ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ПРОКУРОРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Г.МОСКВЫ “О ЛИКВИДАЦИИ И ЗАПРЕТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЩИНЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ “СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ”

Уважаемый суд!

Судебное слушание по представлению прокурора САО г. Москвы о “ликвидации и запрете деятельности Московской общины религиозной организации “Свидетели Иеговы” окончено.

Прежде чем приступить к подробному анализу представленных в ходе всего судебного разбирательства доказательств, остановлюсь подробно на обоснованности внесения самого Представления.

В течение всего судебного слушания, представители стороны ответчика обвиняли прокуратуру в том, что Представление прокурора и дополнение к нему являются “заведомо необоснованными и носят юридически беспредметный характер”.

Хотелось бы отметить, что смысл и суть данного Представления основаны на принципах, выраженных в ст. 29 ч.1, ст. 30 “Всеобщей Декларации прав Человека” гласящей о том, что “Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности”. “Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации”.

В соответствии со статьей 14 п.п.1,2 Действующего Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 1 октября 1997 года, “...в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям): “Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются среди перечисленных в законе:

разжигание религиозной розни,

принуждение к разрушению семьи,

посягательства на личность, права и свободы граждан,

склонение к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии,

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

В соответствии с п.3 указанной статьи “органы прокуратуры РФ... вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы”

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших, в соответствии с требованиями ст.27 ч.4 ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации” “В случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда нарушение приобрело особое общественное значение”.

Настоящий процесс это не суд над религиозными убеждениями и верованиями, как здесь упорно пытались убедить представители общины, намеренно уводя суд в доктринальные споры. В Представлении не содержится ни одного утверждения о правильности или ложности того или иного вероучения, нет ни одной ссылки на Библию, нет указания ни на одно частное лицо - представителя данной общины, нарушающего действующее законодательство РФ своими религиозными убеждениями. Законные требования Прокуратуры направлены на ликвидацию и на запрет деятельности исключительно организации как юридического лица. В связи с чем, уголовное дело, находившееся в производстве прокуратуры САО г.Москвы, в отношении тех же фактов, по которым внесено Представление, неоднократно прекращалось, но не за отсутствием события преступления, а за отсутствием состава преступления, поскольку уголовная ответственность юридического лица не предусмотрена.

Обвиняя Прокуратуру в попытках придать закону “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 01.10.97 г. обратную силу, наши оппоненты, мягко говоря, лукавят. Следуя логике последних, в России до вступления указанного закона существовал правовой беспредел в сфере религиозных отношений. Однако господа оппоненты намеренно забывают о том, что до 1997 года действовал Закон “О свободе вероисповеданий” от 25.10.90 г. (в ред. Федерального Закона от 27.01.95 г.), содержание статей 3,4,6,7,9,15,21 которого также обосновывает все пункты настоящего Представления.

Московской общиной с момента регистрации (30.12. 1993 г.) нарушались статьи 6, ч.2; ст.17, ч.3, ст.29, ч.2 Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., в соответствии со ст.15.1 имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории Российской Федерации. Кроме того, преамбула Закона “О свободе вероисповеданий” от 25.10.90 г. (в ред. ФЗ от 27.01.95 г.), статья 17 ч.1 Конституции РФ, статья 2 п.3 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 1.10.97 г. отсылают нас к действию международных договоров, ратифицированных Россией и являющихся в соответствии со ст.15 ч.4 Конституции РФ составной частью ее правовой системы, и нарушаемых Московской общиной “Свидетели Иеговы” в следующих пунктах:

“Всеобщая декларация прав человека” - ст.ст.29;30;16,ч.3;

“Международный пакт о гражданских и политических правах” - ст.ст.18, ч.3; ст.20, ч.2; ст.23, ч.1;

“Декларация по ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений” - ст.ст.1, ч.3; ст.2; ст.5, ч.2; ст.5, ч.5;

“Конвенция о правах ребенка” - преамбула, ст.ст.6;14 ч.3; 31 ч.1;

“Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод” -ст.9, ч.2;

“Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека” ст.4, ч.2, ст.3; ст.ст.10 ч.2, 17, 20 ч.2.

Поскольку деятельность Московской общины в соответствии с п. 1.2 собственного Положения должна быть основана на соблюдении Конституции РФ и действующего законодательства РФ и Закона “О свободе вероисповеданий”, то общиной нарушались ее собственные уставные положения.

1. Разжигание религиозной розни

Закон, признавая право каждого человека на свободу совести и вероисповедания, не допускает пропаганды разжигания религиозной ненависти и вражды ко всем христианским и другим религиям мира. Анализ печатных изданий, которые используются общиной “Свидетели Иеговы” в качестве учебных материалов при обучении и для распространения среди населения с момента регистрации ее в 1993 году по настоящее время, показывает, что в текстах Свидетелей Иеговы присутствует такой признак разжигания религиозной розни, как подрыв уважения и активное формирование неприязни к другим религиям (Комплексное экспертное заключение стр.9). Данный факт свидетельствует о том, что организация, широко распространяющая подобную литературу, нарушает:

“Международный пакт о гражданских и политических правах” - ст.18 ч.3; с.20 ч.2;

“Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений” ст.2 ч.1,2;

“Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод” ст. 9 ч.2;

“Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека” ст. ст. 10 ч.2; 20 ч.2;

Конституция РФ ст.ст. 6 ч.2; 17 ч. 1,3; 29 ч.2; 55 ч.3;

Закон “О свободе вероисповеданий” (в ред. ФЗ 27.01.95) ст.ст. 6; 15; 21;

Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” (от 01.10.97) ст.ст. 2 п.3; 14 п.2 (разжигание религиозной розни).

Кроме того, общиной систематически осуществляется деятельность, противоречащая собственным уставным целям, а именно: п.п.1.2; 2.2 Положения, согласно которым она:

во-первых, должна действовать при соблюдении Конституции и законодательства РФ,

во-вторых “...в установленном порядке занимается издательской деятельностью, изготовляет, приобретает, ...распространяет другую религиозную литературу и печатные материалы...”, содержащие по заключению экспертов и специалистов, призывы к разжиганию религиозной розни.

Литература “Свидетелей Иеговы”, а это директивные письма Управленческого Центра, многочисленные брошюры, книги, журналы “Сторожевая Башня”, “ Пробудитесь!” и др., представленная Прокуратурой в подтверждение п.1 Представления была всесторонне исследована судом. Речь в данном случае идет не о подборке цитат, а о полном комплексном исследовании данной литературы и документов Свидетелей Иеговы (комплексное экспертное заключение, стр. 1-2).

Профессор кафедры религиоведения Российской академии госслужбы при Президенте РФ Овсиенко Ф.Г. подтвердил, что в представленной ему на экспертизу литературе Свидетелей Иеговы содержатся взгляды и идеи, которые подрывают уважение к другим религиям, возбуждают чувство неприязни к ним и разжигают религиозную вражду и рознь.

Библия для СИ имеет второстепенный характер. Вероучение СИ унизительно для других конфессий. Даже протестанты утверждают, что СИ - это ересь.

Старший научный сотрудник Института развития личности Академии образования кандидат педагогических наук Метлик И.В. отметил, что “...особенную ненависть СИ демонстрируют к тем религиям, которые имеют давнюю историю, основательную культуру и фундамент.. при этом используется клевета, ни на чем не основанные обвинения, оскорбляются религиозные чувства миллионов людей..”), а также показал суду, что организация СИ относится к деструктивному культу (тоталитарной секте), имеет ярко выраженную асоциальную направленность, воспитывая нетерпимость к другим конфессиям; разжигает религиозную рознь, что СИ вопиюще искажают Библию. Их взгляды антигуманны, в их литературе используется экстремизм как пропаганда против ложных религий. Метлик полностью подтвердил экспертное заключение по содержанию вероучения и практике деятельности РО СИ, составленное им совместно с ведущим научным сотрудником Института, кандидатом философ, наук Галицкой И.А.

Вышеуказанные показания специалистов, допрошенных судом в качестве свидетелей, полностью подтверждаются выводами комплексного экспертного заключения, проведенного в рамках данного гражданского дела (л.8: ...это религиозное объединение само себя квалифицирует в организацию тоталитарного типа; л.10: ... нравственная, политическая критика христианства, христианского духовенства, христианской церкви в целом и “фактически всех религий” ведется в общем психологическом режиме поношения, взвинченности и ориентации на обостренную враждебность...; л.5: ...общее изобилие в текстах цитат из авторитетных источников служит приданию большего веса и одновременно отводит необходимость обращения к первоисточникам).

Заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского Института Дворкин А.Л. показал, что Библия для СИ не главное, главное - “Сторожевая Башня”.

Это утверждение полностью подтверждается свидетельскими показаниями члена организации Ханина, который хотел в первую очередь изучать Библию, но представители общины оставили ему изучать журнал “СБ”; бывшего Свидетеля Иеговы Козлова А.: “...пришла подруга матери начала проповедовать, открыла Библию, журнал, брошюры, стала зачитывать цитаты из Библии, вырывая их из контекста. ... Мы просто смеялись над православием .., над храмами, одеждой, обрядами. Мы говорили икона - идол, от нее надо избавиться”.

Свидетель Панина показала; “начинали изучение не с Библии, стали давать журналы “СБ”, “Пробудитесь”. Без журнала “СБ” нельзя изучать Библию”.

Свидетель Троицкий (крестился в 92-93г.г. был Свидетелем Иеговы до 97 г.) - бывший член организации показал: “Человека через журнал “СБ” побуждают негативно относиться к другим религиям. Методично изучается “СБ”, а не Библия, через “СБ” изучают другую Библию, скрывается тот факт, что у СИ есть своя Библия. Мы знаем это учение по рассказам “СБ”.

Все эти вышеперечисленные доказательства, полностью опровергают допрошенного в суде в качестве свидетеля профессора кафедры религиоведения доктора философских наук Гордиенко Н.С., утверждавшего, что у СИ - “...Библия и ничего кроме Библии ...Знание ее (Библии) - первостепенно. Вся литература СИ выведена из Библии. Литература сама по себе не разжигает религиозную рознь, методические материалы настойчивы и деликатны”.

Утверждения свидетеля Сивульского - старейшины Московской Общины о том, что религиозная нетерпимость не присуща СИ полностью опровергаются следующими свидетельскими показаниями:

Буренковой В. С.: “Сын мне сказал, что христиане - пьяницы и развратники, и я буду в лучшем случае в доме престарелых”;

свид. Савинкина: “... Никитина сказала, что христианская церковь от сатаны”;

показаниями свид. Журавлева Ю.А. о том, что жена в присутствии детей разрубила топором крестильные крестики;

свид. Землянской о том, что ее муж, вступив в Московскую общину в 93г., стал негативно высказываться о православии, срезал крест с Библии, обвинял православие в сатанизме, искал “сатанинское” в доме - взял у нее крестик, при похоронах отца отказался входить в церковь”;

свид. Мальцева, показавшего, что когда он предложил сыну зайти в церковь, последний с ужасом сказал, что мама будет ругаться;

свид. Жаворонковой о том, что в 97 г. ее сын, вступив в общину, выбросил крестильный крест.

2. Принуждение к разрушению семьи

СИ подчиняют семейные отношения догматике принадлежности к общине, оказывая давление на личность в направлении подмены ценности института “семья” ценностью института “наша организация”. Безоговорочное подчинение всем установлениям и текущим решениям руководства СИ, резкое отгораживание от широкой окружающей среды детей, молодежи и взрослых, заполнение большого количества времени деятельностью по поручению организации (вплоть до почасовой отчетности) - все это следует расценить как деструктивные тенденции по отношению к семейной жизни (эксп. заключ.с. 10). Подобные установки свидетельствуют о нарушении общиной:

• “ Всеобщей декларации прав человека” ст. ст. 16 ч.3,

• “Международного пакта о гражданских и политических правах” ст. 23 ч.1,

• “Конвенции о правах ребенка” ст. 31 ч. 1,

• “Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека” ст. 17,

• Конституции РФ ст. 44 ч.3,

• “Федерального Закона о свободе вероисповеданий” ст. 9,

• “Федерального Закона о свободе совести и религиозных объединениях” ст.ст. 3 п.5; 14 п.2 (принуждение к разрушению семьи),

• “Семейного кодекса РФ” ст. 1.

Жесткое планирование организацией занятости верующих обучением и проповедованием, строгий надзор за их выполнением фактически не оставляет верующим времени для выполнения своих семейных обязанностей, для совместного семейного отдыха и общения, для воспитания детей и для самосовершенствования.

Из экспертного заключения Галицкой - Метлик следует, что члены организации СИ увлекаются непрерывной чередой служений о которых требуются регулярные отчеты о проповедях, предложениях о вступлении в организацию. Данные утверждения подтверждаются показаниями самих Свидетелей Иеговы, а также их родственниками.

Свид. Панина, вовлеченная в общину в 98 г., показала, что бросала двух своих малолетних детей одних ради посещения собраний. СИ, приходившие к ней почти каждый день, говорили ей, что семья подождет. Когда она поделилась со своими новыми подругами мыслью о том, что ей, наверное, придется развестись, так как муж против посещения ею собраний, они ей сказали: “Что ж, значит, это угодно Иегове”. Панина видит безусловный вред в деятельности организации, поскольку забросила выполнение домашних обязанностей, стала врать своему мужу и учила врать своих детей. По ее словам организация СИ в то время была превыше всего.

Свид. Мальцев пояснил, что за женой, вовлеченной в организацию в 86-87 г.г. закрепили определенную территорию; сын, вовлеченный матерью объяснял подробную инструкцию по проповедованию. Его двое несовершеннолетних детей посещали собрания один раз в неделю. Конгрессы. Жена проповедовала в день по два - два с половиной часа. Младший сын испытывал страх перед Армагеддоном. У обоих несовершеннолетних детей были карточки “Никакой крови”, хотя он (отец) был против этого . Праздников в семье не было.

Свид. Савинкин рассказал суду, что его малолетний сын ходил со своей матерью - свидетельницей Иеговы проповедовать по улицам и квартирам. Мальчик боялся грозы и молнии, поскольку был запуган Армагеддоном. Документы подтверждающие, что мальчик в настоящий момент проживает с отцом, имеются в материалах дела.

Журавлев показал, что бывшая жена била сына за то, что сын не хотел ходить на собрания. В настоящий момент мальчик проживает с отцом.

Свид. Буренкова показала, что ее сын, будучи вовлечен в организацию, желая стать проповедником, не стал работать по специальности, а пошел работать дворником, чтобы иметь больше времени для проповедования. В 95 г. уехал работать в Вефиль. На стройке тяжело работал. Отношения с матерью ухудшились. Он проповедовал по 15 часов в неделю, а затем - по 23 часа. Сын перестал ходить на выборы.

Свид. Жаворонкова показала, что со вступлением сына в организацию, он резко изменился. Стал пропускать занятия в консерватории. Добрые отношения в семье были разрушены. Прежде всегда любящий и заботливый внук даже после просьб матери хотя бы позвонить бабушке, этого не делал. Жена и родственники жены - Свидетели Иеговы постоянно говорят ему, что нельзя встречаться с неверующими. Жена сына при родах отказалась от переливания крови.

Свид. Иванова показала, что сын попал в организацию примерно в 1996 году. Для него авторитетом стала организация. Как только стал посещать общину, стал критиковать церковь, стал бояться Армагеддона. Его психическое здоровье ухудшилось, в 1998 году он оказался в психиатрической больнице.

Профессор Кондратьев, выступая в суде, пояснил, что беседовал приблизительно с 15 последователями этой религиозной организации. Расстройства в той или иной степени он определил у каждого, с кем пришлось ему беседовать. В организации происходит жесткий метод внушения, создается психодовлеющая обстановка.

3. Склонение к самоубийству, или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи

Признавая право человека на информированность и выбор метода лечения, нельзя допустить выполнения верующими категорического отказа от переливания крови и лечения ее компонентами в критических ситуациях, угрожающих их жизни.

Категорический запрет на переливание крови нарушает следующие положения:

Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 18.3;

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, ст.1 ч.3, ст. 5 ч.5;

Конвенция о правах ребенка, ст.6, ст. 14 ч.3;

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, ст. 10 ч.2, ст. 17;

Конституция РФ, ст.41 ч.1, ст.55 ч.3;

ФЗ “О свободе вероисповеданий”, ст.4;

ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”, ст.3 п.2.

“Христиане хотят жить, но не будут стараться спасти свою жизнь ценой нарушения Божьих законов…” Члены Религиозной организации “Свидетели Иеговы” убеждены в том, что именно Бог наложил жесткий запрет, связанный с переливанием крови. Несмотря на то, что никто и никогда не найдет подобного запрета в Библии, “Сторожевая Башня” уверяет в обратном, Божий закон распространяется на всех - и на взрослых и на детей. Между тем, и это подтверждают врачи, в определенных критических ситуациях, альтернативы переливания крови и ее компонентов нет. То есть отказ от переливания крови может привести к смерти человека.

В материалах дела имеются медицинские документы, подтверждающие тот факт, что отказ от переливания крови или лечения ее компонентами приводили к ухудшению состояния здоровья больных, увеличения срока лечения, а также смерти. Все отказавшиеся - Семитко, Хорошаев, Молчанова, Дронов, Табенская, Карпухина - члены Московской религиозной общины “Свидетели Иеговы”, Все указанные больные находились в опасном для жизни и здоровья состоянии.

Фактов смерти верующих не отрицают и сами Свидетели Иеговы, 22 мая 1994 года вышел специальный номер журнала “Пробудитесь” - своеобразный мартиролог жертв запрета на переливание крови по жизненно важным показаниям. Эта брошюра озаглавлена “Молодые люди, для которых Бог превыше всего”.

Там же приводится страшная по своему смыслу фраза: “В прежние времена тысячи молодых людей умирали за то, что Бог стоял для них на первом месте. Они и сейчас умирают за это, только сегодня драма разыгрывается в больницах, а сутью ее является переливание крови».

Позиция представителей общины, объясняющая отказ от переливания крови не религиозными мотивами, а высокой степенью риска и возможностью применения альтернативных способов лечения, была фактически опровергнута свидетельством Омельяненко - врача-гематолога с 40-летним стажем, которая показала суду, что лечение при остром лейкозе перфтораном проводиться не может. Ссылаясь на конкретный случай с больным Семитко, Омельяненко пояснила, что вливание компонентов крови ему было необходимо по жизненным показаниям. Предлагаемые же верующими препараты ему были противопоказаны. Он мог в любой момент умереть от кровоизлияния в мозг.

Позиция директора Гематологического Научного Центра РАМН, академика А.И.Воробьева заключается в том, что “имеется широкий круг заболеваний и синдромов, лечение которых возможны сегодня только с применением переливания компонентов крови. В этих случаях переливание является единственным способом спасения жизни человека”.

Каждый член религиозной организации “Свидетели Иеговы” обязан носить с собой всегда Медицинский документ “Никакой крови!”, на несовершеннолетних детей оформляется удостоверение личности.

Среди членов МРО “Свидетели Иеговы” распространен документ “Готов ли ты к испытанию веры в случае медицинского вмешательства”, где содержится инструктаж поведения больного верующего в больницах (в критических случаях), а также наставление всегда иметь при себе медицинские документы. В организации создан Комитет по связям с больницами.

В экспертном заключении Овсиенко говорится о том, что литература организации побуждает к отказу от переливания крови и создает потенциальную угрозу для жизни верующих граждан.

Это также подтверждается свидетельскими показаниями Землянской, Журавлева, Ивановой, Мальцева.

Организация, призывающая своих членов строго соблюдать “божий закон”, нарушение которого может привести к лишению общения и более страшным последствиям, не берет на себя бремя затрат, связанных с проведением альтернативного способа лечения. Допрошенный в судебном заседании свидетель Калнбез показал, что донорская кровь, хотя и очень дорога, но поступает в больницы бесплатно, в то время как заменитель крови - перфторан стоит огромных денег. Свидетели Васильев, Калин, Проценко пояснили, что в случаях, когда необходимо проведение альтернативного лечения, верующим не рекомендуется обращаться за помощью к собранию. Свидетель Васильев - старейшина собрания - пояснил: “Не приветствуется, что нужно выпрашивать деньги у собрания для подобной цели”. Цинизм организации проявляется в том, что, требуя выполнения запрета, она фактически оказывается в роли надсмотрщика рядом с постелью больного человека, оказывая на него психологическое воздействие, “...Ни в одной из мировых религий вообще не содержится предписания, выполнение которого может нанести ущерб жизни и здоровью человека” - стр.12 компл. экспертного заключения.

Непримиримая позиция Свидетелей Иеговы в отношении крови и наступления в связи с этим летальных исходов привели к тому, что в ряде государств им было отказано в регистрации. Так произошло в Латвии из-за смерти 17-летней девушки, последовательницы организации “Свидетели Иеговы”, она скончалась в больнице после того, как ее родители - члены организации Свидетели Иеговы не разрешили произвести переливание крови.

Отказ в перерегистрации религиозной организации “Свидетели Иеговы” в Софии (Болгария) привел к рассмотрению жалобы в Европейской комиссии по правам человека. Болгария согласилась на перерегистрацию организации при условии включения в Устав объединения “Свидетели Иеговы” и другие регистрационные документы пунктов, согласно которым пациенты-последователи учения “Свидетели Иеговы” пользуются медицинской помощью без какого бы то ни было контроля и санкций со стороны организации, а также объединение “Свидетели Иеговы” обязуется не выступать с заявлениями, априори отвергающими переливание донорской крови несовершеннолетним.

4. Посягательства на личность, права и свободы граждан

Общиной систематически нарушаются следующие нормы права:

Европейская конвенция о защите прав человека, ст.2 ч.1, ст.8 ч.1, ст.9 ч.1, ст.10 ч.1, ст.11 ч.1, ст.12 ч.1;

Конвенция СНГ “О правах и основных свободах человека”, ст.4 ч.2;

Конституция РФ, ст.45 ч.1.

Организация, называющая себя религиозной общиной, стремится к максимальному контролю над занятиями, поведением и решениями всех ее членов. Этот контроль осуществляется через предписания адептам общины определенных критериев выбора и принятия решений в повседневной жизни. В их число входит, например, предписание общаться преимущественно с членами общины и избегать общения с теми, кто в нее не входит, если речь не идет о вовлечении новых членов. Вовлечение в общину новых последователей происходит с нарушением их прав получения полной информации о деятельности этой организации и следовательно нарушается свобода выбора религии.

Нарушаются права членов организации на полноценный свободный труд. Для того, чтобы пионер был в состоянии выполнить необходимую норму часов, ему рекомендуют выбирать работы с неполным рабочим днем, кандидат на работу в Вефиль, заполняя анкету, соглашается с тем, что ему необходимо отодвинуть личные интересы и склонности и выполнять любую работу. Работа в Вефиле не оплачивается, трудовые книжки не ведутся, стаж не фиксируется. Подобное положение не может в негативном плане не сказаться в последующем на размере пенсионного обеспечения. Наши оппоненты, говоря о Вефиле и пытаясь оправдать столь жесткие установки для работника Вефиля, сравнивали его с монастырем. Однако такое сравнение неприемлемо и неправомерно, так как наличие монастыря у религиозной организации должно быть отражено в Уставе. Более того, религиовед Иваненко, отказавшийся подписать комплексное экспертное заключение, посетил Вефиль еще в 1996 году с целью познакомиться с организацией поближе и лично, по его словам, понаблюдать за Свидетелями. В статье “Надо ли бояться Свидетелей Иеговы?” на страницах газеты “Московские новости” 20-26 февраля 1997 года он писал, что в комплексе российского филиала помимо 190 сотрудников центра, проживают 200 строителей-добровольцев, добровольцы зарплаты не получают, но обеспечиваются всем необходимым - жильем, питанием, одеждой.

В общине “Свидетели Иеговы” запрещено общаться с неадептами их веры, поскольку “общение с внешними потенциально опасно”. Многочисленные судебные тяжбы приучили авторов “Сторожевой башни”, “Пробудитесь”, различных писем излагать инструкции в обтекаемой форме, но в контексте понимаемых однозначно.

Например, “Мы также должны быть бдительны относительно расширенного общения с мирскими людьми, пусть это сосед, товарищ по школе, сотрудник по работе, или деловой партнер… так как со временем мы можем обнаружить, что предпочитаем мирскую компанию духовному брату или сестре”

“Молодым и пожилым в христианском собрании необходимо ограничить общение с теми, кто не посвятился Иегове… Поступая так, мы будем уверены, что Иегова не уничтожит нас в Армагеддоне вместе с нечестивыми”

В брак с неадептом вступать запрещено: “...не вступать в брак с неслужащим Иегове”.

Свидетель Ханин в судебном заседании показал, что являясь членом общины “Свидетелей Иеговы”, он совершил страшное преступление, за которое был лишен общения. На вопрос суда, какое именно преступление, он ответил “Я совершил блуд”, Перед судом стоял 26-летий здоровый мужчина, в прошлом профессиональный боксер и, не смущаясь переполненного зала, и того, что тема слишком интимна, с непоколебимой уверенностью говорил, что иметь близкие отношения с женщиной, не находясь с ней в браке, большой грех. Совершивший такой грех должен сообщить о нем старейшине сам. Очевидно, что хуже будет, если о нем сообщит кто-то из братьев или сестер. Совершение блуда, прелюбодеяния, согласие на переливание крови, участие в выборах, отмечание праздников, занятие отдельными видами спорта, общение с людьми, не исповедующими религии “Свидетелей Иеговы” - все это серьезные грехи, которые могут повлечь за собой работу Правового комитета и вынесение решения лишении общения.

В религиозной общине практикуются регулярные добровольные пожертвования для оплаты расходов на издательство религиозной литературы, строительство филиалов, на содержание собраний и разъездных надзирателей и миссионеров. При том, что Свидетели Иеговы утверждают о бесплатном обучении, в то же время подчеркивается, что “Литература предоставляется возвещателям за номинальную цену, они в свою очередь предлагают ее общественности за добровольное пожертвование”. Если человеку предлагают, то о какой инициативе или доброй воле можно говорить. Для того, чтобы определить в какой сумме необходимо делать пожертвования предлагают посчитать стоимость, если бы они выпускались коммерческими предприятиями, и соответственно жертвовать такую сумму, “Сторожевая башня” информирует о различных способах пожертвований следующим образом: “Некоторые предпочитают жертвовать таким образом: определенную сумму, которую опускают в ящик, денежные средства послать непосредственно в филиал Общества, предоставить деньги в распоряжение Общества до конца жизни, планомерные пожертвования, страховки жизни, недвижимость (пригодная для продажи - как прямой дар, либо с сохранением права проживания до конца своей жизни”.

Сбор добровольно-принудительных пожертвований в судебном заседании подтвердили свидетели Землянская, Рассказов, Савинкин, Панина.

Членам сообщества “Свидетели Иеговы” внушается отстраненное, безразличное отношение к символам национально-государственного суверенитета - флагу и гимну. Юридически чествование флага и гимна относится к исполнению установленных правом гражданских обязанностей. Вместе с тем именно в отношении к флагу и гимну своей страны в первую очередь выражается национально-государственная идентичность человека как гражданина определенной страны.

Побуждение же верующих к отказу от предусмотренной законом военной службы, в том числе альтернативной, представляет собой прямое побуждение к отказу от выполнения установленных гражданских обязанностей.

В своем заключении Овсиенко пишет: “Литература побуждает (подстрекает) к отказу от исполнения гражданской и военной службы, к продолжению деятельности в случае ее запрета”. В заключении комплексной экспертизы: “В литературе и документах Свидетелей Иеговы содержатся положения, направленные на внесение раскола между личностью и государством,... что представляет собой понуждение к отказу от выполнения установленных законом гражданских обязанностей.

5. Вовлечение подростков и несовершеннолетних детей в религиозную организацию.

Вопреки ч.5 ст.3 ФЗ “О свободе совести и вероисповеданий” в деятельность МРО “Свидетели Иеговы” без согласия второго родителя (не члена организации) или без согласия обоих родителей вовлекаются несовершеннолетние дети, что подтвердили свидетели Бакаев, Журавлев, Мальцев, Савинкин, Слободенюк, Панина, Козлов. Находясь в постоянном страхе перед близящимся концом светом - Армагеддоном, детям внушается мысль, что только активное включение в проповедническую деятельность поможет избежать гибели.

Вовлечение несовершеннолетних в религиозную деятельность нарушает также пункт 3.1. Положения о Московской религиозной общине, согласно которой членом организации может быть совершеннолетний, прошедший водное крещение.

В литературе организации неоднократно упоминается “несовершеннолетний крещеный возвещатель”. Свидетели Иеговы считают, что дети в состоянии отвечать требованиям организации стать возвещателями. “Старейшины проводят проверку знаний ребенка и решают, может ли он стать возвещателем и давать отчеты”. От детей требуется, чтобы они в школе держались “в стороне о мира” и не принимали участия во внешкольных мероприятиях, участвовали во встречах, собраниях организации, учились проповедовать и распространять журналы, иметь графики служения. Детям рекомендуется проповедовать в школе среди учителей и учеников. Детям Свидетелей Иеговы запрещено переливание крови, что создает угрозу их жизни. В организации молодежь дезориентируют в выборе будущего, убеждая их, что есть только два пути - или “катиться в этом мире к уничтожению” или стать Свидетелем и надеяться на вечную жизнь!

В материалах дела имеется копия решения Хорошевского межмуниципального суда города Москвы, где указано: “показания свидетелей и документы организации “Свидетели Иеговы” подтверждают факты о разрушении семей, о смертельных случаях от запрета на переливание крови и об антиобщественном и антигосударственном характере этой организации.”

На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.14 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”

ПРОШУ:

Ликвидировать религиозную организацию “Свидетели Иеговы” в Москве как юридическое лицо и запретить ее деятельность.

Помощник прокурора САО г.Москвы

Т.И.Кондратьева


|| e-mail  || оглавление сайта  || по авторам  || новые поступления  || новости ||
 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: