Назад

Содержание

Далее

О ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ И РАССУЖДЕНИИ

Мудрость духовная — это мудрость, потребная для жизни духовной и для спасения души.

Мудрости и осторожности требует от нас Сам Бог.

Архимандрит Агапит

Мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание.

Прп. Силуан Афонский

Рассуждение показывает человеку всякий путь благий и не попускает ему уклониться на путь злой. Оно первенствует над всеми добродетелями: ибо от него рождается любовь, от любви милостыня и всякое благотворение, потом незлобие, высокотворное смирение, мир и кротость. Рассуждение есть ум Святаго Духа, и когда вселится в ум человека — управляет всеми его умными чувствами.

Св. Андрей Юродивый

Рассуждение есть светильник во тьме, возвращение заблудших на правый путь, просвещение слепотствующих. Рассудительный муж есть истребитель болезни и восстановитель здравия.

Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного, в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них душевный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. Или же рассуждение в общем смысле в том и состоит и познается, чтобы точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами.

Прп. Иоанн Лествичник.

Св. Отцы утверждают, что рассуждение есть дар, стяжаемый долгим трудом, смиренномудрием и прилежным молением. Кто приобрел дар сей, храни его и употребляй во благо свое и других. Кто же не принял, да не дерзнет ни в коем случае составлять своего разумения, или слова, или дела. Его дело — вопрошать искусных и опытных.

Рассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство.

Прп. Иоанн Лествичник

Рассудительность сначала есть:

1. В познании самого себя.

2. В отличии доброго от естественного доброго.

3. Суждение и о других, что есть темного в них, и в познании во всем воли Божией.

Добрая рассудительность является плодом долгого обучения... Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает козни врага, верою различая, что хорошо и что худо.

Мудрость и добродетель приносят чистейшие и продолжительные радости, которые далеко превосходят всякое чувственное наслаждение.

Внешняя мудрость не только не содействует благочестию, но еще больше бывает помехою и препятствием, истинное образование есть страх Божий.

Свт. Иоанн Златоуст

Мудрость и совет научают словом, а скорбь выдалбливает страх или грех. И научает человека не словом, а делом.

Прп. старец Анатолий Оптинский

Мудрость законоучителя требует удобства времени: кто свободен от дел, тот может быть мудрым, чтобы упражняться в законе Господнем.

Мудрость состоит не в знании, как должно нести труд, но славится постоянством и кротостью.

Прп. Ефрем Сирин

Мудрость еще состоит и в том, чтобы сближаться только с теми, которые боятся Бога и могут принести нам пользу и душевное утешение своею беседою.

Мудрость жизни, в том числе и христианской, — не быть требовательным к людям.

Первая мудрость есть правая жизнь, а вторая мудрость — подвиг об очищении сердца от страстей и помыслов.

Первый предел мудрости — помышление о смерти, ибо помнящий непрестанно о смерти никогда не захочет грешить.

Кто премудр? — Тот, кто везде и всегда опасно (с рассуждением, а не легкомысленно) поступает и невидимого Бога, как видимого, пред собою имеет.

Свт. Тихон Задонский

Мудрый не говорит много. Мудрый всегда одинаков. Ум мудрого всегда обращен к Богу. В душе мудрого живет Бог.

Мудрый желает только того, что он может праведно приобресть, с умеренностью употреблять и с удовольствием другим сообщать.

Мудрый злому человеку кажется безумным, потому что он и мыслит, и действует совершенно противно и началам, и целям злого человека.

Мудрый остерегается неблагонамеренных людей и не открывает им своего сердца, ибо опасается, чтоб они его откровенность не употребили во вред ему.

Мудрый христианин краткую жизнь свою употребляет с пользой для души, он дорожит минутами, даже на обед или ужин старается меньше времени уделить и его считает как бы непроизвольно потраченным.

Мудрый и ученый тот, кто ведет чистую и беспорочную жизнь.

Мудрый сообщает свои познания другим, подобно как источник питает жаждущих.

Кто мудр? — Тот, кто от всех поучается.

Муж мудрый основательно знает значение и обстановку пути своего, по этой причине он не спешит говорить, но выжидает и рассматривает, что следует ему сказать и что выслушать; напротив того, не воспитанный правильным духовным воспитанием не останавливается объявлять даже поверенные ему тайны.

Мудрому христианину надлежит непременно быть под властию неправедного человека, дабы приобретать терпение, которое состоит в том, чтобы равнодушно переносить всякое зло, какое нам другие причиняют или какое вообще случится. Мудрый и праведный муж, будучи добродетелен, имеет в себе терпение, которого вовсе бы не имел, если бы не переносил противностей.

Если ты и сведущ, не отвергай наставления мужей святых, потому что и это плод знания.

Прп. Ефрем Сирин

Надо постоянно упражняться в чтении святых книг, иначе Божественная мудрость может утратиться. И ранее приобретенное знание потеряется от забвения.

Св. Исидор Пелусиот

Приявший какую бы то ни было благодать необходимо должен передать ее имеющему в ней потребность.

С мудростью собирай отовсюду полезное, с рассудительностью избегай всего, что в каком писателе есть вредного; подражай работе мудрой пчелы, которая садится на всякий цветок, но весьма умно берет с каждого только полезное. У ней наставница сама природа, а у тебя рассудок... заметив дурное, лети скорее прочь, потому что ум человеческий быстро парящ... что написано в похвалу добродетели, то изучай тщательно, затверживай мысль и красоту речения.

Свт. Григорий Богослов

Из всех добродетелей самая большая есть рассудительность.

Совершаемое нами без рассуждения не есть добро.

Сшмч. Петр Дамаскин

Есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, — и однако удалились от Бога, потому что не имели рассудительности.

Прп. Антоний Великий

Никогда ты не должен начинать никакого дела, прежде нежели рассудишь о нем, соединившись с Богом, а при важном— не посоветовавшись с духовным отцом.

Признак истинной мудрости есть благодушие в несчастиях и необвинение в том людей.

Как может сделаться мудрым тот, кто не имеет времени упражняться в законе Господнем из-за житейских дел?!

Людям даны Божественные книги, где мудрость может быть найдена всяким, кто прилежно изучает их.

С мудрым знайся — премудр будешь.

Человеческая мудрость — это опытность в делах житейских.

Мудрый христианин почитает искушение и скорби за великое благодеяние, а радость и покой большою потерею.

Усвой себе мысли и дух св. Отцов чтением их Писаний. Чтение отеческих Писаний по умалении духоносных наставников соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства.

Воздержание языка означает человека мудрого.

Авва Исаия

Великая мудрость и великий источник утешения — благодарить Бога за все земные скорби, как ниспосланные нам Промыслом Божиим во спасение душ наших.

Как бы ни был человек и мудр, и учен, и благоразумен, но если он не любит врагов, то есть всякого человека, Бога он не достиг; и, наоборот, как бы ни был прост, и убог, и невежественен человек, но если он носит в сердце своем сию любовь, то он пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает. Он — жилище Духа Святаго.

Здравое рассуждение бывает от чтения святых книг, в коих все разъяснено.

Иеромонах Арсений Афонский

Уста у мудрого христианина в сердце его, а у плотского неверующего сердце его — в устах его.

Бес высокоумие мудрого уловляет мудростью, богатого — богатством, благообразного — красотою, красноречивого — красноречием, имеющего приятный голос — приятностью голоса, художника — искусством, молитвенника — молитвою, внушая ему о себе высокое мнение, подвижника — подвигами его, благоговейного — благоговением, постника — воздержанием, милосердного — благотворениями его и т. п.

Один из признаков мудрости составляет то, когда христианин принимает наставления, увещания, обличения от других с любовью.

Общий признак мудрых, духовных людей — глубокое смирение и любовь ко всем ближним.

Подвижник Евстратий Глинский

Хочешь быть мудрым? Научись с пользою для души спрашивать, с пользою для нее слушать, с пользою отвечать и переставать говорить, когда нет пользы.

Не считай себя ученым и премудрым: иначе погибнет труд твой и корабль твой совершит тщетное плавание.

Вот сошлись раз мудрый и дурак. Мудрый, подняв палец кверху, указал на небо, а потом показал на землю, подразумевая при сем, что Господь создал небо и землю. А стоявший тут дурак объяснил себе действия мудреца по-своему — будто он ими подавал такой намек: вот я тебя возьму за волосы, вздерну вверх да и брошу на землю; тогда и дурак в свою очередь поднял палец, показал вверх, потом на землю и, наконец, провел еще рукой кругом, подразумевая при сем: а тебя вздерну кверху, потом ударю о землю и оттаскаю за волосы. Мудрец его движения принял так: Творец создал небо, и землю, и все окружающее. (Под мудрым старец разумел человека благоразумного, который на всех и на все смотрит с хорошей стороны, не осуждая ближних за немощи, свойственные людям, считая при том себя одного худшим всех. Под дураком же разумеется здесь человек, который хотя и не лишен умственных способностей, но по своему нерадению дал им превратное направление; поэтому во всех и во всем по влечению своего развращенного сердца видит одно худое и все объясняет с худой стороны, считая при том себя достойнее многих, если не всех.)

Как, черпая воду из источников, иногда неприметно зачерпываем и жабу вместе с водою, так часто, совершая дела добродетели, мы тайно выполняем сплетенные с ними страсти. Например, с рассуждением сплетается коварство, с мудростью — хитрость, со страннолюбием — объедение, с любовью — блуд, с кротостью— тонкое лукавство, медлительность и леность, прекословие, самочинение и непослушание; с молчанием сплетаются кичливость, учительство, с радостью — возношение, с надеждою — ослабление, с любовию — опыт осуждения ближнего, с безмолвием — уныние и леность, с чистотою — чувство огорчения, с смиренномудрием — дерзость. Ко всем же сим добродетелям прилипает тщеславие, как некая отрава.

Рассудительный замечает только добродетели других, а безумный пороки и недостатки.

Кротость есть начало рассуждения духовного ибо Писание говорит: научит Господь кротких путям Своим (Пс. 24, 9).

Не надо слушать своих рассуждений и помысла, все делать с благословением, а не по своей воле, чтобы избегнуть тщеславия, через которое все потеряешь.

Речь есть зеркало человека: из нее можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда, имеет добрые мысли и правила или нет.

Кто скрывает свою мудрость, свой религиозный образ мыслей, свою добродетель, тот оставляет добро, которое мог бы и должен был бы сделать, и становится посему виновен.

Вопросившему о мудрости, мудрость вменится.

Благочестие есть величайшая мудрость в человеке, и, наоборот, нечестие есть величайшая глупость в нем.

Наука наук — побеждать грех, в нас живущий, или действующие в нас страсти, например великая мудрость — ни на кого и ни на что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинил вам зло, а всеми мерами извинять его; мудрость — презирать корысть, сласти, а любить нестяжание и простоту в пище и в питье, всегдашнюю умеренность; мудрость — любить врагов и не мстить им ни словом, ни делом, ни мыслию; мудрость — никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно; мудрость — не собирать себе богатства, но подавать милостыню бедным, церквам и монастырям.

Без показания и лаптя не сплетешь. Как же можно научиться страху Божию, рассуждению, и смирению, и другой добродетели, если опытный не научит.

Прп. Амвросий Оптинский

При чтении рассуждай, чтение же без рассуждения не приносит пользы.

Свт. Тихон Задонский

Великая бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния... Это реки, наполняющие вселенную. Это источники мудрости... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или святыми мужами.

В собственном смысле одних только добродетельных и святых людей можно назвать мудрыми людьми. Не тот премудр, кто много знает, но тот, кто умудрился во спасение.

Обращение к мудрым и добродетельным может направить к добру и испорченное сердце.

Обращение к мудрым — лучшее училище сердцу.

Прп. Ефрем Сирин

Блаженное дело — творить все с рассуждением.

Что свет в видимой природе или соль в яствах, то рассуждение в делах человеческих.

Каждому предприятию должно предшествовать рассуждение: без него и то, что является добрым, обратится в грех, если делается не в свое время или без сохранения веры.

Свт. Василий Великий

Никогда не должно скоро последовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.

Иеросхимонах Парфений Киево-Печерский

Авва Исидор говорил: “Мудрость святых состоит в познании воли Божией, потому что человек как образ и подобие Божие возвышается над всем в послушании к истине. Не так страшны все демоны, как следование собственному сердцу, то есть своим помыслам, а не закону Божию. Под конец человек будет плакать о том, что не познал Таинства и не нашел пути святых, дабы работать на нем”.

Краткое время земной жизни дано нам для стяжания вечных благ. Необходимо учиться, как наилучше провести его, чтобы не пришлось потом каяться. Премудрый говорит: “Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя...” (Притч. 6, 10—11) — бедность материальная и нравственная.

Если изучишь добродетель мудрости, не хвастай, не говори: то и то я сделал и исполнил. Такое хвастовство — признак величайшего неразумия.

Наставления старец Амвросий Оптинский преподавал не от своего мудрования и рассуждения, хотя и богат был духовным разумом. Если он учил духовно относившихся к нему, то в чине учащегося и предлагал не свои советы, а непременно деятельное учение св. Отцов. Для сего, бывало, раскроет книгу того или другого Отца, найдет сообразно с устроением пришедшего брата главу Писания, велит прочитать и затем спросит, как брат понимает ее. Если кто не понимал прочитанного, то старец разъяснял содержание святоотеческого учения толково. Все это делалось с любовью и благопожеланием.

Все, хотящие познать волю Господню (приобрести мудрость), должны прежде умертвить в себе волю собственную; и, помолившись Богу, с верою и нелукавою простотою вопрошать отцов и братий в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле, и принимать советы их, как из уст Божиих.

Много мудрости надо для соблюдения себя от греха. Необходимо иметь духовное рассуждение в распознании угодного Богу и неугодного, хорошего и худого, доброго и злого. А потому не надо надеяться на свой разум и в потребных случаях надо прибегать к совету духовного своего отца, (или старца); ведь о духовных предметах правильно могут судить только люди, живущие духовною жизнию.

Кто стремится к мудрости, тот встает рано, посвящает Богу первые мысли и чувства в своей молитве и просит Его о прощении грехов, с которыми несовместна мудрость.

Внимательным размышлением о мудрости и добродетели постоянным чтением закона и Священного Писания я снискал великий запас понятий и слов, который дает мне возможность говорить с силою о предметах нравственности и веры (Иисус, сын Сирахов).

Слово “премудрость” выражает много понятий, Оно означает благоразумие и знание, науку и искусство, добродетели, истину, благочестие и образованность, и вообще все, что при посредстве опыта и размышления открывает просвещенный верою ум.

Из Закона Божия мы почерпаем истинную мудрость, и исполнение заповедей показывает нам путь к блаженству.

Религиозное воспитание есть основание мудрой и счастливой жизни.

Самое мудрое дело, самое великое — это дело спасения души нашей; и учиться этому делу, этому мастерству надо у тех, кому открыто это дело, кто исполнил это дело, а это дело спасения, дело покаяния открыто особенно святым, так как они особенно старались заниматься им и выполнили его превосходным образом, богоугодно, душеспасительно. Святые же оставили это духовное наследие, это искусство покаяния и спасения Церкви Православной, сложив в нее, как в верную сокровищницу, все свое разумение, свое слово, свое усердие, свое искусство, свой опыт. У ней-то и будем учиться покаянию и спасению.

Как мало приносит пользы людям сокровище, сокрытое в землю, так мало приносит им пользы ученый, который не делает употребления своим познаниям. Обязанность всякого употреблять на пользу человечества таланты, вверенные ему Богом. Мудрый и благочестивый своим наставлением и примером должен и других руководить к мудрости и благочестию. Он должен столько распространять вокруг себя света и мудрости, сколько позволяет ему время и обстоятельства. Если под видом ложного смирения или по лености он пренебрегает просвещением ближних, то он уподобляется бесчувственному врачу, который отказывает в пособии отчаявшемуся больному, или бесчеловечному купцу, который запирает запасы от сограждан, терпящих голод... Кто скрывает свои познания, тот ничем не может быть извинен. Он делается неблагодарен пред Богом, потому что зарывает таланты, вверенные ему. Он поступает несправедливо и в отношении к людям, потому что не способствует их просвещению.

Чтобы страх Божий соделал человека мудрым и добрым, он должен соединиться с любознательным умом. Одна доброта сердца без ума может сделать человека своенравным, пустосвятом, и слепым суевером, и неразумным чтителем Бога. С другой стороны, при образовании ума не должно пренебрегать и образованием сердца, дабы не говорили: “Чем ученее, тем развратнее”.

Что пользы для корабля от мачты, кормщика, матросов, парусов и якоря, если нет ветра? Что пользы и в красноречии, остроумии, познаниях, образованности, разуме, если нет в душе Духа Святаго?

Лучше, чтобы многие назвали невеждою за простоту, нежели мудрым и совершенным по уму ради славы.

Прп. Исаак Сирин

Нельзя назвать мудрыми тех, которые не познали Бога, первой вины всех благ.

Свт. Григорий Богослов

Пути премудрости нет конца, она шествует выше и выше, пока не соединит последователя своего с Богом.

Взыщите премудрости у злых и не найдете.

Вне Церкви (Православной) не может быть ни истинного просвещения, ни спасения.

Насыщай тело брашнами (за трапезой), а душу питай молитвою и рассуждениями.

О себе рассуждать и себя осуждать, то есть свои дела, слова и помышления.

Не мыслите, не говорите и не творите ничего, прежде нежели представите себе, что Ваша мысль и дело согласны будут с Словом Божиим.

Молчание — ограда мудрости.

Самая преимущественная и высочайшая наука мудрости есть, еже знати Господа и творити волю Его, но мы о сей науке небрежем.

Весьма хорошо о всем вопрошать, но опытных, а неопытных опасно, потому что они не имеют рассуждения. Рассуждение знает время, потребность, устроение человека, свойство его, силу, ведение вопрошающего, произволение его, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое.

Сщмч. Петр Дамаскин

Почему нет людей, имеющих рассуждение? По оскудению рождающего оное (рассуждение) смирения.

Сщмч. Петр Дамаскин

Как может какое-либо дело исполняться без мудрости? Через чтение святых книг христианин избегает многих опасностей, ошибок и заблуждений, если он в особенности не приобрел духовной рассудительности или не имеет счастья быть под руководством опытного духовного отца.

Как избежать ошибок в понимании Священного Писания? — Св. Отцы отвечают на это вполне определенно: правильное постижение Священного Писания и пути Господня достигаются чтением св. Отцов Церкви, просвещенных Св. Духом.

От чтения святых книг без применения их в жизни скоро создается самообман, как будто бы “духовное возрастание” началось: духовная жизнь подменяется воображением.

Первая отличительная черта мудрого и доброго человека заключается в сознании, что он знает очень мало, что есть много людей гораздо умнее его, причем он всегда желает узнать, научиться, а не учить.

“Грамота без страха Божия — то же, что меч в руках безумного”, — говорит св. Тихон Задонский. Это значит, что дурно воспитанный и безнравственный человек, человек, не боящийся Бога, свою грамотность легко может употребить во зло, во вред ближним... Одно научное образование, без веры в Бога, без религиозного воспитания, и в настоящей жизни не может нас сделать истинно счастливыми и довольными.

Наши предки с великим уважением относились к Священным Книгам. Известны слова летописца: “Книги суть реки, напояющие вселенную, ее суть исходища мудрости”.

Если найдется человек, имеющий рассуждение, то он бывает руководителем слепых и светом для находящихся во тьме, и к нему должны мы во всем обращаться и принимать от него все, хотя, может быть, по неопытности нашей не то находим, что желаем. Однако имеющий рассуждение из того наиболее бывает познаваем, что он может и нежелающих и неохотных расположить к тому, что он говорит. Ибо через него действует Дух, испытующий все и совершающий Божественные дела.

Волю Божию (в частных случаях) узнать иначе нельзя, как через рассуждение — не свое, а утверждаемое вопрошением имеющих дар рассуждения и опытных. Только сим образом узнаем, какие хочет Бог, чтобы мы проходили делания. Если же не так, не можем спастися никак. Без сего даже и то, что мы почитаем добром, не бывает нам добро, или потому, что неблаговременно, или потому, что не нужно.

Во всем последуем словесам старцев, то одно и добром почитать, что они таким признают... Тому, кто судом и советом преуспевших управляет жизнь свою, невозможно пасть от прелести бесовской, так как он самым этим действием объявления и открытия злых помыслов Отцам обессиливает их (помыслы) и немощнейшими творит.

Не всякий, кто стар летами, уже способен к руководству, но кто вошел в бесстрастие и принял дар рассуждения. Хорошо не таить своих помыслов от Отцов, однако же не всякому, кто прилучится, надо их сказывать, но старцам духовным и дар рассуждения имеющим, мудростию, а не одними летами поседевшим.

Все твори с совета. Но спрашивается: кого же спросить? Нареченный (старец) молчит: потерял доверие; боишься открыться ему. Во всякое время и во всяком месте можно найти благочестивых людей, более или менее опытных. Надо войти с ними в сношение братское и сомнение поверять им. Один, другой, третий как-нибудь разберут, поодиночке или все вместе, — и решат. Как решат, так и поступай, и ты поступишь не по своей воле и разуму. Все сделанное в предании Богу не по своему разумению есть богоугодно и спасительно.

Свт. Феофан Затворник

Велика, неизмерима область разума человеческого. Есть разум богословский, состоящий в познании Бога и Его существа и совершенств. Есть разум философский, старающийся постигнуть, “елика во вселенной суть скрыта и явна, и постигший состав мира и действий стихий, начало и конец, и средину времен, лет круги, и звезд расположения и естество животных и пр. и пр.” (Прем. 7, 18). Но, по суду подвижников добродетели, истинный разум есть терпение скорбей и т. д., чтобы не обвинять людей в своих бедствиях.

Епископ Иеремия Н.

В старцах— мудрость, и в долголетних — разум.

Авва Исаия

Начало всех добродетелей есть духовная мудрость, и св. Антоний говорит: “Всякое дело и слово должно иметь свидетельство Священного Писания”.

Венец старцев — многосторонняя опытность, и хвала их — страх Господень (Сир. 25, 8).

Некоторые измождили тела свои постом и прочими телесными подвигами, но пребывали далекими (странными) от Бога, потому что не имели духовного разума.

Беззлобный, по Богу, из мудрецов мудрец и смиренный сердцем — из силачей силач.

Не признавай того истинным мудрецом, кто ради сей жизни порабощает ум свой боязни и страху.

Прп. Исаак Сирин

Которые рассуждают о смерти, тем не есть трудно за веру страдать.

Как развивать в себе великую добродетель рассуждения? Вчитывайся в Слово Божие и пережевывай его, изучай творения св. Отцов, не полагайся на свои силы, а на помощь Божию и на опыт прославленных Отцов, чаще искренно исповедуйся в своих немощах, стремись почаще причащаться Св. Таин.

Архиепископ Арсений

Признак духовной мудрости — терпение с любовью поношения, презрения, изгнания и всяких бед, потому что они не мира сего есть, но свыше приходят.

Чтоб уста наши говорили премудрость, для сего нужно сердцу нашему научаться разуму Божественному.

Буди разумен и мудр — и заблаговременно к часу смертному покаянием и сокрушением сердца приготовляйся.

Жаждущим приобрести духовную мудрость должно с прилежанием поучаться день и ночь в Слове Божием и усердно молиться Подателю премудрости — Богу.

Исполненные духовною мудростью люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божией, и по тому делают о нем заключение.

Прп. Серафим Саровский

Ищи просвещения, но учись врачевать душу свою лучше трудами, постом и добродетелями.

Св. Отцы не любили открывать сокровища своего — духовной мудрости — перед теми, которые в беседе с ними искали не духовного назидания.

Бог хощет, чтобы мы были глупы по отношению к земному, а по отношению к небесному мудры.

Свт. Афанасий Великий

Преуспевшие иноки, стяжавшие дар рассуждения или призванные на то Богом, могут подавать милостыню нищим (духовным разумом). Они обязаны удовлетворять служению этому, как своему долгу, признавая себя орудиями Промысла Божия, признавая себя облагодетельствованными более тех, которым они благодетельствуют.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Делами показывай себя мудрецом, ибо нет слова, которое было бы мудрее дела.

Св. Марк. Подвижник

Есть высший род премудрости, который состоит в употреблении премудрости.

Свт. Филарет Московский

Авва Пимен сказывал, что авва Аммон говорил: “Иной человек всю жизнь свою ходит с секирою и не может срубить дерево, а другой, искусный, возьмет в руки и немногими ударами сваливает дерево”. — Секирою он называл рассудительность.

Еще сказал авва Пимен: “Нищета, скорбь и рассуждение — вот работные орудия духовной жизни. Если сии три добродетели есть в человеке, то Бог обитает в нем”.

Авва Диодох говорил: “Хорошо благовременное молчание, оно не что иное есть, как мать мудрейших мыслей”.

Сказал Авва Антоний: “Я знаю монахов, после многих трудов павших и пришедших в исступление ума, потому что понадеялись на свое дело как угодное Богу и потому что извратили заповеди Того, Кто сказал: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе” (Втор. 32, 7).

Начало и конец (для человека) есть страх Божий, ибо так написано: начало премудрости — страх Господень (Притч. 9, 10).

Авва Исаия говорил: “Мудрость не в том состоит, чтобы говорить, но в том, чтобы знать время, когда должно говорить; в знании молчи и в знании говори, рассуди, прежде нежели говорить, и отвечай, что должно; будь незнающий в знании, чтоб тебе избежать многих трудов, возбуждай в самом себе труды; выставляя себя в знании, не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает; конец же всему — порицать самого себя, быть ниже ближнего и прилепляться к Божеству”.

Сказала св. Синклитикия: “Будем мудры, как змеи, и чисты, как голуби, чтобы прозорливо устремлять мысли на сети его (диавола), ибо об этом сказано: быть мудрыми, как змея, чтобы не утаились от нас нападения диавола и козни его. Подлинно подобное подобным всего скорее распознается, и простота голубя указывает на чистоту деяния”.

Кто будет безумен ради Бога, умудрит его Бог.

Если увидишь мудрого, учащай хождение к нему, и нога твоя да изотрет порог дверей его. Учись у него со тщанием и просвещай ум свой, вникая в силу предлагаемого тебе учения.

Кто мудр, да начнет духовный торг, где злато — воздержание, Маргариты — слезы, камни — добрые дела, серебро — чистота, светлые одежды — благие нравы, ароматы — словеса Господни, великолепие красоты — смирение.

Размышляй о добродетелях, как-то: о совершенной любви, смирении, покорности, бесстрастии, чистоте, мудрости, единении с Богом посредством молитвы и проч. Размышляй о том, в чем состоит каждая из них и есть ли она в тебе, хотя в начатках. Ибо чрез сие придет к тебе смирение, а чрез смирение Бог вселится в тебя и походит в тебе по обетованию Своему (2 Кор. 6, 16).

Да будут слова твои так, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших Отцов наших были разумны и премудры; подобным было и молчание их.

Будь мудр: молчанием загради уста клевещущих на тебя. Не оскорбись, если кто будет говорить худо о тебе: это действие нечистейших духов, старающихся устраивать препятствия человеку к поучению духовному разуму.

Как тело не может жить, не принимая души, так и душа, если не принимает духовной мудрости, становится мертвой.

Свт. Иоанн Златоуст

От послушания рождается смирение, от смирения же — рассуждение; от рассуждения — рассмотрение, а от сего—прозрение. Кто же не пожелает идти добрым путем послушания, видя, что от него проистекают такие блага?

Борись и старайся посмеиваться своей мудрости. Делая так, обрящешь спасение и правость о Христе Иисусе, Господе нашем.

Если не укрощать мудрость мирскую мудростью Божиею, то она не полезна, как ничем не обузданная. Все непостоянно для тех, которые сами непостоянны к Богу.

Св. Исидор Пелусиот

Спросили старца Илиодора Глинского: как поступать при встрече различных обстоятельств, чтобы не погрешить пред Богом? Он отвечал: “Чадо, если желаешь, чтобы твои действия были непогрешительны, постарайся, чтобы они всегда были основаны на Священном Писании, на евангельских истинах, на учении св. Апостолов, и на изречении св. Отцов-подвижников. В этой сокровищнице ты найдешь основание на различные обстоятельства, как тебе поступать”. Неплохо принять, особенно новоначальным, и следующий совет монастырского старца: “Если хочешь вычитанное из книги ввести в собственную жизнь, то не делай этого самовольно, но непременно посоветуйся с духовным отцом (старцем), иначе легко можешь попасть в хитро расставленные сети врага-обольстителя”.

Бог не только разрешает, но и требует от человека, чтобы он возрастал в духовном и полезном познании.

Если здравие есть великое благо, то мудрый должен делать все, чтоб сохранить его, и избегать всего, что может быть соединено с потерею его. К страстям, самым вредным для здравия, принадлежит грусть, а также зависть и гнев, скупость, объедение и пьянство.

Старцам, от возраста и опытности коих надеются на большее благоразумие, советуется давать тон беседам.

Обращаясь к духовнику, старец Силуан Афонский молился, чтобы Господь через Своего служителя помиловал его, открыл ему Свою волю и путь ко спасению, и зная, что первая мысль, которая рождается в душе после молитвы, есть указание свыше, он ловил первое слово духовника. В этом мудрость и тайна истинного послушания, цель которого познание и исполнение воли Божией, а не человеческой.

Кто простерся далеко в познании и исполнении сокровенной воли Божией, тот совершеннейший мудрец.

Если ты можешь удержать кого-нибудь от зла наставлением, подать неразумному добрый совет, помочь угнетенной невинности своим свидетельством, то говори неустрашимо, не скрывай своей мудрости из ложной скромности или земных выгод.

Способность и искусство художника узнается по вещи, которую он сделал. Подобно сему можно узнать мудрость правителей из речей их и поступков, из их решений и распоряжений.

Священное Писание есть Божественная премудрость, оно есть одно из великих благодеяний Божиих к человеку.

Тот один истинно мудр, кто жизнию своею умудряет неразумных.

Прп. Ефрем Сирин

Если кто верует — Духом верует, если кто уразумевает тайны премудрости Божией — Духом уразумевает, если кто пророчествует — Духом пророчествует, если кто молится — Духом молится. И ни одно вообще действие не бывает истинно богоугодно, коль скоро оно не совершается в нас и через нас Духом Святым. Действие без Духа и не от Духа, не суть настоящие христианские дела, кои все должны быть духовны. Посему всякий должен исповедать, что если есть в делах его что доброе, то оно таково от благодати Св. Духа.

Свт. Феофан Затворник

Люби писания св. Отцов, и тебя полюбит мудрость.

Будь невеждою в мудрости своей, а не кажись мудрым, будучи невеждою.

Прп. Исаак Сирин

Уединение — учитель мудрости. Уединение — небесный рай на земле.

Уединение любовь к Богу воспламеняет.

При выборе книг как для себя, так и для ближних, также нужна рассудительность. “Кто толкует о последних степенях совершенства новоначальным, и особенно более ленивым из них, тот не только не приносит им пользы, но еще сделает так, что они возвращаются назад”, — говорит Прп. Симеон Новый Богослов.

Какую пользу принесло Соломону, что он скоро получил дар мудрости и утратил оный? — Посему не малодушествуй, если не скоро получаешь просимое.

Как приступать без рассуждения к причащению опасно, так и не причащаться этой таинственной вечери — голод и смерть.

Свт. Иоанн Златоуст

Беда в том, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати и в разуме Божием.

Упражняй тело в труде, а душу в мудрости, чтобы ты с одним мог исполнить задуманное, а с другим предусмотреть полезное.

Бедность научает и мудрости, и терпению, великому любомудрию... Ведь и Лазарь жил в бедности и, однако, был увенчан; и Иаков желал иметь только хлеб; и Иосиф находился в крайней бедности и был не только рабом, но и узником.

Свт. Иоанн Златоуст

Свет всем телесным членам — чувственные очи, свет же мысленный Божественных добродетелей есть рассуждение.

Спрошен был старец: как найду я Бога — постом, трудом, бдением или милостынею? И старец на это отвечал так: многие изнурили плоть свою безрассудно и не получили от того пользы. Уста наша дышат постом, мы наизусть изучили Писание, совершили псалмы Давидовы, а чего ищет Бог — того не имеем, то есть рассуждения, любви и смирения.

Высшая наука — быть мудрым, а высшая мудрость — быть добрым.

Назад

Содержание

Далее