Теократическая организация

Первая ассамблея

С 7 по 10 августа 1975 года я присутствовал на первой национальной ассамблее “свидетелей Иеговы”. Она происходила в муниципальном Дворце спорта в Барселоне, а темой ее было верховенство Божие.

Мне кажется, что и темой своей, и целью она была подобна всем остальным ассамблеям, на которых я присутствовал, будучи “свидетелем Иеговы”, и мне также кажется, что и в дальнейшем они были подобны одна другой.

Разумеется, господствующей нотой были настойчивые утверждения о близком конце света. У меня до сих пор со­хранилась программа этой ассамблеи, и эта тема присутствует в каждой ее части. В подтверждение сказанному приведу заголовки нескольких выступлении: “Бодрствуйте, чтобы спастись”, “С упованием встречайте великие муки”, “Храните семью единой в последние времена”, “Прибежище наше - нетленное Царствие Небесное”, “Один мир, од­но правительство под верховенством Божиим” и т. д. Другой большой темой была повелительная необходимость ходить из дома в дом: “Радость служить Иегове”, “Не упустите благословений” и т. д. Тем самым, стало быть, нас весьма настойчиво привязывали к теократической организации как к единственному средству спасения.

Альтернатива католичеству

Мне кажется, что этот последний пункт объясняет в зна­чительной степени распространение в те годы в Испании этой организации. Испанцы не привыкли к тому, чтобы им говорили о спасении, основанном на личных отношениях с Иисусом Христом, но скорее на факте принадлежности к Католической Церкви. Воинствующая роль Церкви во время гражданской войны в Испании и идеологическая под­держка, которую она оказывала режиму генерала Франко, сделала ее для многих нежелательной. Вместе с тем, сохранялась идея о том, что спасение должно достигаться в ка­кой-то определенной организации. Именно это и предлагали “свидетели Иеговы”. С одной стороны, они яростно нападали на прочие религиозные организации, а с другой - представляли истинной религией себя.

Кроме того, они предлагали людям полную безопасность, подражая самым большим с их точки зрения недостаткам римо-католичества. Например, они критиковали эксплуатацию монахов и монахинь, а между тем экономическая им­перия “Сторожевой башни” покоилась на экономической эксплуатации членов, что было ничуть не лучше. Нападали на иерархию и на папство, но иерархия “Сторожевой башни” была гораздо более разветвленной, и поскольку объединения были меньше, это позволяло осуществлять более полный контроль. Что до претензий на безошибочность, то они отнюдь не уступали папским. Разоблачали систему манипулирования массами, скажем, посредством процессии или католических конгрессов, где, как утверждалось, распространялась коллективная истерия, в то время как на участковых собраниях “свидетелей Иеговы” именно она и царила в полной мере.

Тем самым, испанцам предлагалось воспользоваться социологическим воспитанием, полученным в лоне Католической Церкви, но при этом нападая на него.

Эта типичная гордыня быть единственно истинной религией оставалась в целости, но вместо угрозы инквизиции или преследований, которым подвергались в Испании религиозные диссиденты, налицо была угроза того, что скоро Бог Иегова повергнет в Армагеддоне всех тех, кто не при­надлежит к организации “свидетелей Иеговы”.

Я признаю, что испытывал эту гордыню. Быть “свидетелем Иеговы” порождало во мне чувство превосходства. Всего лишь через несколько месяцев (ибо осень 1975 была не­далеко) Бог разрушит существующий порядок, и в то время, как большая часть человечества будет уничтожена, я вместе с другими “свидетелями Иеговы” перейду в новый порядок. В то время, как все человечество погрязало во грехе, мы шли от дверей ко дверям, чтобы возвестить людям об участи, которая их ожидала. Пока тем летом люди шли на пляжи, мы собирались, ожидая этого нового порядка, который возна­градит все наши жертвы. Даже и эта ассамблея была жертвой. Все ее участники были добровольцы, не получавшие никакого вознаграждения от “свидетелей Иеговы”.

Мы ели стоя, ибо “Сторожевая башня” не собиралась тратить ни одного сентаво на приобретение стульев. Мы принимали пишу прямо в зале собраний, чтобы не прерывать проповедей Царства. Мы плохо спали и были вынуждены приходить пораньше, чтобы найти сидячие места. Мы приехали сюда, заплатив обычную цену, в ужасном поезде, нанятом “Сторожевой башней” для ассамблеи, но мы делали все это с удовольствием.

Было здесь также и интеллектуальное удовлетворение. Я помню, что во всем нашем отделении я был единственным студентом, а во всей Испании не нашлось бы и дюжины “свидетелей Иеговы” с университетским дипломом. И однако, я был убежден, что эти некультурные и во многих случаях неграмотные люди намного мудрее кого бы то ни было. Они знали, что конец близок и что они перейдут в новый по­рядок.

Мои родители и мой брат приехали на эту ассамблею. Оглядываясь на это сегодня, по прошествии времени, я сожалею, что испортил им каникулы. Мы совершили очень тяжелое путешествие, затратив почти десять часов, чтобы добраться до Барселоны, в поезде, нанятом “Сторожевой башней”. В последующие дни нам приходилось переносить жару, усталость и много других трудностей, чтобы не пропустить ни одной проповеди на ассамблее. Я, тем не менее, был очень взволнован. В то время, как мой отец различал всю мишуру этой ассамблеи, я был ослеплен тем, что видел. Тысячи человек собрались здесь, свидетельствуя, что конец - это дело лишь нескольких недель, и что только они и прочие “свидетели Иеговы” перейдут в новый порядок, что ничто, абсолютно ничто из этой несправедливой человеческой системы не выживет. Все эти люди, изучавшие, как передавать Благую Весть и как вести себя в теократии, обновляли свое рвение под взглядом “Сторожевой башни”, которая по этому случаю выпустила новую книгу, тысячи экземпляров которой распродавались тут же.

  zip оглавление << >>

 
 
 
 
© Центр Духовного развития молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы 1999-2001
 
Полезная информация: