Творения

Святаго Отца Нашего

Иоанна Златоуста,

архиепископа Константинопольскаго,

в русском переводе.

Слава Богу за все. Аминь.
Св. Иоанн Златоуст.


ТОМ ПЕРВЫЙ

в двух книгах.

КНИГА ВТОРАЯ.


Подробное оглавление.


О священстве:
Слово первое.
Слово второе.
Слово третье.
Слово четвертое.
Слово пятое.
Слово шестое.
Беседа по рукоположении во пресвитера.
Против аномеев:
Слово первое.
Слово второе.
Слово третье.
Слово четвертое.
Слово пятое.
Слово шестое.
Слово седьмое.
Слово восьмое.
Слово девятое.
Слово десятое.
Слово одиннадцатое.
Слово двенадцатое.
Разсуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог.
Против иудеев:
Слово первое.
Слово второе.
Слово третье.
Слово четвертое.
Слово пятое.
Слово шестое.
Слово седьмое.
Слово восьмое.
Слово о проклятии.
Слово на новый год.
О Лазаре:
Слово первое.
Слово второе.
Слово третье.
Слово четвертое.
Слово пятое.
Слово шестое.
Слово седьмое.


КНИГА ВТОРАЯ.

X. О священстве.

      СЛОВО ПЕРВОЕ. Лучший друг детства Иоанна Златоуста - Василий. - Они никогда не раставались между собою. - Намерение их обоих принять иночество. - Слезы и просьбы матери, отклонившия Иоанна от исполнения этого намерения. - Подвижническая жизнь друзей. - Слух о намерении посвятить их обоих в епископский сан. - Уклонение Златоуста и избрание Василия. - Жалобы Василия и оправдания Иоанна. Нравственное значение хитрости - в зависимости от намерения. - Польза ея как в мире, так и на войне. - К ней прибегают как врачи тела, так и врачи души. - Исцеление больных таким способом. - Ею пользуется и ап. Павел, чтобы привлечь иудеев к Иисусу Христу.

      СЛОВО ВТОРОЕ. Священство есть наивысшее доказательство любви, какое только можно дать в отношении к Иисусу Христу. - Преимущества священства. - Кровь Иисуса Христа есть цена душ. - Любовь Иисуса Христа к Своей церкви. - Обязанности священства более важны, чем всякаго другого положения. - Мало достойных для него. - Ответственность священника. - Враги стада Христова. - Лечение душ труднее, чем лечение овец. - Трудность постижения самой причины боления душ. - Нет другого средства, кроме убеждения. - Священство требует превосходной души. - Насколько благоразумие необходимо священнику. - Священство есть должность, исполненная затруднений и опасностей. - Необходимость вполне знать кандидата на священство. - Превосходныя свойства человеколюбия. - Похвала Василию. - Его человеколюбие. - Почему Златоуст отказался от епископства. - Его отказ не только не послужил ко вреду избирателей, но избавил их от нареканий, которым они иначе подверглись бы.

      СЛОВО ТРЕТЬЕ. Златоуст продолжает свое оправдание. - Его отказ произошел не от гордости. - Обвинять других в неуважении к священству значит обнаруживать собственное невысокое мнение о нем. - Отказ его произошел не из тщеславия. - Любовь к славе напротив должна бы побудить его принять епископство. - Священство имеет небесный характер. - Величавая обстановка священства ветхозаветнаго и превосходство священства новозаветнаго. - Величие христианскаго тайнодействия. - Священник сильнее ангелов. - Источники его могущества. - Священники ветхозаветные только давали свидетельство об исцелении проказы тела, а священники новозаветные исцеляют проказу души. - Если наши родители дают нам жизнь телесную, то священники сообщают нам жизнь духовную, и они могут нам давать ее, когда даже мы потеряли ее. - Крещение. - Покаяние. - Даже ап. Павел трепетал, размышляя о высоте своего служения. - Тоже самое устрашило и Златоуста. - Ясное сознание высоты священнослужения с одной стороны и сознание своей слабости - как побуждения, заставившия его отказаться от епископства. - Другия побуждения, как заключающияся в опасностях и трудностях, сопряженных с священнослужением. - Устранение тщеславия со всеми сопровождающими его страстями. - Чем возвышеннее священство, тем омерзительнее злоупотребления им. - Можно желать священства, но не возвышения и власти, связанных с священством. - Священник должен быть господином над самим собою: печальныя последствия гнева. - Погрешности священников быстро становятся известными всем и происходящий отсюда соблазн. - Примеры неудачных избраний. - Управление вдовицами, попечение о девственницах, церковное судопроизводство, связанныя с ним трудности. - Отлучение и требуемое им благоразумие.

      СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Возражение Василия, что все сказанное его другом относится к тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к нему. - Опровержение этого возражения. - Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. - Иуда был призван к апостольству. - Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому с ними наказанию. - Необходимо рукополагать с крайнею осторожностью. - О церковном служении. - Дар слова, как необходимая принадлежность священника. - Без дара слова не достаточно ни добраго примера, ни даже дара чудотворения. - Слово, как единственное оружие, которым можно отражать врагов церкви. - Сравнение церкви с сильною крепостью. - Главные враги, с которыми приходится церкви иметь дело: иудеи, язычники, манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. - Враги домашние, возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. - Возражения Василия: не презирал ли красноречия ап. Павел? - Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов своего времени. - Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова, то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненною любовию к Господу Иисусу. - Красноречие ап. Павла - простое и сильное, единственно основанное на знании и восторженности. - Похвальный отзыв о его посланиях. - Необходимость для епископа обладать ученостью, чтобы наставлять других. - Он должен быть способен защищать догматы веры.

      СЛОВО ПЯТОЕ. Продолжение разсуждения о церковном красноречии. - Беседы, предназначаемыя для народа, требуют большаго труда. - Трудность удовлетворить слушателей, потому что они часто приходят не за тем, чтобы назидаться, но за тем, чтобы судить о проповеднике. - Чтобы с успехом преодолеть эту трудность и овладеть слушателями, необходимы две вещи: пренебрежение к похвалам и сила слова. - Пренебрежение к похвалам не имеет никакого значения без силы слова, и наоборот. - К пренебрежению похвалами нужно прибавить и презрение к зависти. - Недостаточно приобресть дар слова, нужно еще сохранять его трудом и упражнением, потому что красноречие есть дар изучения еще более, чем природы. - Чем выше у проповедника дар слова, тем более он должен трудиться над ним. - Козни великому проповеднику со стороны его завистливых врагов. - Немного людей, которые в состоянии основательно судить о беседах. - Сильный сознанием своего дара, проповедник может становиться выше суждений толпы. - Еще больше уверенности ему может дать стремление к главной цели - благоугодить Богу. - Пренебрежение к похвалам не менее необходимо и тому, кто не обладает даром красноречия.

      СЛОВО ШЕСТОЕ. Ответственность священника за грехи вверенной ему паствы. - Благоразумие и осторожность, с которыми нужно жить, чтобы предохранить себя от заражения делами мира сего и сохранять красоту души. - Ревность, тщательность и бдительность в отправлении священнослужения. - Священники суть посланники Божии не к одному только городу, но ко всей земле. - Они поставлены, чтобы молиться и ходатайствовать о прощении грехов людей, и не только живых, но и умерших. - Призвав Св. Духа, они благоговейно приносят великую жертву, приближаться к которой должно со страхом и трепетом. - Они носят в своих руках Владыку и Господа всех людей. - Необходимость для них самаго тщательнаго благоразумия, чтобы не оскорбить кого-нибудь из ближних, приспособляться ко всем, не прибегая к хитрости, притворству и лести, но скорее действуя с великим дерзновением и свободою, причем попеременно, смотря по обстоятельствам, можно употреблять суровость иди мягкость. - Как ни велики труды монахов и как ни трудна брань, которую они ведут, но во всяком случае служение епископа труднее отшельничества. - Осуществлять добродетель в пустыне легче, чем при исполнении церковных дел, так как эти дела подвергают епископа многим случайностям и легко открывают в нем пороки и недостатки, которые не обнаружились бы в пустыне. - Повторение совета непренебрегать народною молвою, хотя бы она была ложною. - Нетрудно спастись самому себе. - Священник подлежит более страшному наказанию, чем простые верующие. - Состояние, которое должен переживать человек, когда его хотят возвесть в священный сан. - Нет более страшной брани, как та, которую воздвигает на нас в таких случаях диавол.

XI. Беседа по рукоположении во пресвитера.

      Мысли и чувства по случаю возведения в высокий сан священства. Неуверенность в своих способностях. - Вся вселенная хвалит Бога, за исключением грешников. - Но и грешник может найти способ славословия. - Похвала Фланиану, епископу антиохийскому. - Знатность его происхождения и великость его подвижничества. - Воспоминание о Мелетие, епископе антиохийском. - Просьба о молитве за новаго пресвитера.

XII. Против аномеев.

      СЛОВО ПЕРВОЕ. Похвала Флавиану. Величие его человеколюбия. - Смысл изречения: „аще разум испразднится". - Опровержение аномеев. - Проповедник намерен вразумлять, а не добивать своих противников. - Бог непостижим не только в Своей сущности, но и в Своем промышлении; не только в Своем промышлении, насколько оно управляет всем творением, но еще и насколько оно управляет судьбами одного народа, например народа иудейскаго. - Увещание.

      СЛОВО ВТОРОЕ. В разсуждении о божественных предметах нужно руководиться не разумом, а верою. - Аномеи притязают на то, что они знают Бога так же, как Он знает Самого Себя. - Испытывать Его сущность с чрезмерным любопытством значить оскорблять Его. - Необходимость умеренности в разсуждениях с еретиками.

      СЛОВО ТРЕТЬЕ. Славословие Бога более полезно человеку, чем Богу. - Бог не постижим для ангелов. - Человек не может проникнуть даже в существо ангелов. - Верховныя силы не могут постигнуть Бога и при Его снисхождении. - Укор антиохийцам за то, что они тотчас после беседы ушли из церкви. - Действенность общественной молитвы.

      СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. О непостижимости естества Божия. - Краткое повторение предшествующих бесед. - Ангелы узнали о некоторых тайнах только с нами и чрез нас. - Они не знают существа Божия. - Похвала антиохийцам за ту послушность, с которою они исполняли данные им советы. - Предостережение против карманных воров, появившихся в церкви.

      СЛОВО ПЯТОЕ. О непостижимости естества Божия. - Сын и Св. Дух вполне знают Отца. - Слова: Бог и Господь одинаково свойственны Отцу и Сыну. - Мудрость ап. Павла в его наставлениях. - Не только существо ангелов, но даже и существо нашей души не постижимо для нас. - Возражение аномеев, что нельзя поклоняться тому, чего не знаешь. - Ответ на это возражение. - Сила молитвы. -Смирением производится дерзновение.

      СЛОВО ШЕСТОЕ. О святом Филогоние. - Насколько будущая жизнь выше настоящей. - Св. Филогоний сначала был адвокатом. - Избранный во епископа, он предался совершению всякаго рода добродетелей. - Назидание по случаю приближения праздника Рождества Христова. - Истинное покаяние, даже краткое, может очистить совесть. - Способ совершения покаяния.

      СЛОВО СЕДЬМОЕ. О единосущии Сына с Отцом. - Необходимость внимательнаго отношения к слову Божию. - Сын единосущен Отцу. - Выражения св. Писания, повидимому уничижающия Сына, находят себе объяснение в воплощении. - Другия побуждения для таких изречений св. Писания. - Две воли во Иисусе Христе. - Увещание к молитве.

      СЛОВО ВОСЬМОЕ. О суде и милостыне и о просьбе матери сынов Заведеевых. - Ответ на возражение еретиков. - Сын имеет ту же власть, что и Отец. - Милостыня измеряется не по величине подаяния, но по чистоте намерения. - Похвала ап. Павлу, изречения котораго приводит проповедник. - В каком смысле сказал Иисус Христос: „несть Мое дати". - Награду заслуживает тот, кто подвизается.

      СЛОВО ДЕВЯТОЕ. О четырехдневном Лазаре. - Иисус Христос знал, где находился Лазарь. - Не должно быть слишком легковерным. - Почему Иисус Христос молился пред воскрешением Лазаря? - Не вследствие необходимости, а вследствие присутствовавшаго там народа и в ответ на просьбу Марфы.

      СЛОВО ДЕСЯТОЕ. Вступление. - Различие между долгом денежным и долгом духовным. - Иисус Христос единосущен Отцу. - Уничижение принято Им для того, чтобы снизойти к нашей немощи и чтобы наставлять нас не только словами, но и примером. - Ему свойственно то же всемогущество, что и Отцу. - Доказательство, заимствуемое из исцеления слепорожденнаго. - Как несовершенен закон. - Сын равен Отцу. - Доказательства из св. Писания. - Нужно избегать всякой вражды. - Увещание к примирению с врагами.

      СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ. О непостижимости существа Божия. - Когда дело идет об истинах веры, то следует основываться главным образом на св. Писании. - Божество Иисуса Христа, доказываемое на основании первой главы книги Бытия. - Согласие Ветхаго и Новаго Заветов. - Обязанность христиан присутствовать при собраниях верующих и водить туда своих детей. - Присутствие в этих собраниях в церквах приносит двоякую пользу.

      СЛОВО ДВЕНАДЦАТОЕ. О разслабленном, бывшем в разслаблении тридцать восемь лет и на слова: „Отец Мой доселе делает и Аз делаю" Иоан. V, 17. - Сравнение проповедника с землепашцем. - Почему Иисус Христос показывался иудеям в дни праздников. - Исцеление разслабленнаго. - Почему Иисус Христос спрашивает больного. - Похвала разслабленному. - Почему Иисус Христос повелевает ему взять и понести постель. - Иисус Христос по всемогуществу равен Отцу. - Увещание присутствовать в собраниях церкви.

XIII. Разсуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог.

      Нелюбовь большинства людей к длинным разсуждениям. - Простое общедоступное разсуждение. - Обращение к язычникам с доказательствами, что Иисус Христос есть Бог: основание церкви, быстрое распространение Евангелия, обращение римлян и варваров, совершенное в непродолжительное время лицами совне презренными, без всякой посторонней помощи. - Такое дело не могло быть делом рук человеческих. - Обращение к иудеям. - Против них гласит Ветхий Завет. - Все главныя тайны и события христианства предсказаны были пророками. - О том, что Христос будет Богом и человеком, предсказывал пророк Варух. - Что Он родится от девы - Исаия. - Что родится в Вифлееме - Михей. - Что будет исцелять всякия болезни - Исаия. - Неблагодарность иудеев также предсказана Давидом и Исаией. - Погребение Христа - Давидом и Исаией. - Проповедь апостолов - Давидом и Иоанном. - Об отвержении иудеев предсказывали Малахия, Исаия, Моисей. - Страшный суд предвозвещен Малахией, Давидом, Варухом, Исаией. - Чествование, воздаваемое кресту. - Частое употребление крестнаго знамения. - Части истиннаго креста, находимыя по всему миру. - Исполнение пророчеств Иисуса Христа. - Чудо распространения Евангелия. - Поражение императоров в войне, воздвигнутой ими против церкви. - Тщетность усилий, которыя иудеи с помощию Юлиана Отступника употребляли для возстановления храма вопреки пророчеству Иисуса Христа.

ХIV. Против иудеев.

      СЛОВО ПЕРВОЕ. Прерывая свои беседы против аномеев о непостижимости существа Божия, проповедник переходит к обличению иудействующих. - Христианам не должно принимать участия в постах и праздниках иудейских, потому что 1) иудеи люди жалкие, делающие все несвоевременно. - Они не постились, когда следовало им поститься, и постятся теперь, когда не следует поститься: потому-то они и отвергнуты и на их место явились христиане. - 2) Их синагога не лучше театра, место распутства и вертеп разбойников; она есть обиталище демонов, между тем как церковь есть дом Божий. - Обладание св. Писанием не делает синагогу досточтимою и не может служить оправданием для тех, кто посещает ее, ибо 1) иудеи оскорбляют св. Писание, утверждая, что оно не говорит ничего об Иисусе Христе; 2) они пользуются им лишь для того, чтобы обольщать немощных; З) не только синагога, но и самая душа иудеев есть обиталище демонов. - Бог отверг их жертвы, их праздники и самый храм, предавая его в руки язычников. - Не может служить оправданием посещения синагоги и желание получить исцеление от какой-нибудь болезни, потому что 1) обитающие в ней демоны не могут исцелять; 2) даже если бы они и могли, не следует губить свою душу ради исцеления тела. - Нужно употреблять все средства к тому, чтобы отвращать своих братьев от иудействования, особенно потому, что, не делая этого, мы участвуем в их преступлении и подвергнемся одинаковому с ними наказанию.

      СЛОВО ВТОРОЕ. Против тех, которые содержат иудейский пост, и против самих иудеев. - Не должно соблюдать иудейскаго поста, потому что 1) лишаются благодати Христовой те, кто служат ветхому закону, хотя бы в одном каком-нибудь отношении; 2) соблюдающие закон в одном отношении, тем самым обязываются соблюдать его весь под страхом проклятия. - Закон есть добрая вещь, но под условием, если он приводит к Иисусу Христу. - Он есть зло для тех, которых не приводит к Нему, следовательно для иудействующих. - Бог более ревнует о чести верующих, чем о собственной славе; взаимно и верующие должны ревновать о чести Божией и не допускать своих жен посещать синагоги.

      СЛОВО ТРЕТЬЕ. К тем, которые попрежнему постятся в Пасху. - Не должно участвовать в соблюдении поста, который иудеи соблюдают перед своей пасхой, потому что это может служить причиной раскола и разномыслия, а разномыслие есть худшее из зол: таково учение ап. Павла и отцов Никейскаго собора. - Бог, разрушая город, в котором только и можно было законно совершать иудейскую пасху, с достаточностью показал, что Он отверг все праздники иудейские и освободил нас от обязанности соблюдать дни, установленные законом. - У самих иудеев соблюдение места должно бы стоять выше и иметь больше важности, чем соблюдение времен, потому что соблюдение времен часто бывает совершенно невозможным.

      СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Против иудеев, на трубы их пасхи. Сказано в Антиохии, в великой церкви. - Чтобы судить, хорошо, или худо известное действие, нужно не столько соображаться с его сущностью, сколько с волей Божией. - Между тем пост иудейский идет против воли Божией. - Все священнодействия должны в действительности совершаться в Иерусалиме, а не в другом каком-либо месте, как это доказывает сам закон и пример святых праведников. - Разрушая Иерусалим, Бог ясно показал, что ему не благоугодно было более богослужение иудеев.

      СЛОВО ПЯТОЕ. Похвала усердию слушателей. - Храм иудейский не будет возстановлен. - Это доказывается: 1) предсказанием Иисуса Христа, которое несомненно возъимеет силу, так как другия предсказания Сына Божия уже исполнились; 2) на основании пророков: те же пророки, которые предсказывали начало и конец трех первых пленений, не только не указали конца для четвертого, теперешняго их пленения, но прямо предсказывали, что оно не окончится; 3) тщетностью усилий, которыя иудеи употребляли для возстановления их храма; 4) на основании пророчеств, которыми предвозвещено, что новозаветное богослужение распространится по всей земле. - Увещание христианам удаляться от праздников иудейских.

      СЛОВО ШЕСТОЕ. Предшествующая длинная беседа, как причина горловой болезни проповедника. - Жажда к обличению иудеев. - Краткое обобщение предшествующей беседы. - Чему иудеи могут приписать теперешнее свое бедствие. - Нельзя приписывать его ни тяжести их грехов, ни могуществу людей. - Не смотря на старание точно соблюдать закон, они теперь более несчастны, чем когда-либо, и это потому, что они распяли Господа Иисуса. - Подтверждение этого на основании пророков. - Из их бедствий обнаруживается Божество Иисуса Христа, потому что если бы Он был обманщик, то не смотря на всех грехи, Бог пощадил бы их ради имени Своего, чтобы не дать основания для прославления врага Своего. - Кроме своего города и своего храма, иудеи потеряли и все свои преимущества, они не имеют более и священства. - Что такое их теперешние священники в сравнении с древними священниками? - Изложение обрядов посвящения и других обстоятельств, придававших досточтимый характер священству в древности. - Обличение христиан, посещающих синагоги. - Поведение их подлежит осуждению и неизвинительно ни в каком отношении. - Увещание к более благоразумным отвращать своих собратьев от этих нелепых, как и преступных суеверий.

      СЛОВО СЕДЬМОЕ. Если храм иудейский, как доказано выше, разрушен окончательно, то вследствие этого у иудеев не может уже быть ни жертвоприношений, ни священства. - Эти учреждения, как доказывает св. Писание и особенно ап. Павел, отменены вследствие их несовершенства, жертвоприношением воплотившагося Бога, и оне не будут возстановлены. - На место священства по чину Ааронову явилось священство по чину Мелхиседека и древний закон заменен новым, соответственно новому священству.

      СЛОВО ВОСЬМОЕ. Недостаточно только предостерегать своих собратьев прежде, чем они согрешили; нужно еще заботиться о них и после того, как они подпали греху. - Так Бог действовал по отношению к Адаму и Каину, ап. Павел по отношению к блуднику, самарянин к израненному разбойниками. - Мы не должны разглашать о проступках наших собратьев, а должны стараться о том, чтобы излечить согрешающих и удержать их от иудействования, внушая им особенно, как нелепо прибегать к демонам для поправления здоровья. - Христианин должен скорее страдать, чем грешить, по примеру Иова, разслабленнаго и Лазаря. - Эти страдания посылаются от Бога для исправления нас, и сын не должен жаловаться на отца, когда он исправляет его. - Кроме того, терпение в страдании приносит добрые плоды; на земле оно приобретает похвалу и преклоняет Бога к исцелению переносимых болезней, а на небе оно подготовляет получение венца мученическаго.

ХV. Слово о проклятии.

      Связь этого слова с беседами против аномеев. - После опровержения еретиков проповедник обращается к тем из своих слушателей, которые по избытку ложной ревности проклинали еретиков, не имея права на то. - Проклинающие грешат против человеколюбия. - Любовь Иисуса Христа ко всем людям. - Пример ап. Павла. - Его мягкость и умеренность. - Не должно проклинать ни живых, потому что они могут еще покаяться, ни мертвых, потому что суд над ними принадлежит уже Богу.

XVI. Слово на новый год.

      Сожаление об отсутствии епископа (Флавиана). - Намерение проповедника продолжать похвалу ап. Павлу начатую за несколько дней раньше, но обстоятельства заставили его изменить предмет речи и заняться обличением безумств, происходивших в городе Антиохии. - Обличение языческих суеверий. - Заблуждение тех, которые думают, что для того, чтобы весело и счастливо провести наступающий год, необходимо весело и счастливо провесть первый день его. - Истинное средство быть счастливым в течение всего года состоит в том, чтобы и начать и проводить его в страхе Божием и в соблюдении его заповедей. - Дни не разделяются на счастливые и несчастные. - Кто имеет чистую совесть - всегда счастлив, а чья совесть обременена грехами - всегда несчастлив, что бы он ни делал. - Изъяснение изречения ап. Павла: "аще убо ясте, аще ли пиете, вся во славу Божию творите".

XVII. О Лазаре.

      СЛОВО ПЕРВОЕ. Похвала слушателям за то, что они не предавались новогодним безумствам и сделали из новолетия день духовных радостей. - Многие однако перешли от церкви в корчемницу, издеваясь над увещаниями. - Обличение их. - Их издевательства не препятствуют высказывать истину и возставать против безобразий. - Образ действий Иисуса Христа по отношению к Иуде, котораго Он не переставал предостерегать и наделять благами, чтобы напоминать ему о его обязанностях. - Так же нужно и вообще поступать по отношению к грешникам. - Неодинаковая судьба уготована в будущей жизни тем, которые живут в изнеженности и наслаждениях, и тем, которые проводят жизнь в бедности и страдании. - Пример Лазаря и безсердечнаго богача. - Трапеза христианина должна сопровождаться молитвой и чтением св. Писания. - Нужно есть и пить умеренно.

      СЛОВО ВТОРОЕ. Продолжение истории Лазаря и безсердечнаго богача. - Опровержение народнаго поверья, перешедшаго от язычников, что люди, умершие насильственною смертью, становятся демонами. - Если Иисус Христос называет иудеев сынами диавола, то потому, что они подражали делам диавола. - Чрез свои грехи, а не чрез насильственную смерть люди могут уподобляться демону. - Трогательное описание смерти беднаго Лазаря и смерти безсердечнаго богача. - Жестокость богача в сопоставлении с человеколюбием Авраама. - Закон милостыни. - Если бедный нуждается в хлебе, то нужно подать ему, хотя бы он был и негодным человеком.

      СЛОВО ТРЕТЬЕ. Почему сказано богачу не: приял еси благая твоя в животе твоем, но восприял? - Почему праведники часто подвергаются опасностям, а грешники избегают их? - Необходимо всем христианам читать св. Писание, не только духовным, но и светским. - Последним еще более необходимо это чтение, потому что они более подлежат искушениям. - Св. книги так превосходны, что оне всегда полезны даже и тем, которые понимают их лишь немного. - То, что осталось непонятным при первом чтении, сделается понятным при втором. - Незнание св. Писания есть источник ересей. - Бог не оставляет без вознаграждения никакого добра, даже совершеннаго злыми людьми, равно как не оставляет без наказания никакого греха, даже у добрых людей, и у них даже в особенности. - Нет ничего опаснее положения нечестиваго, который благоденствует. - Похвала терпению. - Нетерпеливость есть мать богохульства. - Почему Бог не наказывает всех в этом мире? - Примеры терпения, заимствованные из Ветхаго Завета.

      СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Предложение объяснения притчи о богаче и Лазаре. - Евангельские примеры и особенно пример богача показывают, что все мольбы отошедших отсюда отягченными грехами будут безполезны. - Разсматриваемая притча есть превосходный урок для богатых и бедных, она может одинаково смирять первых и унижать последних, заставить нас любить бедность и презирать богатство. - Св. Писание и разум с достаточностью убеждают нас в существовании загробной жизни; нет надобности, чтобы мертвые возвращались к нам для удостоверения нас в этом. - Сила и значение совести, напоминающей нам о старых наших прегрешениях. - Подтверждение этого изложением истории Иосифа.

      СЛОВО ПЯТОЕ. Разсуждение о воскресении. - Объяснение слов ап. Павла о будущем воскресении 1 посл. к Фессал. IV, 12. - Утешение верующим в скорби по случаю смерти дорогих для них лиц. - Они должны отличаться от неверных своим поведением так же, как они отличаются от них и своим верованием. - При смерти дорогих и близких лиц не нужно предаваться скорби, а нужно уподобляться в этом отношении прав. Иову и Аврааму, которые оба обнаружили великодушие и мужество: первый не пал духом при лишении всех своих детей, а второй не поколебался даже принесть в жертву своего единственнаго наследника - сына.

      СЛОВО ШЕСТОЕ. Страшно проявление всемогущества и благости Божией в землетрясении. - Но день последняго суда будет еще страшнее. - Нужно бояться не землетрясения, а причины, его производящей. - Нужно сожалеть не о тех, которые огорчены, но о тех, которые грешат. - Возвращение к притче о богаче и Лазаре. - Сравнение житейских событий с представлением на театральной сцене. - В будущей жизни всякий явится тем, что он в действительности. - Благородство состоит не в знаменитости предков, а в добродетели. - Происхождение рабства. - Всемирный потоп. - Сравнение ковчега с Церковью. - Употребление вина для исцеления скорби. - В чем состоит истинное рабство. - В чем состоит истинное богатство. - Различныя степени праведников и грешников, но никто не без греха. - Добро и зло получают должное воздаяние.

      СЛОВО СЕДЬМОЕ. Огорчение при виде того, что многие из слушателей, не смотря на увещания проповедника, посещают конския ристалища. - Не смотря на тяжесть своей вины, пусть они не отчаиваются в возможности загладить свой грех покаянием. - Безсердечный богач - пример тех, которые следуют широким путем в жизни: Лазарь - пример тех, которые идут узким путем. - Великое различие цели, к которой каждый из них пришел по своей дороге. - В чем состоят истинныя блага. - Находящиеся в бедности и огорчении не должны считать себя несчастными. - Пропасть, отделяющая Лазаря и безсердечнаго богача в загробной жизни. - Заключение.


Полезная информация: