ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА РАСПЯТИЯ ГОСПОДА НА КРЕСТЕ

Единственной известной в истории сектой, отрицающей факт распятия Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, является организация "Свидетелей Иеговы". Руководство "Общества Сторожевой башни" ссылается на следующие тексты Священного Писания: "Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесив на древе" (Деян. 5:30). "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1 Петр.2:24). "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе" (Гал.3:13). "...проклят пред Богом (всякий), повешенный (на дереве)" (Втор.21:23). Из приведенных выше библейских стихов мы, однако, можем сделать только тот вывод, что крест на котором совершалась казнь через распятие, был изготовлен из дерева. Многочисленные места Нового Завета, говорящие о Христовых страданиях, свидетельствуют о том, что именно на кресте был распят Господь. Да и сами сектанты в течении многих десятилетий считали так же. Ранние издания "Общества Сторожевой башни" содержали упоминания и изображения крестной смерти Спасителя. Но "...начиная с номера от 15 октября 1931 г. на обложке "Сторожевой Башни" больше нет изображения креста и короны. Несколько лет спустя народ Иеговы впервые узнал о том, что Иисус Христос не умирал на Т - образном кресте. 31 января 1936 года брат Руттерфорд представил семье бруклинского Вефиля новую книгу "Riches" ("Богатства"). В частности, на 27 странице в ней говорилось: "Иисус был распят не на деревянном кресте, который представлен во многих изображениях и картинах, и изображения которого люди делают и выставляют напоказ; Иисус был распят, пригвожден ко древу" [1]. С тех пор Крест в изданиях "Общества Сторожевой башни" подвергается многим оскорблениям. В том числе его называют языческим и фаллическим символом [2], что можно отнести, скорее, к столбу.

Рассмотрим некоторые свидетельства, относящиеся к такому роду казни, как распятие. Его описания встречаются уже у античных авторов. Историк Полибий, повествуя о восстании наемников в Карфагене, упоминает также и о том, что их начальник Спендий был распят именно на кресте [3]. У римлян распятие на нем было общепринятой смертной казнью для самых тяжких преступников, не имевших гражданства, как то: разбойников, мятежников и т. п. Иногда, впрочем, были исключения. Так Светоний пишет о императоре Гальбе следующее: "опекуна, который извел ядом сироту, чтобы получить после него наследство, он распял на кресте; а когда тот стал взывать к законам, заверяя, что он - римский гражданин, то Гальба, словно облегчая ему наказание, велел ради утешения и почета перенести его на другой крест, выше других и беленый" [4]. В общем, распятие, как говорит Цицерон, было самой жестокой и ужасной из всех казней [5]. О том, что оно происходило именно на кресте, упомянуто также у Лукана [6].

Смертная казнь через распятие была известна в Палестине ранее периода римского владычества. Иосиф Флавий рассказывает о том, как хасмонейский царь - первосвященник Александр Яннай (103 - 76 г.г. до Р. Х.) подавил мятеж во время гражданской войны: "...он приказал, чтобы восемьсот из них (мятежников) были распяты на крестах посреди города..." [7] В Талмуде упомянут некий Шимон бен Шитах, который "в один день распял на кресте" двадцать женщин из Аскалона [8]. У того же Флавия рассказано о полководце Бассе, который во время одного из сражений иудейской войны "...приказал водрузить крест, как будто для того, чтобы пригвоздить к нему Элеазара (пленного еврея)" [9]. Наиболее распространен был крест известной нам формы, но встречались также кресты в форме буквы Т и буквы Х.

В 1968 году на горе Гиват Ха-Мивтар, расположенной на северной окраине Иерусалима, израильские археологи обнаружили останки лодыжки, в которой находился хорошо сохранившийся гвоздь. Согласно реконструкции, крест Т - образной формы был сделан из масличного дерева, а планка, поддерживающая ноги, - из акации. Ноги были перебиты, и при снятии с креста отрублены из-за невозможности вынуть гвоздь [10].

Язычники, являвшиеся противниками Церкви Христовой, также не сомневались в этом факте. Об этом свидетельствует рисунок, найденный в Палатинском дворце цезарей, и в настоящее время хранящийся в Кирхеровском музее Рима. Изображение представляет собой языческую карикатуру на смерть Христа. Совершивший такое кощунство автор нарисовал распятого осла, причем, орудие казни представляет собой столб с поперечной перекладиной, то есть крест [11].

"Свидетели Иеговы" также используют некоторые данные библейской археологии. В приложении к New World Translation of the Christian Greek Scriptures 1950 года издания воспроизведена одна из гравюр, опубликованных в книге католического богослова Юстуса Липсия "De Cruce Liber Primus". Она изображает человека распятого на столбе, что по мнению "Общества Сторожевой башни" свидетельствует о том, что "...именно так был распят Иисус..." [12] При этом утаивается, что в книге Липсия приведены другие иллюстрации, с изображением распятия на кресте, и сам автор твердо верил в крестную смерть Господа [13].

Существуют достаточно убедительные доказательства использования символа креста в I веке. В книге доктора Пола Майера "First Christians" приводятся следующие результаты раскопок дома в Геркулануме "...освобожденном из своего погребения под лавой с вулкана Везувий..." В нем "...есть ясные следы металлического креста, некогда висевшего на стене..." Доктор Майер делает следующий вывод: "Очевидно, крест является столь же древним символом христианства, как и рыба...". [14]

Результаты раскопок 1873 года тридцати захоронений к юго-востоку от Иерусалима, подтверждают такой вывод. Производивший исследования Шарль Клермон-Ганне обнаружил на известняковых погребальных урнах выбитый над именем усопшего крест. Первоначальное захоронение датируется 70-135 г.г. по Р. Х. [15] Такие же изображения найдены на 11 погребальных урнах с христианского кладбища в Вифании, дата захоронения которых 42-43 г.г. по Р. Х.. [16]

Итак, из Евангелия нам известно, что Господь Иисус: "неся крест Свой... вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа..." (Ин.19:17) Многие историки свидетельствуют, что осужденные сами несли patibulum, перекладины крестов, на которых их распинали, поэтому нет никакого противоречия с описанием страстей Господних в Синоптических Евангелиях: "Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его (ton stauron autou)" (Мф.27:32=Мк.15:21=Лк.23:26). В обоих случаях говорится, что орудие казни именно крест. Противоречие возникает в случае принятия мнения "Общества Сторожевой башни".

Как же выглядят крестные страдания Спасителя в изданиях "Свидетелей Иеговы"? По их мнению "Библия показывает, что Иисус был казнен вовсе не на привычном кресте, но, скорее, на простом столбе или стаурос. Это греческое слово, употребленное в Матфея 27:40, прежде всего означало простой вертикальный брус или столб, какие используются в фундаментах зданий. Таким образом, крест никогда не был знаком истинного христианства" [17]. Слово "o stauros", однако, имело несколько значений: кол, как орудие пытки или казни, особенно для рабов, на который сажали преступника или к которому пригвождали его; и крест [18]. Руттерфорд посчитал возможным не принимать во внимание последнее значение этого слова. Подобный подход приводит к возникновению значительных ошибок в понимании Священного Писания. Можно заметить, что глагол "staurov", также встречающийся в различных формах в Новом Завете (напр. Мр.15:27 и т. д.), имеет два значения: вбивать колья, укреплять частокол и распинать на кресте [19]. Поэтому признание креста столбом, то есть колом, должно было бы привести "Свидетелей Иеговы" к мысли, что распятие в Новом Завете, это забивание кольев. Но подобный вывод очевидно абсурден, поэтому и "o stauros" означает в Священном Писании не столб, а крест.

Вид орудия казни Господа в Раннехристианской Церкви не вызывал никакого сомнения. Описание формы креста, как орудия казни дошло до нашего времени в трудах раннехристианских писателей и учителей Церкви. К 70-100 г.г. по Р.Х. относится Послание апостола Варнавы, в девятой главе которого упоминается "крест в образе буквы ТАВ" [20]. В первой половине II в по Р.Х. Иустин Философ оставил нам следующее описание: "Ибо здесь оно дерево прямое, которого самая верхняя часть возвышается на подобие рога, когда к нему поперек прилагается другое дерево" [21]. Ко второй половине II века относится текст Иринея Лионского: "И самый вид креста имеет пять концов, два по длине, два по ширине, и один по середине, на котором опирается пригвожденный" [22]. Еще более подробное описание встречается у учителя II-III в.в. по Р.Х. Тертуллиана: "...нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения" [23]. Все эти авторы, жившие спустя небольшой период времени после Воплощения Господа, утверждают, как мы видим, что страдания Христос претерпел именно на Кресте.

На картинках, помещенных в изданиях "Свидетелей Иеговы", часто изображена фигура, прибитая к столбу, причем, нарисовано, что поднятые над головой руки пронзены одним гвоздем [24]. Версия распятия описывается следующим образом: "Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плоть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях" [25]. Для понимания недостоверности подобных описаний можно вспомнить слова апостола Фомы "...если не увижу на руках Его ран от гвоздей..." (Ин.20:25), которые свидетельствуют о наличии ран на руках Господа, нанесенных не одним, но несколькими гвоздями. Слово "o elos" - "гвоздь", стоит в приведенном месте Евангелия во множественном числе "ton elon" (Gen. Pl.). Таким образом в каждую руку было забито по одному гвоздю.

Из Евангелия от Матфея мы знаем, что во время распятия Христа "...поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус. Царь Иудейский..." (Мф.27:37) Если бы Господь был распят таким образом, как изображается в изданиях "Общества Сторожевой башни", то Апостолу пришлось бы писать "над руками Его".

Апостол Павел писал ученикам, советуя им жить, "...взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр.12:2). Очень рано слово "Крест" приобрело в жизни Церкви символическое значение. Это понятие стало включать в себя содержание жизненного подвига каждого отдельного человека. Сам Христос говорил о крестах своих последователей (Мф.10:38). Апостол Павел в послании к Филиппийцам также подчеркивал духовный смысл креста: "Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова (tou staurou tou Hristou)" (Фил.3:18). Из контекста очевидно явствует, что Апостол имеет ввиду людей не желающих нести тяготы земного странствования. В таком же смысле употребляется "крест" и в других местах Нового Завета (например Гал.6:14, Еф.3:18). Мы видим, что символом спасения для первых Христиан был именно крест, а не столб.

На Кресте Господь совершил наше спасение "...истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту..." (Кол.2:14) Примирение падшего человеческого рода Бог Отец совершил Христом "...и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное" (Кол.1:20). В этих стихах опять говорится о распятии Господа на Кресте, а не на столбе, как хотелось бы "Свидетелям Иеговы". Почему же с такой злобой относятся эти сектанты к Кресту Христову? На этот вопрос уже давно дал ответ Апостол Павел: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых - сила Божия" (1 Кор.1:18).

  zip оглавление << >>

[1] Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год. — New York, 1975. С. 148-149.

[2] Watch Tower. New York. — 1964. — 1 июл. — С. 395.

[3] Полибий. Всеобщая история. С.-Пб., 1994. Т.1. С. 200.

[4] Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1964. С. 175.

[5] Об этом подробнее см. Нюстрем Э. Указ. соч. С. 223.

[6] Лукан. Фарсалия. М., 1993. С. 136.

[7] Цит. по Сантала Р. Указ. соч. С. 198.

[8] там же.

[9] Иосиф Флавий. Иудейская война. Минск, 1991. С. 432.

[10] Сантала Р. Указ. соч. С. 197.

[11] Мальвер А. Наука и Религия. С-Пб., 1907. С. 23.

[12] New World Translation of the Christian Greek Scriptures. New York, 1950. С. 770.

[13] Приводим по Свидетели Иеговы и крест Христа. С.- Пб., Б. г., С. 2.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Сторожевая Башня. — New York, 1992. — 15 ноя. — С. 7.

[18] Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. М., 1991. С. 1150.

[19] Там же. С. 1151.

[20] Послание Апостола Варнавы//Писания Мужей Апостольских. Рига, 1992. С. 76.

[21] Иустин Философ. Указ. соч. С. 91.

[22] Ириней Лионский. Указ. соч. С. 182.

[23] Тертуллиан. К язычникам//Избранные сочинения. М., 1994. C. 53.

[24] Ты можешь жить вечно в раю на земле. New York, 1989. С. 170., Познание, ведущее к вечной жизни. New York, 1995. С. 67.

[25] Watch Tower. New York. — 1965. — 1 апр. — С. 211.


|| e-mail || оглавление сайта || по авторам || новые поступления || новости ||
 
 
 
  © Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001  
Полезная информация: