Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
фазы Луны по отношению к датам юлианского календаря о т с т а в а л и примерно на полтора часа на круг (точнее - на 0, 06135 суток = 1 час 28 мин. 20 сек.) или на целые сутки каждые 310 лет. По отношению к исходным данным в расчётных таблицах, которые были составлены в IV-VI веках и в которых соответствующая коррекция не предусмотрена, к концу XVI столетия они сдвинулись уже на четверо суток назад. И довольно часто Пасха празд- новалась тогда не в п е р в о е, а во в т о р о е воскресенье после ис- тинного (астрономического) полнолуния. Приведём пример из цитированной книги П. Попова, который привязан к концу XIX века по Р.Х. По словам автора, "с течением веков накопляется и доселе накопилась со времени Никейского Собора значительная разница меж- ду исчисляемыми в церковной пасхалии и действительными фазами Луны, именно от 4 до 5 дней. Оттого-то нередко и бывает то, что случилось, на-пример, в 1894 году, именно: по церковному счёту пасхальное полнолу- ние в этом году приходилось на 12 апреля и Пасха праздновалась 17 апре- ля; а действительное полнолуние было 8 апреля, в пятницу, по которому празднование Пасхи пришлось бы на 10-е апреля, то есть седмицею ранее, чем она праздновалась у нас на самом деле" (С. 7, прим. 7). П Р Е Д Ы С Т О Р И Я Как видим, и дата весеннего равноденствия, и даты пасхальных полнолу- ний, принятые в качестве основы для расчётов дней празднования Пасхи, всё больше не соответствовали реальным природным и астрономическим явле- ниям. Это запаздывание юлианского календаря не осталось, как мы видели, незаме-ченным. Несколько позже Данте, в 1324 году, византийский учёный Никифор Григора привлёк внимание императора Андроника II к постепенному смещению Пасхи с весны на более позднее время. Он считал необходимым исправление календаря и корректирование пасхалии, по Брокгаузу, "на тех же нача-хлах, на каких дело это впоследствии и осуществлено было". Одна- ко импе-ратор отклонил предложение Никифора. Он счёл реформу практически не осуществимой по причине невозможности достичь соглашения между от- дельными Восточными Православными Церквами. По его опасениям, подобное нововведение могло быть чревато церковной смутой. На неточность юлианского календаря указывал и византийский учёный ка- нонист первой половины XIV века Матфей Властарь. Однако последний отнюдь не считал нужным вносить в него какие-либо исправления, ибо в запаздыва- нии царственного хронографа он видел даже некоторое неоспоримое, с его точки зрения, преимущество: этим полностью устранялась всякая возмож- ность совпадения христианской Пасхи с пасхой еврейской. Интересно отметить, что в 1373 году византийский учёный Исаак Аргир, вполне сознавая необходимость исправления юлианского календаря и коррек- ции принципов расчёта пасхалии, полагал всё это бесполезным, ибо был глубоко уверен в предстоящем через ближайшие 119 лет светопреставлении. В 1492 году н. э. исполнялось 7000 лет от сотворения мира. А это счита- лось знаменатель-ной датой для разного толка гадателей и прорицателей. Необходимость исправления юлианского календаря отчётливо сознавалась и многими высшими представителями Римо-Католической Церкви. В XIV веке в пользу этого высказывался папа Римский Климент VI. Под знаком календар- ной реформы прошли XV и XVI века. В марте 1414 года вопрос обсуждался в Риме по инициативе кардинала Петра Д'Альи. Погрешность юлианского кален- даря и неточность существующей пасхалии были предметом обсуждения на Ба- зель-ском соборе РКЦ в марте 1437 года. Со своим проектом реформы здесь высту-пил выдающийся богослов, философ и учёный эпохи Возрождения карди- нал (с 1448 г.) Николай Кузанский (1401 - 1461 гг.), один из предшест- венников Коперника в создании гелиоцентрической космологии. В 1475 году папа Сикст IV начал подготовку к календарным преобразова- ниям и исправлению пасхалии. С этой целью в Рим был приглашён выдающийся немецкий астроном и математик Региомонтан (с лат. - Кёнигсбергский, Ца- регорский; наст. имя - Вольфганг Мюллер; 1436 - 1476 гг.). Учёный из Нюрн-берга, основатель одной из первых обсерваторий в Европе, прославил- ся первыми печатными астрономическими таблицами, которыми пользовались Колумб и Васко да Гама. Однако его неожиданная смерть заставила папу от- ложить осу-ществление своего благого намерения. В XVI веке этой важной проблемой занимались Латеранский (1512-1517) и Тридентский (1545-1563) соборы Римо-Католической Церкви. В 1514 году на Латеранском соборе была образована календарная комис- сия. Для участия в её работе был приглашён тогда уже известный в Европе учёный каноник Николай Коперник (1473-1543 гг.), "остановивший Солнце и сдвинувший Землю" (Solis stator, Terrae motor). Уклонившись от непос- редст-венного сотрудничества, последний, однако, как полагают исследова- тели, представил своё мнение в письменном виде, указав на преждевремен- ность, с его точки зрения, коррекции календаря. К тому времени ещё не была установлена продолжительность солнечного (тропического) года с той достаточной точностью, которая гарантировала бы от ошибок в будущем. По окончании работы Тридентского собора, который с перерывами продол- жался почти два десятилетия и завершился в 1563 году, календарной проб- лемой занимался папа Пий IV. Его сменил папа Пий V. Затем в 1572 году на кафедру первоверховного апостола Петра вступил папа Григорий XIII (1502 - 1585 гг.), который вскоре придал предшествовавшим вековым теоретичес- ким искани-ям практическое наполнение. ГРИГОРИАНСКАЯ РЕФОРМА В третьей четверти XVI века вопрос о реформе календаря ввиду его чрезвычайной важности и насущной необходимости откладывать далее бы-ло признано нежелательным и нецелесообразным. И в 1582 году римским понти- фиком Григорием XIII была создана специальная комиссия, которой была по- ручена разработка проекта новой календарной системы. После ознакомления со всеми предложенными вариантами комиссией был одобрен проект нового календаря, автором которого являлся италь-янский математик и врач Луиджи Лилио (или - в латинизированной версии - Алоизий Лилий, 1520-1576 гг.), преподаватель университета Перуджи. Проект был представлен братом учёного - Антонио Лилио, который также принимал ак- тивное участие в его разработке. 24 февраля 1582 года папой Григорием XIII была издана специаль-ная булла "Inter gravissimas" ("Среди наиважнейших"). В ней говори-лось: "Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле предназначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть её место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы и в будущем равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались". И далее, под угрозой отлучения от Церкви противящихся осущест-влению календарной реформы, здесь вещалось: "А посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никей-ского Собора ус- тановили на 12-й день перед апрельским календами [то есть 21 марта], мы предписываем и повелеваем касательно месяца ок-тября текущего 1582 года, чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами [то есть 5 октября] до кануна ид [то есть 14 октября] включи-тельно, были и з ъ я т ы". Как видим, согласно реформе, календарные даты сдвигались на 10 дней вперёд, начиная с октября 1582 года, в котором сразу же после 4-го числа последовало не 5-е, как обычно, а 15-е. Таким образом и весеннее равно- денствие было передвинуто и возвращено "на его прежнее место" - то есть на 21 марта. Этим устранялась календарная погрешность, накопив-шаяся со времени Никейского Собора 325 года. Для решения проблемы в её второй части, касавшейся способа и пра-вил с о х р а н е н и я равноденствия на издревле установленном соборными отцами месте, что на долгие годы обеспечивало бы совпадение календарной даты весеннего "равноденственного солнцестояния" с датой фактической, необходимо было знать точную величину продолжительности тропического го- да. К тому времени, в 1551 году, были опубликованы сводные астрономичес- кие расчёты, известные под названием "Прусских таблиц". Они бы-ли сос- тавлены виттенбергским астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511-1553 гг.) и основывались на гелиоцентрической теории Ко-перника. Продолжительность года в них указана равной 365 суткам 5 ча-сам 49 мину- там 16 секундам. Это всего на 30 секунд более истинной величины тропи- ческого года (= 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд), принятой в наше время. Длина же года в юлианском календаре (365 дней 6 часов) отлича-лась от вновь вычисленной на 10 минут 44 секунды. Последняя разность за 135 лет в результате давала суммарную календарную погрешность в це-лые сутки, за 400 лет она составляла уже около трёх суток, а за 1257 (= 1582 - 325) лет, прошедшие со времени Никейского Собора, - упомянутые десять суток, которые - согласно григорианской реформе - и "были изъ- яты" из кален- дарного обихода. Во избежание повторения этой погрешности в будущем в новом календаре исходя их приведённых расчётов следовало регулярно - каждые 400 лет - изымать т р и избыточных дня. Если по юлианскому календарю в четырёхсот- летие было 100 високосных годов, то в григорианском их осталось лишь 97. В проекте Луиджи Лилио было принято считать простыми те веко-вые ви- сокосные юлианские годы, двузначное знаменательное число кото-рых не де- лится на 4 (возможно применение этого правила и в иной форму-лировке: простыми являются вековые годы, номера которых не делятся на 400). Прос- тыми, в частности, должны быть годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300 и т. д. Годы же 1600, 2000, 2400 и т. д. (номера делятся на 400) остава- лись високосными. В контексте григорианской реформы был приведён в соответствие с действительными фазами Луны и 19-летний лунный расчётный цикл, оп-реде- лены правила его регулярного исправления. Принятая календарная система, как мы уже видели, получила название григорианской, или нового стиля. В противовес этому за юлианским кален- дарём закрепилось название старого стиля (обозначаются соответственно "н. ст." и "ст. ст."). ТОЧНОСТЬ ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ Григорианский календарь тоже не совсем точен. Ведь в целях коррекции из чреды дней выбрасывается трое суток за 400 лет, тогда как в действи- тельности такая ошибка, исходя из принятой в настоящее время ве-личины солнечного года набегает всего за 384 (= 128 х 3) года. В результате средняя продолжительность григорианского календарного года составляет 365, 24250 суток. Как видим, она больше действительной её величины (365, 2421988 суток) округлённо на 0, 00030 суток, то есть приблизительно на 26 секунд. Погрешность в целые сутки накапливается за 3280 лет. Вполне очевидно, что на самом деле в григорианском календаре к исход- ному моменту в цикле не возвращается и равноденствие. Отмечен-ное превы- шение длины истинного тропического года на 26 секунд за 400 лет составит уже 2 часа 52 минуты 48 секунд, или 0, 12 суток. Именно на такое время истинное весеннее равноденствие в 2000 году наступит рань-ше, чем оно было в 1600 году. Григорианский календарь можно было бы усовершенствовать и сделать бо- лее точным. Для этого достаточно однажды в 4 000 лет один из високосных годов считать простым. Такими годами в последовательных циклах могли бы быть, например, 4 000, 8 000 и т. д. Календарная погрешность в 0, 00030 суток в год за 4 000 лет в дей-ствительности составит немногим более 1, 2 суток. В случае предло- женной коррекции сохранится ошибка в 0, 2 суток за 4 000 лет или в одни сутки за почти 20 000 лет. Однако такая точность, как заметил один из исследо-вателей, "уже не представляет никакого практического интереса". РАСПРОСТРАНЕНИЕ ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ Григорианский календарь не сразу получил всеобщее признание. В стра- нах, где господствующей религией был католицизм (Италия, Испа-ния, Пор- тугалия, Польша, Франция и другие), он был введён уже в 1582 году или же лишь несколько позднее. В других это произошло через мно-гие десятилетия и даже столетия. В ряде стран при проведении реформы пришлось преодолеть большие труд- ности. Известны "календарные беспорядки", возникшие в 1584 году в Риге. Они были вызваны указом польского короля Стефана Батория о введении но- вого календаря не только в Речи Посполитой, но и в Задвинском гер- цогстве, находившемся в то время под польско-литовским владычеством. Возглавители восстания были схвачены, подвергнуты жестоким пыткам и каз- нены. В Англии, порвавшей с Римом во второй четверти XVI века, введе-ние нового календаря сопровождалось перенесением нового года с 25 мар-та на 1 января. Поэтому 1751 год в туманном Альбионе состоял всего лишь из 282 дней. Лорда Честерфильда, по инициативе которого была проведена реформа, горожане встречали криками: "Верни нам наши три месяца!" ПОЛЕМИКА ВОКРУГ ГРИГОРИАНСКОЙ РЕФОРМЫ Как и большинство, пользуясь словами Петра I, добрых, полезных и просто необходимых начинаний, календарная реформа 1582 года вы-звала бу- рю протестов и ожесточённую полемику, в частности, в учёном ми-ре. Про- тив неё высказывались почти все университеты Западной Европы. Особенно категоричной была позиция Парижского и Венского из них. Многие авторитетные учёные того времени утверждали, что григорианский календарь астрономически не обоснован, что это всего лишь "ис-кажение юлианского" и т. д. Однако с не меньшим настоянием защищал реформу один из членов папской календарной комиссии Христоф Клавий, именем которого впоследствии назван самый большой кратер на Луне. В ответ на папскую буллу появился целый поток памфлетов, аноним-ных писем. Стали распространяться слухи о близком конце света. Особен-но усердствовали в этом протестанты, откровенные антипаписты, деклара-тивно заявлявшие: "Лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой". Справедливости ради следует отметить, что сам Лютер был за реформу календаря. Но многие из его последователей мыслили и рассуждали иначе. Например, в 1583 году протестантский профессор богословия Лука Осиандер назвал реформу безбожной, а папу - антихристом, который дерзновенно воз- желал повелевать звёздами, яко Бог ... Однако выдающийся учёный, "великий законодатель неба" Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.), который был последовательным протестантом и от-казывал- ся вернуться в католичество, пренебрегая всеми выгодами, которые ему за то сулили, выступил в поддержку реформы календаря. ОППОЗИЦИЯ СО СТОРОНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Восточная Православная Церковь сразу же отказалась принять григори- анскую календарную реформу и до сих пор незыблемо стоит на этом, хотя ещё в 1583 году состоявшийся в Константинополе собор признал неточность юлианского календаря. Дело в том, что в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше неё. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. Сог- ласно же традиции Православной Церкви это считается недопустимым. Православная пасхалическая традиция, к тому времени уже окончательно оформившаяся, в "Синтагмах" упоминавшегося выше Матфея Властаря (XIV в.) получила следующее запечатление: "Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре пос- тановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ве- дут начало из неписанного предания. Первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равно-денствия. Второе - не праздновать вместе с иудеями в один день. Третье - праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвёртое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье)". Касаясь конкретных фактов, исследователи отмечают, что совпадения христианской Пасхи с иудейской в древности (в частности, в Алек- сан-дрийской П р а в о с л а в н о й Церкви) продолжались вплоть до 783 го-да. Притом они прекратились лишь только потому, что принятый в Алек-сандрии для расчёта пасхальных дней метонов лунный цикл оказался ме-нее точным, чем механизм еврейского календаря. К XIV же веку, когда Властарь формулировал приведённые прави-ла, пог- решности юлианского календаря и метонова цикла увели календар-ную хрис- тианскую Пасху достаточно далеко от действительных астроно-мических ори- ентиров. И потому о совпадении её с еврейской уже и не при-ходилось го- ворить. Сам Властарь, напомним, именно в этом и видел преимущество пог- решительного и с его точки зрения юлианского календаря. К тому же нелишне отметить и следующее. В недавнее время в христианс- ком мире - в контексте обсуждения проблемы установления стабиль-ных дат празднования Пасхи - рассматривался, естественно, и вопрос о действи- тельной христианской пасхалической традиции: что же, собствен-но, решал и к чему обязывал, в частности, Никейский Собор, на авторитет которого всегда и все обычно ссылаются? Позиция представителей, в частности, Русской Православной Церкви была выражена в ряде журнальных публикаций. По их общему мнению, об обяза- тельном праздновании Пасхи в первое воскресенье после весеннего полнолу- ния ни на одном из соборов речи вообще не было. Но об этом, собственно, говорит и Властарь: он относит это "постановление" к чи-слу таких, кото- рые "ведут начало из н е п и с а н н о г о предания". И та-ковое преда- ние, конечно же, издавна существует. Касательно проблемы временного соотношения дней празднования Пасхи христианской и пасхи еврейской профессор Московской духовной академии Д. П. Огицкий в статье "Канонические нормы православной пасхалии и проблемы датировки Пасхи в условиях нашего времени", опубликованной в издаваемых Московским Патриархатом "Богословских трудах" (№ 7. - 1971. - С. 204 - 211), в частности, писал: "Утверждение ... будто, согласно канонам, христианская Пасха всегда должна следовать за иудей-ской, в к о р н е о ш и б о ч н о" (Цит. по: И. А. Климишин. Календарь и хронология. - Изд. 2-е. - М.: "Наука", 1985. - С. 226). Это утверждение, к тому же, автором приписывается Властарю. Но данном случае важен лишь сам контртезис. В IV-VIII вв. запрещение "не праздновать Пасху вместе с иудеями в один и тот же день", по всей вероятности, понималось в том именно смыс- ле, что не подобает верным христианам, как сказано в Книге правил, праздновать "святый день Пасхи п р е ж д е весеннего равноденствия с и у д е я м и", а также в другие кроме воскресенья дни, как это свой-ственно последним. Ибо иудеи, по словам императора Константина Ве-ликого в пос- лании к Восточным Церквам, писанном в соборной Никее, "вместо надлежаще- го исправления, в одном и том же году (то есть внутри границ "равно- денственного солнцестояния", разделяющего между собой года) совершают пасху д в а раза". Об этом и должна свидетельствовать реальная практика Александ-рийской Православной Церкви, в которой в ближайшее после Никейского Собора время - в 343, 347, 367, 370, 374, 394 гг. и вплоть, как уже гово-рилось, до 783 года - Пасха отмечалась в один день с иудеями. Развёл же православ- ный и иудейский праздники лишь неточный метонов цикл, по-ложенный в ос- нование александрийской пасхалии (И. А. Климишин. Ка-лендарь и хроноло- гия. - С. 213-214). Имея в виду именно относительную лишь точность последней, профессор (тогда) Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов в статье "Календарная проблема. Её изучение в свете решений I Вселенского Собора о пасхалии и пути к сотрудничеству между Церк-вами в этом вопро- се" ("Богословские труды". - № 7. - М., 1971. - С. 170-203) отмечал: "Никейский Собор ... не ввёл во всеобщее, непременное и вечное употреб- ление какую-либо строго определённую пасхалию как унифици-рованную сис- тему расчётов и определения дня празднования Пасхи", поскольку "сама александрийская пасхалия вряд ли мыслилась как "веч-ная и неисходная" (Цит. по: И. А. Климишин. Календарь и хронология. - С. 226). В качестве примера погрешностей в традиционных пасхалических расчётах можно привести следующее. Вследствие неточности метонова цикла, как уже отмечалось, фазы Луны отстают по отношению к датам юлианского календаря на сутки каждые 310 лет. Это отставание, которое к 1582 году составляло уже четверо суток, было устранено в контексте григорианской реформы. Од- нако оно сохранилось и продолжает нарастать применительно к случаю неп- реклонного использования, вопреки проф.-прот. Ливерию Воронову, "вечных и неисходных" пасхалий. В результате это приводит к сдвигу расчётных дат Пасхи, о чём говорилось, в частно-сти, и в цитированном фрагменте из книги П. Попова (см. выше, с. 39). К тому же прибавляется и проблема не- обходимости расхождения в праздно-вании с иудеями. В результате Правос- лавная Церковь каждые 19 лет лишь только п я т ь раз отмечает Пасху сог- ласно декларируемым установлениям, то есть в п е р в о е воскресенье после п е р в о г о полнолуния после весен-него равноденствия. В част- ности, в 1986, 1989 и 1994 гг. православная Пасха праздновалась даже после в т о р о г о весеннего полнолуния (И. А. Климишин. Календарь и хронология. - С. 217-218). Но при этом сохраняется несокрушимая верность уже давно изжившему се- бя юлианскому календарю. Гимн ему как вершине совершенства некогда на одном заседаний Комиссии по реформе календаря (1899 г.), в работе кото- рой он принимал участие качестве представителя Святейшего Синода Русской Православной Церкви, воспел профессор Санкт-Петер-бургской духовной ака- демии В. В. Б о л о т о в, который в принципе готов был поступиться даже эрой "от Рождества Христова", о чём говорилось выше, но отнюдь не юлиа- нумом! Прокламировав, что, с его точки зрения, "григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения", В. В. Б о - л о т о в далее заявил: "Сам я отмену юлианского стиля в России нахожу от- нюдь не желательной. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем ка- лендаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное (?) преимущество перед всякими другими кален-дарными исправлениями. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы ещё несколько столетий (!) удер-жать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григори- анской реформы к неиспорченному старому стилю" (Цит. по: И. А. Климишин. Календарь и хронология. - С. 218). "Конечно, это было заблуждением, - констатирует в связи с при-ведённой декларацией И. А. Климишин. - Трудно представить себе, что-бы человечество, непрерывно повышая уровень своего технологического развития, отказалось от разработки и использования для своих нужд такой единицы времени, которая была бы адекватной её астрономи-ческому прооб- разу. А с этой точки зрения григорианский календарь, как высказался аме- риканский астроном Г. Мойер, "представляет собой весь-ма удовлетвори- тельный компромисс между необходимой точностью и крайне желательной простотой"( И. А. Климишин. Календарь и хро-нология. - С. 219). КАЛЕНДАРНАЯ ПОПРАВКА НА СТИЛЬ Старый стиль, по существу сойдя с практической хронологической сцены, сохранил свои позиции, кроме узко конфессионального эксцент-ризма, глав- ным образом - в анналах истории. Огромный временной пласт не только в историческом, но и доисторическом бытии человечества ока-зался навечно спаян с юлианским календарём. Поэтому, видимо, навсегда сохранится необ- ходимость перевода дат старого стиля на новый (и наобо-рот) и использо- вания для этих целей меняющейся в веках календарной поправки, так назы- ваемой поправки на стиль. В момент проведения реформы 1582 года между датами в юлианском и гри- горианском календарях возникло расхождение в 10 дней. Но со временем оно постоянно увеличивалось и теперь составляет уже 13 дней. Поскольку 1600 год (номер его делится на 400) в григорианском календаре - как и в юли- анском - оставался високосным, то поправка на стиль в XVII веке сравни- тельно с веком XVI не изменилась и осталась равной 10 дням. При переходе в последующие столетия она регулярно увеличивалась вслед-ствие того, что годы 1700, 1800 и 1900 в новой системе летосчисления, в отличие от юлиа- нума, были не високосными, а простыми, они не имели добавочного дня - 29 февраля. Ближайший к нам вековой год - 2000-й - бу-дет високосным. Поэ- тому в XXI веке сохранится прежняя поправка - 13 дней. Как правило, коррекции на стиль подлежат в основном даты послерефор- менного периода времени, то есть начиная с 1582 года. Но в принципе воз- можен пересчёт дат событий, которые имели место и до введения григори- анского календаря. Для подобного пересчёта с прибавлением календарной поправки используется приведённая в приложении таблица. При пользовании данной таблицей необходимо иметь в виду следу-ющее. Вполне очевидно, что критическими датами, по прошествии коих по-прав- ка последовательно увеличивается на единицу, являются дни 29 ф е в- р а л я по старому стилю тех вековых годов (то есть годов с порядковы-ми но- мерами, оканчивающимися на два нуля), в которых по правилам гри-горианс- кого календаря из счёта изымаются одни сутки, то есть 1700, 1800, 1900, затем 2100, 2200, 2300 и т. д. Действие той или иной поправки применительно к датам ю л и а н - с к о г о календаря начинается с 1 м а р т а соответствующего векового года. Но вековой год является последним, завершающим в столетии. Поэтому поп- равка вступает в действие р а н е е начала н о в о г о в е к а на десять месяцев по юлианскому календарю. Но и заканчивается её функ-ционирование тоже за десять месяцев п р е ж д е истечения столетия. В качестве примера: календарная поправка в 13 дней, которой мы пользуемся в XX столетии, стала применяться с 1 марта 1900 года по юли-анскому календарю (то есть ранее начала самого XX века). Она действи-тельна также и для XXI столетия вплоть до 29 февраля 2100 года, которым данное столетие заканчивается. На следующий же день вступит в силу но-вая поправка в 14 дней и будет действительна в течение оставших- ся деся-ти месяцев XXI и почти всего XXII века - до 29 февраля последне- го в столетии года - 2200-го, утрачивая силу за десять месяцев до его окончания. Таков механизм применения календарных поправок для перевода дат юли- анского календаря в даты календаря григорианского. Каждый же новый век, напомним, начинается в ночь с 31 декабря на 1 января, применительно к последним случаям - 1901, 2001, 2101 или 2201 года. 1 января 2001 года начинается также и новое, третье тысячелетие. Приведём несколько примеров. Выдающийся польский учёный, кано-ник Ни- колай Коперник родился 19 февраля 1473 года по юлианскому, ес-тественно, календарю. В XV веке разность между двумя календарными системами, как видно из приведённой таблицы, составляла 9 суток. Поэто-му день рождения Коперника в переводе на григорианский календарь сле-дует относить на 19 + 9 = 28 февраля 1473 года. В феврале 1995 года Государственной Думой Федерального Собрания Рос- сийской Федерации был принят Закон "О днях воинской славы (победных) днях России". Даты всех знаменательных событий в истории страны, которые произошли до введения григорианского календаря и по-сле, в тексте Закона переведены в новую систему у н и ф и ц и р о в а н н о: использована лишь одна поправка в 13 дней, действительная лишь для настоящего времен- ного периода. Но это самым очевидным образом противоречит многовековой усто-явшейся традиции. А именно последняя получила запечатление в различ-ных справоч- ных и энциклопедических изданиях. К чему же было вводить ничем не оправ- данный хронологический разнобой? Ведь в результате Ледовое побоище, в котором русские дружины под во- дительством великого князя Александра Невского одержали выдающу-юся по- беду над немецкими рыцарями на льду Чудского озера, оказалось датировано 18 апреля 1242 года. В действительности же оно произошло 5 (12) апреля. Освобождение Москвы силами народного ополчения под руковод-ством Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского от польско-ли-товских интер- вентов актом отнесено к 7 ноября 1612 года. Но это же историческое собы- тие Русская Православная Церковь уже несколько веков косвенно отмечает 4 ноября по новому стилю, совершая празднование в честь Казанской иконы Богоматери, которая вместе с князем Димитрием Пожар-ским вошла в первоп- рестольную по старому стилю 25 октября 1612 года. При переходе же, продолжим, от григорианского календаря к юлиан-скому число календарной даты необходимо у м е н ь ш а т ь соответственно: с 15 октября 1582 года по 11 марта 1700 года - на 10, с 12 марта 1700 года по 12 марта 1800 года - на 11, с 13 марта 1800 года по 13 марта 1900 года - на 12, с 14 марта 1900 года по 14 марта 2100 года - на 13. В данном случае, как видим, критическая дата по григорианскому кален- дарю не остаётся постоянной, но перемещается в каждое столетие, не крат- ное числу 400, в сторону более позднего времени. Н О В О Ю Л И А Н С К И Й К А Л Е Н Д А Р Ь После введения в России уже после революции в 1918 году григорианско- го календаря его юлианский предшественник сохранился лишь в Ру-мынии, Югославии и Греции. В этих странах доминирующее положение занимала Пра- вославная Церковь, которая по-прежнему продолжала держа-ться последнего. Однако необходимость осуществления реформы вызывалась самой жизнью. Католическая часть населения государств-диссидентов уже давно отмечала все религиозные праздники по новому стилю, тогда как православная - по старому. Подобный хронологический разнобой создавал в обществе множество проблем и приводил к досадным недоразумениям. Всё это и побудило церков- ные и правительственные круги заняться календарной реформой всерьёз. "Церковь, - согласно утверждению проф. А. И. Георгиевского, - не зап- рещает усовершенствование календаря и пасхальных вычислений и приведение их в возможно точное согласие с данными астрономии и метеорологии и, следовательно, в согласие с Библией и церковными установлениями" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - Издание Московской Патриархии. - М. 1948. - С. 13). Однако, несмотря на эти благопристойные благопожелания, выска-занные уже в наше время, вскоре после реформы 1582 года со стороны Православной Церкви последовало категорическое отрицание, как оказа-лось уже в бли- жайшее время, общечеловеческого пути развития в совершенствовании систе- мы летосчисления. Это было сделано на Константинопольском соборе 1583 года. Хотя и признав неточность юлианума, послед-ний декларировал нека- ноничность нововведённого григорианского календа-ря. И доныне принятое соборное определение остаётся в силе. "К тому же, - по словам проф. А. И. Георгиевского, - вселенский пат- риарх Иеремия II григорианский календарь считал орудием папист-ской за- воевательной политики в отношении к Автокефальным грече-ским Церквам и резко порицал этот календарь как произведение пап-ства - силы, враждеб- ной Православному Востоку" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - С. 15). (Интересно отметить, что Константинопольский патриарх Иеремия II сто- ял у истоков учреждения и становления Московского Патриаршего Пре-стола. Именно при его участии 23 января состоялось наречение, а 26 янва-ря 1589 года - поставление митрополита Иова в патриарха Московско-го и всея Ру- си. На Константинопольских соборах 1590 и 1593 годов восточные патриархи признали за Московским первосвятителем пятое по чести место в диптихе поместных Православных Церквей и все права предстоятеля Авто-кефальной Церкви.) В отличие от григорианума, писал уже рубеже XIX-XX вв. митро-полит Русской Православной Церкви Антоний Вадковский, юлианский календарь "в применении его к церковной практике во всех случаях является надёжным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения ми- ром инославным, является как бы знаменем, под которым чада православные собираются воедино. Позволение од-ним из православных чад отделиться от нас в церковной практике и идти в согласии с инославными, при всей кажу- щейся пользе и без разли-чия догмата, может иметь в будущем нежела- тельные и даже пагуб-ные последствия для благостояния Вселенской Церкви и может послу-жить оружием в руках её врагов, которые под предлогом яко- бы инте-ресов православных народов издавна ополчаются на вселенское единство" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - С. 16-17). Подобные настроения, естественно, царили и в 1923 году, когда в Конс- тантинополе на совещании представителей Православных Церквей, созванном патриархом Мелетием IV, обсуждался-таки проект обусловленной объективной необходимостью календарной реформы. В конечном итоге было решено отказаться от принятия неканоничного па- пистского григорианского календаря и ввести хоть какой, но свой. В ре- зультате и появился так называемый н о в о ю л и а н с к и й календарь. Календарь был разработан югославским астрономом, профессором матема- тики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланкови- чем (1879-1956 гг.). Его статья, появившаяся в 1924 году в аст-рономи- ческом вестнике "Astronomische Nachrichten", называлась: "Конец юлианс- кого календаря и новый календарь Восточной Церкви". Здесь уже говорилось о некоторой неточности григорианума, пог- реш-ность которого составляет одни сутки за 3280 лет. Поэтому священник Д. А. Лебедев в начале XX века говорил о том, что новый стиль уже уста- рел: его 400-летний цикл не верен, 500-летний был бы лучше, всего же точнее 128-летний (Священник Д. А. Лебедев. Календарь и пасхалия. - М., 1924. - С. 30). Однако Милутин Миланкович для своего детища выбрал 900-лет-ний, срав- нительно более сложный цикл: в течение этого периода упраздняются 7 ве- ковых високосов. При этом за високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке ос-таётся 2 или 6. Начиная с 2000 года таковыми будут: сам 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д. Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в гри- горианском - 303 простых и 97 високосных годов). Точность новоюлианского календаря несколько выше, чем григорианского. Средняя продолжительность года в нём составляет 365, 242222 суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365, 2421988 суток) всего на 0, 000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет! Оба календаря идут впереди старого юлианского на 13 дней и п о л- н о с т ь ю будут совпадать до 2800 года. И потому никакой действи-тельной необходимости в изобретении подобной новизны отнюдь не было. Если не иметь в виду, конечно, конфессиональных противоречий. Видимо, именно поэтому решения Константинопольского совещания предс- тавителей Православных Церквей остались без реальных практиче-ских пос- ледствий. Несколько ранее, в 1919 году, Румыния и Югославия, а несколько позже и Греция ввели у себя григорианский календарь. Церкви Русская, Сербская и Иерусалимская остались с прежним, юлианским календарём. Лишь Константинопольский Патриархат и некоторые этногреческие Православные Церкви в настоящее время практикуют новоюлианум. Но в ближайшие 800 лет, как уже было сказано, н и к а к и х расхождений по-следнего с григори- анским календарём не будет. Что же касается православной пасхалии, то в Константинополе вы-числе- ние её по какому-либо циклу отменялось. Пасху положено было совершать в п е р в о е воскресенье после п е р в о г о полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Последнее должно было определяться не расчётным, а астрономическим способом для Иерусалимского меридиана. "По этому принципу, - резюмировал проф. А. И. Георгиевский, - Пасха, например, в 1924 году определялась на 10/23 марта, то есть на четыре не- дели раньше григорианской (7/20 апреля) и на пять недель раньше алек- сандрийской (14/27 апреля)". Однако, "применение пасхалии по этому исправленному календа-рю, - подчеркнул автор, - оказалось до сих пор не осуществимым. Авто-кефальные Церкви, принявшие этот календарь для неподвижных празд-ников, Святую Пасху справляют по старому стилю (по александрий-ской пасхалии)" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - С. 14-15). Таблица точности солнечных календарей Название календаря Цикл, годы Число простых и високосных лет в цикле Средняя длина года в сутках Годовая ошибка в сутках Период ошибки в сутки ю л и а н с к и й 4(00) 3(00)/ 1(00) 365, 25000 + 0, 00780 128 григорианский 400 303/97 365, 24250 + 0, 00030 3 280 новоюлианский 900 682/218 365, 24222 + 0, 00002 43 500 И. Г. Медлера 128 97/31 365, 24219 - 0, 00001 90 000 Омара Хайяма 33 25/8 365, 24242 + 0, 00022 4 500 П р и м е ч а н и е. Истинная продолжительность тропического года ок- руглённо принята равной 365, 24220 суток. К А Л Е Н Д А Р Ь В Р О С С И И В основу летосчисления на Руси после принятия в 988 году христианства был положен пришедший к нам через Византию юлианский календарь с римски- ми наименованиями месяцев и семидневной неделей. Вместе с календарём с продолжительностью года в 365, 25 суток вошла в употреб-ление и визан- тийская мировая эра, в которой сотворение мира относи-лось к 5508 году до н. э. Византийская эра была рассчитана таким образом, что её исходный мо- мент служил началом для всех циклов, применявшихся в расчётах при опре- делении дат подвижных церковных праздников, связанных с временем совер- шения Пасхи: солнечного, лунного, индиктового и т. д. Однако полностью счёт времени, употреблявшийся в Византии, на Руси принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября. Древнеславянское же начало года приходилось на весну - на 1 марта. Оно и сохранилось в наших летописях на многие века. На рубеже XIV-XV столетий наряду с весенним годом в манускрип-тах впервые появляются датировки, основанные на сентябрьском новолетии. С конца XV века сентябрьский год в летописях полностью вытесняет мартовс- кий. В христианской традиции числа 6 000 и 7 000 приобрели особый смысл как некоторые э к в и в а л е н т ы дней Божественного творения и пол-ного седмичного круга. Епископ Григорий Нисский около 375 года по Р.Х. писал: "Когда прекратится и это быстро движущееся и преходящее вре- мя, тогда, несомненно, окончится и эта седмица, измеряющая вре-мя, и её место заступит восьмой день, то есть последующий век, ко-торый весь представляет собой один день ..." (См. также с. 27.) Определённые эсхатологические представления среди христиан связыва- лись и с числом 1 000. К X веку Западная Европа практически полностью перешла на летосчисление от Рождества Христова. И когда при-ближалось 1000-летие новой эры, многие летописцы прекратили свои за-писи, жители бежали в леса и пещеры в ожидании Страшного суда и кон-чины мира. Для христиан восточного обряда, в частности, в Византии и на Руси, в 1492 году по Р. Х. заканчивалась седьмая тысяча лет от сотворения мира (5508 + 1492 = 7000). И здесь ждали конца света. Эти эсхатологические ожидания получили отражение и в списках пас-ха- лии. В частности, хотя в 1408 году закончился 13-й великий индиктион - 532-летний пасхальный круг (877-1408 гг.), никто из пасхалистов не ре- шался расписать расчётные таблицы празднования Пасхи на полный но-вый цикл. Последние были ограничены ... 1492 годом по Р. Х. (то есть 7 000 годом от сотворения мира). И на последнем листе одной из таких таблиц была даже сделана при-пис- ка: (Зде страх, зде скорбь, зде беда велика, в распятии Христове сии круг бысть, и се лето на конци явися, в ня же чаем всемирное Твое при-шествие, о Владыко...( Другой же писец записал: (Неции глаголют - тогда же будет вто-рое пришествие Господне; глаголет же святый Марко Евангелист: о дни том и о часу никто же не весть...( Но и здесь таблица ограничена 7 000 го-дом от сотворения мира, то есть 1492 годом по Р. Х. Н. М. Карамзин в своей "Истории Государства Российского" отмечал: "Истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хроногра- фам: суеверие с концом её ждало конца миру". Но вот и миновал со страхом и трепетом ожидавшийся год. "Суевер-ные успокоились, - заключил, как его именовали, последний летописец Ру-си, - увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом седьмой тысячи лет". И сразу же в сентябре 1492 года (то есть 7 001 года от сотворения ми- ра при мартовском новолетии) Московский церковный собор утвер-дил пасха- лию на последующие годы 14-го великого индиктиона. Тогда же было принято решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября, как и подоба- ло греко-православным. ПЕТРОВСКАЯ КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой счёта лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годово- го круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича. Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения ми- ра( (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - Том III (1689-1699 гг.). - СПб., 1830. - С. 680-681. - № 1735). Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1 января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и по- метных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и чис- лить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рожде-ства Гос- пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, "а с того но-ваго года Ген- варя месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Ген-варя непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж(". Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе гово- рилось: (А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во мно- гих Христианских окрестных народех, которые православную Хри-стианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова(. Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета - от сотворения мира и от Рож- дества Христова сряду свободно(. Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохранён, по присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, ви- димо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым ав-тори- тетом достояние великого и божественного Ц е з а р я. А это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат - в то время - на 10 дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформа- ци-онный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рож- де-ства Христова по григорианскому календарю. Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с юли-анским календарём сохранила и ставшее к тому времени традиционным сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разрабо- тан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукопис- ного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыко- ва-Щедрина в Санкт-Петербурге. ВСТРЕЧА ПЕРВОГО ГРАЖДАНСКОГО НОВОГО ГОДА В МОСКВЕ На следующее утро после оглашения в Москве на Красной площади указа Петра I о реформе календаря, то есть 20 (30) декабря 7208 года от сотво- рения мира был выпущен второй царский указ - (О праздновании Новаго го- да"( (Там же. - № 1736). Новолетие во многих христианских государствах мира наступило уже че- рез день после появления последнего царского волеизъявления. В России же оно должно было отмечаться с опозданием на декаду. В указе ещё раз и пространнее подтверждалось прежнее реформен-ное де- яние. В качестве его обоснования выдвигался более широкий аргу-мент: (Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Госу-дарю не только что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем сог- ласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и са-мые Его Вели- каго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша пра- вославная принята, все те народы согласно лета свои счис-ляют от Рож- дества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 чис-ла, а не от создания мира(. При этом подчёркивалось, что счёт лет от сотворения мира у них уп- разднён по причине существования широкой палитры мнений в определении величины последней эры, о чём здесь уже говорилось ранее: (за многую разнь и считание в тех летах(. (И ныне, - говорилось в указе далее, - от Рождества Христова дохо-дит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетный век: и для добраго и полезнаго дела, указал Великий Го- сударь впредь лета счислять в Приказах и во всех делах и крепостях пи- сать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года(. В документе с безусловной очевидностью просматривается весьма приме- чательная для нашего времени хронологическая погрешность: в нём предпо- лагается и утверждается, будто 1 января 1700 года является не только на- чалом нового года, но и началом (н о в а г о с т о л е т н о г о в е к а(. "Здесь допущена существенная ошибка, - констатировал примени-тельно к случаю, в частности, С. И. Селешников, тогда член Комиссии по истории астрономии Астрономического совета Академии наук СССР и член Советского национального объединения историков естествознания и тех-ники, в книге "История календаря и хронология" (М.: "Наука", 1970. - С. 158), - 1700 год является последним годом XVII века, а не первым годом XVIII века. Новый век наступил 1 января 1701 года". Подобная ошибка как следствие очевидной завороженности двумя и более нулями, скажем так, вполне естественна для обыденного человеческого соз- нания. Таковое, предположительно, можно откорректировать, по всей веро- ятности, лишь только перенесением сроков погашения всех и всяческих на- логовых и прочих финансовых недоимок, - приведём пример для нашего вре- мени, - с последнего года двадцатого века и второго тысячелетия на пер- вый год двадцать первого века и, конечно же, третьего тысячелетия. При таком повороте событий все благоразумные (не разбой-ники!) налогопла- тельщики, - а таковых, в смысле предпочтения отсрочки платежей, полага- ем, будет безусловное большинство, - станут адресоваться, несомненно, к 2001 году. И даже самым решительным образом будут требовать установления именно этой даты в судебном порядке! А пока суть да дело - будут идти бесконечные вялотекущие либерально-заумные дискуссии, которые, впрочем, уже начались ... В этот процесс оказалась втянутой даже ни в чём не повинная ажур- но-железная Эйфелева башня, на которой радужно сияет световое элект-ро- табло: (До 2000 года осталось...(! Скоро вступит в дело и её деревян-ная соперница на противоположном берегу Сены. Презентация её в каче-стве кульминации торжеств в ознаменование н а с т у п л е н и я третьего ты- сячелетия намечена к проведению где-то в 2000-м году ("Коммер- сант-daily", № 32 (1435) от 25 февраля 1998 года). Ещё раз можно напомнить и о броском световом табло в центре Москвы, на Тверской, напротив "Известий", и о мелькающих телезаставках, и о руб- рике в "Московских новостях": (Рубеж веков: до 2000 года ... недель(, под которой публикуются, так сказать, зарубежные прогнозы, то есть прог- но-зы на новый век и новое тысячелетие, со стороны российских академи- ческих учёных и т. д. и т. п. Но вернёмся в начало 1700 года. Петровским указом сугубое, как оши-бочно полагалось, событие предписывалось отметить с особой торжест- вен-ностью. (В знак того добраго начинания и новаго столетнаго века( (царст-вую- щий град Москва( должен был быть и был надлежащим образом приук-рашен (от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых( и оснащён (огненными потехами( и припасами (из дров или хворосту или соломы(. (После должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церк-ви и ко- му случится и в дому своем(, по сигналу с Красной площади всю-ду должны были быть учинены (трожды( стрельба (из небольших пуше-чек, буде у кого есть, или из несколько мушкетов или инаго мелкаго ружья( и запуск (нес- колько ракетов, сколько у кого случится(. Царским указом особо предписывалось: "(И пред Бурмистрскою Ра-тушею стрельбе и таким огням и украшению по их рассмотрению быть же"(. В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую раке- ту, дав тем сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией, начался колокольный звон, открылась пушечная и ружейная стрель-ба, раз- дались звуки труб и литавр. В тёмное зимнее небо взлетали разно-цветные ракеты, а по "(по улицам большим, где пространство есть"(, горе-ли огни - костры и "(на столбиках"( уставленные "(худые"( смоляные бочки. Перед дворцом был устроен грандиозный фейерверк со множеством потеш- ный огней и пушечным громом. Царь и горожане "(в знак веселия(" поздравляли друг друга "(с Новым годом и с т о л е т н ы м в е к о м(". Сам Петр I "с приятною ласкою" принимал поздравления. Потом он устро- ил во дворце пышное угощение с музыкой и пением для знатных особ. Пос- ледние были с женами и дочерьми "в немецком уборе". А для на-рода перед дворцом и у трёх триумфальных ворот были расставлены "раз-личныя ествы и чаны с вином и пивом". Гуляния продолжались всю ночь. "Закончилось это новое торжество вечерним столом во дворце и балом, а потом целым рядом пиршеств и балов, которые до 7 января устраивали у се- бя знатные особы и на которых обязательно должны были присутствовать "жены и девицы господские". "И можно ска-зать, - заключает Голиков, из- вестный жизнеописатель Петра I, - что с новым годом новое ввелось и об- ращение" (Праздничные службы и церков-ные торжества в старой Москве. - Составление: Григорий Георгиевский. - Репринт. - М.: Международный изда- тельский центр православной литературы, 1995. - С. 232). И целую неделю затем, согласно царскому указу, дома стояли укра-шен- ными, а с наступлением ночи зажигались огни. С этого времени в нашей стране и установился ежегодный обычай 1 янва- ря торжественно праздновать начало Нового года с украшением до-мов веч- ной зеленью. Биограф Петра I даёт весьма любопытное объяснение устроению царём торжественных и шумных праздничных мероприятий, проведение которых пред-писывалось царским указом при встрече Нового года. По его словам, "ведая умо-начертание своего народа, относившего всякую перемену обрядов на счёт, так сказать, веры, каковою казалась им и сия: то чтобы на то время занять народные мысли каким другим предметом, рассудил премудрый государь установленный им новый 1700 год начать с великим торжеством и представить очам народа такие зрелища, каких он не видывал и которые бы сильны были отвлечь его от всяких других развратных толкований". Правда, сам царь в разговоре с прусским министром бароном Марде Фель-дом иначе объяснял побуждения, которыми руководствовался при уст- ройстве блестящих новогодних празднеств и фейерверков. Он говорил: "Чрез увесели-тельные огни я могу приучить своих подданных к военному пламени и их в оном упражнять, поелику я приметил из опыта, что тем менее стра- шимся военного пламени, чем более привыкнем обходиться с увеселительными огнями". Небезынтересно отметить и следующее. Едва закончились столь пышные и затяжные празднества и народ пришел в себя после шумных новогодних за- тей, как на Москве "поднялся довольно значительный ропот", связанный с недо-вольством изменениями в устоявшемся счислении лет. "Весьма многие, не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати, удив- ля-лись: "Как мог государь переменить солнечное течение?" Многие, "ве- руя, что Бог сотворил свет в сентябре месяце, остались при своём старом лето-счислении. Император потом и сам позволял делать такое отступление. "В присутственных однако же местах во всём государстве начали от сего числа (1 января 1700 года) писать новый год" (Праздничные службы и цер-ковные торжества в старой Москве. - С. 231-233). ВВЕДЕНИЕ В РОССИИ ГРИГОРИАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ Как уже говорилось, петровская реформа не коснулась самой основы су- ществовавшего на Руси летосчисления - юлианского календаря. И в контекс- те дальнейшего развития культурных, торговых и политических связей с ближним и дальним зарубежьем страна столкнулась с проблемой "хронологи- ческого двумыслия" и вынуждена была признать господствую-щее значение в мире григорианского календаря. Уже в XIX столетии новый стиль наряду со старым начал приме-няться в международных отношениях и в деловой и научной переписке. Им стали пользоваться иностранное и внешнеэкономическое ведомства, различ-ные структуры торгового и военно-морского флота. На григорианский ка-лендарь перешли астрономические и метеорологические службы. Внутри же самой страны жизнь по-прежнему протекала по старому стилю. Подобная двойственность была связана с большими неудобствами. И пото- му неустранимо назревала необходимость во введении единого, общепринято- го способа счисления времени во всех сферах жизнедеятельности российско- го общества. В 1830 году, то есть уже с большим опозданием, Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля. Бывший в то время министром народного просвещения князь К. А. Ливен отрицательно отнесся к этой инициативе. В своём докладе Николаю I он представил ре- форму календаря как дело "несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов". По его словам, "вследствие не- вежества народных масс выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики". После столь "благожелательного" представления царь, естественно, на- чертал на докладе не менее мудрое резюме: "Замечания князя Ливена совер- шенно справедливы". Вопрос на долгое время был похоронен. В 1864 году уже упоминавшийся учёный астроном И. Г. Медлер (1794-1874 гг.), профессор Дерптского (ныне Тартуского) университета, выступил со статьёй "О реформе календаря". Он писал: "Наш нынешний календарь похож на такие часы, которые не только постоянно опаздывают, но и идут невер- но". Со своей стороны учёный предлагал, устранив отставание календаря, ввести несколько иную корректирующую схему, согласно которой каждые 128 лет исключался бы из счёта один день. Это обеспечивало бы высокую точ- ность календаря: погрешность в одни сутки накапливалась бы приблизи- тельно за 90 000 - 100 000 лет. По мнению самого И. Г. Медлера, такой вариант мог быть приемлем и для Православной Церкви. Однако и на этот раз никаких мер по проведению календарной реформы принято не было. В 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комис- сия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Комиссией было предложено ввести в России не григорианский, а более точ- ный календарь, основанный на рассмотренном выше проекте про-фессора И. Г. Медлера. Несмотря на исключительно активную роль в работе комиссии вели-кого русского учёного Д. И. Менделеева (1834-1907 гг.), реформа не сос- то-ялась. Вновь, как полагают исследователи, сказалось мощное противо- дей-ствие царских правительственных кругов и Святейшего Синода Русской Пра-вославной Церкви. В данном случае следует отметить следующее. Введение нового календаря само по себе не простое дело, даже если имеется в виду календарь, уже существующий и принятый в большинстве стран мира. Но что делать стране, если она захочет иметь свой собственный, отдельно взятый календарь? Куда она с ним потом денется? Как впишется в мировые анналы? Снова постоянно точать временные шкалы, постоянно иметь "в уме" поправку на стиль? А что такая реформа будет при всём этом стоить? И вызывает удивление, что Д. И. Менделеев содействовал проведе-нию в жизнь хотя и более точного проекта, но отличного от принятого по-чти во всём мире григорианского календаря. В какой-то мере это можно объяснить недопониманием с его стороны самого п р и н ц и п а прежней календарной трансформации. По мнению учёного химика, "при введении григорианского стиля (в 1582 году) сделана была п о г р е ш н о с т ь в счёте начала (опре-делившаяся как недостаточною точностью сведений об истинной длине года, так и поп- равкою лишь со времени Никейского Собора), а именно: в 1582 году о ш и б к а юлианского (прежнего для Западной Европы) стиля от истинного счёта лет равнялась: - 0, 00781 х 1582 (( - 12, 355 суток, а папа Григорий XIII ввёл поправку всего на 10 дней, то есть умножил недоразумения разного рода, и вопросы календаря усложнились, а не уп-ростились, если в счёте лет исходить от Рождества Христова". Как заметил И. А. Климишин, "Д. И. Менделеев не понял сущно- сти ре- формы 1582 года, задачей которой было (повторим это ещё раз) возвратить весеннее равноденствие не к эпохе (началу) эры, а к момен-ту, когда складывались правила расчёта даты Пасхи", то есть к 325 году. Что же касается не решённых папой Григорием XIII проблем, то они не могли быть разрешены и проектом И. Г. Медлера. Ведь он сам начинал "пля- сать" от григорианской печки. До 2028 года его календарь вообще ничем не отличался бы от европейского, а затем по пилообразной "сину-соиде" изви- вался бы около его осевой: в 2100 году оба хронографа опять совпали бы, в 2156 - вновь разошлись и т. д. Так извиваясь, он точнее от-считывал бы время в п е р ё д, а не назад. Поэтому те 2, 355 суток, которые якобы "нашёл" Дмитрий Иванович, тут же потерял его подзащитный. Последний, заметим, тоже не совсем корректно трактовал некоторые ас- пекты проблемы. Он полагал, будто божественный Юлий командовал не только римскими когортами, но и круговоротом Солнца. Согласно профес-сорскому мнению, "по распоряжению Цезаря днём весеннего равноденст-вия должно бы- ло быть 21 марта". И далее утверждалось: "Когда в IV сто-летии нашего летосчисления этот (то есть юлианский) календарь был принят (?), то на Никейском Соборе было постановлено ... так как ве-сеннее равноденствие отодвинулось в то время на 18-е марта, то от-бросить т р и дня ..." Комментарий И. А. Климишина: "Конечно, всё сказанное здесь - сплошные домыслы. Никейский Собор никуда весеннего равноденствия не смещал, пос- кольку оно к 18 марта и не передвигалось. Доказательством является то, что выдающийся древний астроном Птолемей (II век н. э.) в своём "Альма- гесте" считал датой весеннего равноденствия 22 марта!" Речь в данном случае, безусловно, отнюдь не о теоретичеких преиму- ществах того или иного календаря, а о практической целе-сообразности, скажем так, абсолютной календарной реформы: чтобы не как у всех! Вот ес- ли бы И. Г. Медлер предложил свой проект самому Григорию XIII, тогда и можно было бы вволю и по-теоретизировать. А тут, как говорят на Руси, из огня - да в полы-мя! Но вернёмся в 1899 год. Продолжая пользовать огненный лексикон, ска- жем так: из календарной искры, оброненной Русским астрономическим об- ществом, разгорелось пламя. Императорская Академия наук, восстав от сна, бросилась в догонку - по высочайшему, естественно, изволению - со-зда- вать собственную календарную комиссию. Последней свыше же было предписа- но в своей деятельности принять "во внимание соображения быв-шего ми- нистра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введе-нии в Рос- сии григорианского стиля". Вскоре поступило и мнение Святей-шего Синода Русской Православной Церкви за подписью печально извест-ного в истории страны обер-прокурора К. П. Победоносцева: "Считать вве-дение неблагов- ременным". И воз остался там же. Окончательно проблема календарной реформы в России поддалась решению лишь после революции. Вопрос был поставлен уже на одном из первых засе- даний СНК 16 (29) ноября 1917 года. На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их расс- мотрения. Декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря" принят на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и подписан В. И. Лениным. В декрете говорилось: "В целях установления в России одинако-вого почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января ме-сяца сего года в гражданский обиход новый календарь". Поскольку к тому моменту разница между старым и новым стиля-ми сос- тавляла уже 13 дней, то декретом предписывалось после 31 янва-ря 1918 года считать не 1, а 14 февраля и т. д. А для связи времён пред-лагалось до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках проставлять и число по старому. Русская Православная Церковь осталась при ветхом календаре. Мнение проф. В.В.Болотова, в качестве представителя Святейшего Синода при- ни-мавшего участие в работе календарной комиссии при Русском астроно- ми-ческом обществе, которая закончилась ничем, уже приводилось. Он гово- рил, напомним, о том, что именно в удержании ю л и а н у м а "в жизни ещё не-сколько столетий" будто бы и состоит "культурная миссия России по это-му вопросу", чтобы "чрез то облегчить для западных народов возвраще- ние от не нужной никому григорианской реформы", которая-де "не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения", "к неиспорченному ста-ро- му стилю". (См. по вопросу: Свящ. К. Буфеев. О целесообразности перехода России на старый календарный стиль" (!). - "Москва", 1998, № 3, с. 217.) Современную, можно сказать, церковную позицию некогда выразил доцент, затем - профессор Московской духовной академии А. И. Георгиев-ский: "На- ша Русская Православная Церковь для своей внутренней жиз-ни вполне удов- летворяется этой юлианской системой и, принимая григорианский календарь для гражданского обихода, не видит в настоя-щее время необходимости в её реформе" (А. И. Георгиевский. О церковном календаре. - Издание Московс- кой Патриархии. - М., 1948. - С. 17). И далее следуют слова митрополита Антония Вадковского: "Юли-анский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надёжным якорем, который удерживает православных от окончательного пог- лощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино..." Кроме Русской, юлианского календаря в мире придерживаются ещё лишь только Иерусалимская и Сербская Православные Церкви, а также не-большие группы так называемых старостильников, отколовшихся, в част-ности, от Элладской Православной Церкви. Так что в настоящее время юлианум отнюдь не собирает "воедино", не соединяет, а, наоборот, разъеди-няет. Н О В Ы Й Г О Д Н А Д Е В Р О П О Й В различных странах средневековой Европы, как мы видели, всего ка- ких-нибудь 600 или 1000 лет назад в разное (а иногда и в одно и то же) время использовались различные календарные стили. Начало года могло отс- читываться с 25 декабря, 1 января, 1 марта, 25 марта, со дня Пасхи и да- же с 1 сентября. Счёт дней в году от праздника Рождества Христова (то есть от 25 де- кабря) вёлся в Риме с IV века н. э., во Франции с VIII и до конца Х ве- ка, в Германии - с IX века, причём в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 году. Начало года с 1 марта, применявшееся уже в III веке н. э. при вычис- лении дат празднования христианской Пасхи, постепенно распространилось во многих европейских странах. С VI века мартовское новолетие использо- валось во Франции, Венеции и в ряде других государств. Весьма популярным в Европе был благовещенский стиль (от Воплощения Господа - 25 марта). Последний к тому же использовался в двух вариантах. Так, во Флоренции год начинался 25 марта после того, как год с тем же обозначением пошёл в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе же обозначение года также меняли 25 марта, но на 12 меся- цев раньше, чем во Флоренции. Папская канцелярия в Риме в XII и начале XIII века следовала благове- щенскому стилю флорентийского типа, хотя в вышедших из неё документах того времени встречается и рождественский стиль, которого она придержи- валась раньше, примерно до середины Х века. В первые десятилетия XII ве- ка в папских документах встречается благовещенский стиль пизанского ти- па. Затем, примерно в конце второго десятилетия XIII века снова появля- ется рождественский стиль. А вот папская булла о реформе календаря 1582 года "Среди наиважнейших" датирована по-флорентий-ски - 1581 годом... Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 года. Во Франции он применялся в IX-Х вв., но во второй половине XI века был за- менён пасхальным (начало года - с предпасхальной Великой Субботы). И последний постепенно стал господствующим в стране. При этом, однако, в одних областях Франции ещё долгое время сохранялся благовещенский, в других же появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV веке ши- роко использовался во многих городах Германии (в Кёльне, Мюнстере и дру- гих). В южной части Италии (например, в Неаполе) ещё с византийских времён начало года отсчитывалось от 1 сентября. В России сентябрьское новолетие использовалось с 1493 по 1699 год по Р. Х. (то есть 7208 год от сотворе- ния мира). Начало года с 1 января отмечается в документах Священной Римской им- перии с XIII-XIV вв., в Испании - с 1556 года, в Дании и Швеции - с 1559 года, во Франции - с 1563 года, в Нидерландах - с 1575 года, в Шот-лан- дии - с 1600 года, в Германии - с 1691 года, в Венеции - с 1797 года. В документах Папской канцелярии начало года совмещено с 1 января, начи-ная с 1601 года. Сориентироваться в этом хаосе стилей действительно было бы невозмож- но, если бы авторы тех или других документов не указывали дополнительных элементов датировки - индиктов, вруцелет, кругов Солнца и "зо-лотых чи- сел"... Попутно отметим также, что во многих странах средневековой Европы да- тировка проводилась по Сisiojanus: по 12-ти состоящим из двух строк сти- хотворениям. Составлялись они из первых слогов названий важнейших празд- ников или памятей святых так, что каждый слог, начинавшийся с про-писной буквы, соответствовал порядковому дню месяца, на который этот празд-ник приходился (по одному слогу на день). Само название метода счёта дней произошло от стихотворения на январь (И. А. Климишин. - Цит. соч. - С. 293-294): Cisio Janus Epi Sibi vendicat Oc Feli Mar An Prisca Fab Ag Vincen Ti Pau Po nobile lumen. Но отвлечёмся немного от всех этих сложностей, чтобы хоть краешком глаза посмотреть, как встречали и встречают Новый год различные народы Европы. А так как долгое время этот день совмещался с праздником Рож- дества Христова, то нельзя при этом оставлять в стороне и некоторые об- рядовые моменты последнего. С незапамятных времён у германских народов существовал обычай укра- шать дом на Рождество и Новый год зелёными ветками. Считалось, что в наступающем году это дарует человеку здоровье и счастье. Сначала то были ветки вишен, слив, яблонь, которые ставились в воду за несколько недель до праздников в надежде, что пробудившиеся к жизни силы растения перей- дут на человека и животных. Со временем ветки были заменены вечнозелёной ёлкой. Эта традиция в петровские времена была перенесена и в Россию. В Англии также к Рождеству дома украшаются ветками зелени - плющом, остролистом и т. п., символизирующими неумирающую приро-ду. Над дверью укрепляют ветку омелы, дающую право поцеловать каждого входящего в дверь, над которой она висит. В Шотландии накануне Нового года в камине разводят яркий огонь, и вся семья молча садится у него. Когда стрелки часов приближаются к 12, хозя- ин молча открывает дверь и держит её открытой до тех пор, пока не проз- вучит последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый. Важное место в ритуальной рождественской трапезе народов Югославии занимала чесница - хлеб украшенный различными фигурками и узорами из теста, а также зелёными ветками. Он был символом плодоро-дия, ему припи- сывалась чудодейственная сила. Для приготовления чесницы муку брали из первого или из последнего снопа жатвы, воду для замеса приносили из ис- точника до восхода Солнца. При этом, подходя к источни-ку, приветствова- ли его и бросали в воду мелкие монеты, зёрна, яблоки. Примерно за неделю до Рождества австрийские хозяйки также выпе-кали специальный хлеб. Когда тесто сажали в печь, при этом присутство-вали все домашние: чем больше глаз смотрит на него, тем лучше должен быть урожай в следующем году. Согласно поверью, этот хлеб, на котором амбар- ным ключом делались знаки креста или круги (знак Солнца!), отгонял бо- лезни, придавал силу и здоровье. На ритуальном хлебе земледельцы Северной Греции изображают плуг с бы- ками, скотоводы - овец. Этим хлебом делятся с домашним скотом. В канун Рождества и Нового года на севере Германии на ужин подавали блюда, "несущие в себе зародыш жизни": рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу. Непременным блюдом на этой трапезе бы- ла свинина с квашеной капустой. Итальянцы полагали, что вкушая под Новый год миндаль и другие виды орехов, они содействуют улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья скота, благополучию семьи. Здесь существует предание, что в рождественскую ночь в реках течёт масло, а в источниках - мёд. Тот, кто стремился стать богатым, в полночь на Рождество набирал воды из источника. Утром 1 января в некоторых об- ла-стях Италии люди и в наши дни спешат к источникам набрать "новую во- ду". В Греции придают большое значение личности человека, первым на Новый год вошедшего в дом. На острове Аморгос им бывает сам хозяин. Выйдя на улицу, он затем возвращается, делает два шага внутрь дома, при-говари- вая: "Входи, добро, входи счастье". Потом отступает на два шага на-зад и произносит: "Выходите, неудачи, выходите несчастья!" Так повто-ряется трижды. В различных местах люди, отправляясь в гости к родным и близким, что- бы поздравить их с Новым годом, приносят с собой обомшелый камень и, сбросив его в комнате, говорят: "Пусть деньги хозяина будут так же тя-желы, как этот камень!" В некоторых областях Венгрии, чтобы в Новом году быть здоровым и бо- гатым, умываясь утром, тёрли руки монетами. Накануне же Нового го-да, за несколько минут до полуночи, кто-нибудь из семьи, зажав в кулак деньги, вставал на стол и с последним ударом часов прыгал на пол. Это должно бы- ло означать: "В Новый год с деньгами". В Италии до сих пор живёт поверье, что под Новый год необходимо осво- бодиться от всего плохого и печального. Поэтому там в полночь 31 де-каб- ря из окон домов на улицы городов с грохотом летит старая рухлядь - ло- маная мебель, битая фарфоровая и стеклянная посуда и т. д. В Швеции дети на протяжении нескольких месяцев собирают старую посу- ду, чтобы на Новый год разбить её о двери тех, кого они любят и ува-жа- ют. Поймав шутника, хозяева угощают его пирожными, орехами и дру-гими лакомствами. На протяжении нескольких дней до и после Нового года в большинстве стран Европы можно встретить ряженых. Но особенно много их в эти дни в Швейцарии. Ряженые ходят по улицам, мажут сажей лица женщин, ударяют встречных зелёными ветками. Заходя во двор, они хлещут ветками скот и плодовые деревья. Считается, что всё это должно принести здоровье людям и способствовать плодородию всей окружающей природы. В Испании в ночь под Новый год молодёжь в причудливых масках под предводительством "старика" и "старухи" ходит по домам, распевая ново- годние песни. "Старик и "старуха" носят с собой мётлы и, выходя из дома, подметают за собой пол, чтобы очистить дом от накопившейся за год нечис- ти. В некоторых областях Испании торжественно сжигают чучело старого го- да. Одним из важных моментов в рождественской и новогодней обрядности славянских стран, истоки которой лежат в глубокой древности, явля-ется возжжение ритуального полена - бадняка. Его огню приписывали очи-сти- тельную, животворную силу. Кроме того считалось, что вместе со сго-раю- щим стволом будто бы истлевал и старый год со всем тем недобрым, что в нём накопилось. Ритуальное полено должен был принести из лесу мужчина. Подойдя к де- реву, он приветствовал его и рубил с таким расчётом, чтобы оно упало на восток, в противном случае искал другое (в Болгарии следили, чтобы де-рево вообще на землю не упало). В Черногории хозяйка встречала бадняк с неначатой буханкой хлеба. Вносили его в дом как можно торжественнее, посыпая зерном и поливая ви- ном. В очаг ритуальное полено обычно клал глава семьи, окружённый ча-дами и домочадцами. Прежде чем зажечь, его украшали зелёными ветками сосны, лавра и других деревьев. Полено "на счастье" должно было гореть медленно и долго. Недогоревший бадняк сохраняли до начала сева и пекли на нём хлеб, который пахари брали с собой в поле. Головни зажигали также во время грозы, чтобы предохранить дом от попадания молнии. В память о предках на Рождество и на Новый год возжигались и воз-жи- гаются свечи, которые поставляются на окне. (Последний раздел дан по И. А. Климишину) P. S. Как упоминалось выше (с.63), уже в н ы н е ш н е м г о д у в третьей книжке журнала "Москва" появилась, мягко говоря, ф а н т а с т и ч е с к а я по интенции статья некоего священника Константина Буфеева под определённо про-граммным заголовком: "О целесообразности перехода России на старый кален-дарный стиль" (!) (С. 217-219). Автор, чтобы-де "примирить разногласие в счёте времени между русской Церковью и русским обществом", в качестве панацеи вы-двигает "более естественный путь": "возвращение российского государства к традиционному н а ц и о н а л ь н о м у календарю". "Ветхий мыслями", он при этом заявляет о наличии якобы оснований полагать, что принятие подобного предложения "д а л о б ы б л а г и е п л о д ы"! Уж не соха ли, лапти, онучи и красный кушак имеются в виду? А как же с общемировой куль-турной миссией России, по Болотову? Примем отсталый Запад на при-цеп? Или двинемся в одиночку впереди плане- ты всей? Вот только кто возь-мётся финансировать подобные цирковые про- жекты? Журнал "Москва", быть может? Но не МВФ же? А чем ведь кто не шу- тит! Однако и поныне ц е р к о в н а я Россия обречена на календарное д в о е м ы с л и е. К сожалению, это двоемыслие в известной степени поощряется и некото- рыми академическими изданиями. В частности, в 1984 году в Монреале Братством преп. Иова Почаевского, принадлежащем к юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, была перепечатана вышедшая в 1978 году в издательстве "Наука" под рубрикой АН СССР книга А. Н. Зелинского "Конструктивные принципы древнерусского календаря. Значение юлианского календаря". В рецензии на книгу, опубликованной в церковно-общественном органе РПЦЗ "Православная Русь" (№ 22 (1595) от 15/28 ноября 1997 года), с привлечением в качестве аргумента автор-ского мнения "о научных и ду- ховных преимуществах юлианского кален-даря", в частности, говорится: "Григорианский календарь, или то, что мы называем календарь нового сти- ля, по исследованию автора, с точки зрения астрономии, находится в про- тиворечии с современной наукой" (Ук. изд. - С. 10). Конечно, это только лишь рецензия. Но ведь возникла она отнюдь не на ровном месте. И, кроме всего прочего, это ведь п р о - г р а м м а. Со временем юлианум достиг апофеоза и превратился в своеобраз-ный символ и критерий Православия. По словам автора статьи "В ногу со време- нем?" в вестнике Русской Православной Церкви за границей "Пра-вославная Русь" (№ 22, 1997), освящённый Никейским Собором "кален-дарь Юлий Цезаря превратился в церковный юлианский календарь". |
|
Полезная информация: |