Любовь к Слову Божию служит наилучшим свидетельством благосостояния душевного. Свт. Иоанн Златоуст Чтение Писания — великое благо. Свт. Иоанн Златоуст Добродетель насаждает чтение Священного Писания. Свт. Иоанн Златоуст Душа, стоящая при потоках Божественных Писаний, безопасна от всех неблагоприятных обстоятельств. Свт. Иоанн Златоуст Душа, не пользующаяся духовным учением, покрывается великою нечистотою грехов. Свт. Иоанн Златоуст Душа требует ежедневного наставления и пищи духовной. Свт. Иоанн Златоуст От святых книг будет вам великая пользица и благоразумие, и остроумие, и защита в искушениях, и духовное рассуждение, могущее охранить вас во всех путях. Старец Иоанн Троицкий Хоть немного, а каждый день чего-нибудь духовного почитывайте, хоть на часок в сутки. Старец Иоанн Троицкий Чтение Священного Писания сообщает внимательным познание благочестия. Свт. Иоанн Златоуст Ежели получите истинное разумение Писаний, то дар сей храните смирением. Прп. старец Макарий Оптинский Слово Божие есть духовное сокровище. Свт. Иоанн Златоуст Не изучающий писаных заповедей и наставлений и не приемлющий советов от Отцов в час смерти узнает, каким путем шел он. Авва Исаия Из книги “Завещание отеческое” (Посошкова) Священнику: Ни о чем таковаго попечения не имей — ни о доме своем, ни о жене, ни о детях, яко о пастырском служении, как бы тебе людей Божиих привести ко спасению, и у Бога ни о чесом не моли тако, яко о спасении своих прихожан. Совершенные богохульцы никогда на совершенное покаяние обратиться не могут, понеже от таковых благодать Божия отъемлется и владеет ими диавол. О судействе: Я судное дело поставлю вельми велико, паче всех дел, на свете сущих; и того ради никакому человеку не подобает судейства искати, но всячески от него отрицатися. Совет церковникам: Аще, сыне мой, в настоящем сем житии ты будешь церковным служителем — сторожем, или пономарем, или чтецом, то ты ни о чем тако не заботься, как об уставе Церковном. И тако его затверди в себе, дабы тебе весь круг церковный и весь устав наизусть памятствовать. Если пьяный человек и будет служить в церкви, то лишь на ругание себе и церковному правлению на порок, а людям на соблазн и на осуждение. И сего ради, чадо мое, всячески старайся, еже бы ти никогда пьяну быть. Если люди и повелят тебе от неразумения своего поспешити (в служении и чтении за богослужением), то ты буди разумен: лучше тебе от людей и озлобление прияти, а Богу быти не досадити своим поспешением. В небрежении бо какая ти польза будет, аще людям угодное нечто сотвориши, а Богу досадиши? Но аще кто тебя от неведения своего и будет понуждати на такое небрежение, ты им растолкуй и скажи так: “Вы с таковым поспешением вместо благословения клятву себе, через Духа Святого изъявленную, приимите и в той клятве хощите и меня видети. Что тебе наставник скажет, то ты для своей памяти записывай себе в тетрадку. О всем духовном и спасительном прилежно вопрошай и подарки давай неоскудные, дабы тебе изъявлял обо всем нескрытно и давал бы тебе святые книги читать. Бог друзей Своих врачует напастьми, дабы ими, аще кто грехи на себе имеет, очистились. Воззри же на апостольское житие. Они ли Богу не верни были, они ли и не близки Христу быша? Обаче Бог ради лучшего им воздаяния попускал и на них напасти. Аще же против Бога возропщеши, то ты не только-то свое терпение, но и прежняя своя добродетели погубиши. Аще кого увидишь несмысленна, не моги его никаковым словом уничижити, понеже вси мы живем под Богом. Св. Иоанн Златоуст ясно сказует, яко имевый дружбу со врагом Божиим ничим же меньши пострадает сущего врага. И сего ради всякому православному христианину надлежит раскольнича содружия вельми бояться, дабы и в неведении вечною погибелью не погибнути. Если вы услышите худо говорящих про Церковь, да чтобы Тела и Крови Христовых не причащались и тому подобно, то вы таковых и в дома свои не пускайте, и радоватися им не глаголите, понеже они сынове суть диавольскии. И домашних, и детей своих предостерегайте крепко, дабы ни малого с ними сообщения не имели. Аще бо и смерть наведет на тя Господь поносную, и тогда благодарен буди, понеже тою поносную смертию хощет тя очистити от грехов твоих. Если кто с радостию будет терпеть беды, тот великую себе на том свете приимет почесть. Всячески старайся, дабы тебе при своей братии худшие ризы своя имети. Какая тебе пища не мила, ту кушай, а к каковой пище и к питию мысль твоя прилежит, той отнюдь не вкушай; и не токмо вкусити от таковых, но и во уста свои не вкладывай. И аще какую пищу или питие от неведения своего во уста себе вложишь и сладительно тебе будет, то ты отложи оное и не вкушай более. И аще кто скажет тебе: “Чесо ради не ешь или не пьешь сего?” — того не объявляй, еже ради воздержания не ешь или не пьешь, но скажи: “И сам не знаю, чесо ради претительно ми стало; боясь, чтобы мне здравия своего не повредити, и от одного куска или глотка чуть не изблевал, и того ради не вкушаю”. И что ти ни случится видеть сладко, или лакомо, или зрения миловидно, того весьма удаляйся, но что противно зрится, то кушай кушанья. Так же делай о питии. И тако исправляя, никогда не объешься, и не отяготишься, и плотию своею не одебелеешь, но весьма легок и здрав будешь, и век твой продолжится. Если придет к тебе гость странный, и его ради всячески украшай кушанья, да не явишься постник. И если ради гостя яди усладиши, сам не весьма их ешь, но только лица ради отчасти ешь, дабы тебе гостя своего в зазор не привести. Попечение же свое, паче своего спасения, имей о людском спасении. Св. Иоанн Златоустый так говорит: “Если будешь заботиться о своем только спасении, то ничем же лучший будешь закопавшего данный талант в землю”. Если и гость случится, ни его не принуждай пить вино, ни сам не упивайся, но паче в духовных беседах забавляйся. Одежд мягких не носи, а наипаче от шелковых удаляйся. Носил ли Христос бархатное, или атласное, или иное каковое шелковое одеяние? Носи только шерстяное, и то — гладкое, а не узорчатое; как я дерзну паче Господа своего одеяние носити? А за грехи свои не достоин и сицеваго одеяния носить, кое ныне на мне есть. Тако и другим отвечай, только не гордостно говори, но с самым смирением. Хотя тебя будут пересмехать, хотя ругаться станут, или называть тя будут святым человеком, или прелестником, или и самым дураком, — ни на что не смотри, но стой, яко мраморный столп неподвижный. Воры, если у кого украдут, то остатки будут, а что и украдут, из государства вон не вынесут, ни в воду, ни в огонь не кинут, но все в людях будет — и царственное богатство от воров и от разбойников не весьма погибнет; а от огненного паления всякое богатство с сего света погибнет; и того ради ни о чем так не надобно стараться, как о хранении от пожаров. Всякому человеку надобно не весьма за тяжелоносные бремена иматися, и кто во что призван, в том и пребывати; а высшего ни чина, ни владетельства отнюдь не годствует искати. Сие есть самое безумие, еже начальства искати. Господь повелел царю Саулу во аммаликийской земли люди вся изсещи — от старца и до сущего младенца, и скот всякой изсещи, и он более Бога помилосердствовал: царя оставил жива и скот лучший оставил жив, и за излишнее пред Богом милосердие сам себя и царство свое погубил. Тако и ты, сыне мой, бойся паче Бога милосердствовати. Всякому делу буди предначинатель, а не перстоуказатель. Смиренную подобает же и одежду носить, а не гордостную. ТЫ, сыне мой, не моги Богу что дать от худых и непотребных вещей, но аще что возжелаеши Богу дати, то даждь самое лучшее, да благословен от Бога будеши. И тако творя, уподобишися праведному Авелю. И аще что восхощеши и нищему подати или пресвитеру и причетникам дати, аще пенязи будеши давати, то ты осмотри, дабы худого и пенязя не подати, но, избрав, лучшие подавай, понеже от рук их Бог Себе приемлет и на твое намерение смотрит, с какою любовию ты подаеши, и что нищим или церковникам ни даеши, то Самому Богу даеши. АЩЕ поручишься по ком, предаси свою руку врагу (Притч. 6, 1). АЩЕ что обещаеши Богу, не умедли исправити, да не будешь в грехе. БЕЗУМНОГО глас во множестве словес. Безумному по безумию его и отвещай ему. ЕСЛИ беззаконно пред Богом будешь жить, то и приношение твое будет Богу мерзко. БЛУД ЖЕНСКИЙ — в возвышении очес (Сир. 26, 11). БЛУДНИЧИ молитвы — Нечисты. БОЛЕЗНИ, не допустя к себе, врачуй. ВОЗДЕРЖАННЫЙ человек приложит себе живот. ВОЛКУ со овцою как община, такожде и зловерному с благоверным человеком. ВСЯК человек мнит себя быти паче иных праведна. ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ человеческое и святые места Бог оставляет и в разорение предает. ТЫ, сыне мой, глухому человеку не моги какова-либо словесе досадительного, или посмешного, или нелепотного изрещи. Подобно и дураку простоумному, не посмеивайся. С ГОРДЫМ общающийся, точен ему будет. ГОРЕ пишущим лукавство: пишущии бо, лукавство пишут (Ис. 10, 1). БЕЗ Божия воли ничто ти не прикоснется; ДОБРОЕ пред Богом и пред человеки помышляй. ДОБРО твори смиренному, а не нечестивому. ЕДИН аще за тя молится, а другой клянет, то кой глас услышан будет у Владыки? СЫНЕ мой, бойся, дабы тебе не причитатися к творящим беззаконие и живущим в роскошности! Но поживи на сем свете в воздержании и в теснотах, дабы тамо тебе внити в пространство. ЗАПОВЕДАЛ Господь, дабы людие на иноземных иноверных не женились, дабы те жены от веры не отвратили. ИГРАЯЙ с сыном своим — печаль приимет последи. ИЕРЕЯ прослави страха ради Божия. ТАКО бо и ныне Бог делает: аще кто ради своего высокославия пославится чем, то лишится того. И сего ради ты, сыне мой, аще Бог тебе умножит богатством и вещьми каковыми дивными или даст тебе Бог какую премудрость, книжную или художественную, — ничем тем не моги похвалитися, дабы тебе всего того не лишитися. ГРЕХИ свои и си неправости, пред Богом сделанные, исчисляй и покаяние о них приноси. КОНЬ неучен свирепо идет, а сын самоволен блудник будет. ЛЖИВЫХ прорицателей или учителей, кои с истинного пути совращают, повелел Господь предавать смерти глаголя: злое сами от себя истребляйте... ЛУЧШЕ скрыть в себе безумство, нежели скрыть премудрость. НА ДЕВИЦ не гляди, да не когда зря на них, соблазнишися. НА ТРАПЕЗЕ не простри руки своя прежде клеврет своих. Предложенные ти яди яждь не разгребая яств, да не возненавиден будеши. НА УТРЕННЯЯ не хвались, не веся бо, что ти утро принесет. НЕ СКОРО и другу своему вверяйся. НЕ ПОСЛУШЕСТВУЙ на ближняго своего лжи. НЕЧЕСТИВЫХ уста поведают зло. НЕ ЯЖДЬ через сытость, да не отяготишися и здравия своего да не повредиши. КОГДА собираешь овощи с огорода или яблоки и забудешь, оставишь, то забытое отдай нищим, бедным людям. Подобне, аще что и от вещей каковых оброненных; в корысть себе не приемли, но отдаждь либо бедным, либо во Св. Церковь, или причетникам церковным. НИЩЕГО кто почитает, почитает Сотворившего его. ОТЕЦ аще и разумом оскудеет, не оскорби его. О БОЗЕ в ком премудрости нет, тот суетен человек. ОБИДИМОГО изми от обидящего его. О БРАНИ с страшливым не советуйся, О ВСЯКОМ деле с благочестивыми советуйся. И ТЫ, сыне мой, ни в каковом деле совета не ищи от юных людей, но ищи от пожилых и искусных людей. К тому же еще избирай тех людей, кои боятся Бога, и через таковых людей Бог тебе совет подаст полезный. А аще кто и стар, да живет не в страхе Божием, и от таковых совета никакова не приемли. ПРАЗДНОСТЬ многой злобе научает человека. ПРИКЛОНИ ухо твое нищим и отвещай им с кротостью, мирно. ПОХВАЛУ чужую похищающие поклоняются идолу греховному. И сего ради ты, сыне мой, не моги чужую выслугу, или художество, или иную какую ни есть похвалу на себя принять, дабы ты похвален или почтен был, а сотворивый то дело уничижен был. РЕВНИВОГО мужа к себе не призывай и к нему не ходи. СКОТ тот кушай, который копыто копытит на двое, и пазнокти на двое же, а птиц — кои ступают, а не скачут; а рыба та чиста, коя чешую и перье имеет, а прочая вся нечиста суть. Сам Господь о сем заповедал, да людие нечистого не ядят; и аще кто мертвечине прикоснется, нечист будет. С ЛЕНИВЫМ о трудах не советуйся. С ПРЕМУДРЫМ знайся — премудр будешь. СТРАШЛИВОМУ не повелел Господь на брань исходити. НЕ ОТВРАТИ лица твоего ни от одного бедного. УНИЧИЖАЮЩИЙ малая дела чуждая, помале сам упадет. У БЕДНОГО или у вдовицы не приемли одежды в залог, ни жернова, но даждь без залогу, да благословит тебя Бог. ДА НЕ УСОМНИТСЯ всякий человек, еже развращающих правую христианскую веру предавать на смерть и убивать их (разумеются начальники). А Иисус сын Сирахов не повелевает таковых и заступати. |