Рэнделл Уоттерс

ВЫХОД ИЗ СТОРОЖЕВОЙ БАШНИ: ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ТРУДНО? [1]

Почему ты просто не можешь уйти из церкви и не возвращаться? Они не должны удерживать тебя! Говорили ли вы это когда-нибудь человеку, бьющемуся за то, чтобы покинуть культ или манипулирующую церковь? Если так, то вы несомненно далеки от понимания степени эмоционального и психологического контроля, который культ ведет по отношению к своим членам. Почему им так сложно его оставить, даже если они знают, что в религии что-то серьезно не так? И, однажды уйдя, почему так сложно быть “нормальным" и ходить в церковь, как все другие?

В июне 1991 года в журнале Longevite было дано краткое откровение молодого человека, воспитанного очень верующей матерью, которая с самого раннего возраста говорила ему, что единственный способ, который даст ему возможность гордиться своей жизнью - никогда не иметь сексуальной жизни и стать католическим священником. Джошуа Батлер был изолирован от школы, чтобы он держался подальше от друзей, которые могли бы показать ему мирские пути. Его мать молилась по пять часов в день, и заставляла Джошуа и его отца громко молиться с четками ночью на коленях, и даже перед гостями. Она запретила посещать кино и смотреть телевизор когда Джошуа было восемь. Он говорил: “Она была основателем и единственным членом "Лиги за Скромную Одежду" и заставляла моего отца и меня каждый день ходить к обедне.

До девяти лет Джошуа делил свой жесткий график унылой жизни со своим отцом. Они строили планы: “Каждую субботу, когда моя мать позволяла нам ходить в парки и в планетарий, мы с отцом вместо этого ходили в кино и слушали популярную музыку, и на время забывали о той жизни, которую предлагала нам мать." Джошуа с отцом ухитрялись изменять планы для того, чтобы поддерживать свою психику и чувство реальности по отношению к внешнему миру. “Кино - мое спасение. Там я увидел истории жизни, забавные, сложные и значительные истории. И я понял, что это касается и моей жизни."

Джошуа и его отец противостояли матери, не разделяя ее религиозных взглядов, когда мальчику было 11 она ушла от мужа, а позже вышла замуж за человека, который был на 16 лет моложе ее, и разделял ее религиозный трепет. “С определенной периодичностью она посылала мне открытки или запись, в которых посылала в ад, а ближе к каникулам звонила, но только, чтобы помолиться или поболтать так, как будто ничего не случилось". Джошуа (сейчас ему 17) и его отец стали жертвами культа одного человека.

Способы манипуляции здесь были основаны на страхе перед Господом, на чувстве вины, и на необходимости удержать мир в доме. Изоляция была использована, чтобы помешать Джошуа как следует развить чувство реальности в жизни. Требования чистоты и репрессивные меры использовались лишь для того, чтобы заставить Джошуа ощутить чувство вины за то, что он обладает нормальными желаниями.

Люди, которые никогда не были вовлечены в манипулятивную церковь или культы ни могут понять того могущественного фактора, который удерживает человека от того, чтобы просто уйти. Для человека, имеющего хорошо развитое чувство реальности, и даже немного уверенности в себе, это кажется невозможным, чтобы люди могли стать жертвами этих культовых групп. На недавнем Sally-Jessy Raphael шоу интервьюировали трех молодых людей, в свое время попавших в культы и впоследствии "перепрограммированных", а также их матерей, которые очень много старались, чтобы вытащить своих сыновей. Три молодых человека без колебаний согласились, что религии, в которые они были вовлечены, сделали из них совершенно других людей, жертв контроля над разумом со стороны более сильных церковных лидеров. Их даже подталкивали к тому, чтобы отвернуться от родителей.

Оставляя Сторожевую Башню

Читая письма вчерашних Свидетелей вы услышите похожие истории о тех, кто много лет своей жизни провел в Сторожевой Башне. Некоторым из них для окончательного разрыва потребовалось немало времени. Причинами были страх, чувство вины и незащищенности: страх перед Богом, что он накажет их за то, что они отринули Его (так как уход из организации приравнивается к отказу от Бога), чувство вины за наличие мыслей об уходе, и незащищенность возникающая при мысли о жизни без “матери" организации. Свидетели Иеговы изолируются с самого начала, тем что им говорят, что Сторожевая Башня единственная настоящая организация, и что за стенами их подстерегает дьявол, чтобы увести их от организации. Им не разрешается читать другую религиозную литературу или суждения на библейские темы, им нельзя читать никакой литературы, критикующей Сторожевую Башню в любом виде. Эти виды изоляции эффективно уводят от обладания ясным чувством реальности. Это их “версия" мира, в рамках которой они предлагают безопасность для мышления, а всех других людей рассматривают как потенциальную опасность [здесь и далее выделения – М.Г.]. Что же тут удивительного, если Свидетели Иеговы на могут решиться на то, чтобы уйти из организации?

Члены семьи, состоящие в Сторожевой Башне - тоже мощный фактор. Для большинства Свидетелей, их семьи и их друзья из Зала Царства - единственное общество. Если один уходит из веры, семья обычно также избегает его. Для тех из нас, кто любит своих родителей и братьев и сестер и их детей, мысль о том, что больше не будет возможности увидеть их или поговорить с ними, слишком болезненна. Но это обычно то, с чем сталкиваются Свидетели Иеговы, покидая Сторожевую Башню.

Что Вы можете сделать, чтобы помочь

НЕ надо принимать в штыки их доктрину, настаивая на том, чтобы они верили в Троицу, ад, и т.д. Лучше будет обсудить эти вопросы, когда это не будет так пугать их.

НЕ надо заставлять их посещать церковь, так как их учили верить, что церкви полны дьяволов и неверных учений. Дайте им немного свободы, и они сами со временем станут приближаться.

НЕ бередите их ран. Для Свидетеля, покидающего Сторожевую Башню, может показаться что весь его мир рушится из-за страха и незащищенности. Если вы не чувствуете этого, он не сможет доверяться вам.

ПОДТАЛКИВАЙТЕ его к тому, чтобы он занялся нормальными вещами, такими как разговоры на прогулке, или поход в кино. Чем больше они встречаются с не-культистами, тем им будет лучше. [2]

ПОКАЖИТЕ им фильмы бывших членов других культов, которые столкнулись с таким же осуждением. [3]

Дайте ему почувствовать себя любимым и желанным, независимо от его представлений. Покажите христианскую любовь в вашем отношении и в ваших действиях.

Чего вы должны избегать

Многие из вас полагают, что Свидетели Иеговы вступили в Сторожевую Башню из-за привлекательных учений, которые были им представлены. Конечно, это имеет место в большинстве случаев, но более серьезной причиной следует признать воздействие бесед во время процесса введения в Сторожевую Башню. Обучение привлекает людей, являющихся лучшими членами различных религиозных культов и это является общим фактором для вступления новых членов. Нельзя назвать решающим фактором низкий уровень образования вновь вовлекаемых, генетическую предрасположенность или даже отсутствие самоуверенности. Многие из вступающих в культ людей на первых порах очень идеалистичны и порой даже скептичны. Общим фактором является уязвимость, вызванная изменениями обстоятельств в жизни человека, такими как новая работа, недавний развод или прекращение отношений, время когда человек испытывает боль или незащищенность. Подобные жизненные удары, потрясающие порой самые основы представлений, могут заставить человека искать ответы на вопросы, прежде не поднимавшиеся или закрытые для обсуждений.

Каждому из нас нравиться думать, что он, будучи объективным, может принимать мудрое решение и думать ясно на любые темы. Но сильный эмоциональный всплеск зачастую затуманивает наш разум и приводит нас к заключениям прежде, чем мы примем во внимание все, о чем нужно подумать.

К примеру, возьмем человека, который идет покупать машину бывшую в употреблении через автомобильное агентство…

Джон ищет хорошую машину на ходу, прошедшую не более 50 тысяч миль. Он предпочитает четырехдверную, учитывая жену и детей, даже если будет использовать ее в основном сам (у нее есть своя). Он готов потратить в случае необходимости 6 тысяч долларов. Пока он ждет, он замечает прекрасную красную спортивную машину, которой он часто любовался на улицах. Он говорит себе: “Не сходи с ума, ты не хочешь тратить все эти деньги на машину и страховку, не говоря уже о необходимости покупать билет!".

Продавец немедленно замечает его интерес и начинает говорить с ним о машине. Он дает Джону поводить ее. (“Что за прелесть! Почему бы нет?") Продавец говорит ему сколько лошадиных сил в машине, показывает кожаный интерьер, стерео и даже готов снизить цену на нее до 7,500 долларов. Так как Джон эмоционально подготовлен к приобретению машины он не думает о необходимости покрасить ее, починить приборную доску, на которой осталась трещина, заняться коробкой передач. А продавец не будет указывать на это, т.к. конечно хочет продать машину. Прежде чем Джон узнает об этом он окажется за рулем по дороге домой.

Жена Джона Линда, увидев его за рулем выйдет встретить его. “Джон, что ты сделал! Ты ведь не купил ее?". Тут же его настроение начнет падать по двум причинам. Во-первых, он уже полюбил эту прекрасную машину и втайне мечтал о ней последние два года. Кто она такая (жена) чтобы удерживать его от того, что (он уверен) сделает его счастливым? Она не понимает! Во-вторых, он уже почувствовал угрызения совести за то, что так быстро принял решение, не проверив всего, а он не хочет столкнуться с тем, чтобы выглядеть неправым и глупым. Поэтому он должен перейти на оборонительные позиции и отстоять свою покупку. Джон сердиться на свою жену. Отметь здесь несколько вещей. Джон купил спортивную машину, не потому что это было практичнее и разумнее всего. Он не исследовал машину, читая Описание для потребителя или расспрашивая других автовладельцев. Он послушался слов заинтересованной стороны, торговца. Он не взял с собой друга, разбирающегося в механике, чтобы тот проверил машину. Другими словами, Джон не принял объективного решения, а купил машину под воздействием других, оказавшихся более сильными, мотивов.

Это во многом похоже не тех, кто становится Свидетелями Иеговы. Будь то домохозяйка, которая одинока и нуждается в друзьях, или юноша, который чувствует себя неуверенно и хочет найти смысл жизни, - факторы эмоциональных и психологических мотиваций помешают людям взвешенно обдумать - предлагает ли им Сторожевая Башня то, чего они хотят. Зачастую в этом суть того, почему общность и заботливая атмосфера Свидетелей столь привлекательна. Перспектива иметь постоянных друзей одинокому человеку сама по себе - мощное средство. Более того, возможность видеть мир в четких, черно-белых красках и иметь возможность получить ответы на все вопросы жизни, благодаря тому, что кто-то помашет указательным пальцем, исключают возможность любого чувства неуверенности и собственной незначительности. Следующие изменения часто приводят к тому, что человек начинает учиться со Свидетелями Иеговы:

1. Внезапное чувство эйфории из-за открытия новой “мощной" правды.

2. Чувство уверенности в жизни, ощущение что ты двигаешься в правильном направлении, и этим делаешь свою жизнь “крепче".

3. Самоудовлетворение в проповеди, когда другие не могут отрицать твою позицию, и вместо этого бывают вынуждены покорно слушать.

Христиане зачастую не знают что говорить, когда их спрашивают: действительно ли они проверили Сторожевую Башню до того, как присоединиться к своей Церкви. А Свидетели отвечают: “О, да! Я читал много книг по истории Общества Сторожевой Башни, и даже читал книги бывших Свидетелей". Это обычно означает, что они читали историю Сторожевой Башни в ее собственной версии, и они думают, что читали книги бывших Свидетелей, когда относились к ним как к разряду “ненавистных" книг и сами они не были открыты к тому, чтобы принять объективную позицию [4]. Типичный Свидетель хочет, чтобы Сторожевая Башня была настолько по-настоящему правдива, что он быстро пробегает факты, которые могут вызвать “диссонанс", или внутреннюю борьбу, сверх того, что является правдой. Это эквивалентно тому, как Линда старается сказать Джону, что он принял неверное решение, купив спортивную машину. Он просто не хочет слышать этого, и не будет слушать без эмоций и нарастающего раздражения.

В сцене, описывающей Линду и Джона, было бы здорово, если бы Джон привел с собой друга к продавцу машинами, который смог бы задать несколько вопросов и оказать давление на Джона, чтобы он был более практичен в принятии решения. Но не слишком ли поздно задавать вопросы? Может, в случае с покупкой спортивной машины и поздно, но не в случае с человеком, который уже стал Свидетелем Иеговы. Никогда не поздно искать правду и желать изменить чью-то жизнь в соответствии с ней. Самое тяжелое заставить Свидетеля думать четко и объективно.

Я обнаружил, что Свидетели Иеговы начинают принимать возможность того, что Сторожевая Башня ошибается по двум причинам:

1. Они лишились иллюзий относительно организации, или людей, которые вовлечены в нее (по тем же причинам), и

2. Они стали более самоуверенны и самостоятельны, и больше не бояться не придерживаться ответов Сторожевой Башни. Но они понимают, что если их мысли ошибочны с точки зрения позиций Сторожевой Башни, то им нужно молчать. Иногда люди перерастают страх контроля над собою со стороны организации и ищут свободы думать самим за себя и уже не доверяют чьему-либо суждению, не давая себя больше обводить вокруг пальца [5].

Большинство из тех, кто покинул Сторожевую Башню сделали это по первой причине (лишившись иллюзий): “Божественная организация" становится человеческой организацией. Человеческие поступки, контроль разума и манипулирование с годами становятся очевидными. Однажды лишившись идиллических стремлений их замещают чем-то вроде цинизма или поисками чего-либо получше. Свидетель начинает рассказывать о разочаровании в своих иллюзиях другим, хотя это опасно, так как его могут окрестить “отступником". Часто круг их доверенных лиц ограничивается несколькими людьми, даже, вероятно, теми, кто находится за пределами Сторожевой Башни. Однако, к сожалению, многие из них останутся со Сторожевой Башней даже если будут знать многое из того, в чем она заблуждается, просто потому что они боятся заново испытать или столкнуться с неуверенностью в поисках чего-то большего [6].

Совсем немного Свидетелей попадают во вторую категорию, хотя Сторожевая Башня уже не уделяет им столько внимания. Потому что на них очень сложно повлиять и особенно страхом или чувством вины за имеющиеся сомнения. Таковые чувствуют себя достаточно уверенно, ими движет надежда на нечто лучшее по сравнению с тем что предлагает Сторожевая Башня и вера в Господа, Который может быть больше, чем Иегова Сторожевой Башни. Часто они приходят к этому заключению просто пристально вглядываясь в Христа и видя в этом что-то большее чем то, что говорит о Нем Сторожевая Башня. Один из отрывков, который произвел не меня самое большое впечатление, когда я уходил из Сторожевой Башни - из послания Колосянам 2:8,9: “Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно".

Предлагать лучшее

Если христианину встречается свидетель, который подходит под второй "тип", то он может сделать несколько вещей чтобы подтолкнуть его к мыслительному процессу. Даже если Свидетель плохо говорит об организации, или о людях в ней, это еще не является достаточным побуждением к таковому процессу. Цель заключается в том, чтобы заставить его думать позитивно, и дать ему почувствовать уверенность в его возможностях разобраться. Вдобавок он станет готов расширить взгляд на милосердие Божие и на свободу, которую дарует Господь. Люди обычно тянутся к более совершенному взгляду на вещи, и если вы не можете предложить ничего лучше, чем критика Сторожевой Башни, они не увидят никакого повода для ухода, который вы им предложите, потому что это не намного привлекательнее того, что у них есть и так.

Многие христиане скажут, что хотят предложить "своего Иисуса", и далее примирить Библию со Свидетелями. Это почти никогда не давало хорошего эффекта, так как им нужно ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ нечто лучшее. Им нужно видеть вашу гуманность, вашу готовность понять их, и ваше желание быть дружественными независимо от того, во что они верят. Другими словами, они должны ВИДЕТЬ любовь Христову, а не только слышать о ней.

Ниже приведены некоторые опробованные и испытанные приемы успешного поведения со Свидетелями Иеговы.

НЕ спорьте с ними "от Писания". Держитесь подальше от основных доктрин. Если они зададут догматический вопрос, имейте наготове ответ, который не заставит перейти их к обороне (такой как дан в нашей книге "Отказ Свидетелям Иеговы") и далее держитесь в беседе подальше от критических вопросов, таких как те что приведены в работе “Открывая Закрытые Умы". Цель заключается в том, чтобы заставить их думать и самим пересмотреть решения сложных вопросов, а не руководствоваться тем, что заложила им в головы Сторожевая Башня. Чтобы сделать это вы должны задавать вопросы, на которые они не “запрограммированы" отвечать. Такие вопросы подталкивают их задуматься о том, почему они присоединились к Сторожевой Башне.

НЕ говорите им, что будете молиться за них или что вам больно за них, или что у них промыты мозги или что они тупы. У Свидетелей обычно обостренное самомнение, они быстро обижаются, когда их осуждают. Вместо этого скажите, что вас интересует организация Сторожевой Башни и спросите, как они пришли к этой вере, и что они подумают, если вы зададите им некоторые вопросы о Сторожевой Башне (используйте вопросы из “Открывая закрытые умы" [7]). Шутливая [8] или вопросительная интонация обычно не переживается Свидетелями как угроза, а отрицательная, осуждающая интонация заставит их постараться избавиться от вас.

НЕ показывайте им всю вашу литературу о Сторожевой Башне и ее ошибках. Это только отодвинет их от вас и они отнесут вас к категории тех, кто предубежден против Сторожевой Башни. Читайте книги, но держите их в своей голове, а не под своим носом. Все придет в свое время и постепенно.

ПРОЯВЛЯЙТЕ интерес к ним, к тому, что привлекло их в Сторожевую Башню, и что им больше всего нравится в ней. Это даст вам ключ к их внутреннему миру, и они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО начнут вглядываться в жизнь. Внимайте этому отклику души и используйте его! Предлагайте им что-либо, что по сути полнее и выше того, что они имеют [9].

ПРОЧИТАЙТЕ о том, как работают культы в сфере контроля разума. Замечательным пособием может служить книга "Борьба против культового контроля сознания" Стивена Хассана [10]. Кроме того у нас есть несколько последних выпусков Bethel Ministries Newsletter (Новости из Вефиля), в которых обсуждаются методы контролирования разума, используемые Сторожевой Башней. Специалисты обычно обращают свое внимание на признаки контроля над сознанием и пытаются преодолеть его в первую очередь, даже ранее чем взять в оборот подтасовки в ПНМ [11] или факты о лжепророчествах Общества.

МОЛИТЕСЬ за них! Молитесь за то, чтобы Господь показал им, чего бы им на самом деле хотелось, если бы они не встретили Сторожевую Башню. Чтобы Он породил в них жажду чего-то лучшего. Молитесь об изменениях в их жизни, которые могут послужить толчком к более честному взгляду на организацию Сторожевой Башни.

ПОМНИТЕ о терпении. Для того чтобы подвести Свидетеля к открытому взгляду на Сторожевую Башню могут понадобиться месяцы или даже годы. Только любовь к вашим родственникам и друзьям может сохранить и показать им любовь и свободу, которые лежат за пределами Сторожевой Башни.


[1] Под редакцией Михаила Горушного.

[2] Подробнее о выборе фильмов и поведении со Свидетелем привлекаемых Вами новых знакомых смотрите: Михаил Горушный «Что нам делать с этими Свидетелями Иеговы». (Здесь и далее примечания «Полемики»)

[3] Наш опыт показывает, что Свидетели часто склонны задумываться над сомнительными сторонами жизни и веры Общества именно после ознакомления с материалами посвященными другим тоталитарным культам. Естественно материал должен быть составлен грамотно и миролюбиво, основываться на фактах. В результате Свидетель, не находя в себе мужества признать лживость подхода своей организации к тому или иному вопросу, с относительной легкостью может признать реальное положение вещей на основании чуждого ему материала – вероучения и практики другой секты. В итоге нашей задачей остается лишь найти параллели и использовать их впоследствии.

[4] К русскоязычным Свидетелям это замечание не относится: они не имеют возможности читать что-либо по истории собственной организации. Кроме того и труды бывших единоверцев им, как правило, пока не доступны. Потому скорее всего в данной ситуации они заявят, что слышали то, о чем говорят отступники и могут засвидетельствовать ложь сказанного. На самом же деле они чаще всего просто прочли несколько общих фраз из Сторожевой Башни или же слышали в пересказе собственного старейшины.

[5] Здесь важно отметить, что причинами таких самостоятельности и самоуверенности могут быть не только прозрение относительно доктрин Общества и внутренний рост личности, но и расцерковление в широком смысле слова, то есть потеря чувства духовного авторитета, обмирщение.

[6] Возможно в этом случае Свидетелю имеет смысл ознакомиться с работой Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» (М. 1990), доктора медицины, доктора философии, психотерапевта и ученого, прошедшего нацистский концлагерь и основавшего новое течение в современной психотерапии – логотерапию. «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни» - говорил Франкл.

[7] Книга автора статьи. К сожалению русского перевода пока не существует.

[8] Но не ироническая.

[9] "У нас есть, что сказать такого, что может вдохновить другого, не уничтожить; речь не идет о том, чтобы дать неверующему картину о человеке, которая уничтожила бы его картину; речь идет о том, чтобы ему сказать о человеке нечто большее, чем то, что он думает, ему показать, что человек бесконечно больше величиной, глубиной, чем то, что неверующий о нем думает, что он сам гораздо значительнее того, что он о себе воображает. Против человека нет смысла говорить; как только вы говорите против человека, он, разумеется, будет себя защищать, потому что всякому страшно быть уничтоженным, всякому страшно, чтобы ему доказали его несостоятельность. Когда-то, в двадцатые годы, во времена, когда это еще было возможно, один из иподиаконов патриарха Тихона, Владимир Филимонович Марцинковский, выступал в диспутах. И в одой из своих статей он написал замечательное слово: никогда не говорите против своего совопросника, говорите выше его, так, чтобы он слушал и вырос над собой и восхитился бы тем, чем он мог бы быть, если бы он только мог подняться над своим собственным уровнем... Так можно говорить с любым человеком." (Митрополит Антоний Сурожский "Нам есть что сказать о человеке").

[10] Последней работой С. Хассена является «Освобождение от психологического насилия» (Олма-Пресс, 2001).

[11] Переводе Нового Мира – искаженной версии Библии, изданной Обществом.


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: