Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

  Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова

Л Е К Ц И Я  18


 

Темы сегодняшней лекции довольно сложные, они не всегда освещаются в традиционных лекциях по библеистике. Вопрос о войнах, которые вел Израиль с окружающими его племенами и с теми народами, которые населяли землю обетованную. И второй вопрос - то чудо, которое описывается в книге Иисуса Навина о солнцестоянии. Это вызывает ряд недоумений, вопросов и непониманий: как это понимать и толковать?

Посмотрим на тот образ жизни, который встретили израильтяне, придя в Землю обетованную. Хананеи, которые населяли эту землю, могут быть названы вполне цивилизованными народами. Однако у них не образовалась самобытная духовная культура и они целиком подчинялись влиянию Египта, Вавилона и особенно Финикии. Раскопки и археологические данные показывают, что Ханаан в отношении искусств и религии был типичной страной синкретизма, т.е. религиозных сгустков. Здесь не было своих национальных богов, а обитали преимущественно боги соседей.

Среди развалин древних городов Ханаана, в том числе и Иерихона, находили различные фигурки египетских богов, финикийских и вавилонских. Главными божествами хананеев были боги-хозяева, владыки пашен, рощ, источников. Их называли различными именами: Ваал, Волох, Бел, что в переводе означает "царь, господин". Каждая местность имела своего личного Ваала. Крестьяне и жители городов обращались к Ваалам во времена засухи или сева, различных моровых язв. Хананеи устраивали праздники в честь того или иного местного бога. Ваал должен был невидимо присутствовать, он вдыхал аромат приношений, пил вино, угощался плодами земли.

Наиболее почитаемыми богами были боги бури и грозы. Ваал-громовержец очень похож на греческого Зевса. Могу привести пример одного из гимнов, которыми древние восхваляли своих богов.

"Когда звенит священный глас Ваала, когда раздаются раскаты Ваалова грома, земля сотрясается и горы трепещут, пляшут холмы и скалы, враги его прячутся за скалами гор или в дремучих лесах. От востока до запада в диком смятении они бегут от лица его. Скажите враги Ваала, почему вы ныне в таком страхе? Потому что глаза его зорки, а руки могучи. Каждый, кто будет спорить с Ваалом, будет сражен его мощью: падут сильные высокие кедры перед порывами гнева его".

Вот такое древнее стихосложение в честь Ваала воспевали древние ханаане. Рядом с Ваалом стояла богиня Аннат, она же Ашера, которая обеспечивала плодородие земли. Это особая богиня, которая почиталась в Финикии, которой приносили пышные жертвы. По преданию, эти пляски и веселия устраивались на холмах, высотах. В годы бедствий и отчаяния люди шли на поклонение к своим богам и приносили самые страшные жертвы, жертвы людей. Приносили в жертву и своих детей. Однажды, когда израильтяне осаждали моавитскую крепость, царь Моава вывел своего сына на стену и заколол перед лицом бога ... моавитского. Видя это, израильтяне от ужаса обратились в бегство, будучи уверенными, что бог ... непременно отомстит им.

Огромное число обгорелых детских скелетов было обнаружено повсюду в Ханаане. Есть такая книга "Ур Халдейский", есть многочисленные книги по раскопкам и, пожалуй, ни одно исследование не обходит эту сторону. Любой дом берут и под любым из оснований дома - детские скелеты, обычно замурованные скелеты детей от одного года родом, иногда есть и в несколько месяцев. Их просто клали в сосуд в виде амфоры и замуровывали в основание дома, этим самым принося жертву Ваалам, которые требовали этой жертвы. Такие были обычаи. Поэтому потом, когда израильтяне были на земле обетованной, то первым условием было

- никаких жертв человеческих! Моисей запретил пролитие человеческой крови. Отныне кровь человеческая не может пролиться не в качестве никакой жертвы.

Перед нами это общество. Особую роль у хананеев играли особые сладострастные культы. Это было редчайшее в истории обожествление чувственности. Здесь культивировали все виды развращений и извращений, все было поставлено на службу воспаленной эротике. Различное обилие непристойных фетишей, символов, возбуждающий напиток из мандрагора, которые употребляли участники оргий, доводили себя до неистовства, до самооскопления. Во всем этом хананеи видели, что это угодно божествам.

Особо развивалась так называемая "священная проституция", которая была распространена вообще на всем Востоке, т.е. проходя мимо определенного дерева, посвященного той или иной богине, путник мог войти в дом и там женщины его привечали и он считал своим долгом купить эти отношения и тем самым воздавалась почесть тем богам, которым они служат. Фактически, было полное падение нравственной жизни, полное разложение общества и служение через идолов самому темному духу. Это было именно демонопоклонство.

И вот среди этого страшного мира появляются израильтяне, пришедшие из гор и пустынь. И, конечно, они не могли видеть все то, что творилось вокруг них. Их появление воспринималось, как нашествие дикарей, многомиллионного народа, который идет, как саранча. В этой обстановке нашествие Израиля являлось очистительной бурей, ворвавшейся в тлетворную среду суеверий и извращений. Поэтому сам Израиль смотрел на свои войны, как на священные войны Яхве. Была такая книга Священных войн Яхве, она вошла целиком в книгу Иисуса Навина. Часть из нее есть в книге Исход.

Эти убеждения, что они ведут священную и справедливую войну подтверждались особыми победами, которые одерживал Израиль над своими врагами. Мы говорили об Иисусе Навине. Само слово "навин" переводится "сын Навуна", Навун - его отец. Именно он после смерти Моисея встал во главе своего народа, воин от самого рождения, прошедший огонь, воду, испытания, вместе с народом все лишения пустынной жизни. Он имел непререкаемый авторитет и был признан большинством колен.

В такие минуты народ нуждается в настоящем вожде и таким вождем явился Иисус Навин - суровый, непреклонный человек, он был истинным сыном своего века с его жестокостью, с его дикостью. В отличии от Моисея он не был пророком, однако был религиозным вождем, осознавая, что стоя во главе Израиля, он выполняет миссию, которую на него возложил Господь.

Главным препятствием был Иерихон, который был взят им с помощью Божией чудесным образом после обнесения Ковчегом Завета этого древнего города. Иерихон - самый древнейший город, известный в летописях.

События развивались довольно быстро и триумфальный марш израильтян прошел очень быстро по городам и весям Палестины. Центральные области почти не оказывали сопротивления. В Сихеме обитали евреи, которых Библия, в отличии от пришельцев, называет природными жителями. Это были евреи, которые, возможно, остались и не пошли с Иаковом. Пошло ядро народа, с Иаковом вышли 70 человек. Затем оставались те потомки, которые были из племени Евера и которые к ним присоединились. Т.е. там были люди в чем-то им ровня. Эти жители встречали спокойно израильтян, они с ними заключали союзы и становились их друзьями.

У нас, современных людей, обладающих сведениями о международном праве создается впечатление, что древние евреи вели свои войны совершенно по-варварски. Потому что нам кажется, что такое варварство не допускается Божественным законом. Как Господь может допускать такое варварство? Но евреи не находились под законом международного права, которого тогда не было. Они должны были употреблять те же средства, что и их противники, иначе им грозило полное уничтожение. О том, как именно действовали восточные народы ясно говорит документ, известный под названием "Закон джунглей": если ты не убьешь, то убьют тебя.

Книга судей 6 глава говорит такие слова: "Когда посеет Израиль, приходят Моадитяне и Амаликитяне, жители востока и ходят у них, и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли их до самый Газы и не оставляют Израилю ни овцы, ни вола, ни осла, ибо они приходили за скотом своим и шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча". Подобным же образом Филистимляне покоряли Израиль, монополизировали производство железа и тем самым лишили евреев возможности изготовлять оружие и земледельческие орудия (книга Царств).

Обращение с побежденными было в высшей степени жестоким. В некоторых случаях было полное и систематическое истребление побежденных без различия сословий, не исключая грудных младенцев. "Я осадил город Карафаим и взял его, и истребил весь народ, бывший в городе - зрелище для Камоша, бога моавитян",- говорит царь Моавитянский (9 век до Р.Х., стелла). Эта стелла хранится в Лувре, и в некоторых учебниках она помещается. Пророк Исайя такими же мрачными красками описывает взятие Вавилона.

"Для сего поражу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа в день пылающего гнева Его. Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Но кто попадется, будет пронзен и кого схватят, тот падет от меча. И младенцы их будут разбиты перед глазами их; домы их будут разграблены и жены обесчещены" (Ис.13, 13-16)

Однако военное право в Израиле было более мягким, чем у других народов. Врагу, добровольно открывшему свой город и сдавшемуся полагалась только определенная дань (Втор.2, 10-11). В случае отказа сдаться и взятия города штурмом, детей и женщин щадили (Втор.10, 14). Уважается женская стыдливость (Втор.21,9). При осаде вражеского города, как повелел законодатель, полагается щадить фруктовые сады в окрестностях, что говорит об умеренности, которая была совершено чужда тому времени. Палестина в эпоху Христа представляла собой цветущий сад и что она представляла собой в конце 1-го века? Почти полная пустыня, потому что римляне прошлись по всему очень лихо и все было уничтожено: растения, сады, виноградники, деревья. Многие растения, что столетиями культивировались, были истреблены. Это жестокий образ ведения войны.

Только в одном случае закон соответствовал восточному праву со всей жестокостью, когда дело касалось семи народов, живших в Палестине до Израиля. В этом случае после разрушения города истреблялись, все его жители, весь его скот, уничтожались все идолы, а все предметы, сделанные из драгоценных металлов посвящались Богу. Это называлось "херем", в переводе греческих толковников - "проклятие, заклятие, анафема", т.е. дар по обету.

В последствии этот термин перешел в религиозный язык Нового Завета. Хананеи своими преступлениями заслужили такие наказания и евреи были только простым орудием Божественной кары. Вот как говорит книга Бытие: "В четвертом роде возвратятся они сюда, ибо мера беззакония аморрев доселе еще не наполнилась".

Беззакония обитателей Палестины были наиболее гнусные и унижающие человека. Кроме всего перечисленного, было кровосмешение, прелюбодеяние, скотоложство, развратные отношения между полами (гомосексуализм) и все прочее присутствовало в том обществе, куда вторгся Израиль. И поэтому ему было сказано: "не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас. И осквернилась земля и Я накажу беззаконие и свергнет с себя земля живущих на ней" (книга Левит). Вот такой взгляд на эти народы и на военные отношения между этими народами и Израилем господствуют в современной экзегезе.

Сегодня у нас есть такие понятия и доказательства, что, действительно, Израиль поступал с другими народами гораздо милостивее. Израильтяне не уничтожали народы, населявшие ханаанские земли, а сумели заселить местности и оставшиеся свободными горы и степи. Хананеи, которые вошли с ними в союз, но оставили свои земли, остались в укрепленных городах, а земли вокруг получили во владение израильтяне. Это так называемые маленькие города-государства. Об этом написано в первой главе книги Судей.

В самых древних текстах, где говорится о будущих завоеваниях, Бог не приказывает уничтожать хананеев, а берется сам прогнать их. "И когда пойдет перед тобою Ангел Мой и поведет тебя к аморреям, и истреблю их. Но не поклоняйся богам их и не служи им. Ужас Мой пошлю пред тобою, во смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь. Пошлю перед тобою шершни и они погонят от лица твоего ессеев, хананеев и хеттеев. Выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и умножились против тебя дикие звери. Мало по-малу буду прогонять от тебя, доколе ты не размножишься и не возмешь во владение земли сей. Предам в руки твои жителей сей страны, прогоню их от лица твоего. Не заключай с ними союза, ни с ними, ни с богами их". (Исх.)

И далее сказано очень важное для понятия дальнейшей судьбы Израиля: "Не бери из дочерей жен сынам своим, дабы дочери их блудодействия вслед богов своих не ввели и сынов твоих в блудодеяния вслед богов своих". Главная забота здесь о том, чтобы избежать преемствования по отношению к верованиям, которые были у этих народов, не служить тем богам и не уподобляться тем нравственным падениям, которые были в этих землях. Вот именно в таком плане мы и воспринимаем те войны, которые вел Израиль с хананеями.

Мы говорили о том, что в книге Иисуса Навина в битве, когда Иисус Навин подымает свой меч против жителей Гаваона и при поражении этих врагов происходит чудесное явление, которое мы называем солнцестоянием.

"Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ,способный к войне и все мужи храбрые. И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои, никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; и больше было тех, которые умирали от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечем. Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю..., и сказал пред израильтянами: стой солнце над Гаваоном и луна над долиною Аиалонскою. И остановились солнце и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим.

Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля. Потом возвратился Иисус и весь Израиль с ним в стан, в Галгал. А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Македе. Когда донесено было Иисусу и сказано: "нашлись пять царей, они скрываются в пещере в Македе". Иисус сказал: "привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их; а вы не останавливайтесь здесь, но преследуйте врагов ваших и истребляйте заднюю часть войска их и не давайте им уйти в города их, ибо Господь Бог ваш предал их в руки ваши" (Нав. 10, 7-19)

Если мы сейчас этот отрывок сообразуем с явлениями природы, то выражение "солнце остановилось" не будет говорить о том, что согласно Библии, солнце вращается вокруг земли, такого не может быть. В данном случае это нужно для того, чтобы удлиннить день. Выражение "солнце остановилось" говорило, что день был более длинный. Автор этого текста хочет сказать, что Иисус и его войско видели солнце как бы неподвижным и проходящим чрезвычайно медленно.

Однажды мне пришлось читать об исследованиях одного путешественника, который пришел в один из дальних районов Африки и там была хорошая погода, корабль стоял на рейде и одновременно он почувствовал, что в природе происходит что-то не то. Что именно, он не мог понять, потом он увидел, что против обыкновения очень светло, хотя должно было темнеть. И здесь он увидел второе солнце, т.е. было как бы два солнца: одно солнце заходило, а второе солнце всходило и светило. Может такое быть? Это мираж второго солнца, которое делало этот вечер непохожим на другие вечера. Спустя некоторое время мираж исчез. Для жителей этой местности это было в норме вещей.

Условно допустим, что было где-то преломление солнечных лучей. Видимое солнце стояло на том месте, с которого оно должно было уже пройти. Это первое толкование. Благодаря такому преломлению без всякого нарушения законов Вселенной, солнце было видно там, где его в действительности не было.

Второе толкование.                                     Рассматриваемый    нами    отрывок

показывает, что солнце как бы  остановило  на  какое-то  время

свой ход,  поскольку  Иисусу  понадобился  его  свет.  Однако,

посмотрим на то, что оно вообще исчезло, померкло, скрылось за

грозовыми тучами,   которые  разразились  страшным  каменистым

градом. Если с неба идет страшнейший камнепад,  то,  возможно,

что и солнца в это время не видно. Именно этот град и истребил

врагов. Многих  удивит  такое   предположение,   однако,   оно

подтверждается следующими  заключениями.  Войску Иисуса Навина

нужно было не солнце,  а тень. Когда они выступили из Галгала,

где находился  их  стан,  они  всю  ночь  шли  и утром наносят

поражение врагам,  которые осаждали Гаваон.  Затем это  войско

преследует врагов  по  направлению  к подъему на гору Вефарон.

Если мы посмотрим на географическую карту и посмотрим, как воины Иисуса Навина должны были изнемогать под испепеляющими лучами солнца, то после изнурительного ночного броска, находясь на возвышенности Иисус говорит: "Стой солнце над Гаваоном и луна над долиною Аиалона". Гаваон находится к востоку от Вефрона, а Аиалон - к западу. "И остановилось солнце и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим". Однако, если солнце стояло над Гаваоном, значит оно было на востоке и только поднималось по небосклону и должно было палить склоны Вефрона. Зачем же ранним утром Иисусу понадобилось его останавливать, ведь день только начинался?

Обыкновенно говорят, что Иисус чувствуя, что ему не достает времени, чтобы ему одержать решительную победу, просит, чтобы солнце остановилось. Он желает продлить день и такое желание было бы понятно, если бы день клонился к вечеру. Однако, когда он говорит такое повеление, было еще утро. И все отмечают, что слова Иисуса Навина симметричны по отношению к тому, что следует за ними. А именно, повинуясь обычному закону

- параллелизму, имеется точное указание на источник, которое написано в книге Праведного. Это не то, что говорит сам автор, а он берет это из книги Праведного. Значит отрывок, который мы рассматриваем, не является продолжением повествования о битве, но представляет собой комментарий к поэтическому отрывку, относящемуся к этой битве.

Т.е. была написана книга Праведного, который потом говорит об этой битве и автор этого текста берет этот самый поразивший его отрывок, который в поэтических словах описывает эту битву. Это - возможность толкования этого отрывка. Но нет ничего невозможного для Создавшего небо и землю и законы Вселенной побеждаются днесь... Так что для христианина это - не проблема. Если мы возьмем эти ссылки и увидим, что эпизод с солнцем заканчивается на том, что Иисус вернулся в стан и продолжает преследовать своих врагов. О сражении сказано дважды: один раз в прозе, когда речь идет о граде; а другой раз в стихах, когда говорится о солнце.

Глаголы, которые употребляются для обозначения остановки солнца и луны звучит по-еврейски "даман", что в переводе означает "молчать, покоиться" и еще слово "амат", в переводе - "остановиться, задержаться". Они указывают на прекращение деятельности. В нашем случае не только его не было, но также источника света, т.е. не было в тот момент света, солнце "молчало, покоилось", а когда покоится, оно в этот момент не светит.

В самом деле, в Вавилоне глагол "покоиться" по отношению к луне означает "затмение". И в самой Библии есть подобное, когда идея остановки применительно предмету, который светится, означает, что свет померк и помрачился. Из пророка Аввакума:

"О свете восхода твоего забывает солнце, луна останавливается на месте своем от блеска твоих летящих стрел, от сияния сверкающего копья твоего" (Авв.3, 10)

В случае Иисуса Навина солнце, возможно, померкло, давая таким образом отдых и новые силы израильтянам. А померкло оно потому, что скрылось за мощными тучами с каменным градом, которыми осыпал бегущих врагов. Такой смысл можно придавать тем текстам, с которыми мы ознакомились, читая книгу Иисуса Навина.

В конце своей книги Иисус Навин дает завещание, обращаясь к израильтянам со словом назидания и благословения.

Сначала он говорит слова назидания двум с половиной коленам, затем говорит назидание остальным девяти с половиной коленам. Основная мысль этого назидания сводится к тому:

"Вот,- говорит Иисус Навин,- я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим, всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, что говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось неисполнившимся. Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш. Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь." (Нав. 23, 14-16)

Не случайно - только что вошли, начинают жить и сразу такое предупреждение: помните о высоком служении! Господь не случайно истребляет народы пред лицом вашим и дает вам возможность жить. В завещании Иисус Навин рассматривает весь исторический путь Израиля, начиная с патриархов и кончая вхождением в землю обетованную. "Бойтесь Господа, служите ему в чистоте и искренности. Отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою в Египте, а служите Господу." Возможно, что когда Израильтяне выходили из Египта, не все они поклонялись истинному Богу. Моисей вывел их, чтобы они забыли это нечестие, всю мерзость Египта и не служили тем богам.

Иисус Навин говорит Израилю: "Если вам не угодно служить Господу, то выбирите кому служить: богам ли, которым служили отцы ваши за рекою или богам аморрев, а я и дом мой будем служить Господу." Сколько было свидетелей явления истинного Бога: и манна, и медный змий и все они вошли в землю обетованную. Все, кто сомневался, кто не верил - ушли, умерли. А сейчас были люди нового поколения, однако, в них присутствует нечто, почему и сомневается в них Иисус Навин. Израиль избирает службу Господу.

