|
Священник Иоанн Павлов - В начале было слово
О том, чтобы скрывать свои добродетели. Святая блаженная Исидора
Христос, Сын Божий, когда жил в нашем мире, скрыл от людей славу Своего Божества. Царь Небесный, на Которого Ангелы не могут смотреть, ходил по земле и был как все люди, имел вид простой и смиренный. Так поступал Христос, и нет ничего удивительного, что и Его верные последователи, то есть святые и праведники, часто имели вид самый простой и смиренный, а иногда и вовсе уничиженный. Преподобный Макарий Египетский говорит, что истинные христиане бывают похожи на старый потертый мешок, внутри которого хранятся драгоценные камни, жемчуг и золото, тогда как живущие по-язычески, напротив, похожи на дорогие, пышные, украшенные гробы, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны мертвых костей, мерзости и всякого зловония. Не заботясь о внешней славе, христиане прежде всего старались приобрести богатство внутреннее — Благодать Божию. И потому у святых за их простой внешностью всегда скрывались безмерные сокровища — дары Святого Духа, подобно тому как за простым видом Христа скрывалось Его Божество и всемогущая сила. Эту несомненную истину подтверждают нам жития многих святых, в том числе и житие блаженной Исидоры, память которой мы сегодня празднуем.
Святая Исидора жила в Египте, в Тавеннисийском монастыре, на берегу Нила. Ради любви Христовой она приняла на себя подвиг юродства. Живя среди сестер, она вела себя как глупая и помешанная, почему и была у них всегда в презрении и уничижении. Монахини часто ругали и оскорбляли ее, а иногда даже били. Она же переносила все это молча, с великой кротостью и терпением. Никогда ни на кого она не гневалась и никогда не роптала на Бога. Исидора постоянно трудилась, выполняя в монастыре самую тяжелую и грязную работу. Иногда она притворялась бесноватой, чтобы утаить от сестер свои добродетели. Таким образом Исидора исполняла слова апостола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым».
Согласно монастырским правилам, все сестры носили на своих головах монашеский куколь. Исидора же, юродствуя, покрывалась какой-то старой тряпкой. Никогда она не ела за общим столом, а питалась только объедками, остававшимися после трапезы сестер. Воду же она пила ту, в которой мыла горшки и котлы. Так Исидора прожила в монастыре много лет, скрывая под видом юродства свою святую жизнь. Однако не напрасно сказано в Евангелии, что не может укрыться от людей город, стоящий на верху горы. Вот и Исидора хотя и скрывала долгие годы свое богатство, но не смогла утаить его от людей, и ее высокая жизнь обнаружилась. Произошло это следующим образом.
Недалеко от места, где жила Исидора, подвизался один святой старец по имени Питирим. Однажды ему стали приходить на ум горделивые мысли, что он угодил Богу больше других и достиг уже высот добродетели. И вот ему явился Ангел Господень и сказал: «Напрасно ты величаешься в уме своем и считаешь себя добродетельным. Иди в Тавеннисийский монастырь, и там ты найдешь женщину, добродетельную больше тебя и угодившую Богу больше, чем ты. Ибо, живя среди сестер и всегда служа им с любовью, она находится в презрении у всех, и, однако же, несмотря на это, никогда она своим сердцем и своим умом не отлучается от Бога». Ангел указал и примету, по которой Питирим сможет узнать святую, сказав, что голова ее вместо куколя покрыта тряпкой. После этого Ангел стал невидим, и Питирим, сотворив молитву, решил тотчас отправиться в Тавеннисийский монастырь, чтобы увидеть угодницу Божию.
Придя туда, преподобный попросил собрать к нему всех сестер. Когда они собрались, Питирим, не видя среди них той, о которой говорил ему Ангел, спросил: «Все ли монахини здесь?» «Мы все здесь», — отвечали сестры. «Посмотрите внимательно, — сказал им старец, — может быть, какая-то сестра отсутствует». «Нет, мы все здесь, — повторили монахини, — нет только одной сестры, которая находится в поварне, но она глупа и бесновата». «Приведите ее сюда, ибо ради нее я и пришел к вам», — сказал старец. Сестры пошли в поварню, но Исидора, зная по дару прозорливости о бывшем старцу откровении, не хотела с ними идти. Тогда они взяли и привели ее силой. Питирим, увидев ее и поняв, что это та самая жена, о которой говорил ему Ангел, пал к ее ногам со словами: «Благослови меня, честная мать!» Но Исидора сама упала перед ним и сказала: «Ты меня благослови, честный отче!» Сестры же, увидев это, весьма изумились и сказали старцу: «Что ты делаешь, святой отец, ведь сестра эта — бесноватая и помешанная?» «Я думаю, наоборот, что вы все помешанные, — отвечал Питирим, — ибо она угодила Богу более и меня, и всех вас, и я буду молить Господа, чтобы Он сподобил меня в день Судный одной с ней участи». Услышав это, сестры испугались и смутились, потому что поняли, что долгие годы обижали и оскорбляли святую угодницу Божию. Они стали исповедовать Питириму многие свои грехи, совершенные против Исидоры. Старец же, исповедав их и побеседовав с ними, удалился в то место, где он подвизался.
Однако после того, что произошло, Исидора не захотела уже оставаться на прежнем месте. Ничего никому не сказав, она тайно ушла из обители, и больше никто из сестер ее никогда не видел. Так поступила святая, чтобы избежать прославления от людей и сохранить свою жизнь и свой подвиг для Бога.
Житие святой Исидоры учит нас, братия и сестры, что добродетели нужно совершать не напоказ, а по возможности тайно. Это согласно и с Евангелием, в котором сказано, что совершающий добродетели напоказ людям от людей же получает свою награду. Награда эта заключается в суетной человеческой похвале и одобрении. Получая от людей такую ложную награду, человек лишает себя истинной награды от Бога. По словам старца Паисия Святогорца, такому человеку Господь на Своем Суде скажет: ведь за свое добро ты уже получил награду от людей, что же Я еще тебе должен?
Кроме того, добрые дела нужно скрывать еще и по той причине, что слава и похвала почти всегда приносят человеческой душе вред. Почему они приносят вред? Потому что мы потомки падшего Адама, и душа наша от рождения имеет предрасположенность к бесчисленным недугам. В очень большой степени она склонна к самомнению, и если душу внимательно не хранить, то она легко впадает в болезнь тщеславия и гордыни. Гордая же душа всегда бывает далека от Бога, подпадая по этой причине под влияние демонов и подвергаясь тысячам зол. Вот почему Евангелие учит нас совершать добродетели тайно не только от людей, но даже как бы и от самих себя. «Когда творишь милостыню, — заповедано нам, — пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». «Левая рука», по толкованию святых отцов, — это наш ветхий человек, то есть страстная, греховная часть нашей природы, всегда склонная к гордыне, самомнению и высокоумию.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что как больное или склонное к болезни тело нужно беречь от всего, что для него вредно, например, от острой пищи, или от холода, или от сквозняка, — так и нашу душу, склонную ко многим болезням, нужно беречь от того, что ей вредит. Человеческая похвала и слава вредны для души, следовательно, нужно от них свою душу беречь. А иначе не сможет она утвердиться в смирении, но всегда будет обуреваема гордостью и тщеславием.
Но здесь кто-нибудь может возразить и указать на то, что в Евангелии имеются и другие слова. Там, например, сказано: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Однако слова эти вовсе не отменяют заповеди о тайном совершении добрых дел. Согласно толкованию святителя Иоанна Златоуста, Христос не то хотел здесь сказать, что нужно намеренно выставлять добродетель напоказ людям, но чтобы сама эта добродетель была подобной яркому пламени и светила, как великий свет. Если добродетель будет так светить, то, конечно, ее уже при всем желании невозможно будет скрыть от людей — ведь не может укрыться город, стоящий на верху горы. Именно так сияли в нашем мире святые и праведники: они убегали от славы человеческой, но их прославлял Сам Господь. И об этом они оставили нам свои поучения. Вот, например, слова преподобного Исаака Сирского. «Если будешь стараться пребывать в явном уничижении, — говорит он, — то Бог соделает, что от всех людей будешь прославляем»; «кто гонится за честью, от того убегает она вперед. А кто убегает от чести, того настигает она сзади»; «уничижай себя ради Бога, и без твоего ведома умножится слава твоя». Как мы видели, именно это и случилось с блаженной Исидорой: слава ее умножилась без ее ведома и даже против ее воли. И так всегда бывает с теми, кто идет по пути христианского совершенства и достигает святости.
Зная это, братия и сестры, постараемся совершать добродетели не напоказ, но по возможности тайно. Ибо те, кто делает добро напоказ, получают свою награду не от Бога, а от людей, от человеческой похвалы. А люди — разве могут они нам дать что-нибудь истинно великое и стоящее? Конечно, не могут они нам этого дать. Вот потому и должны мы всегда искать прославления от одного только Господа Бога. Да и, кроме того, лишь избегая славы и похвалы человеческой, мы можем побеждать гордость и возрастать в смирении. Смирению же дается Благодать и все Божии дары. Аминь.
|
|