Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

генерального  инквизитора  Испании Диэго  де Эспиносы, по указанию  которого
Сааведра составил свое жизнеописание.
     В  1544  г.  "новые  христиане"  направили папе  мемориал  с  подробным
изложением  преследовании, которым  они  подвергались в Португалии с 1498 г.
Его содержание излагается в книге Эркулану.
     Мемориал  указывает  имена  палачей  и  жертв,  точные  даты   и  места
преступлений. Подлинность приводимых им фактов не вызывает сомнений.
     Как реагировал Павел III на этот обвинительный акт против португальской
инквизиции? Он  послал легата  в Лиссабон для проверки ее деятельности. Жоан
III  запретил въезд  легата в страну. Тогда папа  приостановил  деятельность
инквизиции. Но это был с его стороны всего лишь маневр. Папа  Павел  III уже
решил раз  и навсегда покончить с  этим  вопросом и  окончательно  утвердить
португальскую инквизицию,  он только стремился  подороже  продать  это  свое
решение.  Что  именно такими  были  его  намерения, показывает тот факт, что
одновременно   с   приостановлением   деятельности   инквизиции  он   возвел
инквизитора-мора инфанта  Энрике в кардинальское звание!  Жоан  III разгадал
весьма  нехитрую  игру  главы католической  церкви.  Он  предложил  папскому
наперснику - внуку  Павла III кардиналу Фарнезе, который уже получал от него
ежегодную пенсию в 2500  крусадо,  епископство Визеу,  приносившее ежегодный
доход  в  8  тыс. крусадо. Как  было уже сказано выше,  епископом  Визеу был
кардинал  да  Силва,  но  Жоан  III  лишил  его  доходов,  считая  кардинала
инструментом влияния  "новых христиан"  в Риме.  Предложив  его  епископство
кардиналу  Фарнезе, король убивал  одним  выстрелом двух зайцев  - заручался
поддержкой внука Павла III и тем самым его дедушки и изолировал окончательно
своего врага кардинала да Силву.
     Агенты "новых христиан" в Риме  узнали об успехе португальского короля,
но как они могли расстроить его коварные планы, что могли предложить папским
вельможам взамен? Взятки?  Но ведь взятки, хоть  и очень  крупные, не  могли
сравниться  с пожизненной рентой,  которую обеспечивал  португальский король
26-летнему  кардиналу Фарнезе.  Кардинал  Фарнезе  прожил  еще  40  лет.  По
подсчетам А.  Эркулану, этот папский вельможа получил за эти годы от доходов
епархии  Визеу  не менее 320 тыс. крусадо, не считая ранее установленной ему
ренты,  в счет которой он получил за свою жизнь  еще 120 тыс. крусадо. Всего
же этот слуга божий "заработал" на крови жертв  инквизиции 440 тыс. крусадо.
Фарнезе  утверждал,  что часть  этих  доходов  он  истратил на строительство
собора  св. Петра в  Риме. Эркулану не без основания сомневается  в этом. Но
если допустить,  что  в этом  есть хоть какая-то доля  истины и стены  этого
храма действительно  построены на крови "новых христиан", то нельзя смотреть
на это  великолепное творение Браманте,  Рафаэля, Микеланджело и Бернини без
содрогания.
     Взятки  португальского  короля  церковным  властям  в  Риме на  этом не
ограничились. Кардинал  Сантикуатро получил пожизненную ренту в 1500 крусадо
в год, кардинал де Крешентис -  1000 крусадо  в год,  многие другие  папские
вельможи тоже не были обойдены милостями  португальского  короля. В целом же
эта сделка обошлась Жоану III приблизительно в 1  млн.  крусадо. Но заплатив
столь высокую сумму за право грабить  "новых христиан", португальская корона
не  прогадала. За двести лет кровавой работы инквизиции, как мы увидим, этот
капитал  принес португальской  короне изрядную прибыль, покрывавшую с лихвой
все издержки.
     Такова  была  цена,  за  которую  папский  престол  отдал  на  съедение
португальской короне  и  инквизиции  "новых христиан".  Как  только кардинал
Фарнезе получил обещанный куш, папа Павел III  подписал  буллу,  разрешающую
деятельность  инквизиции  в  Португалии  по  образу и  подобию  деятельности
испанской инквизиции, то  есть под  непосредственным контролем короля. Булла
помечена 16 июля 1547 г.
     Так   закончилась  трагическая  игра  "за"   и  "против"  португальской
инквизиции, длившаяся двадцать лет. В ней участвовали неравные силы: с одной
стороны, папы  римские,  кардиналы,  португальские  и  испанские  короли, их
агенты и  провокаторы,  с  другой  -  "новые  христиане". Последние игру,  в
которой ставкой  была их жизнь и состояние, проиграли. И это было неизбежным
в  те  времена и в том  обществе, где под  покровом христианского милосердия
господствовали  жестокие законы, диктовавшиеся интересами церковной иерархии
и королевской власти.
     Таким   образом,   португальской   короне  удалось   заручиться   своей
собственной  инквизицией, которая  способствовала укреплению ее  власти, ибо
ставила под ее контроль церковную иерархию; создавала новые источники дохода
для  последней,  представленной  в  Португалии  вторыми  детьми   дворянских
семейств;  лишала власти и влияния  торговую буржуазию  в пользу королевской
короны и феодалов; разрешала систематическое и постоянное преследование всех
инакомыслящих или противников феодальной идеологии.

СИСТЕМА, ДОХОДЫ, ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДНОЙ МЫСЛИ.
     В Португалии  слияние инквизиции с  интересами  короны  было еще  более
тотальным,  чем в Испании. Достаточно сказать, что на  должность инквизитора
назначались  престолонаследники,  незаконнорожденные  сыновья королей,  даже
сами  короли  выполняли  эти  функции  по  "совместительству".  В период  же
присоединения  Португалии к  Испании  (1580-1640)  функцию  инквизитора-мора
выполняли регенты и вице-короли. Это "сращение" короны  и инквизиции было не
только выгодно  для короны, но одновременно  имело  и отрицательные  для нее
последствия.  Используя  инквизицию  в  своих  узкоэгоистических  интересах,
корона наделяла ее столь широкими привилегиями и правами, что в конце концов
сама  попала к ней в зависимость, стала ее  пленницей. Инквизитор Антониу де
Соуза   (XVII  в.),  автор  руководства  "Aphorismi  Inquisitorum",   писал:
"Инквизиторы имеют право привлекать к ответственности императоров, королей и
любых других представителей светской власти".
     Инквизиция восставала против действий короны, когда они угрожали, по ее
мнению, ее "священным" правам. В 1567 г., когда король Жоан IV издал приказ,
запрещающий конфискации, инквизиция в  специальном эдикте предала  отлучению
всех  тех,  кто  имел  какое-либо  отношение  к  публикации  приказа  и  его
осуществлению, и всех, кто осмелился бы уничтожить этот ее эдикт.
     Инквизиция  считала  себя  выше обычной церковной  иерархии, требуя  ее
подчинения и повиновения.
     Созданная по образцу и подобию испанской, португальская инквизиция мало
чем  отличалась  от  нее по своей структуре. Возглавлялась она, как уже было
сказано,  инквизитором-мором,  при  котором  действовал   совет  (его  члены
назывались  "депутатами"),  утверждавший  приговоры местных  трибуналов.  На
местах действовали три трибунала  - в Лиссабоне с юрисдикцией на центральную
Португалию, в Эворе - на ее южную часть и в Коимбре - на северную. Каждый из
этих   трибуналов    возглавлялся    тремя   инквизиторами    и   располагал
соответствующим штатом чиновников -  прокуроров, следователей и так далее. В
других   городах    имелись   представители   инквизиции   -   "комиссарии",
организовывавшие   слежку   за  населением   и   имевшие  право   подвергать
подозрительных аресту и допросу, но не имевшие права выносить приговор. Была
и   особая  портовая  служба  инквизиции  (visitadores   dos  portos  e  das
naus-контролеры портов и кораблей), в обязанности которой входил контроль за
пассажирами и кораблями, главным образом с целью  недопущения ввоза в страну
недозволенной литературы.
     Система инквизиции  держалась на "родственниках" (familiares) -  тайных
сотрудниках и осведомителях, число которых в Португалии доходило до 2 тыс. В
1699  г.  королевским  указом   их  число  было  сокращено  до  604.  "Стать
родственником   означало   получить   подтверждение  законности  дворянского
происхождения,- пишет  А.  Ж. Сарайва. - Поэтому дворяне добровольно спешили
предложить свои услуги инквизиции и выступать в роли ее шпионов и палачей. С
другой  стороны, инквизиция  легко контролировала  с  их  помощью  некоторые
ключевые  позиции,  как,  например,  генеральные  кортесы,  среди  депутатов
которых у нее имелось немало "родственников"".
     Анонимные  доносы имели  такое же значение, как и подписанные. Там, где
отсутствовал  комиссарий  инквизиции, доносы принимал  приходский священник.
Инквизиторы   гарантировали   доносчикам   полную   безнаказанность,   имена
доносчиков держались в строжайшей тайне от их жертв. Но "новому христианину"
угрожали  не  только  доносчики,  но  и шантажисты. Последних имелись  целые
организации,  высасывавшие из  своих жертв  на протяжении десятилетий деньги
под угрозой передать их в руки инквизиции.
     Шантажисты  пользовались успехом, так  как вступавший  с ними  в сделку
"новый христианин" терял лишь часть  своего имущества и сохранял жизнь, в то
время  как инквизиция  при аресте конфисковывала все его имущество  и  затем
ставила перед дилеммой:  или признать себя виновным и отделаться наказанием,
или  отрицать  свою  вину   и  закончить  жизнь  на  костре.  Конфисковав  у
подследственного имущество, инквизиция была всячески заинтересована доказать
его виновность,  так как в противном случае она должна была бы  вернуть  ему
конфискованное. Но этого не  случалось даже в  тех редчайших случаях,  когда
подследственного признавали  невиновным. Даже  тогда  он должен был оплатить
свое  содержание  в застенках,  которое, как правило, длилось годами, и  все
прочие расходы, превышавшие обычно его состояние.
     Узники португальской  инквизиции содержались  в  варварских условиях. В
камерах  лиссабонской  инквизиции  было  сыро,  холодно,  душно  и зловонно.
Узников   держали  в   заключении   годами   до   вынесения  приговора.   Из
сохранившегося  списка  заключенных  XVII  в.  следует, что  57  заключенных
содержалось в тюрьме  под следствием свыше четырех лет, из них девять - семь
лет,  шесть  -  десять  и  одиннадцать лет,  один - тринадцать  лет,  один -
четырнадцать лет.
     В инструкции  "священного" трибунала от 1552  г. говорится, что  только
тот  раскаявшийся  еретик считается хорошим, который помогает раскрыть своих
сообщников  и выдает особенно дорогих ему  близких родственников и друзей. У
строптивых  узников  инквизиторы  угрозами  и  пытками  вырывали  нужные  им
признания.
     Аутодафе  в  Лиссабоне  происходило  на площади  Торрейру  ду  Посу, на
которой возвышались трибуны, вмещавшие около 3 тыс. зрителей. На специальном
помосте восседали члены королевского двора, церковные иерархи и инквизиторы,
напротив размещались  жертвы - еретики,  упорствующие, "отрицающие", которым
после молебна и соответствующей проповеди зачитывались приговоры, осуждавшие
их на  различные  кары,  вплоть  до  передачи в руки  светских  властей  для
"достойного наказания" - сожжения на костре.
     Еретиков сжигали на площади Рибэйра сразу же после  аутодафе.  Тем, кто
выражал желание умереть в католической вере, оказывали особую "милость" - их
предварительно   гарротировали,  потом   бросали  в  костер.  Тех   же,  кто
отказывался  от  католической  веры, сжигали живьем, и  для таких  возводили
костры четырехметровой высоты.  Над костром устанавливался помост со столбом
посредине.   Туда   взбирались   по  лестнице   осужденный,   палач  и   два
проповедника-иезуита,  не терявших  надежды  "образумить" еретика, пока  его
привязывали к столбу. Затем палачи спускались на землю.
     Под исступленные крики толпы, фанатизм которой разжигали  попы, палач и
его помощники тыкали  в голову осужденного длинными шестами с  прикрепленной
на концах  горящей  паклей.  Гигантский  костер горел иногда до  двух часов,
изжаривая в  буквальном  смысле  слова  осужденного.  Во  время  "процедуры"
окружавшие  костер  фанатики бросали камни в несчастного, норовя  размозжить
ему голову...
     Португальская  корона  превратила  инквизицию  в одно  из  своих  самых
доходных  предприятий.  Если  взять  в  качестве   ориентира  только  суммы,
уплаченные   "новыми   христианами"   в  качестве  откупного  за   временное
прекращение  инквизиционного террора, то  станет  ясным, какую  баснословную
выгоду извлекала португальская корона из  преследования  еретиков. В 1577 г.
"новые  христиане"  добились  от  короля  Себастьяна  за  225  тыс.  крусадо
разрешения  на выезд  в заморские  колонии  Португалии.  В  том  же году они
уплатили  ему  же  еще  250 тыс. крусадо за  запрет  инквизиции  производить
конфискацию имущества в течение последующих 10 лет.
     Однако два года спустя  этот  король, имевший  также  титул  кардинала,
отрекся от данных  обещаний, не вернув, разумеется, полученных денег. В 1605
г. "новые христиане" заплатили  короне астрономическую по тем временам сумму
в 1700 тыс. крусадо  за обещание,  гарантированное папой,  не подвергать  их
преследованиям за прошлые "преступления", что принесло им краткую передышку.
В 1649 г.  они "пожертвовали" королевской Генеральной компании по торговле с
Бразилией  1250 тыс.  крусадо. Это  их спасло от  установления  инквизиции в
Бразилии.
     Инквизиторы не  испытывали  особого  восторга от подобного рода сделок,
весь доход от  которых  поступал прямехонько  в королевскую казну,  минуя их
бездонные карманы, а ведь свои доходы инквизиторы получали  от конфискаций и
штрафов,  накладываемых на  их  жертвы, включая  даже тех, кого  освобождали
из-под  ареста  за   недоказанностью  преступления.   Инквизиторы,  опасаясь
сокращения  своих  доходов,  убеждали  королевскую  власть, что они способны
выколотить  из "новых христиан" куда больше золота, чем  король путем прямых
сделок с ними.
     В 1673  г. инквизитор Лейра предупреждал  короля Педру II:  "Если новые
христиане  обещают дать 500 тыс. крусадо  за всеобщую амнистию,  то  знайте,
ваше  королевское  величество, что, применяя  справедливые святые законы (то
есть инквизицию.- И. Г.), можно добиться значительно  большего". Большинство
"новых христиан", преследуемых инквизицией, принадлежало к  различным  слоям
городского общества.  Из списка  иудействующих  (мужчин)  жертв инквизиции в
1682-1691   гг.  185  являлись   торговцами,  69-  служащими:   нотариусами,
счетоводами, чиновниками налогового ведомства,  а также адвокатами, врачами,
аптекарями, 129  - собственниками различных предприятий, 195-ремесленниками,
80-рабочими, крестьянами и солдатами.
     Преследование этих  людей подрывало влияние буржуазных слоев населения,
тормозя  развитие  капиталистических   отношений  и  городской  культуры   в
Португалии.
     Для  португальских инквизиторов, в  особенности  в XVI в., существовали
только  два  вида  ереси  - иудействующая  и  лютеранская.  Под  лютеранской
подразумевались как лютеране и прочие протестанты, так и  гуманисты и вообще
любые критики церковных доктрин или действий папского престола.
     Большую энергию  проявляли инквизиторы, осуществляя цензуру над книгами
и  другими   печатными   изданиями,  включая   папские  послания,  церковные
молитвенники и т. п.  произведения, которые могли поступать в продажу только
после одобрения "священным" трибуналом. В 1547 г. кардинал-инфант Португалии
дон   Энрике,  он   же   по   совместительству   инквизитор-мор,   переиздал
опубликованный  годом  раньше  первый  испанский  Индекс  запрещенных  книг,
составленный по приказу Карла V.  В  1551 г. вышло  в Португалии переиздание
второго испанского Индекса, в котором фигурировали 495 названий, в том числе
несколько книг на  португальском языке. Новый Индекс был опубликован в  1561
г. Он  содержал уже  свыше 1100  названий  книг, в том  числе  более  50  на
португальском и испанском языках. В 1565 г. в Лиссабоне вышел так называемый
Тридентский  индекс  римской инквизиции, с  добавлением  ряда  португальских
книг. В Индексе, опубликованном  в 1584 г., подверглись цензуре произведения
выдающегося  поэта Камоэнса, писателей Жоржи Феррейра де Васконшелоса, Жоана
де Барроса,  драматурга  Жиль Висенте,  именуемого португальским  Шекспиром,
поэта  Гарсия  де  Резенде,  прозаика  Бернарда  Рибейры  и  многих  других.
Последний   Индекс,  подготовленный   иезуитом   Балтазаром  Алваресом,  был
опубликован в 1624 г. Он состоял из трех частей:
     первая часть включала римский  индекс,  вторая -  запрещенные книги  на
португальском языке, третья  -  выдержки запрещенных инквизиторской цензурой
мест из различных португальских произведений.
     Книжные  лавки  находились  под  строгим  контролем  инквизиции.  В них
периодически производились обыски,  как правило, неожиданно, в один и тот же
день и час во всех лавках, чтобы их хозяева не могли предупредить друг друга
и скрыть "еретический" товар.
     Переписка  лавочников с зарубежными  поставщиками  и издателями книг, а
также их счета подвергались строгому контролю инквизиции, в лавках на видном
месте  должен  был  находиться  Индекс к сведению  покупателей. За  чтение и
распространение  недозволенных инквизицией рукописей  также  грозила суровая
кара.  Частные  библиотеки  периодически  подвергались  контролю  чиновников
"священного"  трибунала,  в  случае  же  смерти  владельца  их  можно   было
передавать наследникам только после соответствующей "чистки" инквизицией.
     В целом  цензура португальской инквизиции была даже более  строгой, чем
испанской  или  римской.   Так,  в  "Дон  Кихоте"  Сервантеса  португальская
инквизиция  сделала   значительно   больше  купюр,   чем  испанская.  Другое
произведение Сервантеса - "Селестина", разрешенное в Испании, было запрещено
в  Португалии.  В  португальских  индексах  фигурируют  сочинения  астронома
Кеплера, отсутствующие в испанских и римских  списках, и т. п. Ряд ценнейших
литературных произведений,  запрещенных инквизицией, и вычеркнутые  цензурой
страницы книг  навсегда или на несколько столетий исчезли для португальского
читателя.  Такой  участи  подверглись,  в  частности,  многие   произведения
драматурга  Жиль  Висента.  Кроме  отдельных  его  произведений, запрещенных
инквизицией, из его стихов было вымарано 1163  строфы.  Потерянными навсегда
оказались купюры, сделанные  инквизицией в  произведении "Улиссипу"  другого
классика  португальской  литературы  -  Жоржи  Феррейра   де   Васконшелоса.
Инквизиторы не  останавливались  перед  прямой фальсификацией  произведений,
заменяя неугодные места сочиненными ими же текстами.
     Огромный урон понесла португальская культура от подобного  рода "опеки"
со стороны  "священного" трибунала. Атмосфера страха,  порожденная  террором
инквизиции, душила  интеллектуальную  жизнь  страны. Поэт  Антониу  Феррейра
(1528-1569)  писал: "Я в страхе  живу.  Я  боюсь,  когда  пишу  и  говорю. Я
испытываю  страх, даже  когда говорю сам с  собою,  когда молчу или  думаю".
Трудно сказать, сколько талантливых произведений было загублено этим страхом
в  самом зародыше...  Собственно  говоря,  это признавали  сами  панегиристы
инквизиционной цензуры. Один из них, монах Франсиско де Сан-Агостинью, писал
в XVII  в.:  "Строгость,  направленная  на выявление подозрительных доктрин,
невообразима  и всегда была такой в этом королевстве,  где рукописи проходят
столько  контролей  и требуют одобрения столь многочисленных квалификаторов,
действующих с таким рвением, что это является одной из причин, почему  у нас
выходит так  мало  книг, да и  те  подвергаются  самой  строгой  и детальной
чистке".

ИНКВИЗИТОРЫ В КОЛОНИЯХ.
     В   XVI   в.  маленькая   Португалия  превратилась   в   могущественную
колониальную  империю.  Васко да  Гама  и  другие  португальские завоеватели
прорвались  на Восток  и огнем и мечом проникли в Индию, на Цейлон, в Китай.
Их  штаб-квартирой  стало   Гоа,  богатейшее   индийское  княжество.   Здесь
обосновались   верховные  колониальные  власти  и  католические  миссионеры.
Завоеватели   варварски   разрушали   в   покоренных   землях   индуистские,
мусульманские  и  буддийские  храмы  и  предметы культа и  силой обращали  в
католичество  массы  "неверных".  Сопротивлявшихся   беспощадно  истребляли.
Особенно неистовствовали иезуиты во главе с одним из учеников Игнатия Лойолы
- испанцем Франсиско-Ксаверием, перешедшим на службу к португальской  короне
и  причисленным  впоследствии  за  свои "подвиги"  папским престолом  к лику
святых.
     В  1561  г. в Гоа был  учрежден трибунал инквизиции. Инквизитором-мором
стал  местный  епископ,  его  заместителем  -  представитель  доминиканского
ордена. Кого же преследовала эта колониальная инквизиция?
     Под предлогом  борьбы  с ересью инквизиторы  грабили все тех же  "новых
христиан",  иностранных  купцов.  А так  как  княжество  Гоа  находилось  за
тридевять земель от Португалии и папского престола, то откупиться от местных
инквизиторов   практически   было    невозможно.    Инквизиторы   совершенно
безнаказанно обирали  свои жертвы,  мучили их,  бросали  в костер. В тюрьмах
инквизиции  "святые отцы" насиловали  своих узниц. Аутодафе в  Гоа славились
своим   "великолепием".   Как   справедливо   отмечал  французский   историк
"священного" трибунала Ж. Лавалль, гоанская инквизиция превосходила по своей
жестокости даже испанскую и португальскую.
     Колониальная инквизиция  редко  преследовала  за ересь местных жителей,
насильственно обращенных в католичество. Колонизаторы и без того  лишили  их
всех  прав и  состояния. От туземцев требовалось только одно - покорность  и
чисто  внешнее  соблюдение  католических  обрядов.   Тех  же,  кто  проявлял
строптивость, попросту уничтожали без суда и следствия.
     Кроме "новых христиан",  другим излюбленным объектом  инквизиции  в Гоа
были соперники португальцев по колониальному грабежу - англичане и французы.
Чтобы  отбить  у  них  охоту  совать  свой  нос  в  португальские  владения,
португальская  колониальная  администрация, если  они попадались ей в  руки,
передавала  их на  расправу  инквизиции, которая объявляла их  еретиками  со
всеми  вытекающими  из  этого последствиями.  Один  из  таких псевдоеретиков
француз Дилон,  вкусивший сполна "прелести" гоанской инквизиции  в XVII  в.,
описал впоследствии свои испытания в трехтомных воспоминаниях.
     Как это на первый взгляд ни покажется странным, Бразилию минула горькая
чаша инквизиции.  Причины тому были разные.  Огромная  территория  Бразилии,
населенная   воинственными   индейскими   племенами,  с  трудом  поддавалась
завоеванию и колонизации. У маленькой Португалии явно не хватало ни сил,  ни
людей, ни средств, чтобы удержать за собой, кроме обширных владений в Азии и
Африке, еще и  эту далекую и бескрайнюю страну.  Кроме того, в Азии и Африке
сокровища были на  виду  и достаточно  было протянуть руку,  чтобы завладеть
ими, в Бразилии же в XVI и XVII вв. еще не были обнаружены алмазные россыпи,
сахарная культура еще не привилась, страна казалась дикой и бедной и поэтому
не привлекала ни португальских негоциантов, ни любителей пограбить и  быстро
разбогатеть.  Чтобы  как-то  ее удержать под  своим  контролем и охранить от
постоянных  вторжений французов  и  голландцев, обойденных при  колониальном
разделе  Америки  и  стремившихся  поживиться  за  счет  слабой  Португалии,
Лиссабон  был вынужден принять  услуги  "новых христиан",  которые в 1649 г.
финансировали  создание  королевской  Генеральной  компании  по  торговле  с
Бразилией и получили  благодаря этому  право  заниматься  торговлей  в  этой
колонии, что способствовало укреплению в ней позиций колонизаторов.
     В  тех  же   случаях,   когда  местные   колониальные  власти   считали
целесообразным избавиться от неугодных  "новых христиан", они высылали их на
суд и расправу инквизиции в Португалию.

ИСПАНСКОЕ ИНТЕРМЕЦЦО.
     В 1557  г.  умер Жоан  III. Регентшей стала его  жена  Катарина, сестра
испанского  короля   Карла   V.   Последний   стал  строить  планы   захвата
португальского трона.  Для соответствующей обработки  Катарины были  посланы
иезуиты  во главе  с  кардиналом  Франсиско Борхой  (Борджией).  Португальцы
заменили  Катарину  новым регентом -  инквизитором-мором  кардиналом Энрике,
потом  провозгласили  королем малолетнего сына Жоана III - Себастьяна. Когда
Себастьян  погиб  во   время  одного  из   походов  в  Африке,  королем  был
провозглашен  инквизитор-мор Энрике. Два года спустя, в 1580 г., он умер, не
оставив прямых наследников.  Испанский король Филипп II, следовавший заветам
своего отца, немедленно  двинул против Португалии войска во главе с герцогом
Альбой,   который    захватил   Лиссабон   и   провозгласил   "добровольное"
присоединение Португалии к Испании. "Уния" двух государств длилась 60 лет.
     С  приходом  испанцев деятельность португальской  инквизиции  достигает
своего апогея. Еще в 1544 г. дон Энрике - инквизитор-мор  Португалии и Пардо
де Тавера -  генеральный инквизитор Испании  договорились  о взаимном обмене
арестованными  соответствующей  национальности.   Португальская   инквизиция
охотно  отдавала испанской  арестованных  по  подозрению  в ереси  испанских
подданных,  попадавших в  ее  сети.  Испанская же  инквизиция, как  правило,
отказывалась  отвечать  взаимностью,  считая себя более  квалифицированной и
претендуя на контроль над своей  португальской сестрой. Теперь  она получила
возможность  осуществить  этот  контроль  на  деле. После  "унии"  испанская
Супрема  укрепила  своими  "опытными"  кадрами   португальский   "священный"
трибунал, вдохнув, так сказать, в него  новую жизнь. Результаты не замедлили
сказаться.
     Если за 33-летний срок - с  1547 по 1580 г.- в Португалии состоялось 34
аутодафе, на которых было живьем сожжено 169 "еретиков", сожжен символически
51 и подвергнуто  другим  наказаниям 1998 человек, то с 1581 по 1600 г.,  то
есть за 20 лет, когда Португалия находилась  под  властью Испании  и страной
правил  наместник испанского  короля  кардинал  великий  герцог  австрийский
Альберт, он  же  по  совместительству с  1586 по 1596 г.  великий инквизитор
португальской инквизиции, в этой стране имели место 45  аутодафе, на которых
были сожжены  живьем  162 человека, сожжен  в  изображении 51  и подвергнуты
другим видам наказания 2979 человек.
     С  восшествием  на престол  Филиппа  III  "португальцы", как  именовали
испанцы  португальских "новых  христиан", предприняли новые усилия,  чтобы с
помощью  единственного  в  их  распоряжении средства -  денег облегчить свою
участь. Филипп  III  оказался весьма  податливым на такого рода аргументы. В
1601 г. за 200 тыс. крусадо он разрешил "новым христианам" свободный въезд в
колонии  Испании  и Португалии.  А несколькими годами позже состоялась новая
грандиозная  сделка  между "новыми христианами" и  Филиппом  III.  Последний
получил  1860  тыс.  крусадо,  генеральный  инквизитор,  его  заместитель  и
секретарь испанской инквизиции - по 100 тыс., любимец короля министр Лерма -
50 тыс.  крусадо.  Такой ценой  была  куплена  генеральная  амнистия жертвам
португальской  инквизиции,  из тюрем  которой  в 1605 г.  было выпущено  410
узников.
     В 1621 г. Филипп III умер и трон занял его сын Филипп IV. Он нуждался в
деньгах не менее своего  отца. Над "новыми христианами" вновь нависла угроза
возобновления преследований, и вновь  им пришлось платить своим гонителям. В
1627 г.  семь  крупных "португальских" банкиров во главе с Нуньесом Саравией
предоставили королю заем в 2 159438 крусадо.
     В 1628  г.  Филипп получил еще  80  тыс. крусадо в  виде "подарка".  Но
аппетит  его  не  имел границ.  Он  решил  возобновить преследования  "новых
христиан",  соблазненный  утверждением инквизиторов,  будто  они располагали
капиталами  в   70-80  млн.  крусадо.  Кроме  того,   возобновление  террора
освобождало  короля  от  обязанности  возвратить полученные им и  его  отцом
займы.  Напрасно  "португальцы"   предлагали  взять   на  себя  все  расходы
инквизиции,  выплачивать  жалованье  всем  членам  и  служащим  "священного"
трибунала в Испании и Португалии, напрасно сулили новые займы.  Такие посулы
только разжигали аппетиты короля  и инквизиторов и убеждали их в том, что  с
помощью "священного"  трибунала  можно  взять с  "португальцев"  значительно
больше, чем они сами предлагали.
     В  1633  г. португальская инквизиция вновь приступила к своей "работе".
За семь лет - до  освобождения  страны  от испанского засилья - она  осудила
свыше 2 тыс. человек, из них 48 были сожжены на костре живыми.
     13  декабря 1637 г. инквизиция судила  в Толедо известного уже читателю
банкира  Хуана  Нуньеса  Саравию, его  брата  Энрике и  других  финансистов,
которым Филипп  IV таким образом "возвращал" предоставленный  ему десять лет
назад  заем. Все  подсудимые  были  объявлены иудействующими, признали  себя
виновными и уплатили за свою жизнь крупный штраф. Братьям Нуньес Саравиа это
обошлось в 320 тыс. дукатов.
     С  не   меньшим  ожесточением,  как  уже  было  сказано,   преследовала
инквизиция "португальцев"  и в  испанских  колониях Америки.  Еще в 1571  г.
Филипп II, учреждая  инквизицию  в Новой  Испании  (Мексике),  вменял  ей  в
обязанность  "освободить  страну  от заразивших  ее  иудеев  и  еретиков,  в
особенности от представителей португальской нации".
     Самый громкий процесс против "португальцев" состоялся в Лиме (Перу), по
так  называемому  делу  о  великом  заговоре  (gran  complicidad).  По  нему
инквизиция арестовала 99  человек, из  них  пять  умерли  или сошли с ума от
пыток  во  время  следствия,  длившегося  четыре  года.  23  января 1639  г.
состоялось аутодафе,  на котором 68 "португальцев"  были осуждены  на разные
наказания, из них  11 были сожжены живьем, 20 были  сосланы на галеры сроком
до  10  лет и пять навечно, 37 осуждены  на тюремное  заключение,  из них 30
навечно. Позже  были  осуждены  и остальные  обвиняемые  по делу о  "великом
заговоре".

КОГО ОНА СУДИЛА.
     Познакомимся с некоторыми  конкретными делами португальской инквизиции,
и мы увидим, кого и за что она  судила. В этом отношении весьма  характерным
был  процесс против Джорджа  Бьюкенена, профессора Коимбрского университета.
Шотландец  по  происхождению, видный  гуманист,  преподававший  философию  в
различных  французских  университетах, Бьюкенен был приглашен Жоаном  III  в
Коимбру. Здесь по доносу доминиканца Пинейру  инквизиция сразу взяла его  на
заметку,  стала  следить за ним,  а  в 1550  г. арестовала  вместе  с  двумя
португальскими  преподавателями:   Тейве  и  Костой,  обвинив  всех   их   в
"лютеранстве". Инквизиторы допрашивали Бьюкенена в течение года,  приписывая
ему, кроме протестантских симпатий, еще и иудаизм. Бьюкенен признался только
частично.  Да, он  не  верил,  что гостия  -  "тело господне", сомневался  в
существовании чистилища, в необходимости соблюдать посты, но эти сомнения он
испытывал  лишь  "временно",  а находясь во  Франции,  отрекся от  них перед
францисканцем, имени которого не смог назвать. Кроме того, Бьюкенен ссылался
на какую-то папскую  буллу, якобы  даровавшую  ему прощение,  буллу, которую
инквизиторы   искали   и  не   смогли   обнаружить.  Чтобы   доказать   свою
ортодоксальность, Бьюкенен выразил согласие еще раз раскаяться и примириться
с   церковью.   Инквизиторы,   не   располагавшие   уликами   против   него,
удовлетворились   тем,   что   заставили  Бьюкенена   вновь   осудить   свои
"преступления",  затем  держали   некоторое  время  в  монастыре,   проверяя
ортодоксальность  его веры. Португальцы Тейве и Коста отделались несколькими
годами  тюрьмы. Выйдя  на  свободу,  Бьюкенен  вскоре  покинул Португалию  и
вернулся в  Англию,  где  он со  временем стал видным  деятелем англиканской
церкви и  написал воспоминания о своих злоключениях в застенках лиссабонской
инквизиции.
     В лютеранстве был обвинен и выдающийся португальский гуманист Дамьян де
Гоиш  (1502-1574). Гоиш родом из аристократической семьи  "старых христиан",
воспитывался при дворе короля  Мануэла. Затем одно время работал  секретарем
португальской   фактории   во  Фландрии,  путешествовал  по  Германии,   где
познакомился с  Лютером.  В  Базеле Гоиш встретился  с  Эразмом,  с  которым
подружился  и поддерживал  тесные отношения  на  протяжении многих лет. Одно
время он пять месяцев жил в доме Эразма.
     В 1548 г. Гоиш был назначен главным хранителем государственного  архива
в Торре  ду  Томбу,  а десять лет спустя стал королевским хронистом. На этом
посту  Гоиш  написал ряд исторических  сочинений,  прославивших  его как  на
родине, так  и за рубежом.  Одна из  его  ранних книг о верованиях и обычаях
эфиопов ("Fides religio, moresque Aetiopum"), опубликованная в Лувене в 1540
г., а затем  в  Париже и Брюсселе, была запрещена португальской инквизицией,
которая усмотрела в ней пропаганду веротерпимости.  В 1545 г.  португальский
иезуит  Симон Родригеш,  один из выучеников  Игнатия Лойолы, сделал на Гоиша
донос,  обвинив  его в симпатиях к протестантам. С тех  пор иезуитский орден
вел  неустанную  слежку  за Гоишем,  собирая  против  него  компрометирующие
материалы.  О  характере  этих  материалов  можно  судить  по  предъявленным
инквизицией  обвинениям  69-летнему  Гоишу  после  его  ареста   в  1571  г.
Инквизиция  обвиняла знаменитого  хрониста в том,  что в пост  он  ел свиное
мясо, находился в связи с  Эразмом, встречался  с Лютером, читал запрещенные
книги, высказывался непочтительно  о римских  папах,  католических  обрядах,
принимал  у  себя  дома  многих иностранцев и  распевал  с ними "непонятные"
песни.
     После  полутора  лет  заключения  и  непрерывных  допросов  "священный"
трибунал  провозгласил Гоиша "еретиком, лютеранином и  отщепенцем  веры". От
костра Гоиша спасло только то, что  он согласился  покаяться и примириться с
церковью. Чтобы  склонить его к  покорности,  инквизиторы обещали ему вместо
публичного  позорища  на  аутодафе тайное  примирение.  В решении  трибунала
пояснялось,  что  так  как   "преступник   известен  в  зарубежных  странах,
зараженных ересью, то  это (то есть публичное аутодафе) может  принести  ему
только славу..." Гоиш отказался от славы мученика, признался во всем, что от
него  требовали его палачи,  и  был осужден на  вечное заточение в  одном из
монастырей Лиссабона. Некоторое время спустя инквизиторы разрешили  больному
старику  вернуться  домой.  Вскоре  он  умер.  По  одним  сведениям,  смерть
наступила  от разрыва сердца, по другим - его заколол  слуга. Если последнее
верно, то возникает  вопрос: не был  ли его убийца одним из "родственников",
выполнявших поручение инквизиции?
     23 августа 1606 г. в Лиссабоне инквизиция арестовала  английского купца
Гуго Горгени, обвинив  его в лютеранстве.  Подвергнутый длительным допросам,
Горгени стойко  отстаивал  свое право исповедовать протестантизм и оспаривал
право инквизиции судить его за это. Следствие по его делу длилось два года и
девять  месяцев. Инквизиция  признала его  виновным в ереси и приговорила  к
отлучению и выдаче светским властям. Покинутый английским  правительством на
произвол судьбы, Горгени, чтобы спастись от костра, согласился очистить себя
от  "еретической  скверны".  Он  признал  себя виновным, покаялся  и  принял
католичество".
     Инквизиция после  его  отречения  помиловала  Горгени  и  через полгода
выпустила  на свободу.  Он  остался  в  Португалии,  опасаясь,  по-видимому,
вернуться  в  Англию,  где  за   свое  отречение   мог  также  подвергнуться
репрессиям.  Испанские, а  в  то время и  португальские  власти  выплачивали
протестантам, перешедшим в католичество,  небольшую пенсию, которую Горгени,
возможно, и получал до конца своих дней.
     После  освобождения  страны  от  испанского  господства  в  1640  г.  и
заключения оборонительного  союза  с  Англией  португальская инквизиция была
вынуждена умерить свой "антилютеранский" пыл. Во всяком случае,  проживавших
в  Португалии  англичан  уже  больше  не  подвергали  преследованиям  за  их
религиозные взгляды.
     19   октября  1739  г.   по   приговору  инквизиции  в   Лиссабоне  был
гарротирован, а потом  сожжен знаменитый  автор популярных комедий 34-летний
Антониу  Жозэ  да  Силва, прозванный "португальским Плавтом".  Он учился  на
факультете канонического права,  когда инквизиция  арестовала его и его мать
по  обвинению в ереси. Их обоих  подвергли пыткам,  примирили  с церковью на
аутодафе  и отпустили.  Парчах В. Испанские  и португальские поэты  - жертвы
инквизиции. Некоторое время спустя по доносу служанки их снова арестовали. В
застенки  инквизиции  на  этот  раз попала  и  беременная  жена  да  Силвы -
Леоноре-Мария   Карвальо,   испанка,  подвергавшаяся   ранее  преследованиям
испанской инквизиции в Вальядолиде.  После  двухлетнего заключения да  Силва
погиб  на костре.  Жена его разрешилась  от  бремени  в  тюрьме.  Она и мать
писателя были приговорены к длительным срокам заключения.

БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ.
     "Новые христиане"  приветствовали освобождение  Португалии в 1640 г. от
испанского владычества. Они надеялись,  что с уходом Испании инквизиция если
и не прекратит своей деятельности, то по крайней мере умерит свой пыл. Но их
надежды не оправдались.
     Инквизитор-мор Франсиско де Каштру и Жоан  де Васконшелос,  член совета
инквизиции, остались верными испанскому монарху. Когда  Жоану IV (1640-1656)
папский престол, выжидавший решения конфликта между Португалией и  Испанией,
чтобы определить свою позицию, отказал в  назначении епископов в Португалии,
а Сорбоннский университет высказался за право короля назначать епископов без
предварительного на  то  согласия папы, совет инквизиции  осудил это  мнение
парижских теологов как еретическое.
     Избавившись от "опеки" испанцев,  португальцы не смогли освободиться от
испанского детища  -  иезуитского ордена, этой мины  замедленного  действия,
оставленной  им  в  наследие  родиной  Игнатия  Лойолы.  Орден   приобрел  в
Португалии огромную силу, он превратил страну, по ходячему  тогда выражению,
в  "Парагвай  Европы". Парагвай - вотчина иезуитов  в Испанской Америке, где
они   поработили  индеицев-гуарани.  Инквизиция  находилась  под   контролем
иезуитов, и  они  продолжали  жаждать  крови,  а  также  денег  традиционных
"еретиков" - "новых христиан".
     Правда,  среди  иезуитов  были  и  исключения.  Иезуит  Антониу  Виэйра
(1618-1697),  советник короля Жоана IV, убеждал своего повелителя прекратить
преследования   "новых  христиан"   и   использовать   их   для   укрепления
португальской  экономики.  В  1646  г.  в  своей  записке  на имя короля  "В
поддержку  людей  из  народа  и  об  изменении  поведения  св.  трибунала  и
налогового ведомства" Виэйра писал что  Португалия  для борьбы с  Испанией в
интересах своей  независимости  нуждается  в деньгах,  а "деньги эти можно с
успехом добыть как в Португалии,  так  и  в других  местах, только  развивая
торговлю, для торговли  же  нет более способных людей, чем те,  кто обладает
капиталами и проявляет трудолюбие, то есть "новые христиане".
     В  другой докладной записке - "Предложение, сделанное королю дону Жоану
IV,  в  котором   живописалось  ему   несчастное  состояние   королевства  и
необходимость  привлечь на свою сторону иудейских купцов, кочующих по разным
странам  Европы", тот же  Виэйра доказывал  королю,  какие  огромные  выгоды
получит  Португалия, если  договорится о  совместных действиях с  иудейскими
купцами    португальского   происхождения,   проживающими   за   рубежом   и
располагающими большими капиталами и разветвленными торговыми связями.
     Жоан IV был не прочь последовать советам  Виэйры, тем более, что "новые
христиане",  обосновавшиеся во  Франции, Нидерландах,  Англии, понимая,  что
уния  с  Испанией  чревата для их  португальских  соотечественников террором
инквизиции,  дружно выступали  в  поддержку независимости Португалии. Именно
поэтому  португальская  инквизиция,  мечтавшая  о повторном  воссоединении с
испанской, настаивала на продолжении преследований "новых христиан". Когда в
1647  г. Жоан IV пытался,  пользуясь услугами "нового христианина" Дуарте да
Силвы,  купить у Нидерландов несколько  военных  кораблей,  необходимых  для
защиты Португалии от Испании, инквизиция не преминула бросить в тюрьму Силву
и тем самым провалить эту сделку. Силва содержался в застенках инквизиции, а
затем  был выслан в Бразилию. Инквизиция расправилась и с другим  доверенным
короля - Мануэлом Фернандесом Вила-Реалем, тоже "новым христианином",  через
которого  Жоан IV  поддерживал  связь  с кардиналом Ришелье, выступавшим  за
независимость Португалии.
     Инквизиция  арестовала  Вила-Реала  и,  невзирая  на  протесты  короля,
бросила его в костер.
     Королевская казна продолжала остро нуждаться в деньгах, когда в 1649 г.
"новые  христиане"  предложили королю  построить  на 1250  тыс.  крусадо  36
военных   кораблей   (галеонов)  для  защиты  торгового  флота   Португалии,
курсировавшего между Лиссабоном и Бразилией, взамен за отмену конфискации их
имущества. Король согласился на эту  сделку и специальным декретом  запретил
инквизиции конфисковывать у португальцев или иностранцев, обвиненных в ереси
и  иудаизме  или осужденных  за  них,  какую-либо собственность.  Инквизиция
отказалась  подчиниться  и  апеллировала  в  Рим.  Папа   римский,  все  еще
угодничавший  перед Испанией  и  не  признававший за  короля Жоана IV, двумя
решениями (бреве) в 1650  г.  отменил постановление португальского  монарха,
который  вынужден был подчиниться, опасаясь дальнейших осложнений  с папским
престолом. Впрочем,  это  ему не помешало  прикарманить  1250 эскудо. "Новые
христиане" еще раз были обобраны  и жестоко  обмануты португальской короной.
Правда, инквизиция не простила королю столь великой "жертвы", она продолжала
слать в Рим доносы, обвиняя его в  потворстве иудействующим с таким успехом,
что папа отлучил Жоана IV и всех тех, кто способствовал изданию королевского
декрета 1649 г., от церкви. После смерти Жоана IV в 1657 г. инквизиция вновь
обрела полную власть и  возобновила преследования "новых христиан", а заодно
и всех тех, кто до этого выступал в их защиту.
     В 1663 г. был арестован по обвинению в потворстве  иудействующим иезуит
Антониу Виэйра,  которому  с  большим трудом удалось  вырваться четыре  года
спустя  из застенков  инквизиции  и  бежать  в  Рим,  где  он  продолжал при
поддержке португальского  регента  дона  Педру  II настаивать перед  папским
престолом  на ограничении прав  португальского "священного" судилища. "Новые
христиане" щедро снабжали Виэйру деньгами, и  ему наконец в  1674 г. удалось
добиться  от  папского  престола  распоряжения,  запрещавшего  португальской
инквизиции  впредь  устраивать  аутодафе,  судить  и  осуждать  кого-либо  и
повелевавшего  впредь направлять в  Рим  все  дела по обвинению  в ереси. По
существу  это распоряжение  папы  римского означало прекращение деятельности
инквизиции  в  Португалии.  Однако  к   тому  времени  инквизиторам  удалось
договориться с регентом Педру II, которому они обещали поддержку в получении
короны.  Регент  отказался  подчиниться  папскому  приказу  и  запретил  его
обнародование  в  Португалии. Конфликт  длился  до  1681  г., когда  папский
престол  отменил   свое  прежнее  решение  и  вновь   разрешил  деятельность
"священного" судилища. Португальская инквизиция  отпраздновала  свою  победу
грандиозными аутодафе в Лиссабоне, Коимбре и Эворе.
     В первой половине XVIII в. среди "клиентов"  инквизиции можно встретить
также  и  различного рода  умалишенных монахов, и священников,  "запродавших
свои  души  дьяволу". В 1725  г. в  Лиссабоне  инквизиция сожгла  священника
Мануэля Лопеша  де Карвалью,  провозгласившего себя возрожденным  Христом  и
призывавшего казнить инквизиторов. В 1740 г. была сожжена монахиня Тереза за
"преступную связь с дьяволом". В 1741 г.  на  костре погиб священник Антониу
Эбрэ Лурейру, выдававший себя за мессию. В 1741 г. огонь поглотил священника
Педру де Ратес Энеким, утверждавшего, что он побывал  в раю, жители которого
"говорили по-португальски". В 1748 г. взошла на костер монахиня Мария Тереза
Инация,  также  вступившая  в  "преступную  связь  с дьяволом".  В  1748  г.
инквизиция судила за "сожительство с  дьяволом" монахиню Марию  ду  Розариу,
которая, находясь под следствием, призналась,  что прижила  от  дьявола семь
детей - щенков, котят и монстров. Такого рода процессы занимали видное место
в деятельности инквизиции, в особенности в XVIII  в. Все  эти  "упорствующие
еретики" были явно психически ненормальными людьми или жертвами религиозного
экстаза, что одно и то же. Доказательством тому служит именно их "упорство":
никто из них, несмотря на пытки, не отрекся от своих бредовых утверждений, а
"упорствующих" инквизиция, как известно, не щадила...
     Казалось,  нет  такой  силы,  которая могла  бы обуздать  португальскую
инквизицию, и  террор ее будет продолжаться вечно. Народ  привык к  кострам,
свыкся  с  мыслью,  что  все  его  беды происходят  от козней еретиков и  их
покровителя - дьявола. Власть имущие находились в духовном плену иезуитского
ордена,  и  только  очень  прозорливые  люди из  их среды могли по некоторым
смелым голосам,  раздававшимся во Франции  и требовавшим "раздавить гадину",
предвидеть приближающуюся гибель не только инквизиции, но и всего связанного
с нею старого порядка.
     Как это ни парадоксально, а история любит такого рода парадоксы, первый
серьезный  удар   инквизиция  получила  от  человека,  который  в  молодости
подвизался в  роли  ее "родственника" и был поэтому  прекрасно осведомлен  о
всех ее секретах. Звали его Себастьяном  Жозе Карвалью-и-Мелу (1699-1782). В
историю он вошел  под именем  маркиза де  Помбала. В 1739-1745 гг. он служил
секретарем португальского посольства в  Лондоне и Вене, где стал сторонником
просвещенного абсолютизма, противником иезуитов. В 1750 г. со вступлением на
престол короля Жозе I Помбал  был  назначен первым  министром и оставался на
этом  посту вплоть  до  смерти  короля в 1777  г. Помбал  проявил  себя  как
талантливый и смелый  реформатор. Он ограничил  власть церковников, поставил
деятельность инквизиции под контроль  правительства,  всемерно способствовал
развитию  промышленности,  осуществил реформу просвещения, помогал  развитию
наук. В 1755  г. Лиссабон был разрушен  сильным  землетрясением. Церковники,
как обычно, использовали это стихийное бедствие в своих интересах. Они стали
уверять верующих, что  землетрясение - кара господня за действия  безбожного
первого министра. В 1758 г. состоялось покушение на короля. В 1760 г. Помбал
разорвал отношения  с  папским  престолом, арестовал и  предал суду наиболее
активного противника своего правительства иезуита Габриэла Малагриду.
     Малагрида был итальянец, давно  уже обосновавшийся в Португалии, где он
превратился в наперсника  аристократических семей,  интересы  которых всегда
защищал, фанатично нападая  на все прогрессивное и передовое своего времени.
Он  принадлежал к  худшему  типу  "энтузиастов"-реакционеров,  по  выражению
английского биографа Помбала прошлого столетия Джона Смита.
     Малагрида  стал  главным  противником реформ  Помбала,  он  использовал
землетрясение  для  яростных  нападок на премьер-министра. В 1756  г. иезуит
опубликовал памфлет "Мнение  о подлинных  причинах землетрясения", в котором
писал: "Знай, о Лиссабон,  что разрушителями наших домов, дворцов, церквей и
монастырей,  причиной  смерти  стольких  людей  и  огня,  пожравшего столько
ценностей,- твои отвратительные грехи, а не кометы, звезды, пар, газы и тому
подобные естественные явления". Малагрида призывал не отстраивать столицу, а
замаливать   грехи.  Все  это   делалось  вопреки   решению   правительства,
запрещавшего объяснять землетрясение  сверхъестественными  причинами. К тому
же Малагрида в аристократических домах  призывал к свержению  правительства.
Об этом же иносказательно он писал в другом своем памфлете: "Трактат о жизни
и правлении Антихриста", подразумевая под последним Помбала.
     Помбал    приказал    инквизиции    судить   Малагриду.    Он   прогнал
инквизитора-мора Жозэ, незаконного сына короля, назначив на его место своего
брата  Паолу  де  Корвалью.  Между  тем Малагрида  в  инквизиционной  тюрьме
продолжал предавать  проклятьям Помбала и попутно  писать весьма  любопытное
сочинение о "Героической и чудесной жизни славной святой Анны, матери святой
непорочной девы Марии, продиктованной самой святой, при содействии, помощи и
с  согласия  всемогущего  суверена,  ее святейшего  сына"  (то  есть  Иисуса
Христа), главный тезис которого заключался в том, что Анна стала святой, еще
находясь  в "утробе" своей  матери. Инквизитор-мор  поспешил воспользоваться
столь   очевидным   еретическим   утверждением   и   обвинил   Малагриду   в
вероотступничестве.
     В  сентябре  1761 г. инквизиция вынесла приговор  по делу  Малагриды, в
котором  было  сказано:  "Отец  Габриэл  Малагрида  был признан  виновным  в
преступлении  ереси,  он утверждал,  мыслил,  писал  и защищал  положения  и
учения,   противоречащие   подлинным  догмам   и  доктрине,  предлагаемой  и
проповедуемой  святой церковью. Являясь еретиком и врагом католической веры,
он  впал  вследствие  данного   приговора  в  великое   отлучение  и  другие
установленные  наказания,  согласно  закону  против  подобных  преступников;
инквизиторы  таким  образом  приказывают, чтобы  этот  еретик и  автор новых
ересей, признанный виновным  во  лжи и двуличии, отстаивающий неоднократно и
упорно свои ошибки, был лишен монашеского  сана и прочих  званий и, согласно
правилам  и формам  святых  канонов,  передан, одетый  в  позорящий  балахон
(санбенито),  светской  власти. Инквизиторы  страстно  умоляют  ее,  чтобы к
указанному преступнику были  проявлены доброта и благожелательность  и чтобы
он не был казнен или не была пролита его кровь".
     Разумеется, этот  приговор  был  комедией,  разыгранной согласно лучшим
образцам инквизиционного судопроизводства, с той только разницей, что он был
обращен против одного из самых ярых сторонников той же самой инквизиции.
     21  сентября  1761  г.  на  площади  Россиу  73-летний   Малагрида  был
гарротирован, а потом сожжен.
     Помбал  использовал   казнь  Малагриды  для  широкой  пропаганды  своей
политики за рубежом путем публикации памфлетов, брошюр и книг на французском
и английском  языках, в которых  разоблачалась обскурантистская деятельность
церковников в Португалии.
     В 1768 г. Помбал приказал уничтожить все  списки "новых  христиан",  на
основе  которых  инквизиция  фабриковала  свои  процессы.  В  1771  г.  были
запрещены  аутодафе,  а несколькими годами позже инквизиция  лишилась  права
цензуры и  были отменены сертификаты "чистоты крови", запрещено употребление
терминов "новые  христиане"  и "люди  из  народа".  "Новые  христиане"  были
полностью уравнены  в правах  с  остальными  португальцами. В  1774 г.  было
запрещено "священному" трибуналу применять пытку.
     Согласно  новому  регламенту,  инквизиция  объявлялась  независимой  от
папского  престола.  В  процессуальном  отношении  впредь  она  должна  была
следовать  практике  светских судов. Подсудимые  получили право  на  защиту,
имена свидетелей обвинения теперь подлежали огласке.
     Таким   образом,  хотя  Помбал  и   не  решился  формально   упразднить
инквизицию, он  своими  реформами фактически свел  ее  деятельность на  нет.
Одним  из  последствий реформ Помбала  было окончательное  решение иудейской
проблемы в Португалии. Уравнение  в правах "новых христиан" и прекращение их
преследования  позволило им полностью ассимилироваться  с  остальной  частью
населения,  к  чему они,  собственно  говоря,  и  стремились  на  протяжении
нескольких  столетий  и чему искусственно препятствовал  террор  инквизиции.
Процесс ассимиляции произошел столь быстро, что несколько десятилетий спустя
после реформ Помбала в Португалии исчезли всякие следы "новых христиан".
     Власть  Помбала  кончилась  со  смертью  короля Жозэ I в  1777 г.  и  с
восшествием на престол его  умалишенной дочери Марии, вернувшей католической
церкви ее прежние привилегии.
     Мария  уволила  Помбала  в  отставку,   он  был  арестован,  обвинен  в
злоупотреблении  властью и приговорен к смерти. Однако  реакция не  решилась
казнить великого реформатора. Смертный  приговор был заменен ему пожизненным
заключением. В 1782 г. Помбал умер.
     После  свержения  Помбала и триумфа реакции инквизиция  вновь ожила. Но
теперь она преследовала  уже не "новых  христиан", а сторонников французских
энциклопедистов.  В  1778  г. инквизиция  расправилась  с Жозэ  Анастасиу да
Кунья, поэтом, профессором математики  в Коимбрском университете, усмотрев в
его пантеистических стихотворениях ересь. Его держали в заключении семь лет,
и только раскаяние и примирение с церковью спасло ученого от более жестокого
наказания. Ученый умер вскоре после освобождения из заключения.
     Жертвами  инквизиции  стали  писатель  Франсиско  Мельо  Франку,  поэты
Антониу Диниш и Мануэл Мария Барбоза де Бокаже. Последний за свои "подрывные
и безбожные"  сочинения  дважды подвергался репрессиям  инквизиции-в 1797  и
1803 гг. Поэт и филолог священник Франсиско-Мануэл де Нашименту, спасаясь от
преследований инквизиции, бежал  в 1785 г. за границу. В 1792 г. он вернулся
на родину,  но инквизиция  продолжала  угрожать ему расправой,  и  он вскоре
вновь вынужден был покинуть Португалию.
     Террор  "священного"  трибунала продолжался  вплоть  до  1808 г., когда
французские войска  под командованием генерала Жюно оккупировали Португалию.
Король Жоан VI со своим двором бежал в Бразилию,  оставив на произвол судьбы
оккупированную  французами страну. Стремясь  заручиться поддержкой передовых
людей Португалии, французы отменили инквизицию.
     После поражения Наполеона она была вновь восстановлена, но ненадолго. В
1821  г.   временное  правительство,  возникшее  в   результате  либеральной
революции, навсегда  упразднило португальскую инквизицию. Так  закончилась в
Португалии деятельность этого  преступного учреждения,  продолжавшаяся около
300 лет.
     Историки  инквизиции  обычно  пытаются  подвести итог ее  деятельности,
сосчитав количество загубленных ею жизней.
     Английская  исследовательница Мэри Брирли  приводит следующие частичные
данные только по  лиссабонскому  трибуналу инквизиции: с  1536 по 1821 г.  в
столице Португалии было сожжено живьем 355 мужчин и 221 женщина, подвергнуто
пыткам 6005 мужчин  и 4910 женщин, умерло в  тюрьме  инквизиции 706 мужчин и
546 женщин. Итого  - 12 743 человека, из них 5 727 женщин. Да, португальская
инквизиция не представляла исключения из общего правила.

ПАПЫ В РОЛИ ИНКВИЗИТОРОВ.
РИМСКАЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ИНКВИЗИЦИЯ.
     21  июля  1542  г.  папа  Павел  III учредил  буллой "Licet  ab inicio"
("Следует изначала") "священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции,
ее священное судилище" с правом действия "во всем христианском мире, по ею и
по ту сторону гор  (Альп.  -  И. Г.), во всей  Италии, и подчиненную римской
курии".  Вскоре  она получила  титул "верховной"  -  главной  конгрегации. В
литературе   это  учреждение   также  называют  "священным   судилищем"  или
"священной канцелярией". Папская инквизиция - самая долговечная из всех, она
существовала непрерывно  вплоть до нашего времени. Только в 1965 г. она была
реорганизована папой Павлом  VI в конгрегацию вероучения. Не будем  забегать
вперед и посмотрим,  чем  было  на  протяжении более  четырех  столетий  это
"верховное" церковное учреждение.
     Французский клерикал Шарль Пишон так  объясняет  появление на свет этой
сверхинквизиции: "Св. канцелярия прежде всего  была реакцией,  часто грубой,
как  обычаи того  времени, часто  произвольной,  как трибуналы  всех времен,
реакцией общества, которое  защищается". Но  что это  было  за  "общество" и
против кого оно защищалось?
     С  XIII  в. уже свыше 300 лет  во всех  странах  христианского мира шла
охота  за еретиками, неустанно  трудились "во славу господню" инквизиционные
трибуналы,  пылали  костры  аутодафе.  Казалось,  что  благодаря  неутомимой
деятельности "псов господних"  католическая  церковь  расправилась  со всеми
своими   врагами.  Были   почти   полностью  уничтожены   катары,  подавлены
спиритуалы,  флагелланты,  беггарды и  многочисленные  другие  бюргерские  и
крестьянские  ереси. Истреблены  были  десятки тысяч  "ведьм". Преданы огню,
ограблены,  рассеяны  по  белу свету "строптивые" иудеи,  отброшены в Африку
мавры.  В  награду  за  столь  богоугодные дела,  за преданность  "истинной"
римско-католической вере  всевышний "даровал" именно  католическим государям
Испании и Португалии  необъятные земли  с  несметными  сокровищами  в  Азии,
Африке и в сказочных и таинственных антиподах  - в Западных Индиях, или, как
их стали потом именовать,- в Америке.
     И вот теперь, когда, казалось,  римско-католическая  вера укрепилась не
только  в  Европе, но и  на всех  других  континентах  и все  ее  неприятели
посрамлены  и  низвержены  в  прах, точно  гром среди  ясного  неба  грянула
лютеранская ересь, охватившая германские государства. Откололась от "матери"
-   римско-католической   церкви  Англия.  Еретическая   "зараза"   угрожала
захлестнуть и  все  другие христианские государства, в  том  числе и папские
владения в Италии,  где она также получила широкое распространение.  Потом -
эти   ученые,   называющие  себя  гуманистами,  вечно  сомневающиеся,  вечно
опровергающие,  принижающие,  высмеивающие все  священные  догматы  церкви и
распространяющие  свои  злонамеренные  сочинения  при   помощи  сатанинского
изобретения  немца Гуттенберга -  печатного станка. Местная  инквизиция была
бессильна  с ними бороться, несмотря на  то что  во  многих королевствах  ей
покровительствовали   сами   монархи.   Во  Франции,   Польше  и   некоторых
государствах  инквизиция  была  упразднена  королевской   властью,   которая
передала ее функции светским трибуналам.
     Никогда еще церкви не угрожала такая опасность, никогда в ней не царили
такой   беспорядок,   разнузданность   нравов  духовенства,   неверие  в  ее
божественную миссию спасения человечества, как в первой половине XVI в.
     Но, учат церковники, неисповедимы пути господни;
     карая  - и  притом  жестоко  - церковь  за  ее  слабости  и прегрешения
еретической заразой, бог в то же время протягивает ей  руку помощи. Именно в
это время испанец Игнатий Лойола предложил папскому престолу создать могучее
христово воинство, готовое днем и ночью,  где угодно и когда угодно,  любыми
средствами -  хитростью,  коварством,  обманом,  ложью, кинжалом  и  ядом  -
свернуть шею новому антихристу  - Лютеру и  всему его дьявольскому воинству.
Цель  оправдывает средства,  провозгласил  Лонола,  главное победить  врага,
неважно как. Дьявола добром и увещеваниями  не победишь, его  можно одолеть,
только  используя, но с еще  большей энергией и в еще больших дозах, чем он,
низость, подлость и обман.
     Лойола  вопрошал:  "Лютер  требует  реформы  церкви?"  И  ответствовал:
"Отлично, мы ему  противопоставим  нашу  контрреформу". Враги  истинной веры
противопоставляют  науку  церкви? Хорошо,  церковники  в  ответ  сами станут
заниматься  наукой, которая как была,  так и останется служанкой богословия.
Слуги  дьявола  хотят  просвещения?  Прекрасно,  иезуиты   откроют  школы  и
университеты, которые будут  служить  церкви. Наши противники  просят  книг?
Превосходно,  они  их  получат,  но  это   будут  книги,   в  которых  будет
низвергаться ересь и прочая крамола.
     Но одной  лишь  хитростью  не одолеешь врага,  нужен  еще  и  меч, учил
Лойола, нужна инквизиция, и не  где-нибудь, а здесь, в  Риме,  в  центре,  в
сердце христианского мира,  и  пусть ее  возглавит не кто-либо другой, а сам
наместник Христа на  земле - папа  римский, и  пусть она  -  независимая  от
светской власти и не сдерживаемая ею  - творит суд и расправу над  еретиками
не только в Риме, но и во всем христианском мире.
     Предложение Лойолы  было  горячо  поддержано ближайшим советником Павла
III кардиналом Караффой и испанским кардиналом Хуаном Альваресом де Толедо;
     оба  они были фанатические противники  Лютера и оба  надеялись "спасти"
церковь с помощью "солдат" Игнатия  Лойолы, как в XIII  в.  она была спасена
"псами"  святого  Доминика.  Что  касается  Павла  III, то  он  в преддверии
Тридентского  собора,  как отмечает  Ш.  Пишон,  "испытывал необходимость  в
подлинно   универсальном    трибунале,   который   заседал   бы    под   его
непосредственным  наблюдением   и  мог  бы  как  судить  дела  веры,  так  и
уполномочивать  для этого местных судей, действуя во всяком  случае быстро и
решительно  (в  то  же   время  не   отменяя  уже  действовавших  трибуналов
инквизиции), являясь одновременно первой и последней инстанцией".
     Папа надеялся, и не без основания, терроризировать  с помощью священной
канцелярии  своих  противников  -  сторонников   примирения  с  реформацией,
ослабить их позиции и одержать благодаря этому победу на предстоящем соборе.
     Папская  конгрегация инквизиции, наделенная как  следственными,  так  и
судебными правами, быстро превратилась и в высшую богословскую инстанцию. Ее
заключения  и высказывания по спорным вопросам  веры стали обязательными для
всей католической церкви. Она получила  право карать как  церковников, так и
верующих,  предавать проклятию и отлучать их от церкви. Кроме того, ей  было
поручено  осуществлять  верховную  цензуру  над  печатными  изданиями  всего
христианского мира, цензуру, которую она проводила через индексы запрещенных
книг, превратившиеся со временем в грозное оружие международной клерикальной
реакции.
     Папа Павел III  лично возглавил конгрегацию  инквизиции, назначив своим
заместителем  кардинала  Караффу,  которому  был  присвоен  титул верховного
инквизитора.  В  помощь  ему были назначены еще  пять  кардиналов  с титулом
инквизиторов,  которые  вместе  с  ним и папой образовали  как  бы судейскую
коллегию высшего трибунала католической церкви.
     Караффа немедленно  приступил к исполнению своих обязанностей с рвением
и  энергией, которым  мог бы позавидовать Томас Торквемада. Он приобрел один
из  римских дворцов,  где  разместил  возглавляемое им  учреждение. Под  его
наблюдением  в подвалах  дворца  была  оборудована тюрьма,  камера  пыток со
всяческим  палаческим  инструментом. Затем  он  назначил  своих  полномочных
представителей  (комиссариев-инквизиторов) в зарубежные католические страны.
Пост  комиссария-инквизитора Рима получил  личный исповедник папы Теофило ди
Тропеа, такой же кровожадный мракобес, как и его патрон.
     Караффа установил  следующие нормы деятельности для папской инквизиции:
"I.  При первом же подозрении  в  ереси  инквизиция  должна  обрушиваться на
виновных подобно молнии. 2.  Инквизиция обязана преследовать  всех еретиков,
невзирая  на  их чины и звания, в том числе государей и князей  церкви, если
они  повинны  в  ереси.  3.  Особенно  энергично  следует  преследовать  тех
еретиков, которые пользуются покровительством светских государей;
     только  те  из  них,  кто  проявит  раскаяние,  могут  рассчитывать  на
"отеческое милосердие"  инквизиции. 4. Протестанты, в частности кальвинисты,
не должны рассчитывать на какую-либо пощаду".
     Террор новой инквизиции быстро захлестнул папские владения. В Швейцарию
и  Германию  бежали многие видные  церковники,  заподозренные  в симпатиях к
реформации,  в их числе викарии ордена капуцинов Бернардино Окино, богословы
Вермильи,  Курионе, Валентин, Кастельветро. Но  бежать могли  далеко не все.
Тех же, кто  попадал  в  руки  Караффы  и его  ищеек,  ждали  тюрьма, пытки,
возможно и  смерть  на костре. "Трудно,- с горечью писал один из итальянских
богословов того времени Антонио де Тальяричи,- быть христианином и умереть в
своей собственной постели".
     С особым недоверием папская инквизиция относилась к ученым, гуманистам,
считая  их опасным  рассадником еретических воззрений. Под давлением Караффы
были  распущены  академии наук в Модене  и Неаполе, а все  те, кто занимался
наукой, взяты на подозрение, за ними была установлена слежка. Снова начались
преследования францисканцев,  этих неисправимых крамольников внутри  церкви.
Костры  вновь  запылали  по  всей  Италии.  В  Венеции, правда,  инквизиторы
изобрели более дешевый способ избавляться от еретиков: их топили в лагуне.
     В 1555  г. папой стал верховный инквизитор Караффа, принявший имя Павла
IV. Несмотря  на преклонный возраст (ему  в момент избрания  было  79  лет),
Павел  IV  продолжал с  прежним  рвением и  садизмом  преследовать еретиков.
Хронисты  отмечают,  что папа не пропустил ни одного еженедельного заседания
инквизиционного трибунала. Павлу IV всюду, даже в своем ближайшем окружении,
мерещились  еретики.  По его  приказу  в  застенки инквизиции  были  брошены
кардиналы Мороне и Фоскерари, занимавшиеся по его  поручению цензурой книг и
составлением Индекса и показавшиеся  ему недостаточно ревностными гасителями
разума, а посему сочувствующими  ереси. Павел  IV возвел "святого" Доминика,
учредителя  доминиканского ордена,  в  чин небесного покровителя инквизиции.
Находясь на смертном одре, Караффа призвал кардиналов и завещал им оказывать
максимальную поддержку своему излюбленному детищу - "священному"  трибуналу.
Хотя Павел  IV находился  на  папском  престоле всего лишь четыре  года, его
правление  ознаменовалось  такими  чудовищными беззакониями, что,  когда  он
умер, римляне  напали на  Капитолий, где  при  жизни  папы была  воздвигнута
статуя в его честь,  разрушили  ее, а голову статуи вываляли в нечистотах  и
выбросили в Тибр. Народ напал и на дворец инквизиции, поджег его,  освободил
заключенных, избил инквизиторов и служащих трибунала.
     Но эта вспышка  возмущения  римлян не имела далеко  идущих последствий.
Папы  римские   и  после  смерти  Павла  IV  продолжали  покровительствовать
инквизиции.
     Буллой  от  21 декабря  1566  г. Пий  V  окончательно  закрепил  особое
положение  инквизиции:  он  аннулировал  все  постановления  и  распоряжения
предшествовавших пап, в какой бы то ни было мере ограничивавшие деятельность
инквизиционного трибунала,  и  заранее объявил не имеющими силы  все решения
будущих  пап, направленные к  смягчению  приговоров инквизиции. Этой  буллой
инквизиционное судилище формально ставилось выше самого папского престола.
     Пытки  к  заключенным  применялись  в  папской  инквизиции с  таким  же
рвением, как и в  "национальных" инквизициях. Они были  официально узаконены
Павлом IV.
     "Суммарий  доминиканского  ордена", которым руководствовались  в  своей
деятельности  папские инквизиторы,  так  определяет  в  четырнадцатой  главе
способы борьбы с упорствующими еретиками:
     "Злодейство преступников так  велико,  что  они  прилагают  все усилия,
стараясь помешать судьям выяснить их преступления. Подвергаемые допросу, они
нагло отрицают  свою  вину. Ввиду этого возникла необходимость найти разного
рода средства, чтобы вырывать истину  из их уст. Таких средств три: присяга,
тюремное  заключение  и пытка.  По  существу,  следовало  бы  верить  просто
сказанному,  но все  без  исключения люди  так лживы,  что было постановлено
требовать присяги от обвиняемого, против которого имеются улики. Под угрозой
обвинения в смертном грехе он обязан открывать истину...
     Если  же  невозможно добиться  истины  посредством  присяги  и  имеются
серьезные улики, а преступление велико, то  необходимо прибегать к тюремному
заключению,  которое  дает  три  полезных  результата:  1)  если  обвиняемый
виновен, то  заключение заставляет его сознаться  в преступлении;  2) лишает
его  возможности  узнать,  что сообщили  свидетели,  и  опровергать  их;  3)
препятствует его бегству...
     Если вышеуказанные средства не помогают, то остается последнее - пытка.
На  основании  имеющихся  свидетельств  о  степени  виновности  судьи  могут
налагать  физические  истязания,  к  числу  которых  относятся  воздержания,
принуждения и тому подобное, пока он не сознается. Если против брата имеются
свидетельства  мирян,  то  на  их  основании  его нельзя  осудить, но  можно
подвергнуть пыткам и предать допросу...
     Кроме вышеуказанных оснований, по которым обвиняемого можно  подвергать
пыткам, имеются еще следующие:
     во-первых, если обвиняемый  колеблется как в  форме изложения, так и по
существу дела, сперва признает  себя виновным, а потом отрицает, или  сперва
отрицает, а потом сознается, или если во время допроса говорит одно, а затем
прямо  противоположное.  Во-вторых,  если  имеется   достаточно  достоверное
свидетельство вне  суда. В-третьих,  если  имеется  хотя бы один  свидетель,
дающий  достаточно  порочащие  показания.  В-четвертых,  если  имеется  один
свидетель,   подтверждающий  обвинение.  В-пятых,  если  есть   много  явных
свидетельств".
     Инквизитор Антонио Панормита в своем руководстве инквизиторам, вышедшем
в 1646 г.,  подробно излагает и обосновывает применение  пыток в "священных"
трибуналах. Он говорит: "Инквизиторы  вынуждены  особенно часто  прибегать к
пыткам,  так как еретические преступления относятся к числу тайных и  трудно
доказуемых.  Кроме  того,  сознание   в  ереси  приносит  пользу  не  только
государству,  но  и  самому еретику.  Поэтому  пытка  полезнее  всех  других
средств,  помогающих   довести  следствие  до  конца  и  вырвать  истину   у
обвиняемого".
     Папская инквизиция вдохновляла крестовые походы против еретиков. Европу
охватили  религиозные войны. В  Нидерландах испанские  оккупанты  во главе с
кровожадным  герцогом  Альбой истребили десятки тысяч  протестантов. Папский
престол  восторженно приветствовал этот геноцид. Во Франции тысячи гугенотов
(кальвинистов) погибли во время варфоломеевской резни в  ночь  на 24 августа
1572 г. (день св. Варфоломея). В результате  последовавших затем  гонений на
гугенотов в течение двух недель было убито во Франции свыше 30 тыс. человек.
Находившийся тогда на папском престоле Григорий XIII устроил в ознаменование
этих  достославных побед над французскими еретиками торжественный молебен  в
церкви  св.  Людовика, покровителя  Франции. По  приказу  этого же  папы был
переиздан в 1578 г. богословом  Пеньей "Директорий инквизиторов", написанный
уже  известным  читателю  Николаем  Эймериком  за  двести  лет  до  этого  и
считавшийся  "классическим" руководством по преследованию еретиков.  Вся эта
изуверская премудрость,  как мы увидим ниже, применялась папской инквизицией
к ее жертвам.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ДЖОРДАНО БРУНО.
     17 февраля 1600 г. на Кампо ди Фиори (площади Цветов) в Риме был сожжен
по приказу папской инквизиции один  из самых  замечательных мыслителей эпохи
Возрождения - Джордано Филиппо Бруно. В момент казни ему едва исполнилось 52
года, из которых восемь он провел в заточении в застенках инквизиции.
     Джордано Бруно родился  в  г. Нола, близ  Неаполя, в 1548 г. Пятнадцати
лет он вступил  в доминиканский  орден в Неаполе и, хотя всю жизнь формально
числился  доминиканцем,  страстно  ненавидел  "псов  господних"  и  довольно
откровенно писал об этом в своих сочинениях.  Например, на  вопрос одного из
персонажей в произведении Бруно  "Песнь Цирцеи", как можно  распознать среди
множества  собачьих  пород  самую  злую,  доподлинно  собачью  и   не  менее
знаменитую,  чем свинья,  Цирцея отвечает: "Это  та  самая  порода варваров,
которая осуждает и хватает зубами то, чего не понимает. Ты их распознаешь по
тому,  что  эти  жалкие псы, известные уже по  своему внешнему виду, гнусным
образом  лают на  всех  незнакомых,  хотя бы и  добродетельных  людей,  а по
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая
Полезная информация: