В предыдущей главе я сказал, что 1976 год не был для меня чем-то исключительным, кроме одного события, которое оказалось одним из самых важных в моей духовной жизни и заслуживает для себя отдельной главы. В начале 1976 года мне позвонил Рауль, один из активистов Энтревиас, и спросил, не смогу ли я сопровождать его сегодня, чтобы нанести назначенный повторный визит. Дело было в том, что проповедуя по домам, он повстречался с одной дамой, которая позвонила пастору своей Церкви, и тот сказал Раулю, что его Библия была искажена. Я был единственным среди его знакомых, кто знал греческий, и он нуждался в моей помощи. Я отвечал ему, что не могу дать твердого обещания, ибо пойдя с ним, мне пришлось бы пропустить занятия по русскому языку, который я изучал в языковой школе. Я спросил, где бы я смог его найти перед назначенной встречей, в случае, если бы я нашел возможным к нему присоединиться. Мне не понадобилось долго размышлять, чтобы прийти к выводу, что я могу без особых зазрений совести пропустить мой урок русского, чтобы присутствовать на этой встрече. Рауль позвонил Хосе, пресвитеру из Паломерас, который пользовался репутацией имеющего кое-какое представление о греческом языке, но, говоря по правде, единственное, что его связывало с этим языком, это наличие у него Нового Завета на греческом вместе с английским переводом, изданного “Сторожевой башней”. Более того, сколько помнится, он даже не знал греческого алфавита; стало быть, он не мог прочитать ни единого слова, не говоря уже о переводе. Не знаю, сколько народу я ожидал там встретить, но я был весьма разочарован, когда увидел, что против Рауля, Хосе, Джени и меня находится только хозяйка дома и какой-то господин, сидящий на софе в маленькой гостиной. Еще больше удивило меня то, что единственным его снаряжением была Библия, да к тому же на испанском. Наши-то портфели были переполнены книгами, статьями, и все это создавало впечатление, что четыре великана изготовились к бою с карликом. Первая обсуждаемая тема запомнилась мне очень плохо; речь шла об ангелах, что меня также разочаровало, ибо я не видел здесь возможности поставить этого человека на место и достаточно его высмеять, чтобы дискредитировать. Самая тема абсолютно ничего для меня не значила, ибо я-то уже нашел Истину; меня интересовала только эта дама. Если мы приобретем ее для “свидетелей Иеговы”, мы выиграем партию; если же мы ее потеряем, наш труд окажется тщетным. И поскольку ее гость был пастором своей Церкви, единственным способом для нас приобрести ее было его смутить. Метод, применяемый для этого, менялся в зависимости от того, к кому применялся. Порой мы притворялись оскорбленными и упрекали нашего собеседника в том, что он нападает на нашу организацию вместо того, чтобы заглянуть в Библию. Ведь мы-то не нападаем на его Церковь (ибо “Сторожевая башня” и “Пробудитесь!” справляются с этим сами). В других случаях мы избегали дискуссий о Библии или решительно откладывали ее в сторону, говоря, что самое главное это разобраться, на чем основаны наши религиозные организации. В некоторых случаях мы спорили только по поводу какого-то одного конкретного вопроса, и в случае поражения у нас всегда оставалась ссылка на то, что есть еще много тем для разбора, либо же, напротив, в течение многих минут мы спорили о многом, а потом вдруг говорили, что мы отвлекаемся и что лучше было бы поговорить о какой-то одной теме. Следует отметить, что мы прибегали к таким приемам бессознательно, но “Сторожевая башня” вдолбила их нам в голову столь основательно, что мы только так и действовали, в уверенности, что главное при всякой встрече смутить и запутать собеседника, а не найти истину (да и зачем ее искать, если мы ее уже нашли?) Когда из первой темы ничего извлечь не удалось, ибо она не относилась к основным, этому человеку удалось вывести одного из нас из боя: три или четыре неудачных аргумента Хосе были опровергнуты, и разозлившись, тот решил уйти через двадцать минут после начала беседы. Мне было удивительно видеть пресвитера, оставляющего беседу в самом начале, разгневанного и испускающего крики. А дело было в том, что ему уже случалось встречать людей, которых он не сумел убедить по методу “Сторожевой башни”, и этот опыт ему подсказывал, что здесь у нас не имелось никакого шанса на победу. Джени, Рауль и я сохраняли уверенность, я-то во всяком случае, что одолеть этого человека всего только вопрос времени. Мы приступили тогда к теме, гораздо более интересной: Бог ли Христос? Мы задали ему этот вопрос с радостью охотника, который видит свою добычу, простодушно направляющуюся к ловушке. - Вне всякого сомнения, - отвечал он. - Христос сотворил все вещи. Я улыбнулся: - Иисус есть Создатель, но только косвенным образом. Это означает, что Бог Иегова сотворил мир через Него. Вот почему говорят, что Иисус есть Создатель. Я снова засмеялся, убежденный, что мой аргумент разрушил его притязания. - Библия, между тем, утверждает, что есть только один Творец, - произнес он. - Посмотрите, - отвечал я, снова улыбаясь, уверенный, что ответить гораздо легче, чем представляется: - Это как с генералом, который говорит, что взял город. Ясно ведь, что это не он сам брал город, но скорее его солдаты и офицеры, и тем не менее, он настаивает, что город взял он. Точно также со Христом и Иеговой. Вспоминая об этом, теперь моя аргументация мне кажется неосновательной, ибо, логически, она приводила к выводу о том, что Христос есть подлинный Создатель, а Всевышний лишь присваивает Себе этот титул, но, как мне кажется, в то время я был весьма убежден в своей правоте. - Да, - сказал пастор, - аргумент хорош, но знаете ли вы хоть одного генерала, который бы утверждал, что взял город сам, один, без чьей-либо помощи? Я замер, не зная, куда клонит этот человек. Что за ловушку он мне готовил? Не окажемся ли мы его жертвами? Несомненно, сатана весьма коварен. Вопрос казался до того глупым, что, по-моему, не стоило и отвечать. Разумеется, никому никогда не приходилось слышать о подобных генералах! Не дрогнув ни одним мускулом на лице, пастор предложил нам прочитать Исаию 45,8: “Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Иегова[1], творю это” (перевод “Нового мира”). Едва я закончил чтение, как этот человек попросил меня прочитать Исаию 48,13: “Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса”. - Непохоже, - сказал пастор, - чтобы Иегова поручал Христу быть посредником в творении, но только лишь, что Он Сам сотворил все вещи. Если же это так, и если Библия к тому же утверждает, что это все сделал Христос, стало быть, Христос должен быть Иеговой. Аргумент показался мне неопровержимым. Это было настолько ясно, что наше обсуждение полностью сместилось в сторону. Мы с Раулем попытались тогда сменить тему. Нам необходимо было нанести хороший удар, чтобы уравновесить полученный нами. Наше поведение должно было выглядеть поистине глупо. Дискуссия по поводу Слова Божия не может быть выиграна по очкам подобно боксерскому поединку. Если что-либо истинно, оно истинно, и никакая другая ошибка не сможет поставить его под сомнение. Если Церковь или религиозная организация, к которой я принадлежу, проповедует какое-либо ложное учение, она остается в заблуждении, даже если она проповедует также и какое-либо истинное учение. Если кто-либо лжец, он останется лжецом, даже если он не убийца, и тот факт, что он никого не убивал, не освобождает его от лжи; но мы были слепы к этой столь очевидной логике. - Это не выдерживает критики, - заявил я. Мне пришлось проглотить слюну, прежде чем я продолжил: - В конце концов, этот человек утверждает, что есть только один Бог, но в Библии сказано, что есть много богов. Иисус всего лишь один из них, как впрочем и сатана, как об этом сказано во 2 Послании к Коринфянам 4:4. В этот момент я думал, что если это и не смутит нашего собеседника, то по меньшей мере сгладит эффект, произведенный его словами: Иегова есть единственный Создатель, между тем Библия говорит, что Христос есть Создатель, и невозможно утверждать, будто Христос это всего лишь инструмент сотворения, поскольку Иегова действует Сам, один, и без чьей-либо помощи. - Вы думаете, что есть много богов? - спросил пастор. Наконец-то этот человек подставлял себя под удар, сегодняшний день, возможно, еще не завершится поражением... - Разумеется, как я вам уже сказал, Библия учит, что есть множество богов: диавол, Христос и прочие, - отвечал я. - Нет, Библия нас учит, что есть только один Бог. Не хотите ли прочитать со мною Исаию 44,6? И я прочитал в моем переводе “Нового мира”: “Так говорит Иегова, Царь Израиля и Искупитель его, Иегова воинств: Я первый и Я последний, И КРОМЕ МЕНЯ НЕТ БОГА”. - Итак, очевидно, что нет других богов, не так ли? - продолжал пастор. - Есть Бог в абсолютном смысле, так сказать, с большой буквы, но богов с маленькой буквы есть множество, - отвечал я с еле сдерживаемым раздражением. - Вы хотите сказать, богов сотворенных? - спросил он. - Да, - отвечал я. - Идея сотворения не противоречит идее Бога. Христос и диавол были сотворены и они оба боги. - Но это означает, следовательно, что они появились после Иеговы, не так ли? - Именно так, - отвечал я. - Иегова сотворил Сына, а Сын сотворил все прочие существа, и некоторые из этих существ есть боги. Пастор наклонил голову: - Не хотите ли прочитать Исаию 43,10? Возможность продолжить фразу придала мне храбрости, и я стал искать цитату, ничего не опасаясь. “А Мои свидетели, говорит Иегова, - начал я читать, - вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога, И ПОСЛЕ МЕНЯ НЕ БУДЕТ”. - Вы видите, что Он хочет сказать? Не было другого бога ни прежде, ни после. Либо Христос есть единый Бог, либо Он не может быть Богом в абсолютном смысле слова. И снова аргумент оказался убийственным, возразить против которого было абсолютно нечего. Понемногу я начинал видеть, как Христос и Всевышний растворялись один в другом все более совершенным образом. Тем же самым образом, как существовал один Творец, Который был Всевышним, будучи Христом, точно так же существовал Бог, Который был Всевышним, будучи Христом. Я стал испытывать глубокую тоску, от которой, казалось, задыхался. В этот момент Рауль бросил свою последнюю бомбу: - Есть одна вещь, на которую вы не ответили и которая показывает, что все это невозможно объяснить так, как вы это делаете. В Библии говорится и о других богах, как например, о дьяволе... - Диавол назван богом в том же самом смысле, в каком для некоторых богом является чрево, как нам об этом говорит послание к Филиппийцам. Равным образом можно сделать бога из куска дерева или металла, но богом это не будет, даже если люди будут почитать это за бога. Ведь вы же, очевидно, не хотите сравнивать Христа с диаволом, а также с чревом и с высеченными изображениями? Внезапно я почувствовал, что у нас остается еще немного надежды: - Христос не может быть Богом, поскольку существуют вещи, которых Он не знает, например, как сказано у Марка 13,32, - возразил я. - Да, я хорошо себе представляю, что вы нам скажете, но в Библии совершенно ясно сказано, что Христос не знает некоторых вещей, - добавил Рауль. - Христос знает все. - Это вы так утверждаете, но совершенно очевидно, что Библия утверждает совсем не это, - отвечал я с надеждой, что мы еще можем выиграть битву. Я приготовился тогда нанести еще более серьезный удар. Я достал из своего портфеля Новый Завет на греческом, который я купил за несколько месяцев до того, чтобы продолжать изучение греческого языка. Итак, я собирался теперь прочитать по-гречески все тексты, упомянутые этим человеком, и выявить таким образом все, не соответствующее оригиналу. - Ну да, - сказал пастор, - Библия указывает, что Иисус Христос знает все. Посмотрите от Иоанна 16,30. Я открыл свой Новый Завет и прочитал: non oidamen oti oidas panta... ("Теперь мы знаем, что Ты знаешь все"). Боже мой, так оно и есть! Это правда. Христос знал все. Но как!?... - А теперь прочитайте, пожалуйста, от Иоанна 21,17, - добавил он. Я стал поспешно искать текст и прочитал про себя: Kurie, panta su oidas... ("Господи, Ты все знаешь"). До сих пор я читал, не отрывая глаз от книги, но теперь, подняв голову, я заметил, что Рауль устремил на меня взор, ожидая помощи, а Джени забилась в свой угол, покраснев и опустив голову. - Да, - сказал я, - признаю, что именно это и говорит текст. - Может быть, мы увидим еще яснее, что Христос есть Бог. Иисус Христос есть первый и последний, как и Всевышний. Мы как раз только что видели из Исаии 43,10, что Бог Иегова был первым и последним, но как же и Христос мог им быть? - Посмотрите, пожалуйста, кто говорит в Апокалипсисе 22,16? И Рауль, и я согласились, что говорит Иисус. - А теперь, - сказал он, - не хотите ли посмотреть, как называет Иисуса стих 13? Позже мне говорили, что в этот момент пастор попросил меня прочитать греческий текст, но я молчал. Не могу утверждать, так ли это было на самом деле, но вполне возможно, ибо в указанном месте Иисус говорил: ego to Alfa kai to Omega, o protos kai o eshatos, e arche kai to telos (“Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний”). В это мгновение я понял, что сегодня мы проиграли и что самое лучшее теперь нам удалиться, пока наше поражение не превратилось в непоправимую катастрофу. Нам можно было сослаться на усталость после двух часов беседы, и мы бы могли уйти со словами: “Мы вас уважаем, уважайте и вы нас”. Мы не использовали эту формулу, если одерживали в споре верх, но в подобной ситуации она нам позволяла выйти из нее хоть с какой-то пользой. Может быть, в последующие дни нам удалось бы снова посетить эту даму под каким-либо предлогом, когда пастора не было бы подле нее, и попробовать снова убедить ее. Может быть также, что к следующему разу нам удалось бы лучше подготовиться, но Раулю показалось, что у нас еще сохраняется какая-то надежда на немедленный успех. - Как вы видите, Бог христиан это Христос, - продолжил пастор, у которого уже были все шансы на победу. - Послушайте, я очень тороплюсь, потому что скоро мне надо быть дома, - отвечал я, испытывая только одно желание: сбежать как можно быстрее. - Погоди немного, Сезар, - сказал Рауль. - Богом христиан несомненно был Иегова. Ни один христианин никогда не называл Христа своим Богом. На этот раз пастор не смог сдержать улыбки. Похоже было, словно он ведет Рауля так, как ведут барана на бойню. - Прочитайте, пожалуйста, от Иоанна 20,28, - произнес пастор. Я снова взялся за мой греческий Новый Завет: Apekrife Fomas kai eipen auto, O Kurios mou kai o Feos mu (“Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!”). Фома назвал Иисуса Христа своим Господом и Богом! [1] В русском синодальном переводе Библии, вслед за еврейской традицией, воспринятой также и в греческом и латинском переводах, слово “Иегова” (“Ягве”), т.е. “Сущий” (ср. Исх 3,14), обычно передается как “Господь”. — Ред.
| ||||||||||||
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001 |
Полезная информация: |