О ДУШЕВНОМ ЗДОРОВЬЕ ЧЛЕНОВ СЕКТЫ "СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ"

Присутствие среди членов некоторых тоталитарных сект значительного числа лиц, страдающих душевными болезнями, порождает серьезную проблему, связанную с объяснением причин этого явления. Следует с большой осторожностью принимать выводы иностранных специалистов утверждающих, что причиной душевных заболеваний их пациентов является пребывание в сектах. К такому заключению пришли, например, К. Мак Дональд и Дж. Б. Лукет обследовавшие 7050 пациентов Восточной психиатрической клиники (США, 1983 г.) [1]. Ими одновременно изучались, кроме "Свидетелей Иеговы", такие культы, как "Христианская наука", "Мормоны" и "Адвентисты седьмого дня". Для вывода, который сделали указанные авторы, необходимо исключить возможность попадания в секты заведомо душевнобольных. Но такие исследования сопряжены с очень большими трудностями. Поэтому, при обсуждении вопроса о психических расстройствах в связи с пребыванием в секте, речь может идти только о предположениях, подкрепленных статистическими данными.

В изданиях "Общества Сторожевой башни" мы встречаемся со следующей точкой зрения: "...Христианские Свидетели Иеговы наиболее подготовленная и счастливая группа людей на земле. Они живут друг с другом лучше чем люди любой другой религии или социальной группы, и поэтому имеют наименьшие потребности в помощи психиатров" [2]. Этот полный оптимизма тезис опровергается многочисленными научными и социологическими исследованиями, проведенными в разных странах и в разное время. Расскажем о некоторых из них.

Еще в 1946 году в Швеции доктор Г. Риландер по поручению правительства провел обследование 135 отказников от военной службы. 126 из них были убежденные "Свидетели Иеговы". Результаты обследования показали наличие диагноза невротических расстройств в 51-м случае, наличие симптомов расстройства личности в 42-х, олигофрению в 28-ми случаях. Диагноз, по утверждению Риландера, ставился на основе поведения. Доктор делает вывод, что количество психических расстройств среди "Свидетелей Иеговы" превышает в четыре раза уровень по стране [3].

Другое раннее исследование было проведено американским психиатром М. Дж. Пескором в 1949 году в США среди заключенных в тюрьму за отказ от несения воинской повинности. Согласно полученным результатам оказалось, что семь процентов из обследовавшихся имели психические расстройства, то есть приблизительно в семь раз больше чем в среднем по стране. Пескор подчеркивает низкий социальный статус респондентов и отмечает, что эти сектанты прошли предварительную врачебную комиссию, на которой явно психически больные автоматически получали отсрочку по классу I-Y, и, разумеется, в тюрьму не попадали. Из этого делается вывод о реально более высоком количестве психических расстройств среди "Свидетелей Иеговы", чем показало исследование [4].

На территории Швейцарии психологические обследования проводились в 1963 году Дж. Дженнером. По его данным из 100 граждан страны, отказавшихся от воинской службы и отбывающих за это наказание в тюрьмах, 85 были "Свидетелями Иеговы". Из них большая часть имела психические заболевания. Большинство опрашиваемых были низко квалифицированными рабочими. Более 10 процентов из них ранее сидело в тюрьме в большинстве случаев за растление малолетних и половые извращения, а также за преступления против личности. Отсутствие подробной информации о типе психических расстройств у пациентов Дженнера, к сожалению, снижает ценность обследования (см. сн.164, С. 43).

Доктор Дж. Спенсер изучил статистику по всем психиатрическим больницам Западной Австралии в период с января 1971 г. по декабрь 1973 г. Средний показатель количества душевнобольных на 1000 населения среди "Свидетелей Иеговы" оказался в 1,54 раза выше общего. Из них с диагнозом параноидной шизофрении в 3, 68 раза. С неврозами в 1,95 раз. Автор исследования предполагает, что эти цифры занижены, так как "Свидетели Иеговы" всегда стараются полностью избежать любого рода психиатрической помощи особенно в условиях больницы. Причины этого лежат в учении общества. По данным доктора Спенсера опрашиваемые считают, что при преданности организации они защищены от болезней, в том числе и душевных. Это подтверждает изучение изданий секты, которые формируют образ "Свидетеля Иеговы" как счастливого и радостного человека. Если у сектанта возникает душевное расстройство, он начинает считать себя виновным перед Иеговой. Это еще более обостряет течение болезни. Известно, что в среде иеговистов психические заболевания считаются проявлением одержимости нечистой силой. Поэтому больного "лишают общения", что еще более отягощает течение болезни [5]. [6] Такие люди не попадают в статистику как члены секты, поэтому можно сделать вывод, что реальный процент больных пострадавших от "Общества" гораздо выше приведенного.

Интересные результаты получил Х. Монтагью, который с 1972 по 1986 год изучил 102 случая психических заболеваний во всех больницах соответствующего профиля в штате Огайо. Исследования показали, что количество больных "Свидетелей Иеговы" минимум в десять раз превосходит число больных не - иеговистов. Выяснилось, что 10% "профессиональных" служителей нуждаются в помощи психиатра, хотя всячески скрывают этот факт из боязни скомпрометировать организацию [7].

Сходные результаты приводятся в докторской диссертации Урсулы Сэйк (1985), которая также рассмотрела влияние пребывания в сектах на душевное здоровье человека. Эта работа, хотя издана в США, но материалы собранные в ней относятся к деятельности "Свидетелей Иеговы" в Европе. Автор соглашается с выводами, которые мы встречали в приведенных выше исследованиях [8].

Доктор Джерри Бергман в своей работе "Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness", как бы подводя итоги сообщает, что многие "Свидетели Иеговы" страдают шизофренией, тяжелой депрессией, алкоголизмом и другими болезнями. Уровень заболевания психики среди "Свидетелей Иеговы" превышает средний [9].

Известно, что ожидая предсказанный 1975 год, многие иеговисты с энтузиазмом начали "пионерское служение", при этом они прекращали обучение в учебных заведениях, бросали работу, пренебрегали заботами о здоровье. Естественно, что когда Армагеддон не наступил, многие из них почувствовали себя сильно разочарованными. Бывший член Руководящей корпорации Реймонд Френц свидетельствовал, что он лично знал многих членов организации, получивших тяжелые психологические и душевные травмы в связи с ложным предсказанием о 1975 годе. В ожидании конца света эти люди оставили хорошие рабочие места, продали дома, фермы, преждевременно взяли свои деньги по страховке. Некоторые даже справились с зависимостью от алкоголя, которая мешала пионерскому служению. Другие отложили хирургические операции в надежде, что с приходом нового тысячелетия нужды в них уже не будет [10]. Так как предсказанных событий не произошло, многие испытали тяжелый духовный кризис, кризис веры, сильную депрессию. Разочарование, постигшее сектантов, было особенно горьким для них также из-за того, что руководство организации возложило ответственность за не исполнившееся пророчество на рядовых членов общества. Им было заявлено, что они сами питали ложные надежды, и сами создали себе иллюзию ожидания.

Существует еще один фактор, который может увеличить опасность возникновения депрессивных состояний и психологической неустойчивости. На рядовых сотрудников оказывается постоянное нравственное давление с целью заставить их увеличить количество времени, отданного организации. Причем, наиболее уязвимыми становятся самые добросовестные и честные люди. Путем тонкой аргументации рядовым свидетелям внушается, что они недостаточно много времени отдают изучению журналов, проповедям, посещениям собраний, что формирует комплекс вины, с постоянным чувством беспокойства и неуверенности. Когда силы уже исчерпаны, и свидетель не может увеличивать часы работы на общество, ему заявляют, что он виноват в недостатке веры, рвения или любви[11]. Чем это кончается видно из письма, адресованного уже в Московский комитет по спасению молодежи. "Неделю лежала в постели, было сильное нервное потрясение. Боюсь, что это только начало, она может сойти с ума", - пишет о своей дочери одна из пострадавших матерей [12]. Влияние мировоззрения организации на члена общества при этом настолько велико, что мысль о виновности руководства секты в возникших проблемах здоровья сектанта, не приходит в голову пострадавшему. Только после трагического конца сектанта, не выдержавшего напряжения, близкие ему члены секты начинают понимать большую опасность учения "Общества Сторожевой башни".

Несмотря на приведенные выше данные мнение, что душевные заболевания являются следствием пребывания в секте нельзя считать полностью доказанным. Более того, "Общество" может являться своеобразным средством адаптации больных имевших заболевание до прихода в секту. Возможно, что обострение психического заболевания находится в связи с условиями жизни больного в организации, но для подтверждения этой гипотезы нужны специальные исследования.

Еще одна серьезная проблема, на которую начинает обращать внимание и само руководство общества - проблема суицида среди "Свидетелей Иеговы". Данные, которые мы приводим, относятся к зарубежным подразделениям организации, но подобная опасность может возникнуть и в российском филиале общества.

Статистические исследования показывают, что количество самоубийств в Соединенных Штатах составляет в среднем одиннадцать на сто тысяч человек населения. Но число самоубийств среди свидетелей Иеговы в два, три раза превышает уровень среди не членов секты [13].

Эту проблему поднимают перед руководством секты даже старые иеговисты. Доктор Бергман в упомянутой выше работе, приводит мнение Рене Грутмана, убежденного "Свидетеля Иеговы", написавшего руководству организации о том, что многие из самых добросовестных "братьев и сестер" страдают тяжелыми депрессиями, приводящими к самоубийствам. Он также обвинил руководство секты в том, что оно пытается промывать мозги и управлять мыслями своих членов [14].

"Лишение общения", которое в кризисные периоды часто применяется руководством организации, еще быстрее приводит наиболее добросовестных сектантов к мысли покончить счеты с жизнью[15]. При этом, в первую очередь, страдают люди с обостренной совестью. Сектант, пытавшийся броситься с крыши в городе Сан-Франциско, но которому помешала полиция, рассказал, что мысль о суициде появилась у него от осознания комплекса вины перед организацией Иеговы. Он чувствовал, что сделал что-то "ужасное" и "потерял свою душу" [16].

Известно о многочисленных самоубийствах, происшедших прямо в Вефиле. Один из покинувших секту вспоминает следующий диалог: "Вскоре по прибытии Пол зашел в лифт, и служащий спросил его, как долго он уже в Вефиле. "Неделю", - ответил Пол. Служащий сказал: "Если бы мне оставалось столько, сколько тебе, я бы привязал на шею камень и прыгнул с Бруклинского моста". Впоследствии, вспоминая об этом, Пол сказал: "Даю вам слово, были моменты, когда мне хотелось это сделать" [17].

Реймонд Френц сообщает, что у него имеется большой список случаев суицида, происшедших в Вефиле. Один сотрудник бросился с крыши производственного здания общества, другой с третьего этажа общежития и т.д. Данные о таких событиях тщательно скрываются [18].

Бывшая свидетельница Ронда Пенланд так описывает свои выводы за время пребывания в секте: "Свидетели Иеговы утверждают, что они способствуют укреплению семейных связей. Из-за них мой брат убил себя, моя мать пробовала покончить с собой. Остальные члены семьи прервали со мной общение. Свидетели не объединили мою семью, они разрушили ее" [19].

Пресса многих стран рассказывала о самоубийствах среди детей "Свидетелей Иеговы", причина которых кроется в их трагических убеждениях и особенно в страхе перед надвигающимся концом света [20]. Видимо, эта проблема встала перед Обществом настолько остро, что Бруклинская теократия была вынуждена опубликовать целую инструкцию, как действовать в этом случае: "Итак, если ты чувствуешь себя подавленным или обеспокоенным, лучше не страдай в одиночестве. Поделись своими переживаниями с человеком, которому доверяешь. ...Полезно заранее договориться о возможной экстренной связи в случае возвращения мыслей о самоубийстве ... резерв, из которого можно черпать помощь, - братья и сестры в христианском собрании. Поддержку и помощь могут оказать духовно зрелые христиане" [21]. Здесь же рекомендуется обращаться в кризисных ситуациях к родителям, только если они члены секты - "в истине". Понятно, что руководство идет на все, только бы не ослабить контроль над душами членов, даже если существует угроза для их жизни. Признав существование проблемы суицида в "Обществе Сторожевой башни", руководство секты не исследует корней этой проблемы. Можно предположить, что "Руководящая корпорация" целиком сосредоточена на выполнении планов организации. А рядовые исполнители используются как рабочий материал, душевное состояние которого не принимается в расчет.

В изданиях "Свидетелей Иеговы" осуждается злоупотребление спиртными напитками, курение и наркомания. Однако, это не означает отсутствие среди них лиц, с такими проблемами, особенно между заподозренными в неправомыслии: "Жизнь под пристальным надзором старейшин опустошила меня. Ничто и никто, даже мои дети, приносившие мне столько радости, не могло сделать мою жизнь полноценной. Часто мы с женой напивались сверх меры, ища хоть какого-то облегчения. Но все заканчивалось одной пустотой" [22].

По данным Бергмана, алкоголизм всегда был чумой "Общества Сторожевой башни", особенно среди членов облеченных властью: "...пили там очень много. Я научился пить в Вефиле. Если вы едете туда непьющим, то к моменту отъезда вы будете пить" [23]. На протяжении долгого времени организация учила, что избавиться от алкоголизма можно своими силами, читая Библию и прислушиваясь к советам старших свидетелей. Конечно, этого оказалось недостаточно. Поэтому в журнале "Awake!" от 22.05.1992 г. членам секты было разрешено использование современных методик лечения от алкоголизма, а также позволялось пользоваться услугами врачей специалистов, не являющихся членами секты [24]. Несмотря на такое решение у рядовых старейшин на местах продолжает преобладать нетерпимое отношение к свидетелям, страдающим алкоголизмом. Они относятся к больным как к отбросам организации, применяя исключительно карательные меры.

Итак, из различных зарубежных источников известно, что члены иностранных подразделений секты часто страдают депрессиями, склонностью к суициду, алкоголизмом, психическими заболеваниями. Можно предположить, что эти нарушения здоровья являются следствием образа жизни и мыслей, культивируемого в Организации. Возможно, большую роль здесь играет культивирование различных фобий и страхов [25]. Фобии расшатывают психику человека и создают предпосылки для возникновения душевных заболеваний.

В адептах воспитывается боязнь независимого, критического мышления в отношении культа. Для этого вводится запрет на ознакомление с любыми компрометирующими секту источниками. Практика такого рода типична для всех аналогичных обществ. Например, в "Церкви Бога" Армстронга считается, что сомнения в правоте пастора происходят от дьявола. А президент "Свидетелей Иеговы" Френц дал указание членам общества "избегать независимого мышления... сомнений в том, что говорится зримой Божьей организацией" [26].

Кроме того члены секты со страхом относятся к "внешнему миру", то есть к внегрупповому социуму. Журналы "Сторожевой башни" наполнены огромным количеством статей на самые злободневные темы. В них затрагиваются проблемы безверия, гомосексуализма, курения, пьянства, наркомании, войны, жестокости. Все эти понятия подсознательно сливаются для читающего в одно - внешний Мир. Отсюда следует вывод: так как внешний социум, то есть люди, находящиеся вне секты, исполнены зла и пороков, Бог вынес им смертный приговор, и, следовательно, во внешнем мире страшно и опасно абсолютно все.

Разумеется возникает фобия на выход из секты, страх стать частью этого обреченного социума. Если свидетель по какой-то причине покидает организацию, он становится частью мира, и в сознании автоматически отрезает себе единственную возможность спасения. Когда обычный человек видит какую-либо ошибку, он предполагает, что истина лежит прямо напротив. Однако, Сторожевая Башня расчетливо обезопасила себя от такой опасности. Ведь если Организация не права, то прав оказывается мир, а этого быть не может, потому что мир - это бесформенный комок, слепленный из бесчисленных точек зрения, "истин" и "заблуждений", нравственности и безнравственности, войны и мира, счастья и горя. Понятно, что бывший Свидетель Иеговы будет прежде всего замечать негативные стороны жизни, и в его душе поселится безнадежность.

Этому же способствует глубоко закладывающееся за время пребывания в секте отношение к внешним, как к врагам. Так как свидетель находится постоянно в состоянии "Теократической войны" с социумом, то и члены социума становятся постепенно для него противниками [27]. А "Сторожевая Башня" учит, что сектант "...должен быть очень осторожен, имея дело с Божьими врагами" [28]. Отсюда возникает страх перед теми, кто думает не так, как учит организация. Известно, что в секте в критические периоды ее существования, например в середине восьмидесятых годов, царил страх перед врагами и шпиономания. Очевидец описывает выполнение им порученной работы, в которую входило "изучение некоторых "скрытых" сторон работы старейшин. Было так увлекательно выслеживать по ночам тех членов собрания, которых заподозрили в неправедных поступках. Иногда мы пользовались биноклями. Мне также был разрешен доступ к архивам собрания, в которых содержались частные сведения о каждом из его членов" [29]. Периодически создавались "судебные комиссии" уличавшие сотрудников в "неверности" и "отступничестве" [30]. Изгнанных объявляли предателями, которых необходимо сторониться из боязни скомпромитироваться. Естественно, оставшиеся, стремясь обеспечить себе большую безопасность, культивировали в своей душе самую настоящую фобию на врагов.

Так как дружеское общение с врагами само по себе означает отступничество, то возникает угроза изгнания из секты [31]. Остаться вне "Свидетелей Иеговы" для члена общества равнозначно потери "спасения", так как в этом случае он выпадает во внешний мир, обреченный на уничтожение. Тем более ему постоянно внушается: "Разве не будет непослушанием Божьему руководству через Его организацию, на самом деле, свидетельством отказа от божественного подданства?" [32] Понятно, что на этом фоне развивается фобия потери "спасения", что отождествляется у члена секты с возможностью оказаться вне Общества.

Как мы уже говорили выше, в изданиях Сторожевой Башни большое место занимает описание тяжелых социальных проблем современного общества. Кроме того тут же упоминаются различные стихийные бедствия и природные катаклизмы, разумеется в контексте наказания за грехи, главным из которых считается отказ от учения организации. Таким образом, культивируется очередная фобия - на катастрофы, являющаяся, по представлениям сектантов, карой Иеговы.

Итак, на фоне многочисленных индокринированных фобий у члена организации могут возникнуть различного рода психические нарушения. Наряду с этим он твердо уверен, что в "Обществе Сторожевой башни" содержится абсолютная истина. Чтобы не потерять состояние душевного комфорта, сектанту приходится Библию рассматривать через призму журналов Организации. В дополнение к такому чтению нужно раз в неделю посещать особое занятие по изучению книг и дважды в неделю бывать в "Зале Царства". Кроме того есть еще большой летний конгресс и несколько более мелких на протяжении всего остального года. На одном из собраний действует "теократическая школа", в которой учат проповедовать и отстаивать точку зрения Общества при помощи литературы. Выполняя все вышеперечисленное, человек может быть более или менее уверен в своем спасении. При этом он и других "спасает". Кажется, жизнь и деятельность сектанта проходит довольно спокойно, но вдруг появляется странная информация, например о том, что в ГНЦ им. В.П.Сербского на экспертизе находится последовательница "Свидетелей Иеговы", пытавшаяся убить на религиозной почве своего малолетнего ребенка, или о том, что последовательница Общества выбросила из окна своего сына и, высунувшись следом из окна, нараспев читала Библию и громко радовалась, что теперь ее святой сын спасен [33].

Или другой случай, происшедший уже в Соединенных Штатах. Согласно информации, опубликованной в Winnipeg Free Press, 10.02.1987 г. Джим Костелниук, покинув общество в 1978 году, был лишен общения. Его жена, оставшаяся в секте, препятствовала ему видеться с детьми, и позже вышла замуж за другого члена секты. В 1985 году она и оба ребенка были убиты новым мужем, членом организации [34].

В учении "Общества Сторожевой башни" отсутствуют призывы к насилию в отношении близких. Но можно предположить, что существуют причины заставляющие сектанта стремиться к смерти близкого человека. Из изданий Общества мы знаем, что "Свидетели Иеговы" категорически отрицают бессмертие человеческой души. Они считают, что после смерти души всех людей умирают, но после Армагеддона будут воссозданы вместе с телами. Те, кто не примут Иеговы, будут просто уничтожены, но при этом им не грозит вечное наказание в Аду.

Родственники и знакомые сектантов понимающие, что их ближние попали в беду, с точки зрения представителей организации просто не хотят слушать их "свидетельства". При этом, по учению Башни они попадают под разряд врагов. Их надо "библейски" ненавидеть [35]. Но по-человечески сектанту жалко окружающих. И "Свидетель Иеговы" начинает думать, как примирить противоположности: спасти близких, если они мешают миссии? С минуты на минуту наступит Армагеддон, и Иегова уничтожит всех врагов. В их числе окажутся и родные сектанта, и знакомые. И здесь члену Общества может прийти в голову одно из вероучительных положений "Сторожевой Башни", а именно то, что если они умрут ("исчезнут" - по иеговистским представлениям) сейчас, то потом, после Армагеддона, Иегова их создаст заново на испытательный срок, то есть промежуток тысячелетнего царства. Тогда воссозданые близкие сектанта, по его представлениям, убедятся в правоте учения "Свидетелей Иеговы", и ударным трудом на благо секты исправят свои прегрешения.

Какой же вывод может следовать из этих предпосылок? Если их убить сейчас, то волей - неволей они попадут в будущий земной рай на перевоспитание, даже если они сейчас "посланцы сатаны". Это, разумеется, всего лишь гипотеза.

Конечно, нельзя утверждать, что все члены "Общества Сторожевой башни" являются потенциальными убийцами. Но те убеждения, которые внушаются в организации, могут значительно снизить, в глазах "Свидетелей Иеговы" ценность реальной человеческой жизни в этом мире. Возможно, на первый взгляд подобные утверждения покажутся безосновательными, поэтому приведем несколько примеров в их пользу.

24 ноября 1982 года в газете Watertown Daily Times, на стр. 21 было опубликовано сообщение о том, как член организации "Свидетели Иеговы" Холмс, заподозрив, что страдает болезнью крови, застрелил свою спящую жену и шестилетнего сына, а затем покончил с собой. До этого он дважды находился на лечении в психиатрической клинике. Основной причиной его действий, как считают американские полицейские психологи, был запрет на переливание крови в учении организации [36].

Еще раз подчеркнем, что даже многочисленные случаи совершения членами "Общества Сторожевой башни" тяжких преступлений против человеческой жизни, не позволяют сделать обобщающих выводов, хотя американские исследователи и возводят криминальные случаи в деятельности иеговистов к учению самой организации. Например, исследователь Вернер Кохн в своей работе "Jehovah's Witnesses as a Proletarian Sect" ("Свидетели Иеговы как Пролетарская Секта") пишет, что высокие криминальные показатели являются следствием теологических учений "Общества Сторожевой башни". При этом он анализирует литературу организации, которая изобилует кровожадными изображениями и сценами насилия [37]. По мнению Кохна, постоянная озабоченность насилием и жестокостью со стороны людей, которые настаивают, что они мирная организация, свидетельствует о том, что у членов секты то "насилие, которое они изображают как совершаемое другими, в большей степени является проекцией их собственных внутренних импульсов" [38]. Это мнение может быть рассмотрено как интересная гипотеза, для подтверждения которой желательно проведение серьезных социологических исследований.

Джерри Бергман приводит следующий пример из жизни американских "Свидетелей Иеговы" как иллюстрацию теории Кохна. В 1985 году пятнадцатилетняя миссионерка "Общества Сторожевой башни" Кристина Сэвбридж со своим приятелем совершила зверское убийство 84-х летней вдовы Этел Кэвуд. Преступление было совершено во время посещения ее с целью распространения изданий "Свидетелей Иеговы". Молодые люди нанесли жертве 19 ударов разделочным ножом и разбили ей голову бутылкой. Причиной убийства стали наличные деньги, которыми миссионеры хотели завладеть. Тело они уничтожить не успели, так как торопились на встречу, а утром были заняты на собрании "Свидетелей Иеговы" в "Зале Царства". Вся семья Кристины - убежденные члены "Общества Сторожевой башни". Выяснилось, что до этого она воровала деньги у пожилых людей, когда помогала отцу в распространении журналов секты. Лидеры секты отказываются комментировать этот случай [39].

Еще один случай, который позволяет американским специалистам сделать вывод, что молодые люди, воспитывающиеся в семьях "Свидетелей Иеговы", предрасположены к насильственным действиям и не контролируют себя. В газете "The Daily Sentinel-Tribune", сообщается о Джэйсоне Карре семнадцати лет застрелившем свою мачеху, младшую сестру и брата. Единственное о чем он сожалел, что ему не удалось убить и отца, также активного члена организации "Свидетелей Иеговы", критиковавшего сына за низкую "духовную" активность [40]. Подчеркнем еще раз, что в учении "Общества Сторожевой башни" различные формы насилия в отношениях между людьми осуждаются, но предрасположенность к насильственным действиям у некоторых членов организации имеет место.

Точку зрения иностранных исследователей на наличие негативных результатов пребывания в секте разделяют и отечественные специалисты. Руководитель клинического отделения НИИ психиатрии Минздравмедпрома РФ доктор медицинских наук, профессор Ю. И. Полищук утверждает, что "анализ имеющихся данных не оставляет сомнения в том, что деятельность секты Свидетели Иеговы часто сопровождается нанесением ущерба психическому и физическому здоровью человека. Этот ущерб проявляется в расстройствах личности под влиянием сектантской практики с ее регрессом, деформацией, формированием жесткой зависимости от секты, снижением способности к критическому мышлению, отчуждением от родителей. Часто формируются патологические сверхценные идеи религиозного содержания. Тем самым ограничивается и ущемляется свобода и права личности. У лиц, предрасположенных к психическим заболеваниям, нередко возникает манифест или обострение психического заболевания. Наблюдаются обострения кожных и иных заболеваний из-за жесткого контроля за сознанием сектантов со стороны "надзирателей" и "старейшин", которые прибегают к угрозам и запугиванию" [41].

Приведенное авторитетное заключение вместе с изложенными выше фактами позволяют сделать вывод о том, что члены "Общества Сторожевой башни", являющиеся гражданами нашей страны могут встретится с такими же проблемами душевного здоровья, как и их коллеги из зарубежных филиалов организации.

Известно, что определенное число лиц, страдающих различного рода психическими заболеваниями, присутствует среди представителей различных религиозных конфессий, в том числе и среди членов Православной Церкви. Архимандрит Киприан (Керн), например, основываясь на личном опыте утверждает, что если среди членов Православной Церкви "...случаи навязчивых идей, страхов, всякого рода психозов и психоневрозов представляются сравнительно редкими в пасторской практике, то случай истерии представляет собой как раз обратное явление" [42]. О распространенности различных форм истерии в Церкви пишут также и светские авторы [43]. При этом Архимандрит Киприан считает, что "...истерия является такой душевной болезнью, которая легче всего находит точки соприкосновения с религиозными проявлениями" [44]. Приведенные выше исследования иностранных специалистов показывают иную картину душевных расстройств у "Свидетелей Иеговы". Напомним, что доктор Риландер, проводивший исследование 126-ти членов "Общества Сторожевой Башни", нашел симптомы расстройства личности в 42-х случаях. Но только одному из обследовавшихся был поставлен диагноз "истерия" [45], относящийся к этой группе заболеваний.

Нам не известны объективные социологические исследования, возводящие душевную болезнь православного к учению Церкви. Отсутствует жесткий контроль за сознанием членов приходов со стороны духовного начальства. Не может быть речи об индоктринировании в менталитет православных различных фобий. И главное, нет покушения на свободу воли человека, что мы так часто встречаем, столкнувшись с деятельностью разного рода тоталитарных культов, в том числе и "Свидетелей Иеговы".

Факты, изложенные в этой главе, позволяют сделать вывод, что пребывание в "Обществе Сторожевой башни" разрушительно действует на личность человека, семейные и общественные отношения, то есть указанная организация является деструктивным культом. Поэтому, в первую очередь нужно помнить, что "Свидетели Иеговы" - это люди, свобода воли которых подверглась серьезному насилию. Следовательно, в разговоре важно отвлечь внимание свидетеля от преследующего его страха внешнего мира и боязни погибнуть вне организации. Он должен понять, что его жизнь имеет бесконечную ценность в глазах Божиих потому, что он - человек, а не член какой-то организации. Что нравственные ценности являются таковыми не потому, что о них написано в "Сторожевой Башне", но потому, что вложены в сердце человека от рождения. Что категории нравственности не исчезнут для "Свидетеля Иеговы", если он изменит свои убеждения. Самая сложная проблема состоит в том, что член организации не может сам понимать и чувствовать, что поступает правильно. Он действует определенным образом лишь потому, что так написано в "Сторожевой Башне" и уверен в гибельности любых попыток поступать иначе. Поэтому так важны вопросы типа: "А как вы сами думаете?" Необходимость возрождения исчезнувших в результате пребывания в Обществе личных воззрений сектанта на различные проблемы - наиболее важный вывод из материалов этой главы.

  zip оглавление << >>


[1] Mac Donald C. B. аnd Luckett J. B. Religious Affiliation and Psychiatric Diagnoses//Journal for the Scientific Study of Religion. - 1983. - 1 Mar. Vol. 22. С. 15-37.

[2] Awake! - New York, 1960. - 8 мар. - С. 27.

[3] Bergman J. R. Jehovah's Witnesses and the Problem of Mental Illness. Clayton, 1992. С. 51.

[4] Об этом подробнее см. Babigian H. Schizophrenia: Epidemiology. Б.м., 1977. Гл.15. Ч.2..

[5] Stanley J. The Patriarch and the Prodigal Son: What I Witnessed as a "Jehovah's Witness". Springfield, 1982. С. 132

[6] "Подобное учение действительно существует, - комментирует один из бывших Свидетелей, - но речь идет не о всех болезнях: Ссылаются обычно на примеры из Нового Завета. Например, случай когда Иисус исцелил “бесноватого”. По всей вероятности, речь идет о психических заболеваниях, связанных с припадками. Иногда в литературе СИ упоминается, что проблемы с психикой, “одержимость демонами” может появляться у людей занимающихся окультизмом, спиритизмом. Скорее всего отсюда и берется это учение." (Прим. кат. службы)

[7] Montague H. The Pessimistic Sect's Influence on the Mental Health of its Members: The Case of Jehovah's Witnesses//Social Compass.- 1977. - No.1. - C. 135-148.

[8] Об этом подробнее см. Sack U. Case Studies of Voluntary Defectors from Intensive Religious Groups, Ph. D. Los Angeles, 1985.

[9] Bergman J. R. Указ. соч. С. 56.

[10] Френц Р. Указ. соч. С. 269.

[11] Franz R.In Search of Christian Freedom, Atlanta, 1991. C. 606.

[12] Письмо в Комитет по спасению молодежи Молодовой Н. И. , май 1996.

[13] Bergman J. R. Указ. соч. С. 142.

[14] Там же.

[15] а) Джефри Борила: Свидетель Иеговы, 25 лет, умер в мае 1986 от передозировки успокаивающих средств, в окружном госпитале Керна, Калифорния. ИСТОЧНИК (частный e-mail): его брат Ховард Берил. б) Гари Л. Крейдер: Свидетель Иеговы, за 40, повесился в декабре 1996 в Дауни, Калифорния. ИСТОЧНИК (частный e-mail): друг его бывшей жены Рэвин Спенсер. (Прим. кат. службы)

[16] Об этом подробнее см. Maats L. Troubled Churchgoer Talked off Hotel Roof//San Francisco Examiner. - 1986. - feb.

[17] Кретьен Л. и М. Указ. соч. С. 2.

[18] Franz R. Указ. соч. С. 608.

[19] Bergman J. R. Указ. соч. С. 142.

[20] Опасность стоящая у ваших дверей. С.-Пб., Б.г. С. 1.

[21] Пробудитесь! - New York, 1994. - 8 апр. - С. 25.

[22] Кретьен Л.и М. Указ. соч. С. 3.

[23] Там же. С. 2.

[24] Awake! - New York, 1992. - 22 мая. - С. 27.

[25] Об этом подробнее см. Луккебо-Малка С. Они ждут обещанного рая в аду. С.-Пб., Б.г.

[26] Рид Д. Указ. соч. С. 4.

[27] "Свидетелей Иеговы учат скорее не становиться их врагами, а побуждают к полной изоляции от них. В августе 1999 года на ШТС (Школа Теократического Служения - прим. кат. службы) была речь №1, посвященная общению с внешними. Речь шла о том, что нужно полностью избегать личного дружеского общения с не-СИ, даже если внешние ведут вполне приличный образ жизни и хорошо относятся к СИ. А за общение с “сомнительными” не-СИ можно получить выговор, по крайней мере оказаться “взятым на замечание”." - рассказывает один из бывших Российских Свидетелей. (Прим. кат. службы)

[28] Watch Tower . New York, 1960. - 8 июн. - С. 352.

[29] Кретьен Л.и М. Указ. соч. С. 2.

[30] Рид Д. Указ. соч. С. 4.

[31] "Именно так все и обстоит. Помню, когда я проходил собеседование перед крещением, старейшина задал мне вопрос: как я буду относится к своим друзьям, если их лишат общения? Я ответил, что не буду близко с ними общаться, но считаю, что нет ничего страшного, если буду здороваться при встрече. Старейшина покачал головой, предложил зачитать библейский стих (кажется что-то из 2-го Послания апостола Иоанна). И прокомментировал: “Никаких контактов с ними! Ни слова! А уж тем более никаких приветствий!”" (Архив службы катехизации. Воспоминания бывшего Свидетеля).

[32] Watch Tower. New York, 1976. - 15 янв. - С. 124.

[33] См. прим 16 к главе "Правила и нормы ограничивающие поведение "Свидетелей Иеговы".

[34] Bergman J. R. Указ. соч. С. 142.

[35] “Ненавидящие Бога и Его народ [Свидетелей Иеговы] должны быть ненавидимы, но это не означает, что мы будем пользоваться любой возможностью, чтобы причинить им физический вред в духе злобы и злости, ибо и злоба, и злость - присущи Дьяволу, тогда как чистая ненависть - нет. Мы должны ненавидеть в истеннейшем значении, т.е. относиться с крайней и живой неприязнью, рассматривать как нечто противное, гнусное, мерзкое, испытывать отвращение. Несомненно, всякий ненавидящий Бога не достоин жить на Его прекрасной земле. Земля будет избавлена от нечестивцев, и нам не нужно будет даже поднимать пальца чтобы причинить им физический вред, ибо Бог позаботится о том, а мы должны иметь соответствующие перспективы относительно врагов. Его имя означает отмщение Его врагам.” [“Сторожевая Башня”, 1 октября, 1952 стр. 596-604] (Прим кат. службы)

[36] Там же. С. 189.

[37] Cohn W. Jehovah's Witnesses as a Proletarian Sect. New York, - 1954. - apr. - C. 24-26.

[38] Там же.

[39] Об этом подробнее см. Parker A. Jehovah's Sect Girl, 15, killed widow// The Sun. - 1985. - 1 мар.С.11.; Jack D. The Disciple of Death//Daily Express. - 1985. - 13 мар. - С. 1,3.

[40] The Daily Sentinel-Tribune. - 1983. - ? 20 (II).

[41] Письмо Савеловскому межрайонному прокурору г. Москвы от 6.06.1996.

[42] Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. М., 1992. С. 246.

[43] Об этом подробнее см. Портнов А. Шахнович М. Психозы и религия. Л., 1967.

[44] Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С. 246.

[45] Bergman J. R. Указ. соч. С. 51.


|| e-mail || оглавление сайта || по авторам || новые поступления || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: На сайте www.ledanti.ru последняя информация на тему купить противогололедный реагент.