Дуглас Т. Харрис

ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕН

“Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего присутствия
и кончины системы вещей? Иисус сказал им в ответ…”

Мф. 24:3-4 (ПНМ)

Интересно, поскольку раз в день Свидетели Иеговы читают этот и другие подобные стихи на порогах домов? Они с горячностью будут убеждать Вас, что признаки, названные Иисусом, доказывают, что Он вернулся в 1914 году, и что теперь мы живем в последние времена, а Армагеддон вот-вот должен начаться.

Главное послание на конгрессе в Твикенхеме в 1985 году называлось “Что времена и сроки говорят нам о Божием календаре и нашем месте в истории?” Ответом на этот вопрос было следующее:

Намерения Иеговы не могут быть просрочены или отменены… мы находимся уже очень близко к концу последнего дня… все факты указывают на то, что мы уже почти у конца этой системы вещей… события, от которых содрогнется земля, произойдут в ближайшем будущем… пришло время упразднить все религиозные системы и эту систему вещей… Знамения, указывающие на это… частота войн… усиливающийся голод… бедность… преступность.

Это всего лишь повторение того, что Общество Сторожевой Башни снова и снова повторяло в своих журналах и книгах. Они ссылаются на данные статистики и факты, которые, вроде бы, подтверждают их правоту, и , конечно же, это звучит вполне убедительно для среднего Свидетеля.

Однако нет ли фактов, которые идут вразрез со столь смелыми утверждениями?

Прежде всего, я верю в то, что мы живем в последние времена, и что признаки, перечисленные в 24-й главе Ев. от Матфея и других библейских отрывках, становятся все более очевидными. Но вопрос, на который я хочу найти ответ, гораздо конкретнее: показывают ли эти знамения, как утверждает Общество Сторожевой Башни, что Иисус Христос вернулся в 1914 году?

Насмешники могут издеваться, говоря, что войны, голод, землетрясения и прочее уже не раз случались в истории человечества. Но такие события обретают особую значимость, когда они происходят все вместе… Подумайте о следующем: Война, которая разразилась в 1914 году… За 1-й Мировой войной последовал один из самых страшных периодов голода… Эпидемия “испанки” в 1918 году… Частота крупных землетрясений… И среди всего этого… возвещение благой вести по всему миру… Исследователи Библии все яснее видели, как перед их взором раскрываются детали совокупного знамения… Стало очевидным… Христос воцарился в 1914 году… (Survival Into a New Earth, 1984, с. 22-23. 25).

Мы рассмотрим некоторые из перечисленных признаков и сверимся с источниками, на которые ссылаются сами Свидетели Иеговы.

Землетрясения

С 1914 года было больше крупных землетрясений, чем когда бы то ни было в записанной истории. В течение более 1000 лет, от 856 года н. э. до 1914 года, было 24 крупных землетрясения, явившихся причиной смерти 1 973 000 людей.

Но за 63 года, от 1915 до 1978 года, в 43 крупных землетрясениях погибло 1 600 000 человек (“Ты можешь жить вечно в раю на земле”, 1989, с. 151).

В 1983 году, прочитав процитированное вышеупомянутое издание Сторожевой Башни, я отослал нескольким специалистам по изучению землетрясений письмо, в котором привел эту цитату и задал четыре вопроса:

1. Согласуется ли это утверждение с Вашими данными?

2. Можно ли объяснить рост числа зарегистрированных землетрясений в последнее время появлением более совершенных исследовательских центров, таких как Ваш?

3. Наблюдалось ли после 1914 года, по Вашим данным, повышение сейсмической активности?

4. Может ли рост плотности земного населения быть причиной того, что сегодня от землетрясений погибает больше людей?

Ниже приведены два ответа, которые я получил на свой запрос. Первый пришел из Японии, из Отдела по исследованию землетрясений при Токийском Университете.

1. Нет. Почти невозможно дать ответ, основанный на достоверных данных по землетрясениям во всем мире, поскольку таких данных просто нет.

2. Да.

3. Нет. Увеличилось число зарегистрированных землетрясений, но мы не можем сказать, что возросла сейсмическая активность.

4. Ответа не было.

Второй ответ пришел из Международного Сейсмологического центра в Ньюбери, Великобритания.

1. В целом, я бы не согласился с этой цитатой… Землетрясение, унесшее больше всего жизней, произошло в Китае в 1556 году, тогда погибло 850 000 человек. Учитывая это, цифра, которую Вы называете для периода до 1914 года, представляется слишком скромной.

2. Инструментальные записи начали вестись лишь на грани ХІХ-ХХ веков.

3. Нет абсолютно никаких сейсмологических данных, которые убедили бы нас в том, что начиная с 1914 года было высвобождено больше сейсмической энергии, чем за любой сравнимый период в прошлом.

4. Учитывая население планеты, этот довод представляется очень серьезным. Я полагаю, что с библейских времен население мира выросло в 100 раз, да и плотность населения стала выше.

Если Вы прибавите к этому обобщение таблиц, приведенных на с. 119-141 работы Seismicity of the Earth Гутенберга и Рихтера, изданной в 1949 году, Вы обнаружите, что за 11 лет после 1914 года сейсмическая активность снизилась на 37% по сравнению с 11 годами, предшествовавшими 1914-му. Даже Свидетели Иеговы должны бы об этом знать, поскольку в своем справочнике Aids To Bible Understanding (1971), на с. 478, они писали:

С 1914 г.н.э., а особенно с 1948 г., произошел рост числа землетрясений, в особенности крупных.

И действительно, поскольку точные сейсмологические данные были доступны лишь за период менее 80-ти лет, я полагаю, что у Общества Сторожевой Башни явно нет подтверждения фактам, на которые они ссылаются.

Частота войн

Начиная с апреля 1983 года в журнале “Сторожевая Башня” печатались статьи с ответом на вопрос “Живем ли мы в последнее время?” И конечно же, в подтверждение своих слов Общество ссылалось на знамения. О войнах говорилось следующее:

Таким образом, ‘войны и военные слухи’ не будут чем-то новым для мира… Для того, чтобы иметь… особое значение… они должны выделяться чем-то особенным… Видели ли мы подобную войну? Да, видели, и начало ее пришлось на поколение 1914 года… Куинси Райт в книге A Study of War пишет:

"По меньшей мере 10% смертей в современной цивилизации можно прямо или косвенно отнести за счет войны" (“Сторожевая Башня”, 1 апреля 1983 г., с. 4, 6).

По мнению Общества Сторожевой Башни, количество войн и их частота явно возросли начиная с 1914 года, и это является еще одним знамением, указывающим на воцарение Христа в 1914 году. Но говорят ли об этом факты? Я процитирую источник, с которым Общество Сторожевой Башни, очевидно, согласно — книгу Куинси Райта A Study of War:

Условия, имеющие отношения к войне, претерпели с 1942 года более радикальные перемены… чем в любой другой равный период человеческой истории… С 1942 года война вышла на совершенно новый уровень потенциальной разрушительности (с.1501-1502).

Подводя итог 278 войн, имевших место с 1482 по 1941 год, Райт пишет:

Число войн в Европе сократилось с более 30 за полвека в ХVI и XVII столетиях до менее чем половины от этого числа в XIX и XX веках (с. 638).

Затем, перечисляя 15 величайших войн, произошедших между 1600 и 1941 гг., он отмечает:

Это обобщение показывает, что, за очень небольшим исключением, все величайшие силы того времени участвовали в каждой из этих всеобщих войн (с. 649).

Кроме того, на с. 651 Райт приводит обобщение, из которого следует, что с 1800 по 1850 г. произошла 41 война, с 1850 по 1900 — 48, а с 1900 по 1941 — только 24.

Приведенные цитаты, которые можно подтвердить и многими другими, показывают, что:

1. Поворотным моментом в военной истории был не 1914, а 1942 г.

2. Частота войн непосредственно после 1914 г. пошла на убыль.

3. Хотя в 1914 г. и произошла 1-я Мировая война, факты говорят о том, что все главные силы этого мира участвовали во всеобщих войнах, начиная еще с 1600 г.

Итак, слова Общества Сторожевой Башни о том, что частота войн указывает на воцарение Христа в 1914 г., снова оказываются бездоказательными.

Голод

При том, что сельское хозяйство в последние годы добилось больших успехов, правда и то, что с 1914 года человечество стало свидетелем многочисленных случаев нехватки пищи. (“Сторожевая Башня”, 15 апреля 1983 года, с. 4).

Этими словами Общество Сторожевой Башни пытается показать, что голод также является знамением, указывающим на 1914 год. В своей статье они несколько раз ссылаются на книгу Дж. Боргстрема The Hungry Planet. Но в этой работе нет никаких конкретных указаний на 1914 год, и она отмечает лишь очень небольшой рост случаев голода после 1914 года в сравнении с предыдущим периодом. Но другие специалисты приводят гораздо более точные данные, как можно судить по этой цитате: До 2-й Мировой войны голодающие сегодня нации были экспортерами зерна. К 1950-м годам они стали импортерами!… Вплоть до 1957-59 гг. мир в целом был довольно хорошо обеспечен пищей.

По сути дела, объем сельскохозяйственной продукции увеличивался несколько быстрее, чем количество ртов, которые требовалось накормить… потом рост начал замедляться. К 1958 году эти страны исчерпали запас сельскохозяйственных угодий (Famine — 1975, У. и П. Пэддок, 1968, с. 41, 44).

В своей книге Famine, вышедшей в 1981 году, на с. 22-24, Джон Робсон показывает, что в период с 1860 по 1914 год было девять крупных случаев голода, унесших жизни 23 850 000 человек, а с 1915 по 1973 год было тринадцать крупных случаев голода, но их жертвами стали только 20 037 400 человек. Кроме того, он отмечает, что 1-я Мировая война не вызвала ни одного случая голода, зато 2-я — сразу два.

Что же из всего этого следует? Лишь то, что факты еще раз со всей очевидностью показывают: 1914 год не был поворотным моментом в истории голода и никаких признаков, указывающих на тот год, не существует. По сути дела, за 60 лет после 1914 года от голода умерло примерно на 4 000 000 человек меньше, чем в предыдущие годы, а голод стал причиной массовой гибели людей не ранее, чем в конце 50-х годов.

Можно исследовать и другие признаки и ясно показать, что, хоть все эти несчастья продолжаются и сегодня, они не придают 1914 году какого-то особого статуса.

Что говорит Писание?

До сих пор речь шла лишь о статистике и о принципиальных сторонах данного вопроса. И даже при том, что мы не нашли никаких подтверждений словам Общества Сторожевой Башни, нам нужно посмотреть, что говорит по этому поводу Писание.

Отрывок из Евангелия от Матфея, процитированный в самом начале, повествует о том, как ученики спросили Иисуса, каким будет признак “Твоего пришествия” и “кончины века сего”. Они просили назвать им один признак для обоих событий. Разные ли это события? Общество Сторожевой Башни полагает, что да. Они объясняют, что под “пришествием” следует понимать парусию Христа, т.е. Его незримое воцарение в 1914 году, а под “кончиной века сего” — великая последняя битва Армагеддон, после которой на земле будет установлено царство Христа. Сейчас мы живем в период “между” этих двух событий.

Основано ли это учение на Писании? Обратите внимание на несколько фактов.

Во-первых, нигде в 24-й главе Матфея или в параллельных отрывках у Марка и Луки Иисус не рассматривает эти события отдельно друг от друга.

Во-вторых, нам нужно разобраться в оттенках значения некоторых греческих слов, иначе мы можем прийти к неверным выводам. Мы воспользуемся определениями У.И.Вайна, автора “Пояснительного словаря новозаветных слов”. Слово парусия употреблено для обозначения пришествия в 3, 27, 37 и 39 стихах 24-й главы Матфея. Оно означает “прибытие и дальнейшее пребывание.” Мысль о “кончине века” передается в 3 стихе этой главы словом сунтелейа, которое “обозначает завершение… это слово означает не прекращение, а достижение высшей точки.” В Матфея 24:6, 13-14 понятие конца передано словом телос, которое означает “предел, по достижении которого вещь перестает быть тем, чем была прежде.”

Держа в голове эти определения, давайте перефразируем некоторые стихи из 24-й главы Матфея и сделаем несколько замечаний по поводу учения Сторожевой Башни. Ученики спрашивают: “Каков будет Признак Твоего присутствия с нами и события, которые приведут к этому моменту?” Они не спрашивали о признаках незримого присутствия Христа и окончания системы вещей. Иисус сказал (ст. 6), что знамения войн и других несчастий не означают, что предел уже достигнут. По сути дела, нам нужно с терпением ждать этого предела (ст. 13). Этот предел будет достигнут лишь после того, как Евангелие будет проповедано повсеместно.

Общество Сторожевой Башни не делает никакого различия между понятиями “кончина” (сунтелейя) и “конец” (телос), Они говорят, что знамения начались с парусии Христа в 1914 году и прекратятся, когда настанет “конец”. Однако в 24-й главе Матфея Господь перечисляет события, которые приведут к Его пришествию и, тем самым, принесут с собой конец. Другими словами, Общество Сторожевой Башни утверждает, что все знамения произойдут после парусии Христа, а Писание говорит, что эти знамения совершатся до Его парусии. Кому же нам верить?

27, 37 и 39 стихи 24-й главы Матфея — это излюбленные стихи Сторожевой Башни. Они объясняют “пришествие” (парусию) Господа из 3-го стиха как Его невидимое присутствие с 1914 года, а затем пытаются приложить это объяснение к перечисленным выше стихам. Господь говорит, что Его пришествие будет подобно молнии, сверкающей от востока до запада, и что подобное некогда пережили современники Ноя, погибшие в потопе.

Подходит ли пресловутое присутствие Господа с 1914 года под это описание? Видел ли кто-нибудь это присутствие так же ясно, как увидел бы молнию, сверкнувшую от востока до запада, или воды потопа, обрушивающиеся на его голову? Такие события немедленно привлекли бы внимание людей, но Обществу Сторожевой Башни понадобилось почти 30 лет, прежде чем они смогли более или менее уверенно заговорить о том, что Христос “пришел” в 1914 году!

Таким образом, парусия, которая должна иметь одно и то же значение всякий раз, когда мы встречаем это слово в Писании, не может обозначать незримое присутствие Христа в 1914 году.[1]


© Центр Апологетических Исследований
www.ApolResearch.org
Russia@ApolResearch.org
Россия, 194044, Санкт-Петербург, а/я 954


[1] О православном понимании признаков Второго пришествия см. Митр. Вениамин Федченков "О конце мира". М., "Альфа и Омега" 12/97. http://www.sunergia.itn.ru/iegova/raznoe/konecmira.htm


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: