Александр Дворкин

ПРОЦЕСС "СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ" И ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ВОЙНА.

 

В феврале-марте 1999 г. все средства мировой информации в истеричном тоне сообщали о начавшихся жестоких гонениях на религию в России. В качестве главного подтверждения тому приводился процесс в Головинском суде, где истцом выступает прокуратура Северного округа Москвы, требующая ликвидации религиозной организации “Свидетели Иеговы”.

Именно эта секта и развернула беспрецедентную по своему размаху пропагандистскую кампанию. Напору и количеству лжи в этой кампании позавидовал бы сам Геббельс.

Задействованные сектантами ресурсы и связи оказались весьма немалыми. Бывший глашатай воинствующего атеизма, а ныне известное своей полной оккультизацией “Общество знание” на сей раз (надо думать не совсем бескорыстно) даже пригласило в своей омский лекторий “столичного гостя” – ответственного за связи с общественностью “Свидетелей Иеговы” Алексея Назарычева, который в течение двух часов “легально” пропагандировал свою организацию перед собравшимися пенсионерами.

Иеговисты, а с их подачи и журналисты, пишут о том, что в России были развернуты религиозные гонения, что возвращается 37 год, что процесс ведется по заказу и при участии Русской Православной Церкви, что государство оказывает давление на суд, и что в средствах массовой информации развернута кампания против них (sic!). И это при том, что за последние месяцы не было опубликовано ни одной хотя бы просто объективной статьи об этом процессе. Рекорд был побит, по всей видимости, “Эхом Москвы”, ведущий которой после часового прямого эфира с участием руководителя Центра общественных связей “Свидетелей Иеговы” и известного своей ангажированностью сектозащитника Иваненки, заявил: “Ну теперь, когда мы выслушали обе стороны... и т. д.”

Сами же “Свидетели Иеговы” должесвидетельствовались до того, что сравнили обычный гражданский процесс с нацистскими гонениями как на саму секту, так и на евреев. При этом иеговисты умалчивают, что еще в 1933 г. в своем письме к Гитлеру их организация заявляла об общности своих интересов с интересами Национал-социалистической партии Германии, о том, что у них общие враги: католики и международные еврейские корпорации и о том, что она “борется против еврейско-материалистического духа вовне и внутри”!

На самом деле, картина происходящих событий зеркально противоположна иеговистскому полотну. Кампания ведется в пользу секты, политическое давление на суд оказывается, но опять же просектантским лобби (даже мадам Олбрайт, приехав в нашу страну заявила о первостепенной важности для правительства США исхода этого процесса в пользу “Свидетелей Иеговы”, оказывая таким образом грубое давление на суд). Никаких гонений не намечается и не предвидится: речь идет всего-навсего о СТАТУСЕ “Свидетелей Иеговы”: может ли эта организация называться религиозной и получать соответствующие привилегии или нет. Если суд принял бы положительное решение о ликвидации секты, ничто не препятствовало бы легализации ее статуса, но уже в качестве коммерческой организации. Но тогда ей пришлось бы платить налоги, что значительно уменьшило бы доходы, поступающие в бруклинский Вефиль, а этого сидящим там расчетливым дяденькам ох как не хочется! Возможно тогда им вообще пришлось бы сворачивать деятельность ставшей вдруг убыточной “религиозной” организации в России.

Кстати сказать, полгода назад во Франции было принято решение, что, будучи общественно-опасной сектой, “Свидетели Иеговы” не являются религиозной организацией и должны заплатить 300 миллионов франков налогов. А до тех пор, покуда вся эта сумма не будет выплачена, французские власти арестовали все имущество секты в стране.

Увы, у нас, похоже, не приходится ждать такого взвешенного и разумного решения. Налоги платить “Свидетели Иеговы” не хотят и, чтобы избежать этой участи, готовы идти на многое. Их защищает мощная юридическая команда, включая известную сектозащитницу сайентологиню Крылову и канадского (sic!) адвоката Бернса. Сектанты заранее занимают все места в зале, чтобы затем предоставить их подъезжающим к суду на мерседесах и джипах своим новорусского вида руководителям. При этом они грубо толкают трех хрупких женщин: прокурора, адвоката и представителя “Комитета защиты молодежи”, хамя им и откровенно мешая работать. А когда по их просьбе в суд пришли представители близлежащего православного прихода и заняли несколько рядов, чтобы оградить женщин от распоясавшихся сектантских молодчиков, иеговисты подняли шум о том, что Православная Церковь теперь уже выявила свое подлинное лицо и открыто стала участвовать в процессе...

Что же это за судебное разбирательство на самом деле? Почему оно началось, кто его инициировал, и каковы его задачи? Приводим хронику процесса, составленную одним из его участников.

1. В феврале 1996 г. группа родителей и родственников из “Комитета по спасению молодежи” г. Москвы обратилась в городскую прокуратуру с заявлением привлечь к ответственности лидеров общины “Свидетели Иеговы” в связи с вовлечением в организацию несовершеннолетних детей, с запрещением переливания крови, с принуждением к пожертвованиям, с негативным психологическим воздействием на личность, с агитацией против Православия.

2. В марте 1996 г. все материалы были переданы в Савеловскую межрайонную прокуратуру, где после дополнительного расследования было возбуждено уголовное дело по ч. I ст. 143 УК РСФСР (организация объединений, посягающих на личность и права граждан).

3. В июле 1996 г. все материалы дела были переданы в прокуратуру Северного административного округа г. Москвы, где проводилось дальнейшее расследование дела.

В апреле 1997 г. уголовное дело, возбужденное по фактам противоправной деятельности религиозной организации “Свидетели Иеговы”, было прекращено из-за отсутствия состава преступления в действиях руководителей данной организации (иными словами, с существующей ныне правовой базой в уголовном делопроизводстве поймать за руку руководство секты оказалось чрезвычайно сложным).

4. В начале 1998 г. (после принятия нового закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”) в связи с многочисленными обращениями граждан о противоправной деятельности этой религиозной организации “Комитет по спасению молодежи” обратился в прокуратуру Северного административного округа с письмом, в котором просил прокуратуру выступить с иском о ликвидации юридического лица – религиозной общины “Свидетели Иеговы”, нарушающей законодательство РФ.

5. По материалам, дополнительно предоставленным “Комитетом по спасению молодежи”, а также с учетом материалов по деятельности этой организации, содержащихся в уголовном деле, прокуратурой Северного округа было направлено в Головинский межмуниципальный суд Представление о ликвидации религиозной организации “Свидетели Иеговы” г. Москвы и о запрете ее деятельности. “Свидетели Иеговы” обвиняются в разжигании религиозной розни, в принуждении к разрушению семьи, в склонении к самоубийству, в посягательстве на личность, права и свободы граждан, в вовлечении подростков и малолетних детей в эту организацию.

6. 29 сентября 1998 г. по Представлению прокуратуры Северного округа в Головинском суде началось судебное разбирательство этого гражданского дела.

Прокуратуру Северного округа представляли: прокурор Адамова Н.В., прокурор Кот Н.Н.

Сторону ответчика представляли: адвокат Крылова Г.А., адвокат Леонтьев Н.В., адвокат Джон Бернс (Канада).

Состав суда: судья – Прохорычева Е.И., народный заседатель – Горелик А.В., народный заседатель – Рожковская Я.Г., секретарь – Моисеева Л.Е.

По ходатайству представителя ответчика из-за отсутствия представителя Управления юстиции г. Москвы заседание суда перенесено на 17 ноября 1998 г.

7. Заседание суда 17 ноября 1998 г.

По ходатайству прокурора Адамовой Н.В. в судебный процесс были введены представители “Комитета по спасению молодежи” – Рябинкина Е.И. и адвокат Сергиенко И.Ю., в связи с чем на заседании рассматривался Устав Комитета, его деятельность, его задачи.

Рассмотрен порядок дальнейшей работы суда, представлялись ходатайства обеими сторонами.

8. Заседание 18 ноября 1998 г.

Прокурор Адамова Н.В. зачитывала Представление, предъявляла доказательства из литературы (служащей учебным материалом), программных документов, экспертных заключений, заявлений граждан. Отвечала на вопросы адвокатов ответчика.

В связи с тем, что прокуратурой не полностью были получены ответы из медицинских учреждений по запросам, следующее заседание суда было перенесено на 9 февраля 1999 г.

9. Заседание суда 9 февраля 1999 г.

Прокуратурой Северного округа для ведения дела назначена прокурор Кондратьева Т.И.

По ходатайству представителя ответчика из судебного процесса суд вывел представителей “Комитета по спасению молодежи” – Рябинкину Е.И. и Сергиенко И.Ю.

Прокурор Кондратьева зачитывает Представление (дополненное) и предъявляет доказательства обвинения.

10. Заседание суда 10 февраля 1999 г.

Представители ответчика (адвокаты) по очереди задают вопросы прокурору Кондратьевой Т.И. и в качестве опровержения всех предъявленных обвинений зачитывают большое количество библейских текстов, предлагая судье отслеживать эти тексты.

Прокурор категорически отказывается комментировать библейские тексты, отказывается вступать в богословский библейский спор, т. к. в качестве доказательств со стороны истца приводились тексты собственно иеговистских печатных изданий, а вовсе не Священное Писание. Прокурор отмечает, что, вынося на обсуждение библейские тексты, ответчики по сути пытаются произвести подмену доказательств. Прокурор просит занести в протокол ее заявление об отказе обсуждать в суде библейские тексты. Прокурор заявляет о недоверии судье. Это ходатайство не удовлетворяется.

11. Заседание суда 11 февраля 1999 г.

Прокурор заявляет ходатайство о введении в процесс суда представителя “Комитета по спасению молодежи” Сергиенко И.Ю., т. к. стороны находятся в неравных условиях. Ходатайство судьей отклоняется.

Продолжаются вопросы прокурору по фактам предъявленных обвинений, и опять судьей допускается продолжительное чтение Библии всеми представителями ответчика. Судья также зачитывает отдельные тексты Библии.

Прокурор отказывается комментировать библейские тексты, ссылаясь на некомпетентность в этом вопросе и на неуместность разбора Священного Писания в суде.

Ввиду того, что судья допускала чтение библейских текстов, прокурор Кондратьева ходатайствует о недоверии судье. Ходатайство не удовлетворяется. Прокурор просит занести это в протокол.

12. Заседание суда 15 февраля 1999 г.

Продолжаются вопросы представителей ответчика прокурору, многие вопросы повторяются каждым из адвокатов и снимаются судьей.

13. Заседание 16 февраля 1999 г.

Объяснения каждого из адвокатов ответчика по поводу представленных обвинений, также сопровождающееся чтением Библии.

В своем выступлении адвокат Крылова Г.А. допускает грубость и оскорбления в адрес прокурора Кондратьевой Т.И. и Викторова, порочащие их честь и достоинство.

14. Заседание 22 февраля 1999 г.

Прокурор Кондратьева Т.И. задает вопросы адвокату Леонтьеву как по печатным изданиям религиозной организации, так и по директивным письмам, направляемым в религиозные общины для их исполнения (в части запрета переливания крови, загруженности “возвещателей” выполнением нормы часов проповеднического служения, вовлечения малолетних детей в общину без согласия обоих родителей и др.).

15. Заседания 23, 24, 25, 26 февраля; 1, 2, 3, 4, 5, 9 марта 1999 г. (10 заседаний)

По решению судьи каждой стороне было разрешено представить по 15 свидетелей из числа представителей науки, пострадавших, руководителей общины.

Со стороны прокуратуры выступили:

– 10 свидетелей, чьи близкие родственники стали членами этой организации;

– 5 специалистов в области судебной психиатрии, образования, религиоведения, правоведения, гематологии.

Со стороны ответчика выступили:

– 9 членов этой организации (из них 3 человека не являются членами московской общины);

– 3 специалиста в области хирургии и психологии, религиоведения;

– 2 представителя общественности;

– 1 представитель Комитета по связи с больницами.

Последним свидетелем-экспертом со стороны истца выступил зав. кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института А. Л. Дворкин.

Последним свидетелем со стороны ответчика был известный сектозащитник депутат Госдумы В.Борщев.

16. Заседание 10 марта 1999 г.

После получения ответа на запрос суда в Министерство юстиции РФ (о сути проводимой экспертным советом при Минюсте экспертизы Управленческого центра) судья принимает решение о создании специальной экспертной группы для проведения комплексной проверки всех материалов, представленных прокуратурой в качестве доказательств.

Обсуждаются кандидатуры в эту группу (религиоведы, психологи, лингвисты).17. Заседание 11 марта 1999 г.

Заслушивается мнение представителей ответчика о составе экспертной комиссии, обсуждаются вопросы, которые должны быть поставлены перед экспертами.

Все представители ответчика по очереди пытаются убедить судью о незаконности, невозможности и недопустимости проведения подобной экспертизы. Суд принимает решение экспертизу проводить.

18. Заседание 12 марта 1999 г.

Судья зачитывает Определение, в котором суд определил назначить по настоящему делу комплексную экспертизу с привлечением специалистов-религиоведов, специалистов-лингвистов, специалистов-психологов.

Настоящую экспертизу поручить провести Белянину В.П., Небольсину С.Л., Громыко М.М., Леонтьеву Д.А. и Иваненко С.И.

Перед экспертизой поставить следующие вопросы:

содержатся ли в литературе и документах “Свидетелей Иеговы” признаки:

а) разжигания религиозной розни;

б) принуждения к разрушению семьи;

в) посягательства на личность, права и свободы граждан.

Определение может быть обжаловано в течение 10 дней. Сторона ответчика обжаловала это определение в городском суде. После вынесения решения Московским Горсудом заседания будут продолжены.

 

 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: