Назад

Содержание

Далее

Опытность врага-диавола и пять козней его

Диавол как дух невещественный со времени Адамова преступления заповеди Божией возымел человеческое и сделался очень опытным в воевании против людей, ибо люди, им боримые, умирая, переходят род за родом, а он все живет и живет один и тот же вот уже 6 600 и более лет (а в наше время 7 500) и навык. Он всегда есть скрытный враг людей, всегда злокознствует и брани воздвигает против них; и особенно против тех из них, которые теперь рождаются; потому что теперешние не только не имеют никакой опытности в борьбе с диаволом, но совсем и понятия не имеют о брани диавольской и об искусности в ней диавола. Почему и когда явно он биет их, они того не видят, и когда скрытно их устремляет, не чувствуют; он является “ангелом света”, а покрывает их тьмою. Конец же и цель, для которой ведет он сию брань с человеком, велика и страшна. Вначале отделив и отдалив род человеческий от Бога, он теперь всячески напрягается и хлопочет о том, чтоб не допустить его опять возвратиться к Богу, но всегда удерживает в отдалении от Него. И если случится кому воззвану быть Иисусом Христом и возвратиться к Богу, он, искусный и многоопытный в делании зла, всячески старается опять отдалить его от Бога. По этой-то причине диавол сделался многоискусен в воевании с людьми и воюет с ними пятью кознями: эллинством, иудей ством, ересями, противоправославным образом жизни и (неразумными) подвигами добрых деланий. Эллинством прельщает людей, любящий так называемую внешнюю мудрость (ученость) ; иудейством прельщает евреев, убеждая их думать будто они добре веруют, так как чтут Единого Бога, чем прельщает он также и агарян (магометан); ересями прельщает суемудрых богочтецов удаляя их от православия; православных удаляет от Бога худыми делами и жизнию, противною православию, именно: сребролюбием, сластолюбием, славолюбием; опять и подвигами добрых дел, И самоохотными лишениями самоумерщвления ввер-гает он подвижников в гордость, которая есть корень всякого зла, равно как в пристрастие К славе и чести людской. Этою прелестью гордыни, которая есть всех добродетелей истребительница , прельщает он и в пропасть низвергает души бедных подвижников, живущих в преподобии и правде и некоторых из них уговаривает показать ревность Божию не по разуму и строгость жизни нерассудительную. Через это он делает их тиранами самих себе, и они мучают себя всякими лишениями и злостраданиями, да славими будут от человек, что достойно крайних слез, потому что они лишаются за то и настоящих, и будущих благ... Но никаким способом не можем мы избавиться от него, кроме как если прибегнем к Богочеловеку Иисусу Христу, со всем смирением души и крайним сокрушением сердца. Тогда Христос Сам будет воевать за нас через нас, и мы успокоимся, ибо противостояние и преодолевание этого врага нашего никаким другим способом не бывает, как только Единым Христом Господом.

Прп. Симеон Новый Богослов

Враг спасения не всегда зло внушает, но довольствуется, если успевает занять внимание, пустяками. Ему лишь отвлечь от главного — единого на потребу и время сгубить...

Свт. Феофан Затворник

Льстец есть служитель демонов.

Почему диавол называется князем мира? — Что диавол есть князь мира и вечной тьмы, послушай Самого Христа, который говорит: “Грядет сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже” (Ин. 14, 30). Князем мира называется он не как властитель и господин мира. (Да идет от нас такая богохульная мысль!) И как возможно, чтобы властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями? Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожеланиями богатства и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берет над ними власть. Князем же тьмы называется он потому, что ниспал от света Божественной Славы по причине гордости своей и сделался наследником вечной тьмы. Но Бог и Владыка наш, яко Творец и Устроитель всего мира, естественно и властно есть князь всех — небесных, земных и преисподних, будучи светом невечерним и неприступным и Господом всего: и настоящего, и будущего.

Прп. Симеон Новый Богослов

В грешнике диавол производит множеств ( худых мыслей, как в Иуде.

Чего боятся демоны? — Будь углублен в себя не люби выказываться, заключись в сердце своем Демоны боятся самоуглубления, как тати псов.

За что брань против нас бесов? — Вся брань какую поднимают против нас демоны, на тот конец бывает, чтобы удалить от нас благодать Святого Духа.

Прп. Симеон Новый Богослов

О коварстве бесов

Бесы изобретают многие хитрости и безчис- ленные уловки, так непрестанно они нас безпо- коят день и ночь: и когда бодрствуем, и когда спим, и иногда борют нас срамными похотями, иногда пожеланиями яств запрещенных, иногда отчаянно нападают на нас и стращают, что убьют, думая тем запугать нас и сбить с царского пути. Иные из них говорят, что невозможно вынести всех трудностей этого пути; другие — что эти труды совсем тщетны и никакой не могут принести пользы тем, кои употребляют их; третьи опять говорят, что этот путь, которым мы идем, конца не имеет, и нам показывают некоторых из тех, которые ни в чем никакого не достигли успеха. Это особенно такие, которые много времени провели в подвижничестве и никакой не получили пользы от этого долговременного в нем пребывания, потому что не с разумом шествовали путем заповедей Божиих и не с правым и благочестивым помыслом, но подвизались своевольно и с гордостью... Но где мне пересказывать все козни и ковы врага нашего диавола и злых демонов его, когда они бесчисленны.

Прп. Симеон Новый Богослов

О хитрости и кознях диавола: Все хитрости и все козни диавола обращены на то, чтобы соблазнить христиан отторгнуться от рук Христа и в самопрельщении расположить их говорить или хотя думать, что это-де мы сами по себе своим поспешеством породили такое и такое бла гое помышление или сказали такое и такое разум ное слово, хотя бы то и самое незначительное И вот против этого-то великий у христиан посто янно обращается подвиг.

Прп. Симеон Новый Богослов

Но диавол, что сначала сделал с человеком, то покушается делать и теперь со всяким начинаю щим каяться, внушая ему: “Нет спасения тебе Боге твоем” (Пс. 3, 3).

Помышление о злобе бесов: Если придет смута тельное помышление о ярости и непрестающей злобе, какую питают против тебя враги-демоны, о множестве их полчищ, то ты с другой стороны помысли и о беспредельно величайшей силе Божией и о любви Его к тебе, равно как и о несравненно большем множестве Ангелов небесных и о молитвах святых... Знай, что враг со всеми своими кознями состоят в руках Божественного нашего Архистратига Господа Иисуса Христа, а посему Он не только не допустит врагов твоих сделать тебе насилие и победить тебя если ты сам произволением своим не перейдешь сторону их, но будет сам поборать за тебя и предаст врагов твоих побежденными, когда и как сие Ему благоугодно будет.

Из “Невидимой брани”

Тому, кто говорит, что при нем всегда находится серафим (ангел), велите сделать испытание сему серафиму, именно: верует ли он в Господа Иисуса Христа и крестное знамение пусть положит на себя. В Отечниках так пишется: и Ангелы, коих пытали сим образом, хвалили пытавших. Враг не может стерпеть крестного знамения.

Свт. Феофан Затворник

О бесовских голосах: Писали вы также о слышимых некими голосах. — Мысль отцов древних — не обращать на это внимания, не углубляясь в причины. Думайте так сами и других учите... Невнимание пристыдит врагов, и они перестанут так чудесить.

Свт. Феофан Затворник

О старце, стужаемом от бесов: как быть старцу, которому по ночам стужают бесы? — Так быть, как есть, ничего не прибавляя. Пусть отбросит всякий страх и встречает сие без смущения и робости. Пусть ограждается крестным знамением и молитвою... пусть плюет на них, бранит и в ад посылает. В житии св. Антония есть на это уроки. Найдите и почитайте старцу. Главное не робеть и в чувстве силы о Господе отгонять их.

Свт. Феофан Затворник

Запугивание врага: Враг внушает: не выдержишь. А вы отвечайте: и не берусь сама одна выдержать, но надеюсь, что Господь Милостивый не оставит меня одну, а поможет устоять, как помогал доселе.

О страховании от бесов: Старцу, слышащему шум и ощущающему прикосновения... нечего более сказать, кроме того, что вы говорили: не обращать внимания. Пусть молитву присоединяет всякий раз: “Отче наш...”; может с верою и запрещение от лица Господа произносить над врагами.

Свт. Феофан Затворник

Демоны действуют в нас страстями нашими.

Никто так не страшен демонам, как смиренный.

О существовании бесов кратко скажу из своего опыта... У меня был брат, жил в Петрограде, держал трактир, и я в это время жил там же, на подворье Валаамского монастыря. Однажды приходит брат ко мне. Когда он пришел в келию, то почему-то стал очень волноваться. Я посадил его на стул, а вверху были иконы с мощами св. угодников, вдруг брат вскакивает со стула, и как закричит: “гадкие, гадкие иконы”, и побежал из келии. Я остался в недоумении и думал: что это такое с ним случилось? Неужели бесноватый? Оказалось, что действительно — бесноватый. На следующий день пошел я к ним; жена его и говорит мне: “Когда он пришел домой очень взволнованный, то стал кричать, что больше никогда не пойдет к брату: там у него гадкие иконы”. А бывало, если я буду говорить ему что-либо из Св. Евангелия, он встревожится и говорит мне: “Не говори мне это”. Если я покроплю еду св. водой, он уже не будет есть, хоть не видел, что кропили.

Рассказ Валаамского старца, из писем

Гордость — причина беснования, источник гнева, повод к немилосердию.

Пример злобы врага спасения через людей:

Однажды старец Архипп Глинский, на пекарне, стал просить новоначального брата месить хлебы. Тот в гневе бросился на подвижника и закричал: “Как ты смеешь меня заставлять?” И бил его до тех пор, пока сам не уморился. И что же? Не бивший, а битый поклонился в ноги и просил прощения. После этого о. Архипп несколько дней был болен. Враг спасения человеческого сам озлоблялся и окружающих озлоблял на истинного подвижника, ибо мерзость для нечестивого — каждый идущий прямым путем (Притч. 29, 27). Другой раз тот же брат в пылу напрасного гнева схватил о. Архиппа за бороду и вырвал у него клок волос. Смиренный и кроткий труженик огладил бороду и, падая в ноги обидчику, сказал: “Прости меня, верно, я тебе не понравился”. Кто-то на пекарне сильно ударил о. Архиппа в висок, он четверть часа лежал без памяти на грязном, мокром каменном полу, а очнувшись, встал и молча взялся за свое дело, как будто с ним ничего не случилось. Раз его сильно побил один брат за то, что, ему не понравилось пение о. Архиппа на клиросе, а он через некоторое время пригласил к себе обидчика и угостил.

Не только скорби внешние должны быть, но и внутренние от духов злобы попущением Божиим.

Прп. старец Макарий Оптинский

У врага нашего — бесчисленные козни, которыми он старается повредить нам и отвлечь от Христа. Он наводит или внутренние скорби, действуя духами злобы, или возбуждает в душе скверные страстные помыслы, возобновляя в памяти прежде соделанные согрешения, стараясь в то же время ввергнуть в душу уныние, представляя ей спасение уже невозможным. Он действует так хитро, что такие помыслы кажутся рождающимися в самой душе, а не насеваемыми в ней чуждым ей лукавым духом, который, действуя, вместе хочет и укрыться. Или он поступает вышесказанным образом, или поставляет в трудное положение по телу, или изобретает в средства, чтобы подвергнуть благочестивых людей оскорблениям от людей порочных. Но чем ожесточеннее лукавый враг пускает в нас огненные стрелы, тем более и более должно нам укрепляться в Боге, возлагая на Него надежду и в твердо” убеждении, что все это попускается по воле Божией, которой единственная цель заключается в том, чтоб души, любящие Бога, были вполне испытаны искушениями и со всею удовлетворительностью доказали свою любовь к Богу.

Прп. Макарий Великий

Когда же кто смущен или оскорблен, то держать скорбь или гнев несколько времени или целый день есть дело демонское. Ибо таковый становится братом демонов и другом диавола. Ибо не может от Самого Бога получить отпущение грехов, до тех пор пока не простит брату своему.

На опасно больных нападает сильнее диавол, зная, что имеет мало времени.

Сатана причиняет скорби, скрежеща зубами своими на святых мужей и всегда набрасываясь особенно на тех, кого Бог усвоил себе как Ему принадлежащих.

Враг устрояет так, чтобы христианин бывал мучим неожиданными трудами и окружен тяжелыми испытаниями. Но, оказавшись не в состоянии причинить ему какой-либо вред, поскольку, нам помогает Бог, он нередко возбуждает единоверцев и единоплеменников и старается поощрять их к вражде и брани с нами, о чем свидетельствует и Павел, говоря: “беды во лжебратии, беды от сродник” (2 Кор. 2, 3—6).

К Празднику всегда враг при попущении Божием старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок — всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательней к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг.

Прп. старец Варсонофий Оптинский

Злой дух наиболее устремляется на предавшихся духовным вещам. Там многие и поставляются сети, где добродетель.

Свт. Иоанн Златоуст

Печалями и сластями, вожделениями и страхо-ваниями демоны привязывают ум к чувственному.

Св. авва Фалассий

Будем помнить, что оскорбляют нас не братья, но бесы: своим наущением всем нам делают пакости и погибель душевную. Они стараются отвлечь нас от Бога.

Диавол нападает сильнее на терпеливо переносящих скорби.

Свт. Иоанн Златоуст

Диавол искушает не только желаниями, но и страхом унижений, боли и самой смерти. Если человек перенесет за имя Христово, дана ему будет награда.

Наведением скорбей невидимый враг усиливается погубить душу, уклоняя ее в уныние, в ропот, в нелюбовь к ближнему, а Господь, попуская скорби, хочет спасти ее, давая ей возможность борьбою приобрести мученичество, терпение, разум духовный и, наконец, смирение.

Когда настает страшная брань от духа уныния, тогда надо крепко оградить себя от духа неблагодарности, опасаясь, чтобы не впасть в хуление, ибо враг во время уныния усиливается сразить душу именно этим оружием, то есть оружием хулы и неблагодарности. Человек в унынии исполняется сомнением, страхом и отчаянием... В молитве полезно повергаться лицом на землю.

У кого пред очами смерть и вечность, тот посмеивается и скорбям, и сладостям земным.

У кого же диавол украдет память о смерти и вечности, тому жизнь земная кажется тяжелой, а скорби невыносимыми.

Не дух Божий живет во иже в покои пребывающих, но диавол.

Прп. Исаак Сирин

Одного крестного знамения довольно, чтобы отогнать от себя ухищрения диавола.

Св. Афанасий Великий

Диавол, желая погубить род человеческий по зависти к славе человека, придумал различные хитрые средства: во-первых, неведение, во-вторых, идолослужение, потом — худой образ жизни, теперь же, наконец, обман и обольщение посредством ересей, дабы всячески отвратить от небесного.

Свт. Епифаний Кипрский

Страждущим от действия духов злобы просите священников читать заклинательные молитвы, положенные для сего в большом церковном требнике и помазывать их освященным елеем. Это надлежит исполнять священникам. Находясь близ таковых страждущих, надобно быть очень осторожными в том отношении, чтобы враг не внушил таких мыслей, что вы очень боголюбивы, сострадательны, имеете благодать Божию и проч.

Все это враг для того внушает, дабы человек подумал о себе, что он богоугодно живет, не так, как прочие.

Старец Арсений Афонский

Страдающей от бесов: а когда утомитесь от страхований бесовских не спавши, то уже о правиле не беспокойтесь, в таком случае оно отлагается. Телу необходим отдых и подкрепление.

Старец Арсений Афонский

В бедствиях, испытаниях и скорбях приближается к нам враг, все подвергая искушению и стараясь погубить.

Прелесть диавола есть... и конская ристания со псами ловли, и всякая такова пустошь.

Откуда находят мысли об удовольствии пищи и отвлекают меня от поста? — Поскольку и Адама сим запял диавол, то и на нас действует тем же способом.

Если кто скажет: “прости меня” — со смиренномудрием, тот сожигает демонов.

Диавол устремляется против поста, против молитвы, против рукоделия, ибо рукоделие отсекает многие злые козни его; устремляется же он и против целомудрия.

Молящийся об обидевших в трепет приводит демонов.

Надобно духовному человеку и подвижнику добродетели всячески удаляться входящих в ум и сердце ублажающих его помыслов. Сатана весьма изобретателен на злодеяния: когда людей, известных благочестием, он не может отвлечь от драгоценной для них жизни и поведения и склонить к тому, что ему угодно, то он попытается поразить их другим способом. Он же хвалит их как людей, достигших совершенства, потом прославляет их как святых, ублажает их как уже ставших друзьям Божиими и достигших до края всякой добродетели. А таким образом породивши в них страсть гордости, возбуждает их во вражде против Бога и, наконец, вырывает их с корнем, подобно некоторому растению.

Св. Кирилл Александрийский

Вся забота противника — диавола устремлена на главную и важнейшую часть: чтобы вовлечь в заблуждение относительно догматов веры, а через сие лишить первой надежды на спасение.

Диавол старается всех разъединить, расчленить, разогнать, как стадо без пастыря; в семействах поселяет вражду, раздор недовольство или обиду; в селениях, городах восстанавливает одних на других; в государствах восстанавливает народ на народ, царство на царство; в религиозных обществах — восстанавливает исповедающих одно исповедание на последователей другого, и особенно дышит яростью на исповедующих веру православную, воздвигая на них разные гонения.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

О, как тщательно диавол и мир засевают своими плевелам ниву Христову, которая есть Церковь Божия. Вместо Слова Божия усердно сеется слово мирское, слово суеты. Вместо храмов мир изобрел свои храмы — храмы суеты мира: театра цирки, собрания, вместо св. икон, которые миролюбцы и принимают, в мире существуют живописные и фотографически портреты, иллюстрации и разные другие виды; вместо Бога Святых в мире почитают до обожания своих знаменитостей литераторов, актеров, певцов, живописцев, владеющих общественным доверием;

вместо ладана — табак. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа!

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Враг изобрел новые оружия для разрушения Церкви Христовой: он выслал против нее так называемую науку, впрочем, не истинную науку, а лженауку. Он вооружил против нее литературу и всякого рода книжничество.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Враг Наш диавол употребляет против нас свою брань и привлекает к страстям; если же не успевает в том, то вводит во мнение о мнимом своем исправлении или о своих добродетелях.

Прп. старец Макарий Оптинский

Читайте более Священное Писание, наипаче Евангелие. Там Дух Божий движется и отгоняет духов богопротивных и богоборных.

Свт. Феофан Затворник

Действия врага: Одни считали подвижника прельщенным, другие — мятежником. В слезах его видели хитрость, в мольбах — притворство.

Одного св. старца спросили: “Почему демоны так сильно боятся тебя?” — “Потому, — отвечал он, — что с тех пор, как я сделался монахом, так веду себя, чтобы гнев не доходил до гортани моей”.

В мирской литературе враг человеческого рода постарался устроить так, что хорошие книги задавлены грудою бесполезных, так что до них и не доберешься. Не надобно ли остерегаться, чтобы и духовная литература не подвергалась такой же участи?!

Митрополит Филарет Московский

Роскошь — орудие диавола к погибели душ человеческих.

Прп. старец Макарий Оптинский

От врага происходит чрезмерное усиленное подвижничество.

Св. Синклитикия

Как можно узнать, что сон от диавола? — Первый признак: если тебе пригрезится что-нибудь противное либо вере, либо Церкви Святой, или жизни благочестивой, "или что-нибудь подобное, а между тем перед сном ничего подобного у тебя в голове не было. Второй признак: если после пробуждения от такого сна с тобою делается какое-то смущение души, какая-то тоска на сердце. Вот если эти два признака имеются, то можно думать, что такой сон есть наваждение диавольское.

Хульные помыслы — по действию бесовскому. Иные из подвижников, мучимые хульными помыслами, впали в отчаяние, наложили на себя безмерные посты, в Церковь Божию перестали ходить и Св. Христовых Таин не приобщались, считая себя недостойными (попав таким образом в сети вражеские), — но все это по действию бесовскому.

Свт. Феофан Затворник

Помысл, коему не предшествует тишина и смирение, не от Бога.

О великой пользе откровения: Бес ничего так не ненавидит и не боится, как быть узнанным, потому что тогда он уже не может коварствовать как хочет.

Прп. Дорофей

Когда приходит к вам кто-нибудь: брат, или друг, или жена, или отец, или кто иной — прежде всего прострите руки ваши на молитву, если все это призрак, он исчезнет.

Епископ Палладий из Лавсаика

В старину псалтирь читали над больными, особенно над бесноватыми.

Один неискусный монах страдал от бесов, а когда они нападали на него, то он убегал от них и те гонялись за ним. Если случится с тобою подобное, не убойся и не беги, но стань мужественно, смири себя и скажи: “Господи, помилуй меня, великого грешника”, и бесы исчезнут; а если будешь трусливо бежать, то они загонят тебя в пропасть. Помни, что в тот час, когда они нападают на тебя, смотрит на тебя Господь, как ты уповаешь на Него... Брань с врагами попускается за тщеславие и гордость.

Прп. Силуан Афонский

На диавольское неверие говори: “Верую, Гос поди, помоги моему неверию”.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Враг непрестанно около нас хлопочет. Первое его дело — занять чем-либо второстепенным, хоть не худым, и отвлечь от главного единого на потребу. Когда успеет в этом, тогда начинает подбрасывать и дурное и мало-помалу доводит до мыслей и чувств дурных.

Бывают скорбные чувства от Бога за злые дела человека для того, чтобы отогнать его от них и привлечь к деланию других — добрых. Бывают такие же чувства за добрые дела для предостережения от гордости, высокоумия и саможальства, чтобы человек не забывал свою немощь и ничтожество. Бывают такие же чувства от диавола за добрые дела человека, чтобы отторгнуть его от них и привлечь к деланию злых, повергнуть в отчаяние, отторгнуть от Бога, взять в свои Руки и погубить. Мы должны познавать, проверять и ценить себя с другими не по радостным и скорбным чувствам (не по чудотворным действиям), но по закону Бога Вышнего, по запове дям Христовым и всему Священному Писанию.

Не должно верить снам, хотя бы они в своем роде и действительны были, ибо через вероятие снов многие прельстились. Любомудрый старец Феострит, сочинивший параклисис Пресвятой Богородице, вверившись снам, наконец так прельстился, что погиб. Посему весьма искусен тот, кто не верит и живейшим представлениям.

Как бы ни благовиден был помысл, но если он отнимает мир у сердца, тонко приводит к нарушению любви с ближним — он вражеский. Скорее вооружайся против него, гони прочь от себя оружиями духовными: славословием Бога, благодарением Бога, преданием себя Его воле, а укорением себя, осуждением, молитвою. Превосходное оружие при сильной брани — прийти в свою келию, повергнуться на минуту пред Богом с прошением Его помощи и преданием себя Его воле.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно приводит нас к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности. Отцы признают нашествие греховных помыслов на занимающегося молитвою хорошим признаком: от борьбы с греховными помыслами получаются деятельный разум и твердость духа. Греховным помыслам должно противиться, а увлеченья ими немедленно врачевать покаянием... Греховные помыслы и ощущения не должно рассматривать, чтобы они не вкрались в душу и не заразили ее, должно их немедленно отвергнуть, а самому повергаться в пучину милосердия Божия.

Свт. Игнатий Брянчанинов

В наше время распространению учения св. Отцов особенно противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием.

Диавол действует именно против желающих спастись, а не против преданных греху и суете, яко самоуловленных. Бог же попускает все это для нашего спасения, чтоб мы видели, как легко бываем поруганы невидимым врагом и как удобна для него погибель наша по причине нашего скудоумия и нетвердости в вере.

Ввиду важного значения старчества, враг рода человеческого старается всеми силами отвлечь, отторгнуть ученика от старца; то он вселяет в сердце недоверие к нему и осуждает советы, то раздувает в воображении его немощи, возбуждает ненависть и даже презрение, то внушает: да есть ли польза от откровения? Оптинские старцы говорили: “Если с верой будешь искать и принимать слова наставника, то и через грешника получишь пользу, а если с сомнением и испытанием, то и праведник не поможет”.

Хранение ума важнее дел. Истинно хотящий спастись — внимай себе! Сначала приучи ум различать греховные мысли, всеваемые врагом спасения, и немедленно прогонять их молитвою.

Старец Филарет Глинский

Хульные помыслы бывают оттого, когда кто думает о себе, что он живет хорошо, или думает, что молится усердно, а других осуждает. За это и попускается сей бес.

Прп. старец Макарий Оптинский

Когда помысл станет внушать тебе укорить ядущих, не слушай его, ибо он от врага.

Старые грехи, особенно блудные, сильно вредят при одном воспоминании. Потому враг старается всячески восстановить их в памяти, даже под предлогом исповеди... Ибо если они приносят с собою печаль, то удаляют от надежды, а воображаемые без печали вкладывают внутрь прежнюю скверну.

Желающий быть благочестивым должен удаляться от мирского шума. Когда мы живем в миру между людьми, враг наш нападает на нас и с внутренними, и с внешними оружиями; в орудие своей ненависти к нам он употребляет против нас и самих людей. Итак, старайтесь быть в уединении.

Прп. Антоний Великий, из писем

Совет тебе даю: все делать так, чтобы оставалось у тебя сил при упражнении в подвигах благочестия, и до изнеможения себя не доводи, дабы после враг унынием не искусил. Телесные труды, как-то неядение, стояние на молитве и поклоны — врагу сносны, когда ум человека не хранится в богомыслии и смирении; вся сила спасения нашего в том, чтобы сердце наше было уязвлено страхом Божиим и ум наш занят всегда был памятию смертного часа, Суда Христова, вечного блаженства и мук бесконечных. Сие всякой добродетели научит.

Архимандрит Варсонофий, из писем

Молитву и Св. Причащение не должно никак оставлять, никакие вражеские нападения не должны это воспрещать.

Старец Арсений Афонский

Когда хвалят тебя демоны, внушая тебе мысленно, что велики твои бдения, велико твое воздержание, велики твои подвиги, не хвали себя сам, и не услаждайся их похвалами, и не соглашайся с ними, но паче негодуй на них и гневайся, говоря: уклони тебя от меня.

Сильная приверженность к родным по плоти есть сатанинский силок.

Прп. Нил Синайский

Если не хочешь от духовного отца потерпеть, что всячески неизбежно для очищения внутренней скверны, то будешь терпеть от бесов по исходе души.

Старец Арсений Афонский

Если бесы видят нас страшливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь привидениями и угрозами, и что сами в себе думаем, то и производят в большем виде.

Прп. Антоний Великий

Бесы иногда, если мы спим, пробуждают нас на молитву и делают это так часто, что не дают почти нам и уснуть. Но не надобно их слушать, пробуждают ли они на молитву, или советуют вовсе не принимать пищи, или представляются осуждающими и укоряющими нас за то самое, в чем прежде были с нами согласны. Ибо не из благоговения и не ради истины делают это, но чтобы неопытных ввергнуть в отчаяние.

Прп. Антоний Великий

Старец на вопрос, почему нас так беспокоят бесы, отвечал: “Потому что мы отвергли оружие наше: самоукорение, смирение, нищету и терпение”.

Отчего происходит, что иной думает, что он ниже всякой твари, а действие его не соответствует этой мысли? — Ежели не видишь действий, соответствующих уничиженному о себе мнению, то сне последнее не истинно, но прельщение демонов.

Прп. старец Варсонофий Оптинский

Самое главное — смирение и сердечное сокрушение, что составляет непобедимое оружие против диавола.

Если кто страдает припадками или страхованиями, то эти болезни врачуются смиренным трудом, духом и покаянием и тем, чтобы любить брата своего и любить врагов.

Прп. Силуан Афонский

Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, ты — люби их; ругающих — благословляй; и взимающих твое — не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться — плачь; когда находит уныние — старайся развеселиться; когда за; висть — радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность — немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы — поревнуй о чистоте сердца; когда гордость — смирись; когда злоба — будь особенно добр; когда раздражительность — сохрани спокойствие; когда скуп — будь щедр; когда рассеянность — размышляй о едином на потребу.

Для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому они с особенною силою свирепеют во время поста, и с особенною лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенною силою стужают во храме и на дому благочестивых христиан, ревнующих о молитве, посте и покаянии.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Самое сильное средство к отгнанию бесов есть насколько возможно чистое, от чистого сердца и усердия приобщение Св. Животворящих Таин Христовых.

Если бы было у бесов могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний и не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет.

Нет сомнения, нечистые духи могут познавать качество наших мыслей, но извне, заключая о них по чувственным признакам, то есть из наших расположении, или слов, или занятий, к которым видят нас более склонным. Но они вовсе не могут знать мысли те, которые еще не обнаружились из сокровенности души. Да и те мысли, которые они внушают, приняты ли или как приняты, они узнают не по природе самой души, то есть не по внутреннему движению, скрывающемуся, так сказать, в мозгу, но по движениям и признакам внешнего человека; например, когда внушают чревобесие или видят, что монах с любопытством устремляет глаза в окно и на солнце, или заботливо спрашивает о часе, то познают, что у него родилось желание есть. Если они подстрекают к печали, гневу, ярости, то залегли ли они в сердце, узнают из движения тела и возмущения чувствований, именно когда видят, что он молча возмутился, или с каким-нибудь негодованием вздыхает, или лицо покрылось бледностью или краскою, и таким образом тонко дознают, кто какому пороку предан. Ибо они верным способом узнают, чем всякий из нас услаждается.

Авва Сирин

Диавол не посмел явиться к Прп. Фоме Д. открыто, а навел на него такое множество комаров, что они набивались ему в рот, проникали в гортань и скудная пища, и все, что было в келии Пятого всегда наполнялось множеством комаров Такое нападение продолжалось три года, но никогда святой не возроптал, и за все благодарил Бога, и испрашивал себе прощение грехов. Затем появились огромные мухи, а после — муравьи. Все эти искушения от диавола Прп. Фома перенес с твердостью адаманта.

Когда ночью беспокоят бесовские мечтания, то исполните по четке сто молитв: “Слава, Господи. Кресту Твоему Честному” — и враг отойдет.

Старец Арсений Афонский

Чем более сподобимся благодати, тем сильнее должно быть самоукорение, дабы враг не обольстил нас праведностью нашею, которая пред Богом есть ничтожество, как сказано в Священном Писании: “Вся правда наша, яко порт (рубашка) нечистой жены пред Богом”.

Старец Арсений Афонский

Если когда ты на кого прогневаешься, то вспомни, что начальник всякого зла — диавол, он посевает между людьми раздоры, и вместо того, чтобы гневаться на ближнего, обрати твой гнев на того, кто главною причиною всех зол (громоотвод).

Иеромонах Арсений Афонский

Диавол вредит христианам тем, что вселяет в них злопомнение к братиям, когда они говорят: вот он сказал мне; и я ответил ему (тем же) и он (народ) имеет грехи пред собою и не видит их, а о грехах ближнего празднословит. От этого и терпит вред.

Кознь врага на молитве врага: на молитве в самом начале враг спасения предлагает какое-либо дело, будто нужное, чтобы озаботиться им. Если не остережется начинающий молиться, то уходит помысл в предложенное дело, а о Боге и молитве забывает. Кивает поклоны, как кукла. Чтоб избежать этого, надобно пред молитвою твердым помыслом все отбросить и приступить к молитве голою душою, чтобы она, совершая молитву, одну ее имела в заботе.

Свт. Феофан Затворник

За неблагоговение — наказание: Ангелы Божий отторгают от лица и взора Божия ум молящегося неблагоговейно. Страждущий от демонов обычно не чувствует того. И сам Бог не освобождает его от демонского насилия за то, что он нарушает заповедь работать Господу со страхом.

О демонской брани: всякая демонская брань производится в нас тремя главными способами: или по нерадению, или по гордости, или по зависти демонов. Первая брань достойна сожаления, вторая весьма бедственна, а третья преблаженна.

Прп. Иоанн Лествичник

О лукавстве злых духов: Велико и непостижимо лукавство злых духов. Почему, роскошествуя и пресыщаясь, бодрствуем недремленно; а постясь и изнуряя себя трудами, жалким образом одолеваемы сном.

Прп. Иоанн Лвствичник

Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: “Умолчи и изыди”. Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь.

Господь, не обличая козней их, одним словом решил: умолчи и изыди. Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок.

Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подсекает бес и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи:

“Умолчи и изыди”, и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окази сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие — все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни суть то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укорением в душе все доброе в ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уж не остается, за что потом похвалил бы Господь.

Свт. Феофан Затворник, Мк. 1, 25

Отчего мы не замечаем искушение врага нашего спасения? — “Чтобы чувствовать к себе прикосновение духа тьмы, надобно самому быть светом, — говорит преосвященный Иннокентий Херсонский, — а грешник есть тьма”. На чистом белом платье и малое пятно тотчас приметно, а платье черное не даст заметить на себе самых больших пятен. В душе светлой и чистой одна какая-либо мысль, вброшенная от диавола, тотчас производит смущение, тяжесть и боль сердечную, а в душе грешника, темной и оскверненной, и самое присутствие его неприметно. Такой неприметности помогает сам дух злобы всеми силами, ибо что ему за выгода быть приметным? Давать ощущать себя прямо? Это значило бы заставить бежать от себя. И вот он, тирански властвуя над грешником, в то же время старается держать его в том обольщении, якобы он действует сам собою и во всем совершенно свободен.

Не надобно покоряться страху, который наводит диавол, а нужно тогда особенно бодрствовать духом и, откинув малодушие, помнить, что хотя мы и грешные, но все находимся под благодатью нашего Искупителя, без воли которого не спадет ни один волос с головы нашей... Искушения диавола подобны паутине, что только стоит Дунуть на нее, и она истребляется, что так-то и на врага — диавола: стоит только оградить себя верою и крестным знамением— и все козни его исчезнут совершенно.

Прп. Серафим Саровский

Молитва дороже всего, но и врагу больше всего она не нравится; много делает препятствий, но бояться его не надо.

Схиигумен Иоанн Валаамский

Демоны имеют обыкновение в час молитвы под благовидным предлогом побуждать нас к отлучке, чтобы отвлечь от спасительной молитвы.

Свт. Василий Великий

О страхе вражьем: тот страх вражий, который вселяет в нас боязнь смерти и сильных мира сего.

Свт. Василий Великий

Христос победил силою Своею искусителя — и мы силою и именем Иисусовым можем побждать его. Имя Иисусово крепче стали, тверже гранита. Нет крепче щита, нет сильнее оружия духовной брани, как Иисусова молитва.

Авва Иов

Как пес, когда увидит жезл, которым некогда ударили его, скоро и далеко отбегает от него, так диавол, видя знамение креста Христова, которым сокрушена сила сего, боится и трепещет — и убегает от верных.

Епископ Петр Могила

Великий старец говорит: “Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать “прости”, ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника”. Вот, видите, братия, как велика сила смиренномудрия, видите, какое имеет действие слово “прости”. Почему же диавол называется не только врагом, но и противником?

Врагом называется потому, что он человеконенавистник, ненавистник добра и клеветник; про- тивником же называется потому, что он старается препятствовать всякому доброму делу. Хочет ли кто помолиться — он противится и препятствует ему злыми воспоминаниями, пленением ума и унынием. Хочет ли кто подать милостыню — он препятствует сребролюбием и скупостью. Хочет ли кто бодрствовать — он препятствует леностью и нерадением; и так-то он сопротивляется нам во всяком деле, когда хотим сделать доброе. Поэтому он и называется не только врагом, но и противником. Смиренномудрием же сокрушаются все оружия врага и противника.

Прп. Дорофей

В Писании сказано, что ложь от лукавого и что он ложь есть и отец лжи (Ин. 8, 44). Вот отцом лжи назван диавол, а истина есть Бог, ибо Он Сам говорит: “Аз есмь путь, истина и живот”, (Ин. 14, 6). Видите посему, от кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью: очевидно — с лукавым. Итак, если мы поистине хотим спастись, то мы должны всею силою и со всем усердием любить истину и охранять себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от истины и жизни.

Прп. Дорофей

Диавол, когда видит, что Бог умилосердился над душою, готов ее помиловать и облегчить ее от бремени страстей Словом Своим или через кого-либо из рабов Своих, тогда и диавол более отяго щает ее страстями и сильнее борет ее. Но Отцы, зная сие, укрепляют человека своим учением и не допускают его предаваться боязни. Один говорила “Ты пал? Восстань, и если опять пал, опять восстань через покаяние”. Другой также говорит: “Крепость желающих приобрести добродетели состоит в том, чтобы не малодушествовать, если падут, и не приходить в отчаяние, но опять бороться”. Одним словом, каждый из них различным образом, один так, другой иначе, подают руку подвизающимся и оскорбляемым от врага.

Прп. Дорофей

Не переносить бесчестия есть дело неверия. Брат! Иисус Христос сделался человеком и перенес бесчестия, а разве ты больше Иисуса? Это неверие и обольщение демонское. Кто желает смирения и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения.

Якоже единый ветр все плоды земные и семена может в движение приводить и развевать или якоже едина нощная тьма по всей земле распространяется, тако злобы начальник, мысленная оная тьма, источник всякого зла и смерти, ветр сокровенный и свирепый, весь человеческий род на земле сущий в смятение приводит, и окружает непрестанными попечениями, и мирскими похотьми прельщает сердца человеков; и тьмою невежества, слепоты и забвения помрачает всякую душу, свыше не отрожденную, и мыслию, и мудрованием во иный век не преселившуюся, по сказанному: наше житие на небесах есть.

Прп. Макарий Великий

Пребывает ли сатана с Богом, как в воздухе, так и в человеках? — Если солнце сие будучи творение, просвещая места скверная, не повреждается, кольми паче Божество, аще и с сатаною вместе будет, не оскверняется, ниже помрачается. Попустил же Бог быти злу сему для людской предосторожности и упражнения. Впрочем, зло оное помрачилося, и как бы ослепло, и не может видети чистоты и тонкости Божией. Аще же кто речет, яко собственное место имеет сатана и собственное — Бог, таковый Бога признает за ограниченного и простирающегося только до того места, где вселяется лукавый. Ибо как говорим, что благо неописанно есть и непостижимо, и вся в Нем суть, и благо не оскверняется от зла. И поскольку небо, и солнце, и горы в Бозе суть и о Нем состоятся, неужели и оные суть Бог? Ибо вся созданная своим порядком учреждена суть, а Создатель, творению соприсутствующий, есть Бог.

Так как бес преобразуется во ангела светла, и уподобляется благодати, то как уразумеет человек козни диавольские и как воспримет и распознает стези благодати? — Действия благо дати радость имеют, мир имеют, любовь имеют, истину имеют; и сия истина побуждает человека изыскивать справедливость. Но греха виды сути смущенные и не имеют радости и любви к Богу.

Человек, подвизающийся и всегда себе внимающий, в молитвах ли, в послушании ли находяся или другое какое ни есть богоугодное дело совершая, тьмы лукавых бесов избегнет Ибо непрестанно себя самого испытующий и всегда взыскующий Господа, свою душу сущую в погибели страстей стяжати может, пленяя себя самого всегда к Богу и к Нему Единому прилепляяся... Если же кто вдает себя в попечения, или славу, или властолюбие или суетится о снискании человеческих честей и если его душа прилепляется и примешивается земным помышлениям или пленяется какими-либо вещами мира сего и снискании оных печется, то такая душа избежать, удалиться и прогнать тьму страстей, в которой держится лукавыми начальствами, никак не может, потому что она любит и творит волю темного начальника и не гнушается злых начинаний.

Но что писано об Иове, немаловажно есть, как-то испрашивал его у Бога сатана. Ибо он не мог без попущения, от себя, что-либо ему учинить. Что же говорит ко Господу диавол? “Даждь ми его в руце, аще же в лице Тя благословит” (Иов. 2, 5). (Так и ныне тот же Иов, тот же Бог и тот же диавол.) Тогда, когда получил Иов Божию помощь и был уготован и исполнен благодати, чтил Господа. — “Не ты ли оградил еси внешняя его и внутреняя дому его”. Остави его и предаждь ми, “аще не в лице Тя благословит”. — Итак, в самое то время, когда душа утешается, надобно, чтобы благодать отдалилась и душа” предана была искушениям. Тогда приступает к ней диавол и наносит бесчисленные злая, отчаяние, уныние, злые помыслы, уязвляя через то душу, дабы оттщетить и лишить ее надежды на Бога. Но благоразумная душа, сими напастьми обремененна будучи и уязвленна, не отчаявается, а хранит то твердо, что стяжала, и через безчисленная искушения, вся приключаяся ей, терпеливо снося, говорит: “Аще и умру, не, отступлю от Него...” И когда все оные искушения человек до конца претерпит, тогда начинает Господь претиться с сатаною: “Видишь, коликая злая и напасти нанес ты ему, однако он тебе не повинулся, но Мне служит и Меня боится”. Тогда посрамляется диавол и не имеет, что еще сказать. И что касается до Иова; если бы диавол знал, что он те искушения великодушно претерпит и не будет побежден, то не просил бы его у Бога, дабы не постыдиться. Так и ныне от терпящих мужественно напасти и искушения посрамляется сатана и раскаивается, что ничего не успел. И Господь тогда глаголет к нему: “Виждь, дах ти его; виждь, попустих ти искусити его, не учинил ли ты что? И покорился ли ти?”

Знает ли сатана все человеческие помышления и намерения? — Если человек, с человеком обращаяся, знает, что у него в мысли, и ты, живя с ближним лет двадцать, бываешь сведом о делах его и намерениях, то и сатана, от рождения твоего с тобою пребывая, не знает ли помышлений твоих? Ибо шеститысячелетний (теперь 7500) возраст имеет. Не говорим, якобы он, прежде нежели искусит человека, знал, что он учинит, ибо искушает искуситель, но не знает, повинется ли ему или не повинется, дондеже не поработит ему волю свою. И не говорим опять, чтобы помышления сердечные и желания знал диавол. Равно бо, как древо некоторое имеет многие ветви и многие части, так имеются и некоторые отрасли помышлений и советов, которые сатана понимает; суть же иные помышления и советы сатане непонятны.

В некоторых бо вещах превозмогает сторона злобы и производит в сердце зломыслия; в ином же случае опять превозмогает помышление человеческое и, получивши помощь и заступление от Бога, злобе противится; в некоторой вещи покоряется душа, а иногда свою исполняет волю. Ибо иногда человек, находяся в сих злоключениях, прибегает с горячностию к Богу, и хотя сатана сие знает и видит себе его противящася, однако отвратить человека от того не может. Почему же так? Потому что человек имеет произволение взывать к Богу, имеет природные склонности любить Бога, веровать, взыскивать Его и к Нему прибегать... Бог старания, труда и делания от человека ищет.

К какому сокровищу твой ум устремился: весь ли к Богу или нет? Если нет, то изъясните мне, что тому есть препятствием? Подлинно, всегда лукавые духи, сатана и демоны удерживают мысль и борют душу. Ибо хитр диавол, многие имеет козни, хитрости и лукавства; и потому занимает Душевную пажить и помышления, и не попускает исправно молиться и приступать к Богу; понеже естество наше причастно есть демонов и духов злых; также Ангелов и Духа Свята; оно вместилищем есть сатаны и храмов Духа Святого. Прочее, испытайте совесть свою, братие, кому есте причастни. Ангелам или демонам? Чей вы храм и жилище— Божие или диавольское? Сердце каким сокровищем наполнено — благодатным или сатанинским? Яко же убо дом, исполненный зловония и смрада, надлежит совсем очистить, и украсить, и наполнить его всяким благоуханием и сокровищами, так должно очистить и нам сердце, да Дух Святый вместо сатаны приидет и упокоится в душах наших.

Не внешняя, но внутренняя человеку пользуют или повреждают, как-то: Дух благодати и дух злобы.

Яко же аще бы был град велик и имел стены разрушенные и напали на него враги, тогда ничего не пользует ему его огромность. Надлежит убо стараться, чтобы, кроме величины, имел он также твердые стены, да не нападут на него враги. Тако и души, украшенные знанием, разумом и острейшим понятием, суть якоже грады великие. Но надлежит смотрети, укреплены ли они силою Духа Святого, да не како враги нападши разорят их. Ибо премудрые века сего: Аристотель, Платон, Сократ — по искусству своему и знанию вещей были как бы грады великие но опустошены от врагов, так как Дух Божий не обитал в них.

И хотя дерзнет враг приносить помыслы высокоумия и мнения о добродетелях, предпоставим ему нашу немощь и грехи. Надобно сознаться, что ты во многих видела и пороки, не оставляла обличать где и кого и не нужно и нужно, а ведь “око благо не узрит лукавого” (Аввакум 1, 13). Помоги тебе Господи видеть всех святыми и Ангелами, а себя единою грешною.

Прп. старец Макарий Оптинский

Господь печется о нашем спасении, но человекоубийца диавол старается привести человека в отчаяние.

Св. Отцами замечено, что тех, которых Бог посетил истинным явлением, сатана начинает искушать явлениями ложными.

Мечтательность в молитве вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных, самообольщения, бесовской прелести.

Много козней вражиих против рабов Божиих. Он иногда подущает людей прийти и хвалить рабов Божиих, дабы возгордить сердца их. Посему ты не принимай похвал человеческих. Иногда враг внушает и великое подвижничество, дабы через сие соделать тело немощным и неспособным к подвигу. Итак, ты наблюдай в посте умеренность. Если же откроешь жизнь свою, то от сего родится в тебе тщеславие, и потерпишь вред. Впрочем, если найдешь душу, которая согласна с тобою и так же работает Богу, как и ты, то сей только открой тайну. Здесь не будет тщеславия, ибо ты скажешь о своих духовных подвигах для того, чтобы спасти другую душу. Тем, которые желают слушать, говори полезное.

В скорбных мыслях никакого нет толку: они от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит, они от бесов — и надобно их отгонять от себя. Отгоняются же скорбные мысли благодарением Богу.

Когда же ты получаешь после исповеди успокоение совести, то должна видеть в сем милость Божию, призревшую на твое покаяние; а ненавидяй добра диавол наводит смущение, что не так сказала и прочее; отражай оное надеждою на милосердие Божие.

Прп. старец, Макарий Оптинский

В Псалтире враги разумеются лукавые, злые духи, стужающие нам греховными помыслами, и на деяние побуждающие, и умножающие злобу, зависть, леность и прочее; от сих врагов просил пророк Давид избавить.

Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли? Положи крестное знамение на челе твоем, и он убежит от тебя. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда? Положи крестное знамение на челе твоем, и он убежит от тебя. Понуждает ли твой язык разглагольствовать? Крестом прогони его. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других? Огради слух Крестом Христовым.

Свт. Димитрий Ростовский

Назад

Содержание

Далее