Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
4. Очень часто в школу являлись люди, уже работавшие
по книге Кофлера, особенно много было певцов. Каждый раз они поражали
неправильностью вдыхания и сильной напряженностью. На проверке
оказалось, что они дела-ли лишь упражнения выдыхания, выпуская первую
серию, а другие и вовсе довольствовались упражнениями 9-ым и 10-ым.
Поэтому я еще раз преду-преждаю, что сначала должна быть хорошо изучена
теоретическая часть, которая дает ученику ясное представление о
деятельности дыхательного аппарата, тогда можно перейти к первой серии,
которая дает ученику близ-кое практическое знакомство с аппаратом
дыхания, разовьет гибкость и эластичность мускулов и суставов, что
облегчит уже работу с упражнения-ми второй серии. Если ученик работает
не один, а с опытным руководите-лем, то последний может менять порядок
и выпускать те или иные упраж-нения, зная, что принесет ученику вред
или пользу, но не сам ученик. Упражнение 11 Для развития упругости голосовых связок Вдохнуть, как в упражнении 1-ом, держать воздух несколько секунд, привести губы в положение, которое они имеют при улыбке, выдохнуть очень медленно и так, чтобы слышно было “е” (но шепотом). После этого делают упражнение 2-ое. Это упражнение можно делать лишь в 4-ом поло-жении. Выдыхать надо как можно медленнее. Нужно следить, чтобы при вы-дыхании верхняя часть груди не опускалась, но при этом, чтобы не было сильного напряжения мускулов груди и шеи. Упражнение 12 Для развития упругости голосовых связок Вдохнуть, как в 1-ом упражнении, задержать на несколько секунд воздух, затем привести губы в то же положение, что и в упражнении 11-ом, но выпускать воздух также медленно, но беззвучно. Этого легко достигнуть, если во время выдыхания представить себе, что мы, хотя и беззвучно, но тянем “в”. После выдыхания делают 2-ое упражнение. Это упражнение надо производить в 4-ом положении (рис. 9). Примечание: При этом упражнении очень трудно соблюдать все правила работы, поэтому не надо злоупотреблять им, а, делая его, следить, чтобы не напря-гались внешние мускулы шеи, чтобы нигде не было спазматического на-пряжения. Упражнение 13 Для укрепления мускулов, руководящих стягиванием легких во время речи и пения В третьем положении (рис.8) вдыхать, как в упражнении 1-ом, задер-живать на несколько секунд воздух и, приняв пятое положение (рис. 10), медленно выдыхать через малое отверстие между губами, как бы произнося “ссс”. После окончания выдыхания сделать упражнение 2-ое. Необходимая работа мускулов, которая руководит стягиванием лег-ких, описана в п.24. Надо следить, чтобы во время этого упражнения мускулы шеи остава-лись вполне спокойны. Примечание: Это упражнение отличается от 9-го только тем, что здесь должна ос-таваться во время выдыхания в покое не верхняя, а нижняя часть грудной клетки. Расширение же верхней части может медленно уменьшаться. Упражнение 14 Для некоторых согласных, для прерывистого выдоха и для стаккато при пении Это упражнение важно, как для речи, так и для пения. В сущности, это упражнение 2-ое, но только теперь нужно внимательно наблюдать за дея-тельностью мускулов при прерывании выдыхания, которая наступает тотчас после того, как только мы сожмем губы. Воздействие этих мускулов не дает легким быстро стягиваться. Это упражнение надо делать в 5-ом положении (рис. 10). Упражнение 15 Для медленного сжатия легких и для отрывистого выдыхания В третьем положении (рис. 8) вдыхать, как в 1-ом упражнении, задер-жать на несколько секунд воздух, принять 5-ое положение (рис. 10) и вы-пустить часть воздуха через очень малое отверстие между губами, как бы произнося “ссс” (как в упражнении 13-ом), так выдыхать около трех секунд, затем сжать губы и выдохнуть, как в упражнении 2-ом или в 14-ом отдель-ными отрывками - выдохами (как бы произнося “пф”- “пф”-“пф”) и т.д., все время переменяя: секунды 2-3 медленное выдыхание на “ссс” и два корот-ких выдыхания на “пф”-“пф” до тех пор, пока весь воздух будет выдохнут. Упражнение 16 Для усиления тона В третьем положении вдохнуть, как в 1-ом упражнении, задержать дыхание и в то же время принимают положение 4-ое и, придавая губам по-ложение, как при улыбке, выпустить воздух с резким звуком “е” (но опять-таки шепотом), как в упражнении 11-ом. Здесь нужно стараться, чтобы дея-тельность мускулов, описанная в п.21, по мере выдыхания становилась сильнее и сильнее. После окончания выдыхания сделать упражнение 2-ое. Надо остере-гаться напрягать мускулы шеи, затылка и языка. Упражнение 17 Для ослабления тона В третьем положении вдохнуть, как в упражнении первом, задержать на несколько секунд воздух и принять 4-ое положение. Придать губам то же положение, что и в упражнении 16-ом и медленно выдохнуть с тем же рез-ким звуком “е” шепотом. При начале выдыхания верхняя часть грудной клетки остается в растянутом положении, как при вдыхании (как в упраж-нении 11 и 16). Спустя 3-4 секунды принять пятое положение и напряжение мускулов перейдет из верхней части грудной клетки в нижнюю (в область диафрагмы), и это напряжение постепенно увеличится. По окончании вы-дыхания сделать второе упражнение. Упражнение 18 Для усиления и ослабления тона одним дыханием Начать с 16-го упражнения. Когда воздух до половины выдохнут, пе-рейти без перерыва к выдыханию, как в 17-ом упражнении, принимая 5-ое положение (рис. 10). И так остаться до конца выдыхания. При этом надо строго соблюдать указанное в упражнениях 16-17. После окончания выды-хания сделать 2-ое упражнение. 16. Гимнастика дыхания Третья серия Для упражнения в быстром дыхании (см. п.13) Упражнение 19 Для быстрого вдыхания через нос С плотно закрытым ртом быстро вдохнуть через нос и выдохнуть но-сом или ртом. Так проделать несколько раз в трех первых положениях. Примечание: 1. Дыхание производится при совместной работе всего дыхательного аппа-рата, как в упражнении 1-ом, только растяжение, особенно в первое время, будет не так велико, как в первом упражнении. С течением времени, однако, растяжение будет увеличиваться. 2. Надо по возможности расширять ноздри, чтобы избежать неприятного сопения при вдыхании. Упражнение 20 Для быстрого вдыхания через нос при открытом рте Вдохнуть насколько возможно быстро через нос, причем рот должен остаться открытым и через него не должен проходить воздух. Вдыхать можно и через нос, и через рот. Это упражнение нужно производить много раз в 1-ом и во 2-ом положениях. Вдыхать нужно, конечно, с объединенной работой всего дыхательного аппарата. Примечание: 1. Если ученику трудно вдыхать через нос при открытом рте, то можно приучаться так: поставить верхние передние зубы на нижние и язык упереть в небо, губы раскрыть и вдыхать через нос; затем разжать зубы, не отнимая языка от неба, и так упражняться. Тогда уже можно опустить язык. Упражнение 21 В быстром дыхании Стоя прямо со сложенными на груди руками и полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос, причем в то же время скоро перекинуть руки за спину так, что одна кисть захватывает другую, т.е. принимая 3-ье положе-ние (рис. 8), и остаться в нем, задерживая воздух, затем выдохнуть через малое отверстие между губами, как бы произнося “пф-пф”, и в это время перенести руки вперед и сложить их на груди (как в положении 5-ом). Так проделать три раза один за другим и затем сделать 2-ое упражнение. Упражнение 22 Для быстрого вдоха Стоя прямо с опущенными по бокам руками и с полуоткрытым ртом, быстро вдохнуть через нос и в то же время легко и свободно вскинуть руки над головой так, чтобы они сцепились кистями. Так остаться, задерживая воздух. Выдохнуть через нос за раз и в то же время дают рукам свободно падать вниз. Это упражнение повторяется три раза и затем делают 2-ое уп-ражнение. ПРИЛОЖЕНИЕ Правила гимнастики дыхания для желающих работать по книге само-стоятельно Для людей со слабым сердцем и легкими Люди, имеющие слабое сердце или слабые легкие должны соблюдать некоторую осторожность для того, чтобы гимнастика дыхания не причини-ла им вреда вместо ожидаемой пользы. Прежде всего, я советую им начать работу, лишь лежа совершенно горизонтально на спине с очень маленькой подушечкой под головой (поло-жение 1-ое). Упражнение 1 Лежа спокойно, выжидать желание вздохнуть и, когда произойдет не-произвольное вдыхание, задержать воздух на одно мгновение и выдыхать со звуком “ссс”. Затем произвести один или два простых вздоха (как в обыден-ной жизни) и снова выдыхать со звуком “ссс”. Это повторить лишь три раза и после того остаться в лежачем положении минуты две, спокойно дыша. Такое упражнение повторять в продолжении трех дней по три раза в день. Причем, надо следить, чтобы при звуке “ссс” дыхательный аппарат и живот не напрягались спазматически. Через три дня можно к этому упражнению прибавить такое же, с выдыханием на звук “ммм” (но без нажима в горле). Получившиеся, таким образом, два упражнения надо проделывать таким же путем, т.е. три дня каждое по три раза и три раза в день утром, днем и вече-ром. Через три дня такой подготовки можно приступать к 1-му упражнению и делать его в первых трех положениях в продолжении еще шести дней. Но надо следить при этом, чтобы грудная клетка при 1-ом упражнении опуска-лась не слишком быстро. После этого работа людей со слабыми легкими и людей со слабым сердцем будет разная. Люди со слабыми легкими могут приступить к упражнению 2-му и делать его после каждого из усвоенных 3-х упражнений в таком виде, в ка-ком оно дано в течение 6-ти дней. Люди со слабым сердцем должны очень мало вдыхать и выдыхать со звуком “пф”, затем малая пауза, пока не явится желание вздохнуть, опять очень малый вдох и выдох со звуком “пф”, так повторить несколько раз и если упражнение делается правильно, то после нескольких таких вздохов явится большое, полное, свободное, непроиз-вольное дыхание. Через шесть дней люди со слабыми легкими и слабым сердцем могут приступить к 3-му упражнению и опять упражняться шесть дней. Если при этом явится сердцебиение, то значит воздух всасывали не-правильно. Теперь, как те, так и другие могут приступить к 4-му упражне-нию, но надо наблюдать при этом, чтобы во всем дыхательном аппарате, в горле, животе, в мускулах шеи не происходило спазматического сжатия или чтобы в груди не явилось давление и не стараться слишком долго задержи-вать воздух. Так закончить месяц. Затем десять дней делать эти упражнения, но уже стоя; для людей со слабыми легкими в положении 2-ом, а для людей со слабым сердцем в по-ложении в 3-ем. Второй месяц работы совершенно не сходен у людей со слабыми лег-кими и слабым сердцем. Упражнения 5 и 6 очень полезны для людей со слабыми легкими, но люди со слабым сердцем должны делать его очень редко и осторожно. Упражнение 7-ое хорошо для людей со слабыми легки-ми и не рекомендуется для людей со слабым сердцем, работающих без ру-ководителя. Упражнение 8-ое очень полезно для слабогрудых и недопустимо для людей со слабым сердцем, работающих без руководителя. Вообще, все упражнения с поднятием рук и энергичными движениями хороши для слабогрудых, но не рекомендуются для самостоятельной рабо-ты людей со слабым сердцем. Как тем, так и другим я советую упражняться в ходьбе, связывая ее с дыханием. Сначала медленно вместе с вдыханием поднимать ногу, затем, медленно выдыхая, опускать ногу и делать паузу. То же проделывать потом и с другой ногой. Постепенно можно ускорять темп, уменьшая глубину вдыхания и выдыхания, но не теряя паузы. Затем можно, поднимая одну ногу, вдыхать и , ставя ее вперед, кончать вдыхание, при втором шаге выдыхать, при третьем шаге делать паузу. Надо, однако, сле-дить, чтобы не получилась одышка. Это я считаю достаточным для слабо-грудых людей со слабым сердцем. Не напряжение усиленных движений или гимнастические упражнения, а первые четыре упражнения, усвоенные без всякого надрыва и болезненного ощущения, укрепят их дыхательный аппа-рат и, может быть, через два месяца работы их можно будет отнести к лю-дям со средними легкими и сердцем. Для людей со средними легкими и сердцем Таким людям, как и людям первой категории, первые три дня делать первое упражнение с выдыханием на “ссс”. Следующие три дня - упражне-ние 1 с выдыханием на “ммм”, затем три дня - 1-ое упражнение в его пол-ном виде. Затем упражнения 2, 3, и 4, прибавляя каждые три дня новое упраж-нение. Через эти 18 дней можно те же упражнения проделывать стоя (сна-чала положение 1-ое, три дня, затем 1-ое, 2-ое и 3-ье положения). Через шесть дней такой работы можно приступить к упражнению 5-му и 6-му, од-нако, если появится одышка или сердцебиение, нужно тотчас прекращать его и делать 2-ое упражнение, но в том виде, в каком оно дано для людей со слабым сердцем. Спустя еще шесть дней можно делать 7-ое упражнение и еще через три дня упражнение 8-ое, но не злоупотреблять ими. Упражнения 9-ое и 10-ое советую употреблять осторожно. Остальные же упражнения без руководителя делать не советую. Можно делать такие упражнения в ходьбе и упражнения а, б, и т.д., помещенные далее. Для людей с сильными легкими и сердцем Этим людям надо начинать с 1-го упражнения с выдыханием на “ссс”, чтобы приучить грудную клетку не слишком быстро падать при выдыхании. Им можно скорее переходить от одного упражнения к другому, но не следу-ет в первые две недели делать упражнения дольше десяти минут за раз. Люди, имеющие неправильное высокое дыхание, должны проделывать сначала лишь 1-ое, 2-ое, 3-ье, 4-ое упражнения и только в лежачем положе-нии, пока не потеряют привычку высокого дыхания. Люди с боковым дыханием или дыханием животом, должны делать упражнения во 2-ом положении. И только люди, не имеющие ни одной из неправильных привычек, мо-гут начинать упражнения в 3-ем положении. После того, как упражнения усвоятся организмом, нужно каждый день обязательно проделывать упражнения 1, 2, 3, 4, если можно, то по три раза в день по 10-15 минут за раз, кроме того, упражнения 5 и 6. Эти шесть упражнений самые важные и необходимые для развития и укрепления ды-хательного аппарата. Остальные упражнения (7, 8, 9, 10) нет надобности повторять каждый раз вместе. Кроме того, желательно употреблять следующие приемы: а) для развития грудной клетки: Когда явится желание вдохнуть, то вместе с вдыханием поднять руки и развести их по сторонам до уровня плеч, так, чтобы руки и грудь оказа-лись в одной плоскости. В таком положении задержать воздух и медленно выдыхать, медленно опустить руки. б) для развития мускул рук, груди и живота: Когда явится желание вдохнуть, то вместе с вдыханием подниматься на пальцы ног, поднимая руки вверх над головой. Задержать в таком поло-жении воздух и затем, выдыхая, опускать медленно руки и опуститься на всю ступень. в) для людей со слабыми легкими и средним сердцем: Поднимать руки не вверх, а по бокам, как в упражнении “а”. г) для развития мускул ног и рук: Лежа прямо на спине, дождаться желания вдохнуть и вместе с вдыха-нием поднять одну ногу. Задержать на момент ногу вверху, задерживая воз-дух, и затем медленно опускать ее, медленно выдыхая. То же проделать и с другой ногой. Затем через несколько дней упражнений можно поднимать обе ноги за раз. То же упражнение можно проделывать, поднимая верти-кально одну руку, затем другую, и, наконец, обе вместе. Эти упражнения можно все проделывать во второй месяц работы. Только людям слабым не следует поднимать обе ноги за раз, ибо это вызовет сильное напряжение. д) для развития мускулов ног: Стоя прямо, выжидают желания вдохнуть, вдыхая, поднимаются на пальцы ног, затем задерживают воздух, упираются руками в бока и, мед-ленно выдыхая, приседают, задерживаются на момент в сидячем положении и, вдыхая, поднимаются и становятся на всю ступню. Слабым людям не следует делать этого упражнения. е) для выпрямления спинного хребта: Надо стоять у косяка двери, стараясь совместить спинной хребет с ко-сяком. Так выжидать желания вдохнуть и затем медленно выдыхая, накло-нять сначала голову, затем верхнюю часть корпуса, оставляя нижнюю часть его и ноги прижатыми к косяку, затем, вдыхая, медленно подняться, как бы постепенно укладывая спинной хребет по косяку. После того вдохнуть и сделать 2-ое упражнение. Вообще, 2-ое упражнение должно быть производимо после каждого гимнастического упражнения. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Дыхание при речи и пении 17. Гармоническая школа пения Неправильное дыхание при пении и речи служит причиной многих тяжелых горловых, легочных и других болезней. Доктора Витковский и Генле первые занялись подробно и основа-тельно вопросом о дыхании. В их трудах указан путь к достижению пра-вильной работы дыхательного аппарата. Для них не существует различных методов дыхания, и дыханием они называют “равномерное расширение всей грудной клетки при совместной работе мускулов, предназначенных для дыхания”. Это позволило профессору Лео Кофлеру создать стройную систему дыхания, как в обыденной жизни, так и во время речи и пения. В своей стройной и простой системе профессор Кофлер учит, как при наименьшем напряжении получить наибольшее количество воздуха и при переработке его в звук иметь наиболее медленное выдыхание, а также достигнуть гармо-нической работы всего аппарата, т.е. голосовых связок, гортани, легких, диафрагмы и других мускулов дыхания, т.к. правильная подача голоса воз-можна лишь при условии, когда вся внешняя и внутренняя мускулатура ап-парата обладает вполне правильным напряжением. Голоса многих певцов теряются в лучшие годы, когда человек еще полон жизненных сил. В этом виновата их школа, т.к. если голосовой аппа-рат развит гармонично, то голос слабеет только с наступлением старости. Однако, приучать органы к гармоничной работе является далеко не легкой задачей, т.к. внутренняя мускулатура уже в продолжении столетий, от поко-ления в поколение, почти вполне бездействует и потому находится в вялом состоянии. Все наши лучшие певцы не представляют никакого особого исключе-ния в голосовом отношении, а являются лишь людьми, обладающими ин-стинктивным даром дыхания и правильного употребления аппарата. Что это умение пользоваться аппаратом у них инстинктивно, а не сознательно, под-тверждается тем, что они преждевременно теряют голоса. Как только “человечество достигнет понимания”,- говорит профессор Вагеман, один из представителей новой школы, - что “красивый голос не есть необыкновенный дар природы, а присущ каждому и является лишь ре-зультатом гармонического развития всего аппарата и может быть достигнут каждым, - в искусстве наступит новая эра”. Помимо художественного значения, гармоничное развитие внутрен-ней мускулатуры, играет очень важную роль для здоровья. Неправильное употребление голосового и дыхательного аппарата ведет к целому ряду гор-ловых, нервных и легочных заболеваний. Работа же новой школы, наоборот, укрепляет горло, легкие и внутреннюю мускулатуру. 18. Вдох и задержание дыхания при пении Нередко певцам приходится вдыхать очень быстро, что для многих представляет большое затруднение. Профессор Кофлер при своей много-летней практике заметил, что чем быстрее мы втянем ртом воздух, тем меньше имеем над ним власти и тем скорее выходит он обратно, что не от-вечает интересам певца. Обратное выбрасывание воздуха - есть акт самоза-щиты: организм стремится поскорее освободиться от не нагретого и неочи-щенного воздуха. Кофлер нашел также, что быстрее и легче всего вдыхать через нос, но с открытым ртом. Он рекомендует это и в виду экономии вре-мени, которое не надо будет тратить на закрывание и открывание рта, а можно будет его употребить на более полное дыхание, при том получится и та выгода, что вдыхание будет уже вполне незаметно. В обыденной жизни за вдыханием непосредственно следует момент выдыхания. При пении по-сле вдыхания мы должны задержать воздух, удерживая воздух легкие в расширенном состоянии. Во время паузы голосовые связки закрываются и получают нужное напряжение. Этот момент старые итальянские маэстро называют “подготовительным моментом”. Наша цель - “при наименьшем напряжении получить наибольшее ко-личество воздуха”. Дыхание с объединенной работой дает нам возможность достигнуть этого. Однако, это потеряет для пения всякий смысл, если мы еще до начала звука будем выпускать часть воздуха обратно. Если выдыхание начинается раньше подачи звука, то, во-первых, часть воздуха тратится напрасно, почему не получается должной красоты, полноты и силы звука; во-вторых, голосовые связки не получают должного напряжения; и в-третьих, что самое главное, раз началось выдыхание, то остановить это быстрое непроизвольное выпускание воздуха, параллельно звуку будет очень трудно, и для этого должна быть затрачена излишняя ра-бота мускулов, что вредно отзывается как на голосовых связках, так и на голосе, делая его сдавленным и тусклым. Почему первым правилом певца должно быть: после глубокого вды-хания задержать воздух и не выпускать его до начала звука. Чтобы прове-рить, весь ли воздух преобразовывается в звук, надо петь перед зажженной свечой, держа ее перед ртом, если пламя не будет колебаться, то это будет служить указанием правильного дыхания во время пения. Певец должен стремиться использовать каждую паузу, чтобы успеть не только вдохнуть, но хотя бы на один момент задержать воздух. Задержание воздуха после глубокого вдыхания - лучшее средство для сохранения в здоровом состоянии легких, органов пищеварения, крови, нер-вов. Кровь обегает все тело с головы до ног, собирает угольную кислоту и все другие продукты обмена веществ и, возвращаясь обратно, приносит все эти ненужные ядовитые вещества в легкие. От недостаточного дыхания эти вещества задерживается в неработающих частях легких, и очень часто ды-хание человека имеет неприятный запах, хотя носоглоточное пространство и органы пищеварения в порядке и легкие здоровы. От этого неприятного запаха можно избавиться, очистив и провенти-лировав легкие. Для этого достаточно взять полное вдыхание, задержать его, и тем дать крови возможность обменять вредные вещества на кислород, этот жизненный эликсир, очистит ее и обновит. Повторив несколько раз этот прием, мы освежим и очистим нашу кровь и легкие. “В актах вдыхания и выдыхания природа дала для обновления и оздо-ровления организма гораздо лучшие средства, чем все аптеки вместе”,- го-ворит профессор Кофлер. 19. Движение гортани, работа голосовых связок и дыхательного аппарата Доктор Эрнест Барт указывает на то, что красота голоса и здоровье голосового аппарата зависят, как от правильной работы голосовых связок, так и от правильного положения гортани. Во-первых, они могут закрывать-ся спазматически крепко: тогда звук получается только при помощи очень сильного напора воздуха и будет очень резким и неприятным. Во-вторых, голосовые связки могут закрываться слишком поздно: тогда часть воздуха выходит по подаче звука и продолжает выходить вместе со звуком, что де-лает его сиплым (получается призвук, как от буквы “х”). Если голосовые связки закрываются вовремя и не спазматически, то звук будет правильным и красивым. Наблюдая при помощи аппарата Цвардермакера за деятельностью гортани, доктор Барт нашел, что у хороших певцов гортань при пении все время меняет свое место, причем при низких нотах она занимает высокое положение, а при высоких - низкое. Аппарат Цвардермакера устроен так, что при опыте над поющим он отмечает кривой повышение и понижение гортани. При этом понижение гортани указывается на чертеже повышенной кривой и наоборот, повыше-ние гортани - понижением кривой (рис. 14, 15). Рассматривая рис. 14, мы видим, что чем выше идет звук, тем ниже опускается гортань после послед-него звука. При выдыхания остатка звука гортань поднимается. На рис. 15 мы видим две кривые: верхняя указывает повышение и понижение гортани, нижняя - ее движение вперед и назад, причем, чем гортань сильнее выдается вперед, тем выше поднимается кривая. Рассматривая эти два рисунка, что гортань имеет двойное движение: при повышении звука она не только опус-кается вниз, но и выдается вперед, и чем выше звук, тем ниже гортань, и тем больше она отклоняется назад. Это двойное движение гортани ясно видно на рис. 16. Рассматривая его, мы видим, что щитовидный хрящ, опускаясь вниз и отклоняясь вперед, натягивает связки, находящиеся между ним и подъязычной костью так, что эта последняя должна точно следовать движению гортани. От этого двойно-го движения величина зева, как в длину, так и в ширину увеличивается, и звуковая волна становится шире, могуче и свободнее. Выгода двойного это-го движения ясна на рис. 17,а,б. При положении, указанном на рис. 16 (сплошная линия) и на рис. 17,а кроме уменьшения резонирующего про-странства есть еще и тот недочет, что подъязычная кость оказывает давле-ние на надгортанник и посредством последнего на голосовую складку, что замедляет колебание голосовых связок. Это давление имеет печальное по-следствие и часто бывает причиной быстрой потери голоса. Кроме того, мускулы, заведующие понижением гортани, хилеют от отсутствия работы. Для того, чтобы развивать мускулы, заведующие понижением горта-ни, полезно делать движение гортанью, подобно движению зева, т. к. при последнем гортань опускается вниз. Причина неверного положения первой и неправильного положения вторых зависит от работы дыхательного аппа-рата. Связь между движением гортани и напряжением голосовых связок с одной стороны и работы дыхательного аппарата с другой, была уже извест-на итальянским маэстро, и они прекрасно пользовались ею при пении. Если держать кисть руки на шее против гортани и вдыхать, то можно почувствовать, что гортань опускается. Задержим дыхание - гортань задер-жится внизу, начнем вдыхать - гортань поднимется. Эти движения и напря-жения гортани совершаются при помощи мускулов, находящихся в гортани и ее окружности, но происходят они автоматически, в зависимости от рабо-ты дыхательного аппарата. При медленном вдыхании и выдыхании голосовые связки открыва-лись медленно, ускорялось вдыхание и выдыхание. Быстрее - и раскрыва-лись связки, причем, при медленном выдыхании голосовые связки не только открывались медленно, но и были сильно напряжены (что весьма важно при пении), чем скорее шло выдыхание, тем не только скорее открывались связ-ки, но тем и больше они теряли свое напряжение, что для пения весьма не-выгодно. У хороших певцов гортань всегда меняет свое место и чем выше звук, тем ниже положение гортани. Гортань не может иметь самостоятельного движения и ее положения зависит от положения диафрагмы, т. е. чем выше звук, тем ниже должна стоять диафрагма, тем сильнее должно быть ее напряжение, тем больше то-гда объем грудной клетки и количество поглощаемого воздуха. Следова-тельно, только правильное полное дыхание дает правильное положение гор-тани при пении. Так же и правильное положение голосовых связок зависит от правильной работы диафрагмы. Опустим ее до начала звука - голосовые связки потеряют нужное на-пряжение и воздух будет выходить помимо звука. Произошло спазматическое сжатие диафрагмы - голосовые связки за-кроются также автоматически. Если гортань будет стоять хоть на одну линию ниже, чем требует дан-ный звук, то она уже будет лишена свободного движения, голос будет зву-чать как фабричный гудок, в нем не будет никакой гибкости. Если же гортань будет опускаться искусственно, то очень легко пе-рейти границу. Эту манеру подачи звука замечаем мы у многих немецких школ, так что первой заботой певца должна быть не постановка гортани и работы голосовых связок, а правильная, гармоничная работа дыхательного аппарата. Чувство меры в количестве забираемого воздуха или в глубине вдоха приобретается практикой. 20. Три септимы Главную часть гортани составляют голосовые связки. Это треуголь-ные призмы, сложенные своими ребрами так, что края их представляют со-бой две тонкие натянутые полоски. Спереди они лежат плотно друг к другу и прикреплены к щитовидному хрящу, а сзади - к голосовому отростку чер-паловидных хрящей (рис. 18, 3), посредством движения которых голосовые связки открываются и закрываются. Они ограничивают узкое треугольное пространство, называемое голосовой щелью (рис. 3, в). Колебание голосовых связок образуют звук. Сила его зависит от на-пряжения голосовых связок, т. е. объема и силы дыхания. Высота звука зависит от напряжения голосовых связок и от длины той части их, которая находится в колебании. Напряжение голосовых связок достигается, благодаря сокращению мышц, длина же вибрирующей части их меняется благодаря тому, что связ-ки касаются друг друга в различных пунктах, и в этих пунктах образуются узлы. Новая школа пения указывает, что всякий правильно поставленный голос будет три септимы (рис. 19). Каждая септима начинается с “соль” и кончается “фа”. Звук “соль” каждой септимы лежит сзади голосовых связок. Звук “фа” - спереди, остальные же звуки расположены между ними в естественном порядке. Таким образом, при звуке “соль” голосовые связки касаются друг друга в самой задней части их, и значит вибрирующая часть их самая длинная; при звуке “фа” они касаются друг друга в передней части и вибрирующая часть их самая короткая. Положение звуков остается неизменным во всех септимах, и разница между септимами заключается лишь в положении диафрагмы (рис. 20), а также в силе напряжения и интенсивности работы аппарата. Так, при первой септиме диафрагма стоит не особенно низко, т.е. эти звуки не требуют еще такой сильной затраты воздуха. Вследствие не особенно глубокого положе-ния диафрагмы, не глубоко будет положение гортани, а также невелико и напряжение голосовых связок. При такой второй септиме диафрагма стоит уже ниже, запас воздуха больше, гортань опущена сильнее и напряжение голосовых связок увеличи-вается. При такой третьей септиме положение диафрагмы самое низкое, ко-личество воздуха самое большое, гортань опущена низко и напряжение го-лосовых связок самое сильное. 21. Работа всего аппарата Место образования звука есть гортань. Но правильная работа гортани и голосовых связок возможна лишь при совершенно гармоничной работе всего аппарата. Первое, к чему должен стремиться каждый певец, это быстрое, сво-бодное, бесшумное вдыхание. Получив его, он должен задержать воздух до начала звука, чтобы дос-тигнуть хорошего замыкания голосовых связок и не тратить помимо звука ни малейшего количества воздуха. В обыденной жизни при вдыхании легкие сжимаются сравнительно быстро, при пении же это сжатие должно происходить как можно медлен-нее, т.к. чем медленнее выдыхание, тем лучше певец владеет голосом. Дос-тигнуть этого можно, заставляя диафрагму подниматься как можно медлен-нее. Таким образом, следующей работой певца является тренировка диа-фрагмы при медленном выдыхании. Если работа идет правильно, то во все время пения грудная клетка будет оставаться в покойном растянутом поло-жении, причем, по обе стороны грудной кости должно ощущается давление изнутри. Это важно, как в акустическом, так и в гигиеническом отношени-ях. В акустическом отношении, дыхательное горло и грудная клетка представляют собой важные резонаторы при образовании звука, они делают звук полнее и богаче. Преимущества эти исчезают, если грудная клетка опускается и этим оказывает давление на дыхательное горло. В результате этого резонирующее действие, как грудной клетки, так и дыхательного гор-ла значительно ослабляются. И, действительно, на практике замечено, что если верхняя часть груд-ной клетки недостаточно расширена (как, например, при дыхании животом) или быстро падает, то голос звучит жидко и неуверенно. В гигиеническом отношении, если мы не будем при пении или мед-ленном выдыхании держать грудную клетку в спокойном состоянии, то многие мускулы, выполняющие эту работу, никогда не будут призваны к жизни и станут постепенно отмирать, что вызывает общую слабость груд-ной клетки. Бока самого низа живота должны слегка напрягаться и втяги-ваться. Это напряжение внизу живота вызывает более медленный подъем диафрагмы, что, в свою очередь, дает возможность легким сживаться мед-ленно. Чем сильнее звук, тем сильнее и эта общность работы низа живота, диафрагмы и легких. Упражнение 9 дает возможность выучиться медленному выдыханию со спокойно стоящей грудной клеткой: внешние мускулы шеи, затылка, рта, мускулы глотки и особенно языка не должны быть напряжены, т.к. все это мешает свободной работе гортани и голосовых связок и, таким образом, уничтожает красоту звука; язык должен лежать во рту совершенно свободно и производить лишь движения для произношения гласных и согласных зву-ков, т.к. его напряжение затрудняет движение дыхательного горла и делает голос резким и сдавленным. Для развития способности напряжения голосовых связок можно де-лать упражнение 11. 22. Резонаторы Звук, изданный голосовыми связками, обладает недостаточной интен-сивностью и не достигает уха человека, поэтому на помощь приходят резо-наторы. Каждый простой резонатор воспринимает и усиливает колебания зву-ка известной высоты. Сложный резонатор воспринимает уже известное чис-ло звуков, но опять-таки до известного предела. Тело - человека сложный резонатор, но он устроен так чудесно, что, меняя взаимное положение его частей, как-то, меняя работу грудной клетки или форму и взаимное положение рта, губ, языка, носоглоточного простран-ства и зева, мы меняем и качество резонаторов, т.е. при одном положении они резонируют на “фа”, при другом - на “ре” и т.д. Если неправильно по-ложение из перечисленных частей аппарата, то будет неправильная и работа резонаторов, и звук никогда не достигнет полной красоты и силы. В человеческом теле два главных резонатора: головной и грудной. Первый дает голосу металл и яркость, а второй - мягкость, силу и глубину. И только при гармоничной работе того и другого резонаторов голос достигнет полной красоты и силы. Самый большой резонатор - грудная клетка. Колебания, вызванные голосовыми связками, переносятся в грудную полость при помощи дыхательного горла, состоящего из хрящей, соединен-ных мышцами. Это устройство дает возможность дыхательному горлу сжиматься в длину и снова растягиваться. Чем ниже стоит гортань, тем больше укороче-но дыхательное горло, тем эластичнее и напряженнее оно и тем лучше пе-редает колебание. Если гортань стоит очень высоко, то в дыхательном горле не будет напряжения, колебания плохо передаются в грудную полость и по-лучается т.н. головной звук. Для получения грудного резонатора нужно глу-бокое положение гортани. Чтобы ощутить разницу между глубоким и высо-ким положением гортани, надо заметить положение ее при зевоте, затем го-ворить “а” или “и”, потом “у”. Достигать же глубокого положения гортани нужно только при помо-щи правильной постановки дыхательного аппарата, а не производить его искусственно, т.к. последним можно испортить голос. Труднее всего достигнуть грудного резонанса в третьей септиме, т.к. у нас укоренилось ложное представление о высоком положении этих звуков, и мы тянем не только гортань вверх, но часто даже вытягиваем вверх все тело, чем, конечно, только затрудняем подачу звука. Если мы хотим получить тут грудной резонанс, то должны все наше внимание сосредоточить на диафрагме - она должна стоять низко, тогда гортань опустится вниз, и мы получим полный красивый звук, если мы да-дим диафрагме подняться, то гортань потеряет грудной резонанс, потеряет свою глубину, станет жидким и узким. Для получения грудного резонанса мы должны прекрасно владеть дыханием, все это дадут нам упражнения в дыхании и гимнастика. Но для полной красоты голоса недостаточно одного грудного резо-нанса: ему будет недоставать яркости и металла, что дает ему головной ре-зонатор. Свою последнюю отделку, яркость и красоту, звук получает в полос-ти, находящейся над голосовыми связками, а именно, в полости зева, носа и рта, но только при их правильном употреблении. Малейшая неправильность в употреблении этих полостей, малейшее отступление от предназначенного пути - и получаются своеобразные носовые, гортанные, сдавленные и рез-кие звуки. Если при пении мягкое небо безжизненно висит внизу, то воздух про-ходит в заднюю носовую полость и вибрирует там, отчего получаются но-совые звуки. Для того, чтобы избежать этого неприятного призвука, нужно стре-миться держать мягкое небо при пении насколько возможно выше и энер-гичнее отодвигать его к задней стенке зева. “Кто не владеет своим мягким небом, тот никогда не выучится петь”,-говорил профессор Гутман. Манера петь с полузакрытым ртом лишает звук его полноты и чистоты, причем получается “зубной” призвук. Поэтому при всяком звуке (за исключением согласных) рот должен быть открыт не меньше, чем на толщину большого пальца. Если подъязычная кость подтянута слишком высоко, то получается “гор-танный” звук: если середина языка поднята сильно к небу, то звуки получа-ются сдавленные и некрасивые. Поэтому язык не должен производить ника-ких ненужных движений. Он должен быть эластичен и гибок. Управление мягким небом, челюстями, языком и губами достигается, во-первых, путем известных упражнений, а во-вторых, правильной артикуля-цией при произношении гласных звуков. 23. Артикуляция Произношение гласных Самый звук гласной, как и всякий звук, зарождается на голосовых связках, но без работы резонаторов этот звук будет едва слышен. Чтобы гласная была полной и звучной, нужно, чтобы резонаторы воспринимали и усиливали ее основной тон, т.е. для каждой гласной нужна особая постанов-ка резонаторов, или, иными словами, каждая гласная требует своего поло-жения губ, рта, языка, неба и зева и вызывает особую работу гортани и грудной клетки. Рассматривая гласные нашей речи, мы можем составить шкалу глас-ных, начиная с самой светлой и кончая самой темной (рис. 21). Самый свет-лый звук будет “И”, самый темный - “У”. Звук “А” лежит в центре этой шкалы. Форма губ влияет на окраску звука: чем шире горизонтальный раз-рез отверстия, тем светлее звук, так при “И” он самый широкий, при “У” - самый узкий. Сравнительная таблица положения голосовых резонаторов при трех главных гласных звуках показана на рис. 22. Мы видим, что положение гортани самое низкое при “У”, самое высо-кое при “И”. Язык при “А” лежит спокойно, слегка касаясь нижних зубов, при “И”- поднята передняя часть, при “У” язык втянут назад и поднята его задняя часть. “А” Звук его самый непосредственный и достигается простым открывани-ем рта. При произношении “А” во всей полости зева и рта не должно быть ни малейшего напряжения, что достигается с большим трудом. В таком же состоянии покоя должна быть вся грудная клетка и диафрагма. Внутри должно ощущаться чувство удовольствия и свободы, звук должен быть светлым и легким, т.к. психическое выражение “А” есть радостное удивле-ние и возвышенное чувство. Легче всего образовать правильное “А”, если мы возьмем глубокое дыхание, затем откроем широко рот, как бы для вдыхания, и, не меняя по-ложения органов рта, перейдем на звук, получится натуральный звук “А”. Полость рта и зева при звуке “А” имеет вид расширенной воронки (рис. 11). Губы широко открыты, верхняя губа немного приподнята, что да-ет звуку более светлый оттенок. Язык лежит во рту вполне покойно (рис. 22), кончик его доходит до нижних зубов. Маленький язычок и мягкое небо немного приподняты. Гортань стоит не особенно низко. Диафрагма и груд-ная клетка в полном покое. Вообще, весь аппарат должен находиться в со-стоянии равновесия, и человек должен ощущать во всем теле чувство сво-боды, широты и покоя. Добиться этого очень трудно. Первые упражнения нужно делать без особенной силы, без особого ударения на согласных. “И” При этой самой светлой гласной рот растянут, как при улыбке, между зубами пространство в ширину большого пальца (рис. 22). Полость рта и зева имеет форму сосуда, длинная шейка обращена вперед к губам (рис. 23). Кончик языка упирается в нижние зубы. Задняя часть языка лежит низко и образует широкий канал, спереди же язык сильно поднят, почему в акустическом отношении при “И” играет большую роль лишь задняя часть полости рта. Мягкое небо поднято очень высоко, поэтому сзади между низко опу-щенным языком и высоко поднятым небом и образуется такой большой ка-нал. Верхняя губа поднята выше, чем при других светлых гласных. Поло-жение гортани самое высокое (рис. 22), поэтому очень трудно даются звуки третьей септимы. Диафрагма имеет высокое положение. Грудная клетка расширена, в ней сильное напряжение. “И” вибрирует во всем теле и голове (рис. 24). Чтобы “И” не было слишком узким и острым, надо вначале упражняться на звуке скорее близком к “Е”. “И” означает что-то светлое, но в то же время насмешливое, острое, изящное. Число колебаний его очень велико, ширина звукового столба мала, а интенсивность звука, наоборот, очень велика, оно очень хорошо в мягком тихом пении, в громком же часто крикливо. Упражнения нужно произво-дить сначала как можно тише. “Э” Гласная “Э” смешана из “А” и “И”. Положение рта то же, что при “А”, положение языка такое же, как при “И”. Полость рта шире. Мягкое небо выше и напряженнее. Надгортанник выше. Голосовой канал уже, чем при “А”. Психически звук этот выражает страх, раздражение, досаду. “Е” Это более слабое “Э”, оно уже ближе к “И”. “О” “О” должно быть круглое, полное, полутемное (это переход от “А” к “У”). Гортань стоит низко. Голосовые связки приходят в сильное колебание и производят большое сопротивление внутреннему давлению воздуха. Звук должен быть металлическим, энергичным и в то же время бар-хатный, грудной. Отверстие губ меньше, чем “А”, и нижняя челюсть выше. Язык втянут назад, поэтому поперечный разрез полости рта сзади умень-шен, а в середине увеличен. Мягкое небо поднято. Дужки расширены. Резонирующее пространст-во над гортанью увеличено, благодаря очень низкому положению гортани. Звук темнее, чем при “А”, но звуковой цилиндр плотнее, и звук сильнее, круглее и полнее, благодаря положению языка (рис. 22 - положение языка при “У”), понижению подъязычной кости и гортани. Почему и получается такая сильная звуковая волна, как при “А”. “О” выражает психическое стра-дание и молитвенное настроение. Переход к согласным труден. “У” Работа аппарата имеет большое сходство с работой его при “О”, толь-ко отверстие между губами меньше, чем при “О” и положение гортани и диафрагмы еще ниже. “У” - самая трудная гласная, как для пения, так и для речи; так как звук затруднен очень высоким положением нижней челюсти и узким выхо-дом, поэтому у него получается глухой оттенок . Но эти недочеты уравно-вешиваются положением языка и тем, что губы вытянуты вперед, благодаря чему передняя часть полости рта увеличена, положение гортани очень низ-ко, что увеличивает резонирующее пространство (рис. 22). Форма полости и зева имеет сходство с сосудом, короткая шейка которого направлена к гу-бам (рис. 25). Губы очень мало раздвинуты, отверстие между губами маленькое, са-ми они сильно вытянуты вперед, отчего полость рта удлинена. Язык имеет самое глубокое положение (рис. 22), он как бы втянут сам в себя. Мягкое небо поднято. Положение гортани самое низкое. Диафрагма напряжена и имеет так же глубокое положение. Грудная клетка расширена и заметна особенно сильная вибрация в ее верхней части. Гласная “У” требует долгого, терпеливого изучения. Общие замечания Соблюдение правил артикуляции необходимо не только для красоты звука, но и для сохранения здоровья человека, т.к. при неправильной арти-куляции нарушается правильная работа мускулатуры, что пагубно сказыва-ется на нервной системе, на голосовом аппарате и на органах дыхания. Хотя гласные и составляют самый важный элемент нашей речи, и именно их постановка требует особой тщательности и забот, но все-таки и постановка согласных должна быть разработана вполне правильно. Надо вначале избегать трудных согласных. Лучше всего начинать с “Л”, “М”, “Н”, “Р”, т.к. при них легче закруглить гласный звук. У большинства людей гортань стоит слишком высоко, и голоса звучат крикливо, упражнения по-этому лучше всего начинать с темных гласных “У” и “О”, при которых по-лучается низкое положение гортани и глубокий звук. Если же голос звучит глухо и низко, то надо начинать упражнения со светлых гласных “А”, “Е”, “И”. Каждый урок должна быть изучена лишь одна гласная, чтобы осоз-нать положение частей аппарата при звуке, причем надо внимательно сле-дить за положением губ, языка и челюстей. Первые слова должны быть короткие, односложные с легким сочета-нием букв. Иногда речь имеет носовой оттенок - это происходит от вялости мяг-кого неба и языка. Т.к. при этом, вследствие их вялого и низкого положе-ния, звук, вместо того, чтобы прямо идти в полость рта, заходит в носовую полость и там вибрирует. В этом случае надо избегать вначале темных глас-ных и носовых (“М”, “Н”) согласных звуков. Упражняться только с “Э”, “А”, “И” и согласными “П”, “Т”, “К”. Произношение согласных Согласные звуки делятся на три группы: 1. Звучащие: “М”, “Н”, “Л”, “В”, “Р”, которые имеют еще “звук” как глас-ные, но в них уже слышен “шелест” согласных. 2. Свистящие и шипящие: “С”, “З”, “Ц”, “Ш”, “Ч”, “Щ”, “Ж”. 3. Придыхательные: “Х”, “К”, “Г”, “Б”, “П”, “Т”, “Д”. Группа звучащих “Л” и “ЛЬ” “Л” и “ЛЬ” между всеми согласными обладает наибольшим богатст-вом звука, потому и ставится вначале всей группы. Образование его не представляет никакой особой трудности. Верхняя губа приподнята, между челюстями расстояние, равное тол-щине большого пальца. Кончик языка поднят и при “ЛЬ” прижат энергично к верхним зубам; при “Л” - к небу около самих зубов и немного мягче, чем при “ЛЬ”. Задняя часть языка лежит низко, иначе был бы невозможен от-четливый звук. Звук, образуемый в гортани, входит в рот и, не имея воз-можности из-за языка найти непосредственного выхода, идет по обе сторо-ны языка, задевая оба ряда зубов, что усиливает звук и дает ему ясность. Гортань в среднем положении. Грудная клетка покойна (не опадает) и силь-но вибрирует. Мягкое небо слегка приподнято. Чтобы получить грудной звук при “Л”, надо расширить отверстие рта и упражняться с темными гласными. Очень трудное соединение с согласными “РЛ”, “ТЛ”, “ПЛ”, “КЛ”. Ин-тересно, что как раз этот звук произносится многими неправильно, но при терпеливой работе всегда достигается успех. Нужно стараться, первое время особенно, при слогах “ЛУ”, “ЛО”, “ЛА” задерживать дольше звук на “Л”. “Н” Эта звучащая согласная владеет гораздо меньшим богатством звука, чем “Л”, но она гораздо важнее ее, потому что имеет большое значение при обучении речи и пению. Носовой элемент может испортить или украсить речь. Чрезмерно ма-лая или чрезмерно большая примесь носового звука - одинаковая ошибка и только правильное его использование дает звуку полноту и блеск. Во многих случаях быстрое разрушение голоса зависит от неправиль-ного обращения с резонатором полости носа. Фридрих Шмидт говорит, что часто высокие голоса звучат некрасиво только от неправильной постановки буквы “Н”. Само образование “Н” лег-ко, ибо рот почти закрыт. Язык покойно приложен к небу около передних зубов. Грудная клетка стоит покойно и сильно вибрирует звук образуется на голосовых связках и получает своеобразный характер через непосредствен-ный вход волны в носоглоточное пространство, где он и получает свое ко-нечное развитие, отчасти от вибраций носовой кости и окружающих ее час-тей, отчасти же от усиления вибрации голосовых связок и грудной клетки. Если носовые проходы закрыты или нечисты, то звук возвращается в носоглоточное пространство и оттуда, вполне беззвучный, направляется в гортань. Поэтому первой заботой для образования “Н” должно быть стремле-ние добиться свободного носового прохода. “М” “М” - самая легкая согласная. Это первая согласная, которую говорит ребенок, но многие произносят ее неправильно. При ее образовании органы артикуляции почти не работают: губы за-крыты, язык покойно лежит внизу. Носоглоточное пространство закрыто неплотно, потому и “М” ищет выхода через нос, но резкого носового звука быть не должно, т.к. вход в рот не закрыт, то образуется грудной звуковой столб, который придает звуку грудной оттенок, очень усиливая его этим. Грудная клетка вся сильно вибрирует. Если каналы носа засорены, то вместо “М” получается что-то похожее на “Б”. Для устранения этого надо петь “М” с закрытым ртом и на очень пол-ном дыхании. Связь с другими буквами не представляет затруднения. При пении или чтении слов надо быстрей переходить к гласным, иначе получа-ется некрасивый носовой звук. Очень полезно упражняться с соединенными “М” и “Н”, как-то: “мне, мнишь, мнят, мнут” и т.д. “Р” Губы открыты, звук образуется вибрационным движением кончика языка, приподнятого к верхним зубам. Образование “Р” вызывает у многих затруднение, т.к. они образуют его не при помощи вибрации кончика языка, а с неподвижным языком, при помощи колебания маленького языка. Звук получается тусклый, гортанный. Неправильность заключается в неподвижности языка, т. к. “Р” он должен быть очень эластичен и подвижен. Но долгой терпеливой работой можно достичь блестящего результата. Хороши такие упражнения: аррр.... эррр... ирррр.... яррр... эррр. “В” Образуется посредством губной щели и звукового напряжения голо-совых связок. Язык лежит плоско во рту. Верхняя губа поднята. Верхняя часть грудной клетки сильно напряжена и вибрирует. Группа свистящих и шипящих “С”, “З” Верхняя губа приподнята, нижняя выдвинута вперед и слегка прика-сается к верхним зубам. Нижняя челюсть немного выдвинута вперед. Язык при “С” лежит ниже зубной щели, при “З” - против нее. Через канал, обра-зованный языком и твердым небом, идет воздушная волна и ударяет в пе-редние зубы. Грудная клетка покойна. “Ш” Кончик языка немного втянут внутрь. Положение зубов, как при “С”, губы немного раскрываются сильнее и выдвигаются вперед. “Ф” Верхняя губа поднята, нижняя немного вытянута и своим краем каса-ется верхних зубов. Через такую щель выходит энергично выдыхаемый звук. Язык лежит внизу. В верхушках легких чувствуется напряжение. Группа придыхательных “Х” Получается от идущего крещендо выдыхания, производится через широко открытый рот. Язык покойно лежит внизу. “П”, “Т”, “К”, “Б”, “Д”, “Г” - эти шесть согласных представляют собой очистительные упражнения, т.к. при них работа совершенно такая же, как при упражнении втором. “П”, “Б” “П” и “Б” - губные согласные. Язык покойно лежит внизу, губы сжа-ты, “П” производится энергичным замыканием губ и быстрым затем размы-канием, соединенным с выдыханием. “Б” - более мягкое замыкание, без шелеста. После них гласная должна следовать возможно скоро. “Т”, “Д” “Т”, “Д” - зубные гласные. Верхняя губа поднята, нижняя - около нижнего ряда зубов. Язык лежит плоско, и только кончик языка поднят и прижат к верхнему ряду зубов и к верхней челюсти, так, что канал рта за-крыт. настоящая артикуляция заключается в быстром одновременном опус-кании нижней челюсти и языка. Разница между “Т” и “Д” та же, что между “П” и “Б”. Твердому “Т”, соответствует мягкое “Д”. “К”, “Г” “К” и “Г” - небные согласные. Верхняя губа поднята, нижняя покойно остается на месте. Кончик языка вогнут внутрь, а задняя часть его упирается в заднюю часть твердого неба и отодвигает язычок в мягкое небо назад и вверх, запирая таким образом глотку и полость рта. Выдыхаемый воздух надавливает на голосовые связки и дает нужное напряжение. Голосовые связки сразу раскрываются, и одновременно с этим, опускается язык. Таким образом, получается звук “К”. Он не должен быть чрезмерно резок и коро-ток. При “Г” - задняя часть языка мягче прикасается к твердому небу. При артикуляции он опускается быстро и беззвучно. “Ц” Верхняя губа поднята. Передняя часть языка упирается в верхние пе-редние зубы и закрывает канал рта, как при “Т”, только с меньшим напря-жением. Затем вдруг, при одновременном выпускании воздуха, кончик язы-ка оттягивается назад. Деятельность дыхательного аппарата, как при упражнении 2-ом. “Ч” Работа та же, что при “Ц”, только кончик языка прикасается к верхней челюсти около зубов, а не к самим зубам и с меньшей энергией, чем при “Ц”. Есть соединение “Ш” и “Ч”. Последовательные упражнения в речи приложения в практической части этой книги. 24. Общие правила для пения и речи 1. Когда настанет момент вдыхания, надо впускать воздух через нос (хотя бы и с открытым ртом), причем все тело, от первых ребер до низа живота, одновременно расширяется и все легкие наполняются воздухом. В послед-ний момент поднимутся немного и плечи, но это произойдет лишь вследст-вие расширения грудной клетки, но отнюдь не искусственно. 2. Надо немного задержать дыхание. 3. Не выдыхать раньше звука. 4. Во время звука выдыхать самым медленным образом. 5. Держать грудную клетку в спокойном расширенном состоянии, тогда как самый низ живота втягивается, но это должно быть непроизвольно, плавно, а не судорожно. 6. Внешние мускулы шеи, затылка, мускулы рта и языка должны быть не напряжены. Метод дыхания во время речи тот же, что при пении. Разница состоит в том, что во время речи нет надобности вдыхать так много, как при пении. 25. Деятельность легких и мускулов при речи Мы знаем, что при вдыхании диафрагма напряжена и сжата, а при вы-дыхании напряжение ослабляется, и она расширяется и поднимается в по-лость грудной клетки. При пении и речи это расширение должно происходить возможно медленней, т.к. от медленного поднятия диафрагмы происходит и медлен-ное сжатие легких, что дает возможность медленного выдыхания. Рассмотрим теперь деятельность легких и мускулов во время речи: 1. Т.к. обыкновенная речь не требует такой постоянной силы, как пение, то нет и надобности держать всю грудную клетку и особенно ее верхнюю часть в растянутом положении. Нужно лишь стараться, чтобы не стягива-лась нижняя часть грудной клетки (в области диафрагмы). Этого можно достичь при помощи упражнения 13-го. 2. Т.к. фразировка в речи совершенно иная, чем при пении, то и работа не-которых мускулов, а также легких будет иной. Во время пения надо ста-раться, чтобы выдыхание, по возможности, шло непрерывно до самого кон-ца его, во время же речи необходимо часто обрывать выдыхание, при этом надо остерегаться, чтобы стягивание низа живота также останавливалось, чтобы нижняя часть грудной клетки оставалась в покое, тогда как верхняя часть ее постепенно должна опускаться. 3. Более быстрое, чем при пении, следование согласных требует также бо-лее усиленной работы мускулов, как в области диафрагмы, так и во всей грудной клетке. Так при восклицаниях можно отчетливо чувствовать толчки в грудной клетке и стягивание низа живота. Эти толчки при различных зву-ках ощущаются в различных частях грудной клетки: то в области диафраг-мы, то выше - спереди, то в спине. Работоспособность мускулов развивается при помощи упражнения 14-го. 26. Общие правила речи 1. Надо вдохнуть, как при пении. 2. Немного задержать дыхание. 3. Стремиться сохранить нижнюю часть грудной клетки до конца выдыха-ния в полном покое. При оживленной выразительной речи это покойное со-стояние должно прерываться толчками. 4. Стараться не слишком долго говорить одним дыханием, т.к. от этого сильно втягивается грудь в живот, что вредно отзывается как на легких, так и на органах пищеварения. А, главное, тогда не получается свободного по-койного вдыхания и придется с силой втягивать воздух. 5. Стараться не слишком сильно напрягать горло (что создает специфиче-ский горловой голос), а распределить работу между легкими, диафрагмой и голосовыми связками. 6. Стараться иметь правильную артикуляцию, т.к. при неправильной арти-куляции происходит и неправильная работа соответствующих мускулов. 7. Мускулы затылка, шеи и глотки должны оставаться не напряженными. 8. В животе не должно быть толчков и сжатия. 27. Общие советы. Кофлер говорит: “Искусство пения и речи тесно связаны друг с дру-гом и нельзя культивировать голоса, не культивируя речи, и наоборот, нель-зя заниматься искусством речи, не развивая голоса. Поэтому учителя, адво-каты, пасторы, священники, артисты и все те, чья профессия зависит от здо-ровья их голоса, должны петь. Певцы же не должны пренебрегать упражне-ниями для развития мускулов, т.к. от эластичности мускулатуры зависит не только их здоровье, но и красота их голоса”. В этой книге нет ни одного лишнего упражнения. все они одинаково важны и нужны для полного гармонического развития. Особенно упражнения вдыхания, которые нужно всем проделывать ежедневно для того, чтобы приобрести здоровье и выносливость. Метод дыхания во время речи остается тот же, что и при пении. Гово-рящий должен дышать при объединенной работе всего дыхательного аппа-рата и приучать себя немного задерживать воздух после каждого вдыхания. Так же, как при пении, должен он владеть быстрым и бесшумным вдыхани-ем. Разница состоит лишь в том, что во время речи нет надобности вдыхать так много, как при пении. Дыхание языком (упражнение 1) Держат рот широко открытым и кладут язык на нижнюю губу, также ждут импульса. Вдыхая через нос, втягивают язык, как можно дальше внутрь, остаются так 3-4 секунды и, выдыхая (носом или ртом) вытягивают язык как можно дальше вперед (но язык должен оставаться широким). Сна-чала делают это упражнение медленно, потом все быстрее и быстрее, раз 15 подряд. Закрывают рот и делают упражнение 2-ое. (упражнение 2) Дождавшись импульса, вдыхают и открывают рот как можно шире. Кончиком остро вытянутого языка достают то до верхней, то до нижней гу-бы, сначала медленно, потом все быстрей и быстрей. Движения должны быть ритмичны. Во время упражнения не надо задерживать дыхания, а ды-шать спокойно и ритмично. Проделывают упражнения раз 15 подряд, за-крывают рот и делают упражнение 2-ое. Упражнения в речи Основные правила 1. Раньше, чем начинать упражняться на какую-либо букву, надо внима-тельно прочитать и запомнить все указания относительно положения языка, губ и челюстей при образовании данного звука и при упражнении надо дос-тигнуть указанного положения. 2. Сначала надо упражняться только с одним звуком (например, с “У”), стараясь достигнуть вполне правильного произношения, причем, в первый день надо произносить только слоги, начинающиеся с этой буквы (напри-мер, “УС”, “УМ”, “УТ”). Во второй день к этим слогам можно прибавить 1-2 строчки односложных слов. В третий день можно добавить еще две строч-ки и, наконец, в пятый - можно проделывать все упражнения на первый звук (например, все на “У”). После этого к упражнению на 1-ый звук можно при-бавить односложные слова, начинающиеся на 2-ой звук (например, на “О”: “ОС”, “ОМ”) и т.д., постепенно расширяя круг упражнений. 3. При этом надо внимательно следить за тем, чтобы недолго говорить од-ним дыханием. 4. Живот не должен втягиваться. 5. Низ живота не должен напрягаться и прыгать. 6. Звук должен быть слышен во всей грудной клетке. 7. Гортань не должна быть сжата и напряжена. 8. Голова не должна быть слишком опущена или вытянута вверх. Положе-ние ее должно быть естественное и спокойное. 9. Если упражнения проделываются сидя, то не надо горбиться. 10. Если они делаются стоя, то надо следить за тем, чтобы верхняя часть корпуса не была закинута назад, и живот не был выпячен. “У” Надо прочитать предварительно все, что говорилось о гласной “У”. При всех упражнениях класть руки на грудную клетку и диафрагму и заме-чать их работу. у, у, у, у . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ус, ум, уш, ун, ук, уп, ут, уф, ух, уч, уж, уд, уг, уб, уз, уц, уй, ул лук, луч, лунь, плуг, плут, клуб, мус, муть, муж, мур, мул нус, нул, ну, су, суд, суп, сук, суть, сушь шут, шум, фут, фунт, фуй куль, кум, куст, куш, куб, пуд, пуф, дух, пух, пуст, ту, тук, туп, тут, стук, стул русь, руль, рук, друг, вдруг, фунт, пруд, труд ху зуб, зуд, зубр жук, жуй, жуть чу, чуть, чур, чушь, чуб щу, щур гу, гусь, густ “О” Прочитайте все то, что говорилось о гласной “О”. о, о, о, о. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ос, ом, ош, ол, он, ок, оп, оф, ох, оч, ож, од, ог, об, оз, оц, ой лось, лом, лоб, лот, лов, ложь нос, ноль, ног, нот мот, моль, мост, мор, мой по, пост, пол, поп ко, кот, корь, кость, кол, конь то, тот, тост, топь, тон, стон, стоял рот, рост, роль, ров, рожь, ро, ром со, сот, соль, сом, сон, сок фо, фон хо, хот, хорь, хор зо, зов, зоб, зол жо, желт шо, шов, шелк до, дом, дон, дол го, гость, горсть, голь, гой во, вот, вор, вой, воз бо, бой, бос, бодр чо, чор “А” Прочитайте все, что написано о гласной “А”. ал, ам, ан, ар, ав, аб, аг, ад, аж, аз, ак, ап, ат, ас, аш, ач, ащ, аф, ах, ащ лак, лань, лай, ла ма, мак, май, мать, масть, мал на, нас, нам, наг, наш ра, рай, край ва, вам, вас, ваш, вал ба, бай, бас, бал га, гай, гам, газ, гад, галь, гать, гарь да, дай, дам, даль, дань жа, жарь, жаль, жак за, зад, зад ка, как, кат, скат па, пас, пай, пар та, так, там са, сак, сад, сан, сам фа, фай, фат ха, хат, хам ца, царь, цап ча, чай, чан, чад ша, шарь, шаг, шаль ща “И” Прочитайте все, что было сказано о гласной “И”. ил, им, ин, ир, ив, иб, иг, ид, иж, из, ик, ип, ит, ищ, иф, их, иц лить, лил, линь, лишь, ли мил, мир, мис, миг, миф, ми нить, низ, низ, ни рис, ритм, рим, риг, гриб, ри вить, вил, ви бить, бил, бит, бис, би гих, згинь, ги цит, ци жир, жить, жил, жи зи, зи, зи кис, киль, кит, кинь, ки писк, пить, пир, пил, пи тит, тик, тит, ти сиг, сир, сиз, сим, си шил, шить, ширк, ши щит, щи фит, фи, фи хил, хи цип, ци “Е” Прочитайте все, что сказано о букве “Е”. ел, ер, ев, еб, ег, ед, еж, ек, еп, ет, ер, ес, еш, еч, еш, еф, ех, ец, ег лей, лес, ле, лей мель, смесь, мел, ме нет, нем, не, днев, днесь режь, речь, рей, рей, редь ведь, вей, вес, веч, ве бей, бег, бес, бел гей, герб, ге дед, день, де, тесть жечь, жест, же зебр, зев, зед, зе кедр, келья, ке печь, пень, петь, пел, пе тень, течь, те сет, сеть, сел, сесть, се шей, шест, ше чем, чей, чек, честь, че щей, щель, ще хер, хе ферт, фе цеп, це “Э” Прочитайте все, что сказано о гласной “Э”. эл, эм, эн, эр, эв, эб, эг, эд, эж, эз, эк, эп, эт, эс, эш, эч, эщ, эф, эх, эц, эй “Ы” Это твердая гласная и отличается от “И” тем, что кончик языка упира-ется глубже, чем при “И” и язык напряжен. ыл, ым, ын, ыр, вы, ыб, ыг, ыд, ыж, ыз, ык, ып, ыт, ыс, ыш, ыч, ыщ, ыф, ых, ыц, ый лыс, лы мыть, мыл, мыс, мышь, мы ныть, ны рыть, рыл, рысь выть, выл, вынь, высь, вы быть, был, быт, бы, бы дым, ды зыбь, зы пыль, пы тынь, ты сыт, сыпь, сыр, сы цып, цып “Ю” Это соединение “И” и “У”. Губы, как при “У”. Язык как при “И”. юл, юм, юн, юр, юб, юч, юд, юж, юз, юк, , юп, ют, юс, юш, юг, ющ, юф, юх, юц, юй люк, люфт, люд, люб, лю мю, ню, вю, дю, тю, хю, цю, йю рюж, рю, рюх, рюц бюст, бю “Ё” Это соединение “И” и “О”. При начале звука язык находится спереди, как при “И”, затем принимает то же положение, что и при “О”. Губы имеют такое же положение, как при “О”. ёл, ём, ён, ёб, ёг, ёд, ёж, ёз, ёк, ёп, ёт, ёс, ёш, ёч, ёщ, ёф, ёх, ёц, ёй лёт, лёг, лёж, лё мёд, мёл, мё нёс, нё рёв, рёб, рёп, рё вёл, цвёл, вёз бёг, бё пёс, пён, пё тён, тёс, тё сёк, сё “Я” Это соединение “И” и “А”. При начале звука язык имеет то же поло-жение, что и при “И”. В остальном артикуляция та же, что и при “А”. ял, ям, ян, яр, яв, яб, яг, яд, яж, яз, як, яп, ят, яс, яш, яч, ящ, яф, ях, яц, яй лязг, ляг, ляд, ля мять, мял, мя ня, дня, пня рябь, ряд, ря вял, вяз, вянь, вя бяз, бя дя, дя тяп, тяг, тя пядь, пять, пяль, пя сядь, всяк, ся “Л” Ловец ловит лососину Люди любят лесть Летит ласточка Люди ловят лошадь Лентяй любит лежать “М” Мама моет Машу Миша - маленький мальчик Матросы моют мачту Мишкин мех мягок Мефистофель - мудрый мыслитель Марксизм мучает монархистов “Н” Наш народ - наша надежда Нерон ненавидел народ Надо начать новую книгу Настала ненастная ночь Нам много надо насаждать нового “П” Потомки помнят поэзию Пушкина Пожар полыхает и пышет Пан поет последнюю песню Павел пропил последние пожитки Пират плывет по пустынному побережью Пахарь пашет поле, пашет и поет “Р” Розовая роща расцвела Разом раскрылись ворота Раскаты грома раздавались кругом Старость - не радость Попрыгунья стрекоза “С” Сегодня сильная сырость Сатрап стал стар Сосны старые свесили сучья Старый столб сгнил Составим семейный совет “Т” Том - толстый кот На ветке висела клетка Поток ревет, поток шумит Ты, тоска тяжелая, Что ты грудь теснишь? “К” Кошка качает клетку Кукушка кукует: ку-ку, ку-ку, ку-ку Катя - красивая кукла Косарь косит косой “П”, “Т”, “К” Птк, птк, птк Птичка, пташка, птенчик мой “Ш” Шелк шуршит Шумит широкая Шексна “Ч” Чижик чирикает Чашка чиста “Ф” Феня форсит фартуком Кофта с фалцами “Х” Хочешь, сходим в хату Хорек хитрый “Щ” Щит - защита Щиплет щетку “Б” Боря болен Бодро, Борис, не бойся борьбы Беляк бежал бором Бурлак бодро брел берегом “В” Весело весной На ветке видна веселая ватага воробьев Ваш волчонок вечно воет “Г” Гость - Господня благодать Гомель - грязный город В городе много гимназий “Д” Дарьино - деревня Дядин дом продан дешево “Ж” Жнецы и жницы жнут Живи, не тужи “З” Занималась заря Зина засмеялась “Ц” Курица и цыплята Маленькие отрывки Капля дождевая говорит другим: “Что мы здесь в окошко Громко так стучим?” Отвечают капли: “Здесь бедняк живет, Мы ему приносим Весть, что хлеб растет” Лед сошел, сквозь воду чистую Видны камни и песок. Воротились голосистые Птички с песнями в лесок. Все проснулось ото сна, Воздух полон ароматами. Здравствуй, красная весна! Ходит ветер, ходит буйный, По полю гуляет, На краю дороги вербу Тонкую сгибает. Гнется, гнется сиротинка - Нет для ней подпоры: Всюду поле - точно море - Не окинут взоры. Заключение Трудно составить себе ясное представление о вокальном искусстве, о том, что надо делать, благодаря всем прочитанным книгам, школам и руко-водствам. Я по мере своих сил старался использовать указания, разъяснения видных профессоров, преподавателей по постановке голоса, известных пев-цов, а также источники науки, чтобы познать темные стороны вокальной школы. Предлагаемая книга должна быть настольной как у больных, так и у здоровых людей, т.к. в наш век половина болезней происходит от недоста-точного дыхания и плохого обмена веществ. Конечно, первые пробы учеников будут неудачны. Ведь если человек пролежит даже несколько недель в постели, то первые дни после того, как он встанет, мускулы его ног будут работать плохо. То же и с нашими дыха-тельными мускулами. Они отвыкли от предназначенной им природой рабо-ты, и пройдет немало дней, чтобы их можно было сделать достаточно эла-стичными. Итак, начинающего ждут в первые дни неудачи, но от них не надо па-дать духом, надо помнить, что они естественны. Работа будет трудная, но велика и победа. Болезненные, слабые люди должны заниматься пением по этой мето-дике для общего оздоровления. Работа с детьми не должна преследовать художественных целей, а стремиться лишь к гармоничному развитию всей мускулатуры. Ребенок, внутренние органы которого будут развиваться гармонично с его внешни-ми, вырастет человеком, не знающим наших страданий нервами, нашей сла-бости, болезней легких, крови, горла и т.д. Для этого надо стараться, чтобы “правильное дыхание” стало привыч-кой. Мы должны следить за каждым нашим движением, каждым словом и шагом, связывать все это с дыханием и наблюдать за дыхательным аппара-том. Только этим путем мы приучим нервы, соединяющие наш мозг с мус-кулами, к правильной работе и получим полное господство над своим дыха-тельным аппаратом; только таким образом мы достигнем того, что “пра-вильное дыхание” будет автоматическим не только во время упражнений, но и в обыденной жизни. |
|
Полезная информация: |