Глава 1
ОСНОВАТЕЛЬ

Подлинным Основателем Общества Свидетелей Иеговы является Чарлз Тейз Рассел. Он родился 16 февраля 1852 года в городе Аллегейни [1], штат Пенсильвания, США. Родители его были людьми зажиточными (отец владел магазином готовой одежды) и состояли членами пресвитерианской общины города [2]. Юный Чарлз, не находя удовлетворения в пресвитерианстве, некоторое время посещал собрания конгрегационалистов [3], но в 16 лет покидает и их. Он даже выходит из местного отделения международного Христианского Союза Молодых людей [4]. Более года Чарлз пытался определить, в какой из известных ему «церквей» находится истина, пока не примкнул к адвентистам [5], чей клуб находился неподалеку от магазина его отца.

Позже, в одном из своих писем, он вспоминал: "Одним вечером я случайно заглянул в пыльное и грязное помещение, в котором проводились какие-то религиозные службы... Первое время я там слушал учение Вторых Адвентистов [6] и их проповедника мистера Джона Уинделла» (Цит. по 19, 39).

Чарлза с детства мучил вопрос о предопределении [7], поэтому он с восторгом воспринял отрицание адвентистами рая и ада, бессмертия человеческой души. Вскоре им был создан кружок по изучению Библии, в состав которого вошли пятеро его близких друзей, назвавших его в шутку «пастором». Начав «основательное, независимое от религиозной принадлежности изучение Библии» (7,8), эта группа наделе повторяла доктрины адвентистов, утверждая, что «... учение о Троице - не библейское, потому что только Иегова является всемогущим Богом и Творцом, что Иисус Христос - Его первое творение и единородный Сын, что Святой Дух - не личность, а невидимая действующая сила Бога. Эта группа выяснила, что душа не бессмертна, а умирает, что надежда для умерших - воскресение, и что наказание для нераскаявшихся грешников не вечное мучение, а полное уничтожение» (7,8).

В 1876 году Ч. Расселу попал в руки журнал «Вестник Утра» («The Herald of the Morning»), издаваемый адвентистом Нельсоном Барбоуэром из г. Рочестер, штат Нью-Йорк. В журнале говорилось о том, что в 1874 году состоялось невидимое пришествие Иисуса Христа, и приводились «библейские доказательства» точности этой даты [8]. Рассел заинтересовался вычислениями Барбоуэра и через несколько месяцев с ним встретился. При встрече выяснилось, что теологические концепции «независимого от религиозной принадлежности исследователя Библии» и крайнего адвентиста полностью совпадают.

Журнал Н. Барбоуэра находился на последнем издыхании и даже объявил о временной приостановке публикаций из-за отсутствия финансовой поддержки. Чарлз Рассел стал соредактором журнала и его главным спонсором. Совместно с Н. Барбоуэром он опубликовал в нем ряд статей, пропагандирующих крайние адвентистские идеи. Также было принято решение об объединении Питсбургской группы «Исследователей Библии» Рассела с Рочестерской группой последователей Н. Барбоуэра.

Отец Чарлза Рассела в это время уже отошел от дел, возложив бремя семейного бизнеса на активного сына, который постепенно создавал в Пенсильвании и соседних штатах сеть магазинов готовой одежды, приносящих по тем временам очень солидную прибыль.

В 1877 году Ч. Рассел и Н. Барбоуэр совместно работали над книгой «Три мира, или План спасения». «Эта книга провозглашала их веру в то, что присутствие Христа в мире невидимо началось осенью 1874 года и с этого времени начался сорокалетний «период жатвы». Тогда же удивительно точно они установили 1914 год как конец времени язычников» («Qualified to be Ministers. WTB&TS. 1995. - P. 300. Цит. по 20, 255).

После публикации книги Ч. Т. Рассел созвал общее собрание своих последователей, на котором в развернутом виде представил «библейские доказательства» невидимого присутствия Христа с 1874 года. Но его ожидал конфуз: большинство участников собрания признали эти доказательства «негодными и недостоверными» (19, 41). Тем не менее Рассел остался при своем мнении и даже решил ограничить свою деловую активность, чтобы иметь больше времени для пропаганды новых идей.

Сотрудничество Рассела и Барбоуэра оказалось кратковременным. Из-за вопроса об искупительной жертве Христа между ними начались разногласия, окончившиеся ссорой и разрывом отношений.

С 1879 года Ч. Т. Рассел начинает самостоятельно издавать журнал «Сионская Сторожевая Башня и Вестник Присутствия Христа» (Zion's Watch Tower and Herald of Christ's Presence») [9]. В том же году он женился на Мэри Ф. Исклей, которая разделяла взгляды Чарлза и активно ему помогала. Она вела рубрику писем в «Сионской Сторожевой Башне» и неоднократно публиковала статьи в русле доктрины своего мужа.

В конце 70-х - начале 80-х годов Ч. Т. Рассел вел активную пропагандистскую камланию по распространению своих идей. В Пенсильвании и соседних штатах создаются кружки последователей «пастора» Рассела. Естественно, каждый новый «исследователь Библии» становился в первую очередь исследователем и подписчиком издаваемого Расселом журнала.

В 1881 году в Питсбурге была зарегистрирована некорпоративная организация - «Общество Сионской Сторожевой Башни и Трактатов Пенсильвании», а 13 декабря 1884 года она была зарегистрирована как корпорация. Последнюю дату можно считать официальной датой рождения Общества. В 1896 году его название было несколько изменено: корпорация стала называться «Обществом Сторожевой Башни, Библии и Трактатов Пенсильвании» (20, 225). Неизменным его президентом до самой своей смерти был Чарлз Тейз Рассел.

Весьма примечательно, что Общество Сторожевой Башни было создано как акционерное, причем 99% акций, а следовательно и всех поступаемых средств, являлись собственностью Ч. Т. Рассела. Один процент акций он разделил между своими двумя ближайшими помощниками. Все филиалы Общества регистрировались как его дочерние фирмы. Таким образом Рассел установил абсолютный финансовый контроль над Обществом Сторожевой Башни, ставшим неиссякаемым (и не облагаемым налогами) источником средств для хитрого предпринимателя (14, 41).

В 1881 году Ч. Т. Рассел пишет книги «Храм души», «Лучшие жертвы»,. «Пища для мыслящих христиан». Поскольку многие представления автора постоянно менялись, в одних его книгах можно было встретить утверждения, противоречащие «истинам» из других его книг. Сам «пастор» позже открыто запрещал своим последователям читать его ранние произведения (19, 42).

В 1886 году Ч. Т. Расселом была опубликована первая книга из серии «Тысячелетняя Заря», позже переименованной в «Исследования Писаний» (20, 225). В 1889, 1891, 1897, 1899, 1904 годах вышли остальные тома серии, а в 1917 году посмертно был издан седьмой том «Исследований» (19, 43). Эти книги послужили основой для формирования вероучения Свидетелей Иеговы.

Сам Ч. Т. Рассел оценивал свои творения очень высоко, ставя их в какой-то степени на более высокую ступень, чем саму Библию. Он писал: «Поскольку шесть томов «Исследования Священного Писания» практически являются Библией, тематически организованной, с системой библейских доказательств, то мы не вправе называть эти тома «Библия в упорядоченной форме», ибо это не комментарии, а практически собственно Библия. Более того, мы не только видим людей, которые не понимают божественный план, изучая саму Библию, но также мы видим, что если кто-то откладывает в сторону «Исследования Священного Писания», даже после того, как использовал его, как познакомился с ним, читал его в течение 10 лет, - и вот если после всего этого он откладывает «Исследования» с их ссылками и комментариями, и забывает о них, и возвращается к одной лишь Библии, то хоть он и понимал Библию в течение 10 лет, но наш опыт показывает, что через два года он попадет в темноту. С другой стороны, если он в основном читал «Исследования» с их ссылками и комментариями и не прочел ни страницы из самой Библии, то по истечении 2-х лет он будет находиться в свете, ибо с ним будет свет Священного Писания» (СБ 15. 09. 1910. - С. 289. Цит. по 13, 72).

Приведем некоторые выводы, к которым пришел Рассел в результате «тщательного исследования Библии».

«... Второе пришествие Мессии состоялось точно в октябре 1874 года... и с этого времени в полной гармонии с раскрывающимся планом Божьим проходит подготовительная кампания к битве великою дня, которая произойдет в 1914 году. В том же году окончатся времена язычников» (Russel Ch. Т. Wyklady Pisma Svetago. Vol. 111. - P. 131, 133. Цит. по 12, 26).

«Время присутствия нашего Господа с 1874 по 1914 год, является временем жатвы, т. е. собирания его верных последователей, после чего наступает разрушение современных институтов, как приготовления к новому Царству... Земная часть Царства Божьего начнется в 1914 году и будет состоять и основном из воскресших святых Ветхого Завета, начиная от Иоанна Крестителя до Авеля: Авраам, Исаак, Иаков и все святые пророки... Они подготовили себя и оказались достойными быть земными министрами» (Russel Ch. Т. Wyklady Pisma Svetago. Vol. IV - Р. 90, 99. Цит. по 12, 27).

Определяя дату «битвы последнего дня», Рассел подчеркивал, что это не он, а «... Бог рассчитывает время точно, идеально точно, и потому этот вопрос не может явиться исключением в математической Божией точности» (Russel Ch. Т. Wyklady Pisma Svetago. Vol. 111. - P. 131. Цит. по 12, 27).

После приведенных выше свидетельств достаточно странными являются утверждения современных авторов «Сторожевой Башни» о том, что среди последователей Рассела «... были даже такие, которые пришли к выводу, что в 1914 году наступит конец времен народов» (СБ 1. 05. 1994. - С. 24).

К такому выводу пришли не заблуждающиеся последователи «пастора» Рассела, а он сам внедрял эти идеи среди своих почитателей. Поэтому утверждения «Сторожевой Башни» от 1. 05. 1994 года можно расценить только как попытку переложить вину с больной головы на здоровую.

В 1893 году в Чикаго состоялся первый национальный конгресс «Исследователей Библии» (как тогда назывались Свидетели Иеговы), на котором некоторые делегаты подвергли критике доктрины Рассела и методы, к которым он прибегал в руководстве организацией. В ответной пламенной речи «пастор» объявил выступивших против него лиц «агентами Сатаны» и добился их немедленного изгнания из Общества (19, 44).

С 90-х годов началась работа «Общества Сторожевой Башни» за пределами Соединенных Штатов. Сам Рассел «... неоднократно ездил в Канаду, выступал с докладами в Панаме, на Ямайке и Кубе, совершил дюжину поездок в Европу и кругосветное проповедническое путешествие... В середине 1890-х годов в Европу был послан Адольф Вебер, который, живя в Швейцарии, проповедовал также во Франции, Италии, Германии и Бельгии. В страны Карибского моря поехал Э. Дж. Кауард. Роберт Халистер получил в 1912 году назначение на Восток» (СБ 1. 05. 1994. - С. 15).

В целях расширения проповеднической деятельности в 1909 году «Исследователями Библии» образуется «Ассоциация народных проповедников Нью-Йорка», являющаяся дочерней фирмой Пенсильванской корпорации. Штаб-квартира Ассоциации обосновывается в районе Нью-Йорка - Бруклине. С 1956 года она называется «Общество Сторожевой Башни, Библии и Трактатов, Нью-Йорк, Инкорпорейтед» (20, 226).

Примечательно, что местом собраний и штаб-квартирой нью-йоркских «Исследователей Библии» долгое время служил старый масонский храм (СБ 1. 08. 94. - С. 22). Видимо, это было не случайно.

«Чтобы содействовать деятельности Исследователей Библии в странах Британского Содружества в 1914 году в Лондоне (Англия) было основано Международное Общество Исследователей Библии» (7, 9).

Таким образом сложилась система из трех корпораций, в которой, однако, «Общество Сторожевой Башни, Библии и Трактатов Пенсильвании» является главным. Это, прежде всего, выражается в финансовой зависимости от него Нью-Йоркского и Лондонского общества (20, 226).

Исследователи Библии постоянно проводили пропагандистские кампании в средствах массовой информации. Проповеди Ч. Т. Рассела «... печатались на страницах порой 2000 газет одновременно, читателями которых были 15000000 человек» (СБ 1. 05. 1994. - С. 15). Но рекламная шумиха, направленная на привлечение внимания к «Обществу Сторожевой Башни», больших дивидендов не принесла. «С 1870 по 1914 годы число Исследователей Библии было сравнительно небольшим. К 1914 году активное участие во всенародном проповедовании принимали лишь 5100 человек» (С Б 1. 05. 1994 С. 15).

Почему же огромные финансовые затраты Рассела и его сподвижников не оправдали себя? Почему вместо сотен тысяч последователей их было всего лишь чуть больше пяти тысяч? Почему ни проповеднические путешествия, ни миллионные тиражи публикаций не дали ожидаемою результата?

Одной из важнейших причин этого было то, что сам Ч. Т. Рассел и возглавляемая им организация оказались замешаны в Серии громких скандалов, показавших моральную нечистоплотность руководителя «Исследователей Библии» и несостоятельность его утверждений.

Пожалуй, один из серьезнейших ударов по репутации Рассела был нанесен его супругой - Мэри. Верная последовательница идей мужа, она в 1897 году порвала с ним отношения, поскольку он начал изменять ей с мисс Роуз Болл и другими «Исследовательницами Библии». Но, чтобы не препятствовать миссионерской работе Чарлза, Мэри не стала выносить семейный конфликт на публичное обозрение. Ч. Рассел со своей стороны, обещал ей пожизненное материальное обеспечение. Официальной процедуры развода не было, хотя разъезд супругов вызвал толки в местной печати (] б).

С 1903 года Ч. Рассел перестал выполнять свои финансовые обязанности перед женой, и через три года она была вынуждена возбудить дело о разводе, чтобы получить причитающуюся ей долю имущества. Потеряв остатки уважения к бывшему мужу, Мэри указала в исковом заявлении, что требует развода по причине неверности супруга. Для президента Общества Сторожевой Башни, быть может, не так страшен был развод, как его мотивировка.

Ч. Рассела "спасала» команда из четырех адвокатов во главе с его будущим преемником - Дж. Ф. Рутерфордом. Несмотря на все уловки, апелляции (дело рассматривалось в судах нескольких инстанций), Рассел был признан неверным своей супруге, которая и получила на этом основании развод. И дело здесь не в слабой подготовке адвокатов Рассела, а в том, что его жена располагала документальными материалами, подтверждающими «романы» Чарлза со своими последовательницами. Этот судебный процесс сильно повредил авторитету Рассела и вызвал значительный отток членов из «Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов» (19, 45; 20, 227).

Хотя отношения «пастора» Рассела с женщинами и были охарактеризованы следившими за судебным процессом журналистами как «сексуальная распущенность» (Cook Ch. С. All About One Russel Philadelphia, n. d. - P. 5. Цит. по 19, 45), еще большую бурю общественного негодования вызвал способ, каким Рассел поделил имущество со своей женой. Понимая неизбежность развода, Ч. Рассел по совету своих адвокатов «пожертвовал» значительную часть своих средств, полученных в результате продажи сети магазинов готовой одежды, возглавляемому им же обществу. Когда суд вынес вердикт о разделе имущества, делить уже было нечего - Мэри получила крохи. Рассел, хотя и получил моральный удар, все же сохранил свои средства в неприкосновенности. Это, видимо, было для него важнее нравственных и юридических обязанностей перед бывшей женой (19, 45).

В 1903 году Ч. Т. Рассел принял участие в публичных дебатах с Е. Л. Итоном - методистским пресвитером. После шести диспутов каждая сторона объявила о своей победе. Вторая серия диспутов, на этот раз с представителем секты «Учеников Христа» Л. С. Уайтом, имевшая место в 1908 году, окончилась тем же. «Общество Сторожевой Башни» рекламировало победу Рассела, а «Ученики Христа» резонно этим возмущались, поскольку их оппонент на ряд дискуссий просто не явился (19, 44-45).

Скандальная известность Ч. Т. Рассела усугубилась после дела о «Чудо-Пшенице», имевшем место в 1913 году. С целью пополнения кассы Общества, Ч. Т. Рассел рекламировал со страниц своего журнала «Чудо-Пшеницу», урожайность которой, благодаря особому благословению Бога, якобы в пять раз выше, чем у обычной. Естественно, что и цена семян этой пшеницы тоже была значительно выше. Доверчивые фермеры, попав на удочку «пастора», раскупили все семена, но урожай собрали самый обыкновенный. Газета «Бруклин Дейли Игл» опубликовала по этому поводу статью с карикатурой на Ч. Рассела, который подал за это на газету в суд, требуя компенсацию за моральный ущерб в размере 100000 долларов. Адвокаты газеты использовали в качестве свидетелей защиты пострадавших фермеров. В ходе судебного процесса все факты по делу о «Чудо-Пшенице» подтвердились. Иск Рассела был отклонен, а сам он был вынужден уплатить крупный штраф за мошенничество и вернуть пострадавшим фермерам обманом полученные деньги. Позже «Бруклин Дейли Игл» поместила цикл статей, которые касались сомнительной финансовой деятельности Общества Сторожевой Башни, но Ч. Рассел в суд на газету уже не подавал. Видимо, информация была достоверной (19, 45).

В июне 1912 года пастор баптистской общины г. Гамильтон, штат Онтарио, Канада - Дж. Росс, опубликовал брошюру «Факты и еще факты о самозванном «пасторе» Ч. Т. Расселе» (Ross J. J. Some Facts and More Facts About Self - Styled «Pastor» Ch. T. Russel». Philadelphia, n. d.), в которой обобщил материалы о его деятельности. Особо в этой брошюре рассматривался вопрос о компетентности Рассела, как переводчика и комментатора Священного Писания. Дело в том, что главный «Исследователь Библии» обосновывал свои доктрины тем, что он прекрасно знаком с греческим и древнееврейским языком, благодаря чему может глубже и яснее понимать смысл библейских книг. Чтобы не уронить своего достоинства в глазах последователей, Рассел опять подает в суд.

Дело рассматривалось в Верховном суде штата Онтарио в марте 1913 года. Защитник Дж. Росса - адвокат Стаутон, спросил Ч. Рассела, знает ли он греческий язык (а надо отметить, что показания давались после принесения присяги на Библии). Рассел ответил утвердительно. Тогда адвокат достал Новый Завет на греческом языке и предложил Расселу вслух прочитать оттуда какой-нибудь текст. Рассел смутился. В итоге оказалось, что «знаток древних рукописей» не знал даже букв греческого алфавита.

На этом же судебном заседании было решено выяснить, на каком основании Ч. Т. Рассел именует себя «пастором». Адвокат Стаутон очень конкретно сформулировал вопрос: «Когда Вы были посвящены в сан епископом, священником, пресвитером, церковным собором или кем-нибудь из людей?» Рассел, строго предупрежденный об ответственности задачу ложных показаний после эксперимента с греческим языком, очень долго молчал и затем ответил: «Никогда» (19, 48; 20, 227-228).

Наступал ожидаемый «Исследователями Библии» 1914 год. Ч. Т. Рассел выпустил кинофильм «Фотодрама творения» с синхронной записью текста на пластинках. Хотя фильм в рекламе назывался «вневероисповедным», он тонко пропагандировал учение Рассела. Тогда же отдельной книгой был издан сценарий фильма.

Согласно вычислениям Ч. Т. Рассела вот-вот должна была состояться «брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Отк. 16: 14), финал которой в октябре 1914 года будет представлять собой «... полное свержение современного земного руководства» (Russel Ch. Т. Studies in the Scriptures. Vol. II. 1891 - P. 101. Цит. по 13, 73)

и установление тысячелетнего Царства Божьего на земле. В августе 1914 года в Европе началась первая мировая война. Число последователей Рассела несколько увеличилось, но когда обещанные сроки прошли и стало ясно, что пророчество не сбылось, начался отток членов из Общества Сторожевой Башни. Многие люди наделе убедились, что Рассел - один из лжепророков (Втор. 18: 22; Мф. 24: 24). Организацию начало лихорадить. Уже в «Сторожевой Башне» от 1 ноября 1914 года Рассел писал: «Давайте помнить, что для нас - это время испытания... Если какая-то причина приведет к отказу от Господа и Его Истины, и к тому, что человек перестанет жертвовать для дела Господня, тогда интерес к Господу был вызван в сердце не просто любовью к Богу, но и чем-то еще; вероятно, надеждой, что время коротко; посвящение делалось только на определенное время» (Цит. по СБ 1. 05. 1994. - С. 24-25).

Забота Рассела о пожертвованиях понятна. С начавшимся отходом последователей, финансовые дела Общества Сторожевой Башни значительно пошатнулись.

Проходит 1915 год. Война в Европе постепенно становится окопной. Рассел мечется по Америке, чтобы приостановить развал созданной им организации. Он убеждает, что до конца мира осталось всего несколько лет и даже говорит в проповедях о 1918 годе, как дате светопреставления.

Чарльз Тейз Рассел этой даты не дождался. Он умер 31 октября 1916 года, возвращаясь из Лос-Анжелеса в Нью-йоркскую штаб-квартиру Общества. Сопровождавший Рассела в поездке Мента Стурген позвал проводников вагона «увидеть смерть великого человека». Войдя в купе они увидели тело Рассела, облаченное в подобие тоги из простынь. По их словам "лицо его было темнее ночи" (19, 50).

Как оценивают деятельность Ч. Т. Рассела его современные последователи? Очень высоко. Они пишут: "не может быть сомнений в том, что стараниями брата Рассела и его сотрудников управлял святой дух Иеговы" (СБ 15.05. 1995. - С. 17). Если жизнь Ч. Т. Рассела определялась духом Иеговы, то, наверное, за этим именем действительно скрывался какой-то дух. Но отнюдь не Святой.


[1] В настоящее время этого города не существует. Он стал частью Питсбурга, пригородом которого являлся.

[2] Пресвитерианство - одна из крайних форм кальвинизма. Пресвитериане отвергают изображение креста, литургию, читают только собственные молитвы. Пресвитер избирается членами общины. Местные общины объединены в областные и государственные союзы.

[3] Конгрегационализм - одна из форм кальвинизма. Особенностью его является то, что в вопросах веры каждая община (конгрегация) признает только свой авторитет.

[4] Young Men Crischian Assosiation (YMCA).

[5] Секта адвентистов основана в 1833 г. в США У. Миллером, проповедовавшим грядущий в 1843 г. конец мира. Когда пророчество не исполнилось, было объявлено, что более точная дата светопреставления - 1844 год. После очередного провала секта раскололась на несколько групп, одни из которых перестали заниматься «библейскими вычислениями", а другие «уточнили», что конец света состоится в 1874 году.

[6] По всей видимости, «Вторые Адвентисты» - местное название одной из групп «Адвентистов Седьмого Дня», которые отрицали Св. Троицу, загробную жизнь, существование у человека души и т. д.

[7] Предопределение - одна из основных доктрин кальвинизма, согласно которой одни люди изначально определены к спасению, а другие - к вечным мукам.

[8] Видимо, Н. Барбоуэр принадлежал к группировке адвентистов, «передвинувших" дату конца света с 1844 на 1874 год, а затем объявивших, что оно состоялось «невидимым образом».

[9] В 1909 г. из названия журнала было изъято слово «Сионский». В 1939-м слова «Присутствия Христа» были заменены словами «Царства Христа», а еще через несколько лет журнал приобрел нынешнее название - «Сторожевая Башня возвещает Царство Иеговы». См., Jehovah's Witnesses in the Divine Purpose. Brooklyn. WTB&TS. 1959. - P. 21 note «m» (20, 225).

  zip оглавление << >>

|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: