Секты, отрицающие догмат о Пресвятой Троице, разумеется, не могут согласиться и с учением о Божественности Христа. В той или иной степени в этих еретических сообществах проводится мысль, что Христос не есть Бог или хотя бы не единосущен Отцу. Аппарат ложных доказательств подобных ошибочных идей был разработан Арием еще в IV веке. Возникавшие в дальнейшем секты не придумали в принципе ничего нового. "Свидетели Иеговы", например, утверждают что Иисус Христос был первым творением Иеговы, через которого Тот создал все остальное творение. "Иисус - первое творение Бога" [1]. "Первая духовная личность, которую создал Бог, является для него как бы первородным сыном" [2]. По их мнению, до воплощения и после Господь был архангелом Михаилом, предводителем духовного воинства Иеговы. "В 1914 году Иисус, небесный воин Михаил, стал царем Божьего небесного Царства" [3]. Более того, встречаются в иеговистской литературе места, напоминающие об идеях, возникших в древних языческих религиозных системах: "Выражение "утренние звезды" относится к двум могучим существам неба, а именно: Михаилу Логосу (Слову) и Люциферу" [4]. Подобное учение наводит на мысли о тридцатой гате Авесты: "...в начале были два духа (Ормузда и Аримана прим. автора)... Из этих духов неверный дух избрал себе злое дело, а святой дух выбрал для себя справедливость, и он избрал себе тех, которые чистыми поступками угождают Агура Мазде" [5]. Мы отмечаем это сходство не с целью выявления связи между учением "Общества Сторожевой Башни" и культа Зороастра, но для того, чтобы показать к каким ассоциациям могут приводить домыслы и фантазии "Свидетелей Иеговы". Выше, в главе "О Святой Троице", мы уже говорили о том, как "Свидетели Иеговы" искажают тексты ранних учителей Церкви. То же самое, впрочем, предпринимают и другие секты, придерживающиеся унитарианских взглядов, например харизматики толка единственников [6] с целью доказать, что отцы первых веков не считали Христа Богом. Мы встречаем у них цитату из Послания к Коринфянам святого Климента Римского: "Благодать вам и мир от Всемогущего Бога через Иисуса Христа да умножится" [7]. На основании этого и подобных ему текстов делается неожиданный вывод о тварности Сына Божия, несмотря на отсутствие даже отдаленых предпосылок. Тем более, что во втором послании того же автора говорится: "Об Иисусе Христе вы должны помышлять, как о Боге и судье живых и мертвых" [8]. В Священном Писании истина о Божественности Иисуса Христа и Его единосущии с Богом Отцом засвидетельствована со всей очевидностью в первых же стихах Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в Начале у Бога" (En arhe en o logos kai o logos en pros ton Teon, kai Teos en o logos. Outos en arhe pros ton Teon) (Ин.1:1-2). Как этот текст искаженно переводится в "New World Translation of the Holy Scriptures" иеговистов, мы уже писали выше в главе посвященной указанному переводу. Но "Свидетели Иеговы" не одиноки в своих трудах. Начало Евангелия Иоанна Богослова искажается, к примеру, и в переводах основателя харизматического движения "Международный путь" Вервилла [9]. Его толкование, впрочем, иногда используют и члены "Общества Сторожевой башни". Вервилл считает что в первом стихе говорится будто бы "Иисус Христос был у Бога в Его предвидении" [10]. Греческая грамматика не дает для этого никаких оснований. Более того, этот предлог "pros" ("у", "к"), встречается, например, у Апостола Павла: "Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?" (Ou mnemoneuete oti on pros umas tauta elegon umin) (2 Фес.2:5). Видно, что находился он в Фессалоникийской Церкви совершенно реально, а не в предвидении. Для апостолов, самовидцев Слова, Христос несомненно был Богом. Об этом свидетельствуют слова: "Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!" (apekrite Tomas kai eipen auto o kurios mou kai o teos mou) (Ин. 20:28). Тоже самое пишет и Св. Иоанн Богослов: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" (Oidamen de oti o uios tou Teou ekei kai dedoken emin dianoian ina ginoskomen ton aletinon, kai esmen en to aletino, en to uio autou Iesou Xristo outos estin o aletinos teos kai xoe aionios) (1 Ин.5:20). Конечно, в последнем случае сектанты пытаются исказить смысл стиха, говоря, что слова "Сей есть истинный Бог и жизнь вечная" относятся к "Богу Истинному", то есть к Иегове. Разумеется, это не так. "Сей" - является переводом указательного местоимения "outos", дословно - "этот". Данное слово используется в греческом языке для указания на ближайшее предыдущее, в отличие, например от аналогичного местоимения - "ekeinos", применяемого при указании на предмет более отдаленный. Следовательно, применение "outos" подчеркивает, что "Сей есть истинный Бог" - Иисус Христос. В Деяниях Святых Апостолов мы также встречаем упоминание о Божественности Христа: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Prosexete eautois kai paoti to poimnio, en o umas to pneuma to agion eteto episkopous poimainein ten ekklesian tou Teou, en periepoiesato dia tou aimatos tou idiou) (Деян.20:28). Так как кровью стяжал Церковь именно Господь Иисус Христос, то, разумеется, Богом назван тоже Он. Кроме того, во многих древнейших рукописях стоит, как мы видим "ten ekklesian tou Teou" - то есть просто "Церковь Бога", что также однозначно указывает на Божественность Христа. В творениях Апостола Павла также всячески подчеркивается полнота Божественности Господа. В Послании к Римлянам Он назван Своим Ветхозаветным именем: "…их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (...on oi pateres kai ex on o Xristos to kata sarka, o on epi panton Teos eulogetos eis tous aionas, amen) (Рим.9:5). Для ложного учения иеговистов, наименование Христа Сущим (o on) совершенно неприемлемо. Поэтому они искажают это место, выделяя в отдельное предложение вторую часть стиха, что является недопустимым синтаксически. Вторая часть стиха - "o on epi panton Teos eulogetos eis tous aionas, amen", как мы видим не имеет ни одного глагола, и соответственно тут отсутствует сказуемое. В подобных случаях отрывки текста не могут быть самостоятельными предложениями, разве только в шутку предположить, что "сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь", - подпись Иеговы. А это невозможно, так как автор послания не Он, а Святой Апостол Павел. Учитывая отсутствие сказуемого, авторы перевода Нового Мира решили дополнить Послание к Римлянам, введя два глагола: "происходит" и "да будет", получив таким образом следующий текст: "их и отцы, и от них (происходит) и Христос по плоти: сущий над всем Бог (да будет) благословен во веки, аминь". Видно, что вновь вставленные слова, указанные в скобках, совершенно искажают смысл. Причем не существует ни одной рукописи или перевода Нового Завета, которые бы подкрепляли эти лингвистические открытия Сторожевой башни. Подобное искажение текста Писания является обычным подлогом. Возможность явления Бога во плоти отвергалась многими сектами на протяжении долгого времени. Поэтому слова святого Апостола Павла, свидетельствующие о Боговоплощении, старательно еретиками не замечались. Однако в посланиях мы читаем о Христе, что "…в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Oti en auto katoikei pan to pleroma tes Teotetos somatikos) (Кол.2:9). "И беспрекословно великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (Teos efanerote en sarki), оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (1 Тим.3:16). В послании к Титу святой Апостол Павел учит своего "истинного сына" как должны жить христиане, "…ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (prosdehomenoi ten makarian elpida kai epifaneian tes doxes tou megalou Teou kai soteros emon Iesou Hristou) (Тит.2:13). Анализируя греческий текст, мы видим, что в данном случае используется определенный артикль "tou" (sing. gen.) и два существительных (subst.) - "Teou", "soteros" соединенные союзом "kai" (и). Такое словосочетание, равно как и стих "Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Петр.1:1), соответствует правилу Гранвилла Шарпа. В обоих случаях в греческом тексте Нового Завета определенный артикль "tou" употреблен со словом "Бог" и не употреблен со словом "Спаситель". В такой конструкции, когда артикль ставится перед первым существительным (Бог) и не ставится перед вторым (Спаситель), второе существительное играет лишь описательную роль при первом. Таким образом, в этих текстах прямо говорится, что Иисус Христос - Бог. Из послания к Евреям мы видим также, что Псалмы Давида были для апостола свидетельством Божества Христа: "А о Сыне: престол Твой Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты" (Евр.1:8). Мы знаем также, что Господь Иисус Христос во всей полноте обладает Божественными свойствами, как и остальные Лица Пресвятой Троицы. Он вечен "Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" (Апок. 22:13). Имеет жизнь в Себе "Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" (Ин.5:26). Присутствует везде "...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20). Христос не изменяется "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8). Он всеведущ, о чем свидетельствуют апостолы: "Ты знаешь все..." (Ин.16:30) и властвует над всем "...силою, которою Он действует и покоряет Себе все" (Фил.3:21). Никто не будет отрицать, что эти перечисленные свойства, относятся только к Истинному Богу. Учение "Общества Сторожевой башни" не отрицает того факта, что Христос является Сыном Божиим. Но понимание сущности Сыновства Христа воспринимается сектантами по своему. В Библии словосочетание «сын Божий» имеет много значений. Сынами Божиими называют ангелов в книге Иова "Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа..." (Иов.1:6;2:1), и людей в книге Второзакония "Вы сыны Господа Бога вашего..." (Втор.14:1) По мнению апостола Павла "...все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим.8:14). А вопрос о том, кого называет сынами Божиими пророк Моисей в Быт.6:2, до сих пор вызывает разногласия у исследователей. "Свидетели Иеговы", основываясь на приведенных примерах, приравнивают Господа Иисуса к людям или ангелам, забывая о том, что Его Сыновство единственное в своем роде. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (monogene)..." (Ин.3:16) Вопрос о том, что же такое "monogene" решается в православии и в антитринитарных сектах по разному, потому что понимание Сыновства Божьего рассматривается здесь с противоположных точек зрения. Очень хорошо объяснил это архимандрит Киприан (Керн) применительно к арианству: "В православном богословии понятие о Сыне - богословское, в арианстве - космологическое. В православных системах Сын есть "для Отца" (Ин.6:57), необходимость бытия Сына мотивируется непостижимо таинственным строем внутренней жизни Божества. Сын есть "ad intra". В арианстве Сын существует для мира; в строе внутренней жизни единого, всесовершенного и вседовольного Бога нет мотива к бытию Сына; но, так как без посредства Сына всесовершенный Бог не мог бы создать несовершенный мир, то Сын есть "ad extra", как ипостасный посредник между бесконечным и конечным"[11]. Поэтому и "Единородность" воспринимается "Свидетелями Иеговы", как некая форма тварности. Между тем, Христос указывал на Свое Сыновство в абсолютном, богословском смысле, "Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Ин.5:18). Причем слово "ison", означает именно полное равенство по природе. Логос был прежде творения, так как видел "Отца творящего", поэтому "и Сын творит также" (Ин.5:19). То, что Сын Божий был равен Богу и в понимании иудейского народа, мы видим из реакции первосвященника, обвинившего Христа в богохульстве (Мф.26:63-65) и в описании других евангельских событий. "Свидетели Иеговы", таким образом, оказываются в одинаковом положении с арианами, подходя к пониманию Сына Божия с космологической точки зрения. "Иисус есть Создатель, но только косвенным образом. Это означает, что Бог Иегова сотворил мир через Него. Вот почему говорят, что Иисус есть Создатель... Это как с генералом, который говорит, что взял город. Ясно ведь, что это не он сам брал город, но скорее его солдаты и офицеры, и тем не менее, он настаивает, что город взял он. Точно также со Христом и Иеговой" [12], - считают они. Но при таком понимании вопрос переходит уже в несколько иную плоскость. Если Христос Создатель и Спаситель мира не является Богом, каким же образом Его смерть может спасти нас? Если Сын не живет внутри Отца, если Он сотворен как посредник для создания мира, как Его смерть может доказать Божью любовь? Как правильно заметил дьякон Андрей Кураев "Если Бог сам не страдал на Голгофе - почему и за что мы должны благодарить именно Его при виде распятия Сына Марии? ...Кому я должен быть благодарен более? Командующему, который из безопасности своего КП дал разрешение на воинскую операцию, или конкретному солдату, который, рискуя своей жизнью, вырвал меня из рук террористов?" [13] Только Творец мира мог спасти его, только Создатель всего существующего мог искупить на Голгофе свое создание. Поэтому любое унитарианское учение ставит следующего ему вне спасения.
[1] Что от нас требует Бог. — New York, 1996. С. 6. [2] Радуйся жизни на земле вечно! — New York, 1996. С. 29. [3] Сторожевая Башня. — New York, 1993. — 01 окт. — С. 23. [4] Цит. по Митрофан (Зноско-Боровский). Протоиерей. Указ. соч. С.116. [5] Цит. по Шантепи де ля Соссей. Иллюстрированная история религий. М., 1992. Т. II. С. 171. [6] Основоположником этого направления являетсяся один из лидеров пятидесятничества Ф. Эварти. Ранее этот человек принадлежал к крупнейшему харизматическому движению "Ассамблея Бога", но выступил с новой доктриной, согласно которой существует лишь одно, а не три лица Бога, а именно - Иисус Христос. Отец и Святой Дух - это всего лишь аспекты Его одной личности. [7] Климент Римский. Святитель. К коринфянам послание I//Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 111. [8] Климент Римский. Святитель. К коринфянам послание II//Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 157. [9] Американская секта "Международный путь", основанная Виктором Полом Вервиллом, одна из современных антитринитарных ересей. [10] Wierwille P. Jesus Christ Is Not God. New Knoxville, 1975. C. 28. [11] Киприан (Керн). Архимандрит. Золотой век Свято - Отеческой письменности. М., 1995. С. 14. [12] Мансанарес С. Воспоминания "Свидетеля Иеговы". Тбилиси, 1995. С. 43 - 44. [13] Андрей Кураев. Дьякон. Если Бог есть Любовь... М., 1997. С. 31. | ||||||||||||
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001 |
Полезная информация: |