|
...приметив сходство в ереси с благочестивою верою, суесловят, будто бы еретики не утверждают ничего худого? Поистине, это значит тоже, что и Каиафу называть христианином, Иуду предателя сопричислять еще к Апостолам, утверждать, что вместо Спасителя испросившие Варавву не сделали ничего худого, доказывать, что Именей и Александр - люди благомыслящие, и Апостол лжет на них. Но христианин не может выслушать этого терпеливо... Святитель Афанасий Великий. На Ариан слово первое.В последние годы православные христиане оказались свидетелями бурного роста разного рода сект. Деятельность многих из них носит чрезвычайно агрессивный характер. Проповедники большинства встречающихся деструктивных культов с успехом используют отсутствие у собеседников правдивой информации об учении и истории сектантских обществ. Отсутствует также разработанный полемический аппарат, с помощью которого православный христианин мог бы успешно противодействовать миссионерам тоталитарных религиозных групп. Переиздание противосектантских дореволюционных трудов частично помогает исправить создавшееся положение. Некоторую помощь оказывают отдельные брошюры, касающиеся различных аспектов сектантских движений. К сожалению, необходимо отметить, что все работы русских православных авторов на эти темы являются далеко не полными и недостаточными для ведения всесторонней полемики с сектантами. Организация "Свидетелей Иеговы", известная также под именем "Общества Сторожевой башни", на данный момент является одним из наиболее агрессивных тоталитарных религиозных объединений из действующих в нашей стране. За время своего существования она приобрела скандальную известность во многих государствах. Благодаря активной проповеднической деятельности, миссионерам общества удалось привлечь в ряды этой секты немало представителей различных конфессий. На территории России главные усилия проповедников направлены в основном на невоцерковленных и маловоцерковленных членов Православной Церкви, причем деятельность миссионеров - сектантов довольно успешна. В связи с этим, весьма актуально выявить как причины способствующие быстрому росту числа членов организации "Свидетелей Иеговы" в нашей стране, так и причины высокой восприимчивости наших соотечественников к идеям "Общества Сторожевой башни". Важно также исследовать различные возможности противодействия "Свидетелям Иеговы". Деятельности и учению "Общества Сторожевой башни" посвящены некоторые работы иностранных специалистов. Однако авторы этих исследований, являясь представителями различных протестантских конфессий, естественно, не дают анализа учения общества, с православной точки зрения. Для иллюстрации можно привести труды Г. Дж. Берри "Во что они верят", У. Мартина "Царство культов", Д.Макдауэлла и Д.Стюарта "Обманщики" и Е.Прайса "Свидетели Иеговы", в которых авторы не касаются некоторых важных особенностей вероучения рассматриваемой секты. Протестантские издания на русском языке, конечно, имеют определенную ценность. Но в них неточно трактуются многие важные вероучительные моменты. Как пример, можно привести книгу П. И. Рогозина "Лжесвидетели" в части объяснения 144000 из Откр.7:4. Тоталитарный характер секты и методы, которыми она действовала, вызывали резкую критику со стороны многих религиозных деятелей, ученых и политиков. Уже учение и жизнь родоначальника "Общества Сторожевой башни" Ч. Т. Рассела, были подвергнуты объективному разбору в статье Дж. Дж. Росса "Некоторые факты о самозваном "пасторе" Чарльзе Т. Расселе". Позднее, в Европе и Америке, появилось большое количество серьезных работ, рассматривающих различные аспекты деятельности секты. Особенную ценность имеют труды членов Общества, покинувших его ряды. Например, книги бывшего члена Руководящей корпорации "Свидетелей Иеговы" - Реймонда Френца "Кризис совести" и "В Поиске Христианской Свободы", Сезара Видаль Мансанареса "Воспоминания "Свидетеля Иеговы" и других авторов. Тяжелейшие последствия пребывания в секте также тщательно проанализированы зарубежными авторами. Пожалуй, лучшей работой, посвященной этой теме, можно назвать труд Джерри Р. Бергмана "Свидетели Иеговы и проблемы умственных болезней". Надо сказать, что многие важные аспекты деятельности "Общества Сторожевой башни" нашли отражение в исследованиях иностранных специалистов. К сожалению, большинство этих трудов не переведены на русский язык. Большую работу в этом направлении ведет Санкт-Петербургский Центр Апологетических Исследований, издавая переводы отрывков из трудов западных авторов. Существуют также несколько работ по "Свидетелям Иеговы", написанных православными авторами. Например, труды иеромонаха Германа (Дворцова) "Подлинная история общества свидетелей Иеговы", священника Олега Стеняева "Свидетели Иеговы" - кто они?", кандидатская диссертация польского священника Маркевича "Секта Свидетелей Иеговы" и др. Ценность этих работ заключается в более или менее подробном разборе учения "Общества" с точки зрения православной догматики. Предлагаемая работа пытается восполнить тот пробел, который не нашел достаточного отражения в современной православной литературе об "Обществе Сторожевой башни". Автор не претендует на полный охват всего существующего материала по "Свидетелям Иеговы", однако хотел бы, чтобы многие малоизвестные факты опасной деятельности этой секты стали более широко известны. Также хотелось бы, чтобы разработанный полемический аппарат нашел широкое применение в диалогах с членами "Общества Сторожевой башни". Главной целью работы является выяснение причины успеха деятельности "Свидетелей Иеговы" и выявление возможностей противодействия им. Для этого представляется важным изучить историю развития секты, и тех религиозных групп, которые находятся в исторической и идейной связи с ней. Предполагается также установить вредное влияние пребывания в этой организации на физическое, психическое и нравственное здоровье членов Общества и выявить многочисленные факты подтасовок, имеющихся в учении "Свидетелей Иеговы". Мы рассматриваем также ошибочные мнения руководства секты и приводим аргументы, использование которых удачно действует на "Свидетелей Иеговы" во время полемики с ними. В данной работе неоднократно употребляется слово "секта". Собственно говоря, в Священном Писании, мы встречаем только термин "ересь" (греч. Airesis - свобода выбора; стремление, склонность, тяготение; "взятие, захват, завоевание; выбор, направлениепоявляется в Vulg., где греческое Airesis , школа, учение"). Слово "секта" переводитсяsecta в Деян.24:5, 2 Петр.2:1, Гал.5:20. как haeresis в Деян.5:17, 15:5, 24:14, и как ЕресьюБогооткровенные Истины (2 Петр.2:1-2, Апостолы называли любое учение, искажающее 1 расходящиеся с общецерковными, то есть Кор.11:19). В период Вселенских Соборов мнения противоречащиеЦеркви, также считались еретическими. Термин догматическим определениям "использоваться в эпоху Реформации, когда секта" в современном смысле этого слова, стал появиласьотпавших от господствовавшей Церкви по масса чисто религиозных обществ, вероучительным"секта" обозначает религиозную общину, мотивам. Таким образом, слово объединяющуюБогооткровенными истинами Вселенской людей, учение которых расходится с Церквиересью. Интересно, что в современном . Соответственно учение это называется греческом языке слово "Airesis" означает именно секту. Из действующих в настоящее время в России организаций, занимающихся прозелитизмом, наибольшую опасность представляют тоталитарные секты (другие названия: деструктивные религиозные объединения, деструктивные культы), то есть авторитарные иерархические организации любой ориентации, разрушительно действующие на духовное, психическое и физическое состояние человека, и находящиеся в конфронтации к сложившимся социальным структурам, культуре и обществу. Эти термины отсутствуют в законодательной базе нашей страны, но используются специалистами и встречаются в весьма авторитетных документах[1]. "Свидетели Иеговы", без сомнения, одна из наиболее опасных современных тоталитарных сект. Поэтому изучение различных аспектов ее деятельности производится подробным образом, с привлечением литературы этой организации.
[1] Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997. С. 9. |
||||||||||||
|
||||||||||||
© Центр
Духовного развития молодежи
при Даниловом монастыре г.
Москвы 1999-2001 |
Полезная информация: |