КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

СЕКТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ

I. Ч.РАССЕЛ: "ПРОРОК", "НОВАТОР" ИЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЕГОВИЗМА

“Если пророк скажет именем Господа, но слово не сбудется и не исполнится, то не Господь го­ворил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей - не бойся его”.

(Втор.18, 22)

Всякое еретическое учение, принимая часть христианской истины за целое, тем далее уходит от полноты истины, чем больше паразитирует на части этой истины. Так, многих сектантов Америки и Европы в XYIII-XIX вв. весьма сильно будора­жил вопрос о сроке Второго Пришествия. Эпоха Реформации, “модернизировавшая” ряд догмати­ческих положений христианства, в итоге породила немало сектантских деноминаций. Но, как это с неизбежностью бывает с лжеучениями, ложь спо­собна породить только ложь. Только что громко кричавшие об обретении ими истины, соблазнив малодушных, сами нередко вскоре отказывались от недавних своих убеждений, бросаясь в самочинные поиски и все больше удаляясь от обретений истин­ной Церкви, которая воспаленному сознанию ере­тиков всегда мнилась великим заблуждением.

Перенос центра жизни христианина из об­ласти сотериологии (учение о спасении) в область эсха­тологии (учение о конце мира) есть признак рели­гиозного недуга души. Недуг этот одолел мно­го­численных сектантов Европы XYIII-XIX вв. На­чиная с 20-х годов XYIII в. набирают силу секты, члены которой были одержимы стремлением объ­явить человечеству о точном времени Второго Пришествия Христова.

Землетрясение 1775 г. в Лиссабоне, унесшее множество жизней, явилось первым многозначи­тельным симптомом приближения “скорби тех дней” и было воспринято современниками как важный эсхатологический знак наступления “дня Господня” [1]. В 1780 г. многие ученые наблюдали затмение Солнца. Все эти природные явления были истолкованы жаждущими узнать сроки Второго Пришествия как “исполнение пророчеств” Откро­вения святого Иоанна. Более того, в сектантских кругах стали ходить слухи, что римский первосвя­щенник - не кто иной, как Антихрист. В 1809 г. На­полеон Бонапарт, вследствие своих военных успе­хов в Италии, лишил папу Римского прав на свет­ское господство. Впоследствии сектантами от эсха­тологии это событие будет представлено как зна­мение последних времен. Среди многих проповед­ников приближающегося конца света особое вни­мание вскоре обратил на себя Иосиф Вольф (1795-1862). Он долгие годы проповедовал свои идеи среди европейцев, а с 1821 г. начинает миссионер­ствовать в Египте, Палестине, Персии, Грузии, заявляя о наступлении Пришествия Христа в 1847 г. С 1833 по 1835 г. он проповедует в Америке.

Примерно в то же время англичанин Вильям Ка­ниньем (1776-1846) с аналогичными проповедями объехал весь мир. Им было написано более двад­цати работ, полных пророчеств, библейской хро­нологии и эсхатологии.

В начале XIX в. возникает Общество распро­странения христианства среди евреев со штаб-квартирой в Лондоне. Общество распространяло среди евреев идеи о скором Пришествии Спасителя и необходимости их обращения в христианство в связи с грядущими событиями.

В 1819 г. Генри Драймонд и Роберт Хелден уч­редили Континентальное общество для распро­странения религиозного знания, а спустя семь лет в Лондоне появилось Общество исследования про­рочеств. Эсхатологическими исканиями занималось также созданное в 1835 г. Протестантское обще­ство. Ярко выраженной эсхатологической направ­ленностью ознаменовалась созванная в 1825 г. первая Межконфессиональная конференция. В од­ной только Англии в XIX в. было издано около 150 наименований книг [2], посвященных вопросам эсха­тологии. В ряде стран выходят журналы, посвя­щенные этой проблематике с нарочито громкими названиями: “Знаки времен”, “Клич Севера”, “Вестник Пришествия”, “Библейский наблюда­тель”, “Голос правды” и др.

Все они называли разные сроки скорого Вто­рого Пришествия. Однако наиболее болезненным для новоявленных эсхатологов явился крах проро­чества о конце света в 1843 г., распростра­нявшегося на Американском континенте. Возгла­вил это дви­жение Вильям Миллер, писавший в 1844 г.: “В те­чение 12 лет я организовал 450 кон­ференций, кото­рые собрали около 500 тысяч чело­век” [3]. Именно он назвал 1843 г. как дату Второго При­шествия Ии­суса Христа, которая, впрочем, им же потом дважды переносилась. В период наи­высшего подъ­ема эсхатологического движения оно объеди­няло около 100 тысяч сочувствующих, однако после первого провала пророчества многие отошли от него. В октябре 1844 г. оно распалось на шесть са­мостоятельных религиозных групп, а к 1855 г. представляло уже 25 сектантских групп, вышедших из “общины” Миллера. В некоторых из них пропо­ведывалось учение о том, что Христос все-таки пришел в 1843 г., но незримо, будучи ду­ховным существом, другие учили, что он тайно взошел в Свое небесное святилище.

После сокрушительного эсхатологического кри­зиса 1843 г. адвентисты разных направлений более не называли конкретных сроков Второго При­шествия, лишь отмечая, что оно близко.

  zip оглавление << >>

[1] Ю.Гжезик. Движение второго адвента. Люблин, 1993, с.7.

[2] Там же, с.15.

[3] Там же, с.15.


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
  © Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001  
Полезная информация: