СЕКТАНТСТВО И СВОБОДА СЛОВА - "ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ" [1]

 

2 октября сего года одним из районных судов города Челябинска было вынесено судебное решение, имеющее важный, прецедентный характер по иску секты "Свидетелей Иеговы" против местных журналистов. Мы попросили проф. А. Л. Дворкина рассказать об этом событии.

- Александр Леонидович, Вы недавно вернулись из Челябинска, где выиграли очень серьезный процесс в суде, с очень серьезными противниками - "Свидетелями Иеговы", мрачной и очень активной сектой.

- Верно. Но не совсем корректно было бы сказать, что я лично выиграл этот суд, - его выиграло челябинское агентство "Связьинформ". Все началось с того, что принадлежащая агентству TV-программа "Восточный экспресс" еще в конце 1998 года сделала серию критических репортажей о "Свидетелях Иеговы" по настойчивым просьбам жителей Челябинска, которые уже отчаялись найти где-либо помощь и обратились в популярную местную телепрограмму. Журналистка Ольга Давиденко - ведущая раздела "Криминальная хроника" - поведала о вопиющем случае: один иеговист, не пропускавший ни одного собрания, активно изучавший и распространявший сектантскую литературу, заставлял своих малолетних детей ходить на эти собрания. А когда они отказывались, избивал их, подвешивал за ноги и швырял на пол, бил головой о батарею... Настоящее изуверство... И передача вызвала цепную реакцию: в редакцию посыпался целый шквал звонков. Люди рассказывали о разрушенных семьях, о поломанных судьбах... Были и другие случаи. Например, жители города Озерска (это закрытый город в Челябинской области, где очень большой ядерный комбинат) тоже в ужасе обратились на телевидение с рассказом о том, что "Свидетели Иеговы" активно и чрезвычайно напористо действуют по всему городу, распространяют литературу. Прочитав их журналы и брошюры, жители стали серьезно волноваться: неужто действительно скоро "конец света", "Армагеддон" и "неминуема грядущая мировая катастрофа"... "У нас город закрытый, одно неосторожное движение - и на самом деле буквально взлетит на воздух не только Челябинская, но и Екатеринбургская область. Так что что-то нужно делать!" - говорили они. Телевидение было вынуждено продолжить эту тему и сделало серию репортажей. Иеговисты отреагировали мгновенно: вначале к Ольге Давиденко, хрупкой женщине, выходившей на улицу после поздней смены, подошли дюжие иеговисты и предложили "одуматься", а затем шли за ней до самого дома. Ольге пришлось объявить об угрозах по телевидению и попросить охрану. После этого иеговисты долго думали, но в конце концов подали в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации. Интересно, что так как в Челябинске секта "Свидетели Иеговы" не зарегистрирована, в суд обратился Управленческий центр "Свидетелей Иеговы" из Санкт-Петербурга.

- Пафос телевизионщиков вполне понятен - они выразили возмущение своих сограждан. Но, насколько я знаю, информированность населения в глубинке о деятельности сект чрезвычайно мала. Я хотел бы спросить у вас: насколько достоверны были эти репортажи? Были ли действительно у иеговистов основания оспаривать приведенные факты? Например, вы привели факты об изуверствах. Но на самом деле изуверство может случиться в любой религиозной общине. Ведь прихожанином ее может назваться кто угодно. Бывают там и неуравновешенные люди, которые могут совершить такие поступки. Но насколько вредно для психики человека соприкосновение именно с сектой иеговистов?

 - Это и было одним из предметов иска. Сразу скажу вам, что журналист Давиденко, готовившая эти репортажи, весьма тщательно ознакомилась с литературой. Это особенно похвально, учитывая, что это провинциальное ТВ и что это были новостные репортажи, которые должны сдаваться сразу и на основательную подготовку просто нет времени. И тем не менее, учитывая все это, она очень серьезно подготовилась. Она проверила то, что нужно, связывалась, в частности, и со мной. И поэтому ее слова о том, что на самом деле пребывание в секте "Свидетели Иеговы" может самым серьезным образом отразиться на психике, были подкреплены очень весомыми доказательствами. Мы знаем, что давление, оказываемое на члена секты, губительным образом сказывается на психике и доводит многих людей просто до безумного состояния. Об этом свидетельствует статистика. Американец д-р медицинских наук Джерри Бергман говорит, что у "Свидетелей Иеговы" уровень психических расстройств в два-пять раз выше, чем у остального населения (в зависимости от страны, где проводилось обследование). Количество самоубийств примерно на столько же выше среднего.

- Итак, насколько я понял, суд вела питерская организация. Петербург - все-таки вторая столица, там и кадры соответствующие, и вообще иеговистов нельзя, наверное, называть "самопальной" организацией. Это - крупная международная секта с громадными деньгами. Они могут просто купить профессиональных адвокатов, высококлассных юристов... И если они подавали в суд, естественно, надеялись на победу.

- Вот этого я бы не сказал. Вообще тут два момента. Они действительно привезли в Челябинск большую юридическую команду: гражданку Украины Палаташ, какого-то гражданина Чехии, наняли местного адвоката Павловича. Привлекли даже английского адвоката - некоего Дэниэла Оуэна Ричардса, который на самом деле пришелся ни к селу, ни к городу, потому что английский адвокат не знает наших законов. Он был главным образом своеобразным оружием психологического воздействия на челябинского судью. К тому же он представился еще и "адвокатом Европейского Суда по правам человека". Но это была очередная ложь, потому что у него была лишь доверенность от "Свидетелей Иеговы" представлять их интересы в этом суде.  Представьте себе, что я вам выдам доверенность представлять меня в Европейском суде в Страсбурге. Сделает ли это вас сотрудником суда? Понятно, что нет. Однако поначалу судья была впечатлена иностранцем. По существу, единственный шанс выиграть этот процесс заключался в оказании на судью давления и придания всему делу международного резонанса. Но тем не менее победа не являлась для них главной целью. Главное - было показать, что любой журналист, который будет писать про них не то, что будет устраивать эту организацию, впоследствии будет иметь очень много неприятностей в суде. И даже если журналист выиграет этот процесс, он должен хорошенько подумать о том, стоит ли дальше писать на эту тему и хочет ли он впоследствии тратить месяцы своего времени на то, чтобы отстаивать свои интересы в суде.

- Это похоже на стратегию сутяжничества, выматывания своих противников?

- Совершенно верно, и в этом смысле их задача была выполнена. Теперь журналисты поняли, с каким опасным противником имеют дело, и усвоили, что сектантство и свобода слова - "две вещи несовместные".  Они могли долго и нудно придираться к каким-то словам и выражениям, но юридической позиции для процесса у них не было!

- В таком случае, что питало их надежды?

- То, что судья поддастся грубому давлению. Для этого и был приглашен английский адвокат, который картинно разводил руками и бубнил про Совет Европы. Но это было, правда, на первой стадии. А когда я приехал туда, то, поскольку все-таки немного владею ситуацией и английским языком, то просто показал судье, что он не более чем свадебный генерал. И у судьи как бы сразу открылись глаза, она увидела, что это просто смешной, напыщенный человечек, с кустистыми бровями, который несет неизвестно что, не понимая ни ситуации, ни страны, ни того, где он находится. Судье тоже стало смешно. И вот на этом психологическое воздействие английского адвоката закончилось. На продолжение процесса "Свидетели Иеговы" выписали адвоката Леонтьева, который, судя по всему, сам является иеговистом. Леонтьев представляет интересы секты в Московском суде, работая в этом процессе в паре с небезызвестной г-жой Крыловой. Судя по всему, перед ним стояла задача нейтрализовать меня. Конечно, это была слабая попытка. Нам, с Божией помощью, удалось грамотно выстроить свою защиту, показать суду все, на чем основывалась журналист. Напоминаю, что журналист имеет право пользоваться любыми источниками информации, которым этот журналист доверяет. И если эти источники ранее не были опровергнуты в судебном порядке, то это - право журналиста. И нам удалось отстоять свою позицию. Не могу не рассказать о нескольких знаменательных эпизодах процесса. В последний день в качестве своего главного свидетеля сектанты пригласили главного "свидетеля Иеговы" Челябинска - некоего господина Суворова. Но этот человек против своей воли настолько подтвердил все наши тезисы суду, что после него уже на самом деле говорить и доказывать было просто нечего. Страшно видеть, во что превратился нормальный человек после того, как стал функционером этой тоталитарной секты. Начнем с того, что слова "Бог" и "организация" стали для него синонимами. Он их употреблял совершенно взаимозаменяемо. Слово "организация" означало для него голос Бога. Это был человек совершенно без своего мнения, человек, который не мыслил и не рассуждал, который слышал только приказы и этим приказам повиновался. Когда судья задавала вопросы, он не мог на них отвечать и нес неизвестно что. И даже его собственный адвокат Леонтьев в какой-то момент обратился к судье: "Ваша честь, позвольте перевести ему ваши вопросы на язык, который он понимает". - "А какой же это язык, который он понимает? Он же сказал, что в совершенстве владеет русским - своим родным языком", - удивилась судья. На самом же деле иеговист уже практически не понимал нормального русского языка, а говорил только на сектантском новоязе. Когда его спрашивали, например: "Зачем вы ходите по квартирам?", он отвечал: "Это не мы ходим, это Бог ходит! Мы повинуемся его повелению!" Адвокаты сектантов до этого долго доказывали, что опасения жителей Озерска были напрасными, ибо иеговисты никогда не запугивают Армагеддоном и концом света, так что журналисты не имели права говорить об этом в передаче. Но когда заседатель спросила Суворова о том, что он говорит людям, к которым обращается с проповедью, его как прорвало: "Мы заходим в квартиру и говорим: "Караул! Катастрофа! Спасайся кто может! Если не убежишь, то погибнешь!" Тут ему иеговисты стали делать знаки, а он свое: "Ну, мы просто говорим: "Армагеддон! Армагеддон! Сейчас всех убивать начнут!" И на этом, собственно, все кончилось. Комментировать уже больше было нечего. В заключение отмечу лишь одну деталь, сыгравшую в процессе определенную роль: в последний момент, как опытные шулеры, адвокаты иеговистов вытащили из рукава документ: лингвистическую экспертизу, которая была проведена по этим передачам сотрудниками сектора культуры речи Института Русского языка Академии наук - д. филологич. н. Е.Н. Ширяевым (зав. сектором), к.филологич. н. Е.М. Лазуткиной и к. филологич. н. И.Ю. Ивановым. Это был явно заказной текст. Подписавшие экспертизу филологи даже оперировали судебными терминами. Скажем, в экспертизе было написано, что "эти передачи порочат честь, достоинство и деловую репутацию". На что судья резонно заметила: "Позвольте, ведь это лингвисты, что же они подменяют собой суд?.."

- "Бедность - это порок..." Нищета нашей академической науки приводит к тому, что люди вынуждены продаваться таким мошенникам.

- Да это и просто некорректно: не может одна из участвующих в суде сторон заказывать экспертизу и проплачивать ее - это же абсолютно необъективно. Экспертизу подобного рода может заказывать лишь сам суд. Не могут люди из Академического института делать экспертизу по тем материалам, которые им дала одна из сторон (мы не знаем, что за материалы им дали, мы не знаем, насколько подрезаны и "отредактированы" были эти передачи). И я думаю, что г-да Ширяев, Лазуткина и Иванов не могли этого не понимать. Что же, теперь мы узнали, что в Институте Русского языка работают бесчестные люди, которые бросают тень на все это уважаемое учреждение.

- Надеюсь, им будет стыдно. Позвольте поздравить Вас, Александр Леонидович, с этим успехом, потому что этот суд будет носить наверняка прецедентный характер.

- Я думаю тоже, что это был очень важный процесс, проигрывать его мы не имели права. Любой подобного рода процесс направлен против свободы слова и против честных журналистов, стремящихся публиковать объективные материалы. Если бы "Свидетелям Иеговы" удалось его выиграть, многие люди лишились бы своего неотъемлемого права говорить правду о сектантстве.


[1] © Радонеж № 17-18 2000 г.

 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: