Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
Сергий Громов
СТАРЫЕ И НОВЫЕ МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА. ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ. РЕЧЬ И ПЕНИЕ. Сергиев Посад, 2000 г. От составителя ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Методы преподавания пения учителями старой итальянской школы Голос человека Что необходимо знать певцу О во блаженной памяти почивших Методы преподавания современных профессоров пения Отзывы певцов с видной артистической карьерой о преподавателях пения нового поколения Гармоническое развитие внутренней мускулатуры и внешней Единый способ дыхания для всех Значение дыхания в жизни человека Гимнастика дыхания Школа “гимнастики дыхания” и пения Кофлера Книги Ольги Лобачевой ЧАСТЬ ВТОРАЯ О дыхании в обыденной жизни 1. Дыхательный аппарат 2. Различные виды дыхания 3. Высокое дыхание 4. Боковое (реберное) дыхание 5. Дыхание диафрагмой и животом 6. Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата, или “Правильное дыхание” А. ВДЫХАНИЕ. Б. ВЫДЫХАНИЕ. 7. Вдыхать надо всегда через нос 8. Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата должно быть единственным родом дыхания человека 9. Препятствия правильному дыханию 10. Советы для каждого ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Гимнастика дыхания и обыкновенная гимнастика 11. Гимнастика дыхания - источник нашей жизни 12. Способ ведения гимнастики 13. Пять различных положений Главные условия правильной работы для выполнения гимнастических упражнений 14. Гимнастика дыхания Первая серия Упражнение 1 Для упражнений во вдыхании Упражнение 2 Очистка легких Упражнение 3 Для развития упругости мускулов дыхания Упражнение 4 Задержка дыхания Упражнение 5 Открытие легочных пузырьков при помощи похлопывания по верхней части грудной клетки Упражнение 6 Раскрытие пузырьков легких при помощи похлопывания по спине Упражнение 7 Для увеличения эластичности грудной клетки Упражнение 8 Для растяжения груди 15. Гимнастика дыхания Вторая серия Для упражнения в выдыхании Упражнение 9 Для медленного стягивания легких Упражнение 10 Для приобретения власти над дыхательным аппаратом при дыхании Упражнение 11 Для развития упругости голосовых связок Упражнение 12 Для развития упругости голосовых связок Упражнение 13 Для укрепления мускулов, руководящих стягиванием легких во время речи и пения Упражнение 15 Для медленного сжатия легких и для отрывистого выдыхания 16. Гимнастика дыхания Третья серия Для упражнения в быстром дыхании (см. п.13) Упражнение 19 Для быстрого вдыхания через нос Упражнение 20 Для быстрого вдыхания через нос при открытом рте Упражнение 21 В быстром дыхании Упражнение 22 Для быстрого вдоха ПРИЛОЖЕНИЕ Правила гимнастики дыхания для желающих работать по книге самостоятельно Для людей со слабым сердцем и легкими Для людей со средними легкими и сердцем Для людей с сильными легкими и сердцем ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Дыхание при речи и пении 17. Гармоническая школа пения 18. Вдох и задержание дыхания при пении 19. Движение гортани, 20. Три септимы 21. Работа всего аппарата 22. Резонаторы 23. Артикуляция Произношение гласных “А” “И” “Э” “Е” “О” “У” Общие замечания Произношение согласных Группа звучащих “Л” и “ЛЬ” “Н” “Р” “В” Группа свистящих и шипящих “С”, “З” “Ш” “Ф” Группа придыхательных “Х” “П”, “Б” “Т”, “Д” “К”, “Г” “Ц” “Ч” 24. Общие правила для пения и речи 25. Деятельность легких и мускулов при речи 26. Общие правила речи 27. Общие советы. Дыхание языком (упражнение 1) (упражнение 2) Упражнения в речи Основные правила “У” “О” “А” “И” “Е” “Э” “Ы” “Ю” “Ё” “Я” “Л” “Н” “П” “Р” “С” “Т” “К” “П”, “Т”, “К” “Ш” “Ч” “Ф” “Х” “Щ” “Б” “В” “Г” “Д” “Ж” “З” “Ц” Заключение От составителя Ни в одной области, кажется, нет такого хаоса мнений и разнообраз-ных методов, как в школах пения. Методов пения очень много! Есть итальянский, французский, немец-кий, русский - это все главные методы. В каждом из них есть еще разветв-ления. Каждый профессор пения имеет свой собственный метод преподава-ния, основанный на “секрете постановки голоса”. Сколько на свете профес-соров пения, столько же и методов преподавания, столько же и секретов. Есть школы постановки на различных видах дыхания: школа высоко-го дыхания, грудного дыхания, бокового дыхания и диафрагмального дыха-ния. Дыхание составляет самую трудную, темную, не выясненную сторону вокального искусства. Все учителя пения и ученые, инстинктивно чувствуя, что здесь лежит секрет постановки голоса, ищут разъяснения секрета пра-вильного дыхания и как правильно пользоваться им. Физиологи вообще долго или совсем оставляли в стороне вопрос о дыхании, или же касались его весьма поверхностно, говоря о нем лишь вскользь и не указывая самого способа. Благодаря невозможности контроля знаний преподающих пение, уро-ки пения дают все, кому не лень. Вокальная школа в своих блужданиях не стремится найти целесообразность явлений природы, а старается переделать эти явления на свой лад. В литературе вокального искусства большинство книг, трактующих, носит громкое название “Школа пения, руководство к изучению пения”, “Речь и пение”. Школы, руководства, теории и т.д. принадлежат перу профессоров пения. Большинство, посвятивших себя изучению пения, надеются найти в них то, что обещало название книг, но, к своему удивлению, читатель не находит в них обещанного. Все, сказанное в них, неясно, туманно, запутано, без доказательств. Ученики часто не имеют ясного представления об устройстве голосо-вого аппарата и о том механическом процессе, при помощи которого полу-чается звук, не умея правильно и легко владеть своим голосом, поют в хоре с этим существенным недостатком, в результате чего голоса становятся сла-быми, надорванными, рано спадающие, а, зачастую, даже более серьезные расстройства органов голоса, дыхания и здоровья. Вот одна из причин того, что мы в настоящее время видим так мало хороших певцов с правильно поставленным голосом, умеющих владеть им вполне самостоятельно, правильно, естественно, непринужденно и легко. В незнании голосового механизма, неумении владеть им заключается главная причина безуспешности многочисленных попыток стать искусным певцом, получить доступ к самому чувству, к самой душе слушателя, т.к. все это обуславливается естественностью голоса, на которой уже покоится задушевность, а с нею и все прочие приятные качества голоса, малейшая искусственность, манерность в пении лишают певца свободы. Знаменитые учителя пения (Франц Лампери и Эммануил Гарчна), давшие массу пре-красных певцов, заставляли своих учеников исполнять всевозможные труд-ности не ранее, чем те изучат основательно аппарат голоса, как музыкант прежде всего изучает механизм своего инструмента, а затем уже позволяли учиться владеть этим аппаратом, т.е. издавать тот или другой звук. Другими словами, ученик, прежде чем начать петь, должен как бы составить, собрать инструмент и только тогда можно на нем играть. От умения хорошей сборки голосового инструмента зависит качество звука. Школа пения должна научить певца взять от своего голоса все луч-шее, на что способен голос. Эта школа должна быть основана на логических данных, подтвержденных наукою школы, она должна облегчать труд певца во время пения, что не может быть достигнуто усвоением (различных сек-ретов пения) противоестественных приемов, часто грозящих не только по-терей голоса, но и общему состоянию здоровья. Разумная, сознательная школа развивает самостоятельность, самокри-тику и дает певцу быть не копией, а оригиналом. Раз нет разумной школы, значит нет хороших учителей, а раз нет хороших учителей, откуда взяться хорошим певцам. С появлением такой школы народившийся хаос мнений и разнообразие методов исчезнут сами собой. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Методы преподавания пения учителями старой итальянской школы Прежние профессора пения в своем преподавании исходили из есте-ственных отправлений природы. Они не знали мышц и хрящей, заведующих сокращениями голосовых связок, не знали характера непроизвольной рабо-ты голосового аппарата, но, однако, это не мешало им быть прекрасными профессорами пения. Они брали голос человека как инструмент, уже сде-ланный Господом Богом, и только учили на нем играть. Пытливые профес-сора пения, достигшие хороших результатов путем практики (Ригини, Кре-шентини, Бортони), не оставили нам никаких школ или руководств, они ос-тавили массу вокализов, придавая им, очевидно, большое значение. В то время наука о звуке была лишь в зачаточном положении, и поэтому они, не желая дать непроверенные наукою объяснения, вовсе их не давали. Фр. Лампери был, как и Гапкиа, последним представителем старинной итальянской школы, основанной на эмпирическом преподавании, давшим массу прекрасных певцов. Взгляды на искусство такого маэстро очень интересны и к ним надо отнестись с полным вниманием. В своей книге “Искусство пения”, написанной им по классическим преданиям, он дает технические правила и советы ученикам и артистам. Фр. Лампери в своей книге говорит, что “искусство пения - есть наука правильного “вздоха”, а эту науку можно выразить в двух требованиях: “гибкость шеи и преобладание звука над дыханием”. Из этой выдержки мы видим, что знаменитые певцы придавали особое значение выдыханию, чтобы было больше звука и меньше выдыхания, т.к. звук должен преобладать над выдыханием воздуха. Фраза “Гибкость шеи” должна пониматься, как полная ее свобода, т.е. в шее, где заключается самый голосовой инструмент, не должно быть ника-кого напряжения, никакого сжимания, никакой неестественности, никакой работы для того, чтобы дать полную возможность функционировать голо-совым связкам так, как велит им сама природа. Всякие требования чрезмер-ного опускания гортани выше или ниже нормального уровня создадут не-свободу шеи, благодаря чему не получится ее гибкости; всякое же принуж-денное положение шеи, лишая ее свободы, тем самым лишает возможности правильно функционировать голосовым связкам. Успех единственно достигается постоянством в упражнениях голоса. Взгляд Фр. Лампери на вдыхание: “Мои выводы о вздохе суть плод долголетней практики”. Три способа дыхания могут быть соединены попарно: начиная с гру-добрюшного, можно перейти к боковому, начиная с боковому - к ключич-ному. Для того, чтобы сделать глубокий вздох, надо поочередно перейти че-рез все три типа дыхания. Это смешение способов набирания воздуха будет в прямой зависимо-сти от величины музыкальной фразы, которую надо спеть в одно дыхание. Если фраза маленькая, состоящая из трех - четырех нот, то нет надобности набирать массу воздуха, переходя на все три типа, когда довольно и одного брюшного; если музыкальная фраза больше, то можно набрать воздуха с помощью двух типов дыхания: брюшного и бокового; если же фраза очень большая, то можно набрать воздух всеми тремя способами. Большой секрет пения заключается в умении петь с небольшой затра-той дыхания. Вот в этом весь секрет правильной постановки звука. Довольно малейшего изменения тела, чтобы помешать свободному дыханию, как-то: поднимая плечи, морща лоб, опуская голову и т.д. Фр. Лампери учил учеников распознавать опертый звук и неопертый по ощущению уха: Опертый звук будет металлический, звонкий, полный, круглый, кра-сивый, энергичный и т.д. Неопертый звук будет жидкий, неэнергичный, неметаллический, час-то сиплый и хриплый. Очевидно, Фр. Лампери демонстрировал перед учениками на своем голосе и таким образом давал понять ученику разницу между опертым и не-опертым звуком. Фр. Лампери требует начинать звук так, как будто бы вы начали его не во время выдыхания, а во время вдыхания. Требуя начинать звук, как бы при выдыхании, Фр. Лампери хотел только удержать силу напора дыхания на связки и тем сохранить необходи-мое для правильного функционирования положение связок. При плотно сомкнувшихся голосовых связках, звук получается опертый. Фр. Лампери говорит (то, что перешло ему от старой итальянской школы): “Если пламя зажженной свечи, поставленной перед ртом во время пения остается неподвижно, то расходование дыхания правильное”. Пламя свечи будет колебаться в том случае, когда плохо сомкнувшие-ся голосовые связки будут пропускать лишнее дыхание через большую го-лосовую щель, в том случае звук получится неопертым, тусклым и т.д. Плотно же сомкнувшиеся голосовые связки, пропуская лишь необхо-димое количество воздуха для своего колебания, не дадут возможности проходить лишнему воздуху и тем самым приводить в движение воздух, лежащий над связками, который, действуя на пламя свечи наподобие дуно-вения, будет ее колебать. На этом основании звук распространяется в возду-хе не вследствие перемещения его частиц, а только вследствие их сотрясе-ния. До сих пор зажженная и поднесенная ко рту свеча является лучшим контролем правильности издаваемого певцом звука. Пренебрежение колоратурным пением принесло много вреда и, что всего важнее, способствовало потере голосовой упругости. Знаменитый профессор пения, давший массу хороших певцов, Гапкиа говорит: “Невозможно быть хорошим певцом, не обладая искусством управлять своим дыханием”. Только при нормальной и естественной работе всех органов дыха-тельного аппарата, назначенных своей природой, голос будет нежным и сильным и не будет утомляться. Старинные профессора пения, хотя и не умели объяснить характера работы голосовых связок при правильном звуке, тем не менее, они инстинк-тивно чувствовали, что самый лучший друг и самый страшный враг для звука - это дыхание. “Дыхание, правильно употребленное, становится другом, неправиль-но - врагом”. (проф. Фр. Лампери). Профессор Рубин говорит: “Умелый певец распознается по способу сбережения и расходования им дыхания”. Певец, не знающий, при каких условиях голос бывает сильный и звонкий, всегда старается добыть силу голоса с помощью большого напора дыхания, а не с помощью правильной работы голосового аппарата, чем больше он работает, тем больше он переутомляет свой голос, тем скорее он его теряет. Певец должен расходовать только такое количество воздуха, ко-торое необходимо для производства звука, не больше. Большинство причин переутомления и ранней потери голоса, главным образом, заключается в противоестественной работе голосового аппарата. Это касается всего голосового аппарата: голосовых связок, положение ка-дыка, способ работы легких, диафрагмы, неправильного пользования резо-наторами. Неправильная, неестественная работа голосового аппарата ведет к быстрой потере голоса, настолько быстрой, что еще в школе ученики те-ряют голоса. Прежние певцы пели часто до семидесятилетнего возраста, тепереш-ние - едва допевают до сорока, причина - в неправильности работы голосо-вого аппарата. Некоторые певцы, не потерявшие совсем здравого смысла, угрюмо глядя на прежние вокализы и их трудности, сокрушенно замечают: “Да-с, а ведь эти вокализы прежними певцами пелись! Тогда умели преодо-левать все технические трудности! Теперь куда! Никто не споет, да еще в обозначенном темпе”. Голос человека Голос человека, это, прежде всего, нормальное явление природы, под-чиненное всем ее законам. Голосовой аппарат представляет из себя единственный инструмент, обладающий нижним и верхним резонаторами: верхний - подсвязочная, нижний - грудная полость. Человеческий голос, будучи живым инструмен-том, имея возможность менять форму полости рта и зева по произволу, мо-жет дать разную окраску своему звуку. Что необходимо знать певцу Для того, чтобы быть хорошим певцом, необходимо быть не только хорошим техником, но и, прежде всего, здоровым человеком. Певца наибо-лее занимает звук и его улучшение, т.е. увеличение его силы, красоты, эла-стичности легких и как при наименьшем напряжении получить наибольшее количество воздуха и при переработке его в звук иметь наиболее медленное выдыхание. О во блаженной памяти почивших Архидиаконах, протодиаконах, регентах, певцах Русской Православ-ной Церкви. Плеяда великих ушедших от нас Архидиаконов: Розов, Антоненко, Прокимнов. Протодиаконов: Шаховцев, Холмогоров, Арфенов, Михайлов, Туриков, Тихонов и др. Регентов: Нестеров, Антонов, Комаров, Александров, Хлебников, Озе-ров, Орлов, Локтев, Агафоников и др. Певцов: Басов, Петров, Храпов и др. Певцов баритонов: Бузданов, Попов, Азин и др. Певцов теноров: Соловьев, Сергеев и др. Певиц сопрано: Соловьева, Иванова и др. Они не могли передать своего искусства. Такое явление происходит от того, что талант инстинктивно чувствует истину, но оформить ее в теорию, дать объяснение, понятное каждому, он не может. Путь совершенствования, по которому шел талант был не логический, не научный а инстинктивный, одному ему присущий. Искусство прежних Архидиаконов, Протодиаконов и церковных пев-цов заключалось, главным образом, в поразительном умении владеть голо-сом, в удивительно красивой музыкальной фразировке. в звуковой красоч-ности, согласующейся с внутренним содержанием того, что читал, произно-сил, пел Архидиакон, Протодиакон, певец хора. Для этого надо иметь внут-реннюю силу убеждения, видеть истину. Старые видные регенты тесно связывали музыкальные выражения с выражением текста. Текст слышится и руководит хором, хор и голос Про-тодиакона так сливаются в своем действии, что является как бы только одна мелодия. Протодиакон вливается в хор, украшает мелодию хора и везде, где со вкусом употреблены украшения, свидетельствующие об умении Прото-диакона, не искажая и не затемняя пения - там везде выражение будет неж-но, приятно и сильно, слух очарован, сердце взволновано, физическое и нравственное ощущение будет способствовать молитве верующих, при та-ком согласии между хором и Протодиаконом общее будет казаться одним восхитительным языком, умеющим все сказать и всегда нравящимся. Если хотят регент и певец, чтобы верующие поверили их искусству, надо, чтобы они сами поверили в это искусство. Тогда их вера, их убежде-ние даст нравственную силу, которая повлияет на верующих. Регент и певец, не понимающие глубоко исполняемой вещи, а слепо следующие посторонним указаниям, никогда не будут обладать этой силой. “Нужно понимать самому, чтобы заставить понимать других” (Ж. Ж. Руссо). “Певец, понимающий и чувствующий, передающий как следует свои фразы и их выражение - одарен вкусом; тот же, кто только видит и передает ноты, лады, такт, интервалы, не доискиваясь смысла фраз, может петь уве-ренно и безошибочно, и все-таки остается горлодером - не больше” (Ж. Ж. Руссо). Методы преподавания современных профессоров пения Современные преподаватели полагают, что для правильной постанов-ки голоса нужно нагромоздить на нее массу всевозможных приемов, между которыми кроется и настоящий, необходимый, самый “фокус-секрет” по-становки. Чаще бывает так, что никакие жертвы, ни время, потраченное на искания, не приводит к цели. Благодаря полной невозможности контроля знаний преподающих пение, уроки пения дают все, кому не лень. Задача учителя пения должна сводиться к облегчению труда во время пения, что не может быть достигнуто условием различных противоестест-венных приемов, часто грозящих не только голосу, но и общему состоянию здоровья. Вокальная школа в своих блужданиях не стремится найти целесооб-разность явлений природы, а стремится переделать эти явления на свой лад. Есть учителя, которые прибегают к механическим приемам для развития голоса и дыхания с помощью спирометра, пневмографа, накладывания на живот и грудь тяжелых предметов, вставления в рот машинок, сгибания жи-вотом тросточки, поднимания рояля и т.д. Это самый опасный учитель, так как ничего не дав , убивает и голос и здоровье. Такой учитель еще и тем опасен, что он всегда имеет массу оправда-ний звуковых неуспехов ученика. То виной является диафрагма, то черпа-ловидный хрящ, то небная занавеска, то слишком высокое или низкое по-ложение кадыка, то большой или маленький язычок и т.д. Такой учитель долгое время может скрывать свое невежество в звуковой технике. Отзывы певцов с видной артистической карьерой о преподавателях пения нового поколения Артист Михайлов во второй части своей книги “Исповедь тенора” рассказывает о своих мытарствах в погоне за знающим профессором. Ми-хайлов начал погоню за знающим профессором, будучи не учеником, не на-чинающим певцом, не способным дать себе ясного отчета о доброкачест-венности учителя, а будучи уже хорошим певцом с видной артистической карьерой. Ушедший из Московской Императорской оперы, он поступил в Киев, где, благодаря успеху, ему приходилось часто выступать. В один несчаст-ный день он оказался без голоса. Он стал искать знающего профессора, ко-торый объяснил бы его горе, в России не нашел, думал найти у таких вели-ких светил вокальной науки в Италии и Париже, как Фор, Сбрилья, Биардо, Маркез, Крости, Критикоз, Арто, Моссони, Дювернуа. “Когда я как следует проанализировал приемы и отношение этих профессоров к певцам, меня поразила полная бессознательность их методов и поразительная бессовест-ность, чтобы не сказать большее”. “Я пришел к глубокому убеждению, что если до сих пор являлись певцы, то они выдвинулись не при помощи бессознательно действующих профессоров, которые не успели своим бессознательным учением, своим блужданием ощупью, сбиванием певцов с естественной дороги, натолкнуть их на гибельный для голоса путь. Разочаровавшись в знаменитых профессо-рах, обозвав всех устно и печатно шарлатанами, возвратился в Россию ни с чем”. Также певец Миролюбов, обладающий чудным голосом басом про-фундо, издающий “Журнал для всех”, находил, что упадок искусства всеце-ло заключается в потере школы, в отсутствии знающих преподавателей. “В бытность мою в Италии я занимался у известного профессора N. Из русских вместе со мною учился еще Ильяшевич, такой же глубокий бас, как и я. Профессор заставлял нас упражняться фальцетом. С басом совсем было плохо, мы ничего не могли петь. Да, что поделаешь! Мало ли нам приходилось проделывать глупых вещей в погоне за школой пения. Школы разумной нет, учителя, могущего тебе доказать разумным пу-тем каждое свое требование, тоже нет; оставалось только верить в (опыт) учителя, который, к тому же, был известным певцом”. “Более десяти лет я отдал на изучение вокального искусства, на иска-ние истины, хотя бы каких-нибудь законов этого искусства и в России, и за границей, но ничего не нашел. С помощью русских и иностранных мастеров исправлял “ошибки” Господа Бога в моем инструменте. И я кончил тем, чем кончают все исправляющие дело самой природы: я, как и они, потерял свой голос”. Современные преподаватели не учат играть на голосовом инструмен-те, сделанным Господом Богом, а стараются исправлять его “несовершенст-во”. Спрашивается, “что сталось бы со скрипкой Страдивари, если бы ка-ждый учащийся начал ее переделывать вместо того, чтобы учиться на ней играть? Очевидно, не осталось бы ни одной хорошей скрипки, или две-три каким-нибудь чудом сохранились бы. Случилось бы то, что, мы видим, слу-чилось с голосами”. Гармоническое развитие внутренней мускулатуры и внешней Гармоническое развитие внутренней мускулатуры играет очень важ-ную роль для здоровья. Неправильное употребление голосового и дыха-тельного аппарата ведет к целому ряду горловых, нервных и легочных забо-леваний. Кофлер говорит: “Искусство пения и речи тесно связаны друг с дру-гом и нельзя культивировать голоса, не культивируя речи, а с другой сторо-ны, каждый оратор должен стремиться развивать свой голос. Поэтому было бы желательно, чтобы учителя, адвокаты, пасторы, священники, артисты и вообще все, чья профессия зависит от здоровья и голоса, не только стара-лись проделывать все упражнения, предназначенные для певцов, но и пели бы. Певец же не должен опускать упражнения, назначенных для развития голосовых мускулов, т.к. сила эта нужна не только ораторам, но и певцам”. Профессор старой итальянской школы, за которой стоят громкие в истории искусства имена, певец Фр. Лампери говорит: “Искусство пения есть наука правильного вздоха. Самый лучший друг и самый страшный враг для звука - это дыхание. Дыхание, правильно употребляемое, становится другом, неправильно - врагом. Певец должен расходовать только такое ко-личество воздуха, которое необходимо для производства звука, не больше. Успех единственно достигается постоянством в упражнениях голоса. Большой секрет пения заключается в умении петь с небольшой затра-той дыхания. Вот в этом весь секрет правильной постановки звука”. Профессор Гапкиа говорит: “Умелый певец распознается по способу сбережения и расходования им дыхания”. “Только при нормальной и естественной работе всех органов дыха-тельного аппарата, назначенных самой природой, голос будет нежным и сильным и не будет утомляться” - утверждает проф. Кофлер. Доктор Мариель Маккензи в своей книге “Пение и речь” говорит: “Искусство пения будет только тогда изучено, когда дыхание будет автома-тическим не только во время упражнений, но и в обыденной жизни. Дыха-ние при пении - это главный фактор успеха, это альфа и омега вокального искусства. Уметь правильно пользоваться дыханием значит быть певцом. Формирует певца не количество упражнений, а качество и манера исполне-ния их”. “Как только человечество дойдет до понимания, - говорит профессор Вагелман, один из видных представителей новой школы, - что “красный го-лос” не есть необыкновенный дар природы, а присущ каждому, является лишь результатом гармоничного развития своего аппарата и может быть достигнут каждым, в искусстве наступит новая эра”. Единый способ дыхания для всех Способ дыхания должен быть один для всех, при котором в объеди-ненной работе участвует весь дыхательный аппарат и человек получает столько воздуха, сколько в данный момент требует его организм. Употребляя же один из трех первых родов дыхания, мы насилуем те или другие мускулы, заставляя их нести работу, предназначенную всему аппарату. Лишая насильственно один из органов или часть его предназна-ченной ему работы, мы тем самым грешим против нашей природы, разру-шаем гармонию созданного и за это рано или поздно платим тяжелыми страданиями. В многолетней практике установлено, что соблюдение “паузы” и “не-правильное дыхание” - играют первостепенную роль в оздоровлении орга-низма. Спасти всего человека, т.е. сохранить и восстановить гармонию всех сил его организма и вернуть ему работоспособность и радость жизни можно при помощи гимнастики дыхания. Преподаватели этой новой школы стремятся достигнуть гармоничной работы всего аппарата, т.е. голосовых связок, гортани, легких, диафрагмы и других мускулов дыхания, т.к. они поняли, что совершенное напряжение голосовых связок (т.е. вполне правильная подача голоса) возможно лишь при условии, когда вся внешняя и внутренняя мускулатура аппарата облада-ет вполне правильным напряжением. Если голосовой аппарат развит гармо-нично, то голос слабеет только с наступлением старости. Значение дыхания в жизни человека Главный источник нашей жизни - кислород. Без пищи человек может просуществовать несколько дней без особого ущерба своему организму, а без воздуха он не просуществует и нескольких минут. Питание тела осуществляется кровью. Выходя из сердца, кровь идет ко всем органам и частям тела, отдает по пути тканям свои питательные со-ставные части, получая взамен угольную кислоту и другие продукты распа-да. После этого кровь снова возвращается в сердце и оттуда в легкие, дея-тельность которых, т.е. дыхание, беспрестанно очищает ее; дыхание прино-сит новый запас кислорода и в то же время выносит наружу лишний угле-род. Возрожденная, благодаря полученному кислороду, и очищенная, вследствие выделения угольной кислоты, кровь снова расходится по телу, неся ему новую жизнь, энергию и силу. Если дыхание будет неправильно, то кровь, приходя в легкие, не най-дет там достаточного запаса жизненного эликсира - кислорода - и, не обнов-ленная и неочищенная, вернется в тело, неся ему медленное отравление и болезнь. Доктор Ревелье Париз в одной из своих работ говорит: “Я убежден, что старость начинается и развивается от легких, что именно в этом органе, особенно проницаемом и богатым сосудами, поглощающем воздух и в не-котором роде переваривающем и усваивающем его вещества нашего тела, начинается разрушение человеческого организма. Если бы можно было поддержать образование крови в его совершенном состоянии, то я не со-мневаюсь, что таким образом было бы найдено верное средство продолже-ния человеческого рода”. “В актах вдыхания и выдыхания природа дала нам, - говорит Кофлер, - гораздо большие средства для обновления и оздоровления организма, чем их могут дать лечебные средства всех аптек вместе”. Усиленная упорядоченная деятельность дыхания, оживляя организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и хороший сон, оказы-вает всем этим превосходное влияние на всю физическую и духовную жизнь человека. Все это благотворно действует на его нервную систему, на его возбудителя и регулятора организма, т.к. нервная система правильно работает и возрождается только при здоровом состоянии всего организма, часть которого она составляет. Гимнастика дыхания Вырабатывая условия для развития здоровой нервной системы, гим-настика дыхания благотворно влияет на душу и умственные способности человека, а в частных случаях излечивает угнетенное состояние духа, ипо-хондрию и меланхолию. Помимо того, ценные психические свойства, бла-готворно влияющие на духовную сущность человека, представляются почти непосредственным результатом занятий гимнастикой дыхания: энергия во-ли, выносливость, обостренное внимание и улучшение памяти. Человек приобретает бодрость, здоровую решительность и радость жизни. Небреж-ное отношение к дыханию человека тем более непонятно, что влияние его на деятельность всего организма было известно еще в глубокой древности. Доктор Нейман в своей книге “Искусство дыхания человека” говорит: “Искусство дыхания также старо, как и род человеческий”. Действительно, следы изучения приемов дыхания с медицинской и гигиенической целью видны повсюду, куда проникало историческое иссле-дование. Так, за 2000 лет до Р.Х., китайцы употребляли особого рода вды-хания, связанные с соответственными положениями тела, с целью борьбы против многих болезней. Точно также в Ост-Индии за 1300 лет до Р.Х. встречаем мы советы задерживать дыхание с целью очищения организма и главным образом - легких. Кроме того, дыхательные упражнения имели там религиозный характер. Греческие и римские врачи, как-то: Гален, Цельз и др., рекомендовали задерживать дыхание, как лучшее средство борьбы против болезней. Они были уверены, что задерживание дыхания согревает тело, увеличивает грудную клетку, усиливает органы дыхания, очищает грудь, расширяет по-ры, утончает кожу и дает возможность избавится от лишних испарений. Платон в одном из своих произведений упоминает о совете врача Ери-зимаха, данном поэту Аристофанцу, задерживать дыхание с целью борьбы с приступами кашля. Также в середине века находим мы указания на упот-ребления “гимнастики дыхания”, причем врачи того времени пользовались опытами Греции и Рима. Знаменитый философ XVII столетия Эммануил Кант в одном из своих трудов посвящает целую главу вопросу излечения многих болезней путем задерживания дыхания. Но во всем этом, за исклю-чением востока и особенно Индии, не было никакой строгой системы, ника-кой последовательности. И только в конце прошлого столетия на Западе “гимнастика дыхания” выливается в определенную форму. Впервые вопрос о дыхании разобран односторонне и основательно в трудах Генле, Неймана и Витковского. Между теорией “правильного дыха-ния” и “наукой дыхания” йогов - большое сходство. Школа “гимнастики дыхания” и пения Кофлера Труды профессора Генле дали возможность Кофлеру, учителю дыха-ния и пения в Америке, создать свою стройную и простую систему и осно-вать первую в мире школу правильного дыхания и пения. Сам Кофлер был певец, но вследствие неправильной постановки его голоса и наследственного недуга (горловой чахотки) рано стал терять голос. Он обращался за советом как к певцам, так и к докторам, но нигде не нашел помощи. В это время Кофлер переехал в Америку и, с целью побороть свой недуг, изучая медицину, занимался изучением горла при помощи зеркала, пользовался всякой возможностью обогатить свои знания по физиологии горла и органов дыхания и, наконец, напал на книгу доктора Генле “Анато-мия человека”, которая дала ему ключ к разрешению давно мучившей его задачи. В этой книге не только говорилось о дыхании, но и указывалось, как надо производить его. Наблюдение за деятельностью голосовых связок и зависимостью этой деятельности от работы диафрагмы и других дыхатель-ных мускулов, а также изучение упомянутой книги доктора Генле дало Кофлеру возможность построить свою систему. Он пришел к заключению, что “легкие - источник, очищающий и согревающий нашу кровь, что их ра-бота - это лучшее средство сохранения человеческого тела в полной работо-способности”. Берлинский профессор медицины Эйленбург в своем предисловии к книге Андерсен говорит: “Как часто нам врачам приходится предписывать улучшенное, усиленное и методически введенное дыхание как средство против малокровия, нервности, болезни легких и сердца, но, к сожалению, большая часть советов рушится из-за полного непонимания их”, и прибав-ляет при этом: “Эта маленькая книжка опытного учителя Кофлера дает дра-гоценную помощь, которая радостно встречается врачами”. В своей книге лондонские доктора Денокс Броун и Эм. Бенке, говоря о дыхании, с громадной похвалой отзываются о школе и трудах Л. Кофлера: “Неправильность дыхания в девяти десятых служит причиной нервных, горловых, легочных болезней”. Доктор Биккинг в своей книге “Гимнастика дыхания” говорит: “Мы посылаем людей в здоровые местности, но какой же в том толк? Сам воздух помочь не может, надо уметь им пользоваться, надо уметь правильно ды-шать”. Доктор Нимейер в своей книге “Легкие” указывает на задержание воздуха после глубокого вдыхания как лучшее средство для сохранения в здоровом состоянии легких, органов пищеварения, крови и нервов. Эта школа нашла массу последователей и подражателей в Америке, Германии и Японии. У нас в России имеют слабое представление как о “гимнастике дыха-ния”, так и о самом акте дыхания. Книги Ольги Лобачевой Ольга Лобачева по окончании полного четырехгодичного курса обу-чения в школе Андерсен и Шлафхорст приехала в Россию, издала две кни-ги: в 1915 году книгу “Дышите правильно” или Учение индусов йогов о дыхании, измененное Западом. Американская метода Кофлера. Книга для здоровых и больных; в 1923 году книгу “Правильное дыхание. Речь и пение”. Новейшая ме-тода Запада. В этих книгах даны все указания для людей, желающих работать по этим книгам без всякой помощи и руководителя. ЧАСТЬ ВТОРАЯ О дыхании в обыденной жизни 1. Дыхательный аппарат Процесс дыхания состоит из трех актов. ВДЫХАНИЕ, которое доставляет нашей крови кислород. ВЫДЫХАНИЕ, во время которого выделяются ненужные продукты из легких. ПАУЗА ОТДЫХА - ожидание нового импульса дыхания. Главные условия хорошего дыхания - это подвижность грудной клет-ки, эластичность легких и диафрагмы. Грудная клетка образуется двенадцатью парами ребер, прикреплен-ными посредством подвижных суставов сзади к спинному хребту, а спереди (за исключением пяти нижних) хрящами к грудной кости. Восьмая, девятая и десятая пары прикреплены спереди хрящами к предшествующим ребрам и называются ложными ребрами, передние же концы одиннадцатой и двена-дцатой пары ребер свободны, они называются колеблющимися ребрами. Между ребрами находятся внешние и внутренние межреберные мускулы, участвующие в работе расширения грудной клетки. Они устроены таким образом, что в то время, как внутренние мускулы расслабляются, внешние напрягаются и наоборот. Всю грудную полость, за исключением моста, занимаемого сердцем, заполняют легкие - два губкообразных органа, состоящие из 17-18 сотен миллионов легочных пузырьков, имеющих 1/7 - 1/2 миллиметра в диаметре (рис. 1). Внутри легких кроме многочисленных разветвлений бронхов прохо-дит целая сеть легочных артерий, легочных вен и капилляров, служащих для обмена газов и для питания самих легких. Легочные пузырьки пред-ставляют собой место газового обмена крови; атмосферный воздух, входя при дыхании через гортань, дыхательное горло, бронхи и мельчайшие раз-ветвления, наполняет легочные пузырьки (рис. 1, б). Кровь протекает по во-лосным сосудам, окружающим стенки пузырьков. Благодаря тонкости этих стенок, она легко воспринимает кислород из воздуха, наполняющего пу-зырьки легких, и выделяет из себя угольную кислоту и другие газообра-зующие продукты распада. Испорченный воздух выходит из легких во вре-мя выдыхания при сжатии легочных пузырьков через ту же систему воз-душных дыхательных трубочек, что и при вдыхании. Легкие одеты снаружи тонкой оболочкой - плеврой, которая переходит на легкие со стенок грудной клетки и с диафрагмы, одетых такой же оболочкой. Диафрагма представляет собой мускулистую перегородку между по-лостью живота и грудной полостью и служит основанием грудной полости (рис. 2). При опускании диафрагмы и расширении грудной клетки легкие сле-дуют их движению, они увеличиваются в объеме, в них образуется разре-женное пространство и атмосферный воздух входит внутрь легких, что мы и видим при вдыхании. Так как легкие при вдыхании только следуют за дви-жением диафрагмы и грудной клетки, то значит их роль при вдыхании - пассивная, активная же роль принадлежит дыхательным мускулам и, глав-ным образом, диафрагме. Верхнюю часть дыхательного аппарата составляют трахея и гортань. Трахея имеет вид трубки (рис. 1,а), спускающейся вниз в грудную клетку до третьего грудного позвонка, на уровне которого она делится на две ветви: правую и левую, называемые бронхами, каждая из которых направляется к соответствующему легкому. Стенки дыхательного горла (трахеи) состоят из 15-17 незамкнутых сзади колец, расположенных горизонтально одно под другим. Кольца заложены в волокнистую эластичную перепонку. Эти хря-щевые кольца и позволяют трахее спадаться. Верхняя часть трахеи составляет гортань (рис. 1,а). Стенка гортани состоит из нескольких хрящей, соединенных между собой связками и снаб-женных, кроме того, мышцами. Представляя начальную часть дыхательных путей, гортань имеет очень важное значение как орган звука. Главную часть гортани составляют голосовые связки (рис. 3), замыка-ние или размыкание которых закрывает или открывает вход в дыхательное горло (рис. 3 а, б). Над входом в гортань находится надгортанник, который закрывает вход в гортань при глотании (и тем защищает дыхательные пути от посто-ронних веществ) и открывает во время дыхания, предоставляя воздуху сво-бодный вход и выход. 2. Различные виды дыхания Нашей задачей является получить наибольшее количество кислорода с наименьшей затратой работы и сил. В связи с этой целью рассмотрим ви-ды дыхания и покажем, который из них заслуживает имени “правильного дыхания”. Существует четыре виды дыхания: высокое (ключинное), боковое (реберное), дыхание животом, глубокое дыхание или дыхание с объединен-ной работой дыхательного аппарата. 3. Высокое дыхание Высокое дыхание - это дыхание, при котором расширяется, главным образом, верхняя часть грудной клетки. При высоком дыхании с помощью внешних мускулов поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и ребра. Диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким обра-зом, вся грудная клетка вытягивается вверх, но при этом будет все-таки очень незначительно расширена. Этот вид дыхания самый нерациональный и вредный. Грудная клетка вверху уже , чем в середине и основании. Рас-ширение ее, следовательно, будет минимальное, т.к. диафрагма вытягивает-ся вверх, и, таким образом, объем нижней части грудной клетки не увеличи-вается, а уменьшается, поэтому только верхние части легких будут заполне-ны воздухом, а т.к. легкие имеют ту же форму, что и грудная клетка, т.е. кверху они уже, потому и в верхней части поместится меньше воздуха, чем в средней и нижней частях. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает довольно большое напряжение. Поднимая ключицу, мы поднимаем и лопатки. Потому самым главным возражением против этого рода дыхания является то, что при нем участвуют в работе нервы и муску-лы, не имеющие ничего общего с нормальной работой дыхательного аппа-рата. 1. Малое количество воздуха, доставляемое каждым вдохом, вызывает учащенное дыхание, что приводит к чрезмерному напряжению. 2. Втягивание диафрагмы, гортань получает слишком высокое положение (т.к. положение гортани зависит от работы диафрагмы), что служит причи-ной ненормальной резкости голоса. 3. Так как напряжение голосовых связок связано также с деятельностью диафрагмы, то неправильная работа последней вызывает также неправиль-ное напряжение голосовых связок и уничтожает власть над голосом. Певец, привыкший к такому роду дыхания, должен слишком сильно напрягать мускулы гортани и шеи, отчего голос легко порывается. Следствием такого рода дыхания является хроническая сипота, воспаление гортани и ранняя потеря голоса. 4. При таком роде дыхания невозможно быстро вдыхать через нос, и пото-му люди, привыкшие к нему, должны при разговоре, чтении и пении втяги-вать воздух через рот, что помимо вредно охлаждением слизистых оболочек горла, еще и не эстетично, т.к. втягивание воздуха через рот сопровождается сиплым, свистящим звуком, неприятно действующим на слушателей. 5. Этот род дыхания не годится при пении еще и потому, что как только первый звук (после вдыхания) будет взят, насильственно поднятая грудная кость сразу опустится и звуки будут слабыми и плоскими. 4. Боковое (реберное) дыхание Дыхание, при котором диафрагма растягивается и поднимается, а нижняя часть живота сильно втягивается. Диафрагма вместо того, чтобы сжиматься и опускаться, производит обратные движения. Диафрагма, под-нимаясь вверх, исключает из работы нижнюю часть легких, дыхательная поверхность которых наибольшая. Втягивание живота вредно отзывается на органах пищеварения. 5. Дыхание диафрагмой и животом Диафрагма представляет собой большую мускулистую перегородку между полостью живота и грудной полостью (рис. 3). В состоянии покоя она сильно выпукла, выпуклой поверхностью она обращена к грудной по-лости. Как только она начинает работать, выпуклая часть ее втягивается, делается плоской, и диафрагма опускается в полость живота (рис. 2) - вды-хание, нижние ребра тогда раздвигаются и органы полости живота застав-ляют стенки его выпячиваться вперед. Работа диафрагмы здесь правильная, но при ней не все легкие участвуют в работе. Известно, что туберкулез на-чинается почти всегда с верхушек легких, именно потому, что эта часть у большинства людей менее всего работает, при одном же нижнем дыхании верхушки не участвует в работе, что создает предрасположение к туберку-лезу. Мы видим, что в первом виде дыхания участвуют лишь верхние части легких, во втором - средние, в третьем - нижние части. Остальные части легких находятся без необходимой вентиляции, в этих неработающих час-тях утрачивается эластичность, а отсюда могут получатся серьезные легоч-ные страдания. Кровь пробегает по тонким волосным сосудам, окружаю-щим все легочные пузырьки, следовательно, при каждом рассмотренном виде дыхания только кровь, притекающая в рабочую часть, придет в сопри-косновение с кислородом и будет очищена. Возвращаясь обратно, неочи-щенная кровь не только не дает достаточного питания организму , но, раз-нося снова углекислый газ и другие газообразные продукты распада во все концы тела, она постепенно отравляет его. Человек становится слабым, нервным, деятельность тканей и органов ухудшается, развиваются специальные болезни и, чаще всего, органов ды-хания. Лишая насильственно один из органов или часть его предназначенной ему работы, мы тем самым грешим против нашей природы, разрушаем гар-монию созданного и за это рано или поздно платимся тяжелыми страдания-ми. Способ дыхания всегда должен быть один и тот же для всех, при ко-торой при объединенной работе участвует весь дыхательный аппарат и че-ловек получает столько воздуха, сколько в данный момент требует его ор-ганизм. В спокойном состоянии в среднем в минуту - 8 литров воздуха, при ходьбе - 16, при восхождении на гору - 23, при беге - 57 литров и т.д. Воз-дух бывает неодинаков, но разница заключается лишь в величине расшире-ния дыхательного аппарата, сообразно с количеством потребного воздуха: вид дыхания должен быть один и тот же всегда. 6. Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата, или “Правильное дыхание” А. ВДЫХАНИЕ. Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата или “Правильное дыхание”. Продолговатый мозг представляет собой центр дыхания. Он действует совершенно автоматически: кровь, бедная кислородом и насыщенная про-дуктами распада, протекая по продолговатому мозгу, раздражает его, вслед-ствие этого раздражения нервы, идущие от продолговатого мозга к диа-фрагме, дают импульс диафрагме, отчего выпуклая ее поверхность сжима-ется, делается более плоской и вся она опускается в плоскость живота, вследствие этого понижения и сжатия органы полости живота, надавленные диафрагмой, оказывают ей некоторое сопротивление, благодаря которому расширяются нижние ребра. Одновременно с этим вступают в работу и другие такие дыхательные мышцы, как: 1. Длинные и короткие поднимающиеся ребра. 2. Межреберные. Причем внешние напрягаются, а внутренние ослабляются, а при уси-лении дыхания в работе принимают участие мышцы: лестничные, трапеце-видные, грудино-ключично-сосковая, малая грудная, передняя зубчатая, задняя зубчатая, верхняя и ромбовидная. Эта объединенная работа дыха-тельных мускулов сильно увеличивает объем грудной клетки. Профессор Ландуа дает наглядное изображение изменения положения ребер при вды-хании и выдыхании (рис. 4). На рис.4 видно, что ребра при вдыхании не только поднимаются, но их взаимное расстояние увеличивается, т.к. расстояние между ними при вдыхании (а, б) будет гипотенузой прямоугольного треугольника, а рас-стояние между ними при конце выдыхания (с, б) будет катетом того же тре-угольника, а гипотенуза всегда больше катета. Таким образом, вся грудная клетка будет сильно увеличена. Легкие одеты двойным листком оболочки (плевры). Внутренний листок - легочная плевра - покрывает всю поверхность легких, тесно соединяясь с их веществом. Наружный листок - пристеночная плевра - выстилает грудную стенку и диафрагму. Во время дыхания грудная клетка расширяется, и приросшая к ней пристеночная плевра растягивается, легкие следуют общему движению расширения. Вследствие этого расширения в легочных пузырьках образует-ся разреженное пространство, которое и стремится заполнить внешний воз-дух. Работа голосовых связок зависит от работы диафрагмы. Когда диа-фрагма опускается книзу, голосовые связки раскрываются, внешний воздух получает свободный доступ внутрь и заполняет легкие до тех пор, пока плотность находящегося в них воздуха не будет равна плотности атмосфе-ры. В последний момент вдыхания втягивается слегка самый низ живота, весь же живот остается расширенным. Втягивание низа живота происходит лишь при очень глубоком вдыхании. При самом глубоком вдыхании слегка приподнимаются и ключицы, но движение это является, главным образом, следствием общего расширения грудной клетки и не производится исклю-чительно внешней работой мускулов, как при высоком дыхании. Т.к. легкие следуют движению грудной клетки и диафрагмы, то активная работа при вдыхании лежит на диафрагме и других дыхательных мускулах, легкие же играют пассивную роль. Очень важно заметить, что вдыхание должно быть непроизвольным. Как только дыхание делается произвольным, оно переста-ет быть правильным, и мы получаем один из первых трех его видов (высо-кое, боковое или животом), но никогда не полное. При физиологически правильном дыхании, т.е. полном дыхании, мы должны после каждого выдыхания выжидать импульс к новому вдыханию, т.е. должны ждать того момента, когда крови понадобится новый кислород, произойдет автоматическое раздражение продолговатого мозга и диафрагма получит импульс к новому дыханию. Эта пауза после выдыхания очень ма-ла. Но она необходима для правильной работы нервной системы и мускулов (рис.5). На рис.5 изображена кривая нормального дыхания. Анализируя ее, мы видим, во-первых, что вдыхание короче выдыхания; во-вторых, что по-сле выдыхания следует, как правило, маленькая пауза. Упражнения надо начинать с выдыхания и выполнить после него пау-зу - вдыхание будет непроизвольным, бесшумным, свободным, равномер-ным и полным. Измерение количества воздуха, вдыхаемого при различных видах ды-хания, дало следующие результаты: Виды дыхания Женщина Мужчина Высокое 2000 куб. см 2150 куб. см Боковое 2170 куб. см 2680 куб. см Животом 2540 куб. См 3200 куб. см Правильное 2800 куб. См 3960 куб. см Таким образом, при физиологически правильном дыхании с наимень-шем напряжением и при равномерной объединенной работе всего дыха-тельного аппарата мы получаем наибольшее количество воздуха. Б. ВЫДЫХАНИЕ. Цель выдыхания - очистить легкие от ненужных вредных газов. Голо-совые связки, закрывающиеся после окончания вдыхания, начинают опять открываться, и воздух получает свободный выход наружу. Насколько вдыхание должно быть непроизвольным, настолько же выдыха-ние не только зависит от нашей воли, но и должно быть предметом самых тщательных забот, по крайней мере так долго, пока наше дыхание не станет автоматически правильным. Итак, прежде всего, надо следить за тем, чтобы грудная клетка не слишком быстро спадалась, чтобы диафрагма не была очень расслаблена и не слишком быстро поднималась в грудную полость, т.к. в таком случае получится чрезмерно сильное давление на легочные пу-зырьки и, вследствие своей упругости, воздух не сможет выйти из пузырь-ков легких. Легкие состоят из 16-17-ти сотен миллионов пузырьков, имеющих 1/7-1/2 мм в диаметре. Если диафрагма поднимается медленно, сохраняя при расширении известное напряжение (не находясь в расслабленном со-стоянии), а грудная клетка спадает медленно (благодаря комбинированной работе дыхательных мускулов), то воздух свободно выходит наружу из ле-гочных пузырьков через маленькое отверстие. Если же диафрагма расслаб-лена и потому быстро поднимается в грудную полость, а грудная клетка, вследствие этого, быстро спадается, то образуется сильное давление на лег-кие, и воздух, вследствие его упругости, не станет выходить в узкие отвер-стия пузырьков .легкие не будут освобождены от воздуха, и когда придет момент вдыхания, новому воздуху почти не будет места, кровь не получит нужного количества кислорода и, неочищенная, не обновленная, вернется в тело человека, а легочные пузырьки скоро утратят присущую им упругость и, таким образом, самое главное условие правильного вдыхания - эластич-ность легких - сильно ослабится. Надо следить за тем, чтобы выдыхание не доходило до спазматиче-ского сжатия, т.к. цель выдыхания - очистить легкие от дурных газов, а не выдавить оттуда весь воздух. Если выдыхание было правильным, нам не надо будет тянуть воздух, он свободно, непроизвольно войдет сам и при этом в работе будет участвовать весь дыхательный аппарат. Паузы, насту-пающие после выдыхания, различаются по своей продолжительности. Ми-нимальные они во время гимнастики, бега и ходьбы, несколько больше - в спокойном состоянии и максимальны во время сна, т.к. во время гимнасти-ки потребность в кислороде максимальна, а во время сна минимальна. Если выдыхание происходит чересчур долго, то грудная клетка вдавливается, живот втягивается внутрь, и нам придется, не дожидаясь нового импульса вдыхания, втягивать воздух даже ртом, что часто замечается у людей, гово-рящих одним дыханием. В таком случае не может быть и речи о правильном вдыхании, раз нам приходится глотать воздух ртом. Кроме того, усиленное сжатие грудной клетки и втягивание живота вредно сказывается на здоровье. 7. Вдыхать надо всегда через нос Дыхательный аппарат, по словам доктора Витковского, дерево дыха-ния. Верхнюю часть его составляет гортань с самым важным ее органом - голосовыми связками, далее идет дыхательное горло, бронхи, их разветвле-ния в легких и самые легкие (рис. 1). Гортань соединяется с внешним пространством двумя путями - поло-стью рта и полостью носовой. Разбирая строение нашего тела, мы видим, что все в нем устроено вполне целесообразно: так, например, глаза, уши защищены от пыли, неж-ные части уха прикрыты от непосредственного притока холодного воздуха и т.д. Нет ничего в нашем теле, что при правильном употреблении могло бы вызвать те или иные болезни. Нормальная температура нашего тела - 36 градусов, температура же внешнего воздуха различна, сильна разница с температурой тела особенно зимой. Выбирая рот как путь вдыхания, мы не найдем в нем ничего, что за-щищало бы нежные слизистые оболочки горла, бронхов и легких от прито-ков холодного воздуха, от пыли и от посторонних вредных веществ, попа-дающих вместе с воздухом в полость рта. Если мы рассмотрим полость носа, то увидим, что изгибы его каналов усажены короткими щетинистыми волосками и, таким образом, представ-ляют собой единственные согреватели и фильтры входящего воздуха. Значит ясно, что природа предназначила нос, а не рот для цели вды-хания. Только вдыхая через нос мы избавляемся от катаров горла и носа, которые являются прямым следствием вдыхания через рот, когда не согре-тый и неочищенный внешний воздух попадает на слизистые оболочки, раз-дражает их и вызывает воспаление. Проходя по каналам носа, воздух не только согревается в них (т.к. ка-налы эти покрыты слизистой оболочкой, особенно богатой кровью и, зна-чит, особенно теплой), но оставляет на волосках и стенках каналов пыль и приобретается некоторая влажность, которая также очень необходима, т.к. слишком сухой воздух раздражает слизистые оболочки, вреден бронхам и легочным пузырькам. Если человек дышал всю ночь ртом, что очень плохо, то утром он просыпается с пересохшими горлом и ртом, с ощущением тошноты и го-ловной болью. Кроме того, если мы дышим ртом, то носовая полость страдает от это-го. Выделения , отлагающиеся на стенках каналов, не могут быть удалены, каналы засоряются и слизистые оболочки носовой полости за отсутствием вентиляции болеют. Таким образом, не остается никакого сомнения, что единственно вер-ный путь вдыхания - носовая полость, и мы сами бываем виноваты в своих заболеваниях, если выбираем для этой цели полость рта. Для певцов же и ораторов вдыхание через нос представляет еще и то преимущество, что оно не слышно, тогда как вдыхание ртом сопровождает-ся неприятным звуком. Правда, и вдыхание через нос может быть слышно, но только в том случае, если оно не верно, и это явление будет указывать нам на то, что ра-бота диафрагмы еще неправильна. 8. Дыхание с объединенной работой всего дыхательного аппарата должно быть единственным родом дыхания человека Находимся ли мы в состоянии сна или покоя, бодрствуем или работа-ем, мы всегда должны дышать при объединенной работе всего дыхательно-го аппарата, и разница в дыхании должна заключаться лишь в величине расширения и продолжительности пауз. Правильное дыхание не утомляет, а освежает человека. Сама природа позаботилась о распределении труда: при вдыхании работает диафрагма и другие мускулы, при выдыхании же рабо-тают легкие, пассивна диафрагма и другие мускулы. Кроме того, после вы-дыхания следует пауза, при которой весь дыхательный аппарат находится в состоянии покоя. Ничто так не разрушает организм человека, как недоста-точное, неправильное дыхание, мускулы, не употреблявшиеся в работе, сла-беют и отмирают, с другой стороны, мускулы, несущие двойную работу, болеют: человек переутомляется, кровь от недостаточного притока кисло-рода не очищается, нервы и мозг от плохого питания, которое они получают от крови и от чрезмерных неправильных напряжений, раздражаются. 9. Препятствия правильному дыханию 1. Всякие воротники, ленты, обшивки, плотно обтягивающие шею, ме-шающие свободному движению гортани (понижению при выдыхании и поднятию при вдыхании) и не допускающие расширения шеи, необходимо-го при глубоком вдыхании. 2. Туго обтягивающие платья, кушаки и, главным образом, корсеты, ис-ключающие возможность работы диафрагмы и расширения нижней и сред-ней части легких. Эта крепкая шнуровка совершенно исключает возмож-ность правильного дыхания и является причиной легочных болезней, мало-кровия, нервности и страдания пищеварительных органов. 3. Манера горбиться и сутулиться, чем ослабляется деятельность не только легких, но и сердца. 4. Чем бы мы не занимались, приходится ли нам долго писать, шить или читать, мы должны следить за тем, чтобы наклонялась вперед лишь голова, а не нагибалась вся верхняя часть туловища. 5. При громком чтении, во время речи и пения надо стараться не наклонять голову вниз, т.к. это вредит голосовым связкам и служит причиной хрипо-ты; по той же причине не надо слишком напрягать шейные мускулы. Не си-деть, скривившись и сгорбившись. 10. Советы для каждого Для того, чтобы получить быстрые и верные результаты, надо проде-лать указанные упражнения и следить за каждым движением, каждым сло-вом и шагом, связывать все это с дыханием и наблюдать за дыхательным аппаратом. Этим путем приучим мы нервы, соединяющие наш мозг с мускулами, к правильной работе и получим полное господство над своим дыхательным аппаратом; только таким образом мы достигнем того, что “правильное ды-хание” будет автоматическим не только во время упражнений, но и в обы-денной жизни. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Гимнастика дыхания и обыкновенная гимнастика 11. Гимнастика дыхания - источник нашей жизни Сам воздух помочь не может, надо уметь им пользоваться, надо уметь правильно дышать. Гимнастика, не связанная с правильным дыханием, развивает лишь внешнюю мускулатуру груди, плеч и спины, а не дыхательные мускулы, что не приносит легким ровно никакой пользы. Если при всех гимнастических упражнениях каждое движение будет связано с правильным дыханием, то никогда не может быть случая заболе-вания от гимнастики, что нередко случается теперь, т.к. тогда развитие внутренних и внешних мускулов будет происходить вполне гармонично. Сравнивая итальянских певцов старой школы с певцами нового вре-мени, мы заметим, что певцы нашего времени несравненно быстрее теряют голос, чем это было со старыми итальянскими певцами. Поэтому певцу еще более необходимо, чем всякому другому, зани-маться гимнастикой дыхания, т.к. только при помощи ее можно достигнуть полной власти над своим дыхательным аппаратом. 12. Способ ведения гимнастики 1. Вначале нельзя упражняться дольше 10-ти минут за раз, повторять уп-ражнение не более 3-х раз в день. 2. Во вторую неделю можно упражняться 3 раза по 11 минут, в третью - 3 раза в день по 12 минут, в четвертую - 3 раза по 15 минут, наконец, по 18-20 минут. В 8-ю неделю можно упражняться уже 4 раза в день по 15 минут и в продолжении месяца не удлинять времени и числа упражнений. Если будет замечено утомление, то надо тотчас прекращать работу. 3. У некоторых лиц, особенно у женщин, в первые дни упражнений случа-ются приливы крови к голове и головокружение. В этом явлении нет ничего опасного, но как только оно будет замечено, упражнения должны быть пре-кращены и затем, после отдыха, возобновлены. Обычно эти явления редки и бывают в первые дни работы, пока сердце и мозг еще не привыкли к силь-ной циркуляции крови. 4. Делать гимнастику или на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате. 5. Как в обыденной жизни, так особенно при упражнениях не носить узких платьев и плотных не пропускающих воздуха тканей. Ничего не должно стеснять движение шеи, груди, диафрагмы и низа живота, все, что может препятствовать свободному расширению тела и быстрой циркуляции крови. 6. Заниматься гимнастикой дыхания только за час или полчаса до еды. 7. Не надо производить гимнастику совместно с другими делами. 8. Чтобы видеть самому, каковы успехи от занятий гимнастикой, надо вна-чале измерить объем груди сантиметром или спирометром - количество по-глощаемого воздуха. В короткое время заметна будет большая разница. 9. Не напрягать мускулов шеи, затылка и лица. Особенно надо следить за этим при второй серии “выдыхательных” упражнений. 10. Не надо во время упражнений и при вдыхании поднимать плечи (и с ними ключицы), они во все время работы должны оставаться в покое. 11. Перед каждым упражнением легкие должны быть сначала очищены от дурного воздуха. Выдыхание должно быть свободным и медленным через небольшое отверстие губ, после этого наступит момент паузы. Сохранять его важно, если мы хотим, чтобы работа дыхания не вредила нашим нервам и желаем достигнуть действительного, “непроизвольного правильного” ды-хания и получить нормальный трех частный ритм дыхания (как у сердца), т.к. иначе, при всей пользе для обмена крови и циркуляции ее, дыхательные упражнения будут разрушающе действовать на нервы. 12. Не надо никогда произвольно втягивать воздух, надо ожидать начала вдыхания. Нерв, заставляющий диафрагму начать работать, действует неза-висимо от воли человека и подчиняется законам, диктуемым ему кровью, которая одна знает, когда ей нужен новый запас кислорода. Когда тянет человек воздух сам, тогда работает он лишь при помощи внешних мускулов, тогда и цель гимнастики - “укрепление дыхательных мускулов и голосовых связок”, не достигается. Соблюдение двух последних правил: “Соблюдение паузы” и “Непро-извольного дыхания” - играет первостепенную роль в оздоровлении орга-низма. 13. Не начинать гимнастики дыхания раньше, чем предыдущее изложенное будет вполне усвоено. 13. Пять различных положений Первое положение Ученик, работающий самостоятельно без помощи учителя, должен строго соблюдать указания, какие упражнения и в каком положении они должны быть произведены. Надо лечь совершенно прямо на спине, на ровной кушетке или на ковре, постланном на полу (а летом лучше всего на земле), с вытянутыми вдоль тела руками (рис. 6) с очень маленькой подушечкой под головой. Это положение особенно хорошо для людей с малоразвитыми муску-лами живота и нижней части грудной клетки. Второе положение Нужно стоять совершенно прямо, держа в опущенных руках палку длиной около 65 см (рис. 7,а), так выжидать дыхания. Затем, вдыхая, сво-бодным движением поднимают руки над головой (рис. 7,б) и держат их в таком положении несколько секунд, задерживая в то же время дыхание. По-сле этого выдыхают и в то же время опускают палку на затылочную часть шеи (рис. 7,в). Это положение очень хорошо для людей с узкой грудной клеткой со слабыми грудными мускулами. Третье положение Надо стоять совершенно прямо, держа руки за спиной (рис. 8) так, чтобы одна кисть руки охватывала другую. При дыхании в этом положении работают вполне равномерно как мускулы груди, так и мускулы живота. Три первые положения употребляются, главным образом, для первой серии упражнений. Положение же четвертое и пятое хороши для упражне-ний второй серии. Четвертое положение Чтобы приготовить себя к этому положению, надо сначала вдохнуть в положении третьем (рис. 8) и задержать дыхание. Затем кладут руки легко и свободно на грудь (рис. 9) так, чтобы ука-зательный и средний пальцы касались ключиц, в это время выдыхают. В та-ком положении (рис. 9) остаются уже во все время упражнений. Пятое положение Подготовление к этому положению то же, что и к четвертому, только затем нужно положить руки на нижнюю часть грудной клетки, как раз в об-ласти диафрагмы (рис. 10) так, чтобы концы средних пальцев касались друг друга, и так выдыхать. Это положение сохранить во все время упражнений. 1. Людям, имеющим неправильное (высокое) дыхание, сначала проделы-вать 1-2-3-4 упражнения в первом положении (лежачем), пока не потеряют привычку высокого дыхания. 2. Люди с неправильным дыханием (боковым или животом) должны делать упражнения во втором положении. 3. Люди с правильным дыханием начинают делать упражнения в 3-ем по-ложении. Проделывать 1-2-3-4 упражнения по три раза в день по 10-15 минут за раз, кроме того, упражнения 5-6. Эти шесть упражнений самые важные и необходимые для развития и укрепления дыхательного аппарата. Третье положение облегчает совместную работу всех дыхательных мускулов и приучает к полному расширению всей грудной клетки и углуб-ляет движение дыхания. Главные условия правильной работы для выполнения гимнастических упражнений 1. Никогда не тянуть воздуха насильственно, а ждать импульса. 2. Не начинать без вдыхания ни одного упражнения. 3. Вдыхание производить через нос. 4. При выдыхании не выталкивать из себя воздух, а давать ему выходить легко и свободно или через широко открытый рот (когда выдыхание должно быть беззвучно) или со звуком “пфффф”. 5. Производить все движения легко и свободно без сильного напряжения внешних мускулов, т.к. гимнастика дыхания преследует цель гармоничного развития всего тела, а не только внешней мускулатуры. 6. Следить за тем, чтобы все движения были гибки и не напряжены. 7. Как вдыхание, так и выдыхание должны быть беззвучны. 8. Каждый день обязательно делать упражнения 1-6, если можно по три раза в день по 10-15 минут за раз (см. ниже). Упражнения 7-10 нет надобности повторять каждый раз вместе. 9.При всех упражнениях первой серии при выдыхании соблюдать, чтобы напряжение и сила дыхания убывали по мере выхода воздуха. 14. Гимнастика дыхания Гимнастику можно разделить на три серии: 1. Упражнения для достижения физиологически правильного дыхания и углубления его. 2. Упражнения для развития мускулов, охраняющих медленное стягивание легких и для достижения господства над этим мускулами. 3. Упражнения для достижения быстрого дыхания. Первая серия Упражнение 1 Для упражнений во вдыхании Упражнение с глубоким вдыханием с объединенной работой всего дыхательного аппарата. После выдыхания и паузы дать воздуху свободно втекать через нос, причем все тело от самых верхних ребер до низа живота расширяется и все легкие будут заполнены свежим воздухом. Затем задержать воздух на несколько секунд и выпустить его через широко раскрытый рот. Рот должен быть в таком положении, какое он име-ет при произнесении буквы “А” (рис. 11). Это упражнение можно производить несколько раз в первых трех положе-ниях. Если во втором положении или в третьем ученик почувствует головокруже-ние, то надо на первое время удовольствоваться положением первым. Примечание: 1. Надо следить за тем, чтобы расширение грудной клетки и живота проис-ходило одновременно. Этого лучше всего достигнуть, если мы представим себе, что нюхаем цветок. 2. При выдыхании все тело снова принимает свой прежний объем. Нужно следить за тем, чтобы воздух не был, так сказать, совсем выдавлен из лег-ких. 3. При всех упражнениях первой серии нужно при выдыхании соблюдать одно и то же правило: напряжение и сила выдыхания убывают по мере вы-хода воздуха. Упражнение 2 Очистка легких Начало то же, что и в 1-ом упражнении. После того, как дыхание было задержано на несколько секунд, выпустить часть воздуха через очень ма-ленькое отверстие губ (как бы говоря “пф”). Оставшийся воздух задержать опять на несколько секунд и опять тем же путем выпустить часть его и т.д. до тех пор, пока выдыхание не кончится. Во время прерывания выдыхания (т.е. во время задерживания воздуха) губы должны быть плотно закрыты. Это упражнение можно проделывать во всех трех первых положениях, если не будет головокружения. Примечание: 1 .Более полезное упражнение, чем это 2-ое, трудно придумать. Оно не только вентилирует легкие, но как бы прямо вычищает их. После него тот-час чувствуется освежение. Если вследствие физического или умственного напряжения или вследствие душевного волнения человек возбужден, устал, задохнулся или ему слишком жарко, то достаточно проделать это упражне-ние, чтобы как легкие, так и нервы вполне освежились. 2. Это упражнение выдыхания, но здесь оно лишь в виду его целебности, и ученик после каждого упражнения должен проделывать его для успокоения легких. Упражнение 3 Для развития упругости мускулов дыхания После того, как было произведено выдыхание и была соблюдена пауза (т.е. когда явился новый импульс к дыханию), впустить воздух через совсем маленькое отверстие между губами, так, чтобы он шел медленно тонкой струйкой (губы должны быть в таком положении, как при питье через со-ломку, так, чтобы воздух как бы всасывался). Затем задержать в продолже-нии нескольких секунд и выпустить его через широко открытый рот. Затем сделать 2-ое упражнение. Это упражнение можно проделывать в первых трех положениях с той же оговоркой по отношению к головокружению. Примечание: 1. Это упражнение проделывал каждодневно ученик Порпора и Бернаки знаменитый певец Фаринелли. Полностью его упражнение дано как упраж-нение 10. 2. Т.к. здесь отверстие между губами очень мало, воздух входит очень мед-ленно и тоненькой струйкой, кроме того, он несколько согревается от тре-ния о губы и зубы, так что при этом виде вдыхания нет вовсе опасности ох-лаждения слизистых оболочек горла. 3. Проделывая это упражнение, интересно по часам каждый раз измерять продолжительность вдыхания и таким образом наглядно убеждаться в воз-растании упругости мускулов. 4. Это упражнение можно проделывать, сжимая губы совершенно плотно и вдыхая через углы губ. 5. Также можно и проделывать это упражнение, вдыхая через нос, сжав слегка двумя пальцами ноздри носа. Упражнение 4 Задержка дыхания Надо вдохнуть, как при упражнении 1-ом, через нос. Затем задержать воздух так долго, пока это возможно без особого сильного напряжения. Рот при задержании воздуха надо держать закрытым. После того надо выдыхать через широко открытый рот. При задержании воздуха можно для разнооб-разия держать рот широко открытым, как при выдыхании. Это упражнение можно проделывать в первых трех положениях, если не будет головокружения. Примечание: 1. При этом упражнении также интересно замечать по часам, как с течени-ем времени возрастает число секунд задерживания воздуха, т. е. как растет сила мускулов. 2. О громадном значении задержания дыхания как очистителя легких и крови, было уже сказано. Кроме того, оно увеличивает силу легких и дыха-тельных мускулов, а также влияет на расширение грудной клетки. 3. Но вся польза этого упражнения исчезнет, и оно станет вредным, если из него будут устраивать своего рода спорт и станут задерживать дыхание дольше 10 - 15 секунд. Кроме того, надо стараться, чтобы воздух не надав-ливал на голосовые связки, а чтобы вся грудная клетка оставалась расши-ренной, как при вдыхании, т.е. чтобы не одни голосовые связки, а все дыха-тельные мускулы задерживали воздух. Упражнение 5 Открытие легочных пузырьков при помощи похлопывания по верхней части грудной клетки Надо стоять совершенно прямо и вдыхать так, как в упражнении 3-ем через малое отверстие между губами; в то время, как легкие постепенно на-полняются, хлопать по верхней части грудной клетки. Сначала легко, а за-тем, по мере наполнения легких, все сильнее и сильнее. Когда дыхание за-кончено, то задержать воздух, пока это возможно и хлопать еще сильнее. Когда ученик не может больше без сильного напряжения задерживать воз-дух, то надо его выдохнуть через широко открытый рот и затем проделать упражнение 2-ое. Это упражнение можно делать лишь стоя. Примечание: 1. Первое время с этим упражнением нужно быть осторожным. При ма-лейшем головокружении надо его остановить. Кроме того, если начинаю-щим оно будет трудно, то не надо проделывать его часто. По мере развития дыхательного аппарата это упражнение будет удаваться лучше и лучше. 2. Не надо преувеличивать силы ударов по груди, что вместо пользы может принести лишь вред. 3. Женщины должны себя хлопать только по верхней части груди. 4. Перед вдыханием надо положить правую руку на верхнюю часть груд-ной кости, с началом вдыхания надо начать и хлопать от середины до лево-го плеча и обратно, затем сместить руки и хлопать от середины правого плеча и обратно и т.д. все время попеременно, то правой, то левой рукой. 5. Как только начинается выдыхание, надо моментально прекратить хло-пать. Упражнение 6 Раскрытие пузырьков легких при помощи похлопывания по спине Нужно стоять прямо, опустив руки по бокам, взяв глубокое дыхание через нос (как только явится импульс) и, не выдыхая воздуха, наклонить верхнюю часть тела вперед (как для старинного поклона). В это время кто-либо должен ладонями опущенной кисти хлопать ритмично по всей спине. Когда ученик не в силах больше без напряжения задерживать воздух, он должен выпрямиться, прекратить хлопанье и выдохнуть через широко от-крытый рот беззвучно. После этого надо тотчас проделать упражнение 2-ое. Примечание: 1. Это упражнение нужно проделывать лишь стоя. 2. Эти два последних упражнения имеют большую силу, они освежают не только легкие, но и все тело. Вследствие продолжительного дыхания мно-гие легочные пузырьки закрыты и иногда уже так крепко, что даже глубокое правильное дыхание не призывает их к жизни и работе. В таких случаях (как при катарах легких) помогут упражнения 5 и 6, которые заставят от-крыться все легочные пузырьки, почему легкие будут вполне заполнены свежим воздухом. Этим-то и объясняется необыкновенное чувство свеже-сти, получаемое от этих упражнений. Упражнение 7 Для увеличения эластичности грудной клетки Нужно стоять и прямо держать руки по бокам грудной клетки (рис. 12, а, б) как можно выше, причем, как видно из рис. 12, положение рук мужчин и женщин отличаются друг от друга. Вдыхание происходит через нос, как в упражнении 1-ом, затем задержать дыхание на несколько секунд, надавливая слегка руками на грудь с боков и выпустить часть воздуха. Опять держать руки свободно и в это время задержать воздух, затем опять надавить и при этом снова выпустить часть воздуха (как при 2-ом упражне-нии). Когда весь воздух выдохнут, тогда опустить руки и сделать 2-ое уп-ражнение. Примечание: 1. Так как это упражнение довольно сильно, то надо вначале употреблять его осторожно. 2. При растяжении грудной клетки верхние ребра будут подняты и немного выдадутся вперед при помощи межреберных мускулов. Эти движения воз-можны благодаря эластичности хрящей и суставов, при помощи которых ребра прикреплены к спинному хребту и грудной кости. 3. Благодаря этому упражнению увеличивается эластичность хрящей и подвижность суставов, что, в свою очередь, увеличивает способность рас-ширения грудной клетки и легких. Упражнение 8 Для растяжения груди В прямом положении медленно поднять руки вверх с вытянутыми пальцами и в то же время сделать правой ногой один шаг вперед и вдохнуть (рис. 13) через нос. Задержать в таком положении на один момент воздух и выдохнуть через рот (как бы говоря “пф”), в то же время убрать назад пра-вую ногу и руки, сжатые в кулаки, прижать к груди (но не ударять)(рис. 13,б). Воздух не должен быть выдыхаем слишком энергично и скоро. Теперь повторить это же упражнение правой ногой, но все движения, выдыхание и вдыхание, должны быть энергичны и быстры. Затем проделать оба вида упражнений (т.е. медленный и быстрый), делая шаг левой ногой. Повторив это упражнение несколько раз правой и левой ногой поочередно, сделать упражнение 2. Примечание: 1. Не надо злоупотреблять этим упражнением, т.к. оно очень трудно, осо-бенно для начинающих. 2. При энергичном притягивании рук к груди надо остерегаться ударить в грудь кулаками, что особенно опасно для женщин. 15. Гимнастика дыхания Вторая серия Для упражнения в выдыхании Эти упражнения имеют целью научить трудному искусству медленно-го сжатия легких, что важно не только для здоровья, но особенно необхо-димо для пения и речи. Однако, не усвоив хорошо упражнений первой се-рии, нельзя приниматься за вторую, т.к. при помощи данных восьми упраж-нений первой серии получается некоторое знакомство с работой своих ды-хательных мускулов, необходимое для упражнений второй серии. При вы-дыхании надо следить, чтобы были соблюдены все правила. Упражнение 9 Для медленного стягивания легких В третьем положении (рис. 8) вдыхать так же, как в упражнении 1-ом; задержать воздух на несколько секунд, причем, принять положение 4-ое (рис. 9) и начать выдыхать, выпуская воздух очень медленно через рот, прижимая верхнюю челюсть к нижней губе так, что получается звук, похо-жий на “ф”. Надо следить за тем, чтобы верхняя часть грудной клетки при выдыхании оставалась как можно дольше в спокойном состоянии. По окон-чании выдыхания надо делать упражнение 2-ое. Примечание: 1. Начинающий не должен смущаться тем, что ему не сразу удается удер-жать долго грудную клетку в спокойном состоянии. Поэтому вначале надо выдыхать очень мало и как только грудь начнет спадать, надо прекратить упражнение, выдохнуть остаток воздуха через нос, проделать упражнение 2-ое и опять повторить упражнение 9-ое. 2. Чтобы чувствовать отчетливо, что шейные мускулы не напряжены, надо поворачивать во время упражнения голову направо и налево. Упражнение 10 Для приобретения власти над дыхательным аппаратом при дыхании Стоя в третьем положении, надо вдыхать через малое отверстие меж-ду губами (немного больше, чем при упражнении 3-ем), затем задержать воздух, принять положение 4-ое и выдохнуть, как в упражнении 9-ом. При этом надо обращать внимание на расширение дыхательного аппарата при вдыхании и на работу мускулов при выдыхании. Примечание: 1. Т.к. это упражнение очень трудно, то вначале не надо его делать больше, чем два раза один за другим, причем, каждый раз после него надо делать упражнение 2-ое. 2. Вначале не надо стараться много вдыхать и медленно выдыхать. Вообще, упражнение надо начинать лишь тогда, когда будут хорошо усвоены уп-ражнения 3-ье и 9-ое. 3. Это и было упражнение Фаринелли, давшее ему поразительную власть над дыхательным аппаратом (выдающийся итальянский певец 18-го века). |
|
Полезная информация: |