Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

католического мира теократическую монархию во главе с неограниченным духовным и

светским монархом - папой. Но в погоне за этим они совершенно забыли церковные

интересы. Но такое ненормальное развитие папства вызвало против него реакцию на

церковной и гражданской почве. Лучшие представители Католической Церкви пытаются

церковную власть папы ввести в границы канонических порядков.

Светская власть стремилась сбросить с себя тяжелый гнет папского абсолютизма и

добиться самостоятельности в гражданских делах. Исходя из этих двух тенденций,

следует выделить две фазы развития папства в третьем периоде общей церковной

истории.

Первая фаза характеризуется усилением церковного абсолютизма. Папы оказываются

на такой высоте власти, на какой никогда и нигде не стояла ни одна власть в

мире. Такой папский абсолютизм включает в себя конец ХI - ХIII века.

Вторая фаза, длившаяся с конца ХIII столетия до Реформации, была временем

реакции против папства, стремлением к ограничению его светского и духовного

могущества. На протяжении всего этого времени папство беспощадно боролось с

государством за свои интересы.



1. Папа Григорий VII Гильдебрандт (1073-1085 гг.)



Благодаря феодальному режиму, опутавшему своими сетями и Церковь, Западная

Церковь находилась в порабощении у светской власти. В руки светских владетелей

вместе с инвеститурой перешло существеннейшее право церковной власти - избрание

кандидатов на высшие церковные должности. Благодаря этому Церковь наполнялась

такими пастырями, которых трудно было назвать таковыми, т.к. мирские интересы

ставились ими выше всего. Это порабощение иерархии светской властью коснулось и

папства. Со второй половины IX века в течение почти двух столетий папский

престол представлял картину глубокого политического и нравственного падения.

Оставалось только в идее представление о папе как главе Католической Церкви, в

действительности же этот глава превратился в игрушку вначале в руках разных

политических партий Италии, а затем германских императоров, которые в первой

половине XI в. стали полновластными распорядителями папского престола.

Так возникла идея создать крепкую церковную иерархию, независимую от светской

власти. Реформаторское движение против засилия светской власти обнаружилось в

монастырях Клюнийской конгрегации, непосредственно подчиненной папам. Среди

многих поборников этой идеи особенно энергично выступал монах Клюнийского

монастыря Гильдебрандт. Это был человек крепкого практического ума, железной

воли, всей душой при этом преданный Церкви.

Гильдебрандт понимал, что спасение Церкви - в ее освобождении от светской

власти. Под воздействием Гильдебрандта в 1059 году папа Николай II издал

определение, по которому народ и римская знать совершенно лишались права на

участие в выборе пап, и это право передавалось коллегии кардиналов, состоявшей

из кардинал-епископов и кардинал-пресвитеров. Духовенству, знати и народу, а

равно и императору предоставлялось право утверждения выбранного кандидата. При

этом императору предоставлялось это право, как особое благоволение папского

престола. В роли секретаря пап Гильдебрандт стал настолько популярной личностью,

что в день погребения папы Александра II, преемника Николая II, римский народ

выкрикивал его имя как папы. Кардиналы утвердили этот выбор, однако Гильдебрандт

неохотно согласился занять римский престол. Тем не менее, он показал себя первым

решительном выразителем твердой папской власти.

Свои идеи Гильдебрандт выразил в соответствующих сочинениях. Римский

первосвященник, по мнению Гильдебрандта, есть вселенский епископ, имя его

единственное в своем роде имя. Только ему принадлежит право помимо собора

низлагать епископов даже в их отсутствии. Он пересматривает все приговоры и

апелляции, а на его приговоры уже не может быть апелляции, и он сам стоит выше

всякого суда.

Римский епископ составляет законы Церкви. Римская Церковь никогда не

заблуждалась и никогда не будет погрешать, и папа, по заслугам апостола Петра,

становится святым. Отсюда папа имеет право низлагать императоров и освобождать

подданных от присяги. В этих воззрениях Гильдебрандта заключалась полная система

теократического строя во главе с абсолютным монархом - папой.

Но Гильдебрандт понимал, что для осуществления этой идеи нужно опереться на

духовенство, оторванное от мирских интересов и исключительно преданное Церкви.

Таким духовенством, по его мнению, могло быть только безбрачное духовенство. На

Римском соборе 1074 года он вновь вернулся к вопросу о целибате духовенства.

Преодолевая сопротивление клира, он неуклонно приводил эту идею в жизнь.

В следующем году на Римском соборе Гильдебрандт решительно выступил против

инвеституры. Однако светские государи увидели в этом посягательство на свои

права и на государственную собственность, так как церковная власть, не

отказываясь от поземельных владений, не хотела нести за них никаких обязательств

в пользу государства. Высшая иерархия, свыкшаяся с феодальными порядками, была

также недовольна распоряжениями папы. Борьба за инвеституру приняла острый

характер. Кульминационным моментом укрепления папской власти явилась так

называемая "Каносса".

Германский император Генрих IV, не обращая внимания на угрозы папы отлучить его

от Церкви, смело выступил на борьбу с ним. Опираясь на епископов, недовольных

нововведениями папы, он попытался добиться его низложения, и, действительно, на

соборе в Пьянченце папа Гильдебрандт был низложен.

В ответ на это папа лишил Генриха власти над Германией и Италией, наложив на

императора церковное проклятие. Оппозиционные епископы были лишены сана и

отлучены от Церкви. Положение отлученного от Церкви императора было крайне

тяжелое, так как это вызывало определенные политические последствия. Немецкие

князья потребовали, чтобы Генрих в течение года примирился с папой.

В тяжелое зимнее время Генрих с женой и ребенком пустился в путешествие в

Италию. Он нашел папу в замке графини Матильды в Каноссе. В грубом шерстяном

плаще кающегося грешника, босой, он три дня простоял на морозе в ожидании

аудиенции у папы. Примирение с папой состоялось на унизительных условиях для

императора. С него снималось отлучение от Церкви, но он оставался лишенным прав

государя до соответствующего расследования. Недовольный результатами "Каноссы",

Генрих вступил с Гильдебрандтом в новую борьбу. Он даже овладел Римом и избрал

новым папой Климента III. Но при помощи норманнов папа вернул Рим и вынудил

Генриха оставить Италию.

Норманны своими разграблениями и поджогами Рима вызвали негодование городского

населения. Гильдебрандт бежал в Салерно, где и скончался.

Но дорога к укреплению папского верховенства была накатана, хотя в вопросе об

инвеституре светские государи оказались неуступчивыми. Длинный спор за

инвеституру утомил, наконец, и папство, и империю и закончился Вормским

конкордатом, подписанным папой Каллистом II и императором Генрихом V в 1122

году. Вормский конкордат оставил за духовенством право выбора иерархии. Однако

предоставление права на владение имениями оставалось за светской властью, с

обязательством духовенства нести все повинности по отношению к государю и

империи, вытекавшие из ленных отношений.



2. Папа Иннокентий III (1198-1216 гг.)



В лице Иннокентия III папство выступило во всем блеске своего могущества. По

своим личным качествам Иннокентий был выдающимся человеком своего времени. Он

обладал железной волей, неукротимой энергией, был гибким политиком, любил поэзию

и музыку, что свидетельствовало о его высоком образовании. Поэтому вступление на

папский престол этого даровитого человека в 37-летнем возрасте не было

случайным.

Иннокентий целиком усвоил воззрение Григория на государство как учреждение

человеческое. Церковь он сравнивал с солнцем, государство - с луной. Как луна

заимствует свой свет от солнца, и по величине и своим свойствам ниже солнца, так

и королевская власть заимствует блеск своего достоинства у папской власти, Царь

царей, Иисус Христос, учредил царство и священство таким образом, чтобы царство

было священническим и священство царственным. Апостолу Петру Господь предоставил

власть управлять не только Церковью, но и государством. Эти воззрения нашли

полное выражение в деятельности Иннокентия, и он выступил, действительно,

абсолютным монархом всего католического мира, уничтожал последние следы

самостоятельности светской власти.

В Риме представителем императорской власти был префект, которого Инокентий

заставил присягнуть папскому престолу и принять из своих рук инвеституру не в

форме меча - символа светской власти, а в форме мантии и серебряной чаши. От

граждан города он также потребовал себе присяги. Из средней и южной Италии

Иннокентий выгнал императорских феодалов и расширил владения церковной области.

В 1197 году, после смерти императора Генриха VI он активно вмешался в борьбу за

германскую корону. Поскольку наследнику императора было только три года, между

германскими князьями произошли разногласия относительно нового императора. Из

двух претендентов на корону, Оттона Саксонского и Филиппа Швабского, Иннокентий

признал первого.

Но когда Оттон стал заявлять свои права на Италию и хотел подчинить своей власти

и папскую область, папа отлучил его от церкви, лишил императорской короны и

объявил немецких князей свободными от всяких обязанностей по отношению к

императору. По указанию папы, императором провозглашен был Фридрих, сын Генриха

VI.

Он показал свою силу и королю Франции Филиппу Августу, вмешавшись в его семейное

дело. Папа потребогал, чтобы король сошелся с удаленной им в монастырь королевой

Ингебургой и расторг свой брак с датской принцессой Агнессой. Чтобы сломить

упорного короля, папа установил интердикт на всю Францию со всеми последствиями

этой ужасной меры.

Иннокентий установил также контроль над Испанией, Португалией, Венгрией, Польшей

и скандинавскими государствами. Даже в славянских государствах - Далмации и

Болгарии - утверждено было его господство.

Основанная в результате IV крестового похода Латинская империя в Константинополе

послужила для Иннокентия опорным пунктом утвердждения, хотя и временного, своего

глагенства и на Востоке. Таким образом, политика Иннокентия III завершила полный

свой круг. Католический мир превратился в теократитескую монархию. В сфере

гражданского управления папа выступил высшим вершителем государственных

вопросов. Цари и народы трепетали от папского гнева.

Правление Иннокентия III ознаменовалось созданием еще одного нововведения, на

несколько столетий карающим мечом вошедшего в жизнь Европы - инквизиции. Этот

священный трибунал, "Sactum oficium", непосредственно подчинялся папе и

обслуживался монахами-доминиканцами. Инквизиции принадлежало право суда и

расправы над всеми, заподозренными в ереси, без различия происхождения и пола.

В сфере церковного управления он фактически выступал не как наместник апостола

Петра, а как наместник Иисуса Христа. На всех соборах, где присутствовал папа,

начиная с Иннокентия, постановления выносились от его имени. Соборы имели только

совещательное значение. Издание новых церковных законов и отмена прежних

составляли теперь неотъемлемое право папы. Таким оставил после себя папство

Иннокентий III, скончавшись на 55-м году жизни.





3. Упадок папского могущества. Великий раскол



Для укрепления своего положения папство было вынуждено повести ещё одну борьбу -

борьбу с императорским домом Гонгенштауфенов, которая практически продолжалась

100 лет. Одержав над ним победу, папство стало выдыхаться, в политическом

отношении ослабело. Победа над этим домом означала начало конца папского

величия. Папский двор оказался в тисках двух соперников. С одной стороны,

угрожал Карл Анжуйский. Подчинив не без помощи папы Неаполь и Сицилию, он

стремился занять господствующее положение в Италии.

Но опаснее была угроза папскому могуществу со стороны французского короля

Филиппа Красивого (1285-1315 гг.). Римский папа уже как бы традиционно

вмешивался в дела государей. Однако Филипп нарушил эту традицию, отклонив

посредничество Римского папы Бонифация VIII в войне с английским королём

Эдуардом I. Но еще большее раздражение папы вызвало обложение французского

духовенства податями для покрытия военных расходов. В 1296 году папа издал

буллу, где, не упоминая короля, угрожая отлучением от Церкви всех мирян,

налагающих подати на духовенство, а также клира, который их уплачивал.

Филипп ответил на буллу запрещением вывозить из Франции драгоценные металлы. Так

как вследствие такого распоряжения папа терял свои доходы во Франции, то он

должен был уступить. Состоялось временное примирение между папой и королём.

Филипп принял даже предложение папы о посредничестве. Но, когда Бонифаций, в

своей роли третейского судьи, начал поддерживать английского короля, враждебные

отношения между ним и Филиппом возобновились. Затем, чтобы заинтересовать в

борьбе с папой всю французскую нацию, Филипп созвал в 1302 году депутатов от

всех сословий государства, которые торжественно заявили, что король получил

корону непосредственно от Бога, а не от папы. С этим согласилось и французское

духовенство.

Собор в Риме осудил действия французов, а папа издал знаменитую буллу "Unam

Sinctam", в которой развил с полной определенностью теократическую теорию

Григория VII. Христос вручил Церкви два меча, говорилось в булле, символ двух

властей - духовной и светской. И та, и другая власть установлена в пользу

Церкви. Духовная власть выше власти светской, как душа выше тела, и поэтому, как

тело находится в подчинении у души, так и светская власть должна находиться в

подчинении у духовной. Только при этом подчинении светская власть может с

пользой служить Церкви. В случае злоупотреблений светской власти она должна быть

судима властью духовной; духовная же власть ни от кого не судится.

На новом собрании представителей французского государства юрист Вильгельм Ногаре

обвинил папу в различных преступлениях и предложил уполномочить короля

арестовать его для суда. В 1303 году Бонифаций проклял Филиппа и наложил на

Францию интердикт. Филипп собрал третье собрание. Здесь его ловкие юристы

обвинили Бонифация в симонии и других преступлениях, в том числе несуществующих,

например, в волшебстве, вследствие чего было решено немедленно собрать

Вселенский собор в Лионе для суда над папой и для оправдания короля. Потрясенный

всем случившимся, папа скончался в этом же году.

Преемник Бонифация Бенедикт XI, сознававший, что его предшественник действовал

слишком круто, старался примириться с Францией, но он через восемь месяцев умер

(1304 г.). При выборе нового папы предпочтение было отдано французу архиепископу

Бордосскому, взошедшему на престол под именем Климента V (1305-1314 гг.).

Филипп Красивый, без сомнения, имевший влияние на выбор, взял с нового папы

клятву уничтожить все распоряжения Бонифация относительно его, осудить Бонифация

и уничтожить орден Тамплиеров. Опасаясь встретить неприятности в Риме за свою

уступчивость Франции, Климент решил остаться во Франции навсегда, вызвал туда

кардиналов и в 1309 году утвердил своё местопребывание в Авиньоне. Здесь папы

находились до 1377 года, и это почти 70-ти летнее их в Авиньоне известно в

истории как "Авиньонское пленение пап". Авиньонские папы, начиная с Климента V,

были в полной зависимости от французских королей и действовали под их влиянием;

в то же время они почти все вели жизнь, недостойную звания верховных

первосвященников, чем еще более ослаблялось их влияние.

Даже в Италии власть пап значительно упала. В папской области только по форме

признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты

не имели никакого влияния на управление. Ревнители папcтва опасаясь уничтожения

папства как такового, думали о возвращении римского первосвященника обратно в

Италию. Григорий XI (1370-1378 гг.) перенес, наконец, в 1377 году свою

резиденцию в Рим, где вскоре и умер.

Со смертью Григория XI в Римской Церкви начался, так называемый великий раскол.

В папской курии большинство кардиналов составляли французы, приехавшие из

Авиньона. Они наcтаивали на избрании папой француза, но народ римский требовал,

чтобы им был римлянин.

Наконец, был выбран итальянец Урбан VI (1379-1389 гг.), человек крутого и даже

жесткого характера. Новый папа начал своё правление исправлением нравов клира,

коснулся он и кардиналов. Оскорбленные этим французские кардиналы, захватив

папские драгоценности, уехали из Рима, объявив избрание Урбана недействительным,

и выбрали своего папу Климента VII (1379-1394) который вскоре поселился в

Авиньоне. Климента признали Франция, Неаполь и Испания; Урбана - остальные

государства. Таким образом, в Римской Церкви образовалось двоевластие.

С наступлением в Римской Церкви великого раскола западный христианский мир,

привыкший смотреть на папу как на единого главу Церкви, очень соблазнился этим

явлением, а папы, как римские, так и авиньонские, своей распущенной жизнью,

интригами и проклятиями друг на друга ещё больше усиливали соблазн. Упала и

церковная дисциплина. При таком положении церковных дел стали раздаваться

голоса, что только при посредстве Вселенского собора можно достигнуть

прекращение раскола и уничтожения церковных злоупотреблений.

В 1409 году в Пизе был созван собор. Но несмотря на искреннее желание освободить

Церковь от двоевластия, собор не достиг своей цели, ограничившись выводами, что

папа может быть привлечен к ответственности через собор как судебную инстанцию.

Пизанский собор потребовал к суду обоих пап и, когда те не явились, объявил их

низложенными. Но кардиналы постарались убедить собор в необходимости избрания

нового папы, под руководством которого и могут быть произведены реформы. Им был

избран папа Александр V (1409-1410 гг.). В этом заключалась вся ошибка собора.

Александр, ссылаясь на то, что для предполагаемых преобразований необходима

подготовительная работа, распустил собор с обещанием созвать его вновь через три

года. Таким образом, собор ничего не сделал, и Римская Церковь получила третьего

папу. Смерть Александра V в 1410 году не сняла проблемы законного папы.

Преемником Александра стал кардиналом Валтасар Косса, занявший папский престол

под именем Иоанна XXIII (1410-1415 гг.). Иоанн вновь собрал собор. Однако собор

был открыт не в Риме, где Иоанн мог иметь влияние на его решения, а в немецком

городе Констанце в 1414 году в присутствии императора Сигизмунда и другой знати.

Собор не имел успеха, он подтвердил право суда над папой, низложил Иоанна XXIII,

объявил низложенным антипапу, объявившегося в Испании.

В период понтификата Мартина V (1417-1431 гг.) все антипапы скончались и раскол

прекратился, но авторитет наместников апостола Петра в католическом мире был

значительно подорван. Средневековая политика Святейшего Престола завершилась

протестантизмом, разделившим Римскую Церковь и ознаменовавшим собой победу над

папским абсолютизмом. В результате после былого папского могущества встала

проблема стабилизации его власти и авторитета в христианском мире. Выполнить эту

задачу и вернуть папcтву утерянный престиж взяли на себя орден иезуитов,

основанный в 1540 году и Тридентский собор (1545-1563).

Собор умело привел епископат Римско-Католической Церкви к полной зависимости от

папы и выработал следующие постановления:

1. Сохранение безбрачия духовенства.

2. Улучшение образования будущих священнослужителей.

3. Подтверждение добрых дел для спасения (в противовес протестантскому учению).

4. Сохранение семи таинств.

5. Сохранение латыни, как церковного языка и запрещение клиру и пастве изучать

Священное Писание на ином языке.

6. Развитие миссионерской деятельности во всем мире.

Тридентское "Исповедание веры", утвержденное собором, облекло

Римско-Католическую Церковь в её современные формы.















Глава IX



УНИАТСКАЯ ПОЛИТИКА ВИЗАНТИИ



1. Политическое состояние Византии.

Предпосылки униатской политики Византии



В первой половине XI века последовал полный разрыв между Церквями Восточной и

Западной. Мирные отношения уступили место неприязненным. Последние усугубились

крестовыми походами, во время которых греческие святыни были преданы поруганию.

Греки ненавидели латинян, как еретиков и своих притеснителей, а латиняне в свою

очередь ненавидели греков, как "схизматиков" (как они их называли), как людей

двоедушных и коварных. Враждебные чувства нередко доводили тех и других до

кровавых столкновений. Но, несмотря на это, мы видим, что греки и латиняне

весьма часто предпринимают попытки к единению Церквей. Были особенные причины,

которые побуждали их искать церковного союза.

После разделения Церквей папы не теряли надежды подчинить своей власти

Греко-Восточную Церковь. Поэтому они всеми силами стремились восстановить

общение Церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением не союз

Церквей, а подчинение Восточной Церкви Западной, т.е. папе. Греки по

политическим расчетам со своей стороны так же желали соединения Церквей.

Политическое положение Византийской империи в описываемую эпоху было трудным.

Одряхлевшая империя, при нападениях на нее турок и крестоносцев, была готова

рухнуть, представляя собой колосс на глиняных ногах. Её ждал пример Великого

Рима. Рассчитывая при содействии пап, которые в то время имели сильное влияние

на ход политических дел во всей Европе, защитить империю от многочисленных

врагов и предохранить ее от падения, византийское правительство искало союза с

Римом. Не случайно оно на всех переговорах с Римом на первый план ставило вопрос

о соединении Церквей, что не могло не пленить папу. Таким образом, расчеты Рима

подчинить Восточную Церковь, с одной стороны, а с другой - расчеты Византии

укрепить политический статус страны явились причинами попыток к соединению

Церквей. Но одна уже эта расчётливость говорила о непрочности предстоящего

союза. При этих расчётах искренности в переговорах о соединении Церквей не было

ни со стороны латинян, ни со стороны греков - и те и другие, под предлогом

соединения Церквей, преследовали свои цели. Поэтому, когда одна из сторон

достигала или не достигала своей цели, вопрос о соединении Церквей отодвигался

на задний план. Непрочность попыток соединения Церквей обуславливалась тем

обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере, на

Востоке. Со стороны греков, главным образом, хлопотали о соединении Церквей

императоры; греческая иерархия в своём большинстве и народ были против

соединения, так как видели в нём подчинение Восточной Церкви папе. Из

многочисленного числа попыток к соединению Церквей, принципи-ально неудачных,

следует выделить всего две, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до

конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Греко-Восточной Церкви.

Это так называемые унии: Лионская (1274 г.) и Ферраро-Флорентийская (1439 г.).



2. Лионская уния



После взятия Константинополя в 1261 году Византийский император Михаил Палеолог

укреплял дипломатические отношения с папой Урбаном IV, а затем с Климентом IV;

посылал к ним несколько посольств с богатыми подарками и предложениями

относительно соединения Церквей. Однако переговоры с ними не привели к

положительным результатам, главным образом потому, что папы не доверяли

Палеологу. Только с 1271 года, когда на папский престол вступил Григорий X,

особенно сильно желавший объединения Церквей под главенством Рима, в переговорах

наметился существенный сдвиг. Григорий в ответ на предложение Палеолога прислал

ему письмо, в котором поддержал его намерение подчиниться апостольскому престолу

и приглашал на назначенный им в 1274 году Лионский собор для окончательного

решения вопроса об объединении Церквей. При этом папа в числе условий

объединения выставлял признание главенства папы греками и принятие ими

латинского чтения символа с прибавлением filioque. Палеолог решился на

соединение Церквей на предложенных условиях. Посольство страны привезло

императору письмо об унии, которое внимательно изучалось. Греческое духовенство

во главе с патриархом Иосифом, прежде покорным императору, было против

предложенной унии. Палеолог уговаривал патриарха и епископов соединиться с

Римской Церковью, считая, что условия, предложенные папой, исполнимы: поминать

папу в богослужении не унизительно для Восточной Церкви, как и признавать его

братом и первым лицом во Вселенской Церкви; что же касается права апелляции к

папе, то оно практически существовать не будет, т.к. в "сомнительных случаях

едва ли кому захочется плыть для этого за море". О чтении символа с прибавлением

filioque император промолчал. Вообще, он старался представить греческому

духовенству дело унии, как дело, имеющее характер политический. Да так оно и

было!

Патриарх и епископы, несмотря на эти убеждения, всё-таки не соглашались на унию.

Патриарший хартофилакс, учёный Иоанн Векк, сказал императору, что латиняне, не

названные ещё Церковью еретиками, на самом деле - тайные еретики. Такое

противодействие раздражало императора, он заключил Векка в тюрьму. Впрочем,

находя, что Векк, как образованный человек, может много помочь делу унии,

Палеолог счёл нужным привлечь его на свою сторону, что ему удалось - Векк

превратился в горячего приверженца унии. Между тем, нужно было отпускать папское

посольство и давать ответ папе.

Палеолог, решившийся уже на унию, написал папе, что он пришлет на Лионский собор

уполномоченных от Восточной Церкви. Одно только затрудняло императора:

противодействие главы Греческой Церкви патриарха Иосифа, который успел разослать

к восточным епископам окружное послание против соединения с латинянами. Хитрый

Палеолог предложил Иосифу удалиться на время в монастырь на следующих условиях:

если дело унии не состоится, он опять займет свою кафедру, если же состоится, -

он совсем откажется от патриаршества. Иосиф не мог не согласиться. Этого

требовала политика.

Палеолог, заготовив с единомышленными ему епископами грамоту от греческого

духовенства к папе, направил посольство на Лионский собор. В числе послов были

бывший патриарх Герман и великий логофет Георгий Акрополит. Папа доброжелательно

принял послов.

Четвертое заседание собора было посвящено вопросу о соединении Церквей. Вопрос

ставился так, что рассуждений о разногласиях между Церквами не допускалось.

Прежде всего, папа заявил собору, что греки добровольно переходят в юрисдикцию

Римской Церкви. Затем прочитаны были письма к папе Михаила Палеолога, его сына

Андроника и грамота от греческого духовенства. Как в письмах, так и в грамоте

выражалась полная покорность папе, только в своем письме император просил папу

оставить грекам символ без чтения filioque. Великий логофет Георгий Акрополит

дал от имени Михаила Палеолога присягу в том, что он обещает нерушимо сохранять

исповедание Римской Церкви и признавать её первенство. Такую же присягу дали от

лица греческого народа представители духовенства, бывшие в числе послов. В

заключение всего пропели "Тебе Бога хвалим" и символ веры с прибавлением

filioque.

Таким образом, уния между Церквами Восточной и Западной состоялась. Греческие

послы получили богатые подарки и возвратились в Константинополь. Вместе с ними

прибыло посольство и от папы. Палеолог был весьма доволен исходом дела на

Лионском соборе, так как после утверждения унии папа распорядился, чтобы между

ним и Карлом Анжуйским, войска которого угрожали Византии, заключен был мир.

Оставалось только ввести унию в Греческой Церкви. Еще в ожидании послов с

Лионского собора Палеолог употреблял все средства, не исключая насилия, чтобы

склонить греческое духовенство на унию. Когда послы привезли унию, он объявил

разделение между Церквами несуществующим и потребовал, чтобы все признали это

делом совершившимся. Патриарх Иосиф объявлен был низложенным, а на его месте

возведен был приверженец унии - Иоанн Векк. В богослужении приказано было

поминать Григория Х как "верховного архиерея апостольской Церкви и Вселенского

папу". Но уния была слишком непрочной. Только император и его партия приняли её.

Греки, духовенство и миряне, не желавшие и не искавшие унии, не хотели иметь

никакого общения с Римской Церковью. Стали раздаваться проклятия на униатов, с

ними не хотели иметь никаких отношений, считали за осквернение прикосновение к

ним и разговор с ними. Вследствие неудачных попыток Палеолога увеличить

количество униатов мирными средствами в стране прокатилась волна репрессий:

начались ссылки, заключения в тюрьму, ослепления, отсечения рук, рвание ноздрей

непокорным и т.п. Преследованиям подвергалось прежде всего духовенство.

Император не щадил даже своих родственников. В то же время Векк старался

привлечь народ к унии своими посланиями и сочинениями. Но ни насильственные меры

императора, ни сочинения Векка не приносили пользы - греки не принимали унии.

Между тем, в Риме узнали, что в Греческой Церкви практически унии не существует.

Папа Григорий и его сторонники не тревожили Палеолога. Но Николай III желал

реального осуществления унии. Он направил в Константинополь легатов, которым

поручил настоять на полном введении унии с принятием латинского символа веры и с

подчинением папе. Положение Палеолога было критическое. Но гибкий политик вышел

из затруднительного положения. Послов великолепно приняли, оказывая им почести,

император уверял их в своей преданности папе и унии. Палеолог приказал составить

от греческого духовенства грамоту (подписи епископов были подделаны), в которой

излагалось учение Римской Церкви. Грамоту вручили легатам. Им показывал тюрьмы,

в которых заключены были противники унии, и наконец, двух противников унии

отослали к папе на суд, но папа возвратил их без наказания. Так Палеолог

успокоил Николая III, а последний заключил с ним тайный союз против Карла

Анжуйского.

В 1281 году на папский престол вступил Мартин IV. Этот папа не дал обмануть себя

Палеологу. Зная, что в Греческэй Церкви унии практически нет, он с презрением

отослал послов Палеолога, а самого его отлучил от Церкви. Палеолог, раздраженный

таким поступком папы, запретил поминать его при богослужении, но унию все-таки

сохранил. Карл Анжуйский, не связанный более запрещением папы, начал войну с

Палеологом, в которой последний одержал верх. За поражение Карла папа ещё раз в

1282 году отлучил Палеолога. В том же году Палеолог умер. С его смертью

окончилась и Лионская уния. Его сын и преемник Андроник II (1283-1328 гг.) был

сторонником православия.

В 1283 году в Константинополе состоялся собор, на котором обсуждался главный

вопрос - учение об исхождении Святого Духа и от Сына. На нем судили и униатов, и

прежде всего Векка, который был низложен и сослан в заточение. Церкви, в которых

совершалось униатское богослужение, были освящены вновь как оскверненные. Через

несколько десятилетий никаких и следов от Лионской унии на Востоке не осталось.



3. Ферраро-флорентийская уния



Подобный же исход имела и Флорентийская уния. К началу XV столетия Византийская

империя была поджата с Востока завоеваниями османских турок. Византийское

правительство, следуя прежней политике, искало помощи на Западе, и главным

образом, у пап. С этой целью греческие императоры последних времен империи часто

сами лично ездили на Запад, как например, Иоанн V Палеолог (1341-1391 гг.) и

Мануил II Палеолог (1391-1425 гг.). Но Запад не торопился с помощью. Преемник

Мануила Иоанн VI Палеолог (1425-1448 гг.), предвидя скорое и неизбежнее падение

империи под оружием турок, решился для её спасения испытать последнее средство:

под предлогом объединения Церквей подчинить Греко-Восточную Церковь папе взамен

получения помощи от западных государей. С этой целью он начал переговоры с папой

Евгением IV. Папа согласился на предложение императора. Они договорились созвать

с участием западных государей Вселенский собор из представителей Греческой и

Латинской Церквей и решить на нем вопрос соединения. Предполагалось убедить

западных государей подать помощь Византийской империи. После долгих переговоров

о месте собора его назначили в Ферраре. Папа принял на свой бюджет проезд и

содержание во время работы собора греческих епископов.

В конце 1437 года в Феррару отправились император Иоанн Палеолог,

Константинопольский патриарх Иосиф II, уполномоченный от Восточных патриархов и

несколько греческих епископов. Отправился на собор даже русский митрополит

Исидор, родом грек, согласившийся принять унию. На первых же порах по прибытии в

Феррару греческие иерархи испытали жесткую политику папы. Он потребовал, чтобы

патриарх Иосиф при встрече с ним поцеловал по латинскому обычаю его туфлю, но он

категорически отказался от этой "милости". Перед открытием собора проходили

частные совещания между греческими и латинскими отцами о вероисповедных

разногласиях. На этих совещаниях со стороны греков была особенно заметна

деятельность Марка, митрополита Эфесского, (он же представитель Иерусалимского

патриархата), и Виссариина, митрополита Никейского. Марк Эфесский не сделал

никаких уступок Римской Церкви. Наконец, 8 октября 1438 года папа, по соглашению

с императором, открыл собор, хотя из западных государей никто не приехал.

Главным спорным вопросом была та же "проблема века" - об исхождении Святого Духа

и от Сына. Греческие отцы поставили этот вопрос на каноническую основу и

доказывали, что Латинская Церковь поступила неправильно, когда внесла в

Никейский символ filioque вопреки запрещению Третьего Вселенского собора делать

какие-либо к нему прибавления. Латиняне утверждали, что Латинская Церковь в этом

случае не исказила символ, а только раскрыла его. В такого рода спорах прошло 15

заседаний. Греческие отцы, особенно Марк Эфесский, так и прежде не отступали.

Папа за эту строптивость уменьшил их содержание.

В связи с чумой в 1438 году собор переехал во Флоренцию. Но перемена места не

изменила проблему. Предмет спора о filioque латиняне перенесли с канонической

основы на догматическую. Они доказывали, что учение об исхождении Святого Духа и

от Сына правильно само по себе, и подтверждали это местами из Священного Писания

и древних отеческих писаний, произвольно толкуя их. Греческие отцы считали, что

из приводимых латинянами мест Священного Писания и отеческих творении нельзя

делать вывод об исхождении Святого Духа и от Сына. Иоанну Палеологу была крайне

неприятна неуступчивость греческих отцов. Он стал убеждать их в необходимости

соглашения с латинянами. Виссарион Никейский, доселе упорный противник латинян,

склонялся к соглашению, признав, что латинское выражение "и от Сына"

соответствует употребляемому греческими Отцами выражению: "через Сына". Но Марк

Ефесский был противник этого и назвал латинян еретиками, однако Палеолог

все-таки продолжал действовать в пользу объединения. Со своими приверженцами он

составил следующее изложение учения о Святом Духе: греки, признавая, что Дух

Святой исходит от Отца, не отвергают, что Он исходит и от Сына. Но Марк Ефесский

и другие отвергли такую редакцию. Латиняне между тем требовали полного принятия

их учения о Святом Духе. Императору ничего не оставалось делать, как убеждениями

и угрозами заставить греческих отцов подчиниться этому требованию. Греческие

отцы должны были согласиться на требование императора. Вместе с тем они

согласились и на признание главенства папы. Относительны же обрядовых разностей

больших споров не было, латиняне согласилисъ одинаково допускать обряды как

латинской, так и греческой Церкви. Когда, таким образом, дело соглашения было

доведено до логического конца, составили акт соединения Церквей, в котором было

изложено латинское учение о Святом Духе и главенстве папы. Этот акт подписали

все греческие епископы, кроме Марка Эфесского и патриарха Иосифа, так как

последний не дожил до такого решения вопроса. Папа, не видя подписи Марка,

откровенно сказал: "Мы ничего не сделали". В торжественной обстановке акт был

прочитан в соборной церкви на латинском и греческом языках, и в знак общения и

единения греки и латиняне обнялись и поцеловались. Папа на радостях предоставил

грекам корабли для возвращения домой.

В Константинополе Палеолог имел случай убедиться, как непрочно соединение

Церквей, созданное не на религиозной, а на политической основе. Те же греческие

епископы, которые согласились на унию во Флоренции, в Константинополе

демонстративно игнорировали ее, не скрывая факта принудительного соединения с

латинянами. Греческое духовенство и народ униатов объявили еретиками. Вокруг

Марка Ефесского сгруппировались все защитники православия. Патриархи

Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский были также против унии. Они

созвали в 1443 году в Иерусалиме собор, на котором отлучили от Церкви всех

приверженцев унии. Палеолог, возводивший последовательно на патриарший престол

одного униата за другим, среди которых был его духовник Григорий Мамма, не смог

привить её народу. Да и сам император, не получив с Запада ожидаемой помощи,

относился холодно к делу унии. После его смерти в 1448 год незадолго до падения

Константинополя, восточные патриархи еще раз произнесли осуждение унии на соборе

в Константинополе (1450 г). Здесь же они низложили униата Григория Мамму и

возвели на патриарший престол приверженца православия Афанасия. Когда в 1453

году Константинополь был взят турками, о Ферраро-Флорентийской унии думать не

было времени.











Глава Х



ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЕРЕСИ



Общая характеристика



При Комнинах и Палеологах духовное просвещение в Греко-Восточной Церкви набирало

новые силы. Многие из Комнинов и Палеологов имели богословское образование,

любили заниматься богословскими вопросами сами и оказывали покровительство

научной богословской деятельности других.

Средоточием просвещения как светского так и духовного являлся Константинополь,

где был университет и высшая патриаршая школа, и Фессалоники, или Солунь. По

своему характеру научно-богословская и литературная деятельность состояла, как и

в IX веке, в основном, в изучении древних творений греческих отцов и учителей

Церкви.

Изучение древних отеческих творений вызывалось также попытками к соединению

Церквей. Одни хотели найти в творениях отцов оправдание особенностям в учении

Римской Церкви, другие, и большинство, напротив, искали и находили в них

опровержение этим особенностям. Кроме того, изучались античная философия и

сочинения языческих писателей. Результатом такого стремления к духовному

просвещению в века Комнинов и Палеологов было обилие богословской литературы.

Мы видим много писателей, замечательных и посредственных, которые в своих

сочинениях касаются всех отраслей богословского знания. Так, они излагают

догматическое учение, ведут полемику с латинянами и еретиками, опровергают

магометян, иудеев и язычников; составляют толкования на Священное Писание,

изъясняют каноны Церкви; пишут нравоучительные сочинения и т.п. Однако

произведения писателей этого времени отличаются компиляцией наследия прошлого.





Выдающиеся писатели в век Комнинов (1050-1250 гг.)



1. Михаил Пселл



Михаил Пселл ( 1106 г.) - видный политический деятель, дипломат, философ, врач,

историк, математик, учёный-энциклопедист. Его литературная деятельность отражает

характер и направление просвещения его времени.

В одном из своих сочинений он говорит о догматическом и нравственном учении,

излагает коротко содержание всех наук и в заключение пишет о кулинарном

искусстве. Эта необыкновенная широта интересов Пселла и умение применить

античный материал для различных целей были характерны для эпохи Комнинского

возрождения.

Михаил Пселл воспитывался в Афинах, около половины XI века был в Константинополе

учителем философии и сенатором, а потом воспитателем детей императора

Константина Дуки (1059-1067 гг.) и имел большое влияние на государственные дела.

В правление своего воспитанника впал в немилость и ушел в монастырь (около 1076

г.). Из сочинений Пселла богословского содержания наиболее замечательны:

толкование на "Песнь Песней", главы "О Святой Троице" и "О Лице Иисуса Христа";

из литературных трудов: "О риторике", "Стиль Григория Богослова, Василия

Великого, Иоанна Златоусты и Григория Нисского".



2. Архиепископ Охридский в Болгарии Феофилакт



До своего посвящения в сан архиепископа Феофилакт ( ок. 1107 г.) был

воспитателем сына императора Михаила VII, Константина Порфирородного, и будучи

уже архиепископом, переписывался с лицами из царской фамилии. Феофилакт был

образцовым пастырем, он много заботился об исправлении нравов своей паствы. В

богословской литературе он известен преимущественно как толкователь Священного

Писания. Ему принадлежат толкования на весь Новый Завет, кроме Апокалипсиса, и

из Ветхого Завета на некоторых малых пророков. В своих толкованиях Феофилакт

держится преимущественно толкований святителя Иоанна Златоуста, его беседы.

Наряду с толкованиями Златоуста толкования Феофилакта были высоко оценены

Русской Церковью. Кроме того, Феофилакт, писал и по поводу различия в учении

Латинской Церкви с Греческой, в духе христианскорс миролюбия.





3. Евфимий Зигабен



Евфимий Зигабен ( после 1118 г.) был монахом одного Константинопольского

монастыря. Известен как замечательный богослов и экзегет своего времени. Своей

образованностью завоевал благосклонность императора Алексея I Комнина и

находился в близких к нему отношениях.

Алексей Комнин поручил Зигабену написать полемическое сочинение против

богомилов, а также других еретигков. Плодом трудов Зигабена было известное

сочинение "Догматическое всеоружие православной веры в 24 главах", где

опровергаются все ереси, начиная с Симона Волхва, включая иудеев, магометан и

латинян, и кончая современным автору богомильством. Следует отметить, что этот

труд представляет компиляцию сочинений его предшественников, за исключением

трактата о богомилах.



4. Архиепископ Солунский Евстафий



Архиепископ Солунский Евстафий жил в XII веке. Он был родом из Константинополя,

воспитывался в монастыре, где и принял монашество, потом стал диаконом Софийской

церкви в Константинополе и вскоре завоевал славу великого учителя и оратора. В

1175 году он был поставлен в архиепископа Солунского и проходил свое служение с

величайшей ревностью. Евстафий всего себя посвятил на служение своей пастве - во

время несчастий утешал и поддерживал бедствующих жителей Солуни, заботился о

чистоте их нравов и особенно ревностно трудился над исправлением монашеского

образа жизни. По своему благочестию, ревности по вере и вообще высоким

нравственным качествам Евстафий занимает первое место в ряду образцовых пастырей

Церкви этого времени. Евстафий оставил после себя много слов, посланий и писем.

Все они дышат ревностью святого Иоанна Златоуста. В труде "О лицемерии" он

вооружается, главным образом, против внешнего лицемерного богопочитания мирян и

монахов и внушает, что только внутреннее расположение души имеет цену пред Богом

и облагораживает человека.

Кроме сочинений богословского содержания он написал комментарии на сочинения

Гомера, что свидетельствует о его знании античной литературы.



5. Епископ Метонийский в Мессине Николай



Николай епископ Метонийский в Мессине, жил во второй половине XII века. В его

время развилось стремление к изучению древней философии, особенно платонической,

и такого рода увлечения приводили к умалению и забвению христианского

вероучения. Весьма многие отдавали преимущество философии пред христианском и

даже насмехались над простотой и безыскусственностью христианского вероучения.

Такое направление просвещения вызывало Николая Метонийского на полемику с

языческой философией. Он написал: "Опровержение богословских начал Прокла -

платонического философа". При составлении этого сочинения он руководствовался

творениями Григория Богослова. "Не удивительно, - пишет епископ Николай, - если

язычники, ища мудрости человеческой, нашу (христианскую) мудрость считают

буйством и позволяют себе громко смеяться над нами,... но удивительно, как даже

те, которые находятся внутри двора нашего, отдают предпочтение чужому, перед

нашим. Они насмехаются над простотой и безыскусственностью нашего учения, как

над чем-то скудным, и боготворят разнообразие и блеск язычества как нечто

действительно достойное уважения и мудрое". В этих словах содержится

характеристика определенного умонастроения современного писателю византийского

общества.

Кроме этого сочинения Николай писал сочинении о заблуждениях Римской Церкви, и.

главным образом, по вопросу об исхождении Святого Духа и от Сына.



6. Иоанн Зонара



Об Иоанне Зонаре сведений практически не существует. Но известие, что он занимал

должность заместителя председателя императорского трибунала и первого секретаря

империи. После смерти жены и детей он удаляется от мира и принимает монашество.

К его трудам относятся "Историческая хроника" - духовное руководство по

всемирной истории, Комментарий на церковное правило, Толкования на воскресные

каноны Иоанна Дамаскина, канон Пресвятой Богородице. Самые правила Зонара

объясняет с трёх точек зрения: исторической, догматической и практической. Цель

толкования - извлечь из объясняемых источников общие догматические положения и

показать их применение в практической жизни.



7. Феодор Вальсамон



Феодор Вальсамон является первым по значению толкователем канонического кодекса

Восточной Церкви. Будучи уроженцем Константинополя, он при Мануиле Комнине был

патриаршим хартофилаксом. В 1193 году он был избран патриархом Антиохийским, но

проживал в Константинополе, так как Антиохия была захвачена крестоносцами.

Вальсамон составил толкования на полный состав церковных правил (Синтагму) и на

Номоканон Фотия. Толкования Вальсамона сходны с толкованиями его знаменитого

предшественника Зонары, однако содержат важные сведения и большую церковную

практику. Вальсомон дополнял и исправлял, где это требовалось, некоторые места,

толкований Зонары. Поэтому его толкование отличается большим совершенством, чем

толкование Иоанна Зонары.



Выдающиеся писатели в век Палеологов (1250-1450 гг.)



Период византийской истории с 1204 по 1453 гг., несмотря на территориальную

раздробленность, постоянную опасность от турок-османов, борьбу за власть, был

периодом "Палеологического возрождения". Особой ревностью к просвещению среди

Палеологов отличался Михаил VIII, его сыновья Андроник и Мануил Палеологи. В век

Палеологов весь литературный интерес сосредоточивался на полемике с латинянами,

так как преимущественно в это время происходили попытки к соединению Церквей.

Кроме того, в это время Константинопольскую Церковь занимали споры варлаамитов и

паламитов, и по этому поводу надписано было несколько сочинений.



1. Никифор Влеммид



Никифор Влеммид жил в половине XIII века, был ученым и благочестивым монахом. У

него учились многие греки. При Никейском императоре Теодоре Ласкарисе (1255-1259

гг.) ему предлагали патриарший престол, но смиренный инок отказался от него ради

уединенной и подвижнической жизни.

Бесстрастный ко всем мирским расчетам, он, пожалуй, единственный в ту эпоху

желал соединения Церквей для общего блага. Исходя из этих намерений, он писал

сочинения в пользу унии. Известен его трактат "О душе". Его литургическое

сочинение "Избранные стихи из псалмов" вошли в следованную Псалтирь и в

Ирмологию под названием "Псалмы избранные с величаниями".



2. Григорий Кипрский



Григорий Кипрский, патриарх Константинопольский (1283-1289 гг.), по

происхождению киприянин, в связи с чем и получил такое имя. Никто так не знал и

никто так не мог изъясняться на чистейшем классическом языке, как он. Западные

учёные называют его за его красноречие "счастливым подражателем Ливания". Он

оставил много сочинений по догматике и риторике. В его догматических трактатах

излагается главным образом православное учение о Святом Духе.



3. Никифор Каллист



О Никифоре Каллисте только известно, что он жил в период правления Андроника

Старшего Палеолога (1282-1328 гг.) и был клириком Софийского собора в

Константинополе. Это был образованнейший человек своего времени. Его сочинения

отличаются разнообразным характером: церковные речи и проповеди, толкования на

книги Священного Писания и схолии на отеческие творения, жизнеописания святых,

церковные песнопения. Но большая часть его сочинений не издана, а некоторые

известны только по заглавиям. Самым важным сочинением Никифора, составившим ему

известность, является его "Церковная история" в 18 книгах. В ней описаны

церковные события до начала VII века. При некоторой по местам растянутости и

многословии она, в общем, отличается изящным изложением. В свое время Никифора

называли церковным Фукидидом. В изложении событий особенное внимание историком

отдается Церкви Восточной. В "Церковной истории" сохранилось много важных

сведений из V и VI веков, каких не встречается у других историков. Кроме

церковной истории Никифор оставил два каталога "Византийских царей" и

"Византийских патриархов". Оба каталога написаны ямбическими стихами.



4. Григорий Палама



Григорий Палама был архиепископом Солунским, родился в Константинополе в семье

знатных и богатых родителей, но пожелал проводить нищенскую и подвижническую

жизнь на Афоне, куда и удалился в возрасте 20 лет, где показал себя ревнителем

православного учения с сущности Божества и Его проявлении в Фаворском свете,

около 1347 года Иоанн Кантакузен поставил его архиепископом Солунским. Долгое

время преходил он своё пастырское служение и всегда был ревностным пастырем.

Против латинян он написал сочинение об исхождении Святого Духа от одного Отца.

Кроме того, от него осталось несколько проповедей.



5. Николай Кавасила



Николай Кавасила, племянник Нила Кавасилы и после Паламы архиепископ Солунскии;

следует сразу же отметить мистически благочестивое настроение его образа мыслей.

Подобно своим предшественникам он был противником сближения с латинянами и

защищал афонских монахов. От него остались следующие сочинения: "Изъяснения на

литургию", "Семь книг о Жизни во Христе", Жизнь во Христе - цель человеческой

жизни.



6. Архиепископ Солунский Симеон



Солунский архиепископ Симеон ( 1429 г.) известен как горячий противник унии,

ревностный и образованный пастырь XV в. Он оставил после себя сочинения о вере,

обрядах и таинствах церковных, где он излагает православное учение с

опровержением еретиков, в том числе и латинян, а, с другой стороны, дает

превосходнейшее изъяснение о храме, церковных обрядах и таинствах.



7. Архиепископ Ефесский Марк



Марк, архиепископ Ефесский ( 1450 г.), жил в первой половине XV века. Его

деятельность в пользу православия и ревность по вере известны из истории

Флорентийской унии. На смертном одре он умолил патриарха Константинопольского

Геннадия продолжать борьбу с латинянами. Из сочинений его известны: "Послание о

Флорентийском соборе"; "Окружное послание ко всем, живущим на земле", о том же

соборе; "Рассуждение об освящении Святых Даров" и др. Греческой Церковью

причислен к лику святых.



8. Богомильская ересь



Ересь богомилов стоит в тесной связи с ересью павликиан. Византийское

правительство с целью ослабления павликианства, значительную часть еретиков

переселило из Армении во Фракию. Здесь павликианства пустило глубокие корни и

под влиянием новых условий сложилось в особую еретическую систему, получившую

название богомильства. С особой силой богомильство распространилось в XI-XII вв.

в Болгарии. Название богомилов производят от слов: "Бог и милуй", или "Богу

милый". Но вернее при выяснении этимологии слова нужно исходить от некоего

Богомила, который, если и не был первым основателем богомильского учения, то был

наиболее решительным распространителем его в Болгарии. За очевидную же связь

богомилов с павликианами их называли павликианами и армянами, а также и

манихеями, по сходству их учения в некоторых пунктах с учением этих древних

еретиков. В основе учения богомилов лежит дуализм - признание двух начал в мире:

доброго и злого. Но одни богомилы допускали дуализм в смягченной форме, считая

злое начало отпадшим от Бога добрым ангелом, другие держались абсолютного

дуализма, признавая злое началом, существующим от вечности.

Учение богомилов о мироздании можно свести к следующим положениям. Существуют

два Бога - творца: добрый и злой. Им обязаны своим происхождением миры духовный

и материальный. Благой Бог создал духовный ангельский мир; неустроенную

невидимую землю, или первобытный хаос. Во главе ангельского духовного мира стоял

первородный сын благого Бога Сатанаил. Возгордившись своим достоинством, он

возмутился против Отца и соблазнил к тому некоторых подчинённых ему ангелов. За

это он был низвержен с неба. Из первобытного бесформенного хаоса он создал этот

видимый мир и сотворил тело человека. Все его попытки оживить тело человека и

вдунуть в него дыхание жизни были безуспешны. Тогда он обратился с просьбой к

своему Небесному Отцу, чтобы он послал свой божественный дух для оживления

созданного им тела человека. При этом обещал он, что люди своей духовной

природой будут восполнять число падших ангелов, а над телесной природой человека

он будет властвовать сам: Небесный Отец послал своё дыхание и оживил тело Адама.

Таким же образом создана была и Ева.

Но Сатанаил изменил своему обещанию и решил овладеть вполне человеческой и

духовной субстанцией и отвлечь человека от его Небесного Отца. Он вошел в змия и

соблазнил Еву. Плодом этого соблазна явилось потомство Сатанаила в лице Каина и

сестры его Коломены. Представителем же доброго потомства Адама явился Авель, но

он убит был Каином. Как добрый сын Адама погиб от злого потомка Сатанаила, так и

все доброе и духовное в человечестве должно было погибнуть от замыслов

Сатанаила. И Сатанаил, действительно, поработил себе все человечество. Он

властвовал над людьми до пришествия Христа в течение всего Ветхого Завета.

Ветхозаветный закон, направленный к порабощению людей, был делом Сатанаила. В

этом отрицании значения ветхозаветного откровения, как подготовительной ступени

к Новому Завету, богомилы сходятся с гностиками сирийского направления.

Чтобы сокрушить силу Сатанаила и спасти людей от его власти, Небесный Отец,

спустя 5500 лет от сотворения мира, из сердца своего отрыгнул божественное

слово, другого Сына, Иисуса, который как начальник добрых ангелов, носил еще имя

Михаила. Слово сошло с небес, вошло в правое ухо Девы и также вышло из неё, и

явилось в виде человека, хотя и без человеческого тела. Вся жизнь и дела Христа

были призрачны. Сатанаил не узнал в лице Христа своего противника и вступил с

ним в борьбу, как с человеком, который вредит его владычеству над миром, он

возбудил против него злобу людей и довел его до смерти. Но Иисус воскрес и во

всем своем божественном величии явился Сатанаилу, заковал его в цепи и отнял у

него остатки божественной силы и могущества, заключавшиеся в конечном слоге его

имени "ил".

Превратившись из Сатанаила в сатану, он был заключен в тартар. По вознесении

Христа на небо, Бог для довершения спасения людей произвел из себя вторую силу -

Святого Духа. Окончательным процессом мировой жизни будет освобождение всего

духовного от плотского и материального. Души человеческие займут своё место в

царстве Небесного Отца. Все материальное опять превратится в хаос. Иисус и Дух

Святой лишатся своего отдельного бытия и сольются с Богом Отцом.

Отрицая и порицая все ветхозаветное, богомилы не признавали и Церкви

Новозаветной. Она представлялась для них учреждением плотским, где господствует

сатана, они отвергали церковное учение, таинства, иерархию, почитание креста,

икон, мощей, призывание в молитвах Богородицы, святых и вообще всю церковную

обрядность. Богослужение считали многословием и признавали только одну молитву

Господню. Праздников Православной Церкви не признавали, но посты соблюдали,

постились в понедельник, среду и пяток, их иерархия состояла из учителей и

апостолов; в каждой общине был учитель и при нем 12 апостолов.

Нравственное учение богомилов отличалось сурово аскетическим характером. Так как

все земное и материальное, в том числе и человеческое тело, есть создание

сатаны, то они учили удаляться от мира со всеми его прелестями и изнурять тело

посредством разных подвигов воздержания. Они запрещали вино, мясо и брак.

Убийство человека и даже всякого животного, кроме змей, дьявольских животных;

решительно воспрещалось, а потому они совершенно отрицали войну; равно не

дозволялась присяга и всякие показания на суде. Особенно строго соблюдались эти

требования активными членами секты сравнительно с простыми верующими. Для

простых же верующих делались послабления: они могли вступать в брак, владеть

имуществом, участвовать в войне. Источником своего вероучения богомилы

признавали Священное Писание Нового Завета, но толковали его аллегорически,

применительно к своему учению. Кроме того, богомилы распространяли свою

литературу главным образом апокрифического характера.

Богомильская ересь из Болгарии, как из своего центра, быстро распространилась по

другим странам. В начале XII века её сильное гнездо было обнаружено и

Константинополе не только среди мирян, но и среди духовенства. Ересь проникала

даже в аристократические круги и распространялась тайно. Император Алексий

Комнин был этим обеспокоен. Ему удалось узнать, что во главе еретиков стоит

некий монах Василий, бывший прежде врачом. Император с особым умыслом пригласил

его во дворец, оказал ему почести, посадил за свой стол и открыл ему своё

намерение перейти в общество, основанное Василием. Василий доверительно сообщил

императору все, касающееся богомилов. Между тем император за занавес посадил

секретаря - скорописца, который все речи Василия занес в протокол. Как только

Василий окончил давать свои показания, то, к его удивлению, занавеска поднялась,

и его глазам представилось целое собрание из высших духовных и светских лиц

столицы, и над ним начался суд. Василий не отказался от своих слов и был брошен

в тюрьму.

При следствии было оговорено много лиц из всех сословий. Из арестованных одни

сознались, что действительно принадлежали к ереси, другие отказались подтвердить

свою причастность к секте. Чтобы отделить виновных от невиновных, император

употребил следующую хитрость. Он приказал всех, не сознавшихся в ереси, вывести

на открытую площадь. Здесь сложены были два костра. Над одним из них был

поставлен большой крест. Обвиняемым было объявлено о решении их всех ожечь, за

невозможностью отличить православных от еретиков. Те, которые желают умереть

православными, должны приблизиться к костру, над которым поставлен крест. Когда

произошло разделение осужденных на две партии, для императора стало ясно, кто из

осужденных действительно принадлежал к еретической партии. Эти последние были

снова заключены в тюрьму. Сожжен был один Василий.

Однако этими мерами ересь не была уничтожена, однако ее открытая пропаганда на

Востоке была приостановлена. Тайным образом, в отдельных глухих скитах и

монастырях секта богомилов продолжала существовать. Известно, что в XIII веке

патриарх Герман (1221-1239 гг.) в своих беседах восставал против богомильских

мнений, ещё существовавших в Константинопольской Церкви. После того, как

начались преследования богомилов, последователи ее из Болгарии частично проникли

в Россию.



9. Споры варлаамитов и паламитов



Около сороковых годов XIV века в Константинополь из Калабрии прибыл образованный

монах Варлаам. Побывав в Фессалониках, он посетил Афон. Здесь один простодушный

пустынник, проводивший жизнь созерца-тельную, сообщил ему, что афонские

пустынники удостаиваются созерцания божественного света телесными очами,

приготовляясь к этому искусствен-ными приемами. А именно, садясь в углу своих

келий, они крепко прижимают к груди подбородок, устремляют глаза на определенную

точку тела (пуп), удерживают по возможности дыхание и впадают в грусть: затем,

если они находятся в таком положении долгое время, грустное настроение сменяется

неизреченной радостью, ибо при этом они созерцают особый блистающий свет,

который проникает в их сердце, и который они называют несотворенным,

божественным. Монахи, достигшие такого созерцания, называли себя исихастами.

Варлаам, выпытавший у доверчивого пустынника эти сведения, стал обвинять

афонских монахов в ереси шессалианской, называя их исихастами. Он даже донес о

них императору Андронику III Палеологу (1328-1341 гг.) и Константинопольскому

патриарху Иоанну.

В 1341 году в Константинополе был созван собор по этому делу. Сторону афонских

монахов принял известный тогда святогорец Григорий Палама, державшийся вместе с

афонскими монахами созерцательно-мистического направления в богообщении.

Возражая Варлааму, он говорил, что тот свои сведения об искусственном

приготовлении к созерцанию божественного света заимствовал от простых монахов, а

не от образованных; в то же время и Палама утверждал, что видимый телесными

очами свет, в котором является Божество, есть божественный, несотворенный,

нематериальный, но реально видимый, а не галлюцинация, как утверждал Варлаам.

Такой, например, свет был на Фаворе во время Преображения Господня, который

видело апостолы. Варлаам обвинял после этого и самого Паламу в двубожии. На

состоявшемся в 1341 году Константинопольском соборе присутствовали Палама и

Варлаам.

Здесь об афонских старцах - исихастах не велись рассуждения. Полемика касалась

чисто теоретического вопроса, а именно видимый телесными очами свет, в котором

является Божество, есть ли свет божественный и несотворенный или сотворенный.

Палама доказывал, что существо Божие невидимо, те же атрибуты, при которых Оно

проявляется, как например, свет, видимый телесными очами, есть принадлежность

Божества, и его несотворенная вечная энергия. Варлаам продолжал утверждать, что

свет, в котором является Божество, не есть принадлежность Божества, что он есть

творение, так как, кроме Бога, нет ничего несотворенного, и что мнение Паламы

ведет к двубожию.

Собор склонился на сторону Паламы и произнес осуждение Варлаама. Варлаам после

этого удалился в Калабрию и перешел там в латинство. Но споры не кончились. В

Константинополе у Варлаама остались ученики, которые продолжали нападать на

мнения Паламы. Таков был Георгий Акиндин. В 1341 году Собор осудил Георгия

Акиндина и утвердил учение Паламы. После смерти императора Андроника

государством стала управлять его супруга Анна и опекун ее малолетнего сына Иоанн

Кантакузен. Императрица Анна и патриарх Иоанн поддерживал сторонников Варлаама,

а Кантакузен - Паламы.

В 1345 году Собор, созванный патриархом и императрицей, осудил Григория Паламу.

В 1347 году, когда Иоанн Кантакузен стал императором, был созван Собор, который

осудил патриарха Иоанна за поддержку варлаамитов. В 1351 году состоялся новый

Собор по поводу споров варлаамитов, мнение которых защищал ученый Никифор

Григора. Но учение Паламы и на этом соборе одержало полную победу. После ухода

Кантакузена в монастырь в 1355 году споры сами по себе прекратились.









Глава XI



БОГОСЛУЖЕНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ



1. Состояние богослужения



Чин богослужения в Греко-Восточной Церкви был полностью определен ещё в

предшествовавшие века. Поэтому на протяжнии III периода церковной истории

никаких перемен в богослужении не произошло.

Восточная Церковь вопреки отступлениям Церкви Западной поставила для себя

задачей сохранение богослужения в древнем его чине. Так, она особенно

настаивала, чтобы Крещение совершалось через погружение, а не через обливание,

как это было в Церкви Западной, чтобы Миропомазание совершалось вместе с

Крещением и не только епископами, но и священниками, чтобы Евхаристия

совершалась на квасном хлебе, а не на опресноках, чтобы все верующие, не

исключая и мирян, причащались Тела и Крови Христовой. Своим сохранением древнего

богослужебного чина Восточная Церковь нередко доказывала свою правоту в опорах с

латинянами. Если возникали попытки нарушить древний богослужебный чин, например,

со стороны латинян, во время их господства в Константинополе, или во время

Лионской и Флорентийской унии, то православный Восток восставал против этого и с

негодованием отвергал вводимые латинские обряды.

Однако, в то же время, сохраняя установившийся богослужебный чин, Восточная

Церковь, по требованию времени и обстоятельств, делала добавления к нему, не

касающиеся сущности богослужения, в отличие от Западной Церкви. Добавления эти

заключались, главным образом, в установлении новых праздников и в составлении

новых церковных песнопений. Так, в конце XI века, 12 февраля было установлено

празднование в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и

Иоанна Златоуста. Поводом к этому послужили споры о том, кто из этих трех

святителей заслуживает наибольшей чести и молитвенного призывания. По

предложению Иоанна, митрополита Евхаитского, память всем трем святителям следует

отмечать в один день.

В XII веке был установлен праздник Происхождения честных древ животворящего

Креста (14 августа). История установления праздника такова. Византийский

император Мануил I Комнин (1143-1180 гг.) и русский князь Андрей Боголюбский в

один день - 14 августа 1164 года - одержали победу: первый - над турками, второй

- над камскими болгарами. При этом они видели одинаковое осеяние своих войск

светом, исходившим от Креста Господня и икон, бывших в войске. В память о такой

явной помощи Божией православным людям против врагов христианства установлен

упомянутый праздник, получивший своё название от обычая износить из алтаря и

ходить в этот день с крестом и иконами на реки и источники и совершать молебен с

водоосвящением.

Кроме этого, было установлено много праздников в честь святых. Из песнопений в

описываемое время составлено было особенно много канонов и акафистов Спасителю,

Божией Матери, святителям и проч.

Так, в XI веке ученый Никита Стифат, монах Студийского монастыря, написал канон

святителю Николаю; Иоанн, митрополит Евхаитский - каноны Иисусу Христу, Божией

Матери, Ангелу Хранителю, трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и

Иоанну Златоусту и другие.

В XII веке Феоктист, монах Студийского монастыря, пересмотрел Минею на ноябрь

месяц и сделал в ней некоторые добавления. Его Минея сходна с нынешней

ноябрьской Минеей.

В XIII веке регент придворного хора Иоанн Кукузен, впоследствии афонский монах,

исправил и составил мелодии стихир, тропарей, кондаков, а также редактировал

тексты песнопений.

В XIV веке патриарх Константинопольский Исидор Бухирас составил акафист

архангелу Архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю и др. Также в

этом столетии Григорий Кукузен составил песнь Богоматери "О Тебе радуется".

Особенно выдающимся песнотворцем второй половины XIV века был Филофей, патриарх

Константинопольский ( 1376). Он составил ряд канонов, акафистов, тропарей,

молитв. В XV веке лучшими песнописцами был Симеон, архиепископ Солунский, и

Марк, митрополит Ефесский.



2. Состояние христианской жизни



Христианская жизнь в Греко-Восточной Церкви в описываемую эпоху представляет

мало светлых и привлекательных сторон. Нравственный упадок, обнаруживающийся в

жизни восточных христиан в предшествовавшие века, в XI-XV веках, продолжал

усугубляться. Святые истины христианской нравственности или были забыты, или

стали мертвыми, неприлагаемыми к жизни правилами.

Византийский историк Никифор Григора, говоря об общем упадке нравственности в

связи с исчезновением обычая учить народ в домах и семейном кругу, таким образом

описывает нравственное состояние современного ему общества: "Все слилось в

безразличную массу, люди впали в бессмысленное состояние, и не стало человека,

который бы сам мог решить, что полезно и какими признаками отличается

благочестие от нечестия". Если мы и встречаем в греческом обществе проявления,

по-видимому, благочестивой нравственности, каковы постройка императорами

церквей, монастырей, раздавание милостыни, усердие к богослужению, стремление

многих проводить монашескую жизнь и т.п., то в большинстве случаев это было

только внешним религиозным лицемерием.

Императорский престол стал средоточием придворных интриг. Да и сами императоры

были, по большей части, людьми без строгих религиозных убеждений и нравственных

правил; весьма часто они продавали свою православную веру за ожидаемую с Запада

помощь, а в делах управления и в отношениях к подданным являлись жестокими

тиранами, попиравшими все нравственные законы.

Высшие классы общества находились в состоянии распущенной жизни, грабили казну

для удовлетворения особенно развившейся в то время страсти к роскоши,

участвовали в придворных интригах и заговорах против императора. Суеверия

проникали во все классы общества, не исключая императоров. Астрология, магия,

прорицание, гадания и т.п. были в большой моде. "Известно, - говорит Никита

Хониат, - что наши императоры и шагу не смеют ступить, не посоветовавшись

наперед с положением звезд".

Действительно, покорность астрологии доходила до того, что императоры не хотели

начинать сражения или не переезжали из одного дворца в другой, если по

астрологическим данным приходилось то и другое в несчастные дни. Императоры

верили также во всякого рода волшебников, гадателей и прорицателей и нисколько

не стыдились обращаться к ним с запросами о своем царствовании или о своих

преемниках. Например, Андроник Комнин всецело верил одному прорицателю, который

гадал на кофейной гуще, и все его бредни принимал за истину.

Духовенство, от которого следовало бы ожидать истинно-христианской жизни, также

было деморализовано. Многие из патриархов, забывая своё святительское служение,

принимали участие в придворных интригах, а некоторые из них вели жизнь

предосудительную. Епархиальные архиереи вместо того, чтобы заниматься

управлением своими епархиями, приезжали часто без нужды в Константинополь и

подолгу проживали здесь, интригуя друг против друга и против патриарха.

По рассказу Никифора Григоры, строгий патриарх Афанасий, живший в конце XIII

века, высылая из Константинополя епископов и митрополитов в их епархии и

запрещая другим приезжать, говорил: "Проживая здесь, пусть не наговаривают друг

на друга и на меня самого, - они обязаны быть учителями мира...". "Каждому, -

говорил он, - следует пасти врученную ему паству, как патриарх пасет столичную и

руководит своих овец, находясь при них же, а не проживать в столице и только

получать оттуда доходы".

Лица других степеней клира также не отличались благочестивой жизнью.

Нравственная порча коснулась монашеского сословия. Древние монастырские уставы

строго не соблюдались. Однако не одни только мрачные стороны представляет нам

жизнь восточных христиан этого времени: мы видим в ней и светлые стороны.

Церковь никогда не оскудевала праведниками, они были и в описываемое время.

Кроме истинно благочестивых пастырей Церкви, с которыми мы встречались в

настоящем периоде, было много и других благочестивых христиан. Только люди

добродетельные в эпоху политических волнений и упадка государственной и

общественной жизни в империи скрывались от общества, поэтому мы не видим

проявления их благочестивой деятельности, хотя и знаем, что многие из восточных

христиан терпели преследования за веру от сарацин, турок и латинян, а некоторые

принимали даже мученичество.

Студийские и афонские монастыри со своими иноками были прекрасными исключениями.

В студийских монастырях сохранились полностью правила Феодора Студита, и монахи

студийские всегда отличались строгостью жизни и ревностью в вере.

Афон по праву назвали Святой горой. Здесь по всей строгости было восстановлено

древнее монашество, отшельническое и общежительное. Одни иноки подвизались в

совершенном уединении, в одиночку, по двое или по трое вместе, другие

соединялись в общежития под управлением одного аввы, избираемого ими ежегодно,

вместе совершали богослужение и вместе добывали трудом средства к жизни, хотя

жили в отдельных кельях и, получая на свое содержание припасы от монастыря,

имели каждый свое отдельное хозяйство. Иные же, наконец, проводили общежительную

жизнь по тем правилам, которые дал великий Пахомий, - не имели своей

собственности, носили одинаковое платье, ели одинаковую пищу, несли одинаковые

труды по добыванию средств к жизни, подчинялись одинаковым правилам послушания и

т.п.











Глава XII



ИЕРАРХИЯ И ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ



1. Патриаршее управление



Управление Греко-Восточной Церковью, как и в прежние века, сосредоточивалось в

руках четырех православных патриархов: Констан-тинопольского, Александрийского,

Антиохийского и Иерусалимского.

Константинопольский патриарх, занявший ещё с VII века первенствующее положение

по чести среди прочих патриархов, продолжал сохранять это положение. Он стоял во

главе всех важнейших событий церковно-исторической жизни, принимал активное

участие в разрешении общецерковных вопросов и своим авторитетом давал силу тем

или другим решениям. Остальные три патриарха Востока, находясь под игом

магометан и латинян и имея в своем управлении небольшие паствы, принимали

меньшее участие в общецерковных делах и пользовались меньшим авторитетом

сравнительно с патриархом Константинопольским. Но авторитет его не был таким

подавляющим на Востоке, как авторитет римского папы на Западе. Патриархи

Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский не находились в подчиненном

положении к патриарху Константинопольскому. Взаимоотношения всех восточных

патриархов представляли собой союз равных по достоинству и власти иерархов.

Константинопольский патриарх, вследствие чисто исторического стечения

обстоятельств, был только первым между равными. История попыток к соединению

Церквей вполне подтверждает это. Константинопольские императоры и патриархи, как

скоро переговоры о соединении Церквей принимали серьезный характер, всегда

приглашали к участию других восточных патриархов.

Так, когда в первой половине XIII века шли переговоры латинян с Никейским

императором Иоанном Дукой (1222-1255 гг.) и патриархом Германом, последний

определенно сказал папским легатам, что без консультации восточных патриархов не

может принимать окончательное решение.

Во время Лионской унии (1274 г.) император Михаил Палеолог направлял

дипломатические усилия на то, чтобы получить согласие на унию от

Александрийского патриарха Афанасия III, проживавшего в то время в

Константинополе, а на Флорентийском соборе восточные патриархи в лице своих

уполномоченных принимали самое живое участие во всех совещаниях по вопросу о

соединении Церквей. Каждый патриарх, при содействии разных должностных лиц и

учреждений, находившихся в его ведении, управлял своей Церковью вполне

самостоятельно и независимо один от другого, соблюдая одновременно принцип

соборного управления Церковью.

Для Третьего периода истории Церкви характерен созыв поместных соборов, т.к.

вопросы веры были уже определены на Вселенских соборах. Поместные соборы были

двоякого рода: соборы частные, состоявшие из одного какого-либо патриарха с

подчиненными ему митрополитами и епископами, и соборы общие, в которых принимали

участие все или некоторые патриархи сами лично или через своих уполномоченных.

Соборы частные, или иначе синоды, действовали постоянно в каждом патриархате.

Круг их действий был весьма обширен: вместе с патриархом они осуществляли надзор
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая
Полезная информация: