Назад

Содержание

Далее

Разумей и то, что все сие (нападение помыслов, страстей и искушении) Промысл Божий наводит на нас для того, чтобы нас смирить. Вот что и блж. Григорий Синаит сказал об этой цели: “Ежели человек не будет побеждаем и поражаем, одолеваясь всякою страстию и помыслом, и если он не примет ран от духа злобы, не обретая помощи ни от дел, ни от Бога и ни от чего-либо иного, так что во всем утесненный едва не приходит в состояние безнадежности, — то он не может сокрушиться и смириться до того, чтобы поставить себя ниже всех, счесть себя последнейшим рабом пред всеми и даже худшим самих бесов, так как от них он стужаем и побеждается”. И то имеет Промысл Божий целью, в благоустроении своем, вводящем человека в смирение, за коим всегда следует возвышение от Бога, чтобы даровать смиряемому Божественную силу, действующую и совершающую в нем все, употребляющую его как орудие свое и производящую через него чудеса Божий. Внимай этому со страхом: ежели не смиришь мудрование свое, то благодать оставит тебя, и ты, конечно, побежден будешь. Крайне надобно опасаться, чтобы нам самим не подавать повода к укреплению восстающих на нас лукавых помыслов, а это бывает в таких случаях, когда станем проходить путь Божий с разленением, расслаблением, неправо, неусердно и превратно.

Против молитвенного навыка особенно восстает диавол всеми своими силами и средствами, приносит разные искушения, и если человек не имеет терпения и вознерадит, то молитвенное настроение пропадает и не скоро оно может возвратиться.

Старец Паисий Афонский

Демоны не могут произносить спасительного имени “Иисус”. Точно так же не могут ухитриться показать правильное изображение креста и тем паче Распятие Спасителя, нашего Господа Иисуса Христа. Всего этого они и сам сатана, начальник лжи, “трепещут и трясутся”.

Безрассудно сомневаться в истине православного учения, которое открыто Богом, запечатлено кровию бесчисленных мучеников, подтверждено чудесами и признано самыми злыми духами: но несравненно безрассуднее верить истине сего учения, а жить так, как будто бы вовсе оно было не истинное.

Боящийся Бога сильнее, нежели все демоны.

Нам нужно иметь великую бдительность, потому что не спит враг наш — диавол.

Глава и сущность (можно сказать, душа) всех добродетелей есть любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат. Диавол всему может подражать в человеке: назовем ли пост — и он ничего не ест; бдение, но и он никогда не спит и всегда рыкая ходит. Только одни любовь и смирение не подражаемы для него.

Блж. Августин

Для умерших нет другой большой отрады, как бескровная, за них приносимая жертва, так же хорошо чтение псалма, ибо псалмы, писанные св. Давидом, отгоняют злых духов, которые на мытарствах представляют все грехи умершего, стараясь погубить душу в аде.

Игумен Феофаний

Подвиги свои и дары Божий мы должны тщательно хранить от взоров людей, а иначе враг похитит, а наиболее всего как геенского огня должны опасаться той мысли, что мы проводим богоугодную жизнь.

Старец Арсений Афонский

Если умиляемся, плачем и потом возносимся, то это видимое вражеское искушение, а если умиляемся и познаем свою немощь и бессилие без Бога, то таковое умиление богоугодное.

Кто не терпит брани и нападения, тот стал другом демонов.

Предающийся отчаянию радует диавола.

Утаивай от всякого свои тайны, деяния и брани.

Враг нашего спасения породил и порождает бесчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы, через которые разлучает навеки людей от Бога.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Смехотворство и вольность в обращении — дело блудного беса.

Отгоняй срамные помыслы упражнением в чтении святых книг и продолжительною молитвою.

Непрестанное размышление о законе исторгает злые помыслы.

Если кто победится помыслами (от беса) или движением плоти, то не надобно смущаться, а смиряться и каяться. Смущение же доказывает гордость и более врага восставляет на брань.

О том, что порицают вас аки впадших в прелесть, не беспокойтесь; главное при делании добрых дел не считайте их за великое и не думайте о себе что-либо.

Как Господь хочет спасать человека через человека, так сатана спешит погублять человека через человека.

О хитрости бесовской: диавол, внушая нам гостеприимство и дружелюбное обращение с посещающими нас, располагает нас вкушать с братиями пищу и питие, делая нас рабами чреву, и питает в нас сластолюбие и похоти. Других располагает он к подаянию милостыни, к щедрости, благотворительности, а через сие возбуждает в них любовь к деньгам и любостяжание. Иных, представляя им в привлекательном виде полезное служение в обществе, склоняет оставлять уединенную жизнь как бесполезную, а других располагает к обращению с мирскими людьми, иногда даже как будто уже достигших бесстрастия к неосторожному обхождению с женщинами и таким образом соделывает несчастными рабами страстей и похоти. Иных, оставляя в спокойствии, насыщает гордостью и потом легко низвергает в погибель.

Прп. Арсений Великий

Мирские люди и многие монашествующие по незнанию своему очень похваляют ревность обличать ближних в их согрешениях, не понимая, что ее источник — самомнение и гордость. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешениях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности неразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать св. Отцам и св. мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Когда демоны мечут на тебя стрелы свои, когда грех приближается к тебе, то пой песнопение Страстной седмицы и Св. Пасхи, читай канон с акафистом Сладчайшему Иисусу — и Господь разрешит узы мрака, сковавшие тебя.

Некто из св. Отцов сказал: “Не ищи старца прозорливого, но смиренного и опытного”. Прозорливость, хотя и присуща почти всем, просвещенным Духом Божиим, но сама по себе одна она не служит отличительным признаком святости и высоты духовной. Напротив, одна прозорливость без прочих добродетелей, а особенно без смирения и чистой любви, не только не достохвальна, но прямо вредна и пагубна; она служит признаком не просвещения души, а самообольщения, или иначе называется прелестью. Не всякий, предсказывающий будущее, есть уже святой. Во времена Апостолов была девица прорицающая, однако Апостолы сочли нужным изгнать из нее духа-прорицателя. И св. апостол Павел определенно говорит, что можно быть внешним праведником, и предсказывать, и знать все тайны, и творить чудеса, но если при этом не иметь необходимого духа любви Христовой, то все остальное теряет всякую силу и значение. И сколько в истории монашества существует примеров, что великие подвижники и чудотворцы, не будучи ограждены смирением, обольщались своею праведностью и через это погибли. Спрашивали об этом предмете старца Амвросия Оптинского: “Случается иногда встречаться с человеком, который верно говорит о прошедшем, предсказывает будущее — и сбывается, а между тем за святого его принять трудно, судя по другим сторонам его жизни”. Старец дал такое пояснение: “Верить всем юродивым, блаженным и т. п. не следует, хотя бы слова их и сбывались, так как не всякое предсказание от Бога. Враг, как дух, знает прошедшее и потому может указывать на разные случаи, и даже иногда, ради прельщения, и на некоторые грехи. Будущее же ему не открыто, но, как дух, он так же, по некоторым нашим мыслям, разговорам и вообще по некоторым признакам, может кое-что узнать из будущего и внушить предсказателю. Но при этом, — добавлял батюшка, — отличительное свойство вражеских предсказаний то, что они всегда бывают мрачные, дурные, всегда сулят одни несчастья и всегда приносят одно смущение в душу. Если предсказывает кто-либо из рабов Божиих по внушению Духа Святого, то хотя и они предупреждают иногда о скорбях, но это сопровождается мирным, покаянным и сокрушенным настроением души”.

Однажды св. Антоний Великий увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: “Кто же избежит их?”, — то отвечал ему Бог: “Смирение избегает их”, а что еще более удивительно — присовокупил: “Они даже и не прикасаются ему”. Видишь ли благодать сей добродетели? Поистине нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его. Если со смиренным случится что-либо скорбное, он тотчас обращается к себе, тотчас осуждает себя, что он достоин того и не станет укорять никого, не будет возлагать вину; и таким образом перенесет случившееся без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается и никого не прогневляет.

Прп. Дорофей

Назад

Содержание

Далее