|
Я не запомнил хорошенько, как мне удалось завершить эту бедственную встречу, но зато я хорошо запомнил, что пока я пытался достичь дверей вместе с Джени, Рауль упрямо продолжал беседу, от чего наше положение все больше ухудшалось. И я тогда недоумевал, как это можно быть активистом и вместе с тем таким глупцом. Выйдя наконец, я был счастлив ощутить свежее дуновение воздуха на моих пылающих щеках. Не то, чтобы в доме было слишком жарко, но я ощущал стыд и неуверенность в себе после прошедшей дискуссии. Последний вопрос еще более увеличил мою неловкость. Уходя, мы собрали книги, которые разложили на столе во время беседы. Мы с Раулем буквально покрыли ими весь стол. Там была книга “Убедитесь сами во всем”, наши Библии “Нового мира”, а также и другая версия, которую мы достали, чтобы произвести хорошее впечатление, мой Новый Завет на греческом, несколько экземпляров “Сторожевой башни”, и так далее... Всему этому противостояла одинокая, но нисколько не сомневающаяся в победе старая Библия пастора. Позже, размышляя обо всем, что произошло, я спрашивал себя, не находилась ли она на этом столе как символ его победы? Оказавшись на улице, ни у Джени, ни у меня не было малейшего желания разговаривать. Мне кажется, мы даже избегали смотреть друг на друга, и когда мы наконец разошлись каждый в свою сторону, я не мог удержаться от мыслей об этом происшествии и о том, каким образом мы были побеждены. Несомненно, общество “Сторожевой башни” было организацией Бога на земле и оно должно было иметь ответы на все эти вопросы, и надо было всего лишь отыскать их. Но где? Назавтра я составил краткий отчет обо всем, что произошло на этой встрече. Сожалею, что не сохранил его; там я упоминал не о радости, что мне, возможно, открылась истина, но о своей ярости при мысли, что “Сторожевая башня” не была, возможно, теократической организацией Бога Иеговы, или же что мы не были еще достаточно искушены, чтобы бороться против таких агентов диавола, как этот пастор. Если так было по моей вине, а похоже, что так и было, единственное, что я мог сделать, это исправиться и еще больше трудиться для “Сторожевой башни”. Мне нужно было больше проповедовать, больше учиться, мне нужно было наконец креститься, ибо в этом я весьма отстал, мне следовало читать с большим вниманием издания “верного и благоразумного Раба”[1], мне следовало... Я посвятил весь этот год своему совершенствованию в духовном плане. Если у меня и возникали сомнения о том, чему “Сторожевая башня” учила об Иисусе Христе, это не могло быть ничем иным, как искушениями диавола. Сатана стремился отдалить нас от общества Божия в то время, когда конец был ближе, чем когда-либо. Я осуществил все свои решения без исключения. Вскоре я крестился, и в этом не было ничего удивительного, ибо я проповедовал по домам уже на протяжении нескольких лет, и когда я стал претендовать на должность проповедника, мне ее предоставили всего через несколько дней. В то же время в Государственной школе языков я познакомился со многими нигерийцами, которые изучали испанский, тогда как я занимался русским, и кое с кем из них я приступил к изучению книги “Истина, которая приводит в жизнь вечную”. Я решил пойти еще дальше. С помощью других “свидетелей Иеговы” я достал адреса священников, которые писали что-либо о “свидетелях”, и я написал им, стремясь вызвать дискуссию, из которой я надеялся выйти победителем (как оно на самом деле и случилось). На данный момент было очевидно, что бурная встреча с пастором растаяла как снег под солнцем. От нее ничего больше не оставалось. Я сделал еще один шаг. “Свидетели Иеговы” обычно абсолютно ничего не знают о своей собственной истории. Все, что они знают, это имена своих президентов и несколько благочестивых историй. По моему мнению, это заслуживало сожаления, ибо тем самым они лишали себя возможности видеть, как Бог Иегова действовал по отношению к Своему народу в этот последний век, столь важный благодаря приближающемуся концу. Итак, я решил рассказать обо всем что я нашел бы в наших прежних публикациях. Отсюда вытекала необходимость в новых жертвах, слишком для меня больших. С утра я шел в университет, где учился на втором курсе факультета права: во второй половине дня я продолжал свои занятия в Государственной Школе языков, затем я находил еще какое-то свободное время, чтобы провести на проповеди требуемое от проповедника количество часов, я поддерживал обширную корреспонденцию со священниками (теоретически чтобы их убедить, но наделе, чтобы убедить себя самого), я проводил более полудюжины занятий по “Истине, которая приводит в жизнь печную” и все это в возрасте всего лишь восемнадцати лет. Если вспомнить при этом, что с детства я не отличался особо крепким здоровьем, то я до сих пор не могу объяснить, каким образом мне удалось не заболеть, и раз уж всего это не было довольно, то я решил еще читать старые издания “Сторожевой башни”. Достать их оказалось не так-то просто, ибо мало кто из “Свидетелей Иеговы” состоял в этой организации на протяжении более чем пяти или шести лет, но один пресвитер обладал томами, восходившими на двенадцать, пятнадцать и даже двадцать лет назад, я и думал, что для начала это может мне помочь. Феликс, пресвитер, одолживший мне большую часть книг, предупредил меня, что некоторые учения изменились в течение лет, ибо общество “Сторожевой башни” получило больше света. Я и раньше слышал об этом, но у меня не было ясного представления, что конкретно произошло. Итак, теперь мне представлялся случай все проверить. Здесь мне нелегко подвести итог всему, что означали для меня эти недели, проведенные за изучением старых публикаций, но вместе с тем я считаю своим долгом отметить несколько пунктов, привлекших мое внимание. Я попытаюсь, стало быть, их воспроизвести, отдавая себе отчет в том, насколько это далеко от исчерпывающего отчета обо всех моих многомесячных трудах. 1. Верующие из прежних времен должны были воскреснуть в 1925г. “Свидетели Иеговы” в прошлом поддерживали это учение, тогда как в 1976 г. они (разумеется) этого больше не делали. Упоминание об этом находилось в книге “"Свидетели Иеговы" в Божьих предначертаниях”: “В течение долгого времени "Сторожевая башня" придерживалась той точки зрения, что верующие люди прежних времен, как Авраам, Давид и т.д. должны были воскреснуть из мертвых в битве Армагеддона, чтобы принять участие в организации народа Божия настоящего времени”. Эта книга была изъята из обращения уже много лет назад. 2. В небо предстояло войти великому множеству людей. “Свидетели Иеговы” ясно учат, что в небо войдут только 144 000 человек, тогда как великое множество других людей останется на земле в воссозданном раю. Однако в книге “"Свидетели Иеговы" в Божьих предначертаниях” можно было прочесть: “В течение долгого времени "Сторожевая башня" писала и возвещала, что еще одна группа людей войдет в конце концов в благоволение Божие и также примет благословение духовной жизни на небе, но на более низком уровне, чем те, кто наследовали Христу”. Эта группа, как там говорилось, и должна была составить то великое множество людей, о которых упоминается в Откровении 7,9. 3. Только 144000 человек должны быть окрещены. В одном из номеров “Сторожевой башни” за 1965 можно было прочитать: “Вплоть до 1934 г. полагали, что решение посвятить себя Богу относилось лишь к тем, кому удалось сделаться духовными детьми Божьими, вместе с надеждой на небо. В тот год в журнале было ясно сказано, что полностью подобает и другим пасомым посвящать себя исполнению воли Божией, символизируя это крещением посредством окропления”. 4. Библейская хронология была изменена. В одном из номеров “Сторожевой башни” за 1970 было написано: “Прежде, в 1925 г., библейское измерение времени считалось еще правильным. Но теперь хронология пересмотрена...” 5. Время сотворения Адама указывалось различно. В книге “О новых небесах и новой земле” говорилось, что Адам был сотворен в 4025 г. до Рождества Христова. В книге же “Он пал, великий Вавилон” указывался год 4026. Это можно было бы счесть маловажным, но поскольку время наступления конца высчитывалось от сотворения Адама, эта дата приобретала особое значение. Таковы были самые важные вопросы, которые я отметил. Помнится, я нашел более тридцати изменений, относившихся к различных темам, таким, как конкретные толкования Апокалипсиса или же текстов синоптических Евангелий, говорящих о конце. Несомненно, основы учения “свидетелей Иеговы” испытывали постоянные изменения, которые влияли на всю хронологию и, следовательно, на дату наступления конца. Я обсуждал все это с Феликсом, и его ответ мне показался удовлетворительным. Общество “Сторожевой башни” непрестанно ищет истину. В этом его отличие от религий “великого Вавилона”, постоянно приверженных к старым догмам, которых они не пересматривают, чтобы избавиться от небиблейских элементов. “Башня стражи”, напротив, проявляла похвальную честность. Всякий раз, допустив ошибку, она в этом смиренно признавалась. Само собой разумеется, он настаивал на том, чтобы я признал, что ни одно из возвещении о конце света не было неправильным. Никто никогда не возвещал ничего подобного, хотя постоянно и настойчиво говорилось о том, что времена, в которые мы живет, это времена конца, и это совершенно несомненно, если принять во внимание возрастание нарушений законов и несправедливости в мире, где мы живем. Из всего, что я ему поведал, ничто не имело практического, реального или подлинного значения для нашей жизни в качестве “свидетелей Иеговы”. Очевидно, что некоторые “свидетели Иеговы” считали, что патриархи воскреснут в 1925 г., но, несомненно, это не было точкой зрения “Сторожевой башни”, но лишь нескольких отдельных “свидетелей”. Что до “великого множества”, сегодня мы стали лучше понимать, о чем идет речь: вне всякого сомнения, они останутся на земле. Наконец, хронологические изменения или различные даты сотворения Адама лишены особого значения: что, в самом деле, может означать отклонение в несколько месяцев, в один или два года? И что такая отсрочка может значить для жизни человека? Тем более, что конец так близок... Я проглотил все его слова до последнего. Как я мог сомневаться в “Сторожевой башне”? Она доставляла нам самое лучшее посредством свежей пищи своих публикации. Мы все более приближаемся ко времени конца, а у меня какие-то сомнения! В то время мой отец заболел и попал в больницу. По началу мы думали, что у него лейкемия (к счастью, это оказалось не так), и я помню отзывы многих пресвитеров объединения, выражавших свое сожаление, ибо, говорили они, проживи он еще несколько месяцев, он бы увидел конец существующей дурной системы вещей. Я слепо верил в это, и мне не приходило на мысль, что те кто ошибся однажды, мог ошибиться еще, и помню, как я молился о том, чтобы мой отец дожил до пришествия нового порядка. Год 1976 оказался примечательным еще и потому, что многие покинули общество “свидетелей Иеговы”. В противоположность мне, они не только больше не верили, что конец близок, но даже что он вообще наступит, считали, что это лишь обман, приманка для дураков, и что они только теряли время на пустяки, не имевшие ни цены, ни смысла. Общество “Сторожевой башни” ответило страшным ужесточением контроля. Все виды бесед, манер, поступков и поведения подлежали строгой цензуре. Близость конца стала ощущаться тяжело, это была уже не надежда на рай, но ужас при мысли оказаться вдали от Бога, когда Он повергнет все человечество в Армагеддоне. Следовало прежде обеспокоиться о том, чтобы не оказаться поверженным, нежели о том, чтобы обрести спасение. Отвага выходить на проповедь равным образом исчезла, и люди довольствовались тем, что выходили всего один раз в месяц, лишь бы получить возможность отчитаться и не получить порицания за полную бездеятельность. Часто они проповедовали от двух до четырех часов в месяц. Общество “Сторожевой башни” прибегло тогда к идее установить хитроумную систему для удвоения часов. Отныне следовало подавать отчеты не раз в месяц, но раз в две недели. Если люди хотели избежать упреков пресвитеров, им следовало выходить на проповедь хотя бы два раза в месяц, тогда как до сих пор они это делали только один раз. И если “свидетели” работали до этого от двух до четырех часов в месяц, то теперь это число автоматически увеличивалось до четырех-восьми часов. Таким образом в годовом отчете за 1976 год убыль членов была не слишком заметна, ибо общее число часов, посвященных свидетельству, осталось прежним. Вот дополнительное свидетельство того, что “Сторожевая башня” умела манипулировать цифрами. Именно в это время лучший мой друг среди “свидетелей Иеговы” покинул организацию. Этот факт, разумеется, не имел исторического значения, ибо всякий раз, когда не исполнялись пророчества о конце света, тысячи членов покидали движение, но он послужил прекрасной иллюстрацией той обстановки террора и контроля, которая тогда царила. Мой друг Хуан-Антонио был членом общества “свидетелей Иеговы” с детства. Его мать, овдовевшая несколькими годами ранее, также состояла в обществе, равно как и один из его братьев. Я познакомился с ним, когда Августин приходил ко мне для занятий, и между нами сразу же завязалась дружба. Едва повзрослев, он был вынужден начать работать, но, к счастью, у него сохранилось желание учиться и узнавать все больше нового. Из всего нашего собрания я был единственным, кто учился в университете, единственным, имевшим степень бакалавра и единственным, знавшим еще какой-то язык кроме испанского. Я был также единственным, имевшим библиотеку, ибо собрание книг и журналов “Сторожевой башни” не заслуживало такого названия. Хуан-Антонио часто приходил ко мне и, как помнится, мы проводили с ним часы напролет, рассуждая об истории, о литературе, о философии, или же слушая музыку. Качества Хуана-Антонио, при том, что он не был ни фанатиком, ни дурно воспитанным, вызывали насмешки и нападки других молодых людей из нашего объединения. Он работал в кожевенной мастерской, принадлежавшей одному “свидетелю Иеговы”, который пользовался ситуацией, эксплуатируя его самым бесстыдным образом. Там же работало еще несколько молодых его единоверцев. Каждое утро по дороге на работу ему приходилось переносить множество дерзостей и насмешек, и всего лишь из-за того, что у него бывала с собой какая-нибудь книга для учения. Поведение этих юных “свидетелей Иеговы” было отчасти логичным, ибо с их точки зрения конец был близок, но часто это было попросту выражением того презрения, которое порождается невежеством. Я вспоминаю один случай, когда мы с Хуаном-Антонио говорили об искусстве, и вдруг один парень из нашего объединения прервал нас и заявил, что одним из самых больших удовольствий при наступлении нового порядка для него будет сжечь одну за другой все картины, собранные в музее Прадо, самом большом хранилище картин в мире. В такой атмосфере легко понять ту дружбу, которая связывала меня с Хуаном-Антонио. Когда он принял решение оставить организацию, я ощутил глубокую скорбь. Я сожалел об этом так, как если бы кто-то из самых дорогих мне людей умер. Согласно правилам “Сторожевой башни” отныне мы не должны были не говорить ему ни единого слова, но я считал, что он умен и добр и что он всего лишь переживает плохой период. Он, несомненно, вернется в родное гнездо, если к нему проявят милосердие. В ожидании этого я продолжал с ним встречаться и приглашать его к себе, чтобы поболтать. Мотивы его ухода вовсе не были абсурдными. Он считал, что конец света был всего лишь приманкой, чтобы обмануть людей, что общество “Сторожевой башни” было далеко от того, чтобы быть “Благоразумным рабом”, что по сути дела речь шла всего лишь о коммерции, что в учении имелись изменения и т. д. ... Слушая его, я ужасался, но в то же время испытывал тоску и беспомощность. Тоску, ибо конец был близок и он, мой друг, должен был непоправимо погибнуть; беспомощность, ибо все мои доводы были тщетны и бессильны по отношению к нему. Фразы, предназначенные пронзить любое сердце, соскальзывали с Хуана-Антонио. Он не придавал им никакой веры и отбрасывал их, ибо считал их чем-то не заслуживающим ни малейшего внимания. Во время одной из наших бесед он упомянул о нескольких книгах по истории, которые недавно приобрел, и я сказал, что хотел бы их прочитать. Хуан-Антонио ответил, что сейчас он очень занят и что до нашей следующей встречи, возможно, придется подождать несколько дней; а книги он даст своей матери, которая мне их передаст в Зале Царства в следующий четверг. В этот четверг, минут за десять до собрания, мать Хуана-Антонио молча подошла ко мне, а затем прошептала несколько слов. Сперва я подумал, что у нее, возможно, болит горло (дело было зимой), и что она не может говорить громче. Так я ей и сказал, но она мне сделала знак замолчать и добавила, что у нее для меня что-то есть. Я спросил ее, что это, но она сказала, что нужно дождаться конца собрания. Поистине, я не понимал, почему она вела себя столь таинственно. В конце собрания я подошел к ней и спросил, что у нее есть для меня? И снова она мне сделала знак хранить молчание, глядя при этом по сторонам, а потом показала мне, что выходит и отдает мне все на улице. Я надел свое пальто, все боле заинтригованный этой сценой, подходящей скорее для какого-нибудь шпионского фильма, чем для той любви, которая, как предполагалось, царила между всеми нами. Но и выйдя на улицу, она не отдала мне пакета; мне пришлось идти рядом с ней добрый десяток минут, пока мы не свернули на улицу, довольно далекую от Зала. Тогда она внезапно остановилась (за что я ее поблагодарил, ибо шла она слишком быстро), потом сунула руку в свою сумку и вынула пакет, завернутый в газету. Я его взял, еще более заинтригованный, и попробовал развернуть, но она взмолилась, чтобы я не стал этого делать, пока не приду домой. Чтобы исполнить ее желание, причины которого я совсем не понимал, я пробежал еще несколько улиц до дома и там наконец раскрыл пакет. Многократно завернутые в бумаги, чтобы непонятно было, что внутри, там лежали книги, которые Хуан-Антонио обещал мне одолжить. Бедная женщина действовала таким образом из страха быть изгнанной. Поскольку она была родственницей дезертировавшего из рядов “свидетелей Иеговы”, она была помещена под особый надзор. Ни под каким видом она не хотела быть заподозренной и изгнанной, вот почему она прибегла к таким таинственным приемам. Какой же страх должно было оказывать на своих членов общество “Сторожевой башни”, если они были вынуждены вести себя таким образом! До какой степени их принуждали к подчинению, лишь бы не утратить шанса достичь нового порядка вещей! Случай с этой женщиной хорошо это показывал. В этом и в следующем году мне пришлось видеть людей, предававших членов своей семьи, друзей, шпионивших друг за другом, пресвитеров, которые подобно полицейским агентам надзирали над членами объединения. Все мнения, отличающиеся от официальных представлений, немедленно контролировались, подвергались допросу и осуждению. Трагично порой бывало видеть женатых людей, таящихся от своих жен и дочерей из страха быть выданными пресвитерам, и сыновей, скрывающихся от своих матерей, опасаясь изгнания. Последствия всего этого трудно себе представить. Целая система доносов, шпионажа, заискивания сплеталась вокруг пресвитеров и их жен; то же происходило со странствующими служителями. Доносить, информировать, шпионить сделалось добродетелью, приносившей дивиденды, и что еще более важно, спокойствие при мысли, что за тобой-то теперь шпионить не будут. Этот год, сверх того, был отмечен еще двумя важными для меня событиями. Первое произошло летом. Испанский журнал Blanco i negro (“Белое и черное”) напечатал статью католического священника Сальвадора Муньоса Иглесиаса о “свидетелях Иеговы”. Я воспользовался этим, чтобы немедленно написать редактору журнала, опровергая то, что утверждал автор статьи. Мое письмо, целиком напечатанное в журнале, нашло значительный отклик среди “свидетелей Иеговы”. В первый раз нам удалось выразить то, что мы думаем, в издании, которое принадлежало не нам. Этим летом в городе, где я проводил каникулы, пресвитеры местного Зала Царства расточали обильные хвалы моей статье, и официальный представитель “свидетелей” в этом объединении Антонио Навасарреда лично поздравил меня за это публичное свидетельство. И еще одно удовлетворение расширило список моих успехов этого года. Когда он подходил к концу, у меня были причины быть собой довольным. Я проповедовал и регулярно продавал издания, множились мои библейские занятия, мое письмо было напечатано... И конец приближался все больше и больше. Тогда-то и произошло второе событие. [1] Одно из самоназвании общества “свидетелей Иеговы”: ср. Мф 24,45: “Кто же верный и благоразумный раб?” — Ред.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
© Центр
Духовного развития молодежи
при Даниловом монастыре г.
Москвы 1999-2001 |
Полезная информация: |