"И сказал народ Иисусу: нет, мы будем служить Господу. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь - Бог наш, он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства. И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня." (Нав. 24; 16,26)

В конце сказано, что скончался Иисус Навин и умер раб Господень будучи ста десяти лет. "И похоронили его в пределе его удела в Фамиаф-Сарае, что на горе Ефремовой. И положили с ним во гроб каменные ножи, которыми обрезал Иисус сынов Израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь; и они там даже до сего дня." Еще сказано, что Израильтяне в те дни погребли кости Иосифа, "которые они вынесли и схоронили в Сихеме в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым. После сего умер Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой" (Нав. 24, 30-33)

Здесь мы видим разницу в тексте. Ясно, что были разные источники, т.е. автор этой книги собирал из многих источников и включал в эту книгу. Если мы говорим, что Моисей мог описать свою смерть, то Иисус Навин не мог описать свою смерть. Он не был пророком, значит кто-то редактировал эту книгу. Может это был Ездра или пророк Божий Самуил, наиболее близкий к тому времени. Заканчивается эта книга печальными, грустными словами, приводящими нас в книгу Судей Израилевых.

"И стали сыны Израилевы служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов; и предал их Господь в руки Еглона, царя Моавитского, и он владел ими восемнадцать лет" (Нав. 24,

36)

Книга Судей Израилевых

Наиболее глубокая и значимая для нас - это книга Судей Израилевых. Мне бы хотелось, чтобы вы восприняли эту книгу с точки зрения христианина. Что она дает нам цельного, полезного и нужного? Фактически, книга продолжает историю, которая была при Иисусе Навине. Израиль поселяется в земле обетованной, он захватывает определенные территории. Между этими территориями остаются определенные города, которые занимают другие народности, которые населяли эту землю до этого.

Весь запад населяется филистимлянами, моавитяне временами то уходят в пустыню, то возвращаются вновь, как саранча. Амаликитяне то уходят в горы, то опять покоряют израильтян. Израиль живет в окружении враждебных ему народов. Это только духовный смысл для нас, мы ведь тоже живем в постоянном окружении греховного мира. Любое христианское общество живет в изоляции от греховного мира. Израиль является островком духа, пускай не очень прочно стоящим на ногах, часто спотыкающимся, падающим, разбивающимся, как сказано, "идущего вслед этим темным народам". Но в нем продолжает оставаться искра Божия, которая горит до самой эпохи царей Израилевых.

Еврейская Библия эти книги называет Ранние Пророки, т.е. все они были посланы Богом. Можно сказать, что любой судья послан Богом. Но нельзя говорить, что раз он судья, то он святой человек. В нем проявляются все те недостатки, которые были присущи всему народу. Всех судей мы не будем разбирать, но нужно знать обязательно следующих: это Гедеон, Девора, Иеффай и Самсон.

Книга Судей начинается словами "По смерти Иисуса...". Главной темой этой книги является показать вмешательство Господнее в судьбу израильского народа. Главное действующее лицо - Сам Господь, который присутствует среди своего народа. Книга начинается со смерти Иисуса Навина и заканчивается гражданской войной с сынами Вениаминовыми.

Время книги Судей невозможно точно ограничить. Подсчеты показывают, что время колеблется приблизительно в 50-100 лет. Возможно, что не все судьи жили один за другим, как написано. Может быть они жили параллельно друг другу, что скорее и было и действовали одновременно. Вступившие в страну колена Израилевы должны были вести непрестанные войны как с коренными жителями ханаанскими, так и с другими народами. Народы, которые враждовали с ними были аммонитяне, амаликитяне, мадианитяне, потомки Едома, т.е. Исава. На западе - филистимляне, откуда пошло название Палестины. Многие говорят, что они пришли с Крита, "народы моря".

Большим недостатком Израиля по отношению к соседним народам было то обстоятельство, что после смерти Иисуса Навина у Израиля не было единого руководства. Правда, была святыня - Ковчег Завета. Составитель книги нам неизвестен. Скорее авторство книги принадлежит Самуилу, который написал ее к концу своей жизни. Во всяком случае, из той фразы, которая, как лейтмотив проходит на протяжении всей книги, можем заключить о том, что книга была написана после того, как в Израиле появился царь. "В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что казалось ему справедливым", т.е. по сути дела - анархия.

Раз говорится о царе, то во время написания этой книги уже была царская власть. Некоторые говорят, что эту книгу написал пророк Илия или другой пророк, живший после Самуила. То, что судьи были личностями историческими и имели реальное бытие, подтверждается в других местах Ветхого Завета и ссылками на Новый Завет. Это 1 книга Царств, 2 книга Царств, псалом 82, 10-12, Деяния Апостолов и Послание к евреям 11 глава. И еврейские и христианские предания подлинность книги подтверждают и включают в канон.

Книга разделяется на несколько условных разделов. Первый раздел - это политические и религиозные условия жизни во времена Судей. Здесь описываются военные походы колен Иуды, Симеона и Иосифа. Это главы с 1 по 3. Вторая часть непосредственно озаглавливается "Судьи Израиля", это судья Гафаниил, Аод, Сомегар (3 гл.), Девора и Варак (4 и 5 гл.), Гедеон (6- 8 гл.), Авимелех (гл.9), Фола и Иаир (10 гл.), Иеффай (гл.11,12), Самсон (13,16 гл.). И третья часть - дополнение к этой книге, резко отличающееся по стилистике, по изложению и по тематике. Это идолопоклонство Михи в Ефреме, бесчестье и беззаконие сынов Вениаминовых и гражданская война с ними (гл.17-21).

Ключевым словом к этому всему является "анархия". Слово "судья" переводится так же, как "спаситель". Не смотря на все свои несовершенства судьи Израиля служат отблесками ведущего освобождения Христа. В те смутные тяжелые времена Господь не оставил свой народ и трижды является Ангел Яхве. Это явления в Бохиме (2,1),

"И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и в Вефиль к дому Израилеву и сказал: так говорит Господь: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, которой клялся отцам вашим дать вам, и сказал Я: не нарушу завета Моего с вами вовек; и вы не вступайте в союз с жителями земли сей...Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? И поэтому говорю Я: не стану уже переселять людей сих, которых Я хотел изгнать, не изгоню их от вас, и будут они вам петлею и боги их будут для вас сетью. Когда Ангел Господень сказал слова сии сынам Израилевым, то народ поднял громкий вопль и заплакал". (Суд.2, 1-3)

Это место Бохим называется "плачущие". Там они принесли жертву Господу. Второй раз Ангел Господень является Гедеону.

"И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиазерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это бедствие? е где все чудеса Его, о которых нам рассказывали отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян." (Суд. 6, 11-13)

Здесь явное духовное падение. Здесь красочно предстает перед нами образ Гедеона. Третий раз Ангел Господень является Маною. В данном случае разговор идет о том, что будет рожден Самсон.

"И Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть опять придет к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем. И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею". (Суд. 13, 8-9).

Ангел сказал, как поступать с этим младенцем, "пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене; пусть не есть всего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает все, что я приказал ей". Это третье явление Ангела Господня. Этот Ангел, который в истории называется "чудным", по толкованию святых отцов это Сам Господь, Христос Спаситель, который до своего воплощения является людям под видом Ангела Яхве.

Сегодня мы разберем Самсона. Он был грешным, любил женщин. Фигура Самсона наиболее интересна среди всех других, наиболее поэтичная. Есть опера "Самсон и Далила", оратория и ряд других произведений, знаменитый фонтан. Символика фонтана - нужно вспомнить загадку, которую загадал Самсон Филистимлянам. Самсон убил льва, потом через несколько дней в трупе льва он нашел соты меда, он сам ел этот мед и дал родителям. Он загадал загадку: "из ядущего вышло ядомое, из сильного вышло сладкое" (Суд. 14,14).

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную || Следующая лекция
Полезная информация: