Семинарская и святоотеческая библиотеки |
|
первоначальной резиденции ордена. В 1530-1798 резиденция ордена перемещается на о. Мальта, и госпитальеры становятся известны также под названием рыцарей Мальтийского ордена. С 1834 резиденция госпитальеров - в Риме, их владения (ок. 2 км2) пользуются правом экстерриториальности и они являются самым маленьким гос-вом в мире. Это гос-во имеет диплома-тические отношения на уровне послов с ок. 50 странами, свою консти-туцию, правительство, национальный гимн, гражданство и даже чека-нит монету. Орден насчитывает примерно 10 тыс. рыцарей и 1 млн. ас-социированных членов ордена, объединенных в 35 национальных сек-ций (1994). Орден обладает немалой недвижимой собственностью: только в Италии она оценивается в 450 млн. долларов. Ордену также принадлежит ок. 200 больниц в различных странах мира. В настоящее время орден объединяет крупных политических и общественных дея-телей, представителей большого бизнеса и аристократии. Доминиканцы - обиходное название нищенствующего ордена братьев-проповедников, восходящее к имени его основателя Доминика. Основанный в Тулузе в 1215 орден ставил своей главной целью борьбу с распространением еретических учений. Возглавляется генералом, из-бираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно папе. Доминиканцы осуществляли борьбу с оппозиционными католической церкви группировками, проявляя при этом особую жестокость и бес-компромиссность. Их эмблема - собака с зажженным факелом в зу-бах, они сами называли себя "псами господними." В 1232 папство по-ручило им руководить инквизицией. Полемические задачи ордена тре-бовали от доминиканцев солидной теологической подготовки, вследст-вие чего они буквально заполонили все богословские кафедры в уни-верситетах, а затем подчинили своему влиянию систему образования в целом. Доминиканцы ведут активную миссионерскую работу. В 1989 в мире насчитывалось 634 доминиканских монастыря и 6830 монахов-доминиканцев. Иезуиты (общество Иисуса) - своего рода "тайная полиция" Ва-тикана, орден был создан для борьбы с реформацией (протестантиз-мом) Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540. Иезуиты активно участвовали в деятельности инквизиции и вскоре добились привилегированного положения в итальянских гос-вах, Франции и Ис-пании. В XVI-XVII вв. иезуиты заняли ведущие позиции в образова-нии, создав широкую сеть школ. Занимаясь миссионерством, они про-никли во многие страны, способствуя колониальным захватам. Так, в XVII в. иезуиты создали рабовладельческое господство в Парагвае, просуществовавшее ок. 160-ти лет. В 1773 папой Климентом XIV ор-ден иезуитов был распущен, а в 1814 - вновь восстановлен папой Пи-ем VII. В настоящее время иезуиты занимают ведущее положение в идеологическом аппарате католической церкви. В учебных заведениях иезуитов тщательно готовят руководящих работников католической церкви. Орден выведен из-под епископской юрисдикции, его структура - типично иерархическая, состоящая из 4 ступеней. Для ордена иезуи-тов характерны строгая централизация, жесткая дисциплина и беспре-кословное повиновение генералу ордена ("черному папе"), избираемо-му пожизненно. Для более успешного достижения своих целей иезуиты не носят монашеской одежды и часто скрывают свою принадлежность к ордену. Кроме обычных 3 монашеских обетов (нестяжания, целомуд-рия и послушания), иезуиты дают четвертый - обет повиновения папе. В христианско-нравственном отношении слово "иезуит" давно уже оз-начает ложь и лицемерие, прикрытое пустыми высокопарными фраза-ми, поскольку иезуиты не обязаны говорить правду и самым безнрав-ственным поступкам при необходимости всегда готовы найти лице-мерное оправдание. Иезуитов насчитывается ок. 35 тыс. (1994). Издается свыше 1 тыс. газет и журналов, выходящих на 50 языках общим тиражом 150 млн. экземпляров. Орден имеет 33 собственных университета и 200 школ разного типа. В 1992 отделение ордена зарегистрировано в России. Камальдолиты (камальдолийцы, камальдулы) - отшельнический монашеский орден в Камальдольской долине в Апеннинах, основанный Ромуальдом в нач. XI в. на принципах высокого аскетизма и уединен-ного созерцания. В основу камальдолийского устава был положен ус-тав св. Бенедикта. Утвержденные в 1072 камальдолиты быстро разви-лись в обширную и влиятельную конгрегацию. Наивысший расцвет ор-дена пришелся на XVII-XVIII вв., тогда орден насчитывал 5 конгре-гаций. Камиллинцы (уставные клирики-служители больных) - монаше-ская конгрегация, основанная в 1584 Камилло де Леллисом, канонизи-рованным в 1746. Особый обет, который приносят члены конгрегации, состоит в обязанности посвятить свою жизнь религиозной практике и уходу за больными, даже чумными, без всякого вознаграждения. Капуцины (в пер. с итальянского - остроконечный капюшон) - монахи нищенствующего ордена, основанного в 1525 в Италии в целях противодействия Реформации. Утвержден папой Климентом VII в 1529. Первоначально были подразделением францисканцев. Сущест-вуют как независимый орден с 1619. Капуцины, активно защищавшие папство в период Контрреформации, и в дальнейшем занимались рели-гиозной пропагандой, стремясь усилить влияние латинства на народ-ные массы. Занимаются также миссионерством. Обязательной частью одеяния капуцинов является капюшон. Отсюда их название. Кармелиты - нищенствующий орден. Основан группой кресто-носцев во главе с Бертольдом из Калабрии в 1155 в Палестине. Назва-ние происходит от горы Кармель, на которой первоначально посели-лись основатели ордена, построив там часовню. После провала кресто-вых походов кармелиты переселились в XIII в. в Зап. Европу, где осно-вали несколько монастырей. После Тридетского собора (1545-1563) кармелиты разделились на несколько течений. В Испании образовался женский орден босоногих кармелиток, а затем - аналогичный муж-ской орден. Босоногие кармелиты вели затворнический образ жизни, существуя на милостыню. Кармелиты активно действуют и в настоя-щее время. Им поручается кураторство над воспитанием и обучением детей и молодежи, миссионерская деятельность. Картезианцы (картузианцы) - монашеский орден, первый мона-стырь который был основан в 1084 близ Гренобля. Официально был утвержден в 1176. Ок. 1234 возник также и первый женский картезиан-ский монастырь. Орден был крупнейшим феодалом средневековья. Од-ним из основных источников богатства ордена было приготовление и продажа ликера "шартрез." К настоящему времени сохранились незна-чительные картезианские общины в Италии, Испании, во Франции и в некоторых других странах. Селезианцы - общество католических священников и педагогов, объявивших своим покровителем Франциска де Саль; возникло в 1859. В основе общества лежит деятельность Джованни Боско (1815-1888), который был канонизирован в 1934. Крестьянин по происхождению, визионер и педагог, он начал собирать нуждающихся и брошенных ро-дителями мальчиков в воспитательные дома. Цель воспитания и обуче-ния - преимущественно подготовка священников, но также и лиц светских профессий. Женская конгрегация селезианцев оформилась в 1872. Правила миссионерства, милосердия и помощи детству утвер-ждены папой в 1874. Деятельность селезианцев распространяется из Италии на многие страны мира. Тамплиеры (храмовники) - военно-монашеский орден, основан-ный французскими рыцарями в 1119 в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода. Орден, основанный для защиты паломников и за-воеванных крестоносцами гос-в от мусульман, благодаря пожертвова-ниям верующих и земельным пожалованиям, занятию торговлей и рос-товщичеством, превратился в крупного феодала и банкира Ближн. Вос-тока и Зап. Европы. В XIII в. численность рыцарей достигла 15 тыс. После провала крестовых походов тамплиеры обосновались в Европе, главным образом во Франции. Во времена правления французского ко-роля Филиппа IV Красивого в 1307 против них был возбужден инкви-зиционный процесс. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с ма-гистром в 1310 были сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 орден тамплиеров был упразднен. Тевтонцы - военно-монашеский орден, основанный немецкими крестоносцами в конце XII в. на базе госпиталя ("Дома св. Марии") для германских крестоносцев. Отсюда его полное название - Орден дома св. Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198. В нач. XIII в. обос-новался в северо-восточной Европе. Осуществлял политику папской экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На за-хваченных орденом территориях проводилось насильственное окато-личивание населения. В 1410 польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение тевтонскому ор-дену. В XVI в., когда Реформация охватила Пруссию, владения тевтон-цев были секуляризированы, вместе с богатством орден потерял свою военную мощь и политическое значение. В качестве весьма малочис-ленной церковной организации он существует до сих пор в ФРГ. Трапписты - монашеский орден, основанный в 1636. Основатель ордена - аббат Рансне, ввел для своих последователей строгие прави-ла по образцу восточного аскетизма: 11 часов в сутки - молитва, ос-тальное время - полевые работы; сохранение молчания, прерываемое лишь для молитв и песнопений; пища - овощи, фрукты, вода; одежда - ряса с капюшоном, деревянные башмаки, вместо пояса - веревка. Трапписты подразделяются на мирских братьев и посвященных (про-фессы). Принцесса Луиза де Конде основала женское отделение орде-на. Изгнанные во время революции из Франции, трапписты поселились в Швейцарии, Польше, России и Пруссии, но везде подвергались пре-следованию. В 1817 восстановили свою обитель во Франции и основа-ли ряд монастырей. В 1834 папа даровал траппистам название "Религи-озная конгрегация цистерцианцев Нотр-Дам из Ла-Трапп." В 1880 из Франции было изгнано ок. 1,5 тыс. траппистов. Тринитарии - нищенствующий монашеский орден, основанный в конце XII в. Главной задачей ордена являлся выкуп христиан, попав-ших в плен к мусульманам. Помимо соблюдения общих монашеских обетов, тринитарии не употребляли в пищу мясо, отказывались от соб-ственности в любой форме. В период Реформации влияние тринитари-ев стало падать. В настоящее время сохранилось несколько монастырей тринитариев. Урсулинки - монахини женского ордена, основанного в Италии в 1535 и названного по имени св. Урсулы. Занимаются воспитанием де-вушек и работают в больницах. Орден имеет свои организации во мно-гих странах. Францисканцы - нищенствующий орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207-1209 и утвержден папой в 1223. Вскоре получил распространение и в других странах Западной Европы. Устав-ное требование бедности относилось у францисканцев не только к чле-нам ордена, но и к ордену в целом. Францисканцы жили не в монасты-рях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способст-вовало их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в про-тивовес официальной церкви с ее богатством и роскошью, орден со временем превратился в надежное орудие защиты интересов папства: францисканцы вели борьбу против ереси, участвовали в деятельности инквизиции. В 1256 они получили право преподавания в университе-тах. Францисканцы занимались также миссионерской деятельностью. В XVI-XVIII вв. они были изгнаны из некоторых стран. В настоящее время является одним из влиятельных католических орденов. В его ве-дении находится ряд высших учебных заведений, в том числе универ-ситетов, миссионерские организации и проч. Во главе ордена стоит ге-нерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францисканский монашеский орден (клариски). К Римско-католической церкви также относятся униаты - совращенные в католичество верующие националь-ных церквей, которым позволено сохранить свое тради-ционное богослужение (в том числе и язык богослуже-ния), приняв при этом латинское вероучение и признав власть римского папы. К таковым относятся: Армяно-католики - часть армян, сблизившаяся с Римско-католической церковью, принявшая унию, и состоящая в подчинении папе. Белорусская греко-католическая церковь (БГКЦ) - внедрилась на территорию Беларуси в результате заключения в 1596 Брестской унии и доминировавшая среди белорусского населения вплоть до ее упразд-нения во всей Российской империи в 1839. Хотя официально греко-католики были "переданы" в ведение Российской Православной Церк-ви, многие из них остались в католичестве. После I мировой войны БГКЦ начала возрождаться в Зап. Белоруссии, вошедшей в состав Польши. В 1946, после того как Зап. Белоруссия вошла в состав СССР, греко-католичество вновь было упразднено на ее территории. Сохрани-лось лишь несколько белорусских греко-католических общин за грани-цей. В марте 1990 Беларусь посетил апостольский визитатор монсеньор Александр Надсон. В 1991 БГКЦ была воссоздана. Ее деятельность официально одобрил папа римский Иоанн Павел II. На территории ны-нешней Беларуси насчитывается ок. 30 униатских суполок (объедине-ний). Богослужения проводятся на белорусском языке. Редемптористы (трансальпийские редемптористы) - униатская (православная по внешнему виду) община, состоящая из монахов и священников, основанная в 1988 по благословению архиеп. Марселя Лефевра. Решительно отвергают экуменизм и Баламандское соглаше-ние, признают сближение разных конфессий только при условии бес-прекословного признания власти папы. Стараются активно действовать на Украине, России и Беларуси, открывать где только возможно свои миссии и склонять людей в католичество. Российская православная католическая церковь (русские като-лики восточного обряда) - организация основанная в 1991 авантюри-стом Викентием Чекалиным и имеющая очень незначительное число последователей. Румынская греко-католическая церковь (РГКЦ) была запрещена во времена диктатуры коммунистического режима, в 1948, и ее имуще-ство передано Православной церкви. В 1990 РГКЦ возобновила свою деятельность, но из 2 тыс. храмов, которые были в ее владении перед II мировой войной, в 1998 ей принадлежало меньше ста. К РКГЦ принад-лежит 1% населения Румынии. Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) - возникла в результате заключения Брестской унии (союза) в 1596, окончательно оформилась во Львове в 1700. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют традиционные об-ряды и язык богослужений, однако признают власть папы и папскую догматику. На зап. землях Украины, включая Закарпатье, которые мно-гие годы находились под властью католиков, УГКЦ постепенно укоре-нилась и стала для большей части населения традиционной. В 1945 у УГКЦ было свыше 4 тыс. храмов и часовен, 1771 прихода, действовали Теологическая академия и духовные школы. Церковь занималась бла-готворительностью, много внимания уделяла сохранению украинской культуры. В 1946 был созван Львовский собор УГКЦ, на котором под давлением гос-ва принято решение о "самоликвидации" церкви и пере-ходе верующих в созданную Сталиным Московскую патриархию. Вплоть до 1990 существовавшие на территории Зап. Украины греко-католики - епископы, священники и монахи находились на нелегаль-ном положении. Верующие греко-католики (ок. 4 млн. человек) или со-вершали совместные моления в частных домах и квартирах, или выну-жденно посещали храмы Московской патриархии. В февр. 1990 УКГЦ приобрела официальный статус. В настоящее время на Зап. Украине подавляющее большинство храмов принадлежавших после 1946 Мос-ковской патриархии вновь вернулось в УГКЦ. Богослужения ведутся по католическому календарю на украинском языке. УКГЦ пытается войти с православными в тесное общение, в своих периодических из-даниях настойчиво проповедуя экуменизм и папство. Старокатолики. Старокатолики - приверженцы религиозных групп, в разное время по различным причинам отделившиеся от папства. Основная масса старокатоликов образовалась в кон. XIX в. после I Ватиканского собора (1869-1870), когда некоторые представители немецкого католицизма, руководимые теологом И. Деллингером (сам формально не присоеди-нился к старокатоликам), отвергли ряд решений собора. В 1889 они присоединились к Утрехтской церкви, возникшей еще в нач. XVIII в. в результате борьбы янсенитов против иезуитов и папства. Тем самым старокатолики получили возможность посвящения в сан епископов по линии апостольской преемственности, сохранившейся в Утрехтской церкви. Основы вероучения старокатоликов содержатся в Утрехтской декларации, принятой в 1889. Старокатоликами признаются учения первых восьми вселенских соборов и доктрины церкви, принятые до раскола на восточную и западную в 1054. Утрехтская декларация на-правлена против догмата о непогрешимости папы, против римско-католической интерпретации добавления к Символу веры - филиокве, против догмата о непорочном зачатия Девы Марии. Епископам и свя-щенникам старокатоликов разрешено жениться; не признается верхов-ная власть папы над церковью. Поддерживается интериоммуния (вза-имное причащение) с англиканскими церквами. Старокатолики живут в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах и США. Их число - 442 тыс. (1985). Утрехтская Церковь - церковная организация католического типа с центром в г. Утрехе (Нидерланды), которая в нач. XVIII в. оказала под-держку янсенизму в борьбе против иезуитов и папства, за что ее глава - еп. Кодде - был смещен римским папой. Утрехтский капитул не признал этого решения. В 1723 Утрехтская церковь порвала с Ватика-ном и стала самостоятельной церковью во главе с архиепископом. От-вергает догматы о непогрешимости папы, непорочном зачатии Богоро-дицы и ее телесном вознесении. После I Ватиканского собора (1869-1870) происходит сближение и объединение Утрехтской церкви со старокатоликами, также не принявшими эти догматы. Восточные церкви. Монофизиты. На IV Вселенском Соборе (Халкидонском) в 451 была осуждена монофизитская ересь, исповедующая, что Божество в Христе превали-ровало над Его человеческой природой, полностью поглотило ее, в от-личие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслит-но и нераздельно, то есть Христос был совершенный Бог и совершен-ный человек. С тех пор церкви, придерживающиеся учения о домини-рующей одной Божественной природе во Христе, выделились в само-стоятельную группу нехалкидонских или монофизитских церквей. В нее входят Коптская, Армяно-григорианская, Эфиопская (Абиссин-ская) и Сирийская церкви. Коптская и Эфиопская церкви. Коптами называются коренные жи-тели Египта. Приняв христианство со времен апостольской проповеди и окончательно сформировавшись в III в., Коптская церковь в IV в. от-пала от Вселенского православия, приняв монофизитскую ересь. С VI в. эта церковь возглавляется патриархом. Центр Коптского патриархата расположен в Александрии. Богослужение и иерархическое устройство сходно с Православной Церковью. Копты всегда находились в тесном общении с Абиссинской церковью, расположенной на территории ны-нешней Эфиопии, куда христианство было принесено апостолом Фи-липпом (I в). и окончательно утверждено в IV в. святым Фрументием, первым епископом Абиссинской церкви. В VI в. абиссинцы также ук-лонились в монофизитство. Столетиями Абиссинская церковь не обла-дала самостоятельностью и составляла епархию коптского Александ-рийского патриархата, откуда им поставлялся митрополит для управ-ления церковью. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви. Центр Эфиопского патриархата расположен в Аддис-Абебе. Армяно-григорианская церковь. Христианство в Армению принесли Апостолы Христовы Варфоло-мей и Иуда (не Искариот, а другой, брат Апостола Иакова) в I в. по Ро-ждестве Христовом, и оно было окончательно утверждено священно-мучеником Григорием, епископом Великой Армении (IV в.), давшим Армянской церкви ее устройство. Со второй пол. V в. Армянская цер-ковь, как утверждают, вследствие некоторых недоразумений не приня-ла постановлений IV Вселенского Халкидонского Собора и отпала от союза с Церковью Вселенской, с которой до этого времени состояла в полном общении. Недоразумения, по мнению некоторых, заключались в следующем. На Халкидонском Соборе представителей Армянской церкви не было, и по этой причине ей были неизвестны в точности по-становления этого Собора. А между тем в Армению приходили моно-физиты и распространяли ложный слух, что на Халкидонском Соборе восстановлена ересь несторианства. Правда, постановления Халкидон-ского Собора вскоре появились в Армянской церкви, но, по незнанию точного значения греческого слова естество, армянские учителя пере-вели его в значении лица. Вследствие этого совершенно справедливо сделали вывод, что Христос якобы заключал в Себе одно лицо, имея при этом два естества - Божеское и человеческое. По-гречески же это звучало с прямо противоположным смыслом. Таким образом, как ут-верждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание кото-рой именуют григорианским. Однако, армянский собор в Довине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвер-гающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы. Армяне, живущие в пределах Турции, подчинены Константино-польскому армяно-григорианскому патриарху, живущие же в пределах Персии, России и Армении состоят в ведении Эчмиадзинского патри-арха. Этот последний патриарх считается главой всех армян григориан-ского исповедания и имеет титул католикоса. Главные основы иерар-хического устройства и управления Армяно-григорианской церкви аналогичны тем, что приняты в Православной Церкви. Протестантизм. Ученый католический монах Мартин Лютер уже в молодости, в 1510, видел крайнюю распущенность папского двора и римского духовенст-ва. Это сильно повлияло на перемену его богословских убеждений и поколебало прежний взгляд на святость служителей Римской церкви. В 1516 он наблюдал, как для изыскания средств на построение со-бора св. Петра в Риме широко продавались "индульгенции," то есть от-пущение за определенную денежную сумму грехов не только настоя-щих, но и будущих. Лютер выступил с обличением такой кощунствен-ной торговли. Своим духовным чадам он объяснял, что избавление от наказаний за грехи можно испросить только внутренним сокрушением и раскаянием о содеянном. Завязался словесный поединок между Лю-тером и Тецелем, ученым доминиканским монахом, который угрожал Лютеру отлучением от церкви и своим правом сжигать еретиков. В от-вет Лютер в 1517 прибил к дверям Виттенбергского храма 95 тезисов, в которых изложил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и вред продажи индульгенций. Спор продолжался несколько лет, в тече-ние которых Лютер отверг авторитет папы, а тот отлучил Лютера от церкви. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. Его поддерживали в Германии многие священники, профессо-ра, студенты, рыцари и князья. Начался раскол с Римом и отделение Лютера и его последователей от Римско-католической церкви. Движение в пользу очищения Церкви от папских измышлений и злоупотреблений не ограничилось Германией. Цвинглий и Кальвин, продолжив церковные реформы, пошли дальше Лютера в учении о нравственности и таинствах. Главной особенностью учения Кальвина стало учение о предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей к спасению, а других - к гибели. Это учение в сущности отрицает необходимость христианских подвигов и добрых дел. В последние годы установлено, что раскол Лютера с папством про-изошел не без влияния масонов (ближайшие сподвижники Лютера бы-ли членами масонской ложи). Сначала проповеди Лютера и Кальвина концентрировались на лично-сти Иисуса Христа: "Нет другого пути - Христос один есть Путь и Истина. Вне Его нельзя найти Бога... Только во плоти Христовой мож-но познать Бога... ибо через ниспослание Сына раскрыл Он нам Свою волю и Свое сердце." В малом лютеранском катехизисе говорится, что "Лютер - дорогой и благословенный учитель св. Писания, преобразо-вавший Церковь Божию через восстановление чистоты учения и пра-вильного совершения таинств." Но к этой борьбе за чистоту Церкви присоединились нецерковные силы, враждовавшие с папством из политических, экономических и личных побуждений. Это оказало свое отрицательное влияние на раз-витие Реформации и ее учения. Поставив перед собой задачу восста-новления церковного учения в его апостольской чистоте, Лютер и его сподвижники не смогли справиться с этой задачей, так как много сто-летий отделяло их от первых веков христианства, у них не было живого духовного опыта, отсутствовало знание творений отцов и учителей древней Церкви. Средневековое же схоластическое образование пред-ставляло христианство в искаженном свете. Единственным источником истолкований у них был собственный домысел, личное мнение. Православная Церковь отвергала злоупотребления Преданием и вымышленные Римом документы и факты, чуждые Слову Божьему. Протестанты же совершенно отошли от апостольского Предания, отка-зались от духовного опыта св. учителей Церкви, от постановлений Все-ленских Соборов, оставив единственным руководством в вере Св. Пи-сание, толкуемое ими произвольно. Незнание и принципиальное отвержение церковного Предания явилось главным источником всех заблуждений протестантов, так как Слово Божье - это Библия, Евангелие и Предание. "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или по-сланием нашим," - возвещает ап. Павел (2Фес 2.15). Св. ап. Иоанн го-ворит: "Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг" (Ин 21. 25). "Не все передали апостолы через послания, а многое и без Писания; но и то и другое равно достойно веры. Посему мы почи-таем достойным веры и Предания," - говорит св. Иоанн Златоуст. Так же учат о Предании и отцы Церкви св. Василий Великий, св. Ириней Лионский, блаж. Августин и другие святые первых веков. Принципиально отвергая апостольское Предание, протестанты не-последовательны. Они приняли на основании Предания "Канон свя-щенных книг," исповедание главных христианских догматов: о троич-ности Лиц в Боге, о воплощении Сына Божьего, и признают 3 древних символа веры, в которых раскрыты эти догматы. Отвергая авторитет древних отцов Церкви, они утвердили авторитет за новыми "толкова-телями" Св. Писания: Лютером, Кальвином и др. Лютеране утверждают, что спасение и избавление от грехов со-вершаются одним Богом, независимо от дел человека, только верой, получение которой зависит всецело от Бога, по Его произволению. Бла-годать Божья, действуя на человека, внушает ему веру во Христа, и это является единственным условием спасения - она делает человека пра-ведным. Особенность этой веры в том, что человек не сомневается в получении благодати Божьей. Благодаря своей вере человек становится святым, благочестивым и оправданным дитем Божьим. Так, вкратце, звучит учение об оправдании верой, являясь основным и исходным пунктом всей протестантской догматики. Св. Писание не дает нам ос-нования к принятию учения лютеран, это учение таит в себе элементы, приводящие к разрушению христианской нравственности. Этот догмат противоречит Слову Божьему и вытекает из неправильно понятых слов свв. апостолов. Лютер принял отдельные слова ап. Павла буквально, вне связи с текстом и с общей мыслью апостола: ."..человек оправдыва-ется верою, независимо от дел закона" (Рим 3:28), "...человек оправ-дывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа" (Гал 3:16). Ап. Павел этими словами не выступал против добрых дел, а про-тив ложной самоуверенности иудейских учителей, полагавших, что спасение заслуживается внешними делами закона Моисеева: обрезани-ем, соблюдением субботы, омовением рук и пр. Тот же ап. Павел в по-слании к Римлянам говорит, что Господь в день праведного суда Сво-его воздаст каждому по делам его. Также ап. Петр: ."..вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам" (1 Пет 1:17). Ап. Иоанн: "Дети мои! станем любить не словом и языком, но делом и истиною" (1 Ин 3:18). Ап. Иаков: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак 2:14, 26). Сам Господь говорит, что и порочные люди могут обладать верой в смысл признания существующих религиозных истин, но эта вера недостаточна для спасения: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!," войдет в Царство Небесное, но исполняю-щий волю Отца Моего Небесного" (Мф 7:21). Отвергая крайности римско-католического учения, Лютер сам впал в крайность: он отверг не только богоутвержденное священство и таин-ства, но и апостольское понимание Церкви. Лютер говорит, что истин-ная Церковь там, где неповрежденно сохраняется Слово Божье и пра-вильно преподаются таинства. Но где критерий неповрежденности сло-ва Божьего и правильного совершения таинств, если Лютер сам отверг духовный опыт древней Церкви, отверг Предание и соборный церков-ный разум, заменив их произвольным пониманием? "Духовное священство, - говорит Лютер, - есть принадлежность всех христиан. Все мы священники, то есть все мы - дети Христа, высшего Священника. Поэтому мы не нуждаемся ни в каком другом священнике, кроме Христа, т.к. каждый из нас получил назначение от Самого Бога... Все мы через крещение делаемся священниками." Вся-кий в церкви может проповедовать слово Божье и совершать таинства. Пасторы и суперинтенданты существуют ради порядка. Они избирают-ся обществом из людей, способных учить членов общины. При избра-нии старейшины возлагают на них свои руки. Здесь нет места апо-стольской преемственности и благодати священства, но лишь админи-стративное назначение на должность проповедника. Это утверждение совершенно расходится с методом и пониманием роли священства первохристианской Церковью, и неверно, что Иисус Христос и апостолы не дали никакого определенного устройства Церк-ви. На самом же деле, в течение 40 дней по Своем Воскресении, Гос-подь беседовал с учениками "о Царствии Божием" (Деян. апостолов), т.е. об устройстве Церкви - общества верующих. Только одним Апо-столам дал Господь право совершать таинства и учить людей вере: "И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сы-на и Св. Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28.18-20). Так же и право руково-дить людьми, приводя их к спасению: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Св." (Ин 20.21). Сами апостолы свидетельствуют о том, что не общество ве-рующих, но Сам Господь призвал их на дело апостольского служения Ему ."..не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом" (Гал 1:1). Апостолы сохранили и преемственно передали тот порядок и строй жизни Церкви, какой был установлен Самим Господом; сами они руко-полагали епископов и пресвитеров. Учение Лютера об оправдании только верою повлекло изменения взгляда на таинства, которые для лютеран имеют лишь символическое значение, и вся сила их заключается в личной уверенности молящегося, что он оправдан. У лютеран осталось только два таинства, вернее, их внешняя форма, - крещение и причащение, как заповеданные Самим Спасителем. Однако учение их своеобразно и чуждо древней традиции. Ложная духовность обнаруживается у протестантов в мистицизме, в претензии на общение с Богом, помимо установленных таинств и бого-служений. Протестанты пришли к отрицанию общения между живущими и отошедшими к Богу братьями, к отрицанию надобности молитв за усопших и ходатайства святых за нас. Обоснование этого отрицания чисто рационалистическое: зачем молиться, если судеб Божьих не из-менишь и раз Христос уже всецело принес Богу удовлетворение за всех нас. Такое учение ведет к моральной пассивности. Протестантизм в широко распространенной либеральной форме перенес ценность церковного опыта на свои личные переживания и благочестивые настроения. Если так, то спрашивается, для чего благо-датная сила Божья? "Спасение совершено и вменяется мне." Нужны ли чудеса и даже чудо воскресения? В нач. 40-х гг. XX в. протестанты изъяли из учения Лютера учение о Сыне Божьем и о нашем спасении через Него. В нач. нашего века 80% пасторов города Гамбурга (Герма-ния) отрицали Божество Иисуса Христа. На должность пастора люте-ране начали выбирать и женщин, а в последнее время также гомосек-суалистов и лесбиянок. Справедливость требует отметить, что в люте-ранстве всегда уживались различные течения, и сейчас, нет-нет, разда-ются голоса: "У нас нет Церкви!" Среди некоторых лютеран заметен интерес к православию. Итак, лютеранское движение со времен Лютера отказывается от ценности живого церковного опыта - Св. Предания, от почитания Де-вы Марии и святых, от молитв за умерших, от административного уст-ройства Церкви, от св. таинств, икон, от крестного знамения и считает одну веру достаточной, чтобы заслужить Царство Небесное. Это люте-ранское искаженное христианство создает пропасть между ним и верой в одну Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В мире 75 млн. лютеран, из них ок. 50 млн. объединены во Всемирную лютеранскую федерацию (функционирует с 1947). Лютеранские церк-ви принимают активное участие в экуменическом движении. Лютеранские церкви также носят название Евангелических церк-вей. Существуют Евангелическая церковь Германии, Евангелическая церковь чешских братьев, Евангелическо-лютеранская церковь Лат-вии, Евангелическо-лютеранская церковь Швеции, Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии, Евангелическо-реформатская церковь Венгрии и др. (всего в мире существуют 192 лютеранские церкви). Англикане. Это исповедание представляет собой смесь католичества, лютеранства и кальвинизма и исповедует сочетание догмата о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По внеш-ним признакам: культу и организационным принципам англиканство ближе к католичеству, чем другие протестантские церкви. В Англии еще за несколько веков до реформации образовалась оп-позиция церковному деспотизму Рима. Оппозиция зрела на почве на-циональной, экономической и религиозной. Англичане возмущались постоянным вмешательством римского епископа во внутреннюю жизнь страны, чрезмерными притязаниями светского и политического харак-тера, большими доходами Рима от Англии, распущенностью духовен-ства и пр. Поводом к разрыву с Римом в 1533 для английского короля Генри-ха VIII послужил отказ папы дать ему церковный развод с Екатериной Арагонской. Первоначально церковных реформ не произошло, но Ген-рих провозгласил себя главою церкви, закрыл много монастырей, от-менил "десятины" в пользу Рима. В дальнейшем под влиянием протес-тантов, наводнивших Англию, король поручил пересмотреть все уче-ние церкви, наследованное от Рима. В 1536 от лица парламента вышли "Десять членов вероучения," утверждавших принятые новшества. При Эдуарде VI, в 1551, эти пункты подверглись пересмотру, и бы-ли изданы 42 члена англиканского вероисповедания. Был также издан "Малый катехизис," в котором многие обряды, в частности, освящение воды, употребление колоколов - названы суевериями и отменены. Возникшее направление оказалось смесью католичества с протестант-ством. Этими реформами было положено основание Англиканской епископальной церкви. Верующие начали борьбу религиозных партий, и в 1559 королева Елизавета I издала новое исповедание из 39 членов, обязательное для духовенства и мирян. В этих "основах" есть догматы, согласные с Пра-вославием: о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божьем и др., отрица-ние чистилища, индульгенций и главенства папы. Богослужения со-вершаются на родном языке. Но унаследовано заблуждение латинства относительно исхождения Св. Духа и от Сына. От лютеранства позаим-ствованы: заблуждение об оправдании одной верой, непризнание Все-ленских Соборов, непочитание икон и св. мощей. В англиканском ис-поведании подчеркивается церковное главенство короля. 25-й член этого вероучения не признает таинствами покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение и священство. Православная Церковь не может с этим согласиться, и нет надежды к изменению позиций Англиканской церкви, так как она находится в зависимости от парламента, имеющего членами масонов, людей иудейской веры и атеистов. Английский пар-ламент в вопросах вероучения имеет решающее слово. Король - глава английской церкви - присягает на коронации: "Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинстве причащения не происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Св. Даров, кем бы оно ни совершалось. И я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и святым, а также жертвенное значение Литургии противно протестантскому веро-учению." В 1927 и 1928 гг. парламент дважды отверг одобренную соб-ранием духовенства и палатой лордов новую богословскую книгу, так как там было внесено в чин Литургии призывание Св. Духа, а также сохранение Св. Даров для причащения больных. Англиканства придерживается группа церквей, допускающих вза-имное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберийской епархией (еп. Кентерберийский - примас Англиканской церкви). В состав англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций, среди них: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь Шотландии, Про-тестантская епископальная церковь в США, а также ряд церквей в Ин-дии, Пакистане, ЮАР, Канаде, Австралии и в других странах, входив-ших в прошлом в состав Британской империи. Высшие иерархи этих, в сущности, независимых церквей встречаются периодически на Ламбет-ских конференциях. Церковь Англии является одной из двух гос-венных церквей Великобритании (другая - пресвитерианская Церковь Шотландии). Главой Церкви Англии выступает монарх, ныне - коро-лева Елизавета II. Архиепископы Кентерберийский (первый лорд коро-левства) и Йоркский (кроме этих двух, в верхнюю палату лордов пар-ламента страны входят еще 24 епископа), а также епископы назначают-ся монархом по рекомендации правительственной комиссии. Церкви принадлежат крупные землевладения, недвижимое имущество и капи-тал, которым распоряжается соответствующая правительственная ко-миссия. Англиканство в области догматики и обрядности разделяется на два течения - "высокой" церкви (тяготеющей к католицизму) и "низ-кой" (протестантской), объединяемых компромиссным вариантом - "широкой" церковью. Эта особенность дает широкую возможность англиканцам вступать в экуменические контакты. В последние годы в Англиканской церкви под влиянием современ-ных движений "феминисток" и "сексуальных меньшинств" введены новшества: женское священство и однополые браки. Число привержен-цев Англиканской церкви - ок. 68 млн. (1985). Англо католицизм - течение в англиканстве (в пределах т.н. "вы-сокой" церкви), возникшее в 30-40-х гг. XIX в. среди оксфордских бо-гословов, настаивавших на католическом характере англиканства. В результате деятельности Оксфордского движения традиции "высокой" церкви сформировались в достаточно четко выраженное течение в анг-ликанстве. В настоящее время англокатолики имеют свои печатные ор-ганы, созывают съезды и т.д. Приверженцы англо католицизма активно способствуют сближению англикан с католиками. Число приверженцев англо католицизма - ок. 2 млн. Епископальная церковь в США - англиканская церковь в США поя-вившаяся там в 1607 и ставшая самостоятельной в 1789. Строится на основе выборности и признания активной роли мирян в церковных де-лах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции. В нач. XX в. активизируется течение "социальный евангелизм," получает распространение христианский социализм. Высшим органом церков-ной власти является Генеральная конвенция, заседающая раз в 3 года под руководством председательствующего епископа. По социальному устройству Епископальная церковь в США характеризуется преобла-данием интеллигенции. Общая численность составляет 3,5 млн. чело-век (1994). Кальвинизм. Кальвин провел реформацию в Швейцарии, и его учение распростра-нилось в юго-западной Германии и Голландии (реформаторство), во Франции (гугенотство), в Шотландии, Англии и Сев. Америке (пресви-терианство). Кальвинизм дополнил лютеранство учением о безуслов-ном "предопределении." Лютер все же сохранил основы христианства, а иудейство у него едва проскальзывает; у Кальвина же элементы иу-действа и язычества настолько явственны, что кальвинизм только с большой натяжкой можно считать "христианским" исповеданием. "Безусловное предопределение," по Кальвину, говорит, что Бог пред-вечно избрал одних людей к спасению, а других - к гибели, независи-мо от их воли. Предназначенные к вечному спасению составляют не-большую группу Богом избранных людей в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной гибели. При этом как добрые, так и злые дела служат для выполнения Божьих предназначе-ний. Однако, Св. Писание свидетельствует: "Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (Иак 1:13); "Бог есть свет и нет в Нем ни-какой тьмы" (1Ин 1:5), то есть, зла, и, в силу этого, невозможно со-вместить Бога и зло. Для чего же Иисус Христос так обстоятельно учил нас, как надо жить, нести подвиг, идти узким путем? В чем же смысл молитв, рас-каяния, исправления жизни? В подтверждение учения о предопределении кальвинисты ссыла-ются на отдельные изречения 9-й главы Послания к римлянам ап. Пав-ла, взятые отрывочно. Правильно же понятыми эти места могут быть только в связи со всем содержанием этой главы, в которой апостол го-ворит, что оправдание не является уделом только еврейского народа: "Не все израильтяне, которые от Израиля, и не все те дети Авраама, которые от семени его" (Рим 9.6-7). Здесь апостол выступает против иудеев, которые считали язычников отверженными Богом, а исключи-тельно себя - сынами Царствия Божьего (по происхождению и испол-нению закона Моисеева). Апостол доказывает, что спасающая благо-дать Божья простирается на всех людей, и Бог призывает к спасению не только иудеев, но и язычников. Учение Кальвина находится под влия-нием иудейства, когда учит, что только избранные люди предназначе-ны к спасению, а остальные обречены на погибель. Слово Божье же учит, что "Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1Тим 2.4). "Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2Пет 3.9). Учение Кальвина противоречит понятию о святости Божьей. Несо-вместимо с этими понятием учение о том, что Сам Бог является винов-ником и причиной зла, от вечности избрав одних к спасению, а других к гибели. В этом сказалось влияние язычества, признававшего сущест-вование фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальви-на приводит к нравственной незаинтересованности и безразличию к добрым и дурным поступкам. Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли; признает грех явлением естественным и неизбежным, с которым нельзя бороться, по-тому что даже молитва с покаянием против него беспомощны; отрица-ет основы христианства и считает таинства простыми символами; счи-тает, что в Евхаристии присутствие Христа - нереально. Другие церкви Протестантско-реформатовского направления. Пресвитериане. В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) при-знан парламентом гос-венным исповеданием (1592). Пресвитериане под именем "пуритан" потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов и устранения символики, а именно, изображе-ния креста, осенения себя крестным знамением и т.д. Основой устрой-ства у пресвитериан является церковная община с пресвитером во гла-ве, избираемым общиной. Сан епископа упразднен. Богослужения сво-дятся к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, к проповеди и пению псалмов. Причащаются, сидя за длинным столом; браки бла-гословляются на дому; молитвы над умершими прочитываются на до-му. Икон нет. Литургия отменена, Символ веры - тоже, молитва "Отче наш" - не обязательна. Кроме Церкви Шотландии, существуют пре-свитерианская церковь Англии, пресвитерианская церковь в Ирландии, пресвитерианская церковь в США, объединенная пресвитерианская церковь Северной Америки. Гугеноты - последователи кальвинизма, добившиеся осуществ-ления во Франции в XVI-XVIII вв. принципов Реформации. В резуль-тате их борьбы в 1787 Людовиком XVI были официально признаны гражданские и религиозные права протестантов. Конгрегационалисты - (в пер. с латинского - соединение, связь) - последователи возникших на позднем этапе английской Ре-формации (в кон. XVI в). радикальных общин (конгрегаций) и церквей, наиболее активно боровшихся за "очищение" ("пурификацию" - от-сюда "пуританизм") английской церкви от епископата и всех элементов католической доктрины и обрядности. Основополагающий принцип - полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгре-гации. Община сама решала вопросы назначения и увольнения клири-ков, приема новых членов, практиковала публичные дискуссии. В по-литике конгрегационалисты были последовательными противниками королевско-феодального режима и составили костяк республиканской армии О. Кромвеля. После 1660 многие конгрегационалисты пересели-лись в США, где сыграли заметную роль в социально-экономическом развитии этого региона. Исторически конгрегационалисты придержи-вались кальвинистского понимания испорченности человеческой при-роды, благодати, предызбрания ко спасению и т.д. и придавали боль-шое значение Писанию, личной вере и деловому успеху как симптому богоизбранности. Однако с самого начала наметились отклонения от кальвинизма. Так, исходя из священства всех верующих, конгрегацио-налисты привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян; они высоко ставят принцип мирского и религиозного коллекти-визма, считая, что получателем благодати является община. Заметны тенденции к отказу от учения о жестком предопределении судьбы че-ловека и идеи непогрешимости Библии. Конгрегационалисты были восприимчивы к науке и образованию, сыграв решающую роль в осно-вании Гарвардского, Йельского и др. колледжей (впоследствии - уни-верситетов). Конгрегационалистские церкви существуют в Великобри-тании, бывших английских колониях, Голландии, Швеции и других странах. В 1957 значительная часть американских когрегационалистов вместе с евангелическо-реформатской церковью создали Объединен-ную церковь Христа (свыше 2 млн. членов). Реформатская христианская церковь в Словакии - кальвинистская церковь, образованная в 1918, насчитывает ок. 120 тыс. верующих (1994), большинство которых - словацкие граждане венгерской и не-мецкой национальности. Действует только в Словакии, делится на 7 духовных округов - сеньоратов. Возглавляется епископом, управле-ние - пресвитерианско-синодальное. высшие церковные органы - синод и синодальный президиум. Издается ежемесячный журнал "Кал-винске гласы" общим тиражом 9 тыс. экз. Церковь Шотландии - национальная церковь Шотландии, приняв-шая пресвитерианскую веру в период Реформации XVI в. Более ранние лютеранские течения Реформации в Шотландии сменились кальвини-стскими, пришедшими из Швейцарии. Актом парламента 1560 было объявлено о ликвидации верховной власти папы римского над Шот-ландской церковью и запрещении отправления римско-католической мессы. С этого времени можно говорить об установлении шотландской церкви на кальвинистской основе с ее пресвитерианским устройством в противоположность епископальной Церкви Англии. Но еще более сто-летия продолжалась борьба между сторонниками епископального и пресвитерианского устройства Церкви Шотландии. Только в конце XVII в. победа окончательно утвердилась в пользу пресвитерианства. Главой Церкви Шотландии является английская королева. Ежегодно проводятся генеральные ассамблеи, на которых обсуждаются как цер-ковные, так и политические проблемы ввиду отсутствия шотландского парламента. Ассамблея избирает на один год модератора - высшего сановника. Церковь Шотландии насчитывает 1,3 млн. верующих из 3,6 млн. взрослых шотландцев (1994). Датская народная церковь. Евангелическо-лютеранская церковь - ведущая и наиболее влиятельная религиозная организация Дании, имеющая статус гос-венной. Христианство, проникшее в Данию в нач. IX в. было объявлено официальной религией в 960. Реформация в Да-нии связана с именем короля Кристина III, который сделал лютеранст-во официальным вероисповеданием страны. Большое влияние на про-тестантизм в Дании оказали Й. П. Мюнстер, С. Кьеркегор и особенно Н. Ф. Грундтвиг. Положение и основы деятельности Датской народной церкви определяются конституцией. Формальный глава Датской на-родной церкви - королева (король), высший законодательный орган церкви - фолькетинг, административно Датская народная церковь управляется министерством по делам церкви. Последователями Дат-ской народной церкви является ок. 95% населения страны. Дания раз-делена на 10 епархий, 97 церковных округов и 2030 приходов. В стране действует 2336 церквей и свыше 1800 священнослужителей, объеди-ненных в Союз священников (1994). Подготовка духовных кадров ве-дется на теологических факультетах Копенгагенского и Орхусского университетов. Священник является гос-венным служащим и назнача-ется на пост правительством по рекомендации приходского совета. В Дании нет архиепископа, но епископ епархии Копенгагена считается "первым среди равных." В 1947 женщинам предоставлено право быть священниками. В 50-е гг. была введена служба капелланов в вооружен-ных силах страны. Регулярно посещают богослужения только ок. 3% населения, однако 70-90% граждан совершают такие религиозные об-ряды, как крещение, конфирмация, венчание и погребение. Член Дат-ской народной церкви обязан платить специальный церковный налог. Датская народная церковь отличается церковно-религиозным плюра-лизмом. Евангелическо-лютеранское учение толкуется Датской народ-ной церковью весьма широко и свободно и включает разнообразные и даже противоречивые представления. Среди различных модификаций протестантизма основными являются грундтвигианство и движение внутренней миссии. Датская народная церковь - член Всемирного со-вета церквей. Евангелическая церковь Германии (ЕЦГ) - конфедерация лютеран-ских и евангелическо-лютеранских церквей. Образована в 1948. Руко-водящие органы ЕЦГ - синодальный совет и церковная конференция. Синод намечает основные направления деятельности совета и выступа-ет с обращениями ко всем членам ЕЦГ. Срок полномочий синода - 6 лет. Возглавляет его президиум. Церковная конференция руководит земельными церквами, имеющими в ней каждая по одному голосу, уча-ствует в выборах совета и в изданиях различных церковных актов. Со-вет, в состав которого входят миряне и епископы, избирается совмест-но церковной конференцией и синодом на 6 лет. Главная его функция - сотрудничество церковных союзов. Текущие дела совета, церковной конференции и синода ведет церковная канцелярия. В ЕЦГ существуют евангелические ордена, различные братства и общества: орден Иоанна, евангелическое братство Михаэля, братство Христа, братство Иисуса и др. ЕЦГ является крупным землевладельцем. Активно участвует в по-литической жизни. Самая крупная благотворительная организация ЕЦГ - "Свободная помощь" (ее обслуживают ок. 150 тыс. сотрудников). Евангелическая церковь чешских братьев - возникла в сер. XV в. После поражения гуситского движения общины чешских братьев объе-динились в церковную организацию, независимую от Рима. На терри-тории современных Чехии и Словакии Евангельская церковь чешских братьев организационно сформировалась в 1918 в результате союза ре-форматских и лютеранских церквей Чехии и Моравии. Во главе церкви стоят синодальный сеньор и куратор (мирянин). В синодальный совет входят 6 человек - 3 священника и 3 мирянина. Организационно цер-ковь состоит из 13 сеньоратов и 271 общества. Церковь готовит свои кадры в Праге на факультете евангелической теологии. Издает журнал "Чески брат" (тираж 5,7 тыс. экз.). Церковь входит во Всемирный совет церквей. Насчитывает ок. 220 тыс. членов (1994). Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории Рос-сии. В ходе Северной войны Россия отвоевала у Швеции Ингерман-ландию, или Ингрию. В 1703 Петр I заложил здесь новую столицу - Санкт-Петербург. Ингрию населяли финно-язычные племена, испове-довавшие лютеранство. С 1641 Ингерманландскую церковь возглавлял епископ. В годы советской власти лютеранская церковь Ингрии была уничтожена. Лишь в 70-е гг. началось возрождение ее приходов. Их ра-боте помогали эстонские пасторы. В 1990 Эстонское церковное собра-ние создало Ингерманландское пробство, оно насчитывает 16 приходов (11 в Ингрии и 5 в Карелии), объединяющих ок. 9 тыс. верующих с 5 пасторами и 10 дьяконами. В 1992 Ингерманландское пробство стало самостоятельным. На 1 января 1993 в России было зарегистрировано 20 общин приверженцев лютеранской церкви Ингрии. Канцелярия церкви находится в Санкт-Петербурге. Евангелическо-лютеранская церковь Латвии (ЕЛЦЛ). В ее составе 203 общины (прихода). По количеству верующих ЕЛЦЛ - наиболее многочисленная религиозная организация Латвии; на ее долю прихо-дится 70% протестантских приходов и ок. 80% верующих. Во главе церкви - архиепископ. Высший орган - синод, созывающийся по ме-ре необходимости, но не реже одного раза в три года. В собраниях си-нода принимают участие представители 12 районных организаций. Ис-полнительный орган синода - консистория, избираемая синодом в со-ставе 8 человек. Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии (ЕЛЦЭ). Имеет в со-ставе 156 общин. Возглавляется архиепископом. Высший орган - конференция, созываемая по мере необходимости. Евангелическо-реформатская церковь Венгрии (ЕРЦ) - одно из крупнейших протестантских объединений страны (ок. 2 млн. последо-вателей). Состоит из 1250 общин, объединенных в 5 епархий. Дейст-вуют ок. 1200 пасторов и 250 дьяконов. Верховный орган - синод, возглавляемый духовным и светским председателем. Исполнительная власть в руках консистории, в состав которой входят как духовные ли-ца, так и миряне. Подготовка кадров осуществляется в двух теологиче-ских академиях (в Будапеште и Дебрецене). Единая евангелическо-лютеранская церковь России. Организаци-онно была оформлена в 1711. В 20-е гг. XX в. была разгромлена. Воз-рождение произошло в 1991, когда в Санкт-Петербургском соборе св. Екатерины церковь получила своего главу - суперинтенданта. На 1 янв. 1993 в России зарегистрировано 28 общин приверженцев этой церкви. Исландская народная церковь. Наиболее влиятельная религиозная организация Исландии, имеющая статус гос-венной церкви. К Исланд-ской народной церкви принадлежит 93% населения. Формальный глава церкви - президент страны, законодательную власть в отношении церкви осуществляет альтинг, административно Исландская народная церковь управляется министерством по делам юстиции и церкви. Со-гласно конституции гос-во не только поддерживает Исландскую на-родную церковь, но и отвечает за ее экономическое состояние (зарпла-та священников, проведение религиозных мероприятий, поддержание и строительство церковных зданий и т.п.). Каждый член Исландской на-родной церкви старше 16 лет платит приходской налог. Исландия представляет собой одну епархию во главе с епископом, который изби-рается священниками, но назначается правительством. Епархия разде-лена на 15 церковных округов и 295 приходов. В Исландской народной церкви 112 священников (1989). С 1974 в сан священника посвящаются женщины. Подготовка кадров духовенства ведется на теологическом факультете Рейкьявикского университета. Формально правомочными церковными инстанциями являются: церковный совет, церковное со-вещание и уездное собрание. Ежегодно ок. 25% населения участвует в разного рода богослужениях. 90-95% граждан совершают такие рели-гиозные обряды, как крещение, конфирмация, венчание, погребение. Исландская народная церковь - член Всемирного совета церквей. Норвежская церковь. Наиболее влиятельная религиозная организация Норвегии имеющая статус гос-венной. Норвегия приняла христианство в нач. XI в. Евангелическо-лютерансткая церковь была введена в 1537 королем Кристином III. Существенное влияние на Норвежскую цер-ковь оказал Х. Хауге, а также национальные традиции и обычаи. Фор-мальный глава Норвежской церкви - король, высший законодатель-ный орган для Норвежской церкви - стортинг, административно Нор-вежская церковь управляется министерством по делам просвещения и церкви. К Норвежской церкви принадлежит ок. 93% населения страны. Страна разделена на 11 епархий, 91 церковный округ и 534 прихода. В Норвегии нет архиепископа, но епископ епархии Осло считается "пер-вым среди равных." В стране имеются около 1500 священнослужите-лей, находящихся на службе у гос-ва и получающих от него соответст-вующее жалование. В связи с этим для населения различные культовые обряды бесплатны. Подготовкой духовных кадров занимаются теоло-гический факультет университета в Осло и независимый теологический факультет приходских общин. В 1938 был принят закон о праве жен-щин быть священниками, но первая женщина-священник появилась в 1961. В норвежской церкви гомосексуализм и лесбиянство не считают-ся грехом и представителей этих "сексуальных меньшинств" венчают. В стране свыше 2800 церковных зданий. Каждый член Норвежской церкви платит церковный налог. Ежегодно богослужения посещает ок. 3,5% населения, однако 90-97% граждан совершают такие религиоз-ные обряды как крещение, конфирмация, венчание и погребение. С 1984 в Норвегии стал действовать высший орган Норвежской церкви - церковное собрание с решающими правами в области церковно-религиозной жизни. Норвежская церковь - член Всемирного совета церквей. Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (ОЕЛЦГ) - имеет в своем составе евангелическо-лютеранские церкви различных земель Германии. Во главе объединения - президент, епи-скоп. ОЕЛЦГ входит в состав евангелической церкви Германии (ЕЦГ), имеет свою административную структуру, близкую структуре ЕЦГ: си-нод, совет, церковную конференцию и т.д. Обладает большим числом мест в синоде ЕЦГ, тем не менее выполнение решений последнего для него необязательно (несмотря на продолжающиеся попытки руково-дства ЕЦГ преодолеть разобщенность). Немецкая евангелическая лю-теранская церковь - наиболее крупная лютеранская церковь в России, объединяет 346 приходов. Во главе стоит епископ. Силезская евангелическая церковь аугсбургского исповедания - самостоятельность получила в 1950. Действует на территории Чехии в районах Остравы и Чески-Тешины. Объединяет в основном верующих поляков. Численность ок. 35 тыс. человек. В ее состав входят две епар-хии (в Остраве и в Чески-Тешине), возглавляемые сеньорами. Церко-вью руководит синод, церковный совет и епископ. Церковный совет находится в Чески-Тешине. Кадры священников готовятся на факуль-тете евангелической теологии в Братиславе. Член Всемирного совета церквей. Словацкая евангелическая церковь аугсбургского исповедания - самая крупная протестантская церковь в Словакии. Организационно сложилась после создания Чехословакии в 1919-1922 гг. Объединяет ок. 400 тыс. верующих Чехии и Словакии и состоит из двух епархий (дистриктов), в которых объединены 14 сеньоратов и общин, имеющих 327 храмов. В церкви ок. 300 духовных служителей. Во главе стоит ге-неральный епископ. Подготовка кадров духовенства ведется в Брати-славе на факультете евангелической теологии. Церковь издает три журнала общим тиражом 25 тыс. экз. Члне Всемирного совета церквей (1994). Финская евангелическо-лютеранская церковь - гос-венная цер-ковь, объединявшая в нач. 80-х гг. XX в. в 593 приходах свыше 4 млн. членов, что составляло 90,6% всего населения. Воскресные богослуже-ния посещают 2,5% всех членов. Имеет 8 епархий, резиденция архи-епископа в г. Або. Епископы назначаются президентом. Церковный со-бор состоит из 108 членов, две трети которых - миряне. Члены цер-ковного собора избираются по епархиям на 4 года и заседают 2 раза в год. Церковный собор принимает решения по вопросам, которые были поручены ему правительством или касаются внутрицерковных про-блем. Церковному собору подчинены собрания епископов, имеющие характер совещательного и координационного органа, и Центральное церковное управление, состоящее из 15 членов и собирающееся раз в месяц под председательством архиепископа. Расходы церкви покрыва-ются за счет гос-венного бюджета и церковного налога, который взи-мается только с членов церкви. В 1988 женщины получили право быть посвященными в сан священника. Член Всемирного совета церквей. Шведская церковь - гос-венная церковь, ее высший административ-ный орган - правительство. Членами Шведской церкви становятся ав-томатически, если хотя бы один из родителей состоит в ней. Крещение не обязательное условие членства. Иммигранты лютеранского вероис-поведания автоматически причисляются к Шведской церкви. Таким образом, в настоящее время 92% всего населения Швеции - члены Шведской церкви. Церковь имеет 2565 приходов (1994). Страна разде-лена на 13 епархий во главе с епископом и соборным капитулом. Епи-скопа назначает правительство из трех кандидатур, получивших наи-большее число голосов на выборах. Епископ Упсальской епархии явля-ется "первым среди равных" и имеет титул архиепископа. Церковный собор, 251 депутат которого избирается раз в три года из духовенства и мирян, собирается ежегодно. Шведская церковь является крупным зем-ле- и лесовладельцем. Основной доход Шведская церковь имеет от церковного налога, которым облагаются все граждане (не члены церк-ви платят 30% от суммы налога). С 1958 женщины могут быть священ-никами: ок. четверти всех священников этой церкви - женщины. Член Всемирного совета церквей. Лестадианство - течение внутри швед-ской церкви, получившее название по имени Л. Лестадиуса, который с 1826 проповедовал среди лапландского населения на севере Швеции. Как самостоятельное течение распространилось с сер. 40-х гг. XIX в. Имеет аскетический характер с чертами экстатизма. Лестадиане высту-пают против современной техники, кино, театра, телевидения, ограни-чения рождаемости, считают грехом членство в профсоюзах и партиях, а также любое выступление против властей. Лестадиане не имеют об-щего руководства. Местные группы от 20 до 60 человек с проповедни-ками мирянами собираются на молитвы в чьем-либо доме или в специ-альных молельных домах. Летом происходят съезды лестадиан с бого-служениями, на которых собирается до 6 тыс. человек. Лестадиане имеют 2 газеты на шведском языке, 3 - на финском общим тиражом 20 тыс. экземпляров. Деятельность их финансируется за счет добро-вольных пожертвований. Общее количество лестадиан в Швеции ок. 20 тыс. Из Швеции лестадианство распространилось в Финляндию (ок. 100 тыс.), в США (ок. 40 тыс.), Норвегию (ок. 15 тыс.). Марониты - представители особой ветви католической церкви в Си-рии и Ливане, которые некогда были монофелитами, но в XVI в. при-знали верховенство Ватикана. Свое название марониты получили по имени религиозного деятеля VII в. Марона. Марониты до сих пор со-храняют свою организационную и культово-догматическую самобыт-ность (богослужение проводят на сирийском языке, отвергают цели-бат). Главой маронитов (после папы) является "патриарх Антиохии и всего Востока," резиденция которого находится ок. г. Бейрут. Помимо Ливана и Сирии, марониты распространены в Египте, Израиле, Иорда-нии, Южной Европе, Северной и Южной Америке, где, сохраняя соб-ственную литургию и духовенство, они подчиняются местным католи-ческим епископам. Орден Оранжистов - североирландская религиозная протестантская организация. Официальное название - Ирландский Верноподданный Оранжистский Институт. Названа по имени английского короля Виль-гельма III Оранского. Орден основан в 1795. Деятельность ордена оранжистов была направлена против ирландского национально-освободительного движения. После раздела Ирландии в 1921 влияние ордена, выступающего за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства, усилилось. Он играет существенную роль в политической жизни. Членов ордена, разнородного по социальному составу, в котором ок. 100 тыс. человек, характеризует ненависть к ка-толикам. Североирландская Протестантская Церковь - господствующая церковь в Северной Ирландии. К ней принадлежит две трети населе-ния. Она распадается на две церкви: так называемую Ирландскую цер-ковь, представляющую евангелический вариант англиканства, ее при-верженцы - потомки английских переселенцев XVII в., и церковь пре-свитериан, к которой принадлежат потомки шотландских переселен-цев, поддерживающие тесные связи с Церковью Шотландии. Религиозные объединения. В настоящее время существует множество различного рода религиоз-ных объединений, охватывающих как представителей одного направ-ления в религии (например, объединения христиан, буддистов, му-сульман и т.д.), так и общих для всех религиозных направлений. По-скольку слово "церковь" означает собрание, а эти объединения являют-ся собраниями по-разному верующих людей, которые стремятся к единству своей веры, мы посчитали уместным в этот справочник вклю-чить и собрания такого рода. Тем более, что во всех этих сообществах используются совместные молитвы и разного рода ритуалы. Именно этот факт позволяет считать эти сообщества тем, что в общепринятом значении именуется "церковью" и рассматривать эти сообщества как современные тоталитарные церковные объединения. Британский Совет Церквей (БСЦ). - экуменическая организация церквей Великобритании. Основана в 1942 при активном содействии Церкви Англии и др. британских церк-вей. В совете представлены почти все церкви Великобритании, за ис-ключением римско-католической церкви, с которой ведутся перегово-ры. БСЦ ставит своей задачей достижение единства христианских церквей в интересах всей нации. Президентом этого органа является архиеп. Кентерберийский. БСЦ объединяет более 700 местных советов церквей, которые устанавливают контакты между различными христи-анскими конфессиями на местных уровнях. БСЦ имеет отделы, ведаю-щие вопросами образования, вероисповедания, социальной ответствен-ности, международный и по делам молодежи. Ежегодно с 18 по 25 янв. под эгидой совета проводится неделя молитвы за единение всех хри-стиан. БСЦ делал неоднократные представления правительству, в ко-торых выражалось его мнение по социальным, морально-этическим проблемам британского общества, а также некоторым международным вопросам. Большое внимание уделяется благотворительной деятельно-сти, а также работе среди молодежи. Проводятся конференции моло-дых христиан. Между Церковью Англии и каждой из британских сво-бодных церквей ведутся переговоры о достижении тесного союза. Всемирная Исламская Лига (ВИЛ). - международная исламская организация, объединяющая круп-ных мусульманских деятелей различных районов мира и стран. Осно-вана в 1962, резиденция - в Мекке. Высший орган - Учредительный совет, в который входят 54 религиозных деятеля. Фактическим руково-дителем является генеральный секретарь, обычно избираемый из числа богословов Саудовской Аравии. Организация имеет целью "распро-странение исламского учения во всем мире." Издает еженедельную га-зету на арабском языке "Ахбар аль-Алам аль-Ислами" ("Известия ис-ламского мира") и журнал "Рабита аль-Алам аль-Ислами." Ведет ши-рокую миссионерскую деятельность. Более чем в 10 странах имеет фи-лиалы. ВИЛ претендует на роль руководящего центра всех междуна-родных неправительственных исламских организаций. Созванная по ее инициативе международная конференция исламских организаций мира (Мекка, 1974) учредила Высший комитет по координации деятельности исламских организаций земного шара, а Всемирная конференция ис-ламских средств массовой информации (Джакарта, 1980) - Верховный совет мусульманских средств массовой информации (с резиденцией в Мекке) В обеих организациях руководители ВИЛ занимают ведущие позиции. Имеет статус неправительственной консультативной органи-зации при ООН. Всемирная Лютеранская Федерация (ВЛФ). - международная организация лютеранских церквей, созданная в 1947 в г. Лунде (Швеция). ВЛФ объединяет 59 лютеранских церквей, ок. 50 млн. членов. Раз в 6 лет проводятся генеральные ассамблеи, ис-полнительный комитет во главе с генеральным секретарем собирается ежегодно, имеются национальные комитеты и комиссии. Штаб-квартира в Женеве. В задачи ВЛФ входит сплочение приверженцев лю-теранской церкви в мире, пропаганда "истинного" учения Христа, под-держка лютеранских церквей. В рамках ВЛФ проводятся исследования роли лютеранства в современном мире. Выпускается ежеквартальный журнал "Лютеранский мир." Позиция ВЛФ в международных вопро-сах, в основном, совпадает с позицией Всемирного совета церквей. Всемирная Федерация Студентов-Христиан (ВФСХ). - пацифистская протестантская молодежная организация. Создана в 1895 в Вадстене (Швейцария) для сплочения молодежи в борьбе про-тив влияния католической церкви; объединяет национальные протес-тантские молодежные организации 90 стран. Высший орган - Гене-ральная конференция (созывается раз в 4 года) избирает исполком. По-вседневной работой руководит секретариат, штаб-квартира в Женеве, с 1968 действуют постоянные региональные секретариаты. ВФСХ - член Всемирного совета церквей, имеет консультативный статус при Экономическом и социальном совете ООН и ЮНЕСКО, участвует в международных акциях. Издает "Вестник" (4 раза в год), бюллетень (3 раза в год) и др. издания. Всемирное Братство Буддистов (ВББ). - международная религиозная организация, имеющая целью "рас-пространение учения Будды и установление взаимопонимания среди буддистов, проживающих в различных частях планеты." Создана в 1950. Резиденция в Бангкоке (Таиланд). Высший орган - генеральная ассамблея, исполнительный орган - исполнительный комитет. Издает бюллетень "W. F. B. Review," книги и брошюры по буддизму. Всемирное Братство Православных Молодежных Организаций ("Синдесмос"). - международное объединение молодежных организаций право-славных церквей, созданное в 1953 в целях установления и развития сотрудничества между ними, укрепления единства православия и его позиций в современных условиях. Членами "Синдесмоса" (греч. - со-юз, связь, связующее звено) являются молодежные православные дви-жения, организации, духовные школы (семинарии, академии). Всего в "Синдесмос" входят 49 членов из 20 стран (1986), в том числе духов-ные школы русской и грузинской православных церквей. Всемирный Альянс Ассоциаций Молодых Христиан. (World Alliance of Young Men Christian Associations - YMCA), ИМКА - протестантская международная организация, ведущая работу с молодежью. Создана в 1855 в Париже. ИМКА объединяет националь-ные организации из 87 стран (ок. 8 млн. членов).Европейский комитет создан в 1949, постоянный секретариат и штаб-квартира находятся в Касселе (Германия), имеются отделения в Женеве, а также в Азии (Сянган), Латинской Америке (Монтевидео). Высший орган - Все-мирный совет, состоящий из делегатов национальных ассоциаций. Со-зывается 1 раз в 4 года. Ежегодно собирается исполнительный комитет и бюро президиума из 16 членов. Ведущую роль играют национальные ассоциации США и Германии. В практической деятельности широко используются такие формы работы, как молодежные лагеря, походы, курсы, благотворительные кампании. ИМКА поддерживает контакты с молодежными организациями многих стран, занимается издательской деятельностью. Всемирный Альянс Реформатских Церквей. - международное конфессиональное объединение реформатских церквей, сформированное на основе созданного в 1875 "Альянса ре-форматских церквей всего мира, придерживающихся пресвитерианской системы." Объединяет ок. 40 млн. протестантов-реформатов из различ-ных стран мира, в него входит более 81 тыс. протестантских конгрега-ций (реформаты, пресвитериане и конгрегационалисты), объединенных по континентальным секциям (1994). Штаб-квартира и исполком нахо-дятся в Женеве (Швейцария). В.А.Р.Ц. выступает за развитие конфес-сионального сотрудничества между всеми реформатскими церквями пресвитерианского и конгрегационалистского направлений, принимает участие в экуменическом движении, но четко ограничивает его рамка-ми экуменического реформатского конфессионализма, объединяющего 183 реформатские деноминации. Всемирный Исламский Конгресс (ВИК). - международная исламская организация, объединяющая мусуль-манских деятелей многих стран. Основана в 1926 в Мекке. Резиденция в Карачи. Специализируется на разработке социальных концепций. Выступала с инициативами создания особых организаций для межгос-венного сотрудничества мусульманских стран. Пропагандирует идеи превращения ислама в самостоятельную политическую силу, "одина-ково противостоящую как Западу, так и Востоку." Издает еженедель-ник "The Muslim World," религиозную литературу, рассчитанную глав-ным образом на популяризацию исламских социальных идей. Имеет статус неправительственной консультативной организации при ООН. Всемирный Консультативный Комитет Друзей (ВККД). - конфессиональная пацифистская организация, созданная в 1937 на Всемирной конференции друзей (квакеров) в г. Свартморе (США). Штаб-квартира в Лондоне. ВККД включает ок. 160 коллективных чле-нов, представителей региональных квакерских организаций из 27 стран (200 тыс. членов) (1994). Раз в три года проводит конференции, в про-межутках между которыми деятельностью ВККД руководит комитет из 12 человек. Имеются две секции: Североамериканская и Европейско-Африканская. Созданы региональные международные центры в круп-ных городах мира. ВККД ведет активную благотворительную и про-светительскую деятельность, занимается организацией демонстраций и маршей протеста. Поддерживает связи с широким кругом неправитель-ственных организаций. Издает журнал (2 раза в год), ежегодник и др. издания. Всемирный Методистский Совет (ВМС). - международная организация методистов, созданная в 1881 и объединяющая 62 церкви из 90 стран мира (ок. 50 млн. верующих) (1994). Возглавляется президентом ВМС. Собрания совета проходят каждые 5 лет. В них участвуют ок. 500 представителей методистских церквей, являющихся членами ВМС. Совет имеет постоянные комис-сии по евангелизации, по социальным и международным делам, по бо-гословскому образованию, по обмену священнослужителями, по про-блемам молодежи и др. Участвует в экуменической деятельности: осу-ществляет связи с Всемирным советом церквей, Всемирной лютеран-ской федерацией, с римско-католической церковью, ведет диалог с не-которыми Православными Церквями. Штаб-квартира в Лэйк-Джуналаска (штат Северная Каролина, США). Имеет отделение в Же-неве. Ассоциированными организациями, входящими в ВМС, являются Всемирная федерация женщин-методисток и Всемирное методистское историческое общество. Всемирный Пресвитерианский Союз (ВПС). - старейшее протестантское объединение, созданное на базе мис-сионерских организаций в XIX в. Первый генеральный совет ВПС, со-бравшийся в 1877, утвердил конфессиональную структуру союза. Роль ВПС является исключительно консультативной. Исполнительный ко-митет ВПС заседает ежегодно, имеются отдельные региональные ко-митеты. Помимо решения теологических задач (организация консуль-таций, издание трудов Кальвина и т.д). ВПС играет заметную роль в становлении и развитии диалога с католической церковью. ВПС прово-дит работу по интеграции христианских церквей. С 1963 проводятся ежегодные консультации с представителями лютеранства; на ассамблее Всемирного совета церквей в Найроби произошло слияние ВПС с меж-дународным конгрегационным советом. Периодически издается жур-нал "The Reformed World." Всемирный Совет Церквей (ВЦС). - крупнейший руководящий орган всего экуменического движе-ния. ВСЦ был создан путем слияния трех протестантских движений ("Вера и порядок," "Жизнь и деятельность" и "Международный мис-сионерский совет") на I Генеральной ассамблее ВСЦ в Амстердаме в 1948. Организаторы ВСЦ рассчитывали путем сравнительного изуче-ния вероисповедных различий между церквями и кооперирования в об-ласти практической деятельности создать единое христианское объе-динение. Следующие ассамблеи ВСЦ проходили: II - в Эванстоне (США, 1954); III - в Нью-Дели (1961); IV - в Упсале (1968); V - в Найроби (1975); VI - в Ванкувере (1983); VII - в Канберре (1991). VIII ассамблею ВСЦ намечено провести в дек. 1998 в столице Зимбаб-ве Хараре. На ассамблее в Упсале (1968) был провозглашен лозунг "обновления" религии. С позиций религии дается оценка таким гло-бальным проблемам человечества, как мир и разоружение, экология, футурология, социальный и научно-технический прогресс. В после-дующие годы широко рассматриваются вопросы установления нового международного информационного порядка, осуществляется програм-ма "Справедливость, мир и целостность творения." Вырабатываются решения, общие для всех членов ВСЦ (в частности, осуждение меж-христианского прозелитизма и др). Штаб-квартира находится в Жене-ве. Во главе стоит Генеральный секретарь. При ВСЦ существует Меж-дународная организация гомосексуалистов и лесбиянок. В 1983 члена-ми ВСЦ состояло свыше 300 религиозных объединений из 100 стран мира, в то время он объединял 440 млн. верующих. Всемирный Союз Баптистов (ВСБ). - международная организация баптистов, созданная в Англии в 1905, первоначально с богословскими целями. ВСБ объединяет 33,7 млн. человек из 122 баптистских организаций в 140 странах (1994). Раз в 5 лет созывается Всемирный конгресс |
|
Полезная информация: |