ВЕФИЛЬ - КОШКАМ ВХОД ЗАПРЕЩЕН! [1]

Все дышащее да хвалит Господа!

(Пс.150:6)

Непригляден, не наряден
Наш с тобою уголок.
Паутинку-невидимку
На стене свил паучок.

Кот проснулся, потянулся,
Но лишь только позевал,
Полон ласки, закрыл глазки,
Замурлыкал, задремал.

И тетрадки в беспорядке,
Видны кляксы там и тут.
Где-то мышки будто книжки
Потихонечку грызут.

Он не тронул - ты не трогай
И не вскакивай так вдруг.
Будь ничтожным, будь тревожным
И защитник ты, и друг.

И платочки, и чулочки
На веревочке висят;
На кадушке, на подушке
Мушки черные сидят.

Пускай мошки берут крошки,
Пускай ползают гурьбой,
Пускай мышки грызут книжки,
Что не сгрызли мы с тобой.

В тот стаканчик тараканчик
Осторожно пробежал.
Тот кусочек в уголочек
С мышкой серенькой упал.

Пусть они гуляют смело,
Не пугай враждебно их.
Что с тобою нам за дело
До великих, до больших?

Мы ничтожны - так ничтожным
И дышать и жить дадим.
Мы их мерзость, мы их дерзость
И покроем, и простим.

Леонид Сидоров (ум. 1988)

Каково должно быть наше отношение к животным? Отношение христианское, разумеется. Можно ли говорить о каком-то архетипе, свойственном библейскому сознанию и который можно в той или иной мере проследить у всякого подлинно верующего человека, во все времена христианской истории? К подобному размышлению нас побуждает состоявшийся некоторое время тому назад диалог с представителем семьи Российского Вефиля, Свидетелем Иеговы с многолетним стажем, Александром Алферовым. Но обо всем по порядку.

В ходе экскурсии по управленческому центру Сторожевой Башни в России между нами состоялся довольно занимательный диалог, примерное содержание которого приводиться ниже. На дорожках филиала мы заметили множество засохших дождевых червей и в непринужденной беседе, длившейся уже более часа во все время нашего знакомства с центом, наметился некоторый роковой момент – буквально после нескольких вопросов наш, до той поры улыбчивый и милый экскурсовод, довольно уверенно оборвал разговор. Это было особенно удивительно, учитывая то, что тема была совершенно чужда какого-либо даже намека на доктринальные вопросы:

- «Да, червей тут много: просто у них нет естественных врагов».

- «Отчего же? Наверняка есть кроты и мыши».

- «Вы где-нибудь видели норы?»

- «Если честно, то пока нигде».

- «Вот именно. Как Вы могли заметить, на территории Вефиля нет даже ни собак, ни кошек».

- «И то верно. А в чем причина? Ну, допустим, мыши - это еще понятно, а чем коты провинились?»

- «У многих людей на них аллергия. Кроме того они гадят и являются разносчиками разных болезней».

- «Да, но неужели они так уж гадят, что этого нельзя перенести?!»

- «Давайте оставим эту тему».

- «Нет, но позвольте, мне не понятно все же. Допустим у кого-то и есть аллергия, но ведь не у всех же трехсот членов Вефиля? Положим у кого-то ее и нет, почему же ему нельзя завести какое-нибудь животное? Гадят? Ну, зажег спичку и порядок [2]…».

- «Давайте оставим эту тему».

- «Простите, но я никак не пойму все-таки. Неужели все перечисленное Вами так уж важно?!»

- «Кошки препятствуют служению. Давайте оставим эту тему».

Вполне возможно мотивация существующего для членов семьи Вефиля запрета на самом деле имеет и более обоснованные стороны, но факт остается фактом: руководство российского филиала Общества почему-то очень опасается за своих сотрудников, стремясь всячески изолировать их от любых возможных хлопот, связанных с содержанием братьев меньших. Если бы речь шла о родильном или послеоперационном отделении больницы, то, разумеется, не было бы места возникшему недоумению. Но поскольку на картинках в литературе Общества постоянно встречаешь обилие всяческой живности [3], в том числе и семейства кошачьих, и при этом слышишь от Свидетелей об их желании распространить вефильские порядки на всю землю, то возникает некоторое недоумение: неужели же до тех пор, пока дело благовествования на Земле не закончено, все сколько-нибудь мешающее и создающее дополнительные трудности может рассматриваться как помеха для успешного и эффективного служения? [4]

Возвращаясь к поставленному в начале вопросу о наличии в христианском сознании некоего архетипа по отношению к животным, хотелось бы привести только лишь три умилительных примера из жизни духовно-одаренных христиан прошедшего XX столетия:

Монах Никифор

«…мы с о. Никифором стояли на балкончике и он рассказывал мне очень трогательную историю о лисичке.

- Приручилась один раз ко мне лисичка. Сначала на поляну ходила. Увидит меня, испугается – убежит. Я, бывало, положу ей чего-нибудь поесть и уйду. Возьмет и съест. Потом все смелей и смелей стала и до того привыкла, что как собачонка за мной, бывало, бегает. Я в кельи – она около терраски сидит, дожидается. Пойду за водой – она сзади меня бежит…

И вот, пришел ко мне охотник, мингрел. Лисичка моя, как раз, на полянке была. Увидал он ее, схватился за ружье. Не тронь, - говорю, - это моя лисичка, ручная. – Откуда? Из лесу! Приручилась. Теперь ручная. Мы с ней вместе за водой ходим. Пристал и пристал ко мне: благослови, отец, убить. Да ведь ручная, говорю, как же ее убивать. Был у меня кусочек рыбы. Бросил я ей. Думаю, схватит и убежит от греха. А она взяла, легла в ямочку и ест! «Нет, - говорит мингрел, - не могу стерпеть, убью. Благослови». Я уж на хитрость пустился. Не могу, говорю, благословить тебя, потому что я не иеромонах. «Ну, я все-таки, - говорит, - выстрелю». Ах, ты, Господи! Жалко мне лисички. Ведь ручная, за водой со мной ходит. Господи, думаю, спаси лисичку. А сам прошу охотника: не тронь, она никому зла не делает, живет все равно, как собачка. Целый день около кельи. Не послушался! Прицелился. Выстрелил… Два раза перевернулась она и бросилась в лес. Охотник себе не верит! «Никогда, - говорит, - в жизни таких промахов не давал». А я рад. Чуть не плачу от радости… Подошли мы к ямке – смотрим: кровь, и так к лесу красной ниточкой потянулась. Долго бранил себя мингрел: уж очень ему было досадно. Говорю ему: за то, что мою лисичку ранил, никогда ты ничего на этой горе не убьешь. Она верила, что ей никто зла не сделает. Из лесу пришла, за водой со мной ходила. Что она теперь об нас с тобой думает? – Рассердился на меня охотник, больше и не приходил ко мне.

- А лисичка? – спросил я.

- Лисичка пришла раз – на трех лапках. Он лапку прострелил ей. Попрыгала, попрыгала на полянке. Близко не подошла. Бросил я ей есть – не взяла. Долго на полянке стояла все. Точно прощаться приходила. Потом пошла в лес. И больше не вернулась. Может быть, забоялась, а, может быть, померла – Господь ее знает…» [5]

Тихон Голенков (ум. 1968)

«- Отче, хочешь, я принесу тебе сюда кошку? - спросил его как-то один из духовных чад.

- Нет, чадо мое, - отвечал старец - я уже имею одну кошку. И она куда больше чем твоя. Она приходит сюда, и я кормлю ее и глажу, а затем отпускаю на двор, где она нашла ямку и там отдыхает. Оказывается, к нему постоянно приходила любимая лисица, и он, радуясь, ублажал ее. Приходила к нему и дикая кабаниха и каждый год рожала близ его ограды в лесу, имея старца надежным защитником. Когда видел отец Тихон охотников, проходящих близ ограды, то всегда встречал их словами: «Дети мои, здесь не водятся большие кабаны, уходите!» И они, поверив ему, действительно уходили» [6],

Григорий Давыдов (ум. 1987)

«Вначале (по возвращении с Колымы) вместе с ним в сторожке жил монах, тоже из ссыльных, который с Колымы привез спасенного им кота. Этот старец не долго прожил на свободе, вскоре умер. Кот неделю не ел и не пил, сидел возле могилы, как некогда на могиле преподобного Герасима Иорданского тосковал прирученный им лев. Через неделю отец Геннадий «уговорил» кота вернуться в келью, обращаясь к нему, как к разумному существу» [7].

В заключение нужно отметить: если бы речь здесь можно было ограничить только лишь кошками и собаками, то тогда, возможно, не стоило бы и браться за перо. Но ведь кроме подобных сомнительной ценности инструкций в литературе организации можно встретить и такие намеки: «Многие матери считают, что цель брака – это рождение детей и продолжение рода… На фоне подобных взглядов считается, что если супруги сознательно отказываются иметь детей, они сами себя обкрадывают. Зачастую на них смотрят, как на странных, недальновидных и несчастных людей. … Такие супружеские пары отказываются иметь детей, не потому, что хотят уклониться от ответственности, связанной с воспитанием детей, а потому, что решили посвятить себя полновременному служению, чего они не могли бы сделать будь у них дети. Некоторые из них становятся миссионерами. Другие служат Иегове в разъездной работе или Вефиле», «Как все христиане, они осознают, что им поручена неотложная работа. …Ее важность нельзя переоценить, поскольку для тех, кто не прислушается к благой вести, это будет означать «конец», или уничтожение. … Упомянутые ранее Деле и Фола женаты уже более десяти лет, и настроены далее оставаться бездетными», «… Даже если бы у меня были свои дети, не думаю, что они были бы мне ближе, чем те, кому я помогала познавать истину» [8]. Так что дело проповеди, которое для добросовестного Свидетеля каждый день на первом месте [9], даже в состоянии порой побуждать его призреть ясные и недвусмысленные слова апостола Павла: «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14) или еще: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью … впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15). Очевидно, Сторожевая Башня нашла для своих последовательниц в деле проповедования какие-то особые благословения, исключительные, способные заменять женщине-христианке опыт материнства, но это уже тема для отдельного разговора…

© Михаил Горушный, 2001.


[1] Специально для сайта «Полемика со Свидетелями Иеговы».

[2] В Вефильских уборных можно встретить коробки спичек, цель которых, как любезно объяснил нам Александр, удалить неприятный запах, на что, оказывается, способна всего лишь одна зажженная спичка.

[3] В первую очередь это относиться к иллюстрациям жизни на земле после Армагеддона и публикациям из журнала «Пробудитесь!».

[4] Во всяком случае для полновременных служителей Иеговы.

[5] «Граждане неба» Валентин Свенцицкий, СПб, Сатисъ, 1994, стр. 100-101. Описываемое событие происходило в самом начале XX века в горах Абхазии.

[6] «Отец Тихон последний великий русский старец на Афоне» стр. 18, Троице- Сергеева Лавра 1997 год.

[7] «Белгородский старец схиархимандрит Григорий Давыдов. Жизнеописание». стр. 16-17, Троице-Сергиева Лавра 1997 год.

[8] Сторожевая Башня 1/08/2000, стр. 20-22, «Почему у них нет детей?».

[9] «А тем, кому позволяют обстоятельства, стоит серьезно подумать насчет пионерского служения, благодаря которому проповедь у нас каждый день на первом месте» НЦС 1/1996, стр.1


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: