти. Потому надо крепко беречься пить много вина, чаю или кофе или есть лакомства, особенно без другой — существенной, крепкой и здоровой пищи. Се сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу. Вот кто так сильно рассеивает наши мысли в храме при богослужении, дома на молитве; вот кто отвлекает наши мысли от Бога, от души нашей и душ человеческих, от небесного и вечного; вот кто занимает нас земными безделками или земною суетою, земным ничтожеством, земною прелестью: пищею, питьем, одеждами, жилищами и проч. и проч. Надо нам молиться друг за друга, да не оскудеет вера наша, как Спаситель молился о Петре. Если во время или вне молитвы враг запнет душу твою какими-либо хулами и мерзостями, не унывай от них, но скажи с твердостию в сердце своем: для очищения этих-то и подобных им грехов и пришел на землю Господь наш Иисус Христос; в этих-то и подобных им немощах и пришел Многомилостивый помочь нам; и когда скажешь эти слова с верою, сердце твое тотчас успокоится: ибо Господь сердце твое очистит. Вообще, ни от какого греха, как от мечты, не надо унывать, а уповать на Спасителя. Всем надо знать и веровать, что есть духовный, смертоносный змий, называемый диаволом и сатаною, осужденный Творцом на вечное мучение, могущий увлечь в вечную муку людей неверующих и беззаконных и нераскаянных. Всем также надо знать и веровать, что от Бога послан в мир Спаситель, чтобы спасти людей от смертоносного жала этого змия греха и вечной смерти, и что этот Спаситель всем подает Свое спасительное врачевство против угрызений этого змия: веру, молитву, покаяние и Св. Таины Тела и Крови Своей. Через пристрастие наше к плоти, ее похотям или через излишнее ценение плоти и всего плотского царит диавол в наших сердцах, исполняя богопротивную волю свою, и изгоняя из наших сердец Царствие Божие, и разрушая дело Иисуса Христа: возведение нас на небеса. Истинно! Презирати убо должно плоть: проходит бо. А в нынешний век, у людей века сего вся цена — плоти и плотскому и никакой цены духу и духовному: вере и добродетели. Надо твердо верить, что Дух Святый везде, на всяком месте, что в Нем все небо близко к нам, как на ладони, со всеми Ангелами и святыми... Враг усиливается всячески стать твердою, высокою и мрачною стеною (на молитве) между твоею душою и Богом или Богородицею, Ангелами и святыми, не допускает, окаянный, чтобы сердечное око зрело Господа или святых Его, затмевает всячески сердце, веру рассеивает, внутренности теснит, жжет, омрачает. Все эти действия надо считать за мечту, за ложь и сквозь эту мечтательную стену прорваться к Господу или к Богоматери и к Святым. Как прорвешься, так тотчас ты и спасен. Вера твоя спасет тебя. У нас есть верный барометр, который показывает возвышение или понижение нашей духовной жизни, это — сердце. Его можно назвать и компасом, коим мы руководимся в плавании по морю этой жизни. Он показывает, куда мы идем: к Востоку ли духовному — Христу или к Западу, к темной державе имущему державу смерти — диаволу. Только смотри со вниманием на этот компас — не обманет и укажет истинный путь. Аще сердце наше не зазрит нам, дерзновение имамы к Богу, то есть приближаемся к Востоку. Смотря на мир Божий, что я вижу? Вижу везде необыкновенную широту, игривость жизни в царстве животном: между четвероногими, между гадами, насекомыми, птицами, между рыбами. Теперь спрашивается, отчего же теснота и скорбный путь жизни у человека, и особенно у людей, ревнующих о благочестии? Господь разлил везде жизнь, довольство и радость с простором, и все твари, кроме человека, прославляют Творца довольством, жизнию и игривою радостию. Отчего же во мне разногласие с общею жизнью? Разве я не творение того же Творца? Разгадка простая. Наша жизнь отравляется то нами самими — грехом, то врагом бесплотным, особенно им, и преимущественно у тех людей, которые подвизаются в благочестии. Жизнь человека — истинного христианина — впереди, в будущем веке; там откроются для него все радости, полное блаженство. А здесь он изгнанник и под наказанием: здесь иногда вся природа вооружается на него за грех, не говоря об исконном враге, который, как лев, рыкая ходит, иский, кого поглотити. Итак, не смущаюсь тем, отчего в мире везде радость и довольство, а во мне часто нет радости и я смотрю угрюмо на радость и простор Божиих тварей. У меня есть палач за грех, этот палач всегда со мною и бьет меня. Но и для меня настанут радости, только не здесь, а в другом мире. Соединяйся с Богом душою своею посредством сердечной веры, и все можешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? Победишь. Враги видимые, внешние? Терзают страсти? Одолеешь. Подавляют скорби? Отвратишь. Унываешь духом? Получишь мужество. Все с верою возможешь победить и самое Царство Небесное получишь. Вера — величайшее благо земной жизни: она соединяет человека с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным: прилепляйся Господеви, един дух есть с Господом. Сама мысль и даже само слово (вдохновение) приходят к нам отвне. Это, впрочем, в состоянии благодати и в случае нужды. Но и в обыкновенном нашем положении все светлые мысли от Ангела Хранителя и от Духа Божия, тогда как, напротив, нечистые, темные — от нашего поврежденного существа и от диавола, всегда приседящего нам. У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы, каждое мгновение жизни — война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их, сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовию, в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы избегай всячески холодного равнодушия. Весьма часто бывает, что на устах молитва, а в сердце — лукавое маловерие или неверие, устами как будто близок человек к Господу, а в сердце далек. А во время молитвы лукавый все меры употребляет к тому, чтобы охладить и излукавить наше сердце самым незаметным для нас образом Молись да крепись. Враг исконный — диавол во время твоей молитвы не дремлет и всеми способами усиливается окаменить и сделать нечувствительным, лживым и лукавым твое страстное сердце, усиливается изгнать из твоего сердца веру и упование на Бога с любовию к Нему, и любовь, и сочувствие к ближнему, и занять тебя единственно мирскими, временными интересами. Внемли, внемли себе, своим сердечным помышлениям и не связывайся житейскими похотьми и сластьми! Сладостию твоею да будет Единый Бог. Христос показывает и влечет к вечной жизни, а диавол обольщает временной жизнью и прилепляет к временному, скрывая вечную во мраке или наводя на человека неверие в вечную жизнь. Замечайте козни ею и не обольщайтесь земной жизнью. Истинный христианин никогда не забывает, что он в этом мире — пленник диавола, воздыхает непрестанно о духовной свободе, даруемой Сыном Божиим всем верующим в Него и употребляющим усилие освободиться от рабства грехам; истинный христианин живет осторожно, пользуясь умеренно всеми земными вещами, не проводит время в праздности и праздных грехах, не лихоимствует, не завидует, постоянно молится, кается в грехах своих. Ибо каждый грех есть смерть для души, потому что он убивает душу, потому что он делает нас рабами диавола-человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Надо сказать, что дух привязанности к земному, щадения и жаления земного есть дух диавольский, и диавол сам вселяется в человека через привязанность его к земному; он нередко входит в наше сердце, как наглый победитель, через мгновенное пристрастие к земному, не отвергнутое тотчас, помрачая, подавляя, умерщвляя дух наш и делая его неспособным ни к какому делу Божию, заражая его гордостью, хулою, ропотом, презорством святыни и ближнего, противлением, унынием, отчаянием, злобою. По постоянному замечанию, что Бог самомалейшей мгновенной нечистоты не терпит в тебе, и тебя тотчас по допущении в сердце какого-либо нечистого помысла оставляет мир и вместе Сам Бог, и ты делаешься вместилищем диавола, если тотчас не отвергнешь греха, так что о всяком помысле греховном, тем более слове и деле греховном, надо сказать — это диавол; а о всяком помысле святом и благом, равно как слове и деле, мы должны сказать, что это — Бог или это от Бога... Вообрази, кто мы — трости, ветром диавольским колеблемые; дохнул диавол своею хулою в наше сердце и сейчас колеблемся его хулою, смущаемся, унываем, тогда как надо презирать все его хуления или не обращать на них внимания, как на мечты. Вся тварь свидетельствует о бесконечной благости и правде Творца, сам сатана и его ангелы своим позорным бытием и всезлобными кознями над людьми доказывают безмерную благость и правду Творца; ибо кто был прежде сатана и его ангелы, — какие светы, какие сокровищницы, коликих благ и чего они лишились по своей решительно — произвольной неблагодарности, гордости, злобе и зависти против Господа? Не пали ли они совершенно обдуманно и намеренно, с целью вечно воевать против Творца и Его тварей, разумнословесных тварей? Судя по злобным действиям сатаны в мире, по множеству и силе их, можем догадываться, какой великий, могущественный дух был сатана, прежний денница! Судя по множеству омрачения и прелести его в людях, по всему миру рассеянных (льстяй вселенную всю), можно догадываться, как он был прежде светел и преисполнен истины! В сладости рая Божия был еси, всяким камением драгим украсился еси (Иез. 28, 13). Судя по наводимым от него вселукавым плотским и нечистым вожделениям, можно заключать, сколь по благости своей, полученной им от Творца, он был вожделен, любезен! Судя по коварству и злым делам, можно догадываться, как он был умен и сколько он мог принесть добра, как он много мог бы послужить Творцу своему в Его промышлении о низших духах или о людях! По этому злому огромному колоссу, сатане, судите, какое великое, благое, преукрашенное, пресветлое, могущественное, умное создание был прежде сатана. Сколько он вмещал в себе даров благости Творца и чего он лишился по злому своему и намеренному безумию! По злобе его в людях судите, сколько он прежде был благ; по зависти судите о прежнем его доброжелательстве; по беспредельной его алчности и скупости в людях судите о его щедротах, по его гордости — о его полученном от Бога величии; по его унынию в людях, скуке, тоске, иногда нестерпимой, — о его бывшем блаженстве. Ибо он настолько был прежде благ, насколько теперь зол! Он предлежит вечным уроком для смирения и покорности всех Ангелов небесных и всех благомыслящих людей. Ибо сколь Ангелы ни совершенны или сколь люди ни умны и вообще сколь бы они были в чем-либо совершенны, они все это имеют от единой благости Творца, а не сами от себя и должны за все это благодарить Творца и молить о всем с верою несомненною в Его благость и всемогущество, с надеждою все получить от Него. Злые духи пали по гордости и злобе; для всех человеков в том урок — смиряться пред Творцом, считая себя за ничто, и все приписывать Творцу, и жить единственно Творцом и исполнением Его воли, и — дивны дела Твои, Господи! — то, чего не сумел и не захотел стяжать денница при своей мудрости, то стяжала Дева из рода вместе бренного и духовно-бессмертного; Пресвятая Дева Мария стяжала Себе смирение беспримерное, стяжала высочайшую святыню. Радуйся, благодатная: Господь с Тобою! Призре Господь на смирение рабы Своея. Так и все мы, как сами в себе сущая малость, как всё имеющие от Бога, кроме греха, должны постоянно и глубоко смиряться пред Творцом, во всем прибегая к Его милосердию. Премерзкий враг силится уничтожить любовь любовию же: любовь к Богу и ближнему — любовью к миру, его благам мимолетным и к его растленным, богопротивным обычаям, любовию плотскою, любовию богатства, почестей, удовольствий, игр различных. Поэтому да погашаем в себе всячески любовь к миру сему и да возгреваем любовь к Богу и ближнему через самоотвержение. Невелики дела благотворений, если делаешь их без малейшего самоотвержения... Какие благотворения мнимые? С благотворительною целию делают увеселения, то есть прежде всего хотят намеренно послужить своей греховной плоти, диаволу, а потом уже — ближнему и Богу. Да это вовсе не благотворение! Одно только имя благотворения носит. Как много теряют люди в домашней беседе для оживления ее через то, что не говорят о Боге! Как одушевился, плодился и разнообразился бы их разговор! У верующих тогда потекли бы реки от чрева их спасительных слов. Сколько такие разговоры доставили бы назидания, успокоительности, истинной сладости! Между тем теперь, не говоря о Боге в домашних кружках, а говоря о суете мирской, скоро истощаются в разговоре, скучают и потом убивают драгоценное время в глупых играх или танцах. Враг рода человеческого подметил эту слабость в людях заниматься суетными житейскими разговорами и вообще проводить время в суетных забавах; он извлек и извлекает для себя из этой слабости огромную выгоду: завел театры, цирки — истинное осуществление суеты, истинное посмеяние над суетою людскою... Несомненно, что диавол в сердцах весьма многих людей сидит какою-то сердечною вялостию, расслаблением и леностию ко всякому добру и полезному делу, особенно к делу веры и благочестия, требующему сердечного внимания и трезвения — вообще духовного труда. Так он поражает сердце вялостию, а ум тупостию во время молитвы; так он поражает сердце холодностью и бездействием сердечным тогда, когда нужно делать добро, например сострадать страждущему, помочь в беде находящемуся, утешить печального, научить невежду, наставить на путь истины заблуждающегося и порочного. Надо постоянно внимать своему сердцу, прогонять из него мглу лености и окамененного нечувствия, наблюдать, чтобы оно всегда горело верою и любовию к Богу и ближнему и готово было на все труды и самопожертвования для славы Божией и для спасения ближнего. Диавол сидит в наших сердцах еще необыкновенно сильною раздражительностью: мы становимся иногда так больны самолюбием, что не терпим ни малейшего противоречия, препятствия вещественного или духовного, не терпим ни одного слова негладкого, грубого. Но тогда-то и надо терпеть, когда доходят воды злобы и нетерпения до души нашей. Что будет с нею, что будет с человеком, когда на него диавол пустит реку своих искушений и повеет на него ветром своих козней? Если... твердо христианин стоит на камне — Христе, то не падает, а если стоит на песке своего мудрования и страстей, то сильно падает. Диавол внушает нам, нудит нас надеяться не на Бога, а на отличия и преимущества, на знатность рода, на ум, на образование, на книги, внушает нам искать наслаждения в пище, питье, одеждах, в концертах светских, в театрах, в смехотворстве, в празднословии, в игре слов. Но истинный раб Божий всегда и во всем полагается на Господа своего, действующего вся во всех, общего всех Отца и Промыслителя, слыша глаголющего: всю печаль вашу возверзите на Него, яко Той печется о вас. По начинающемуся в душе смущению и насилию узнавай велиара и противопоставляй ему тотчас камень — Христа; разобьет о Него свои зубы велиар, а до тебя не дойдет. Но смотри, люби всякого, как самого себя. Диавол пленяет и побеждает человека в этом мире тем, что через меру возбуждает естественные душевные и телесные потребности человека, как-то: потребность пищи и питья (и как на деньги все получается, то и денег), потребность одеяния, потребность удовольствия, потребность чести и славы, доброго имени. Все это и подобные потребности человеческие, вложенные Богом в самую природу человека, диавол извращает непрестанно, доводя до крайних пределов, иногда без всякой нужды (например, в пище и питье), и тем топит душу и тело, отрывает душу от Бога через прилепление ее к чувственному или через ниспадение ее в чувственность и в страсти злобы, гордости, зависти, уныния, чревоугодия, блуда, пьянства, корыстолюбия, честолюбия и проч. Поэтому нужны: пост, девство, нестяжение, кротость, смирение, незлобие, вера, надежда и любовь, молитва, богомыслие. Как яда смертельного беги холодности и равнодушия к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским, ибо в сочувствии, особенно деятельном, выражается любовь и доброта христианина, а в любви есть весь закон, и напротив — в бесчувствии выражается наше самолюбие, наша злоба, недоброжелательство и зависть. Так молись за всех, за кого молиться велит Церковь или сам добровольно молишься, как за себя, и не ослабевай в искренности, не теряй внутреннего уважения к лицу или к лицам, о коих молишься: не унывай от козней врага, подкапывающего сердце твое и усиливающегося поселить в сердце ко всем отвращение, вырвать из уст молитву о всех людях, которые есть лучшее доказательство евангельской любви к ближним. Люди недоумевают и, сказать правду, многие не верят той чести, которая обещана праведникам в будущей жизни, потому что сатана унизил человечество в его собственных глазах. Но такая почесть действительно будет, на нее должно надеяться: человек — образ Божий: для того-то и воплотился Сын Божий, чтобы восстановить Свой образ. Когда бываешь очень молод или живешь жизнию мира грешного, тогда знаешь и Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого, сатану всезлобного, только по одному имени, и думаешь, что Христос от тебя далеко — на небе, и диавол где-нибудь есть, только никак не близко, не около тебя, и хотя слышишь, что он зол, но думаешь, что злость его до тебя не касается; но когда будешь в зрелых летах и вступишь в жизнь подвижническую, когда будешь служить Богу чистою совестию, тогда испытаешь на сердце и благое иго Спасителя, и тяжкое, несносное иго сатаны, который оскорбляет нас. Мы приглашаемся в сообщество Херувимов, Серафимов, Престолов, Господств, Ангелов и Архангелов вместо отпадших, возгордившихся Духов. Эти возгордились и сказали в себе Богу: “Как-то Ты восполнишь наш недостаток, который для Тебя нестерпим и ощутителен, как для Премудрого, не терпящего ни в чем недостатка и дисгармонии в мире Своем?” А Господь в ответ и в посрамление диавола изволил создать из персти человека и перстными существами восполнить недостаток ангельских миров вследствие отпадения гордых духов; и это бесконечное посрамление — бесконечно великое наказание гордецам; оттого-то они все силы адские употребляют на погубление людей. Для большего показания любви Своей и для большего посрамления диавола Сам Господь облекся в перстное тело человека, чтобы исхитить его из власти диавола. Диавол нападает на человека чаще всего тогда, когда его молитва успешна, когда молящийся имеет уже внутреннее свидетельство, что Господь услышал его молитву, когда в мыслях его наступил мир и на сердце его стало сладостно и легко; тогда, обыкновенно к концу молитвы, при самом малом расслаблении и невнимательности в сердце молящегося проникает тяжесть, огонь, преодолевающий сердце, — и человек начинает чувствовать крайнюю тяжесть от молитвы и отвращение к ней, вместо прежней легкости и расположения. Это — козни, хитрые, подводные действия врага, любящего посмеяться над нами, особенно в конце наших благочестивых занятий, чтобы мы впали в уныние, в отчаяние и посчитали бы свои труды в святом деле потерянными... Примечательно, что это происходит с более совершенными, особенно со священниками, и то чаще на большие праздники, когда диавол старается привести нас в отчаяние неожиданными болезнями, телесными искушениями или внезапными ссорами и крайним бесчувствием и холодностью. Так как Дух Божий есть грозная сила, страх и мука демонов, то демоны всеми своими адскими кознями противятся Духу Божию и хулят Его. Так как Дух Божий есть дух спасающий, дух единения, любви и мира, то они всеми мерами противятся единению, любви и спасению людей. Из-за них произошло разделение церквей — на Восточную и Западную; заметьте: из-за догматов о Св. Духе и произошло разделение. Еще демоны всячески силятся исторгнуть — и исторгли — из сердец христиан веру в Евангелие и в Церковь Христову, что есть также хула на Духа Святого; всеми мерами стараются погрузить христиан в дела плотские и в скверны плотские, чтобы не пребывал в людях Дух Божий, как в допотопных людях; и не видим ли мы, что люди преданы сребролюбию, объедению, пьянству, распутству в огромных размерах?.. Еще духи злобы нападают на Духа Божия в мыслях и сердцах отдельных людей; веру в Него колеблют; горе нам: да не похулим Духа Святого Божия Животворящего. Не садись за стол с возмущенным какою-либо страстию духом, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питье — в болезнь, а не в здоровье, ибо враг через все коварствует и ищет повредить человеку. Садись всегда за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питьем будут тебе во благо и во здравие. Когда сердце твое поражено врагом, гнездящимся в тебе и производящим в тебе смущение, тесноту и упадок духа, не говори тогда проповеди, чтобы она вместо пользы не принесла соблазна, вместо питания духовного не сделала духовного головокружения и тошноты; не делай и выговоров в это время: они раздражают только, а не исправят. Вообще, когда враг гнездится в душе, тогда надо более молчать, ибо мы тогда недостойны слова, которое есть дар Слова Ипостасного. Прогони врага, водвори мир в сердце — и тогда говори. Никогда не отчаивайся в милости Божией какими бы грехами ни был связан по искушению диавольскому, но молись всем сердцем с надеждою на помилование, толцы в двери милосердия Божия — и отверзется тебе. Я, грешный иерей, пример тебе: как я ни согрешу иногда по действу диавольскому, однако по раскаянии всё; все Владыко прощает, особенно по достойном причащении Св. Таин: как снег или волна, убелишься Кровью Христовою; мир пренебесный будет обитать в сердце твоем; и легко, легко тебе будет на сердце, блаженным сделаешься. Забудешь все возмущения, тревоги и тесноту диавольскую, совсем новым сделаешься и как будто из мертвых воскреснешь. Не отчаивайтесь, братие, какие бы грехи вы ни сделали, только сердцем сокрушенным и духом смиренным покайтесь. Любовь не раздражается, а ты раздражаешься. Смотри: враг коварствует над тобою, ибо в сердце при гневе погасает вера в Бога и теряется дерзновение пред Богом. Диавол иногда действует в уме, как беспокойный совопросник о непостижимом, как дерзкий посягатель на неприступные тайны Трех Лиц Божества, на их взаимные отношения. С благоговением и крайне осторожно нужно мыслить о троичности Божества. Враг бесплотный крепко борет нас во время богослужения, потому что в это время совершается наше посредство благодатию Божиею возрождение душ наших; потому да не унываем от наветов вражиих, но да мужаемся и крепимся. Уныние, случающееся с нами от неудачи в каком-либо деле, особенно священническом, которое мы делаем для других, и стыд на лице происходит от врага нашего бесплотного, который везде ищет нас поглотить, яко лев рыкающий, и нудит нас ко всякой неудаче, ко всякому греху. Поэтому, чтобы быть беспреткновенным в деле, надо готовиться к нему предварительно разумным изучением его, соединенным с воздержанием и молитвою; надо стремиться к совершенству во всем и не давать место диаволу. Если случится неудача в деле, не надо поддаваться унынию, но, признав пред Богом свой грех и свою немощь, смириться пред Ним, отвергнуть свое самолюбие и, не стыдясь, признаваться в своем грехе и в своей неосмотрительности, в лености или слабости, и грех свой повергнуть в бездну милосердия Божия, прося Его милости и помощи на будущее время к доброму и успешному совершению своего дела. Архимандрит Исаакий, живя еще в миру, готовился к монашеству и подвижничал. Так, он ежедневно клал по тысячи поклонов. По поступлении в монастырь, он сказал об этом старцу Льву, и тот вместо тысячи назначил ему 50 поклонов. Через несколько времени он приходит к старцу и говорит: “Простите, батюшка, — мне стыдно сознаться, но я почему-то не могу положить 50 поклонов”. Старец велел ему класть 25. Прошло еще немного времени, как он снова является к старцу и говорит, что он никак понять не может, почему в миру он делал тысячу поклонов, а здесь и 25 не может? Тогда старец Лев пояснил ему: “В миру тебе враг помогал: ты клал и гордился этим; а тут ты кладешь не по своей воле, а из послушания, видишь свою немощь и смиряешься — оттого и трудно”. Касательно Иисусовой молитвы, старец о. Иосиф говорил мне, что ее надобно произносить раздельно, редко; а что помыслы приходят — это обычно диаволу навевать, дабы отвлечь внимание от молитвы. Но тут-то и нужно усерднее и более углубляться в молитву и помыслы, то есть сам диавол, жегомый страшным именем Иисусовым, бежит... “А иногда враг держит за сердце, раздражает ненавистью к кому-либо и осуждением”. Один священник писал старцу Иосифу Оптинскому, что умершая в его приходе девушка является своей подруге, прибавляя, что последняя еще совсем юная, чистая и невинная. — Старец на это ответил ему, что блж. Диодох советует не доверяться даже истинным благодатным явлениям. Господь не взыщет за то, видя, что люди делают это не из презрения к Богу, а чтобы не поддаться вражескому обману. Один Киево-Печерский подвижник увидел в своей келии молящегося ангела и рассудил: если бы он был от лукавого, то не молился бы. Тогда этот мнимый ангел стал уже давать ему такой совет: ты теперь сам-то уж не молись, потому что отныне я за тебя буду молиться. Подвижник послушался и впал в прелесть, от которой едва только был избавлен молитвами преподобных Отцов. На этом основании и девица А. может говорить являющейся: хоть ты и молишься, а я все-таки не могу верить тебе и прошу тебя — не являйся ко мне, ибо я великая грешница и недостойна благодатных явлений. И пусть она усерднее молится Богу, чтобы Господь избавил ее от этих явлений, ибо в них кроется большая опасность. Еще прибавлю: не имеет ли А. о себе хотя тонкого мнения, что она исправно живет? Если имеет, то вот и причина, почему враг приступает к ней с искушением. Все великие святые считали себя грешниками и окаяннейшими паче всех людей, и только через такое смирение они и сделались угодными Богу. А что умершая является в небесной одежде и светлою — это пустяк. Что делать, если действительно человек не находит такого, который растолковал бы ему Писание? — Ищи и обрящешь, ищи усиленно — и найдешь. Если человек усердно помолится ко Господу Богу, то после этого всякое малое отроча скажет ему на пользу его душе. А то, что иные будто бы желали бы найти руководителя, но не находят, говорят те, которые не хотят смириться. К тому же и враг рода человеческого, который всегда хочет нашей погибели, препятствует; знает он, что если кто со смирением будет искать совет у человека опытного в духовной жизни, то этот разъяснит спрашивающему и откроет коварство врага... Старец Александр Гефсиманский |