О ПРАЗДНИКАХ И ДНЯХ РОЖДЕНИЯ

«Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес.5:21).

Организация «Сторожевой башни» утверждает, что празднование любых праздников не приветствуется Священным Писанием [1], не рекомендует оно праздновать и дни рождения. В их календаре есть только один праздник «Вечеря воспоминания», который отмечается раз в году 14 нисана (март-апрель) [2].

С чем связана такая позиция? Чем она обоснована? Чётких библейских оснований она не имеет, ибо Библия в лице апостола Павла говорит: «Итак, никто да не осуждает вас ... за какой-нибудь праздник» (Кол.2.16) [3], т.е. никто не имеет права осуждать другого за празднование того или иного праздника. Почему же свидетели Иеговы утверждают, что Библия запрещает праздновать что-либо, если апостол Павел говорит: нельзя осуждать кого-нибудь за какой-нибудь праздник?

Часто от них можно услышать мнение, что Библия не заповедует ничего праздновать [4], кроме «Вечери воспоминания», и на этом основании Свидетели не празднуют праздников. Но, во-первых, нет ни какого запрета, во-вторых, говорится, что нельзя осуждать за праздник, поэтому такая позиция оказывается совершенно неубедительной и, наконец, в-третьих, некоторые праздники в Библии люди устанавливали сами без благословения Божьего, например, «Пурим» [5], «Праздник обновления» [6].

Другой аргумент состоит в том, что большинство современных праздников которые мы празднуем сегодня, в древности имели непосредственное отношение к язычеству, магии и оккультизму. Но внешнее сходство еще ни о чем не говорит. Ведь во времена Ветхого Завета жертвы приносили Иудеи и язычники, во внешнем проявлении культа они делали одно и тоже, но вот иудеи приносили жертвы Богу, а язычники бесам (Втор.32.16-17; Пс.105.34-37). В Библии есть слова: "отличать священное от несвященного и нечистое от чистого" (Лев.10.10), и поэтому нельзя мешать в одну кучу все, что ранее имело отношение к язычеству. Иначе, если судить только по внешнему, получиться, что Иудеи приносили жертвы не Иегове, а также как и язычники бесам [7]. Эта не способность отличать показывает что Общество не обладает даром различения духов, завещанным Церкви (1 Ин.4.1).

Тоже самое относится к дням рождения, которые не отмечают Свидетели Иеговы. Свою позицию они объясняют тем, что на двух описанных в Библии днях рождениях, произошло убийство. Именно поэтому это вызывает, по мнению "Сторожевой Башни", неодобрение Бога отмечать эти дни [8]. Подобную примитивную аргументацию даже трудно воспринять всерьез. Во-первых, мы не видим здесь не только запрета, но и даже малого намека на запрет; а во-вторых, если кто-то неверно празднует праздники, то это ведь не означает того, что другие не могут их отмечать, ведь, скажем, если кто-то гадает, используя при этом Библию, то это не повод для того, чтобы сжечь все существующие экземпляры Библии и не печатать новых. Есть у них ещё один аргумент - нам неизвестна дата Рождества Христова, причём не только день и месяц, но и год [9]. Да, действительно, дата 25 декабря по старому стилю (или 7 января по новому) выбрана произвольно [10], но это опять-таки не аргумент против празднования дней рождения. Потому что Христос нигде и никогда не запрещал празднование дней рождения, а не известность даты лишь подчеркивает величину смирения Господа Нашего Иисуса Христа.

Если мы посмотрим на Библию не через призму "Сторожевой Башни", то сможем убедиться - день рождения совершали сыновья праведного Иова, «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (Иов 1:4). Как видно, они совершали празднование в день свой, что согласно контексту книги, означает день рождения:, «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» (Иов 3:1-3), т.е. очевидно, что под словосочетанием «день свой» имеется в виду день рождения. Поэтому в некоторых современных англоязычных версиях Библии первый стих третьей главы Иова звучит так: «After this, Job opened his mouth and cursed the day of his birth - После чего Иов открыл свой рот и проклял день своего рождения» [11]. Точно также в другом переводе: «After this Job opened his mouth and cursed the day of his birth - После чего Иов открыл свой рот и проклял день своего рождения» [12]. А в так называемой версии современного литературного перевода Living Bible (Живая Библия), прямо говориться о праздновании сыновьями Иова своих дней рождений: «Every year when Job’s sons had birthdays, they invited their brothers and sisters to join them for a celebration – Каждый год когда сыновья Иова праздновали дни рождения, они приглашали своих братьев и сестер, чтобы они присоединились к празднованию» [13].

После всех этих аргументов ставится очевидно: позиция Свидетелей Иеговы не имеет твердой базы в Священном Писании, которое вполне снисходительно относится к празднованиям людей и запрещает осуждать кого бы то ни было за праздничный день (Кол.2.16).

Так почему Общество «Сторожевой башни» категорически запрещает [14] праздники?! Как было показано выше - во всяком случае не из-за Библии, а случайно не для того ли, чтобы:

а. Свидетели использовали праздничные дни не для застолий и посещения родных, друзей, больных, и находящихся в тяжелой жизненной ситуации [15], а для проповеди? [16] Тем более что по будням многие работают, да и после тяжелого дня не каждый будет предрасположен к спокойному выслушиванию проповедей [17], а в праздники наоборот: люди свободны, выходят гулять и вот здесь-то и надо устроить «субботник» проповеднического служения, «ухватиться» за представившийся случай, а разве это будет возможно, если сами свидетели будут отмечать этот день?

б. Отказ праздновать праздники, а также отказ поздравлять близких и принимать поздравления, отделит и удалит Свидетеля от родственников и друзей не-Свидетелей, а это, в свою очередь, ослабит влияние на Свидетеля со стороны лиц независимых от Общества в своих взглядах? Ведь, как правило, родственники не с большой радостью воспринимают заявления типа: «Я больше свой день рождения не праздную». В ответ они начинают высказывать свое недовольство этими откровениями. Свидетели в свою очередь заготовили на этот случай "библейский аргумент", мол: это обещанные Христом гонения, не поддавайся [18]. И это с одной стороны укрепит его веру в «Башню стражи» и отдалит от родственников, которые действуют под влиянием того, кто противится Богу, т.е. сатаны (так будет мыслить Свидетель): «А разве его можно слушать?». Тем самым Общество возьмет контроль над ним в свои руки, эффективно отстраняя от него близких, неблагонадежных для организации в силу своей неконтролируемости.

в. Свидетели не тратили бы денег на подарки, а жертвовали их Обществу? Понятно, что Общество не станет заявлять об этом открытым текстом, а тем более самому Свидетелю, говоря ему что-нибудь вроде: «Братья и сестры! Не тратьте деньги на подарки. Лучше несите их нам, а мы отнесем их Иегове».

Не вижу: есть ли ещё какие-нибудь основания, для которых Общество не поощряет праздновать праздники, но и из сказанного выше достаточно прозрачно, что делается это не потому, что Библия запрещает, а от того что Обществу «Сторожевой башни» так выгодно.

Алексей Рассказов.


[1] «Мы должны избегать религиозных праздников и обычаев, которые противоречат Божьим принципам». Познание, ведущее к вечной жизни. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania 1995. С. 49.

[2] 14 нисана – высчитывается по лунному календарю, поэтому также как и православная Пасха, каждый год приходиться на разные числа.

[3] Интересно отметить, что сами Свидетели ссылаются на эту цитату, отвергая праздники. (Смотрите Организованы проводить наше служение. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania 1990. Стр. 202). Но это и не удивительно, ведь, как свидетельствует бывший член Руководящей корпорации Свидетелей Иеговы, они готовы и белое признать черным, если только Общество об этом скажет. В своей книге "Кризис совести" он пишет: «Подобное возникает из понятия "организации", которое создает веру в то, что все, что говорит организация, это то же самое, как если бы говорил Сам Бог. Пожалуй, можно явно увидеть дух, возникавший в результате провозглашений Общества, в событиях, происшедших на окружной ассамблее старейшин в Алабаме. Барт Томпсон поднял над головой брошюру Общества в зеленой обложке и сказал собранию старейшин: "Если бы Общество сказало мне, что эта книга не зеленая, а черная, я бы ответил: "Знаете, я готов был поклясться, что она зеленая, но если Общество говорит, что она черная, значит, она черная"! Другие также приводили подобные примеры». (Смотрите Реймонд Франц. Кризис совести. Издательство "Триада". Москва, 1997. Стр.396-397). В действительности руководители организации так уверены в тотальной лояльности к себе своих верноподданных, что даже не сомневаются, заявляя «Что сказано древним? Не осуждайте за праздник кого-либо. А мы говорим Вам, что это значит осудите и изгоните из среды своей вон, потому что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. Аминь».

[4] Также Библия к примеру, не заповедует печатать журналы "Сторожевая Башня", "Пробудитесь!", книгу "Познание" и т.п… Хотя, может быть я и ошибаюсь, может в версии Нового Мира и вставили "переводчики" такое указание от Христа, но мне оно, к сожалению, не попадалось. Пожалуйста, если найдете в Библии повеление печатать их (журналы), пришлите мне точную ссылку на E-mail. Ну а если таковой все-таки не сыщется, то тогда согласие с аргументацией Общества (мол "нет повеления"), распространяется и на чтение литературы. Раз нет повеления ее печатать, то и не читайте ее, а читайте лучше Библию!!!

[5] Есф.9.26-32 Потому и назвали эти дни Пурим, от имени: пур [жребий, ибо на языке их жребии называются пурим]. Поэтому, согласно со всеми словами сего письма и с тем, что сами видели и до чего доходило у них, постановили Иудеи и приняли на себя и на детей своих и на всех, присоединяющихся к ним, не отменно, чтобы праздновать эти два дня, по предписанному о них и в свое для них время, каждый год; и чтобы дни эти были памятны и празднуемы во все роды в каждом племени, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти Пурим не отменялись у Иудеев, и память о них не исчезла у детей их. Написала также царица Есфирь, дочь Абихаила, и Мардохей Иудеянин, с всею настойчивостью, чтобы исполняли это новое письмо о Пуриме; и послали письма ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей царства Артаксерксова со словами мира и правды, чтобы они твердо наблюдали эти дни Пурим в свое время, какое уставил о них Мардохей Иудеянин и царица Есфирь, и как они сами назначали их для себя и для детей своих в дни пощения и воплей. Так повеление Есфири подтвердило это слово о Пуриме, и оно вписано в книгу.

[6] В Евангелии этот праздник упоминается у Иоанна: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима» (Ин.10.22), установление же этого праздника описывается в первой книге Маккавеев: «И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое время, каждый год восемь дней, от двадцатого дня месяца Хаслева» (1 Макк. 4.59).

[7] Если, к примеру, кто-нибудь сегодня приносит домой на новый год елку, то это нисколько не означает, что несут ее для того, чтобы задобрить домового или для улучшения магической обстановки в квартире, и не для задабривания каких-нибудь божков, а чтобы украсить дом. Разве где-нибудь Библия запрещает украшать дома? Например, царь Соломон украшал дом Божий пальмовыми деревами, а это также вечнозеленное дерево для южных широт (смотрите 3 Цар.6.29). Но поскольку Свидетели Иеговы рекомендуют относится к Залам Царств как к храмам Божьим («Правильные нормы поведения: важно, чтобы все присутствующие на конгрессе соблюдали правильные нормы поведения и с уважением относились к месту конгресса как к «дому Божьему» (Пс. 54:15)» (НЦС 07.93, стр. 6)), то что им мешает отмечать Вечерю Воспоминания, украшая их елками?

[8] Смотрите Быт.40.20-22; Мф.14.6-11; Мк.6.21-28.

[9] Современное летоисчисление немного опаздывает, так как Христос родился чуть раньше чем наступила наша эра, это произошло по ошибке инока Дионисия, который вычислил, что дата Рождества приходиться на 754 год по основании Рима. Библия же утверждает, что Христос родился, при жизни Ирода Великого, который умер до 750 года от основания Рима, поэтому наше летоисчисление опаздывает минимум на четыре года. Таким образом, Иисус родился в 4-5 году до нашей эры. Помниться, когда я учился в семинарии, наш учитель по Библейской истории спросил у одного из студентов: «Когда родился Христос?» И тот, поспешив и не подумавши, ответил: «В 4 году до Рождества Христова».

[10] «В Евангелии не указана точная дата рождения Иисуса Христа. Не указано даже время года, и судя по тому, что в евангельском повествовании говорится о пастухах, пасущих ночное стадо, можно подумать, что событие это произошло летом» Более подробно смотрите «Рождество» // Прот. Александр Шмеман. Воскресные беседы. Москва 1993 г. Стр. 117-119.

[11] The New International Version, (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House) 1984.

[12] The New Revised Standard Version, (Nashville, TN: Thomas Nelson Publishers) 1989.

[13] Holy Bible, New Living Translation, (Wheaton, IL: Tyndale House Publishers, Inc.) 1996.

[14] Вот, к примеру, свидетельства бывшего старейшины:

«К примеру, один пожилой человек из числа наших знакомых несколько лет был Свидетелем Иеговы, как его жена и один из взрослых сыновей. Его второй сын не был Свидетелем. Каким-то образом этот пожилой господин сумел освободиться из-под запрета организации на празднование дней рождения и в день рождения своего сына не-Свидетеля послал ему открытку. Но это ему даром не прошло. Когда жена узнала о поздравительной открытке, она выполнила свой долг: донесла старейшинам на своего мужа. Те быстро сформировали правовой комитет и вызвали правонарушителя к себе на суд (возможно, суды Свидетелей Иеговы не всегда «беспристрастные», но они, как правило, «скорые»). Когда он отказался «покаяться» в том, что послал поздравительную открытку, старейшины лишили его общения - точно так же они поступили бы с непокаявшимся прелюбодеем или растлителем детей». (Девид Рид «За кулисами Сторожевой Башни», Издание СПб Университета 1998 г., Глава 2 «Судилища Сторожевой Башни», стр 29.

«Дни рождения, рождественские и новогодние вечеринки и семейные торжества по случаю национальных и государственных праздников строго запрещены». (Там же. Глава 8 «Свобода собраний»)

«Я помню, как мы лишали людей общения за самые разнообразные нарушения: продажу наркотиков в Зале Царства, курение, супружескую неверность и украшение дома к Рождеству». (Девид Рид. «Свидетельство»)

[15] «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф. 25:40-46).

[16] «Отводя выходные целиком для служения, многие возвещатели, которые работают полный рабочий день, убедились, что подсобное пионерское служение им под силу». (НЦС 02/2001, стр. 3).

[17] «Важно тщательно выбирать время для проповедания в многоквартирных домах. Все чаще случается так, что и муж, и жена работают, а потому их трудно застать дома в будние дни». (НЦС 02/2001, стр.5).

[18] Обязательно подтвердят это цитатой из Библии, например: «ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк.12.52-53). Что для самого «гонимого» будет казаться исполнением библейских пророчеств, хотя на самом деле страдать он будет по своей вине, но настраивать его будут именно таким образом.


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: